Министерство образования республики беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИКАДРОВ В СФЕРЕ
ЭКОНОМИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат на тему:
«Истоки и этапы становления идеологиибелорусского государства»подготовил слушательгруппы Эз-109Драченко ВиталийНиколаевич
Барановичи, 2009/>
Оглавление
Введение
Предмет итеория изучения идеологии белорусского государства
Этапыстановления идеологии белорусского государства
Становлениеидеологии белорусского государства на современном этапе
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
В связи сраспадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологиимарксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночнойэкономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношенияк идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследованиязападных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частьюсоциальной действительности, политического и духовного бытия современногообщества.
Обществоне может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющихвсех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может житьи развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам,что и объясняет актуальность выбранной темы.
Идеологиядля государства — то же самое, что иммунная система для живого организма. Еслииммунитет ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становитсясмертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическаяоснова общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешнегосударство не казалось сильным и грозным. Если мы хотим видеть Беларусьсильной, процветающей державой, то должны, прежде всего, думать обидеологическом фундаменте белорусского общества.
Идеология— это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целяхразвития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей,воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающихлюдей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставим.
Предмет и теория изучения идеологии белорусскогогосударства
Идеологическоепространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самыеразнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют другдруга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, гдегосподствует идеократия, функционируют контридеологии. Запрещенные и гонимыеконтридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.
Основныесовременные идеологии – либерализм, социализм, консерватизм – возникли вусловиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологииотражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них вмаксимальной степени нашло выражение понимание проблем современного обществаосновными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях большиесоциальные группы обрели ясное самосознание.
Но длястановления современных государств в Европе и развития гражданского обществаклассовых идеологий было недостаточно. Становление государственности требуетдополнительного фактора, формирующего государственную и гражданско-политическуюидентичность. Поэтому не случайно в Новое время возникает национализм, которыйпервоначально формировался как государственный патриотизм и экономическийнационализм. Любовь к нации-государству становилась выше, чем любовь к монархуи династии.
В серединеXIX века в Греции в период дискуссий о том, каким должно быть политическоеустройство страны после ограничения абсолютной власти короля, былапровозглашена «великая идея», которая включала в себя необходимостьконсолидации всей нации и историческую миссию Греции как посредника междуЗападом и Востоком. «Великая идея» сохранила свое значение донастоящего времени. Она входит в программы различных политических партий вГреции, хотя за полтора столетия данная идея обогащалась и продолжаетнаполняться новым содержанием.
Возникновениеи развитие суверенного государства Республики Беларусь актуализировали вопрособ идеологии белорусского государства. Идеология государства – специфическийтип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечивать большую или меньшуюстепень социального консенсуса и ощущение принадлежности кгосударственно-организованному сообществу, к исторической судьбе Отечества.Идеология государства становится важнейшим источником согласия различныхсоциальных и политических сил.
Этостановится важным и потому, что государственное строительство РеспубликиБеларусь происходит одновременно с глубокими социально-экономическимипреобразованиями и переходом к рыночной экономике. Старая система ценностныхориентации, которая консолидировала советское общество, оказалась разрушенной;для многих людей эти ценности в период перестройки и рыночных преобразованийутратили свое значение. Новые ценности, которые транслируются на общество,отличаются большим политико-идеологическим многообразием. Возникает остраяпроблема поиска оснований идентичности. Ценностью, которая несет в себеконсолидирующий потенциал, может стать суверенное белорусское государство.
Идеологиягосударства играет особую роль в процессе политической социализации.Политическая социализация происходит под воздействием многих факторов, ноименно деятельность государственных и общественных структур по индоктринации всознание индивидов идеологии государства обеспечивает «вертикальную»передачу системы ценностей и моделей восприятия политической реальности отполитического режима к личности.
Видеологии государства особенно четко проявляется инструментальная функция,которая служит достижению конкретных политических, экономических и социальныхцелей, значимых для всего общества.
