ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине: «История государства и права Башкортостана»
Тема № 1
Выполнил: студент 2-гокурса заочного
отделения группа №
Проверил: проф. ИскужинТ.С.
Уфа — 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Добровольное вхождениеБашкортостана в состав Русского государства (политико-правовая характеристика)
2. Правовое положениенаселение Башкортостана.
Политика царскогоправительства в крае
3. Система царскойколониальной администрации и местное башкирское самоуправление
4. Система права
5. Судоустройство исудопроизводство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая мною темаочень актуальна, так как она затрагивает истоки и начало формированиямноговековой дружбы и сотрудничества между великой Россией и сувереннымБашкортостаном.
Изучая данную тему,раскрывая сущность поставленных вопросов я, попытаюсь понять, как, какимобразом, Россия сумела привлечь на свою сторону башкирский народ и объединить всвоем государстве великое множество и других народов.
Данная тема позволит ещёлучше понять, как проходило объединение двух совершенно разных культурныхсистем христианской и мусульманской.
А также я постараюсьраскрыть сущность объединения европейской России и восточной по сути Башкирии.
Путь объединения был нелегким, слишком разные культурные и правовые системы столкнулись в процессеинтеграции.
Необходимо проследить, счем пришли стороны к объединению, являлось ли оно прогрессивным и какую рольоно сыграло для обоих народов.
Рассматриваемый период вистории двух народов русского и башкирского являлся переломным и результат ходаистории, его итоги, позволили двум народам культурно и экономическиобогатиться.
Башкирский народ сделалправильный и мудрый выбор, избрав добровольное вхождение в состав Русскогогосударства, так как, Башкирия, являясь в то время пограничной, буферной зоной,как для России, так и для соседних государств, всегда виделась жирным кускомсвоих притязаний.
Только интеграцияБашкирии с Россией позволила нашему краю стать в настоящее время одной из самойсильной экономически и культурно развитым регионом.
Знать, как проходило этоисторическое объединение, какие вопросы приходилось решать нашим предкам,позволит новому поколению россиян строить свои взаимоотношения, опираясь наисторический опыт наших предков.
1.Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства
Присоединение Башкирии кРоссии имело важное историческое значение как для народов, проживавших натерритории современного Башкортостана, так и для Русского государства,получившей надежный форпост на восточной границе державы.
До середины XVI века территория Башкортостана быларасчленена между Казанским(северо-западные районы), Сибирским(северо-восточные районы) ханствами и НогайскойОрдой (центральные и южные районы) и была ареной между усобныхфеодальных войн и набегов.
С завоеванием в 1552 годуРусским государством Казанского ханства часть башкир, подвластная последнемустала свободной. Ногайские и сибирские ханы не собирались отказываться отвласти над башкирами, которые не смогли в этих условиях объединиться и создатьсамостоятельное государство. После падения Казани Иван IV обратился кбашкирскому народу с призывом добровольно войти в состав Русского государства.
Первыми в Казань кцарскому наместнику в 1554 году ездили послы западных и северо-западныхбашкирских племен во главе с биямидляпредварительных договорных условиях вхождения. В 1554-55 в Казань ездилипредставители центральных, южных и юго-восточных башкир (племена: юрматы, бурзян,кыпсак, усерган, тамьян).В 1556-57 башкирские послы ездили в Москву, где получили царские жалованныеграмоты с изложением условий их вхождения в состав Русского государства. В80-90-е гг. XVI в. — нач. 20-х гг. XVII в., в результате разгрома Сибирскогоханства, русское подданство приняли зауральскиебашкиры.
Присоединение Башкириик Русскому государству гарантировало:
— защиту башкир отпритязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов;
— сохранило за башкирскимнародом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права;
— обещало не посягать нарелигию башкир и не переводить их в другую веру;
— обязалось невмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества, оставив власть на местахв руках башкирских биев и князей.
Башкиры, признав себяподданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вноситьв казну поземельную подать (ясак)медом и пушниной.
Присоединение Башкирии кРусскому государству и принятие башкирами русского подданства закреплялось наоснове соглашения с царским правительством и выдачей жалованных грамот.
Жалованная грамота — документ о предоставленииопределенных прав или привилегий отдельным лицам, группам населения,выдававшийся правительством царской России.
