Реферат по предмету "Государство и право"


Новый порядок возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем

КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Трудовое право»
Тема:
«Новый порядок возмещениявреда, проченного трудовым увечьем»

Содержание
 
Введение
Глава 1. Новый порядоквозмещения вреда, причиненного трудовым увечьем
Глава 2. Виды и размерывыплат в качестве возмещения вреда
Глава 3. Документы,необходимые для получения выплат по возмещению вреда
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Отношения повозмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеваниемлибо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовыхобязанностей, регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Обобязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний».
Этим законом,вступившим в силу с января 2000 года, порядок возмещения вреда гражданам,пострадавшим при исполнении трудовых обязанностей, переведен на страховыепринципы.
Новыесоциально-экономические условия жизни России, движение к рыночным отношениям,демократизация общества и децентрализация механизмов управления народнымхозяйством настоятельно диктуют необходимость изменения способов социальнойзащиты работающих. Согласно Закону работодатель обязан возмещать причиненныйработнику ущерб (полностью или частично) с помощью страховщика.
Право нажизнь и здоровье – это неотъемлемые гражданские права, поэтому глава 59Гражданского кодекса РФ под названием «Обязательства вследствие причинениявреда» регулирует правоотношения в этой области. Возмещение вреда, причиненногожизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств можетрегулироваться специальной нормой, если этой нормой предусмотрен более высокийразмер ответственности, говорится в ст. 1084 Гражданского кодекса РФ. В точномсоответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и был принят Закон РФ от24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний», который регулирует порядоквозмещения вреда при наличии трудовых отношений. Зачем же был нужен этот закони что изменилось с его принятием?
В 90-е годыпрошлого столетия, когда наметились существенные изменения вобщественно-экономическом устройстве Российской Федерации, когда собственностьот государства стала переходить в частные руки, возникла проблема возмещениявреда работникам, пострадавшим на ликвидирующихся, обанкротившихся предприятияхи в организациях. «Правила возмещения работодателями вреда, причиненногоработникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждениемздоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей», утвержденныепостановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992г. №4214-1 не обеспечивалисоциальной защиты пострадавших. Законодатель в ст.32 вышеупомянутых Правил от24.12.1992 г. пытался решить эту проблему, но до конца так и не решил, механизмареализации не разработал, не определил – кто является органом государственногострахования (Фонд социального страхования стал государственной структуройтолько в 1994 году; Госстрах, правопреемником которого стал АО «Росгосстрах»разработал в 1995 г. методику капитализации средств ликвидируемых предприятий,принимал на себя обязанности по выплате сумм возмещения вреда, но не был всостоянии обеспечить выплаты за полностью обанкротившиеся предприятия). Суды,по конкретным делам, выносили решения о взыскании сумм возмещения вредагражданам, ликвидированных предприятий с Фонда социального страхования – одногоиз 4 внебюджетных фондов, занимавшихся в 90-е годы обязательным социальнымстрахованием (Пенсионный фонд, Фонды обязательного медицинского страхования,Фонд социального страхования, Фонд занятости). Законом от 24.07.1998 года№125-ФЗ были отменены «Правила возмещения работодателями вреда…» и проблемавозмещения вреда гражданам, пострадавшим на ликвидированных, несостоятельныхпредприятиях решена.
Итак, в данной работе предполагается рассмотрениенового порядка возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем. Таким образом,предметом нашего внимания в рассматриваемой теме станут следующие вопросы: 1. Новый порядок возмещениявреда, причиненного трудовым увечьем в связи с изменением законодательства. 2. Виды и размерывыплат по возмещению вреда, причиненного трудовым увечьем. 3. Документы, необходимыедля получения выплат по возмещению вреда.
Обоснованиемактуальностивыбранной темы является то, что принятый федеральный закон до сих порвоспринимается сторонами трудовых отношений крайне неоднозначно, вызываямногочисленные споры. Объектом исследования курсовой работы является изучениеспорных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненным трудовым увечьем.
Соответственно,предметом исследования данной курсовой работы являются положения ФЗ «Об обязательномсоциальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний», непосредственно связанных с возмещением вреда, причиненнымтрудовым увечьем.
Главнымицелями и задачамиэтого исследования является изучение нового порядкавозмещения вреда, а также рассмотрение вопросов, связанных с ним.
Поставленныезадачи обуславливают структуру курсовой работы, которая состоит из введения,трех глав, раскрывающих сущность изучаемого понятия: Глава 1. Новый порядоквозмещения вреда, причиненного трудовым увечьем в связи с изменениемзаконодательства. Глава 2. Виды и размеры выплат по возмещению вреда. Глава 3. Документы,необходимые для получения выплат по возмещению вреда.
Немаловажноезначение имеет заключение по исследованию, так как оно содержит краткоеобобщение изложенного материала, а также выводы, построенные на его основании.

Глава 1. Новый порядок возмещения вреда, причиненноготрудовым увечьем
Возмещениевреда, причиненного работнику трудовым увечьем, профессиональным заболеваниемлибо иным повреждением здоровья при исполнении им трудовых обязанностей, до2000 года было прямой обязанностью работодателя. При установлении работникуинвалидности и степени утраты трудоспособности работодатель был обязанвозместить причиненный ущерб в виде выплаты единовременного пособия, возмещенияутраченного заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, а такжевозместить дополнительные расходы и моральный вред.
Принятый24.07.98 Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее –Закон или № 125-ФЗ) изменил действующий порядок возмещения вреда работнику,переведя его на принципы социального страхования.
Переход кстрахованию от несчастных случаев был направлен на постепенное введение новойсистемы путем предварительной регистрации страхователей, учета лиц, которымдолжно быть предоставлено право на получение обеспечения по страхованию,передачи страховщику по установленной им форме сведений об указанных лицахстрахователями и страховыми организациями, а также организационной работы поподготовке осуществления обязательного социального страхования от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Что жепроизошло с принятием Закона, освободил ли законодатель причинителей вреда отобязанности возмещать вред работникам? Многие работодатели именно так понялиновый Закон – теперь можно не беспокоиться за охрану труда, все равно Фондсоциального страхования будет рассчитываться по всем несчастным случаям напроизводстве, на Фонд возложена ответственность за возмещение вреда. Этобольшая ошибка, которая, на мой взгляд, свидетельствует о непониманииэкономической составляющей Закона и не способствует снижению профессиональногориска на предприятиях.
Согласнодействующей и действовавшей долгое время концепции, обязанность предприятиявозмещать работнику вред, причиненный необеспечением безопасных условий труда,являлась деликтным обязательством, т.е. обязательством, возникающим в связи сзакреплением в законе ответственности за совершения правонарушения.
