Надзор прокурора заисполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием
Содержание
Задание Тема: «Надзор прокурораза исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием» Изданной темы рассмотрите вопрос: Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений опреступлениях. 3
Задача.5октября 2006г. В 10 часов утра прокурору Кировского района старшему советникуюстиции Калинину А.И. по телефону позвонил участковыйинспектор Кировского РОВД младшийлейтенант милиции Чуйков Н.И. и сообщил, что в лесу, местные жители УрматовН.И. и Бец В.В. обнаружили труп женщины, о чем сообщили ему, участковомуинспектору. Прибыв с заявителями на место, он действительно обнаружил труп неизвестнойженщины. Поза трупа и порванная одежда на нем, как ему показалось,свидетельствует о том, что женщина перед смертью была изнасилована Далее,участковый инспектор сообщил, что он, не терял времени. Позвонил в райотделмилиции и сообщил о случившемся, однако, помощник дежурного сержант Акулов К.Н.рекомендовал сообщить о происшедшем в прокуратуру, поскольку расследованием дел, связанных с убийством и другиминесчастными случаями, — компетенция работников прокуратуры
Как должен поступить прокурор?Дайте подробные указания участковому инспектору идругим должностным лицам в связи с упомянутым сообщением.15
Список использованных источников. 20
Задание Тема: «Надзорпрокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительнымследствием» Из данной темы рассмотрите вопрос: Надзор за законностью приема,учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
Ответ.
ЗаконРФ «О милиции»[1], закрепляет, что милицияв соответствии с поставленными перед ней задачами обязана: «принимать ирегистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию опреступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личнойили общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренныезаконодательством» (п. 3, ст. 10).
Существующий порядок приема заявлений и сообщений о совершенномили готовящемся к совершению преступлении регулируется Инструкцией «О порядкеприема, регистрации и разрешении в органах внутренних дел РоссийскойФедерации, заявлений, сообщений и иной информации о правонарушениях»утвержденной приказом МВД РФ от 01.12.2005 N 985[2].
Правильные и своевременные прием, учет, регистрация иразрешение заявлений и сообщений о преступлениях являются начальным моментомдля быстрого и полного раскрытия преступления. Своевременное и правильноеисполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщенийо преступлениях обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступления,является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица,виновного в совершении преступления, и предупреждения случаев привлечения лицаневиновного или непричастного к преступлению.
Вместе с тем, проблемаисполнения закона о порядке приема, учета, регистрации и разрешения заявленийи сообщений о преступлениях долгое время является одной из острых проблем,относящихся к сфере деятельности милиции, органов дознания, предварительногоследствия и оперативно-розыскного аппарата органов внутренних дел.
Практика прокурорскогонадзора показывает, что в результате проведенных в порядке надзора проверокпрокурорами ежегодно выявляется и ставится на учет значительное числонезарегистрированных ранее преступлений. Это свидетельствует о существенныхупущениях в выполнении ОВД и другими правоохранительными органами возложенныхна них законом обязанностей по обнаружению, регистрации и учету преступныхдеяний. Вызывает тревогу то обстоятельство, что, несмотря на прилагаемые ведомственнымруководством и прокурорами усилия, не прекращаются случаи преднамеренногоукрытия преступлений от учета в целях создания мнимого благополучия с динамикойпреступности и раскрываемостью преступлений в отдельных городах и районах.
Как показывают результатыпрокурорского надзора, н#G0ередко жертвампреступлений отказывают в приеме заявлений, сообщений о преступлениях, принятые- не регистрируются и не рассматриваются. Уголовно-наказуемые деянияквалифицируются как административные проступки, при очевидных признаках составапреступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении дела,подчас фальсифицируются материалы проверок. А это в свою очередь, создаетпредпосылки для укрытия преступлений от учета, искажения реального положения спреступностью и наносит значительный вред делу постановки борьбы с ней,подрывает авторитет правоохранительных органов и доверие граждан государству. Врезультате непринятия мер к своевременному раскрытию преступлений многиепреступники остаются безнаказанными.
