Реферат по предмету "Государство и право"


Общие суды в действующей судебной системе

План
1. Общие суды в действующей судебной системе, их звенья исудебные инстанции
2. Районный (городской) суд
3. Областные и Минский городской суды
4. Верховный суд
5. Военные суды
Список использованных источников
1. Общие суды в действующей судебной системе, ихзвенья и судебные инстанции
Судебнаясистема — закрепленная в законе совокупность взаимосвязанных между собой судов,организованных и действующих на общихконституционных принципах с учетом существующегоадминистративно-территориального устройства страны и возглавляемых ВерховнымСудом Республики Беларусь.
Всякая судебная система состоит изотдельных элементов и ступеней. каждая из которых обладает определенной суммойполномочий. Поэтому различают такие понятия, как «звено» судебнойсистемы и «судебная инстанция».
Понятие «звена» всудебной системе связано с определенным положением данного суда среди другихсудов и органов правосудия. Суды, наделенные одинаковой компетенцией, т.е. равнымобъемом прав и полномочий, относятся к одному звену судебной системы. Причемчисло звеньев, как правило, зависит от административно-территориальногоустройства государства. Поскольку оно предполагает многозвенность судебнойсистемы (скажем, в наших условиях 3-звенность: район и город; область; республика),то это порождает такие понятия, гак «нижестоящие» и «вышестоящие»суды. Однако в силу специфики судебной власти и правосудия эти категории весьмаусловны и относительны, поскольку один и тот жесуд может бытьвышестоящим по отношению к одним судам и нижестоящим по отношению к другим.
Кроме того, особенностью судебнойорганизации, вытекающей из независимости судей и подчинения их только закону,является то, что суды не находятся вообще в административном подчинении друг удруга. Даже вышестоящие суды, вплоть до Верховного Суда, не руководятнижестоящими судами, а лишь осуществляют судебный надзор, т.е. впредусмотренном законом порядке проверяют решения нижестоящих судов на предметих соответствия закону, всесторонности, объективности рассмотрения дел ивынесенных по ним решений. Они вправе принять к своему производству любоегражданское или уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, но руководить им,давать указания о том, как надлежало бы рассмотреть и разрешить то или иноеконкретное дело, они не вправе. По объему компетенции различаются суды первой,второй (или кассационной) и надзорной инстанции. В итоге судебно-правовойреформы мы, наверное, будем иметь еще одну — апелляционнуюинстанцию. Судебнаяинстанция не является звеном, ибо она отражает не место суда в судебнойсистеме, а определенный этап, стадию прохождения дела в суде. Проще говоря,судебное звено — это понятие из области судоустройства, а инстанция — судопроизводства.
Выделение судебных инстанцийобусловлено наличием в гражданском и уголовном процессах соответствующих стадийсудопроизводства, которые строго регламентированы уголовно-процессуальным (УПК)и гражданско-процессуальным (ГПК) кодексами Республики Беларусь. В последнеевремя появился еще один — Хозяйственно-процессуальный кодекс РеспубликиБеларусь.
Судами первой инстанции являютсятакие суды, которые рассматривают в судебных заседаниях отнесенные к ихкомпетенции гражданские и уголовные дела по существу, т.е. с непосредственнымисследованием доказательств и вынесением решений и приговоров. В этом качествемогут выступать все имеющиеся в республике суды.
Суды второй (кассационной) инстанциипроверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговорови решений по кассационным жалобам и кассационным протестам.
Судами надзорной инстанциивыступают те суды, которые проверяют правильность (т.е. прежде всего,законность, обоснованность и всесторонность) рассмотренных в судах первой ивторой инстанций дел и вступивших в законную силу приговоров и решений по ним. Ноделают это не по собственной инициативе, а по надзорным протестам определенныхдолжностных лиц — прокуроров и председателей соответствующего уровня судов.
Суды низшего звена судебнойсистемы (в наших условиях — районные, городские) действуют только в качествесуда первой инстанции, иными полномочиями они не наделены, ибо «под ними»никакого другого «низшего» звена нет. Вышестоящие суды могутвыполнять функции всех судебных инстанций, т.е. они могут быть судами первой,второй (кассационной) и надзорной инстанций.
Мировая практика знает и такуюсудебную инстанцию, как апелляционная, которая, согласно Концепции, должнапоявиться и у нас. Она обладает правом повторного пересмотра (проверки посуществу) вынесенных нижестоящими судами приговоров и решений. Введение такойинстанции явится дополнительной гарантией защиты прав и законных интересовграждан и субъектов хозяйствования, средством дальнейшего укрепления законности.