Согласнодействующему законодательству, на работодателе лежит обязанность обеспечитьздоровые и безопасные условия труда. Обязанности работодателя по обеспечениюбезопасных условий и охраны труда определены ст. 212 ТК РФ, а именно:«Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются наработодателя.
Работодательобязан обеспечить:
·    безопасностьработников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлениитехнологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов,сырья и материалов;
·    применениесертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
·    режимтруда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иныминормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
·    приобретениеи выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды,специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих иобезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам,занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также наработах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
·    обучениебезопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощипострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда,стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
·    недопущениек работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж поохране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
·    организациюконтроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также заправильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективнойзащиты;
·    проведениеаттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификациейорганизации работ по охране труда;
·    вслучаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативнымиправовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведениеза счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении наработу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров(обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников,внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрическихосвидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациямис сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на времяпрохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательныхпсихиатрических освидетельствований;
·    недопущениеработников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательныхмедицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрическихосвидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
·    информированиеработников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске поврежденияздоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
·    предоставлениефедеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда,федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведениегосударственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства ииных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральныморганам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору вустановленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдениемтрудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
·    принятиемер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровьяработников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказаниюпострадавшим первой помощи;
·    расследованиеи учет в установленном Кодексом, другими федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний;
·    санитарно-бытовоеи лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии стребованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочемместе, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложноймедицинской помощи;
·    беспрепятственныйдопуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти,уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фондасоциального страхования Российской Федерации, а также представителей органовобщественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследованиянесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
·    выполнениепредписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти,уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, ирассмотрение представлений органов общественного контроля в установленныенастоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
·    обязательноесоциальное страхование работников от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;
·    ознакомлениеработников с требованиями охраны труда;
·    разработкуи утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетоммнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иногоуполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Кодексадля принятия локальных нормативных актов;
·    наличиекомплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда всоответствии со спецификой своей деятельности[1].
Поэтому, еслинесчастный случай происходит по вине работодателя, а именно вследствиенесоблюдения им вышеуказанных требований, то даже в этом случае не стоитсмешивать ответственность работодателя за нарушение охраны труда и возмещениевреда работнику. Потому что с принятием Закона круг субъектов взаимоотношенийпо возмещению вреда расширился. Между работодателем – причинителем вреда и егопострадавшим работником законодатель ввел посредника – Фонд социальногострахования. Права и обязанности субъектов правоотношений по возмещению вредараспределились следующим образом: работодатель обязан состоять на учете висполнительных органах Фонда социального страхования, уплачивать страховыевзносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производствеи профзаболеваний, передавать страховщику документы по несчастным случаям(профзаболеваниям) для назначения страховых выплат в счет частичного илиполного возмещения вреда;
Фондсоциального страхования обязан вести учет страхователей, собирать и учитыватьстраховые взносы, принимать документы по страховым случаям, производить расчети выплату страховых сумм гражданам, пострадавшим при исполнении трудовыхобязанностей; работник обязан соблюдать правила по охране труда, выполнять рекомендациипо медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
Закон неосвобождает работодателя от ответственности за возмещение вреда, а лишьизменяет направление финансовых потоков и, тем самым, обеспечивает социальнуюзащиту работников, которые получают суммы возмещения вреда из «единого кармана»,независимо от наличия средств на счетах предприятия-причинителя вреда. Трудовойкодекс РФ в ст.22 под названием «Основные права и обязанности работодателя»,вступившим в силу с февраля 2003 года, подчеркивает, что работодатель обязанвозмещать вред, причиненный работникам, в связи с исполнением ими трудовыхобязанностей. Порядок возмещения вреда работодателем определен Законом, которыйпришел на смену «Правилам возмещения работодателем вреда…». Фонду социальногострахования отведена роль плательщика, который собирает средства, учитывает их,производит расчет и выплаты по представлению работодателя и в соответствии сЗаконом.
На мой взглядявляется ошибочным утверждение, что с принятием Закона Фонд социального страхования(некоммерческое финансово-кредитное учреждение) стал правопреемникомработодателей.
Во-первых, все расходы по выплатам пострадавшим работникам,относятся на конкретного работодателя. Размер страховых выплат и количествостраховых случаев определяет размер страховых взносов на страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ПравительствоРФ формирует классификацию отраслей (подотраслей) экономики по классампрофессионального риска; Федеральным законом каждому классу профессиональногориска, а, следовательно, и организациям, входящим в этот класс, определяетсяразмер страхового тарифа; исполнительными органами Фонда на местах определяетсяразмер надбавки или скидки к страховому тарифу).
Во-вторых, в случае ликвидации предприятия суммы возмещениявреда, подлежащие выплате пострадавшему в будущем, подлежат капитализации.Капитализированные средства предназначены для удовлетворения требованийграждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность запричинение вреда жизни или здоровью и лицам, имеющим право на получениестраховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступлениястраховых случаев. Суммы капитализируемых платежей рассчитываются донаступления возраста дожития указанных лиц и подлежат выплате этим лицамединовременно, либо передаются Фонду социального страхования для продолженияповременных платежей.
В-третьих, 20% страховых взносов, перечисленныхработодателем в Фонд социального страхования, подлежат использованию работодателемдля выполнения мероприятий по предупреждению производственного травматизма ипрофзаболеваемости, за вычетом расходов, произведенных на выплату страховыхсумм пострадавшим.
Болееполумиллиона граждан Российской Федерации, пострадавших в результате несчастныхслучаев на производстве, получают страховые выплаты в счет возмещенияпричиненного вреда. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что перваязадача, поставленная Законом, успешно решена – граждане, пострадавшие врезультате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийполучают возмещение вреда, а также получают дополнительные виды помощи,нуждаемость в которых определена программами реабилитации пострадавших.
В случае,когда страховые выплаты, предусмотренные ст.8 Закона, недостаточны для того,чтобы полностью возместить причиненный ущерб – разницу между страховымвозмещением и фактическим размером ущерба возмещает причинитель вреда изсобственных средств (ст.1072 ГК РФ), например, только за счет средствработодателя-причинителя вреда возмещаются расходы на компенсацию моральноговреда, расходы на погребение умершего работника и пр.
