Контрольнаяработа
по дисциплине:Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Государственноерегулирование в области защиты прав потребителей
Международные основыполитики в сфере защиты прав потребителей определены «Руководящими принципамидля защиты прав потребителей» принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля1985 года. К основным правам потребителей этим документом отнесены права набезопасность товаров, информацию, выбор товаров, выражение своих интересов,удовлетворение основных потребностей, возмещение ущерба, потребительскоеобразование, здоровую окружающую среду, экологическую безопасность.
Таких же принциповпридерживается национальная политика Правительства Российской Федерации. Онаосуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовыхреформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также сучетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынкетоваров, работ, услуг.
С введением в действие вапреле 1992 года Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» быласоздана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политикив этой сфере. Закон РФ «О защите прав потребителей» (закон о правахпотребителя) от 07.02. 1992 № 2300-1 регулирует отношения, возникающие междупотребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами припродаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает правапотребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества ибезопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды,получение информации о товарах (работах, услугах) и об них изготовителях(исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защитуих интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
За последние годы созданозаконодательство, гармонирующее с Гражданским кодексом Российской Федерации иобеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторовпотребительского рынка товаров (работ, услуг). Осуществляется работа по учетузаконных прав и интересов граждан – потребителей при разработке законопроектов,регулирующих отношения в специальных областях, в том числе и отношения сучастием потребителей.
В результатезаконотворческой деятельности с 12 декабря 2007 года вступил в силу Федеральныйзакон от 25.10.2007 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации«О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса РоссийскойФедерации», императивно закрепляющий основные для указания в обязательномпорядке в отношении продуктов питания информации о наличии в них компонентов,полученных с применением генно-модифицированных организмов.
Этим же документомопределены требования к информации для потребителя при оформлении кредита,правовые аспекты предъявления потребителями соответствующих требований вотношении технически сложных товаров с недостатками, введено определениенезамедлительного срока устранения недостатков, установлен предельный срок дляустранения недостатков, окончательно выделен дистанционный способ продажи товаровв область самостоятельного правового регулирования. Последние изменения в законРФ «О защите прав потребителей» внесены Федеральным законом от 23.07.2008 №160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий ПравительстваРоссийской Федерации»
Государственный контрольи надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ,регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляютсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору)в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а такжеиными федеральными органами исполнительной власти (их территориальнымиорганами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты правпотребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемомПравительством РФ.
Федеральным органом,осуществляющим контроль и надзор в области защиты прав потребителей являетсяФедеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиячеловека (Роспотребнадзор).
В настоящее время, напротяжении более трех лет Роспотребнадзор, как уполномоченный федеральный органисполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей,рассматривает соответствующую свою деятельность в этом направлении, какважнейшую социально значимую государственную функцию.
Это не может непредполагать высокий уровень требовательности в организации соответствующейработы, поскольку защита прав потребителей – это, прежде всего, защитасоответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушены интересы в полноймере и эффективно могут быть восстановлены только лишь при должной организациисоответствующей деятельности в этом направлении на региональном и местномуровне.
Федеральная служба понадзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляетследующие полномочия:
— осуществляет надзор иконтроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в областизащиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
1. государственныйконтроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ,регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
2. контроль засоблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видовтоваров, выполнения работ, оказания услуг;
3. аккредитациюиспытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в областиподтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочныхизделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждениюсоответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации;
4. государственный надзори контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочныхизделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд,а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении всоставе государственного резерва и транспортировке;
5. государственный надзори контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочныхизделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РоссийскойФедерации;
— регистрирует:
1. отдельные видыпродукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кромелекарственных средств);
2. отдельные видыпродукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территориюРоссийской Федерации;
— осуществляет иныефункции в установленной сфере деятельности.