Вдемократическом обществе наличие идеологии государства не ликвидируетидеологического плюрализма различных политико-идеологических течений – от радикальныхдо умеренно-либеральных и консервативных. Но обычно в политически стабильномобществе крайние идеологические течения занимают маргинальное положение на политическойсцене страны, а преобладающим влиянием обладает центристское течение. Идеологиягосударства, чтобы отражать интересы и устремления основной массы населения,должна нести в себе центристскую программу. Идеология государства охватываетвсе основные сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую,социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретнойситуации могут меняться. Инструментализм идеологии государства позволяет посравнению с классическими идеологиями более чутко реагировать на социальныезапросы в локально-темпоральном (в зависимости от места и времени) контексте.
Этаидеология позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностямобщества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества и увеличениюдоли и значимости сотрудничества, что хорошо соотносится с национальнымхарактером белорусов и белорусской толерантностью.
Идеологиябелорусского государства должна задействовать духовный и интеллектуальныйресурсы нации, которые являются важнейшими ресурсами развития особенно всовременном информационном обществе.
Идеология белорусскогогосударства – это государственно-патриотическая идеология, синтезгосударственного самосознания, культуры и духовности.
Бездуховной энергии невозможно созидание эффективной экономики и процветающегообщества.
Важнойпроблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций итрадиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственногостроительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому ибелорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшеезначение для современного белорусского общества и его политико-идеологическогосостояния – это вопрос о том, является ли суверенное государство РеспубликаБеларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом встановлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь спредшествующим состоянием.
Динамикаобщественных изменений предопределяла быструю смену оценок прошедших этаповразвития страны, включая и советскую перестройку, и перспективы дальнейшейэволюции развития Беларуси. Причем если во второй половине 80-х годов проблемасоотношения традиции и инновации рассматривалась сквозь призму развития социализма,то после 1991 года чаще в содержании оценок доминировала политическаясоставляющая – белорусская государственность, ее прошлое, настоящее и будущее.
Ядромидеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисовименно понятия «Родина» и «Отечество» становятсяполитическим средством преодоления раскола между властью и народом. Отечество –это есть общая Родина и для патриотов, и просто лояльных или аполитичныхграждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданинаи патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных,в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и какодно целое.
Идеисвоего Отечества и своего народа сходные, хотя не следует наполнять их толькоэтническим содержанием. Безусловно, у государства Республики Беларусь естьнациональные интересы. Категория «национальный» должна рассматриватьсякак ассоциация с территорией проживания белорусского этноса, белорусскойкультурой, историей, языком. Национальный интерес шире, чем этнический интерес.Национальный интерес связан, в конечном счете, с Беларусью, настоящим и будущимнарода, граждан Беларуси.
В системеценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальнаябезопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусскойгосударственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.
Правовойосновой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь.Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути,главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства.Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическаямодель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующемразделе книги.
Следующейсоставной частью Белорусской идеологии белорусского государства являетсябелорусская политическая система как политическая основа идеологии государства.Белорусская политическая система основана на Конституции Республики Беларусь,но основные особенности белорусской политической системы как составной частиидеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития состороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков.
Четвертойсоставляющей, или составной частью идеологии белорусского государства,является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальнаяидея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такиефундаментальные понятия, как: общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственноесамосознание, гражданственность, патриотизм. Это – мировоззренческая основаидеологии государства.
Насегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничныхсоставляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусскаяэкономическая модель, белорусская политическая система, белорусскаяидеологическая доктрина в виде национальной идеи.
Структураидеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:
1)теоретико-методологический (базис системы). Цель – определение основныхкомпонентов и структуры идеологии белорусского государства;
2)процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений).Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды,формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;
3)институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель –определение путей повышения эффективности идеологической деятельностиинститутов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов ихвзаимодействия;
4)инструментальный («Выход» в среду системы в виде направленийидеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельностиобщества). Цель – определение социальных механизмов реализации идеологическойполитики государства.