Поэтому в целяхобеспечения конституционных прав граждан при рассмотрении сообщений осовершенных или готовящихся преступлениях и принятия по ним законныхпроцессуальных решений на прокуратуру РФ возложена задача, «обеспечитьнеуклонное исполнение ведомственных приказов и инструкций о порядке организациив подчиненных органах дознания и предварительного следствия приема, регистрациии проверки сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, возложив наруководителей этих органов, следователей и дознавателей (как процессуальносамостоятельных участников уголовного судопроизводства), а также иных должностныхлиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иныминормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверкусообщений о преступлениях, персональную ответственность за законностьрассмотрения указанных сообщений и принятых по ним процессуальных решений»[3].
Прокурорский надзор за соблюдением законности при учете,регистрации и разрешении сообщений о преступлениях регламентируется следующиминормативными актами: приказом Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорскогонадзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и инойинформации о совершенных и подготавливаемых преступлениях» от 10.01.1999 г. №3, приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора зазаконностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» от05.07.2002 г. N 39, приказом Генерального прокурора РФ «Об утвержденииинструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений опреступления в органах прокуратуры Российской федерации» от 16.03.2006 N 12[4],Приказом Генпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006 «Об усилениипрокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениямипри рассмотрении сообщений о преступлениях»[5]
Осуществляянадзор, прокурор согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 37 УПК РФ производит проверкиисполнения правоохранительными органами установленного законом порядка приема,рассмотрения, разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Вопрос опериодичности таких проверок отнесен к регулированию нормативными актамиГенеральной прокуратуры РФ.
Так,пункт 2.1. приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадиидосудебного производства»[6] обязывает прокурора«Ежемесячно проверять исполнение требований федерального закона при приеме,регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, установленного порядкарегистрации уголовных дел и учета преступлений, сопоставляя для этого данныеорганов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности ипограничных органов этой службы, учреждений и органов уголовно-исполнительнойсистемы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов поконтролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, воинскихчастей, соединений, военных учреждений и гарнизонов, органов Государственнойпротивопожарной службы, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан,сведения страховых компаний, медицинских учреждений и иных источников». Приэтом рекомендуется обращать особое внимание на соблюдение порядка регистрациисообщений о преступлениях, их процессуальное оформление, наличие обязательногоуведомления заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения.
Впункте 4.5. ПриказаГенпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006[7],предписано «Уполномоченным прокурорам не реже двух раз в неделю проверятьсостояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях, изучатьнаходящиеся в производстве сотрудников органов дознания и предварительногоследствия материалы проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях и принеобходимости давать письменные указания (прокурором, его заместителем) илипредложения (помощником прокурора)».
Помимоэтого проверки могут проводиться по собственной инициативе прокурора, а такжепри рассмотрении ходатайств о даче согласия на возбуждение уголовного дела,жалоб на действия и решения органов дознания, следователей, нижестоящихпрокуроров.
Припроверках, осуществляемых в порядке надзора, прокурор вправе требовать дляознакомления находящиеся в производстве органов дознания и следователей, атакже разрешенные заявления и сообщения о преступлениях, книги, журналы ихрегистрации и учета, переписку и прочие документы, связанные с работой позаявлениям и сообщениям о преступлениях.
Повозникающим в связи с проверкой вопросам прокурор вправе получать объяснениясоответствующих должностных лиц, а также заявителей и др., истребоватьдокументы и необходимую информацию из учреждений, организаций, редакций СМИ.Если есть основания полагать, что необходимые для правильного разрешениясообщения о преступлении сведения содержатся в материалах того или иногоуголовного дела, прокурор знакомится с этим делом.
Анализ указанных вышенормативных актов позволяет определить схему организации прокурорского надзораза исполнением ОВД требований закона при приеме, регистрации, учете иразрешении сообщений о преступлениях. Она включает в себя в обязательномпорядке проведение следующих мероприятий.