Важно подчеркнуть, что судебнаясистема организуется и действует на единых и общих конституционных принципах,обязательных для любого звена. Все суды, действующие на территории нашегогосударства, осуществляют правосудие от имени Республики Беларусь.
Концепция предполагает созданиеспециализированных составов судов для рассмотрения отдельных категорий дел,скажем, таких, как семейные, административные, земельные, трудовые, по деламнесовершеннолетних и т.д. Эта идея нашла свое практическое осуществление в Кодексе«О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и закрепленав Конституции Республики Беларусь (ст.109), где прямо указано, что «системасудов строится на принципах территориальности и специализации».
Особенность нашей судебной системызаключается в том, что все суды, включая военные, возглавляет Верховный Судреспублики, как высшее судебное звено и высшая судебная инстанция. Он не толькоосуществляет надзор за судебной деятельностью всех звеньев и видов судов вполном объеме, но на основании предоставленных ему Конституцией и другимизаконами полномочий дает обязательные для всех судов руководящие разъяснения,направляет судебную практику всех судов по загонному пути.
Исключение составляет системахозяйственных судов, для которых высшим судебным звеном и высшей инстанциейвыступает, согласно закону, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь иПленум этого суда.
Особое место в нашей судебнойсистеме занимает Конституционный Суд, учрежденный в соответствии с новойКонституцией Республики Беларусь. Некоторые ученые и практики склоняются ктому, что этот институт не связан с правосудием и является ключевым звеномконтрольных органов государства. Думается, однако, что такая точка зрения невыдерживает серьезной научной критики,
Правы И.И. Мартинович и М.И. Пастухов,которые в своей книге «Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь»пишут: «Как известно, наша Конституция относила Конституционный Суд корганам государственного контроля и надзора. Полагаем, что Конституционный Суд.хотя и выполняет контрольные функции в области обеспечения конституционнойзаконности, по сути, является органом судебной власти. В этом убеждаютследующие доводы. Во-первых, свою деятельность он осуществляет путемсудопроизводства при обязательном участии сторон. Во-вторых, завершаетсяпроцесс вынесения решения в форме заключения. В-третьих, Конституционный Суд,как и другие суды, при рассмотрении вопросов занимаем положение нейтральногоарбитра. В-четвертых, он, по общему правил), не выступает с инициативой впринятии вопросов к своему производству. В-пятых, свои решения основывает навысшем Законе — Конституции Республики Беларусь и международно-правовых актах,ратифицированных республикой. В отличие от контрольных органов, которые имеютсистему периферийных органов, Конституционный Суд представлен в единственномчисле». Еще один признак свидетельствует о принадлежности КонституционногоСуда к судебной власти, — это использование им в своих заседаниях заключенийэкспертов, специалистов, свидетельских показаний, письменных документов,Подтверждают судебную природу Конституционного Суда и первые шаги егопрактической деятельности, когда рассматривался ряд дел о конституционностинормативных актов. С принятием новой редакции Конституции дискуссиям на этотсчет положен конец. Конституция включила и законодательно закрепила положение отом, что Конституционный Суд входит в общую систему судов Республики Беларусь,и четко определила его место в этой системе и полномочия (ст.116).
Рассмотрение дел в соответствующейсудебной инстанции происходит по совершенно определенным процессуальнымправилам, закрепленным в законе, и с точно определенной целью.
По общему правилу каждое деломожет быть рассмотрено в двух инстанциях — первой и второй. Пересмотр (проверка)дела в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускаетсялишь в исключительных случаях.
Что же означает рассмотрение делапо первой инстанции? Это — разбирательство дела по существу (т.е. от начала доконца и непосредственно) с целью осуждения или оправдания подсудимого — поуголовному делу, и удовлетворения или отказа в иске — по гражданским делам. Делапо первой инстанции рассматриваются всеми судами в пределах своей компетенции,подавляющая часть которых приходится на районные, городские суды. Наиболеесложные и социально значимые дела рассматриваются вышестоящими судами, вплотьдо Верховного Суда.
Разбирательство дел по существухарактерно тем, что суд с участием сторон и других субъектов процессаанализирует доказательства и устанавливает все важные для дела факты. Этопроисходит с участием заинтересованных и других лиц, имеющих отношение кданному делу. В результате разбирательства уголовного дела суд выноситприговор, а по гражданскому делу — решение. Следует подчеркнуть, что в целяхобеспечения стабильности судебных актов, суд, вынесший решение или приговор, неможет сам ни изменить их, ни отменить.