Способвзаимодействия элементов системы показывает, что если в соответствии сожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующиерешения (в центре принятия решений), то в политической, экономической идуховной системах государства соблюдается определенное равновесие, и обществоуверенно двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи(на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышенияблагосостояния граждан.
Этапы становления идеологии белорусского государства
О своемместе в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развитиявырабатывает определенную систему представлений, понятий, принциповформирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономическойжизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления, вконечном счете, всегда составляли, и будут составлять основу построения народомсвоего государства.
Систематизированнуюсумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развитиясвоей государственности, особенностях устройства институтов государственнойвласти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства,формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основаниемможем назвать идеологией национальной государственности. В связи с этим можносделать вывод, что идеология белорусской государственности аккумулирует всеконструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достиженийнастоящего. Идеология белорусской государственности — это не только системавзглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться вполитическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечитьинтересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.
Проблемаформирования идеологии национальной государственности возникла во второйполовине XIX века. Ее формированию тогда препятствовали многие факторы,которые проявились в замедленности процесса оформления национальной идентичностибелорусов, в противоречивом осознании народом его исторического прошлого, егополитических интересов. Это было обусловлено тем, что, находясь в составеРоссийской империи, Беларусь оказалась глубоко инкорпорирована в общероссийскийгосударственно-политический организм, а это, естественно, сдерживало проявлениебелорусской самобытности и тормозило формирование национально-ориентированнойинтеллектуальной и политической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы инаступление на Беларусь более сильного соседа с Запада — Польши. Польское влияниеособенно сильно ощущалось в сфере культуры. Фактически все слои польскогообщества (идейные вдохновители Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активнопроповедовали идею об «историческом праве Польши на Белоруссию», о«великой культурной миссии поляков на Восток» и т.д. Такой подход былхарактерен не только для лагеря правых, но и для польского социалистическогодвижения, которое добивалось возрождения польского государства в историческихграницах Речи Посполитой 1772 года (а это означало включение белорусских земельв состав польского государства).
Глубокаяинтеграция Беларуси в общероссийский государственно-политический организм,экспансионистские претензии польской политической элиты также не способствовалисозданию международных условий для реализации идеи белорусскойгосударственности. Поэтому до начала первой мировой войны Беларусь практическине входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причинебелорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутреннимфактором Российского государства, соответственно, белорусское общественноедвижение, которое поднимало этот вопрос, отражало противоречия тольковсероссийской политической жизни. Объективно предпосылки для включениябелорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться тольков ходе первой мировой войны и в период Февральской революции 1917 года вРоссии. Однако во всей полноте вопрос о белорусской государственности и ееидеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской (1917)революции в России. В тот период проблема национальной государственностиоказалась как бы в фокусе политической борьбы в Беларуси. И это было вполнезакономерно, ибо в этот период началось создание национальной государственностибелорусского народа.
После распада Советского Союза и провозглашениясуверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусскойгосударственности приобрел новое значение. В последнее десятилетие в центреострейших дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, настоящего ибудущего белорусской государственности. В современной идейно-политическойборьбе особое внимание концентрируется на понимании прошлого белорусскойгосударственности.
Всевосточные славяне сначала составляли единую древнерусскую народность в границахединого Древнерусского государства – Киевской Руси. Этот факт прочно вошел висторическую память не только белорусского, но и русского, и украинскогонародов. Согласно общепризнанной в отечественной и зарубежной научнойлитературе схеме восточнославянские племенные союзы после их политическогообъединения в рамках Древнерусского государства в течение XI-XII вековслились в единую древнерусскую народность, которая с конца XIV векараспалась на три отдельных народности – белорусскую, великорусскую и украинскую.У большинства современных исследователей не вызывает сомнений факт широкогораспространения в Киевской Руси представления о том, что все славяне натерритории Восточной Европы составляли единый народ, что в отчетливой формезафиксировано в «Повести временных лет» – древнейшем летописном сводепо истории восточных славян. Исходя из этого, можно сделать вывод, что идеябелорусской государственности имеет общерусские корни, восходит к древнерусскойгосударственности. Именно уже в ранней древности была сформулирована идеяобщерусского единства. Она, несомненно, помогает нам понять и осмыслить историюи идеологию белорусской государственности.