Прокурор, егозаместитель, помощник, проводящий проверки, проводит сверку журнала учетавходящей корреспонденции с КУСП, журналом учета иной информации о правонарушениях(ЖУИ). Происходит изучение рабочей тетради дежурного; корешков протоколовзадержания подозреваемых; корешков направления на судебно-медицинское освидетельствование;ежедневных сводок о преступлениях и происшествиях; талонов-уведомлений о приемезаявлений от граждан; журнала регистрации найденных, изъятых, сданных предметови вещей, принадлежность которых не установлена.
Сопоставляясоответствующие записи об одном и том же заявлении, сообщении о преступлении вЖУИ с записями в КУСП, можно установить:
-была ли организованадежурным в течение суток как это положено по инструкции, проверка информации,зарегистрированной в ЖУИ. В случае установления при проверке признаковпреступления и поступления об этом письменной информации — переносилось лисообщение в КУСП; имеются ли у дежурного документы, подтверждающие наличиепризнаков преступления (рапорт работника милиции, протокол осмотра местапроисшествия, акт применения служебно-розыскной собаки и т.д.);
-принимались ли попоступившему сигналу меры к пресечению преступления, сохранению следовпреступления, какая работа проводилась для раскрытия преступления по «горячимследам».
При этом следует помнить,что в целях контроля за правильностью регистрации информации, поступившей потелефону и другим срочным средствам связи в дежурную часть ГУВД, производитсяее запись на магнитофонную ленту, которая хранится у дежурного в течение 30суток, а затем уничтожается в установленном порядке. Путем регулярногопрослушивания такой магнитофонной ленты и сопоставления информации,содержащейся на ней, с информацией в рабочей тетради дежурного, в ЖУИ и КУСП,можно обнаружить факты сокрытия от учета сообщений о преступлениях.
Сверяются данныеалфавитного журнала жалоб и заявлений граждан с КУСП и ЖУИ, сведения журналаучета выездов экспертов – криминалистов на места происшествий и КУСП и ЖУИ.Также проводятся сверки данных журнала учета материалов, по которым вынесеныпостановления об отказе в возбуждении уголовного дела и журнала учета уголовныхдел с КУСП и ЖУИ. Проводится сверка сообщений прокурору о задержании лиц впорядке ст.91 УПК РФ с уголовными делами, сверка корешков талонов-уведомленийзаявителям с КУСП и ЖУИ.
Прокуратуройзапрашиваются сведения из медицинских учреждений о поступивших гражданах стелесными повреждениями криминального характера, запрашиваются невостребованныеакты судебно-медицинских исследований и сверяются с КУСП и ЖУИ. Такжепроводится сверка со страховыми компаниями по фактам получения страховых сумм врезультате совершенных преступлений. Проводятся сверки с паспортно-визовымислужбами по фактам утраты паспортов, с военными комиссариатами по фактам утратывоенных билетов, с органами ГИБДД по фактам утраты водительских удостоверений,с органами госпожнадзора по фактам пожаров, с банками по факту обнаруженияподдельных денежных знаков.
В канцелярии(секретариате) проверяемого органа должны изучаться данные следующихдокументов: журнала учета входящей корреспонденции; журнал учета исходящейкорреспонденции; книги рапортов дежурных; алфавитного журнала регистрации жалоби заявлений граждан; журнала учета выездов на места происшествийоперативно-технических групп и применения служебно-розыскных собак; нарядовпереписки с учреждениями и организациями; журналов учета материалов, по которымвынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; материалов омелком хулиганстве (в ОВД), рассмотренных начальником ОВД и его заместителями;нарядов списания материалов по рапортам оперативных работников; материаловГосударственной пожарной инспекции о пожарах и загораниях; журналов приемаграждан руководителями.
