Реферат по предмету "Литература"


Сочинение-рецензия на рассказ Астафьева "Людочка"

Сочинение-рецензиянарассказ Астафьева “Людочка”
 «Нам незачем наши сердцахолодить; И так уж на улице вьюга». (С. Куняев)
 
Каждый писатель в своихпроизведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великиеписатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях.Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.
Рассказ «Людочка»В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас,в наше время, спустя десять лет. Небольшое произведение вместило в себя многиепроблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падениеобщественной нравственности и деградация личности, а также гибель русскойдеревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей вбольшой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказАстафьева. Из самого названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано охорошей хрупкой девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своимиродителями: отцом и матерью, а после смерти отца — с отчимом. Её отчим «никакне относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «каквялая примороженная трава». Людочка пытаетсявырваться из этого чувства. Она уезжает из родительского дома, где остаютсячужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.
Биография главной героини даётся писателем в самом началеповествования. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой,болезненной и плаксивой».
Эпизодыодин за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенноготовя нас к трагической развязке.
Рисуя образ Людочки, авторизобразил портрет обычной русской девушки. Людочка сдетства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душедоброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка быласлабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе)свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка нанее не обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и состраданиепочувствовала она и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в больницеисключительно по причине халатности врачей. Людочкачувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такоймолодой, должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способнычувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегдаих вина. Возможно, Людочка острее другихпочувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе этоперенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Однако, Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг кумирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнеесмерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучийпорыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению».
Героиняоказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь ужеона не встретила понимания у других. Девушка была так бесконечно одинока всвоей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Эточудовищное непонимание подвело девушку к трагическому исходу.
Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. Сним плотно состыкован второй пласт – экологическая катастрофа.
Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюсятрубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её«ароматы».
Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидетьмногие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, этостремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.
В.Астафьев, беззаветно любящийчеловека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходимаострейшая борьба с бездуховностью, подтачивающая нравственные устои общества.Но не хватало внимания к конкретным судьбам.
Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть идругие герои: мать Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. КогдаЛюдочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников,она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки,рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своейдочери. Поэтому Людочка ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе,так как посчитала, что её матери нет никакого дела до неё. Все оставили Людочку «… теперь и самой ей предстояло до конца испитьчашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия...» Об отчимеЛюдочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия,ни его имя. Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именноон отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач — это такой же обитатель паркаВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от остальных — это то, чтомногие обитатели городского парка считали его своим главарём. Для Стрекача, также как и для других ВПВРЗэшников не существовалоникаких рамок, в нём полностью отсутствовало что-либо человеческое. После егосмерти «угнетённые, ограбленные, царапанные… обитатели железнодорожногопосёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладнодо пришествия нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого». КогдаСтрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался накрики (Людочки) о помощи. Она оказалась в полнейшем одиночестве. Сразу жеотшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной бедыоказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась сравнодушием. Даже находящийся в это время рядом Артёмка-мыло ничего не сталпредпринимать для спасения чести Людочки. В образеСтрекача автор собрал все гадкое, что может только быть в человеке. Нет, неповорачивается язык назвать его человеком – это какое-то нравственно одичавшеесущество. В стычке между Стрекачом и отчимом Людочкиписатель на стороне последнего, хотя тот совершает самый ужстныйгрех – убийство. Но с такими, как Стрекач можно бороться только такимиметодами.
Она не смогла выдержать – предательства близких ейлюдей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала,что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покудабеда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкойсудьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий вбольнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
Сама Людочка приняла насебя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советскоймилиции, молодёжи городка. Это – искупление невинными и непонимающими чьих-тогрехов.
Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная,серая, безучастная, без ласки и любви.
Кульминационным эпизодом рассказа являетсясамоубийство (через повешение) Людочки. Она повесилась не от плохой жизни вгородском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё все отвернулись, даже еёсобственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она не была никому нужна. Втаких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать такимже существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйтииз неё путём самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобныеим отбросы общества — это люди, которых все отвергли, которые остались одни.Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать«животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертьюговорит: «Никто ни про что не спрашивал меня — никому до меня нет дела. А душа?Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плотиютившаяся душа».
Смерть героини – это её взлёт. Только после смертиона вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.
Рассказна редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам авторудивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьеввложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Этоиспользуется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки еёиндивидуальных качеств.
Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времении их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».
 Авторпередаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности,ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость,меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину»,«работала как конь»).
Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичномзвучании язык Астафьева.
Помимо простых олицетворений (таких, как «деревнязадохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену»)используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающихотдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенноесердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтомупроизведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.
Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневыхсторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашиваямногие невзгоды, исходит из сердец тружеников.
Художественный приём контраста, удачно применённыйздесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которуюневозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полнойотсталости.
      Рассказ «Людочка»очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное обществопродолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, откоторых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могутпрожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всёчаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которыхтакими сделало общество.
Написав этот рассказ, ВикторАстафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всейРоссии. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своимрассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда оностаётся один (из людей). Такое может произойти не только с героиней этогорассказа, но и с любым другим человеком.
«Людочка»Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумелпоставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной формеизобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю, главная задача писателя –показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозитполное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающеммире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидетькрасоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Торговля женщинами нарушение прав человека или добровольное рабство
Реферат Планирование обеспечения горючим воинской части в мирное время
Реферат Выборка в социологическом исследовании
Реферат State Highway Essay Research Paper State Highway
Реферат Довженко Олександр
Реферат 2. «О подготовке объектов мп «теплоэнерго» к работе в осенне-зимний период»
Реферат Комплексная система управления качеством продукции
Реферат Тема рабства в романе "Обломов"
Реферат Incorporation of [2,3,4,5,6-2H5]Phenylalanine, [3,5-2H2]Tyrosine, and [2,4,5,6,7-2H5]Tryptophan into the Bacteriorhodopsin Molecule of Halobacterium halobium
Реферат Влияние экономических pефоpм на население Казахстана
Реферат Белый террор Россия
Реферат Zen Essay Research Paper Gary Snyder spoke
Реферат Nail Clipper Essay Research Paper Description of
Реферат Інноваційні технології як основа формування технологічних компетентностей та конкурентоспроможної особистості в умовах ринку праці
Реферат Macbeth Essay Research Paper Macbeth Macbeth Macbeth