Решения и приговоры судов поуголовным и гражданским делам вступают в законную силу спустя 10 суток после ихвынесения. В течение этого времени стороны могут подать жалобу, а прокурор — направитьпротест в вышестоящий суд. Ст.115 Конституции гласит: «Стороны и лица,участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и другихсудебных постановлений». Здесь содержится очень существенное новшество: еслираньше из этого правила делалось исключение для Верховного Суда, когда онвыступал в качестве суда первой инстанции, то теперь Конституция не допускаеткаких-либо отступлений от провозглашенного, принципа. Следовательно, решениеили приговор, вынесенные Верховным Судом, также подлежат обжалованию вустановленные законом сроки. Значит, наш законодатель последовательно идет попути демократизации уголовного и гражданского процессов, укрепления законностии защиты прав и интересов личности и общества.
К исключительному порядку проверкизаконности вынесения судами решений и приговоров относится рассмотрение (проверка)судебных дел в порядке судебного надзора. Как правило, решение или приговорвступают в законную силу, т.е. приобретают общеобязательность и обращаются кисполнению либо автоматически по истечении кассационного срока и отсутствиякассационной жалоба (протеста), либо если вторая инстанция, рассмотрев дело вкассационном порядке, признала их правильными и оставила без изменений.
Чтобы судебные акты сохранялистабильность, решения и приговоры, вступившие в законную силу; не могут бытьопровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Однако жизнь таит немалосложностей. Бывает, что и вступившие в законную силу судебные акты (даже послекассационной проверки) могут оказаться незаконными и необоснованными. Как быть?Как исправить ошибку? Для таких случаев закон предусмотрел особую процедурупересмотра судебных дел в порядке надзора.
Поскольку этот пересмотр касаетсяуже вступивших в законную силу судебных решений, он допускается лишь в исключительныхслучаях и по правилам, специально оговоренным в процессуальном законодательстве.Причем пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах областных(Минского городского) судов, в судебных коллегиях. Президиуме и ПленумеВерховного Суда Республики Беларусь, а также в Белорусском военном суде.
Порядок разбирательства принадзорном пересмотре дел имеет свои особенности. Оно осуществляется по особойпроцедуре, без участия заинтересованных в исходе дела лиц.
Таким образом, весь процесс надзорногопроизводства свидетельствует об особом характере контроля вышестоящих судов заправильностью осуществления правосудия нижестоящими судами, о егоисключительности.
В результате рассмотрения деланадзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованныесудебные акты, или отменить (изменить) незаконные судебные решения с передачейдела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса (например, состадии рассмотрения дела в суде первой инстанции), либо прекратить дело.
Судебные акты надзорных инстанций(постановления Президиума, Пленума Верховного Суда, Белорусского военного суда,определения коллегий) вступают в законную силу немедленно (с момента ихпринятия). Они могут быть опротестованы и проверены только в порядке судебногонадзора в вышестоящих инстанциях, кроме Пленума Верховного Суда. Поскольку нетболее высокой судебной инстанции, решение Пленума является окончательным.
Руководящая роль надзорнойинстанции та же, что и кассационной. Она выражается в праве надзорной инстанцииотменить или изменить судебный акт нижестоящего суда с указанием на егонеобоснованность или незаконность. Кроме того, надзорная инстанция можетрекомендовать нижестоящему суду пути надлежащего рассмотрения (разрешения) дела.
Используя кассационное и надзорноерассмотрение (проверку) дел нижестоящих судов, Верховный Суд Республики Беларусьтем самым осуществляет руководство судебной практикой (именно практикой, а несудами), поддерживая и укрепляя законность, защищая права и законные интересыличности, общества и государства, утверждая справедливость и правопорядок.2. Районный (городской) суд
Первым и основным звеном судебнойсистемы, как и ранее, являются районные (городские) суды (прежде они назывались«народными» судами). Они образуются, как правило, в каждомадминистративном районе или городе, не имеющем районного деления. Закондопускает, что в порядке исключения может быть образован один суд на район игород. Районный (городской) суд территориально наиболее приближен к населению,и поэтому именно в этот суд люди обращаются в первую очередь за судебнойзащитой своих нрав и законных интересов.
Являясь низшим звеном судебнойсистемы и действуя только в качестве суда первой инстанции, этот судрассматривает основную массу гражданских и уголовных дел, поступающих всудебные органы. Именно на него падает основная нагрузка в осуществлении задачправосудия и проведения среди населения общественно-массовой работы попредупреждению правонарушений и правовому воспитанию граждан, по оказаниюправовой и методической помощи товарищеским судам и т.д. Понятно, что отуспешного выполнения этими судами своих функций и задач во многом зависитпостановка в целом всего дела правосудия в республике, эффективность борьбы спреступностью и правонарушениями, воспитание законопослушания, формированиеправового сознания и правовой культуры населения.