Следует иметьв виду, что заявления и сообщения о преступлениях и о происшествиях,поступившие в канцелярию этих органов по почте, телеграфу и другим видомсрочной связи регистрируются по общим правилам регистрации входящейкорреспонденции и докладываются начальнику соответствующего подразделения,который дает письменное указание о регистрации сообщений в дежурной части ипринимает решение о порядке его проверки. Передача такой информации дляпроверки и исполнения без регистрации дежурной части категорически запрещается.
Целесообразно такжепроверять и деловые папки участковых инспекторов милиции на предмет наличиянезарегистрированных и укрытых от учета заявлений и сообщений о преступлениях.
При осуществлениипроверок законности и обоснованности приема, регистрации, рассмотрениязаявлений и сообщений о преступлениях прокурору необходимо иметь в видуреальную возможность наличия таких распространенных нарушений закона как:
-отказзаявителю в приеме и регистрации заявления или сообщения о преступлении;
-необоснованноевозвращение заявления, сообщения о преступлении заявителю в связи с его«неправильным» оформлением, либо в целях получения дополнительнойинформации о преступлении,
-нарушениеустановленного порядка регистрации, в том числе, несвоевременная регистрациязаявления или сообщения о преступлении,
-необоснованноенаправление заявлений, сообщений в другие органы, либо необоснованное ненаправление заявлений, сообщений по принадлежности,
-необоснованныйотказ в возбуждении уголовного дела;
-списаниезаявления, сообщения о преступлении без принятия процессуального решения порапорту в наряды,
-избирательнаярегистрация заявлений и сообщений о конкретных преступлениях (сокрытиенеочевидных, трудно раскрываемых преступлений),
-регистрациязаявлений, сообщений только о тех преступлениях, по которым лица, ихсовершившие, установлены;
-нерегистрацияпреступлений по выделяемым в отдельное производство уголовным делам;
-нерегистрациязаявлений, сообщений о преступлениях, полученных в ходе расследования уголовныхдел,
-умышленнаянерегистрация в течение длительного времени заявления, сообщения опреступлении, при поступлении повторных заявлений по тому же факту — принятиепроцессуального решения по всем заявлениям,
-нерегистрациязаявления об очевидном преступлении, впоследствии, в связи с жалобами или поиным обстоятельствам возбуждение уголовного дела и его прекращение,
-необоснованноенаправление в конце отчетного периода заявления, сообщения о преступлении в другойорган; при возвращении спустя определенное время включение его в отчетность впоследующем отчетном периоде,
-отсутствиесоответствующих записей в регистрационных учетах при наличии материала оботказе в возбуждении уголовного дела,
-приобщениезаявления, сообщения о новом преступлении к ранее возбужденному уголовному делубез принятия необходимого процессуального решения,
-регистрациянескольких заявлений, сообщений о «самостоятельных» преступлениях, вдействительности являющихся эпизодами продолжаемого преступления,
-нерегистрация,уничтожение, нахождение без движения заявлений, сообщений о преступлениях,полученных оперативными работниками «в оперативных целях» и др.
При проверках законностирешений об отказе в возбуждении уголовных дел необходимо критически оцениватьвыводы об отсутствии события и состава преступления, особенно по признакаммалозначительности содеянного, в необходимых случаях приглашать заявителей длявыяснения обстоятельств происшедшего.
Придаваяособое значение принятию законных и обоснованных решений при рассмотрениисообщений о преступлениях, Генеральный прокурор РФ и Министр МВД РФ всовместном приказе от 12 сентября 2006 года «Об усилении прокурорского надзораи ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрениисообщений о преступлениях»[8] потребовали от руководителейподразделений МВД в течение 24 часов с момента вынесения и утвержденияруководителем органа дознания постановления об отказе в возбуждении уголовногодела с материалами проверки в течение 24 часов с момента его вынесения, о чемделать записи в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления оботказе в возбуждении уголовного дела (приложение N 6 к Приказу МВД России от01.12.2005 N 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрациии разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщенийи иной информации о происшествиях»). Прокурорам же обеспечить рассмотрениематериалов об отказе в возбуждении уголовного дела не позднее 24 часов смомента поступления их в прокуратуру, в случае согласия с принятым решениемпрокурору или его заместителю утверждать своей подписью постановление об отказев возбуждении уголовного дела.