Итак,основная часть расходов по возмещению вреда гражданам, пострадавшим приисполнении трудовых обязанностей, производится за счет страховых взносов,начисляемых работодателем на заработную плату работников и уплачиваемыхстраховщику. В отличие от других видов обязательного социального страхования(пенсионное, обязательное медицинское страхование, государственное социальноестрахование) размер страховых взносов на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не одинаковдля всех страхователей, а устанавливается индивидуально каждому работодателю изависит от уровня профессионального риска основной деятельности предприятия,организации и качества работы по охране труда. Таким образом, работодателимогут уменьшить размер обязательных отчислений в Фонд социального страхованияРоссийской Федерации путем снижения профессионального риска и снижения уровняпроизводственного травматизма и профзаболеваемости. Такая задача сформулированаст.1 №125-ФЗ,решение которой возложено и на работодателей, и на страховщика. Финансовыемеханизмы по сокращению производственного травматизма, по формированию экономическойзаинтересованности работодателя в снижении профессионального риска, на нашвзгляд, эффективно действуют и уже можно говорить о понимании большинствомработодателей того, что от качества работы по охране труда зависит объем затратне только на страховые взносы, но и на ликвидацию последствий несчастныхслучаев, восстановление кадрового состава, на объем упущенной выгоды и прочиенепроизводительные расходы.
Что касаетсяэкономической заинтересованности работников в снижении профессионального риска,то Закон №125-ФЗ, на мойвзгляд, не обеспечивает стимулирования добросовестного труда, поддержаниявысокой трудовой дисциплины и охраны труда. Крайне редко граждане обращаются висполнительные органы Фонда с просьбой реабилитировать, т.е. добиться снижения степениутраты профессиональной трудоспособности. Наоборот, многие застрахованныеразличными способами стремятся увеличить степень утраты трудоспособности, путемсимуляции или умышленного ухудшения своего здоровья. Единицы застрахованныхисполняют рекомендации по профессиональной реабилитации, потому что не хотятвозвращаться на производство. Например, застрахованному в связи с несчастнымслучаем на производстве в 2000 году была назначена ежемесячная страховаявыплата в размере 5 тыс. рублей. В настоящее время этот застрахованный,благодаря существовавшей системе индексации, получает 30 тыс. рублей в месяц ввиде страховых выплат по нормам Закона РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ, кроме того,получает пенсию за счет средств Пенсионного фонда и это не мешает ему трудитьсяи зарабатывать. Здоровый коллега этого пострадавшего продолжает трудиться наэтом же предприятии и по-прежнему зарабатывает около 5 тыс.рублей в месяц и,глядя на нашего пострадавшего, спрашивает: что же компенсируется этому больномуза счет моей зарплаты[2]. Так чтостимулирует Закон? Оказывается, быть больным и убогим выгоднее, чем здоровым итрудоспособным.
В этомвиновата не только существовавшая система индексации ежемесячных страховыхвыплат и установленный порядок реабилитации пострадавших. Еще одна причина –низкое качество принимаемых законов, позволяющее неоднозначно трактоватьнормативные акты и, таким образом, получать не компенсацию материального ущербав связи с несчастным случаем на производстве, а неосновательно обогащаться.Например, работник, утративший 20% профессиональной трудоспособности,продолжает трудиться на своем рабочем месте, повышает свою квалификацию изаработок, а Фонд вынужден выплачивать этому работнику значительные суммы,якобы – утраченный заработок. Многие граждане, достигшие благополучно пенсионноговозраста, никогда не утрачивали своего заработка, выйдя на пенсию требуюткомпенсировать утраченный заработок, считают утрату трудоспособности наградойза долголетний труд, а не бедой. И в то же время, работник, который попоследствиям произошедшего несчастного случая (случай признан страховым)нуждается в дополнительных видах помощи, тратит личные средства на лекарства,нуждается по заключению медико-социальной экспертизы в санаторно-курортномлечении, но Фонд не оплачивает ему эти расходы, только потому, что отсутствуетстойкая утрата профессиональной трудоспособности.
Закон, как идействовавшие до 2000 года «Правила возмещения работодателями вреда…»,регулирует порядок возмещения вреда, это зафиксировано и в преамбуле, и встатье 1 Закона. Но многие специалисты, выдавая желаемое за действительное,считают, что Закон регулирует порядок личного страхования работников, т.е.страхование жизни и здоровья. Это совершенно разные вещи, от правильногопонимания которых зависит порядок экспертизы наступления страхового случая.Возможно, мы когда-нибудь и придем к обязательному личному страхованиюработников, но пока Закон не предусматривает этого. Работодатель, уплачиваястраховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве ипрофзаболеваний, вправе рассчитывать на то, что вред, причиненный им работнику,будет возмещен за счет средств переданных Фонду социального страхования, а неза счет прибыли предприятия. Таким образом, страхованию подлежит рискответственности работодателя за причиненный его работникам вред. Только приналичии обязательств по возмещению вреда можно признавать происшествиестраховым случаем. В ранее действовавших «Правилах возмещения работодателямивреда…» основания ответственности работодателя были зафиксированы в ст.3 подназванием «Основания ответственности работодателя за вред, причиненный здоровьюработника трудовым увечьем», которая гласила: «Работодатель обязан возместить вполном объеме вред, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностейисточником повышенной опасности… Если вред причинен здоровью работника неисточником повышенной опасности, то работодатель освобождается от еговозмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине». В Законеотсутствует подобная статья, но общие основания ответственности за причинениевреда изложены в ст.1064 Гражданского кодекса РФ, которая гласит: «Вред, причиненныйличности или имуществу гражданина, а также, вред, причиненный имуществуюридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».Статья 1079 Гражданского кодекса РФ говорит об ответственности за вред,причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. ВЗаконе РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний» данный вопрос регулируется понятиями,приведенными в статье 3. Например, «страховойслучай – подтвержденный в установленном порядке фактповреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производствеили профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательствастраховщика осуществлять обеспечение по страхованию». Указанное понятиескладывается из двух необходимых признаков:
подтвержденныйв установленном порядке факт повреждения здоровья на производстве;
возникновениеобязательств по обеспечению по страхованию.
Приотсутствии одного из указанных признаков не образуется понятие «страховойслучай», хотя многие специалисты и работники рассуждают следующим образом: «еслиработодатель страхует меня и уплачивает страховые взносы, то чтобы ни произошлосо мной, в том числе и не при исполнении трудовых обязанностей – это страховойслучай, следовательно, Фонд обязан произвести страховые выплаты». Такоерассуждение происходит от неверной трактовки вырванного из контекста одного изабзацев ст. 229.2 «Несчастный случай на производстве является страховымслучаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащимобязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний». Например, житель г. Выкса Нижегородской областигражданин Е., работая электриком на ОАО «ВМЗ» прибыл на территорию работодателяи до начала рабочей смены решил заняться ремонтом личного автомобиля.Обрабатывая принесенную из дома деталь на сверлильном станке, повредил глаз –собственное сверло, также принесенное из дома, не предназначенное дляпромышленного станка вылетело из патрона и привело к травме[3].А ст. 227 ТК РФ гласит: «Расследованию и учету … подлежат несчастные случаи, происшедшиес работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельностиработодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальномустрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнениикакой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также приосуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями сработодателем либо совершаемых в его интересах». Поэтому в данном случае, несмотряна кажущееся противоречие, возмещение вреда гражданину Е. не полагается.