Сеть районных (городских) судов иколичество судей устанавливаются Президентом Республики Беларусь попредставлению министра юстиции и Председателя Верховного Суда.
В нашей республике в одномрайонном (городском) суде работает от одного до шести судей. Примерно половинасудов с одним судьей, или т. н. однокомплектные, другая половина судов — многокомплектные,где число судей более одного. Во втором случае закон предусматривает назначениене только председателя суда, но и его заместителя, что производится указамиПрезидента Республики Беларусь.
В компетенцию районных (городских)судов входит рассмотрение практически всех уголовных дел, за исключением дел,отнесенных законом к ведению вышестоящих и военных судов. Так, районный (городской)суд не вправе рассматривать такие дела, как дела о государственныхпреступлениях, умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищенияхимущества в особо крупных размерах и некоторые другие. Ему же подсудны всекатегории гражданских дел, подведомственные судебным органам (ст.112 ГПК РБ). Ккомпетенции этих судов отнесено также рассмотрение дел об административныхправонарушениях (дела о мелком хулиганстве, по жалобам на неправильности всписках избирателей, на действия административных органов в связи с наложениемштрафа и др.).
Дела о малозначительныхпреступлениях и имущественных спорах на незначительные суммы районные (городские)суды при определенных обстоятельствах могут направлять на рассмотрениетоварищеских судов.
Кодекс о судоустройствепредусматривает, как и было заложено в Концепции, возможность образования врайонных (городских) судах (как и в судах более высокого уровня) специализированныхсоставов для рассмотрения отдельных категорий дел (семейных, дел онесовершеннолетних и др.).
Важно отметить, что деятельностьрайонных (городских) судов не ограничивается осуществлением правосудия, хотяэто — главное в их работе. Суды проводят большую и разнообразнуюобщественно-массовую работу среди населения. Это отчеты судей перед населением,трудовыми коллективами и на сессиях Советов, лекции, доклады и беседы направовые темы, контроль за поведением лиц, переданных на поруки и условноосужденных, оказание правовой и методической помощи товарищеским судам и др.
Важным и ответственным участкомработы районного (городского) суда является прием посетителей, рассмотрениежалоб и заявлений граждан.3. Областные и Минскийгородской суды
Вторым, или средним, звеном всудебной системе Республики Беларусь выступают областные, Минский городской суд.Уступая районным судам по количеству рассматриваемых по первой инстанции дел,они принимают к своему производству дела о наиболее опасных преступлениях исложных гражданско-правовых спорах. Но главное назначение этих судов состоит восуществлении надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов,исправление допускаемых ими ошибок, руководство судебной практикой.
Областной (Минский городской) судизучает судебную практику и оказывает помощь районным, городским судам вправильном применении ими законодательства, координируя эту деятельность сотделом юстиции исполкома областного (Минского городского) Совета.
Областной (Минский городской) судсостоит из председателя, его заместителей, членов суда и действует в составесудебных коллегий и президиума. Количественный состав их устанавливаетсяПрезидентом Республики Беларусь по совместному представлению министра юстиции ипредседателя Верховного Суда Республики Беларусь и зависит от объемавыполняемой судебной работы. Наряду с коллегиями по уголовным, гражданскимделам (традиционные структуры), закон допускает образование составов судов,специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел. Члены суда сучетом объема работы и квалификаций распределяются по коллегиям председателемсуда и утверждаются президиумом.
По совместному представлениюминистра юстиции, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь ипредседателей областных (Минского городского) судов Президент РеспубликиБеларусь определяет количественный и персональный состав президиума областного(Минского городского) суда (председатель, его заместители, судьи). В заседаниипрезидиума, как гласит закон, вправе участвовать прокурор области (г. Минска).
Областной (Минский городской) судявляется судом первой, второй (кассационной и надзорной) инстанций. В качествесуда первой инстанции он рассматривает отнесенные к его компетенции уголовные игражданские дела. Областному суду подсудны уголовные дела повышеннойобщественной опасности. В отношении гражданских дел закон не устанавливаеткаких-либо ограничений. Поэтому он вправе изъять из районных, городских судов,находящихся на территории области, любое гражданское дело и, учитывая егосложность и общественное значение, принять к своему производству в качествесуда первой инстанции. Такое же право принадлежит областному суду и поуголовным делам, относящимся к компетенции районного (городского) суда. Вслучае вторичной отмены приговора или решения районного, городского судаобластной суд также принимает дело к своему рассмотрению по первой инстанции.