Имеет ли историческое июридическое право Республика Беларусь считать себя наследницей и преемницейВеликого княжества Литовского, Русского, Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)? Ответна этот вопрос можно сформулировать так: в результате феодальнойраздробленности и нашествия татаро-монголов в начале XIII века Древнерусскоегосударство распалось. На северо-западной его части во второй половине XIII векавозникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV века стало называтьсяВеликим княжеством Литовским, Русским, Жемойтским. Такое название государстваотражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характерэтнического состава населения этого государственного образования. Однаконеобходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры обэтническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий– от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы допровозглашения его белорусской империей. В значительной степени это связано сотсутствием в письменных источниках информации о юридических основахобъединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разныхсферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшемдоминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что врамках Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусскогоэтноса.
Известно,что российские историки считали ВКЛ русско-литовским государством, однако, впроцессе развития этого государства все более отчетливо проявлялась егобелорусско-литовская сущность, а позднее более выраженным стал белорусский фактор(тогда, когда сформировалась белорусская народность). Это был период, которыйохватывал XV-XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процессформирования этнического самосознания белорусов, который проявился, главнымобразом, в развитии родного языка, письменности, философской исоциально-политической мысли; правотворчестве, национальных обычаях итрадициях, приверженности населения православному вероисповеданию. Однако вконце XVI столетия была перевернута и трагическая страница историинашего народа: Люблинская уния (1569 г.). Согласно этой унии ВКЛ вошло в составРечи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однакопозднее суверенитет был утерян.
Чтокасается вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой, то этот периодимел исключительно важное значение для самоидентификации белорусов каксамобытного этноса, для его самосознания, его общерусского происхождения, атакже для его политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этомпроцессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего былозаинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. Более того, онаделала все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность.Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своегосамосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития онидолжны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности.Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы,развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическоедавление вынудило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу засвое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединениябелорусских и украинских земель с Российским государством.
Оказавшисьв границах Российского государства, белорусы возродили свои национальныетрадиции, культуру, литературный язык.
Именно вэтот период начали складываться этнические, социальные, экономические,политические предпосылки для становления национальной белорусскойгосударственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономическихи политических процессов, проходивших на протяжении всего XIX и начала XX столетия вРоссии. В национальных регионах России, в том числе и Беларуси, они тесно переплеталисьс проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических правнародов, составляющих многонациональное государство. Именно в этот периодзарождается белорусское общественно-политическое движение. В идеологии этогодвижения неизменно присутствовала национальная проблема. Однако хотелось быотметить, что уже в конце XIX – начале XX столетия в ходе формирования представлений о белорусскойгосударственности определились два подхода к пониманию исторического прошлогобелорусского народа и, соответственно, форм его самоопределения. Эти дваподхода привели к разделению общественно-политического движения на два потока –представителей национально-демократического течения и сторонниковзападноруссизма.
Представителинационально-демократического течения в целом выступали снационально-белорусских позиций, отстаивали возможность самоопределенияБеларуси как автономной республики в границах будущего демократическогофедеративного Российского государства. И только значительно позднее они в тойили иной мере считали возможным становление самостоятельной государственностибелорусов. Сторонники западнорусизма, напротив, рассматривали Беларусь каксоставную часть России. И хотя западнорусы признали этнографические отличиябелорусского народа от русских и украинцев, тем не менее стремились доказать,что Беларусь не в состоянии экономически и политически самостоятельноразвиваться. Белорусов же они рассматривали как одно из славянских племен,которое органично входит в состав единого русского народа.