В Башкортостане первыеЖалованные грамоты были получены в ходе присоединения Башкирии к Русскому государству. В 1557 году основная частьбашкирских племен и родов получили Жалованные грамоты, ставшие юридическойосновой вотчинного права башкир на землю.
Жалованная грамотавыдавалась «на имя лица пожалованного», иногда принимала формупредписания «дать во владение башкирам». Получение Жалованной грамотына владение землей на вотчинных правах каждым племенем или родовой группой,разделение всех угодий между ними в письменной форме позволили упорядочитьвопрос о землевладении в Башкортостане.
Подлинники Жалованныхграмот не сохранились, их копии и переводы содержатся в шежере и архивах.
В результате вхожденияБашкортостана в состав Русского государства в крае прекратилась феодальнаямежду усобица, что положительно сказалось на развитие хозяйства и ростечисленности населения. В Башкирию стали переселяться русские крестьяне иремесленники. Между ними и башкирами устанавливаются хозяйственные и культурныесвязи. В свою очередь, Русское государство расширило свою территорию, отодвинувгосударственные границы от Волги до середины течения Тобола на Востоке и Яика (Урала) на Юго-Востоке. Однако усилилсяфеодальный и национальный гнет населения края. С XVII в. правительство стало нарушать условияприсоединения: начались захват башкирских земель, рост налогов и повинностей,насильственная христианизация мусульман. В этих условиях недовольные башкирыподнимали многочисленные восстания. В историографии нет единого мнения охарактере присоединения Башкирии к Русскому государству, западные и некоторые российские историкиписали о завоевании Башкирии Русским государством, а А.З.Асфандияров,В.Н.Татищев, А.Н.Усманов, и др. – о добровольном вхождении. Я полагаю, всё же,что присоединение Башкирии к Русскому государству носило в большей степенидобровольный характер, так как в основном присоединение к России поддержалоавторитетная среди населения феодальная родовая верхуш- ка, что не исключало внекоторых случаях и принуждения.
2.Правовое положение населения Башкортостана. Политика царского правительства вкрае
Правовое положениенаселения Башкортостана было различным, это видно из социального положениянаселения, проживавшего в то время.
В целях упрочения своих позицийправительство строило на территории Башкирии военные поселения и развивалотесные экономические отношения с местным населением.
Первыми жителямикрепостей Башкирии и города Уфы были в основном русские служилые люди.Гражданское население складывалось постепенно и оставалось малочисленным.Основная часть гарнизонного войска уезда состояла из детей боярских и служилыхлюдей «по прибору» (стрельцы, пушкари, воротники и другие). Первые стрелецкиесотни с детьми боярскими прибыли в Уфу с воеводой в 1586 г.1.
Военное населениепроживало на территории Башкирии вместе с семьями. В 80-х гг. формируетсяУфимское городовое казачье войско.
Постепенно формировалоськрестьянское население Башкирии. Сюда стихийно шли переселенцы из центральных,средневолжских и прикамских районов, из Западной Сибири. Уход их с местпрежнего жительства был связан с малоземельем и усилением феодальнойэксплуатации.
В связи с пожалованиямимонастырям и дворянам земельных угодий в крае появились монастырские и помещичьикрестьяне. Если дворцовые, оброчные, ясачные, государственные крестьяне ибобыли прибывали в Башкирию самовольно, то монастыри и помещики переселялисвоих крестьян принудительно.
Состав пришлогокрестьянского населения был многонациональным. Помещичьи, монастырские,дворцовые и государственные крестьяне состояли в основном из русскогонаселения, ясачные и оброчные крестьяне и бобыли — из татар, мишарей,марийцев, чувашей, удмуртов, русских, мордвы.
1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т.I. Ч. I.; Разрядная книга. 1475—1598. С. 390.
В результате самовольногои принудительного переселения в течение XVII — первой трети XVIII вв. в Башкирии сложились все основные слои феодальногонаселения Российского государства: мелкопоместные дворяне, представителиправославного духовенства, мелкие служилые люди, белопоместные казаки,посадские жители, помещичьи, дворцовые, монастырские, ясачные и государственныекрестьяне, бобыли и другие. В количественном отношении преобладало крестьянскоеи бобыльское население. В течение указанного времени пришлое население заселилов основном крайний восток, север и северо-запад края.