Приговоры и решения, вынесенныеобластным судом, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховный СудРеспублики Беларусь.
Действуя в качестве суда второй (кассационной)инстанции, областной суд рассматривает жалобы и протесты на решения, приговоры,определения и постановления районных (городских) судов, не вступивших взаконную силу, и выносит кассационные определения. Таким образом, областной (Минскийгородской) суд имеет возможность активно влиять на судебную практику районных,городских судов, обеспечивать правильное отправление правосудия.
Судебная коллегия областного судадействует как первая и вторая (кассационная) инстанция.
Президиум областного суда — это,прежде всего, надзорная инстанция, рассматривающая в порядке судебного надзорапротесты Генерального Прокурора Республики Беларусь, Председателя ВерховногоСуда Республики Беларусь и их заместителей, прокурора области и председателяобластного суда на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения ипостановления районных (городских) судов и на кассационные определения судебныхколлегий данного суда. Кроме того, президиум направляет работу судебныхколлегий и аппарата областного суда, обобщает материалы изучения судебнойпрактики, оказывает помощь районным (городским) судам в правильном примененииими законодательства, координируя эту деятельность с отделом юстиции исполкомаобластного Совета депутатов.
Общее руководство работойосуществляет председатель суда, а также заместители, возглавляющиесоответствующие коллегии.4. Верховный суд
Верховный Суд Республики Беларусьвозглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляетправосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административныхправонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов иреализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Верховный Суд Республики Беларусьсостоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителейПредседателя Верховного Суда Республики Беларусь. Количество заместителейПредседателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется ПрезидентомРеспублики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда РеспубликиБеларусь.
Верховный Суд Республики Беларусьдействует в составе:
Пленума Верховного Суда РеспубликиБеларусь;
Президиума Верховного СудаРеспублики Беларусь;
судебной коллегии по гражданскимделам Верховного Суда Республики Беларусь;
судебной коллегии по уголовнымделам Верховного Суда Республики Беларусь;
судебной коллегии по деламинтеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;
Военной коллегии Верховного СудаРеспублики Беларусь.
При необходимости ПрезидентомРеспублики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда РеспубликиБеларусь в Верховном Суде Республики Беларусь могут образовываться кассационнаясудебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии дляспециализированного рассмотрения дел.
Количественный состав судейВерховного Суда Республики Беларусь устанавливается Президентом РеспубликиБеларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Верховный Суд Республики Беларусь:
рассматривает в пределах своейкомпетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновьоткрывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядкенадзора дела об административных правонарушениях;
может рассматривать в соответствиис законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовныедела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;
вносит в Конституционный Суд РеспубликиБеларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
изучает и обобщает судебнуюпрактику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросамприменения законодательства;
осуществляет контроль заисполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь;
оказывает помощь судьям общихсудов по применению законодательства;
разрабатывает предложения по совершенствованиюзаконодательства;
изучает деятельность общих судов,заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей общихсудов о деятельности соответствующих судов;
решает в пределах своейкомпетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь,а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными имеждународными организациями;
осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательными актами.
Председатель Верховного СудаРеспублики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласияСовета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судейВерховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.
Председатель Верховного СудаРеспублики Беларусь:
организует деятельность ВерховногоСуда Республики Беларусь и иных общих судов;
утверждает персональный составэкзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов надолжности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалификационныхэкзаменов;
созывает Пленум Верховного СудаРеспублики Беларусь, организует работу Президиума Верховного Суда РеспубликиБеларусь и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрениеПленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь вопросы, отнесенные ких ведению;
вносит представления ПрезидентуРеспублики Беларусь по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящимКодексом;
вносит на утверждение ПленумаВерховного Суда Республики Беларусь представления по составу судебных коллегийВерховного Суда Республики Беларусь;
руководит работой по изучению иобобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
организует работу по осуществлениюконтроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда РеспубликиБеларусь;
формирует судебные составы длярассмотрения дел;
назначает судей в качествепредседательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности междусудьями;
вправе председательствовать взаседаниях судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь;
вправе истребовать из нижестоящихсудов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия ихк своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;
распределяет обязанности междупервым заместителем и заместителями Председателя Верховного Суда РеспубликиБеларусь;
осуществляет общее руководствоаппаратом Верховного Суда Республики Беларусь, назначает на должности иосвобождает от должностей работников аппарата Верховного Суда РеспубликиБеларусь;
выносит на рассмотрение ПленумаВерховного Суда Республики Беларусь представления о несоответствиипостановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащихразъяснения, законодательству;
вносит Президенту РеспубликиБеларусь, в Совет Министров Республики Беларусь и иные государственные органыпредложения по совершенствованию законодательства, а также по устранениюнарушений законодательства;
представляет Верховный СудРеспублики Беларусь в отношениях с государственными органами, инымиорганизациями, в том числе иностранными и международными;
ведет личный прием граждан,организует работу Верховного Суда Республики Беларусь по приему граждан ирассмотрению обращений граждан;
осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательными актами.