В целом, государственныйконтроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:
1) проверку соблюденияизготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями илиуполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательныхтребований законов и иных нормативных правовых актов РФ регулирующих отношенияв области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам(работам, услугам);
2) выдачу предписанийизготовителям, исполнителям, продавцам, предписаний о прекращении нарушенияправ потребителей;
3) приостановлениепроизводства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг которые несоответствуют обязательным требованиям;
4) />направлениев органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственностиматериалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакампреступлений, связанных с нарушением установленных законами и иныминормативными правовыми актами РФ прав потребителей;
5) обращение в суд сзаявлениями в защиту прав потребителей, а также с заявлениями о ликвидацииизготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) занеоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативнымиправовыми актами РФ прав потребителей.
Правительство РоссийскойФедерации вправе устанавливать правила организации деятельности по продажетоваров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям. В частности, всоответствии со статьями 26, 38 Закона о защите прав потребителей ПравительствоРФ вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, правилапродажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживанияпотребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказанияотдельных видов услуг).
Примерами названныхнормативных актов могут служить следующие: Постановления ПравительстваРоссийской Федерации от 6 июня 1998 года № 569 «Об утверждении Правилкомиссионной торговли непродовольственными товарами», от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаровдлительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя обезвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичноготовара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы,габарита, фасона, расцветки или комплектации», от 21 июля 1997 года № 918 «Обутверждении правил продажи товаров по образцам», от 23 января 2006 года № 32«Об утверждении правил оказания услуг связи по передаче данных», от 15 августа1997 года № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения вРоссийской Федерации» и так далее.
Расчетные правоотношения,их виды и формы
1. В настоящее времярасчетные правоотношения регулируются в Российской Федерации положениями главы46 («Расчеты») Гражданского кодекса РФ и банковскимзаконодательством.
2. Под расчетнымиправоотношениями понимаются регулируемые нормами права общественные отношенияпо поводу осуществления расчетов между организациями и физическими лицами впроцессе экономической и связанной с ней неэкономической деятельности, а такжемежду ними и государством в процессе исполнения финансовых обязанностей.
3. Особенности расчетовмежду различными участниками расчетных правоотношений заключаются в следующем:
• расчеты с участиемграждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности,могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичномпорядке;
• расчеты междуюридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные сосуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичномпорядке;
• расчеты между лицами,указанными в предыдущем пункте, могут производиться также наличными деньгами,если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки,иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иноене вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
4. При осуществлениибезналичных расчетов допускаются: расчеты платежными поручениями;
• по аккредитиву;
• чеками;
• расчеты по инкассо.
В условиях переходаРоссии к рыночным отношениям существенно возрастает роль расчетныхправоотношений, возникающих между экономическими субъектами.
Расчеты определяютотношения, которые складываются между юридическими лицами в результатевыполнения различного рода работ, услуг.
Общим признаком,свойственным расчетным услугам, является то, что их предметом выступают, какправило, соответствующие действия, а не вещественный результат. В данном случаеопределяющим является выполнение обязательств по платежам за оказанные услугина основе безналичного обращения денег, с помощью которых производится оплатауслуг. Этот механизм перемещения безналичных денежных сумм между хозяйствующимисубъектами может осуществляться непосредственно или с участиемкредитно-финансовых учреждений — банков.
Следовательно, с помощьюрасчетных отношений реализуются имущественные возмездные отношения, которыемогут наступать в результате выполнения хозяйствующими субъектами обязательствпо платежам. Платеж рассматривается как процесс выполнения должником своегообязательства, а расчет — как завершающая стадия этого процесса.
Расчеты осуществляются споставщиками, подрядчиками, с бюджетом, внебюджетными фондами, подотчетнымилицами, с учредителями, государственными и муниципальными органами, с дочерними(зависимыми) обществами, прочими дебиторами и кредиторами через открываемые вбанках счета. Указанное обстоятельство предопределяет главную роль банков ворганизации расчетных правоотношений. Клиенты имеют право самостоятельновыбирать банк для расчетного обслуживания и по всем видам банковских операциймогут пользоваться услугами одного или нескольких банков.
Участие кредитногоучреждения в расчетных отношениях между предпринимателями нуждается всоответствующем правовом регулировании, которое определяет правовой статус всехучастников этих отношений. Особенности правовогорегулирования расчетных отношений организаций
Расчетные отношениярегламентируются нормами различных отраслей права, и в первую очередь нормамигражданского и финансового права. Важнейшими нормативными актами, регулирующимиданную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс РФ,федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,«О банках и банковской деятельности», Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФи др.