Названные два подхода к пониманию истории Беларуси и еенарода оказывали свое воздействие на формирование идеологии белорусскойгосударственности на протяжении всего XX столетия. Они и сейчас влияют на ходреальных современных политических процессов в Республике Беларусь, а также и наформирование идеологии белорусского государства.
С падением самодержавия в феврале 1917 года, а затем впериод Октябрьской революции и гражданской войны на первое место вобщественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практическогосоздания белорусской национальной государственности. Он привел к идейномупротивостоянию бывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошлопо вопросу о форме национального самоопределения белорусов, о характеребудущего белорусского национального государства, о его месте и роли вскладывавшейся новой системе международных отношений. Вопрос стал буквальнотак: либо пойти по пути становления суверенного, независимого от другихреспублик государства, либо – по пути создания белорусского государства всоставе федерации равноправных национальных республик. В условиях революции игражданской войны были сделаны попытки реализовать тот и другой подходы.Белорусская социалистическая грамада (БСГ), которая по существу являлась революционно-демократическойпартией социалистической ориентации, в условиях гражданской войны попыталасьреализовать идею полной национальной независимости белорусского государства наоснове парламентской демократии. Однако провозглашенная умеренными белорусскимисоциалистами 25 марта 1918 года Белорусская Народная Республика (БНР) вусловиях немецкой оккупации, как утверждают многие исследователи, не былагосударственным образованием даже «в марионеточной форме».
В силунеблагоприятных для БНР внешнеполитических и внутренних обстоятельств, вдобавокк тому из-за непреодолимой изолированности ее деятелей от широких народныхмасс, увлеченных идеей советской государственности, БНР так и не смогла статьнезависимым, суверенным белорусским государством. Это было признано на 2-йВсебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ееработе участвовали представители различных течений белорусской политическойэмиграции. Участники конференции признали Минск – столицу БССР «единымцентром политического и культурного возрождения Беларуси» и объявили ороспуске Рады и правительства БНР.
Созданиебелорусской национальной государственности проходило в обстановке острейшихсоциальных столкновений и потрясений, вызванных российской революцией. Поэтомусобытия, связанные с рождением белорусской государственности, сегодня никак невписываются в однобокие надуманные схемы. Они развивались так, а не иначе, всилу многих объективных и субъективных обстоятельств, среди которых особую рольиграли внутренние и внешние факторы, специфика национального движения вБеларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы.Именно это и предопределило поражение тех политических сил, которые пыталисьреализовать идею Белорусской Народной Республики. В этом противостоянии ирождалась белорусская государственность на советской основе.
1 января1919 года, как известно, была провозглашена Белорусская СоветскаяСоциалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был заложен прецедентсоздания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусскойгосударственности в рамках советского строя.
По мере развития и усложнения как внутренней, так и внешнейситуации для лидеров большевиков все более насущной становилась проблемаизменения стратегии и тактики в национальном вопросе. Акцент делался наследующем: любым путем сохранить РСФСР, которая рассматривалась как прообразбудущей мировой Республики Советов (впоследствии эта роль отводиласьобразованному в декабре 1922 года СССР). Советская Социалистическая РеспубликаБеларусь создавалась как плацдарм для наступления советских войск для поддержкимировой пролетарской революции.
Второе провозглашение БССРпроизошло в июле 1920 года. О возрождении белорусской советскойгосударственности было заявлено в «Декларации о провозглашениинезависимости Советской Социалистической Республики Белоруссии», котораябыла принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании представителейгосударственных и партийных органов, общественно-политических организаций ипрофсоюзов. Появление этого документа было связано с июльским (1920)наступлением на Западном фронте Красной Армии, которая практически освободилавсю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР,провозглашенной 1 января 1919 года. В условиях продолжавшейся советско-польскойвойны было очень трудно определить административно-территориальную границувозрождавшейся республики. И хотя на путяхстановления национальной государственности белорусского народа было многотрудностей, в Декларации с позиций «полного суверенитета ставился вопрос огосударственных связях между советскими республиками». Заявлялось, чтоотношения между СС РБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе. Позжепринцип равноправия республик был положен в основу Союзного рабоче-крестьянскогодоговора между РСФСР и СС РБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновьпризнавались независимость и суверенитет «каждой из договаривающихсясторон». В Декларации затрагивались и языковые проблемы, от решениякоторых зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось«полное равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского)в сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учрежденияхнародного просвещения и социалистической культуры». Коренная нация вотношении языка не получила никаких преимуществ.