В пользутого, что Закон регулирует страхование ответственности работодателя за вред,причиненный его работнику говорит не только ст.22 Трудового кодекса РФ,обязывающая работодателя возмещать причиненный работнику вред, но и статьи 232,233 Трудового кодекса РФ, которые гласят, что «сторона трудового договора(работодатель или работник) причинившая ущерб другой стороне, возмещает этотущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными Федеральными законами». «Материальнаяответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный еюдругой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения(действия или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом илииными федеральными законами». Статья 229.2 ТК РФ гласит: «Расследуются вустановленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных настоящимКодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившегорасследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельствмогут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
смертьвследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленномпорядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
смерть илиповреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключениюмедицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическоеопьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениямитехнологического процесса, в котором используются технические спирты,ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
несчастныйслучай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия),квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние»[4].
Итак, Законпрямо не говорито том, к какому виду страхования относится обязательное социальное страхованиеот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,приходится догадываться – то ли к страхованию ответственности работодателя, толи к личному страхованию граждан. А догадаться не трудно, если обратиться косновам законодательства. Анализ упомянутых статей гражданского, трудовогозаконодательства свидетельствует в пользу страхования ответственностиработодателя. Но имеет место и практика, по которой можно судить о наличииличного страхования граждан, т.е. страхования независимо от наличияответственности работодателя за причиненный гражданину ущерб. Если назреланеобходимость определиться и исключить различное толкование одних и тех женорм, то в каком направлении следует двигаться – совершенствовать страхованиеответственности работодателя, либо узаконить обязательное личное страхованиеграждан, состоящих в трудовых отношениях с работодателем.
Страхование ответственности работодателяпредполагает возможностьназначения страховых выплат работнику, пострадавшему только в результатевиновного поведения работодателя (действия или бездействия), приведшего кповреждению здоровья. А если вред работнику причинен источником повышеннойопасности, то ответственность работодателя наступает независимо от наличиявины. Тот факт, что работодатель зачастую уклоняется от ответственности завред, причиненный работнику и не указывает в актах расследования истинныепричины происшествия, не добивается устранения этих причин и предупрежденияподобных случаев, говорит только о качестве расследования и добросовестностичленов комиссии. Это обстоятельство можно считать недостатком установленногопорядка расследования, а не системы страхования ответственности страхователя.Имеют место случаи, когда действительно работник пострадал не по винеработодателя, например, выполняя служебное задание и передвигаясь по городупешком работник попал в дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Практика сложиласьтак, что при отсутствии вины работодателя расходы в связи с утратойтрудоспособности работника относятся на работодателя, мало того, не в пользуработодателя решается вопрос о предоставлении скидки или установлении надбавкик страховому тарифу, уменьшается размер финансирования предупредительных мер посокращению производственного травматизма (20% страховых взносов) и пр. Еслиработник сам является виновником ДТП, то почему расходы по этому случаю долженнести работодатель, а точнее другие работники этого предприятия? Есливиновником ДТП является третье лицо, то почему бы не возместить ущерб за счетсамого виновника? Тем не менее, практика, в том числе и судебная, освобождаетистинного виновника происшествия от ответственности за возмещение вреда, арасходы, в конце концов, ложатся на работодателя. Для крупных страхователейтакие случаи возможно и пройдут безболезненно, но для мелких (таких становитсявсе больше и больше) – могут нанести непоправимый урон. При страховании ответственностиработодателя работник пострадавший по вине третьих лиц, не получит страховыхвыплат по нормам Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний», но это не значит, чтосуммы возмещения вреда нельзя получить с причинителя вреда. Если Закон не обязываетпогашать задолженность третьих лиц за счет страховых взносов, то вправе ли Фондсоциального страхования производить выплаты сумм возмещения вреда пострадавшемувместо фактического причинителя вреда? Кроме того, необходимо учитывать системуобязательного социального страхования сложившуюся в Российской Федерации – еслипроисшествие не признано страховым случаем по нормам Закона РФ от 24.07.1998года, то это не лишает пострадавшего выплат за счет трех других видовсоциального страхования (средств Пенсионного фонда, обязательного медицинскогострахования, государственного социального страхования).
Никакая, дажесамая профессиональная служба по охране труда, не добьется снижения уровняпроизводственного травматизма и профзаболеваемости, если мы исключим из этойработы самих работников – самого многочисленного субъекта этих отношений. Безповышения ответственности самого работника, без его экономическогостимулирования мы не создадим здоровое и трудоспособное общество.
Создание обязательного личного страхования работниковповлечет коренноеизменение законодательства в этой области. Если заниматься страхованием жизни издоровья работников независимо от наличия ответственности работодателя, торезко снизится эффективность воздействия Фонда на снижение уровняпроизводственного травматизма и профзаболеваемости, так как страховые выплатыбудут назначаться независимо от качества работы страхователя по охране труда. Втаком случае должна быть пересмотрена политика в области тарификации страховыхвзносов (возможно одинаковые страховые тарифы для всех страхователей, личноеучастие работников в формировании средств страхования и др.). Утратит своестимулирующее значение существующая система скидок-надбавок к страховым тарифамна обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофзаболеваний. Страховым случаем будет признаваться любое повреждениездоровья работника, это несомненно благо для гражданина, но не получится ли какв известной поговорке – хотели как лучше, а получилось как всегда. Если такойвид страхования прекратит свое влияние на оздоровление условий труда, то зачемнужно государству заниматься этим делом. На мой взгляд, личное страхованиеработников должно быть добровольным, а не обязательным, и заниматься им должноне государство, а частные страховые компании.
Подводя итогисказанному, хотелось бы отметить, что Закон РФ «Об обязательном социальномстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний» сыграл свою положительную роль, обеспечил социальную защитуработников, пострадавших на ликвидированных, обанкротившихся предприятиях, но внастоящее время, на наш взгляд, тормозит развитие социально-трудовых отношений,порождает безответственность и иждивенческие настроения среди значительнойчасти граждан, как работающих, так и находящихся на заслуженном отдыхе. Закондолжен гарантировать возмещение материального ущерба работникам, пострадавшимиз-за некачественной организации производства, вредных и опасных условий труда,но не быть источником неосновательного обогащения, поэтому требует коренныхизменений, либо принятия нового закона[5].
