МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МВД РОССИИ
ФИЛИАЛ В Г.УФЕ
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Налоговое право»
на тему:«Налоговая система РФ: сущность, принципы, проблемы
и пути ихрешения »
Выполнилстудент 5 курса
ОЮ-04 группыШамсутдиноваР.И.
Проверил:
Оценка___________________
Подписьпреподавателя
_________________________/>/>/>/>/>УФА — 2008
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.2.Понятие и основные характеристики налоговых систем
1.3.Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ
ГЛАВА2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.Хараетеристика элементов построения налоговой системы РФ
2.2Механизм управления налоговой системой РФ
2.3.Принципы налоговой системы
ГЛАВА3. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1.Проблемы реформирования налоговой системы
3.2.Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ(1 — 2)
Введение
Налогиявляются необходимым звеном экономических отношений в обществе с моментавозникновения государства. Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Всовременном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходовгосударства.
В структуре всех доходовбюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрениеналогообложения как средства регулирования предпринимательской активноститребует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы длянахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Баланс интересовгосударства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что внастоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространениеразличных схем ухода от налогов.
Государство с помощьюналогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получаясоответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономическиеэффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства,увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов виднысразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличениюцены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другиеэффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, чтоснижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговыхпоступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимоэкономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующиесубъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффектот которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.
Прежде чем вестидальнейший разговор о налогах и налоговой системе необходимо определиться ссоответствующими терминами:
Налоги — обязательныеплатежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня игосударственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах иактах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также порешению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система-совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых вгосударстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены,уплаты, взимания, контроля.
Налогиизвестны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появлениесвязано с самыми первыми общественными потребностями.
Адам Смит сформулировалчетыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения,желательных в любой системе экономики[12, с. 58]:
1) Подданные государствадолжны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким онипользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, которыйобязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срокуплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматьсятем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог долженбыть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа какможно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
Налоговая система — этоважнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успехэкономических преобразований в стране.
Естественно, чтоидеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретическойоснове, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданныйнаучный и производственный потенциал.
Налоговая система должнаорганически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствоватьразвитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровняжизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность выбраннойтемы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствованияналогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретаютуяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системыналогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью работы являетсяизучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можноотнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификацииналогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являютсяуяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий«налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов»,анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, атак же, специальных налоговых режимов.
Глава 1. ЭкономиКО-ПРАВовые основы налоговойсистемы1.1. Сущность налогов и ихроль в экономике государства
Согласно действующемузаконодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговыхвидов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.[2,с. 3] Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговымпоступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. Всвязи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретаетвсё большее не только теоретическое, но и практическое значение.
Прежде всего, остановимсяна вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились сразделением общества на классы и возникновением государства, как «взносыграждан, необходимые для содержания… публичной власти ...» (К. Маркс). Вистории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись безналогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективныхпотребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могутбыть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размерналогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнениеминимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем большефункций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоговый кодекс РФопределяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов,пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственностьналогоплательщиков и налоговых органов.[2, с.13]
В широком смысле подналогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическимии физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержаниеналогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции[11, с.365]:
1. Обеспечениефинансирования государственных расходов (фискальная функция);
2. Поддержаниесоциального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельныхсоциальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальнаяфункция);
3. Государственноерегулирование экономики (регулирующая функция).
Во всех государствах, привсех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальнуюфункцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всегорасходов государства.
Все налоги содержатследующие элементы:
— объект налога – этоимущество или доход, подлежащие обложению;
— субъект налога – этоналогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
— источник налога – т.е.доход, из которого выплачивается налог;
— ставка налога –величина налога с единицы объекта налога;
— налоговая льгота –полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги бывают двух видов.Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибылькорпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы ирабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность], включая землю идругую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называютпрямыми налогами.[9, с. 35]
Второй вид – налоги натовары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогомна добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара илиуслуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенныеналоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудноперенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю ина другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, ценусельскохозяйственной продукции.