Председатель Верховного СудаРеспублики Беларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции,не связанным с судопроизводством.
Председатель Верховного СудаРеспублики Беларусь вправе принимать
участие в заседаниях палатНационального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях СоветаМинистров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственныхорганов, заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Первый заместитель ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусьпо представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числасудей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.
Первый заместитель ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь:
осуществляет полномочияПредседателя Верховного Суда Республики Беларусь в его отсутствие, в случаеневозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению;
вправе по поручению ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь председательствовать в заседаниях Пленума иПрезидиума Верховного Суда Республики Беларусь;
вправе председательствовать взаседаниях судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь;
организует работу структурныхподразделений аппарата Верховного Суда Республики Беларусь в соответствии сраспределением обязанностей;
ведет личный прием граждан;
организует работу по повышениюквалификации судей и работников аппаратов общих судов;
осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательными актами.
Первый заместитель Председателя ВерховногоСуда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палатНационального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях СоветаМинистров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственныхорганов, заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Заместители ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусьпо представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числасудей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.
Заместители ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь:
возглавляют работу судебныхколлегий Верховного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределениемобязанностей;
председательствуют в заседаниях судебныхколлегий Верховного Суда Республики Беларусь и назначают председательствующимисудей соответствующих судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь;
вправе по поручению ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь председательствовать в заседаниях Пленума иПрезидиума Верховного Суда Республики Беларусь;
организуют изучение и обобщениесудебной практики и ведение судебной статистики;
руководят работой структурныхподразделений аппарата Верховного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределениемобязанностей;
информируют Пленум Верховного СудаРеспублики Беларусь о деятельности возглавляемых ими коллегий Верховного СудаРеспублики Беларусь;
ведут личный прием граждан;
осуществляют иные полномочия всоответствии с законодательными актами.
Заместители ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палатНационального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях СоветаМинистров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственныхорганов, заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
В случае отсутствия ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь и первого заместителя ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь или при невозможности исполнения ими своихобязанностей полномочия Председателя Верховного Суда Республики Беларусьосуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда РеспубликиБеларусь в соответствии с распределением обязанностей.
В состав Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь входят Председатель Верховного Суда Республики Беларусь,первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда РеспубликиБеларусь, судьи Верховного Суда Республики Беларусь, председатели областных (Минскогогородского), Белорусского военного судов.
В заседаниях Пленума ВерховногоСуда Республики Беларусь вправе принимать участие:
Президент Республики Беларусь иего представители;
председатели палат Национальногособрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председателипостоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь;
Премьер-министр РеспубликиБеларусь и его заместители;
Председатель Конституционного СудаРеспублики Беларусь и его заместитель;
Председатель ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь и его заместители;
Генеральный прокурор РеспубликиБеларусь и его заместители;
Министр юстиции РеспубликиБеларусь и его заместители.
В заседаниях Пленума ВерховногоСуда Республики Беларусь по приглашению Председателя Верховного Суда РеспубликиБеларусь могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета приВерховном Суде Республики Беларусь, представители государственных органов,общественных объединений и научных учреждений.
Пленум Верховного Суда РеспубликиБеларусь:
рассматривает материалы обобщениясудебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкованияобщим судам разъяснения по вопросам применения законодательства;
принимает решения о приведениипостановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признанныхКонституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие сКонституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами,ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указамиПрезидента Республики Беларусь;
рассматривает представленияПредседателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановленийПленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения,законодательству;
рассматривает вопросы о внесениипредложений по совершенствованию законодательства;
заслушивает председателей судебныхколлегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых имисудебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практикеприменения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума ВерховногоСуда Республики Беларусь по применению законодательства;
избирает по представлениюПредседателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного СудаРеспублики Беларусь секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь,который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;
утверждает по представлениюПредседателя Верховного Суда Республики Беларусь составы судебных коллегийВерховного Суда Республики Беларусь;
утверждает по представлению ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь;
избирает квалификационную коллегиюсудей Верховного Суда Республики Беларусь из числа членов Пленума ВерховногоСуда Республики Беларусь, а также председателя и заместителя председателяквалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь из числачленов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности квалификационнойколлегии судей Верховного Суда Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательными актами.