 
Глава 2. Виды и размеры выплат в качестве возмещения вреда
Страхованиюподлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, атакже выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, если в соответствиис этим договорам страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.Данное правило распространяется на всех работников вне зависимости от ихгражданства.
Прежде чемговорить о видах и размере выплат по возмещению вреда, необходимо кратко обозначитьправа и обязанности субъектов страхования.
Определениепонятия «страховой случай» дает ст. 3 Закона № 125-ФЗ – это подтвержденный вустановленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствиенесчастного случая на производстве или профессионального заболевания, которыйвлечет возникновение обязательства осуществлять обеспечение по страхованию. Болееподробно этот момент был освещен в предыдущей главе. Таким образом, страховщикпринимает только те дела, по которым вред причинен работнику организации приисполнении им трудовых обязанностей. Дела по случаям, когда вред причинен непри исполнении трудовых обязанностей или вред возмещается лицу, не состоявшемус организацией в трудовых отношениях (например, когда в результате дорожно-транспортногопроисшествия, участником которого явился автотранспорт предприятия, пострадалотретье лицо, которому в дальнейшем возмещается причиненный ущерб организацией),передаче страховщику не подлежат.
Передача делстраховщику производится на основании акта, который подписываетсяпредставителями страховщика и страхователя.
Вместе с тем,принимая дела, страховщик не несет ответственности по ликвидации задолженности,образовавшейся в результате невыполнения работодателем или страховыми органамисвоих обязательств по возмещению вреда, если такие задолженности образовалисьдо вступления в силу Закона № 125-ФЗ (ст. 24).
В техслучаях, когда пострадавший продолжает состоять в трудовых отношениях сострахователем, выплаты производятся самим страхователем и засчитываются в счетуплаты страховых взносов.
Работникорганизации получил травму на производстве, а после установления инвалидности истепени утраты трудоспособности вышел на прежнее место работы. Даже послепередачи дела страховщику он должен получать выплаты в возмещение вреда поместу работы в сроки, установленные для выплаты заработной платы (ст. 15 Закона№ 125-ФЗ). Основанием для назначения выплат при этом является приказстраховщика.
Но это толькоодна из обязанностей страхователя. Другие обязанности предусмотрены ст. 17Закона № 125-ФЗ:
Статья 17.Права и обязанности страхователя
1.Страхователь имеет право:
2.Страхователь обязан:
1)своевременно представлять в исполнительные органы страховщика документы,необходимые для регистрации в качестве страхователя, в случаях, предусмотренныхабзацами третьим, четвертым и пятым части первой статьи 6 настоящегоФедерального закона;
2) вустановленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять иперечислять страховщику страховые взносы;
3) исполнятьрешения страховщика о страховых выплатах;
4)обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести всоответствии с законодательством Российской Федерации ответственность занеобеспечение безопасных условий труда;
5)расследовать страховые случаи в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации;
6) в течениесуток со дня наступления страхового случая сообщать о нем страховщику;
7) собирать ипредставлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком срокидокументы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплатыстраховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения,необходимые для осуществления обязательного социального страхования отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8) направлятьзастрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы наосвидетельствование (переосвидетельствование) в установленные учреждениеммедико-социальной экспертизы сроки;
9)представлять в учреждения медико-социальной экспертизы заключения органагосударственной экспертизы условий труда о характере и об условиях трудазастрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая;
10)предоставлять застрахованному, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным снаступлением страхового случая, оплачиваемый отпуск для санаторно-курортноголечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательствомРоссийской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения иобратно;
11) обучатьзастрахованных безопасным методам и приемам работы без отрыва от производстваза счет средств страхователя;
12)направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
13)своевременно сообщать страховщику о своей реорганизации или ликвидации;
14) исполнятьрешения государственной инспекции труда по вопросам предотвращения наступлениястраховых случаев и их расследования;
15)предоставлять застрахованному заверенные копии документов, являющихсяоснованием для обеспечения по страхованию;
16)разъяснять застрахованным их права и обязанности, а также порядок и условияобязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;
17) вестиучет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховыхвыплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основаниемдля обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность поустановленной страховщиком форме;
18) сообщатьстраховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение приопределении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховомутарифу[6].
Следуетотметить, что при сокрытии наступления страховых случаев страхователь и егодолжностные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации (ст. 19 Закона № 125-ФЗ).
Размерыстраховых взносов устанавливаются федеральным законом на каждый год взависимости от класса профессионального риска, к которому относится данноепредприятие.
Закон №125-ФЗ устанавливает следующие виды обеспечения по социальному страхованию и ихразмеры.
1. Пособие повременной нетрудоспособности.
Включениепособия по временной нетрудоспособности в систему возмещения вреда,причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, являетсяновеллой в законодательстве. До этого оплату листков временнойнетрудоспособности производил Фонд социального страхования, который затемкомпенсировал ее за счет средств работодателя. С 1 января 2000 г. работодательне должен производить компенсацию оплаты листков временной нетрудоспособности.
Размерпособия по временной нетрудоспособности составляет 100 % средней заработнойплаты,исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособияхпо временной нетрудоспособности, вне зависимости от стажа работы пострадавшего.
2. Единовременныеи ежемесячные выплаты.
Право на нихвозникает у застрахованного после установления утраты профессиональнойтрудоспособности, а по потере кормильца – с момента наступления страховогослучая (смерти застрахованного лица). Размер единовременной страховой выплатыопределяется в соответствии со степенью утраты трудоспособности исходя из шестидесятикратногоминимального размера оплаты труда, установленного законодательством РоссийскойФедерации на день выплаты (ст. 11 п.1).
Ст. 7 Закона № 125-ФЗ, обозначаеткруг лиц, которые имеют право на получение страховых выплат в случае смертизастрахованного, а именно:
нетрудоспособныелица, состоящие на иждивении умершего и имевшие к дню смерти право на получениеот него содержания;
ребенокумершего, родившийся после его смерти;
один изродителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от еготрудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими наиждивении умершего детьми, внуками, братьями, сестрами, не достигшими 14 летили достигшими указанного возраста, но по заключению учреждениямедико-социальной экспертизы признанных нуждающимися в постороннем уходе;
лица,состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти летсо дня его смерти.