Косвенные налогипереносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичностиспроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластиченспрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менееэластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя,а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложениярастет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокойэластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращениюпотребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистойприбыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другиесферы деятельности.
Налоги – это один изэкономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночнуюэкономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко используетналоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия нанегативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощныминструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налоговявляется одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности иорганизационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяютсявзаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности сгосударственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящимиорганизациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность,включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход иприбыль предприятия.
Налоговая система представляетсобой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы ихпостроения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Рассмотрим основныепонятия и характеристики налоговых систем.1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем
Под налоговой системойпонимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государствав соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил,определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих вналоговых правоотношениях.
В зависимости от уровняналоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделитьследующим образом:
- либерально-фискальные,обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30%ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии,Японии и большинство стран Латинской Америки;
- умереннофискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группусоставляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии,Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
- жестко-фискальные,позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровеньизъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции,Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
В зависимости от доликосвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:
- подоходные,делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доляпоступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов;это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады,Великобритании, Австралии;
- умереннокосвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов ипотребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50%совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системыразвитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
- косвенные,делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налогиобеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложенияобеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии,Мексики, Индии, Пакистана.
В зависимости от уровняцентрализации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:
- централизованные,наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговыхполномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65%консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизацииобеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
- умеренноцентрализованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговымиполномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляютналоговые системы Австралии, Германии, Индии;
- децентрализованные,наделяющие- нижестоящие уровни правления более значимыми налоговымиполномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговыесистемы США, Канады, Дании.
В зависимости от уровняэкономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системыможно разделить так:
- прогрессивные,если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков,оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговыесистемы практически всех развитых и развивающихся стран;
- регрессивные,если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков,оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговыхсистем нам неизвестны.
- нейтральные, еслипосле уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемоепо их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую системуРоссии.
Данные классификациипредставлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всегомногообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используетсяклассификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов отвнутренней и внешней торговли.
Шведская модель налоговойсистемы заслуживает пристального внимания также опыт шведских специалистов вобласти налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного предпринимательстваи элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно ушедшейсоветской действительностью. В частности перераспределение черезгосударственный бюджет большей части ВНП. Общая сумма взимаемых в Швецииналогов превышает половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах срыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не более 45%. Следуетзаметить, что шведская система налогообложения весьма разветвлена и включает многочисленныепрямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами являютсянациональный и коммунальный (местный) подоходные налоги и национальныйимущественный налог. Кроме того, существует, как уже говорилось, широкая системаобязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение. Основныекосвенные налоги — налог на добавленную стоимость и акцизные сборы на некоторыетовары. Косвенные налоги и социальные взносы служат главным источником доходовдля бюджета центрального правительства, а прямые — для местных органовуправления. Система налогообложения — как центрального, так и местного, — устанавливается шведским риксдагом, но размер взимаемых налогов местные властиопределяют сами.
1.3. Правовые основы становления и развития налоговойсистемы РФ
Законодательную базуналоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линиюналогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации,Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросыналогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые содобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.
Рассмотрим становлениеналоговой системы в России. Законом «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая системаналогообложения.
В условиях высокойинфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформроссийская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль,обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всехуровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночныепреобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более иболее заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям всеболее и более очевидным.
Поэтому первый этапразвития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивогоналогообложения.[4] Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ взаконодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в годвносились много численные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы,не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению,вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, вдекабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводитьнеограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принциповпостроения налоговой системы — принцип ее единства. В результате сложившаяся кконцу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степенииз-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитиюстраны.
Огромная налоговаянагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числаналоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплатыналогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренциизаконопослушных и закононопослушных налогоплательщиков, а также способствовалиразвитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функцияналогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений иросте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнятьфункцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного измененияналоговой политики.
Дальнейшее развитиеналоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начинаяс 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льготисключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали сутьналоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговойсистемы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлениюнеограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НКРФ и подготовка к его принятию.