Отдельные статьиГражданского кодекса РФ носят императивный характер, другие — диспозитивный.Императивные нормы не могут не соблюдаться хозяйствующими субъектами. Этоозначает, что ими следует руководствоваться только так, как сказано в ГК РФ иникак иначе. В них регулируются права и обязанности хозяйствующих субъектов,равно как и устанавливается ответственность за нарушение этих обязательств.Например, гл. 45, 46 ГК РФ посвящены договору банковского счета и механизму егореализации.
Нормы, носящиедиспозитивный характер, действуют только тогда, когда иное не установленодоговором. Это значит, что если в договоре установлена определеннаяответственность, то ответственность наступает только та, которая установленадоговором.
Такое действие норм ГК РФиграет решающую роль при разработке формы и содержания договоров обосуществлении расчетных отношений и об ответственности банков перед клиентами.
В соответствии со ст. 30Федерального закона «О банках и банковской деятельности» расчетные отношениямежду клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотреноданным Законом.
Расчетные отношениярегламентируются также постановлениями Правительства РФ, нормативными актамиБанка России.
Таким образом, вследствиесложности и разнообразия расчетные правоотношения регулируются множествомнормативных актов, что позволяет обеспечить соблюдение действующего российскогозаконодательства и норм международного права. Порядокобслуживания банком организаций
Правоотношения,возникающие между сторонами при оказании расчетных услуг, осуществляются всоответствии с принципами организации расчетных отношений. В соответствии сними: все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаныхранить денежные средства (как собственные, так и привлеченные) в банке насоответствующих счетах; в наличной форме денежные средства могут находиться вкассах банков в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком посогласованию с предприятием; денежные расчеты между предприятиями производятсяпутем безналичных расчетов через банки; платежи (расчеты) осуществляются банкомв соответствии с полученными от предприятия денежно-расчетными документами,которые не обращаются во внебанковском обороте.
При осуществлениирасчетов банки и клиенты принимают на себя определенные обязательства, которыеносят императивный характер, т.е. должны строго соблюдаться по нормам ГК РФ.Так, существуют правила о недопустимости одностороннего отказа от исполненияобязательства, предусмотренного договором о возмездном оказании услуг. Приусловии несоблюдения договора банком (или неполного исполнения) или несоблюдениясроков исполнения обязательств клиента банк должен возместить клиентуфактически понесенные им убытки, включая реальный ущерб и произведенныезаказчиком платежи в пользу своего контрагента.
Для банка нарушение водностороннем порядке договора со стороны клиента означает не только прямойущерб, но и упущенную выгоду, которая должна быть возмещена в полном объеме.Подобные нарушения приводят не только к ухудшению финансового состояния сторон,но и подлежат обязательному разбирательству в судебных инстанциях.
Важнейшими нормами,которые могут быть применимы к договору о возмездном оказании услуг, являютсянормы, регулирующие:
своевременностьвыполнения расчетов по договору;
сохранность документации;
конфиденциальностьполученной банком информации от клиента;
ответственность банка заненадлежащее качество оказания расчетных услуг.
В соответствии сдоговором банковского счета устанавливаются сроки проведения платежей ирасчетов банком. Оптимальным способом осуществления расчетов являются платежи,проводимые банком в день представления документации клиентов, если иное непредусмотрено договором. Банк несет ответственность за нарушение срокапроведения платежей.
Важной составляющейрасчетных взаимоотношений клиента и банка является сохранность документации. Засохранность документации ответственность возлагается на банк. Этопредусматривается Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и подлежитобязательному выполнению.
В соответствии сбанковским законодательством банк должен гарантировать клиенту конфиденциальностьполученной информации. При исполнении банком своих обязательств сведения,содержащиеся в документации клиента, рассматриваются как коммерческая тайна ине подлежат разглашению третьим лицам. В противном случае он может быть лишенлицензии на осуществление банковских операций. Порядок и условия пользованиятакой информацией определяются соглашением сторон.