Поэтому вслучае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливаетсяв размере, равном шестидесятикратному минимальному размеру оплаты труда вРоссийской Федерации на день выплаты. При этом сумма выплаты делится междулицами, имеющими право на обеспечение по страхованию, и супругой (супругом) внезависимости от трудоспособности умершего (умершей). Ежемесячные страховые выплатызависят от степени утраты профессиональной трудоспособности (для возмещениявреда, причиненного здоровью) или количества иждивенцев (для возмещения вредапо случаю потери кормильца) и среднего заработка застрахованного.
Такимобразом, основным критерием возникновения права на возмещение вреда в связи спотерей кормильца Закон определяет нетрудоспособность иждивенца. Установлениефакта иждивенства зачастую очень сложный вопрос, для разрешения которогонеобходимо установить, что помощь со стороны умершего была постоянным иосновным источником средств к существованию. Определить это можно путемсравнения помощи, которую оказывал умерший, и других доходов. Приведем примеры.
В семье изтрех человек доходы распределялись следующими образом: заработная плата мужа –8000 руб., жены – 2500 руб., пенсия матери мужа – 2810 руб… Вполне очевидно,что в случае смерти мужа его жена и мать будут признаны иждивенцами, так какпомощь, которую они получали от мужа, являлась для них основным и постояннымисточником дохода.
Необходимоотметить тот факт, что Закон № 125-ФЗ не внес существенных изменений в условияподсчета среднего заработка для определения размеров страховых выплат. Средниймесячный заработок определяется делением на 12 общей суммы заработказастрахованного:
за 12последних месяцев работы, предшествующих страховому случаю. Так, если страховойслучай имел место 12 января 2000 г., то двенадцать месяцев необходимо считатьот декабря 1999 г. обратно, т. е. периодом будет январь–декабрь 1999 г. Приэтом время наступления страхового случая подтверждается актом о расследованиинесчастного случая или профессионального заболевания;
12 месяцевработы, предшествующих утрате или снижению трудоспособности вследствиетрудового увечья или профессионального заболевания, которая подтверждаетсяучреждением медико-социальной экспертизы;
12 последнихмесяцев перед прекращением работы, повлекшей профессиональное заболевание(данный период возможно взять только при профессиональном заболевании).
Несчастныйслучай произошел в апреле 1972 г., о чем был составлен акт. После леченияработник вышел на работу и продолжал трудиться. В 1996 г. наступили тяжелыепоследствия травмы и здоровье работника резко ухудшилось. В результате всентябре 1996 г. он был направлен в учреждение медико-социальной экспертизы,где ему была установлена вторая группа инвалидности и 70 % утратыпрофессиональной трудоспособности.
В этом случаеработник имеет право взять заработок либо за 12 мес. предшествующих апрелю 1972г., либо за 12 мес., предшествующих сентябрю 1996 г. При этом следует обратитьвнимание не на сам заработок, а на уже осовремененную сумму.
3. Выборпериода, за который берется заработок, определяет сам пострадавший.Вполне понятно, что онвыберет тот период, за который его заработок был выше.
4. Оплатадополнительных расходов.
Здесь надоотметить, что по сравнению с Правилами возмещения вреда, причиненного работникутрудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровьяпри исполнении им трудовых обязанностей, действовавшими до января 2000 г. иимевшими открытый перечень дополнительных расходов, Закон № 125-ФЗ этотперечень сделал закрытым.
Подпункт 3пункта 1 статьи 8 «Виды обеспечения по страхованию» Закона гласит:
1.Обеспечение по страхованию осуществляется:
3) в видеоплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной ипрофессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствийстрахового случая, на:
·    лечениезастрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственнопосле произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве довосстановления трудоспособности или установления стойкой утратыпрофессиональной трудоспособности;
·    приобретениелекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;
·    посторонний(специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числеосуществляемый членами его семьи;
·    проездзастрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лицадля получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечениянепосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая напроизводстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающихсанаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства,заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедическихизделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении егостраховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение,осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;
·    медицинскуюреабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в томчисле по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного,а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего еголица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска,установленного законодательством Российской Федерации) на весь период еголечения и проезда к месту лечения и обратно;
·    изготовлениеи ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и протезов;
·    обеспечениетехническими средствами реабилитации и их ремонт;
·    обеспечениетранспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний иотсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплатурасходов на горюче-смазочные материалы;
·    профессиональноеобучение (переобучение).
П.2 той жестатьи уточняет:
«Оплатадополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящейстатьи, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованногонепосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая напроизводстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальнойэкспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии спрограммой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая напроизводстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи,обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходовопределяются Правительством Российской Федерации»[7].
Еслизастрахованный одновременно имеет право на бесплатное или льготное получениеодних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с настоящимФедеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовымиактами Российской Федерации, ему предоставляется право выбора соответствующеговида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию.
Освещенные вопросыпредставляют собой только часть взаимоотношений между работником иработодателем по вопросам обязательного социального страхования от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний.
 
Глава 3. Документы, необходимые дляполучения выплат по возмещению вреда
 
Закон №125-ФЗ вступил в силу с 6 января 2000 г. – с момента опубликования Федеральногозакона от 02.01.2000 № 10-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальноестрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний». С этого момента работодатель (в соответствии с Законом № 125-ФЗ –страхователь) должен производить отчисление страховых тарифов в Фондсоциального страхования Российской Федерации (далее – страховщик), а выплаты ввозмещение вреда работнику должен производить страховщик.
Однако длятого, чтобы страховщик начал производить выплаты, работодатель должен передатьему личные дела лиц, имеющих право на возмещение вреда, при этом дела должнысодержать все необходимые документы, в том числе:
·    заявлениезастрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получениестраховых выплат, о назначении таких выплат;
·    акт онесчастном случае на производстве или акт расследования профессиональногозаболевания;
·    справкуо среднем заработке застрахованного;
·    заключениеучреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональнойтрудоспособности застрахованного;
·    заключениеучреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинскойи профессиональной реабилитации застрахованного;
·    документы,подтверждающие расходы на осуществление по заключению учреждениямедико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональнойреабилитации застрахованного.
Порядокназначения и выплаты возмещения вреда подробно описан в ст. 15 ФЗ «Об обязательномсоциальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний». Она выглядит следующим образом:
«Статья 15.Назначение и выплата обеспечения по страхованию
1. Назначениеи выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи снесчастным случаем на производстве или профессиональным заболеваниемпроизводятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерациидля назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности погосударственному социальному страхованию.