Третий этап развитияналоговой системы — это этап реформирования. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или, так называемая, общая,часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системыРоссии, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядоких введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства сналогоплательщиками и их агентами.
С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретногоприменения налогов.
Налоговый кодексРоссийской Федерации — это единый, взаимосвязанный и комплексный документ,учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.
Налоговая система — этосовокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов ихустановления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению ихуплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения кответственности за нарушение налогового законодательства.
Глава 2. Общая характеристиканалоговой системы Российской Федерации2.1. Характеристика элементов построения налоговойсистемы РФ
Построение налоговойсистемы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутреннимивзаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основныхусловий эффективного функционирования любой системы является требование о том,что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом,но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условиереализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, чтовлияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательствак налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будутманипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налоговогоадминистрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго всоответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой,т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятностьтрансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговойсистеме должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов(налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам(законодательству, налогам).[7, с. 82]
Налогоплательщики могут внекоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговойсистемы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательноеправо косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательныенеясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненноеположение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностьюи доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.
Наиболее значительноеобратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование,которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налоговогозаконодательства.
Налоговая системаподвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так ивнешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, адинамической системой.
Налоговая система РФстроится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимостиот уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный(на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федеральногозначения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим можетвозникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны потерриториям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. Врамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетовнельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будутотвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередьпринципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечатьсвойству целостности (неделимости) территориального построения.
По своей общей структуре,принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая системав основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц,действующим в странах с рыночной экономикой.
В первую очередь системуналогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупностьфедеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено вцелом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, трирегиональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможностьприменения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующиефедеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельныхфедеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российскойналоговой системе установлены четыре вида таких налогов.
При этомпредприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем этопредусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфическихналогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К такимналогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых,водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользованиеобъектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог наигорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенныхв налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.
Акцизы на отдельные видытоваров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически(не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственнопотребители, т.е. физические лица.
Акциз – федеральныйналог, который установлен НК РФ, введен в действие федеральнымзаконодательством и взимается на всей территории России. В зависимости от видаакцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов вфедеральный бюджет.
Поэтому в ст. 50 БК РФ кналоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видамподакцизных товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизныетовары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%)зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый изпищевого сырья –по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходырегиональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступаетакциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется насемь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БКРФ.
Такая же ситуация сналогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 виданалоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезногоископаемого или места его добычи.
Вместе с тем из налоговойсистемы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена таможеннаяпошлина.
Особое место в российскойналоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которомузачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующиегосударственные внебюджетные социальные фонды.
При этом важноподчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим,т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации ипредставительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одногоналога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условияхозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность внезыблемости налоговой системы.
Таким образом,установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но иобязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однакотакое положение существовало не всегда.
До введения НК РФ вроссийской налоговой системе существовало деление региональных и местныхналогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял втом, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговойсистеме страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особеннохарактерно это было для местных налогов. Согласно Закону РФ «Об основахналоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех видовместных налогов двадцать видов были необязательными. Как открытый переченьналогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговуюсистему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.
Введение в НК РФположения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов,имеет принципиальное значение.
Так как в историироссийской налоговой системы был четырехлетний период — этап неустойчивогоналогообложения, когда органам власти субъектов Федерации и местногосамоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любоеколичество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органывласти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ вРоссии насчитывалось более сотни наименований и видов налогов.
Вместе с тем в части федеральныхналогов их перечень установлен в НК РФ, может изменяться только решениемфедеральной законодательной власти. С момента принятия и вступления в действиес 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие «экзотические»налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные видытранспортных средств.
Федеральныеналоги в Российской Федерацииустановлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны.Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действиезаконами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территориисоответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги,представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерацииопределяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах,установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Всеостальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НКРФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что онивводятся в действие представительными органами муниципальных образований.
Российская системаналогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложениязамысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнятьпреимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги — рольэкономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременноналоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджетас момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принятосчитать системой с преобладанием косвенного налогообложения.