Банк несетответственность за ненадлежащее качество выполнения расчетных операций. Еслиэти отношения были выполнены с отступлениями от договора, что ухудшилофинансовое состояние клиента, клиент вправе расторгнуть договор о расчетномобслуживании с банком и перейти на обслуживание в другой банк. Убытки, которыепонес клиент в случае неквалифицированного обслуживания, могут быть взысканы сбанка на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемомуЦБ РФ, выдавшему лицензию. С банка могут быть взысканы убытки, понесенныеклиентом, в полном объеме либо штраф, зачисляемый в доход федерального бюджетав соответствии с установленными размерами.
Понятиесчета, виды счетов
Как уже отмечалось,расчетные правоотношения возникают из условий договора банка с клиентом. Вбанке открываются следующие виды счетов:
для расчетов с клиентами— договор банковского счета;
для расчетов междубанками — договор о корреспондентских отношениях или корреспондентскихсоглашениях.
Субъектами договорабанковского счета являются, с одной стороны, предприниматель — юридическое лицоили гражданин, а с другой — банк. Этот договор относится к публичным договорам,так как банк обязан заключать договоры банковского счета с любым клиентом насогласованных условиях, а клиент вправе открывать несколько счетов, в том числеодинаковых (одного вида) в различных банках.
При этом банк не вправе отказатьклиенту в открытии счета, совершение операций по которому предусмотренозаконом, учредительными документами банка и выданной ему лицензией, заисключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможностипринять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовымиактами.
В соответствии сдоговором банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие насчет, открытый клиенту (владельцу счета — юридическому или физическому лицу),денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдачесоответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Договор банковского счетаявляется консенсуальным, двусторонним и, как правило, возмездным. Отношения подоговору банковского счета регулируются гл. 45 (ст. 845) ГК РФ, иными законами,а также банковскими инструкциями и правилами.
Кредитные учреждениясамостоятельно с учетом требований закона и установленных правил разрабатываютстандартные формы договоров банковского счета, на условиях которых ониосуществляют расчетное обслуживание. В соответствии со ст. 846 ГК РФ клиентможет принять их целиком либо, если его не устроит хотя бы один из пунктов впредложенных банком условиях, отказаться от заключения договора банковскогосчета.
Особенностью договорабанковского счета является то, что вследствие достаточно детального егоурегулирования в законах и банковских правилах стороны не определяют подробно вдоговоре взаимные права и обязанности, а лишь выражают согласие осуществлятьоперации на установленных условиях.
Коммерческие банки всоответствии со ст. 849 ГК РФ обязаны зачислять и выдавать средства,поступившие на счет клиента, не позднее дня, следующего за днем поступления вбанк соответствующего платежного документа, если более короткий срок непредусмотрен договором банковского счета. В случае несвоевременного илинеправильного зачисления на счет или списания со счета денежных средств клиентабанки выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансированияБанка России.
Банк может использоватьимеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственноими распоряжаться. За пользование денежными средствами банк уплачиваетпроценты, сумма которых зачисляется на счет. В свою очередь клиент обязаноплатить услуги банка, если это предусмотрено условиями договора. Возникающиемежду клиентом и банком взаимные денежные обязательства могут погашаться путемзачета, если это не исключено договором (ст. 853 ГК РФ).
Списание денежных средствсо счета осуществляется коммерческими банками на основании распоряженияклиента. В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК РФ списание средств со счета безраспоряжения клиента допускается по решению суда в случаях, установленныхзаконом, по условиям, предусмотренным договором между коммерческим банком иклиентом.
Для расчетов междукредитными учреждениями и между кредитной организацией и Банком России надоговорных началах устанавливаются корреспондентские отношения (открываютсякорреспондентские счета). Списание средств со счетов кредитной организациипроизводится по ее распоряжению либо с ее согласия, за исключением случаев,предусмотренных Законом. Кредитные организации на договорных началах могутпривлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов),кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядкерасчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, исовершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданнымиБанком России.
Расчеты в безналичномпорядке между кредитными организациями могут производиться через:
расчетную сеть БанкаРоссии;
кредитные организации покорреспондентским счетам лоро и ностро;
небанковские кредитныеорганизации, осуществляющие расчетные операции;
внутрибанковскуюрасчетную систему (счета межфилиальных оборотов).