Договор1922 года о создании СССР основывался на компромиссе между национальнойавтономией и сохранением централизованного государства, которое должно былостать средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себявозможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в моментсоздания союзного государства в теоретическом плане нация рассматривалась какнекоторый пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарскогоинтернационализма, по крайней мере, в теории становилось«безнациональным». И действительно, в 30-е годы в политическойпрактике понятие «национальный интерес» было устранено. Оно быловозрождено только в годы Великой Отечественной войны.
Принципограничения суверенитета союзных республик вошел в Союзный договор, а затем вКонституцию СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции СССР 1977 года теорияограниченного суверенитета не получила юридического закрепления, былозафиксировано положение о том, что «союзная республика – суверенноегосударство». В годы перестройки оно стало правовой основой движения заобновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полногосуверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принялДекларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация сталагосударственно-правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила отом, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривалсявыход республики из Союза. Объявление независимости БССР было началом новогоэтапа самоопределения белорусского народа.
Провозглашенная1 января 1919 года БССР представляла собой целую эпоху в истории становленияновой белорусской государственности. Безусловно, она стала первым реальным национальнымбелорусским государством. При всей ограниченности суверенитета в советскийпериод БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт белорусской государственностиимел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего XX столетия. За70 лет своего существования в составе Советского Союза Белорусская ССРпостепенно собрала основную часть этнической территории белорусов(«укрепление» БССР в 1924 и 1927 годах, воссоединение ЗападнойБеларуси с БССР в 1939 году) и выполнила государственно-политическую икультурную роль объединения белорусской нации. Впервые в истории был созданреально действующий аппарат государственной власти, национальная системапросвещения и науки, государственная институционированная системапрофессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса и т.д.Беларусь стала индустриально развитой республикой и прославилась на весь миргероическим сопротивлением немецко-фашистским оккупантам в годы ВеликойОтечественной войны.
На основе БССР в 1991 году была провозглашена сувереннаяРеспублика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важноезначение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года КонституцииРеспублики Беларусь, на основе которой была введена президентская формаправления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, которыйбыл избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.
Становление идеологии белорусского государства насовременном этапе
Третийпериод реформирования системы власти и управления начался со второй половины1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считатьсяпериодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе. Вэтот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, КабинетеМинистров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации системыгосударственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь власти спервых же шагов своей деятельности начали применять решительные меры по повышениюуровня управляемости в стране. Вся эта работа осуществлялась в условиях остройборьбы исполнительной власти с другими ветвями власти и, прежде всего сзаконодательной, поскольку решить эту задачу в полном объеме можно было толькоза счет уменьшения ее властных полномочий.
К концу1995 года в стране была создана президентская вертикаль, сформированная за счетпереподчинения исполкомов областных и районных Советов непосредственнопрезиденту. В результате такого шага Верховный Совет Республики Беларусь лишилсяподдержки на местах. С этого момента реальная власть в стране началаконцентрироваться вокруг Президента.
Результатыисследования показывали, что в период острого политического кризиса вобщественном мнении в то время сформировались и занимали доминирующие позициипредставления о том, что Верховный Совет Республики Беларусь в своей работеотстаивал, в первую очередь, интересы партий правой ориентации (БНФ и др.),партий левой ориентации – ПКБ и др. Интересы же большинства населения у высшегозаконодательного органа республики, по мнению респондентов, были на последнемместе.
Еще болеекритическим было отношение граждан республики к деятельности местных органоввласти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своейповседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частногосектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересыреспубликанских и местных органов власти, т. е. их собственные интересы. Натретьем месте – интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения уних стояли на шестом, последнем месте.