Приток небашкирскогонаселения имело важное значение для развития экономики и культуры края.Ускорился процесс перехода башкир к оседлому земледелию. Башкиры заимствовалиу русских и нерусских пришлых земледельцев сельскохозяйственные орудия,учились у них приемам обработки почвы, посевам хлеба, уборке урожая ипереработке продуктов зернового хозяйства1.
После присоединения кРусскому государству продолжалась феодализация башкирского общества. Являясьмонопольным собственником всей земли в крае, Русское государство передало вовладение башкирским племенам и родам занимаемые ими земли и закрепило этограмотами.
Земли закреплялись завсеми жителями башкирского рода, племени, либо их подразделений в общеевладение всех жителей общины. Правительство не подразделяло их напривилегированную верхушку — биев, тарханов, мурз, князей и т. д. — и наповинностную ясачную часть населения, как это осуществлялось, например, вотношении народов Среднего Поволжья.
Владельцем волостнойземли являлась башкирская община. Наряду с владениями отдельных волостей имелиместо владения общие для двух, трех и более башкирских волостей (охотничьи ипрочие угодья)2.
Каждый член общины имелправо на пользование волостной землей.
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т.I. Ч. I. С. 97.
2Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения вБашкирии в первой четверти XVIIIв. С. 42
Общинная собственность наземлю не препятствовала развитию феодальных отношений. Фактически волостнымиземлями распоряжалась башкирская феодально — патриархальная верхушка.Феодальная собственность на землю при господстве кочевого и полукочевого скотоводческогохозяйства выступала не открыто, а сильно завуалированная пережиткамипатриархально-родового быта1. Отсутствие юридически оформленнойчастной земельной собственности не мешало существованию у башкир феодальнойземельной собственности2.
В полукочевом обществефеодальная собственность на землю осуществлялась в форме права распоряжениякочевьями. Право собственности на землю получало реализацию посредствомвладения скотом3. Скот у башкир находился в частной собственности.На этой почве в полукочевом обществе обозначилось достаточно глубокоеимущественное неравенство. Патриархально-феодальная башкирская знать владелабольшими стадами скота. Применяя открытое насилие и используяпатриархально-родовые обычаи, она захватывала лучшие пастбища, присваиваласебе право отводить районы для кочевок другим членам общины. Так складываласьфеодальная собственность на землю, которая приобрела форму распоряжениякочевьями4. Рядовые общинники попадали в зависимое положение, вобществе возникали элементы и внеэкономического принуждения. Общественныеотношения у башкир во второй половине XVI — XVIIвв. были патриархально-феодальными5.
Верхний слой башкирскогообщества состоял из биев, князей, тарханов, старост и других «лучших людей», атакже представителей мусульманского духовенства. После присоединения Башкириик России правительство жаловало биев в князья и мурзы. Они несли военнуюслужбу государю и не числились в разряде ясачных людей6.
1 Очерки по истории БашкирскойАССР. Т.I. Ч.I.С. 91.
2Демидова Н. Ф. Указ. соч. С.41.
3Устюгов Н. В. О характеребашкирских восстаний XVII —первой половины XVIII вв.//400-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958. С. 96—97.
4Демидова Н. Ф. Землевладениеи землепользование в Уфимском уезде в XVI—XVIIIвв. //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962. Минск, 1964. С.266, 269.
5Демидова Н. Ф.Социально-экономические отношения в Башкирии в первой четверти XVIII в. С. 40;
6Акманов И. Г.Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI — первой половине XVIII вв. С. 47—48.
Со временем князьяслились с тарханами, составлявшими основную часть башкирскойфеодально-патриархальной верхушки. Звание тархана получали и старосты, а также«лучшие люди» за военные заслуги (охрана границ Башкирии, участие в дальнихпоходах).
Тарханы имели большие привилегии, которыепредоставлялись им наследственно или лично. Они могли занять и пользоватьсялюбыми участками волостной земли, кроме бортных угодий и бобровых гонов,находившихся во владении отдельных семей. Рядовые общинники не смелисопротивляться действиям тарханов по распоряжению волостными землями1.
Тарханы были освобожденыот налогов, ясака и подводной повинности. На них лежала обязанность нестивоенную службу, которую они воспринимали как почетную повинность. Их включали всостав дипломатических миссий правительства, направлявшихся в Казахстан иСреднюю Азию.