Признав отказ ввозбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор долженотменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудитьуголовное дело либо возвратить материалы для дополнительной проверки.
Проверка прокурором законностии обоснованности постановления об отказе в возбуждении уголовного делаосуществляется также в процессе рассмотрения им жалоб на действия и решениядознавателей и следователей.
Прокурор обязан не только проверять соблюдение органамивнутренних дел порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщенийо преступлениях, но и принимать соответствующие меры по установлению этих нарушений.
Материальнымвыражением прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона являютсясоответствующие акты прокурорского надзора, представляющие собой исходящие отпрокурора требования и принятые им решения, предусмотренные УПК, оформленные,по общему правилу, в надлежащей письменной форме.
В стадиивозбуждения уголовного дела, по смыслу ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ»[9],отдельными нормами УПК РФ, основными актами прокурорского реагированияявляются:
-постановлениеоб отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбужденииуголовного дела;
-постановлениеоб отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и возвращенииматериалов для дополнительной проверки;
-постановлениеоб отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
-постановлениео возвращении материалов для дополнительной проверки в порядке ч. 4 ст. 146 УПКРФ;
-постановлениео возбуждении уголовного дела (применяется в случаях, когда в материалепроверки, процессуального решения, по которому не принято, имеются достаточныеданные, указывающие на признаки преступления либо при наличии в действияхвиновных должностных лиц поднадзорного органа признаков преступления);
-представлениеоб устранении выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих,а также решении вопроса об ответственности виновных в нарушении законадолжностных лиц поднадзорного органа в дисциплинарном порядке;
-предостережениео недопустимости нарушения закона (применяется при наличии сведений оготовящемся нарушении закона должностным лицом поднадзорного органа);
Другимиактами прокурорского реагирования являются:
-указание опроведении конкретных проверочных действий по заявлению (сообщению) опреступлении (применяется до принятия процессуального решения поднадзорным органом);
-указание овозбуждении уголовного дела по заявлению (сообщению) о преступлении;
-указание орегистрации заявления (сообщения) о совершении преступления, проведении по немупроверки (применяется при обнаружении в ходе прокурорской проверкинезарегистрированного заявления о преступлениях);
-требование опроведении поднадзорным органом служебного расследования с целью установленияобстоятельств нарушения закона в стадии возбуждения уголовного дела и виновныхв его нарушении должностных лиц.
Инымидокументами, имеющими смысловое содержание, подобное прокурорскомуреагированию, и составляемыми прокурором в указанной стадии уголовного процессамогут быть:
-повестка овызове должностного лица поднадзорного органа для объяснений по поводунарушений закона в стадии возбуждения уголовного дела;
-сопроводительноеписьмо о направлении заявления (сообщения) по подследственности (подсудности)(применяется без решения вопроса о возбуждении уголовного дела);
-акт проверкиисполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений исообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (в части предложенийпрокурора по принятию организационных и иных мер для улучшения качестваучетно-регистрационной работы).
По фактам обнаружения присверках, расхождений, фактов укрытий преступлений от регистрации и другиенарушения законности, прокурор должен направлять представление в адресначальника органа внутренних дел, с требованием устранить нарушения законностии привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. Если в ходе проверки, пофактам нарушения законности, усматривается состав должностного преступления,прокурором выносится постановление о возбуждении уголовного дела.