Такимобразом, в общественном мнении в Беларуси сформировалось как бы два полюса,характеризующих уровень отношения и доверия населения к властям. На одном такомполюсе с высоким уровнем поддержки граждан находится Президент, на другом –властные структуры различных ветвей власти и уровней управления, непользующиеся высоким уровнем поддержки населения.
На третьемэтапе социально-политических преобразований в нашей стране был принят целый рядзаконов, направленных на коренное реформирование существующей системы власти иуправления. Стремление Президента навести порядок в обществе, а именно такрасценивалась конфликтная ситуация гражданами республики во времяконституционного кризиса в 1996 году, было встречено с пониманием в обществе.На референдумах 1995 и 1996 годов большинство граждан высказалось за довериеПрезиденту. Этот этап преобразований затронул в большей мере политическую сферуи может характеризоваться как период коренного реформирования всей системывласти и управления в стране.
Среферендума 1996 года, по результатам которого были внесены изменения идополнения в Конституцию Республики Беларусь, начинается четвертый этаппреобразований. Возникают и требуют своего решения новые проблемы вовзаимодействии властей. Теперь это относится, прежде всего, к полномочиямпрезидента, парламента и правительства в сфере законотворчества инормотворчества. Понятно, что и впредь будут постоянно возникать новые проблемына пути государственного строительства в Беларуси.
Накануневыборов в местные органы власти в 1999 году избирательный ценз был все-такиснижен, что вывело республику из периодически повторяющегося избирательногомарафона. Одновременно практика проведения указанных выборов со всей очевидностьюпоказала, что актуализировалась другая, не менее острая, проблема участия ввыборах оппозиционных партий. Представляется, что исходя из здравого смыслаактивисты оппозиционных политических партий пусть лучше «воевали» бына заседаниях представительных органов власти, чем на улицах, митингах и т.п.Кроме того, практическая деятельность в представительных органах власти, работас людьми объективно уменьшит энтузиазм и снимет налет экстремизма у такихактивистов. Наконец, стране нужны активные и подготовленные кадры, и работа впредставительных органах власти в этом плане является хорошей школой.
Врезультате экономических кризисов и революционных потрясений, многочисленныхразрушительных, кровопролитных войн и межнациональных конфликтов, распада старыхи образования новых государств человеческое сообщество оказалось передответственным выбором: либо продолжать бессмысленное наращивание средстврешения международных проблем с позиции силы, либо вести настойчивый поискразумных решений и норм сосуществования государств во имя благополучиянынешнего и будущих поколений.
Сегодня совсей очевидностью можно утверждать: побеждает исторически оправданная,объективно закономерная тенденция – тенденция к интеграции государств. Даженаходясь в разных уголках земного шара, страны вольно или невольно влияют наэкономику и политику друг друга, поэтому вынуждены вести диалог, договариватьсямежду собой. Если же они расположены на одном материке, а тем более являютсяблизкими соседями, то и вовсе «обречены» на добрые отношения, иботолько в этом случае могут быть созданы благоприятные условия длясоциально-экономического подъема каждой страны, для духовного, культурного исоциального развития каждого народа. Яркий пример тому – нынешняя Европа, гдевоевавшие между собой на протяжении многих веков государства сегодня прилагаютмаксимум усилий к объединению. Отстаивая, как и прежде, свои национальныеинтересы, они в то же время активно сотрудничают в рамках образованного имисоюза современного типа во имя процветания и обеспечения мирной, достойнойжизни своих граждан.
Стремлениегосударств и народов к единению и всестороннему взаимодействию особенно заметнопроявилось после распада СССР, причем во многих регионах мира. Эта крупнейшаягеополитическая катастрофа прошедшего столетия, от которой пострадали, преждевсего, народы, некогда жившие в единой, дружной многонациональной семье, векамисоздававшие свой братский союз, стала поучительным уроком для всех народовпланеты. Слишком трагичен ее исход, слишком велики человеческие жертвы, слишкомощутим материальный и нравственный урон, чтобы не помнить об этом. Хотелось быверить, что человечество в полной мере усвоит тяжелый для него урок.