Однако необходимо особоотметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичныйпоказатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот жепериод собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступлениякосвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.
На сегодняшний деньпоступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределилисьследующим образом: НДС – 29,7%, НДПИ – 14,9%, налог на прибыль организации –8,3%, акцизы – 1,8% и т.д.[3;6] Треть бюджета формируется за счет косвенногоналогообложения. (см. прил. 1)
Исключительныеособенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов посубъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов вналоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количествасоответствующих видов налогов, а с качественной стороны — их доли в общейсумме налоговых поступлений.
На сегодняшний деньроссийскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную,прямую, централизованную, нейтральную.
2.2 Механизм управленияналоговой системой РФ
Для повышения конкурентоспособностиналоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более активнореагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения врезультате белых пятен в законодательных нормах.
Налоговоеадминистрирование — относительно новый термин с точки зрения российскойтеории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание — от самого широкого,как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого,а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностьюисчисления и уплаты налоговых платежей.
Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство впонимании налогового администрирования. Обычно оно определяется какдеятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) поосуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РоссийскойФедерации организациями и физическими лицами, т. е., по сути, в это понятиевкладывают содержание старого термина — «налоговый контроль».[14, с. 33]
В современной экономической литературе также встречаетсяфактическое отождествление понятий «налоговое администрирование» и «управлениеналоговой системой». Понятие «налоговое администрирование» позволяетопределить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговоеадминистрирование определяют как динамически развивающуюся систему управлениямодернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.
Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинаетоперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений.
Необходимо выделение проблематики, связанной с управлениемналогообложением, а также формированием методологических и методических основэтого процесса в виде единого целостного процесса. Такой подход диктуется тем,что в силу разобщенности, разноведомственности органов власти, занимающихсяуправлением налоговыми процессами, возникают противоречия внормативно-правовом обеспечении процессов налогообложения междуэкономическими, социальными и политическими целями государства и возможностямифинансового обеспечения их достижения. Причины обособления управленияналогообложением имеют более объективный и долговременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговымипроцессами.
Налоговое администрирование — это деятельность уполномоченныхорганов власти и управления, направленная на исполнение законодательства поналогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системыи налогового контроля.
Таким образом, налоговое администрирование — это определяющаячасть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговоеадминистрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговымиорганами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческиерешения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом иналоговых органов как ее части.
Налоговое администрирование основывается на фундаментальныхпознаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенныхсовременной отечественной и мировой практикой.[1, с.5] Это совокупностьметодов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которыхорганы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней)придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике иполитике. Права и обязанности органов системы налогового управления утвержденыв законодательном порядке.
Проблемы российской административной системы заключаются вотсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверииграждан к государственной службе и институту государства. Поэтому в управленииналоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы.В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительнойвласти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы,а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Общественнаяассоциация защиты прав налогоплательщиков».
На налоговые взаимоотношения плательщиков и государстванепосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские иконсультационно-юридические службы.
Более широкое определение налогового администрирования — это приведениепроцесса взимания налогов и возникающих отношений и связей междупредставителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии сизменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. Болееконкретное определение — это деятельность уполномоченных органов власти иуправления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам,обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налоговогоконтроля. Налоговое администрирование — это организация сбора налогов: отопределения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрацииналогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должныпредоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговикидолжны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственностьза налоговые нарушения — все, что сосредоточено вокруг налогов.
Задачи налогового администрирования предопределяются налоговойполитикой. Налоговое администрирование как часть управления налоговой системойставит самостоятельные, более конкретные задачи.
Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрированиекак постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество взависимости от уровня своего экономического развития и степени политическойзрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию иоформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговоеадминистрирование начинается с изменением законодательных форм.
В последнее время говорят о добросовестном налогоплательщике,имея в виду налоговые отношения. Следовательно, это означает, что можноговорить и о добросовестном налоговом инспекторе. Но мы понимаем, чтокоррупционная составляющая повышается и административное давление в новыхналоговых законопроектах увеличивается. Призыв к добросовестности звучитнекорректно в условиях, когда налог взимается в форме отчуждения ибезвозмездно.