2. Днемобращения за обеспечением по страхованию считается день подачи страховщикузастрахованным, его доверенным лицом или лицом, имеющим право на получениестраховых выплат, заявления на получение обеспечения по страхованию. Принаправлении указанного заявления по почте днем обращения за обеспечением пострахованию считается дата его отправления.
Застрахованный,его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат,вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения пострахованию независимо от срока давности страхового случая.
3.Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному завесь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которогоучреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованнымпрофессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованномубыло назначено пособие по временной нетрудоспособности, указанное в пункте 1настоящей статьи.
Лицам,имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного,единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются содня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.
Принаступлении обстоятельств, влекущих перерасчет суммы страховой выплаты всоответствии с пунктом 9 статьи 12 настоящего Федерального закона, такойперерасчет производится с месяца, следующего за месяцем, в котором наступилиуказанные обстоятельства.
Требования оназначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечениитрех лет с момента возникновения права на получение этих выплат,удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшиеобращению за обеспечением по страхованию.
4. Назначениеобеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявлениязастрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получениестраховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемыхстрахователем (застрахованным) следующих документов (их заверенных копий):
акта онесчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании;
справки осреднем месячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчетаежемесячных страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом;
заключенияучреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональнойтрудоспособности застрахованного;
заключенияучреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной,медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;
гражданско-правовогодоговора, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу застрахованного,а также копии трудовой книжки или иного документа, подтверждающего нахождениепострадавшего в трудовых отношениях со страхователем;
свидетельствао смерти застрахованного;
справкижилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местногосамоуправления о составе семьи умершего застрахованного;
извещениялечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагнозаострого или хронического профессионального заболевания (отравления);
заключенияцентра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;
документа,подтверждающего, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьиумершего, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрамизастрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанноговозраста, но по заключению учреждения медико-социальной экспертизы илилечебно-профилактического учреждения признанными нуждающимися по состояниюздоровья в постороннем уходе, не работает;
справкиучебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат членсемьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной формеобучения;
документов,подтверждающих расходы на осуществление по заключению учреждениямедико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональнойреабилитации застрахованного, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 8настоящего Федерального закона;
заключенияучреждения медико-социальной экспертизы о связи смерти пострадавшего снесчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
документа,подтверждающего факт нахождения на иждивении или установление права наполучение содержания;
программыреабилитации пострадавшего.
Переченьдокументов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения пострахованию, определяется страховщиком для каждого страхового случая.
Решение оназначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщикомне позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного – не позднее 2 дней) со дняпоступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всехнеобходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.
Задержкастраховщиком принятия в установленный срок решения о назначении или об отказе вназначении страховых выплат рассматривается как отказ в назначении страховыхвыплат.
Заявление наполучение обеспечения по страхованию и документы (их заверенные копии), наосновании которых назначено обеспечение по страхованию, хранятся у страховщика.
5. Факты,имеющие юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию в случаеотсутствия документов, удостоверяющих наступление страхового случая и (или)необходимых для осуществления обеспечения по страхованию, а также в случаенесогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов,устанавливаются судом.
6. В случае смертизастрахованного единовременная страховая выплата производится равными долямисупруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, указанным в пункте 2статьи 7 настоящего Федерального закона, имевшим на день смерти застрахованногоправо на получение единовременной страховой выплаты.
7. Выплатаобеспечения по страхованию застрахованному, за исключением выплаты пособия повременной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, иоплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период леченияи проезда к месту лечения и обратно, которые производятся страхователем изасчитываются в счет уплаты страховых взносов, производится страховщиком.
Единовременныестраховые выплаты производятся в сроки, установленные пунктом 2 статьи 10настоящего Федерального закона.
Ежемесячныестраховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, закоторый они начислены.
8. Призадержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, которыйдолжен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам,имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 процента отневыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.
Пеня,образовавшаяся по причине задержки страхователем страховых выплат, в счетуплаты страховщику страховых взносов не засчитывается.
9. Призадержке страхователем производимых им выплат пособий по временнойнетрудоспособности, назначаемых в связи со страховым случаем, более чем на одинкалендарный месяц указанные выплаты по заявлению застрахованного производятсястраховщиком»[8].
Дляназначения страховых выплат по потере кормильца, кроме заявления и акта расследованиянесчастного случая, в деле должны иметься следующие документы:
·    свидетельствоо смерти застрахованного;
·    справкажилищно-эксплутационного органа, а при его отсутствии – органа местногосамоуправления о составе семьи умершего застрахованного;
·    справкао нетрудоспособных членах семьи умершего застрахованного;
·    справкао членах семьи, находящихся на иждивении умершего застрахованного;
·    справкао том, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершегозастрахованного не работает и занят уходом за его детьми, внуками, братьями,сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанноговозраста, но по заключению медицинского органа признанными нуждающимися посостоянию здоровья в постоянном уходе;
·    справкаучебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат членсемьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении на очной формеобучения (если он старше 18 лет).
Кроме того,при передаче дел страховщику в них должны иметься: приказы о назначении выплатв возмещение вреда, сведения о произведенных выплатах, в том числе о последнейвыплате. Требование страховщиком других документов является незаконным, а отказв приеме дела в связи с отсутствием документов, не предусмотренных Законом, неправомерен.
Обязанностьсбора документов остается на работодателе и после вступления в силу Закона №125-ФЗ, когда застрахованный обращается с заявлением непосредственно кстраховщику.
Необходимоотметить, что в каждом конкретном случае перечень документов может бытьразличным.
Так, еслипосле смерти застрахованного осталась трудоспособная жена, осуществляющая уходза двумя несовершеннолетними детьми трех и десяти лет, то из необходимогоперечня документов потребуются: свидетельство о смерти, акт расследованиянесчастного случая, справка жилищно-эксплутационного органа о составе семьи,справка о нетрудоспособных членах семьи, справка о том, что жена осуществляетуход за детьми и не работает, заявление о назначении страховых выплат.

Заключение
В светеизложенного материала, выяснилось, что еще одной сферой социальной защитыработников, как в процессе трудовой деятельности, так и после ее окончания,является страхование от возможных несчастных случаев и профессиональныхзаболеваний.
В России уженесколько лет действует система обязательного социального страхования отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Введениеданного института социальной защиты позволило реализовать давно назревшуюнеобходимость перехода от прямого возмещения работодателем вреда здоровьюработающих от несчастного случая либо профессионального заболевания, кстрахованию от них и выплатам возмещения вреда пострадавшим через органысоциального страхования на местах. Помимо этого решена сложнейшая в недалекомпрошлом проблема возмещения вреда пострадавшим в случае банкротства, либоликвидации организации.