К разряду феодальной верхушкиобщества относились старосты и сотники, наделенныеадминистративно-управленческой и судебной властью в волостях. Во главенебольших воинских формирований башкир стояли сотники. На должности старост исотников попадали, как правило, наиболее влиятельные и богатые башкиры, в т.ч. бии, тарханы, батыры. Следовательно, богатство и власть оказывались сосредоточеннымив одних и тех же руках. Это обстоятельство усиливало господствующее положениестарост и сотников в обществе и открывало для них возможность наживаться засчет общины.
Развитие феодальныхотношений среди башкир имело свои особенности. В рассматриваемое время рядовыебашкиры и феодально — патриархальная верхушка общества пребывали в составеодной и той же общины, были связаны общинными отношениями. Формальнопредставители башкирских господствующих слоев считались членами общины, нофактически они стояли над общиной .
1Очерки по истории Башкирской АССР.Т. I. Ч. I. С. 128, 129
Рядовые общинники, ведясамостоятельное хозяйство, подчинялись воле тарханов и старост, которым принадлежалоправо распоряжения волостными землями. Из-за всевозможных поборов и другихпричин они зачастую теряли скот и попадали в долговую кабалу к собственным ипришлым богачам.
Обнищавшие башкирывыталкивались из общины и становились туснахами. Положение туснаков вбашкирском обществе было близко к положению рабов. Туснаки принудительноработали на богатых башкир, их продавали и покупали. В 30-х годах XVIII в. начальник Оренбургскойэкспедиции И. К. Кирилов писал о туснаках, что «множество таких иноверцов убашкирцов и других иноверцов же живут», и башкиры и «другие иноверцы» «работоюих богатятся и усиливаются»1. Правительство запрещало старостам,тарханам, богатым башкирам брать людей в заклад и иметь крепостных людей. Темсамым оно стремилось ослабить позиции башкирской феодализирующейся верхушки.
Башкирское общество зналои рабов-ясыров, ими становились в основном пленные. Богатые башкирыпринуждали их работать в своем хозяйстве или сбывали в Казахстан и СреднююАзию. Несмотря на существование работорговли, ясыры не представляли устойчивойсоциальной группы среди башкир.
По мере притока земледельческогонаселения из центральных районов страны и Среднего Поволжья возникали новыеформы земельных отношений в крае. Значительная часть пришлого населенияУфимского уезда вела хозяйство на землях башкирских волостей. К их числуотносились ясачные татары, чуваши, мари, мордва, удмурты, служилые татары имишари. Последние имели право, в силу своей сословной принадлежности,получать земельные наделы от казны, но угодья, необходимые для ведения земледельческогои скотоводческого хозяйства, служилые татары и мишари предпочитали брать у башкирв долгосрочную аренду (припуск) и поселяться на территории башкирской волости.
1Материалы по истории Башкирской АССР.Т. III. С. 491.
Переселенцев,устроившихся на башкирских волостных землях, независимо от их этнической исословной принадлежности, стали называть припущенниками. Припущенникиоседали на башкирских землях по договору с вотчинниками, т. е. припуску,представлявшему разновидность арендного соглашения. Договор о припускесоставлялся как в устной, так и письменной форме. Припуск позволял крестьянамбез ведома уездной и дворцовой администрации, помещичьих и монастырскихуправителей завести в Башкирии свое хозяйство. Припущенниками становились ибашкиры, по разным причинам потерявшие вотчинное право на землю, покинувшиесвои волости (участие в восстаниях, захват земель казной и заводами и т. д.)1.
Плата за припуск и запоследующее пользование волостными землями, устанавливаемая между вотчинникамии припущенниками, была намного легче феодальных повинностей, лежавших на помещичьих,монастырских и других феодально зависимых крестьянах. Поэтому к припускуприбегала значительная часть переселенцев.
В состав башкирскихприпущенников входили представители различных феодально-зависимых сословий.Наиболее многочисленную часть переселенцев составляли бобыли. Основнаямасса их прибыла в Башкирию со своим бобыльским ясаком, т. е. будучи бобылями вместах выхода. Незначительная часть бобылей попала в это сословие в Уфимскомуезде из числа «гулящих людей» и других категорий крестьян.