Стабильность налоговой системы во многом определяется вфедеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенциицентра и регионов при принятии мер в области налоговой политики. Поэтомуулучшение налогового администрирования будет происходить по несколькимнаправлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов.Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, специализированныеналоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественноизменили взаимоотношения с налогоплательщиками. Для этого нужно болеерационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимумувременные затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке исдаче налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве. Какследствие, должен начаться процесс снижения издержек налогоплательщиков игосударства на обеспечение функционирования налоговой системы.
Сложившаяся система налогового администрирования, направленная научет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современнымтребованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерациио налоговых проверках сохраняет возможность фактически превращать камеральныепроверки в выездные, не устанавливает четкого механизма взаимодействияналогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допускаявозможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной составляющейналогового администрирования выступает налоговый контроль. Он должен бытьнастолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложения.
Так же налоговоеадминистрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это значит, что и длягосударства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны бытьзатратными (обременительными).
Для повышенияконкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы налоговоеадминистрирование строилось исключительно на нормах закона.
Сегодня большое значениеимеет прописывание процедур проведения налоговых проверок непосредственно вНалоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администрирование фактическипревращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем болееопасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатахпроведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, асоответственно не оспорены и не проверены.
Качество налоговогоадминистрирования прежде всего отражается на характере взаимоотношенийналогоплательщиков и налоговых органов. Признавая необходимость развития услугв области налогового консультирования, для построения отношений партнерстванеобходима разработка и законодательное утверждение процедуры согласованияспорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений. В самомобщем виде данная процедура может состоять в следующем.
1 Налогоплательщикпосылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяснение положенийзаконодательства по налогам и сборам.
2. Полученное разъяснениеимеет определенную законом (НК РФ) юридическую силу.
3. Учитывая содержаниеразъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает направовую защиту при налоговых проверках, либо имеет право в судебном порядкеоспорить его до наступления события (проведения операции или проверкиналогового органа).
Сейчас Налоговый кодексдопускает официальные разъяснения финансовых и иных уполномоченныхгосударственных органов, но эта процедура четко не прописана. В результате этоположение либо не работает, либо способствует коррупции.
Министерством финансов РФбыло разработано и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о созданииспециальных аудиторских подразделений в налоговых органах. Эти структуры будутвыполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобаминалогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговыхпроверок. Таким образом, эти подразделения будут выполнять роль своеобразныхфильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутыхналоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться толькоблагодаря тому, что формирование таких подразделений будет входить вкомпетенцию вышестоящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе,являются трудности обеспечения объективности вследствие «корпоративнойсолидарности».
Всовершенствовании налогового администрирования заявлено несколько приоритетныхнаправлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далееобеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов ипридерживаться ее. Особая задача налогового администрирования — обеспечитьстабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговоеадминистрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать системуналогообложения в России.
Создание справедливойналоговой системы государства — это многоэтапный процесс, основанный на четкосформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой обществапоследовательной государственной налоговой политики.
Таким образом,эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальнойналоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребностигосударства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательскойдеятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышенияэффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективуориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Безулучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то,что будет развиваться конкуренция в стране.
Проблемы налоговогоадминистрирования необходимо решать при взаимодействии и диалогеисполнительных органов, институтов и организаций (прежде всегосаморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.
Глава 3. Текущее состояние,проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации 3.1. Проблемы реформированияналоговой системы
Во всех развитых странах основными стимулами креформированию налогообложения является: стремление превратить налоговуюсистему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговыепреграды на пути экономического роста.
В России определены приоритетные направления налоговойполитики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемостиналогов. [7, 35]
Налоговая система является одним из наиболее действенныхинструментов экономической политики государства. С одной стороны, онаобеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другойстороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государствовлияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самымрегулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним изважнейших факторов обеспечения экономического роста, развитияпредпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения вРоссию полномасштабных иностранных инвестиций. [19, с. 11]
Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройствачего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.