Задача.5 октября 2006г. В 10часов утра прокурору Кировского района старшему советнику юстиции Калинину А.И.по телефону позвонил участковый инспектор Кировского РОВД младший лейтенантмилиции Чуйков Н.И. и сообщил, что в лесу, местные жители Урматов Н.И. и БецВ.В. обнаружили труп женщины, о чем сообщили ему, участковому инспектору.Прибыв с заявителями на место, он действительно обнаружил труп неизвестной женщины.Поза трупа и порванная одежда на нем, как ему показалось, свидетельствует отом, что женщина перед смертью была изнасилована.Далее, участковыйинспектор сообщил, что он, не терял времени. Позвонил в райотдел милиции и сообщило случившемся, однако, помощник дежурного сержант Акулов К.Н. рекомендовалсообщить о происшедшем в прокуратуру, поскольку расследованием дел, связанных субийством и другими несчастными случаями, — компетенция работников прокуратуры.Какдолжен поступить прокурор? Дайте подробные указания участковому инспектору идругим должностным лицам в связи с упомянутым сообщением.
Ответ.
В первую очередь, прокурор,должен принять меры по приему и регистрации сообщения о преступлении, порядоккоторых урегулирован в приказе Генеральногопрокурора РФ «Об утверждении инструкции о едином порядке приема, регистрации ипроверки сообщений о преступления в органах прокуратуры Российской федерации»от 16.03.2006 N 12[10](далее – Инструкция №12).
Согласно п. 6 этой инструкции, сообщения о преступленияхвне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемыхсведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всехорганах прокуратуры.
Отказв принятии сообщения о преступлении правомочным должностным лицом, а такженевыдача им заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы(п. 18 Инструкции № 12).
Правомочными осуществлять прием сообщений о преступленияхи оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ могут в частности должностные лица прокуроры,перечисленные в ч. 6 ст. 37 УПК РФ, а именно прокуроры района, города, ихзаместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.
Согласноусловиям задачи старший советник юстиции А.И.Калинин, является прокуроромКировского района, т.е. имеет право осуществлятьприем сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиямиУПК РФ и инструкцией № 12.
Должностноелицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры кнезамедлительной его регистрации в Книге, ведущейся в том органе прокуратуры, вкотором оно проходит службу, если иное не установлено Инструкцией №12.
Принятыесообщения о преступлениях, в том числе поступившие по почте, после ихрегистрации незамедлительно докладываются прокурору либо его заместителю (п. 28Инструкции).
Прокурорыи их заместители, начальники следственных подразделений и их заместители впределах своей компетенции организуют проверку сообщений о преступлениях, в томчисле по которым были приняты меры неотложного реагирования: по предотвращениюи пресечению преступления; установлению и задержанию лиц, совершившихпреступление; производству отдельных следственных действий по закреплениюследов преступления (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначениесудебной экспертизы) (п. 29 Инструкции).
Проверкасообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступленияпервого сообщения о нем (п. 35 Инструкции).
Посообщениям о преступлениях принимаются решения, предусмотренные ст. 145 УПК РФ,а именно 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146УПК РФ; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения поподследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным деламчастного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.
Во-вторых, прокурор должен предпринять предусмотренныезаконом соответствующие меры по факту нарушения законности, допущенной помощникомдежурного райотдела милиции сержантом К.Н.Акуловым, при приеме и регистрациисообщения о преступлении, порядок которых урегулирован Инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешении в органахвнутренних дел Российской Федерации, заявлений, сообщений и иной информации оправонарушениях» утвержденной приказом МВД РФ от 01.12.2005 N 985 (далее –Инструкция)[11].
Согласноп. 9.1. приказа МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. от 12.04.2007) «О мерах посовершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»[12],участковый уполномоченный милиции обязан принимать заявления, сообщения и инуюинформацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурномупо органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по нимсвоевременные меры, предусмотренные законодательством. Что участковый инспекторКировского РОВД младший лейтенант милиции Н.И.Чуйков и выполнил.
Однакопомощник дежурного райотдела милиции сержант К.Н.Акулов, вместо того, чтобывыполнить обязанности, предусмотренные Инструкцией, порекомендовал сообщитьН.И.Чуйкову о происшедшем в прокуратуру.
Вместес тем, поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно бытьнезамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях «КУСП»(приложение N 1) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер (п.5Инструкции).