Бобыли вели крестьянскоехозяйство на арендованных башкирских землях, платили казне бобыльский ясак инесли другие повинности. Они обязаны были поставлять в Уфу строительные материалы,давать подводы и провожатых, работать на строительстве и ремонте казенныхмельниц, Табынского солеварного городка2. Кроме государственных бобылейв Башкирии встречалось небольшое количество помещичьих, монастырских идворцовых бобылей. Они не были припущенниками башкир, пользовались землямисвоих феодалов и несли повинности в их пользу.
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т.I. Ч. I. С. 131.
2Материалы по истории БашкирскойАССР. Ч. I. С. 128.
Из среды припущенниковпостепенно образовалось сословие тептярей, известных только в Башкирии.По мнению ряда авторов, возникновение слова «тептярь» связано с персидскимсловом «дэфтэр», что означает «запись», «договор»1. Тептяризаключали с башкирами-вотчинниками письменные условия, в которых определялось количествополученных в аренду угодий и размер повинностей2. Тептяриобосновывались не только на башкирских вотчинных землях, но и на казенных исобственных, причем без припускных записей3. Возможно, словом«дэфтэр» назывались воеводские «окладные ясачные книги», куда включалась частьбашкирских припущенников, которые, очевидно, и получили название тептяри.
По другой версии, терминтептярь произошел от слова тибеу, тибелеу, тип-тереу, типтер. Башкир, неимевший возможности нести феодальные повинности за свое сословие, выходил самили насильно выталкивался (тибелэ) из общины. Он терял вотчинное право наземлю, свою сословную принадлежность и становился тептяром. Со временем,особенно в XVIII в., в состав тептярей влилисьпереселенцы из татар, мари, чувашей, удмуртов, вышедших из своих общин ипорвавших связь со своими прежними сословиями4 (ясачным, служилым,бобыльским).
В первое время феодальныеповинности тептярей были сравнительно легкими. Они платили казне тептярскийокладной ясак. В отличие от бобылей-припущенников, тептяри были свободны отвыполнения каких-либо натуральных повинностей в пользу государства.
Несмотря на пользованиебашкирскими землями, тептяри, как и бобыли, являлись казенными людьми и неслифеодальные повинности в пользу государства.
1Ахмаров Г. Н, Тептяри и их происхождение. Казань,1907. С. 9—10, 26.
2Очерки по истории Башкирской АССР. Т.I. Ч. I. С. 97.
3Асфандияров А. 3. Семья ибрак у башкир в XVIII — первойполовине XIX в. Уфа, 1989. С. 33—34.
4 Там же.
Сохранившиеся источникине позволяют определить численность мишарей и служилых татар. Живя набашкирских волостных землях в качестве припущенников, они также находились вличной зависимости от государства, несли военную службу, составляя особоефеодальное сословие.
Итак, в пределахбашкирской волости вели хозяйство представители не только разных народов, но иразных сословий: башкиры-вотчинники, бобыли, тептяри, мишари, служилые татары.
Таким образом, в Башкириисосуществовали различные формы феодальных отношений. Несмотря на заметныесоциальные сдвиги, в башкирском обществе по — прежнему господствовали присущиекочевым и полукочевым народам патриархально — феодальные отношения, сильныбыли пережитки родового строя. Отношения же между башкирским обществом и государствомбыли феодальными.
Феодалы состояли из башкирской, татарской и мишарскойзнати, русских помещиков, монастырей, дворца и самого феодального государства.
К эксплуатируемойчасти населения относились рядовые башкиры, мишари, служилые татары, мелкие служилыелюди, ясачные крестьяне, тептярское и бобыльское население, помещичьи, монастырские,дворцовые и государственные крестьяне.
Из всего сказанного можносделать определенный вывод, чтополитика царского правительства в Башкирииносило чисто колониальный характер и это отчетливо видно из предпринимаемыхдействий центральной власти в отношении, вновь присоединенных земель.
Во-первых, создаются местные колониальныеадминистрации во вновь созданных военных поселениях для надзора и управлениятерриториями;
Во-вторых, идет активное заселение новыхтерриторий подданными русского государства из центральных районов России;
В-третьих, осваиваются природные ресурсы краядля поддержания и увеличения экономической мощи русского государства;
В-четвертых, на фоне успехов освоения Башкирииместное население в большей части оставалось на уровне феодально-патриархальныхотношений и до определенного времени экономически развивалось слабо.
Продолжение на сайте: WWW.vzfeii.web-box.ru