Необходимость проведения налоговых реформ объясняетсяследующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнемупретерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно бытьосновано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.
Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ,которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводитьсякомплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная,судебная и др.
В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том,что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства вполной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; небыли учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений,складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствиекомплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит кобострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж,развитию теневой экономики.
Причинами такого состояния налогового законодательства можноназвать следующие:
1. В наукеналогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность,разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходовк построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системыактов в области финансовой деятельности государства.
2. Несовершенствоналогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именноэта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительноразвивающейся экономики.
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана ссовершенствованием налоговых правовых институтов. [13, с.17]
3.2.Основные направлениясовершенствования налоговой системы Российской Федерации
Период кардинальных изменений налоговой системыподходит к концу.
На современном этапе реформирования налоговойсистемы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективностиналогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной егосоставляющей.
В перспективах реформирования налоговой системыРФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации в 2007 – 2009 гг.является разработка законопроекта о налоговой амнистии.
Президент предлагает следующие меры посовершенствованию налоговой системы, к которым относятся следующие:
1. Целесообразнорассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени (см. прил. 2)
2. Необходимодифференцировать ставки акцизов на бензин, исходя из его качества, имея ввидуустановление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокойставки на бензин низкого качества.
В Послании Президента отвергается недавнопрозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налога.Однако для частичного повышения налоговой нагрузки на богатое население долженбыть реформирован налог на недвижимость.[6]
На первый план постепенно выходит задача сохранениястабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличениямассы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборахотдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышениеясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.
Стабильность налоговой системы подразумевает инеизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов втечение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либореволюционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе,направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличенияобъема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, неориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.
Реформирование налоговой системы должнопроисходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации споступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системеРоссийской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономическиеинтересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступленияв бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговаянестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиковуйти в «теневую» экономику.
Стабильность налоговой системы во многомопределяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаютсяпределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговойполитики.
Значение фактора стабильности налоговой системы,а также особенности государственного строительства России как Федерацииобусловили необходимость реализации конституционного принципа единстваналоговой системы. Данный принцип основывается на стабильности и преемственностиналоговой политики государства, единстве экономического и налогового пространства,четком разграничении полномочий федерального центра и регионов.
Современная налоговая система должна бытьсправедливой, эффективной и доступной для понимания. [16, с.21]
Эффективность налоговой реформы сегодня врешающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличениетемпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в делеукрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказатьреальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы нипредоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике этоне дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес неможет, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сетитак называемых малых предприятий.
Успех всей экономической реформы зависит в первуюочередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения впроцессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властныхполномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четкоразграничить полномочия федеральных и региональных органов власти поустановлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволилоустранить многие недостатки существующей налоговой системы.
Главной целью реформы налоговой системы в РоссийскойФедерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушныхналогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения,упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности.Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиватьсяна запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимальнонаполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтомупроцесс налогового администрирования бесконечен. При этом системаадминистрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержекисполнения налогового законодательства как для государства, так и дляналогоплательщиков.
Основной целью налоговой реформы является достижениеоптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Основными направлениями налоговой политики сегоднявыступают:
1. Контрольза трансфертным ценообразованием в целях налогообложения:
- Определениевзаимозависимости лиц
- Установлениезакрытого перечня контролируемых сделок
- Введениеобязательного представления специального декларирования контролируемых сделок итребований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщикомтрансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами
- Введениеинститута предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами
- Введениеновых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам ихприменения.
2. Налогообложениедивидендов, выплачиваемых российским лицам:
- Освобождениео обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическомучастии отечественной компании в российской и иностранной организации,выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагаетсяустановить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее500млрд. руб.)
- Снижениеставки налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам, не являющихсяналоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время — 30%)
3. Регулирование налогообложения контролируемыхиностранных компаний:
- Введениепринципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемыхкомпаний
- Введениепонятия иностранной контролируемой компании на основе определеннойвзаимозависимости лиц и стратегического участия в организации
- Установлениеобязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговыхдекларациях свои иностранные аффилированые компании
- Определениеусловий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков вотношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями
- Предоставлениеналогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании иуплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании
- Обеспечениевозможности эффективного налогового администрирования в части полученияналоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальныхакционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, ифинансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобныеизменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.