В соответствии сдоговором о корреспондентских отношениях через расчетную сеть Банка Россиикредитной организации открывается корреспондентский счет в одном из учрежденийЦБ РФ (расчетно-кассовом центре или операционном управлении) по месту еерегистрации. На этот счет, который ведется параллельно в кредитной организациии в расчетно-кассовом центре, происходит ежедневное зачисление и списаниесредств по всем операциям банка. Он служит также для контроля со стороны БанкаРоссии за проведением расчетных операций. Другой разновидностью расчетныхотношений являются межбанковские расчеты, осуществляемые черезкорреспондентские счета, открытые кредитными организациями друг у друга. Подкорреспондентским счетом понимают счет, открытый одной кредитной организациейдругой, на котором отражаются их взаимные расчеты на основании договоракорреспондентского счета. Счет, открытый кредитной организацией в другойкредитной организации, называется счетом ностро. Счет сторонней кредитнойорганизации называется счетом лоро. Эти расчеты осуществляются в соответствии сПоложением Банка России «О проведении безналичных расчетов кредитнымиорганизациями в Российской Федерации» от 25 ноября 1997 г. № 5-П. Операции, проводимые по этим счетам, подразделяются на два типа: операции пообслуживанию клиентов и собственные межбанковские операции. К первым относятсякоммерческие сделки клиентов; вторые включают кредитные операции, операции попокупке и продаже валют, по торговле ресурсами на денежном рынке и др. Межбанковскийклиринг — еще один способ осуществления расчетных взаимоотношений. При этомрасчеты производятся через клиринговые учреждения, создаваемые как небанковскиекредитные учреждения. В основу проведения клиринговых операций положены двемодели. Первая — без предварительного депонирования средств на счетах банков —участников расчетов в клиринговом учреждении. Окончательный расчет в этомслучае должен осуществляться через ЦБ РФ.
Вторая модель — спредварительным депонированием средств на счетах банков — участников вклиринговом учреждении. Расчетным агентом по такой схеме выступает самоклиринговое учреждение. В Российской Федерации все клиринговые учрежденияработают по второй модели.
Счета межфилиальныхрасчетов представляют собой счета, открываемые на балансах головныхорганизаций, филиалов для учета взаимных расчетов. При этом существуют понятиябанк — отправитель платежа и банк — исполнитель платежа. Первый по поручениюплательщика, взыскателя или по собственным платежам осуществляет операцииперевода денежных средств по счету межфилиальных расчетов. Второй на основанииполученных от банка — отправителя платежа расчетных документов отражаетуказанные операции по счету межфилиальных расчетов. Данный способ расчетоввключает систему технических, телекоммуникационных средств и организационныхмероприятий, что обеспечивает возможность проведения расчетных операций междуподразделениями кредитной организации.
Задача №1
Покупатель И.Г. Князеваприобрела сапоги стоимостью 2500 руб. с гарантией магазина 3 месяца. Через году сапог лопнула подошва. Князева заявила претензию, которую ООО – магазин«Обувь» отклонил в виду истечения гарантийного срока.
Вопросы:
1) какие права имеютпокупатели в данной ситуации?
2) какие сроки предъявленияпретензий продавцу (изготовителю)?
3) правильно ли поступилмагазин?
4) Составьте исковоезаявление от имени покупателя.
1. В соответствии со ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителя» изготовитель (исполнитель) вправеустанавливать на товар (работу) гарантийный срок – период, в течение которого вслучае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель),продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальныйпредприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.
Установление гарантийногосрока на изделие не обязанность, а право изготовителя (продавца). Закон необязывает его устанавливать какой-то определенный срок гарантии.
В соответствии со ст. 19Закона РФ « О защите прав потребителей» потребитель вправе в случае обнаруженияв товаре недостатков предъявить требования к продавцу (изготовителю,уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю,импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийногосрока или срока годности.
В данном случае продавецустановил гарантийный срок 3 месяца.
Однако, эта же ст. 19гласит: «в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляетменее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечениигарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявитьпродавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товаравозникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этогомомента».