Введениемнового порядка возмещения вреда пострадавшим сделана первая, но еще робкая, попыткасоздать экономические рычаги влияния на работодателей, в их заинтересованностистремиться к снижению уровня производственного травматизма и профессиональнойзаболеваемости через систему скидок и надбавок к страховым тарифам взависимости от динамики показателей травматизма и профзаболеваемости.
Вместе с тем,введенная система еще далека от совершенства. По моему мнению, необходиморасширить шкалу страховых тарифов, тем самым учесть различия профессиональногориска по подотраслям экономики, исключить возможность работодателей, используяпротекционистские методы, переводить предприятия из одного классапрофессионального риска в другой без достаточных оснований. Необходимо ввестисистему скидок и надбавок, позволяющую поощрять те организации, в которых динамичноснижается травматизм и профессиональная заболеваемость, сокращаются рабочиеместа с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Помимо этого,индексация ежемесячных страховых выплат пострадавшим, по установленномупорядку, производится исключительно в пределах средств, предусмотренных вбюджете Фонда социального страхования на соответствующий год, что создаетугрозу риска для пострадавших остаться в какой-либо, возможно и продолжительныйпериод времени, без индексации суммы возмещения вреда.
Важнымнаправлением в деятельности профсоюза является работа по организациипрофилактического оздоровления работников.
Начиная с30-х годов прошлого века, в качестве эффективного средства снижения рискапрофессиональных заболеваний, проведения посттравматической реабилитации ипрофилактики общей заболеваемости, широкое распространение в металлургииполучили профилактории, в большинстве своем развившиеся всанатории-профилактории. Они сыграли значительную роль в оздоровлении миллионовработников отрасли и продолжали бы работать эффективно, если бы ненедальновидная политика государственных органов, занимающихся социальнымипроблемами.
Медицинскийперсонал и расходы на лечебную работу профилакториев финансировались за счетсредств социального страхования и средств предприятий, которые несли основноебремя хозяйственных расходов по их содержанию. Начиная с 2001 года, с моментавведения единого социального налога и резкого сокращения тарифа взносов насоциальное страхование, расходы по оздоровлению работников в профилакторияхпрактически полностью переложены на содержащие их предприятия. Таким образом,фактически ликвидируется эффективное средство оздоровления трудящихся, влияющеек тому же и на снижение расходов на оплату дней нетрудоспособности по общейзаболеваемости, поскольку многие предприятия не в состоянии нести полныерасходы по медицинскому обслуживанию и хозяйственному содержаниюпрофилакториев. И не случайно их число буквально за несколько лет сократилосьпрактически в 2 раза.
В последнеедесятилетие в стране произошли крупные изменения, которые привели ксущественной трансформации деятельности предприятий и профсоюзов. Изменилась иправовая база. В новом законодательстве об охране труда определяются и новые,по своей сути, содержание, формы и методы работы профсоюза и его органов вобласти охраны труда. Неизменной остается цель – безопасность работника напроизводстве, исключение либо сведение к минимуму влияния вредныхпроизводственных факторов на работающих.
Государствоабсолютно объективно вернуло себе обязанность осуществлять государственныйконтроль за состоянием охраны труда, определять политику в этой области,рассматривать причины и устанавливать виновных в происшедших несчастных случаяхлибо заболеваниях, связанных с профессиональной деятельностью.
В то же времяпрофсоюзам законодательно предоставлены широкие права в области осуществленияобщественного контроля за состоянием охраны труда. Эти права позволяют активновлиять на действия как государственных органов управления охраной труда, так ина работодателей, непосредственно осуществляющих мероприятия по охране труда издоровья работающих. Задача профсоюзов – научиться эти права реализовывать имаксимально возможно защищать человека труда[9].
К сожалению,в данной работе освещены только общие положения проблемы возмещения вреда,причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Темне менее, данная тема представляет большой интерес, особенно с практическойточки зрения.
Несмотря нато, что ФЗ «Обобязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний» был принят и вступил в силу далеко не вчера,очень многие вопросов остаются открытыми. Они требуют совершенствазаконодательства, регулирующего данный вид гражданско-правовых взаимоотношений,а также устранения противоречия между нормативными актами. Разумеется, что этовопрос далеко не одного дня и, возможно, даже не одного года. Сколько времениуйдет на отладку этого механизма – неизвестно, но как показывает опыт, судебнаяпрактика со временем все расставит по своим местам.

Список использованной литературы
 
1.   Трудовой Кодекс РФ.
2.   Федеральный закон от24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний».
3.   Федеральный закон от02.01.2000 № 10-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхованиеот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
4.   Федеральный закон от24.11.95 № 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные актыРоссийской Федерации о возмещении работодателем вреда, причиненного работникамувечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным сисполнением ими трудовых обязанностей».
5.   Постановление ВерховногоСовета Российской Федерации от 24.12.92 № 4214-1 (в ред. от 24.07.98) «Обутверждении Правил возмещения работодателем вреда, причиненного работникамувечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», п. 2.
6.   Актуальные проблемысовершенствования законодательства об охране труда/ Аналитический вестникСовета Федерации ФС РФ. – 2003. – № 15 (208).
7.  ГрачевА.М., Яшин С.Н. Возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем. // www.biota.ru.
8.   Журнал «СправочникКадровика» № 2, август 2000 г.
9.   Трудовое право./Под ред. Смирнова О.В. М., 2003.
10.     Трудовое право./Под ред. Гусова К.Н., Толкуновой В.Н. М., 2005.
11.     Трудовое право./Под ред. Бердычевского В.С. Ростов-на-Дону,Феникс, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Умисне знищення або пошкодження майна судді Невжиття заходів безпеки щодо осіб взятих під захи
Реферат Макроэкономический анализ инфляции: её виды, причины и последствия
Реферат Автоматизация конторского труда
Реферат Победа Великой октябрьской социалистической революции и установление советской власти в Москве и Московской губернии
Реферат Telecommunications For Nonviol Essay Research Paper Telecommunications
Реферат Гражданская правосубъектность физических лиц
Реферат Telecommunications Essay Research Paper Overview of Communications
Реферат Концепция О.Конта
Реферат Государственное управление в области безопасности
Реферат Диалектика эволюции животного мира
Реферат Рыночное хозяйство и принципы его функционирования
Реферат Гражданская дееспособность граждан
Реферат Архивная служба Республики Северная Осетия-Алания Центральный государственный архив рсо-алания Центральный государственный архив историко политической документации рсо-алания
Реферат 1. Ккакой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории Казахстана
Реферат Жизнь и творчество А.Н. Островского