4. Проблемы определения налогового резиденства юр лиц:Введение понятия резидентства юр лиц на основе критериев места управления ирезиденства участников юр лица, владеющих в нем контрольным пакетом
5. Введение института консолидированной налоговойотчетности при исчислении налога на прибыль
6. Совершенствование НДС
7. Индексация ставок акцизов
8. Налогообложение налогом на прибыль при совершенииопераций с ценными бумагами
9. Налогообложение НДФЛ при совершении операций сценными бумагами[15, с.28]
10. Совершенствование налога на имущество (введениеналога на недвижимость)
11. Совершенствование системы вычетов,предоставляемых по НДФЛ
Скорейшая реализация указанных мер реформированияналоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачамидостижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов.Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенностиналогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата ивозврату капиталов в легальную сферу.
Заключение
На сегодняшний деньсуществует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опытвзимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на практикувесьма затруднена, поскольку было бы неразумно не уделять первостепенноевнимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшнейРоссии, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Существующая в Россиисистема налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основныенаправления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономическойдеятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечитьбюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики,обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование изгосударственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются вдотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можноиспользовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики,учитывая, российскую специфику.
Особенностьреформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система несмогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечении. Приэтом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспеченииконституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика
Рассмотрев ипроанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделатьвыводы:
- обеспечениеналогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политикистраны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью – этонеобходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;
- налоговая системаРФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже времяследовать своим традициям и особенностям;
- при помощиналоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговомзаконодательстве РФ;
- главная задачаналоговой политики – это повышение уровня жизни населения страны.
Налоговая системаявляется одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобыналоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствоваламировому опыту.
список использованной литературы
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием12.12.1993, с изменениями на 21.07. 2007г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. ПринятГосударственной Думой 16 июля 1998 года с изменениями, внесенными Федеральнымизаконами от 17.05.2007 № 84-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. ПринятГосударственной Думой 19 июля 2000 года с изменениями, внесенными Федеральнымизаконами от 24.07.2007 № 198-ФЗ.
4. ФЗ « Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 (утратилсилу)
5. Бюджетноепослание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007г. «О бюджетной политикев 2008 — 2010 гг.»
6. Доклад МинфинаРоссии «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на2008 — 2010 гг.»
7. Иванов А.Г.«Понятие администрирования налогов»// журнал «Финансовое право» 9, 2005.
8. Карасев, М. Н. Налоговая политика и правовоерегулирование налогообложения в России / М.Н. Карасев. — М.: Вершина, 2004. — 223 с.
9. КучеровИ.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления //Финансовое право. 2005. N 4.
10. МалисН.И. «Снижение бремени как приоритет налоговой политики»// журнал«Финансы» № 6, 2007 г.
11. Налоги иналогообложение: учеб.для вузов / под ред. И. А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 655 с.
12. Налоговаяполитика России: проблемыи перспективы / под ред. И.В. Горского. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 287 с.
13. ПансковВ.Г. «О принципах налогообложения физических лиц»// журнал «Финансы»№ 1, 2008.
14. Пономарев А.И.«Налоговое администрирование: сущность и формы»// журнал «Налоги иналогообложение» ноябрь 2005.
15. Пушкарева Л.В.«Формирование социально ориентированной системы налогообложения»// журнал«Налоги» №1, 2007.
16. Сатарова А.А.«Актуальные проблемы и перспективы налоговой реформы в РФ»// журнал « Налоговоеправо» 4,2007
17. Финансы: учеб. для вузов / под ред. В. В.Ковалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2006. — 636 с.
18. Цапков В.Е«Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современномэтапе»// журнал «Финансовое право», июнь 2007.
19. ЮткинаТ.Ф. Налогии налогообложение: учебник. М. ИНФРА-М, 2002. С. 128.