Всоответствии с п. 12. Инструкции, протокол принятия устного заявления опреступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной,рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступлениядолжны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 141, 142, 143 УПК РФ.).
Прирегистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органоввнутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательномпорядке проставляется штамп о регистрации (приложение N 4). В оттиск штампаоперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУСП, датурегистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию изаверяет указанные сведения своей подписью (п.21 Инструкции).
Прирегистрации в дежурной части ОВД о происшествиях, полученных сотрудниками внеслужебных помещений органов внутренних дел или в органах внутренних дел, гденет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получениясообщения сотрудником. Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение опроисшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получениясообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы,должность и заверяет своей подписью (п.17 Инструкции).
Оперативныйдежурный органа внутренних дел после регистрации в КУСП сообщения опроисшествии принимает меры реагирования в порядке, установленномзаконодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,регламентирующими деятельность органов внутренних дел (27. Инструкции).
Вчастности, должна быть проведена проверка сообщений о происшествиях, которая осуществляетсяв соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.При этом, передача незарегистрированного в КУСП сообщения о происшествииисполнителю для проведения проверки категорически запрещается (п.28, 27 Инструкции).
Уголовно-процессуальнымзаконом (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ) предусмотрено, что специально уполномоченныйорган, получив сообщение о преступлении, может, не возбуждая уголовного деланаправить полученное сообщение по подследственности или подсудности.
Согласноп. 19 Инструкции, если происшествие не относится к компетенции органоввнутренних дел или происшествие произошло на территории обслуживания другогооргана внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП всоответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации передаются по подследственности, в суд (по делам частногообвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению илипресечению правонарушения, а равно по сохранению следов правонарушения. Припередаче по территориальности в другой орган внутренних дел материалы направляютсяс приложением талона-уведомления о передаче сообщения о происшествии потерриториальности (приложение N 3), о чем делается соответствующая отметка вКУСП, с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма.Заполненный корешок талона — уведомления остается в дежурной части. Такимобразом, со стороны помощника оперативного дежурного органа внутренних дел сержантаК.Н.Акулова, были допущены нарушение законности, при приеме, регистрации иразрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Поэтому прокурор должен приниматьсоответствующие меры по установлению и устранению этих нарушений, в частностинаправить в адрес начальника органа внутренних дел, указание о регистрациизаявления (сообщения) о совершении преступления, а также представление стребованием устранить нарушения законности и привлечь виновных к дисциплинарнойответственности.Список использованных источников
Уголовно-процессуальный кодексРоссийской Федерации // Собрание законодательства РФ. -2001.- № 52 (часть 1).Ст. 4921.
ЗаконРоссийской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 02.03.2007) «О милиции»//Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 16. -Ст. 503.
Федеральный законот 17.01.1992 г. ФЗ 2202-1 (в ред. от 17.11.95.) «О прокуратуре РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. -Ст. 4472.
ПриказГенерального прокурора РФ от 16.03.2006 N 11 «Об утверждении инструкции оедином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступления в органахпрокуратуры Российской федерации» //Законность. -№ 5.- 2006.
ПриказГенпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006 «ОБ усилении прокурорскогонадзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрениисообщений о преступлениях»// Документ опубликован не был. Приводится по«Консультант Плюс».
ПриказМВД РФ от 01.12.2005 N 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема,регистрации и разрешении в органах внутренних дел Российской Федерации,заявлений, сообщений и иной информации о правонарушениях»// Бюллетеньнормативных актов федеральных органов исполнительной власти, — N 52. — 2005.
ПриказМВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. от 12.04.2007) «О мерах по совершенствованиюдеятельности участковых уполномоченных милиции»//Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти. — N 1.- 2003.
Ласкина Н.В. Прокурорскийнадзор: Учебное пособие для вузов. – М: «Юстицинформ», 2006.
Сухарев А.Я. Прокурорский надзор:Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева.- М: Норма, 2004.