По вопросам, отнесенным к егокомпетенции, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принимает постановления.
Пленум Верховного Суда РеспубликиБеларусь созывается Председателем Верховного Суда Республики Беларусь (в егоотсутствие — первым заместителем Председателя Верховного Суда РеспубликиБеларусь) по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
О времени созыва ПленумаВерховного Суда Республики Беларусь и вопросах, вносимых на его рассмотрение,уведомляются члены Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также лица,указанные в части второй статьи 50 настоящего Кодекса.
Пленум Верховного Суда РеспубликиБеларусь правомочен решать вопросы при наличии большинства членов ПленумаВерховного Суда Республики Беларусь.
В обсуждении вопросов могутучаствовать лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда РеспубликиБеларусь.
Для подготовки проектапостановления, содержащего разъяснения, Пленум Верховного Суда РеспубликиБеларусь в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членовПленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также лиц, принимающих участие вработе Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Постановления Пленума ВерховногоСуда Республики Беларусь принимаются открытым голосованием большинством голосовот общего числа присутствующих на заседании членов Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь. Члены Пленума Верховного Суда Республики Беларусь невправе воздерживаться от голосования при принятии решений.
Постановления Пленума ВерховногоСуда Республики Беларусь подписываются председательствующим на заседании исекретарем Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Секретарь Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь осуществляет организационную работу по подготовке заседанийПленума Верховного Суда Республики Беларусь, обеспечивает ведение протокола, атакже проводит работу, необходимую для исполнения постановлений, принятыхПленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Правила подготовки, порядок проведениязаседаний Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, оформления его актов иконтроля за их исполнением устанавливаются Регламентом Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь.
Президиум Верховного СудаРеспублики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного СудаРеспублики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя ВерховногоСуда Республики Беларусь и судей Верховного Суда Республики Беларусь вколичестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь.
Персональный состав ПрезидиумаВерховного Суда Республики Беларусь утверждается Президентом РеспубликиБеларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
По приглашению Председателя ВерховногоСуда Республики Беларусь в заседании Президиума Верховного Суда РеспубликиБеларусь могут принимать участие судьи и работники аппаратов общих судов, атакже иные лица.
Президиум Верховного СудаРеспублики Беларусь:
рассматривает в пределах своей компетенциив порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские иуголовные дела;
рассматривает материалы изучения иобобщения судебной практики и судебной статистики, а также проектыпостановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда РеспубликиБеларусь;
рассматривает ходатайства опроверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания ихобоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд РеспубликиБеларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второйстатьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
рассматривает вопросы организацииработы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда РеспубликиБеларусь, председателей и судей нижестоящих общих судов;
заслушивает председателей судебныхколлегий Верховного Суда Республики Беларусь и председателей нижестоящих общихсудов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного СудаРеспублики Беларусь, судов;
осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательными актами.
По вопросам, отнесенным к егокомпетенции, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь принимаетпостановления.
Президиум Верховного СудаРеспублики Беларусь созывается Председателем Верховного Суда РеспубликиБеларусь (в его отсутствие — первым заместителем Председателя Верховного СудаРеспублики Беларусь) по мере необходимости.
Президиум Верховного СудаРеспублики Беларусь правомочен решать вопросы при наличии большинства членовПрезидиума Верховного Суда Республики Беларусь.
Постановления ПрезидиумаВерховного Суда Республики Беларусь принимаются открытым голосованиембольшинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членовПрезидиума Верховного Суда Республики Беларусь и подписываются председательствующимна заседании. Члены Президиума Верховного Суда Республики Беларусь не вправевоздерживаться от голосования при принятии решений.
Процессуальный порядокрассмотрения Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь судебных делустанавливается законом.
Порядок обсуждения на заседанииПрезидиума Верховного Суда Республики Беларусь вопросов, не связанных срассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Президиума Верховного СудаРеспублики Беларусь, принимаемым Президиумом Верховного Суда РеспубликиБеларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
В Верховном Суде РеспубликиБеларусь создаются судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь изчисла судей Верховного Суда Республики Беларусь.
Составы судебных коллегийВерховного Суда Республики Беларусь утверждаются Пленумом Верховного СудаРеспублики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда РеспубликиБеларусь.
Судебные коллегии Верховного СудаРеспублики Беларусь возглавляют председатели — заместители ПредседателяВерховного Суда Республики Беларусь.