Обретя врезультате развала СССР государственный суверенитет, Республика Беларусь оказаласьнаедине с многочисленными сложнейшими проблемами. Сразу все их решить былоневозможно, а народ ждал от новой власти конкретных действий. Нужно былоопределить и расставить внешнеполитические приоритеты, выбрать главноенаправление приложения сил в экономике, выработать социальную политику. Лидерыновых государств ринулись на Запад в надежде получить валютные кредиты иполитическую поддержку. Республика Беларусь во главе с А. Г. Лукашенко сразу жевзяла курс на самое тесное сближение и развитие взаимовыгодного сотрудничествас Российской Федерацией, восстановление собственного производства.
Нашемежгосударственное объединение – не замкнутая система. Союзное государствооткрыто для других стран и, в первую очередь, братских народов СНГ, которыеимеют схожий с нами исторический опыт, где примерно такой же уровеньсоциально-экономического развития, перед которыми стоят те же проблемы.
Внастоящее время наблюдается некоторая обостренность в отношениях Беларуси иРоссии. Для успешного развития Беларуси как самостоятельного, суверенногогосударства недопустимо проявление элементов, как экономического, так иполитического шантажа со стороны России и стран Западной Европы. В странесуществуют сильные политические силы, способные проводить внешнюю политикуисходя из интересов, прежде всего, Республики Беларусь. Объявленная Президентоммноговекторная политика направлена на поддержание дружественных отношений совсеми странами. Особенно это актуально во время Мирового экономическогокризиса. Такая политика государства расширяет экономические возможности страны,развивает торговые отношения со странами Западной Европы, привлекает зарубежныхинвесторов, что, в конечном счете, должно благоприятно сказаться наблагосостоянии наших граждан.
Заключение
Основойсодержания формирующейся идеологии белорусского государства, котораяаккумулирует все позитивное из исторического прошлого народа Беларуси и его достиженийна современном этапе, является создание условий для свободного развития личностии реализации ее интересов, которые соотносятся с интересами общества,закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства.
Главнымсодержанием идеологии белорусского государства должна стать идея торжествачеловека-труженика, человека-творца, непосредственного созидателя материальныхи духовных ценностей.
Главнаяцель белорусского государства – осознание белорусским народом себянародом-творцом, народом-созидателем, обретение им уверенности в своитворческие силы и возможности.
Характернымичертами идеологии государства должен стать патриотизм, преданность Отечеству,гордость за свой народ. Идеология белорусского государства должна укрепить внароде Беларуси столетиями сложившийся иммунитет против национальнойограниченности, пренебрежения к другим народам. Идеология должна бытьсориентирована на решительное обеспечение интересов Республики Беларусь вмировом сообществе, но не через автаркию и самоизоляцию, а через стремление кмноговекторному сотрудничеству со всеми государствами мира.
Идеологиягосударства призвана сформулировать идеал современного белорусского общества,составными элементами которого являются: построение демократического правовогогосударства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности,достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность. Таковыосновные приоритеты идеологии белорусской государственности.
Однако,как свидетельствует современная реальность, и в плане народной разработкиидеологии белорусского государства, и в плане ее реализации предстоит большаяработа, которая займет еще много времени.
Списокиспользованных источников
1. «Основы идеологии белорусскогогосударства»: Учебное пособие для вузов, Минск 2004.
2. Криштапович Л.Е., Котляров И.В. Идеология:теория и практика. – Мн., 2003.
3. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающаяБеларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. – 29марта 2003 г.
4. Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенкобелорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (2009 г.) // Советская Белоруссия – 2009. – 24 апреля.
5. Сайт Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко [Электронный ресурс] / Минск, 2009. – Режим доступа: www.president.by.
– Дата доступа: 28.07.2009.