Председатель Верховного СудаРеспублики Беларусь или первый заместитель Председателя в необходимых случаяхвправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегийВерховного Суда Республики Беларусь, к рассмотрению дел, отнесенных ккомпетенции другой судебной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.
Судебные коллегии Верховного СудаРеспублики Беларусь рассматривают в пределах своей компетенции в качестве судапервой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствамгражданские и уголовные дела, за исключением судебной коллегии по деламинтеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, котораярассматривает в пределах своей компетенции гражданские дела в качестве судапервой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегииВерховного Суда Республики Беларусь могут рассматривать в соответствии сзаконодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовныедела в апелляционном порядке, в кассационном порядке.
Судебные коллегии Верховного СудаРеспублики Беларусь по направлениям своей деятельности изучают и обобщаютсудебную практику общих судов, анализируют судебную статистику, разрабатываютпредложения по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочияв соответствии с законодательными актами.
При Верховном Суде РеспубликиБеларусь создается Научно-консультативный совет, положение о которомутверждается Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Персональный составНаучно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда РеспубликиБеларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.5. Военные суды
Военные суды входят в системуобщих судов. Это бывшие трибуналы.
Трибунал (от лат. tribunal) — судилище,судебная коллегия; чрезвычайный или специализированный суд, например, военный.
Постановлением Верховного СоветаРеспублики Беларусь от 16 января 1992 года военные трибуналы были переименованыв военные суды и явились частью системы общих судов, а поэтому приосуществлении правосудия действовали на основе того же законодательства, что идругие суды, входящие в систему Республики Беларусь. Статьи, закрепленные вкодексе «О судоустройстве и статусе судей», четко регламентируютпорядок образования военных судов, их систему, подсудность, полномочия.
Система военных судов двухзвенная:
межгарнизонный военный суд;
Белорусский военный суд, в составекоторого образуются, судебные коллегии.
Однако высшим звеном системывоенных судов является Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь. Военнымсудам подсудны:
1) дела о преступлениях,совершенных военнослужащими, а также военнослужащими во время прохождения имивоенных сборов;
2) дела о всех преступлениях,совершенных лицами офицерского состава;
3) дела о преступлениях противустановленного прядка несения службы, совершенными лицами начальствующегосостава исправительно-трудовых учреждений;
4) все дела о шпионаже.
Основным звеном системы военныхсудов являются межгарнизонные военные суды, которые являются судами первойинстанции. Образуются они Президентом, В состав межгарнизонных судов входят:
а) председатель суда;
б) заместители председателя;
в) судьи.
Количество судей для каждогомежгарнизонного суда с учетом численности и дислокации военных частейВооруженных сил Республики Беларусь определяется Президентом по представлениюминистра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.
Межгарнизонные суды правомочнырассматривать как гражданские, так и уголовные дела.
Второе звено системы военных судов- это Белорусский военный суд, который наделен широкими полномочиями: онрассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, впорядке надзора, в случае, когда он не рассматривал дело в кассационном порядкеи по вновь открывшимся обстоятельствам.
В составе Белорусского военногосуда образуются военные коллегии, в которые входят судьи этого же суда.
Судебные коллегии рассматриваютдела в качестве суда первой инстанции в кассационном, надзорном порядке и повновь открывшимся обстоятельствам.
Высшей судебной инстанцией системывоенных судов является Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь. Коллегияутверждается Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Аппарат коллегииутверждается постановлениями Верховного Суда и Министром обороны.
Подсудны дела исключительнойважности, дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала(адмирала), а также занимающие должности командира соединений и выше.
Состав военной коллегии включает: председателя,его заместителей, судьи Верховного Суда.
Правовой и социальный статус судейвоенных судов такой же, как и статус судей всех судов, входящих в судебнуюсистему Республики Беларусь. Он определяется кодексом «О судоустройстве истатусе судей».
В Белорусском военном суде и шестимежгарнизонных судах трудится 28 судей.
Список использованных источников
1.        Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениямипринятыми на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004года) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск,2008.
2.        Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от29 июня 2006 г. N 139-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2006 N198-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2008.
3.        Борико С.В. Судоустройство: Учебник. — Минск: Амалфея, 2000. — 304 с.
4.        Гавриленко В.Г. Судоустройство / В.Г. Гавриленко; Институт экономики НАНБеларуси. — Минск: Право и экономика, 2006. — 124 с.
5.        Судоустройство Республики Беларусь: Практическое пособие (изд.2-еисправленное) / Л.Г. Максимов, Л.П. Максимова. — Минск: ОО «Молодежноенаучное общество», 2006. — 134 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.