Таким образом, Князеваимеет право в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
— />потребоватьзамены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
/>-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующимперерасчетом покупной цены;
/>-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
/>-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара иливозмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
/>-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возвратауплаченной за товар суммы.
Но при этом Князевойсамой придется доказать, что товар имеет брак по вине изготовителя, продавца.Ей нужно обратиться в бюро товарных экспертиз или иную компетентную организациюи провести экспертизу сапог. Если будет установлено, что подошва лопнула не поее вине при неправильной эксплуатации (использовании), сапог, то Князева сможетпредъявить все вышеперечисленные требования.
2. Статья 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает следующие сроки предъявленияпретензий продавцу (изготовителю):
— требования в отношениинедостатков товара – в течение гарантийного срока или срока годности, причем вотношении сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются смомента наступления соответствующего сезона;
— если срок годности илигарантийный срок не установлен – то требования предъявляются в пределах двухлет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установленызаконом или договором;
— если в товаре обнаруженсущественный недостаток по истечении двух лет со дня передачи товарапотребителю, то в течение установленного на товар срока службы или в течениедесяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срокаслужбы, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранениинедостатков. Если недостаток устранить невозможно покупатель вправе потребоватьвозврата уплаченной суммы и возвратить товар.
3. В данной ситуациимагазин поступил неправильно. Если Князева к претензии приложит копию актапроведенной экспертизы, которая подтвердит, что подошва лопнула не по винеКнязевой, то магазин обязан будет удовлетворить ее претензию. В случае если ООО«Обувь» этого не сделает, Князева имеет право обратиться в суд.
Истец: Князева Ирина Геннадьевна
Адрес: Вологда,Ленинградская д. 28 кв. 48
Ответчик: ООО- магазин«Обувь»
Адрес: Вологда Мира 48 Ценаиска: 8500 руб.
Исковое заявление
«20» ноября 2009г. В ООО-магазине«Обувь», расположенном по адресу: Мира 48, я приобрела у ответчика обувь(сапогиженские), артикул 345672, о чем свидетельствует кассовый чек № 345 от «20»ноября 2009г. Гарантийный срок на товар установлен 3 месяца, о чемсвидетельствует гарантийный талон.
«21 » октября 2010г. Насапоге лопнула подошва.
Мной была подготовленапретензия (копия прилагается) с требованием вернуть деньги за некачественныйтовар. Сотрудники магазина отказались принять у меня претензию. Я считаю, чтомне был передан товар ненадлежащего качества и, в соответствии со ст. 18 закона«О защите прав потребителей» (далее Закон), я имею право на возврат уплаченныхмной за сапоги денежных средств.
Действиями ответчика мнепричинен моральный вред, поскольку работники магазина отказались в добровольномпорядке принять мою претензию, и я вынужден затрачивать время и средства длязащиты своих нарушенных прав в суде. В соответствии со ст. 15 Закона это даетмне право требовать возмещения морального вреда, который я оцениваю в размере6000 руб.
На основании вышеизложенного,руководствуясь ст. 13, 15, 18, 23 Закона «О защите прав потребителей»
ПРОШУ:
1. Освободить меня от уплаты гос. пошлины (согласно п.3 ст. 17Закона).
2. Обязать ответчика вернуть мне уплаченные за сапоги денежныесредства в размере 2500 рублей (две тысячи пятьсот рублей).
3. Взыскать с ответчика 6000 рублей (шесть тысяч рублей) вкачестве компенсации за причиненный моральный вред.
4. Взыскать с ответчика штраф в размере суммы, присужденнойсудом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона).
Приложение:
1) копия искового заявления для ответчика;
2) копия кассового чеков;
3) копия гарантийного талона;
4) копия претензии с требованием расторжения договора;
5) копия письма ответчика в ответ на претензию.
Список литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. – СПб.: Викторияплюс, 2001.
2. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации. –М.: «Элит 2000»
3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»(закон о правах потребителя) от 07.02. 1992 № 2300-1 // СЗ РФ. 15.01.
4. Постановление Правительства РФ от 30.07. 2004 № 332 «Обутверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека».
5. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
6. Гражданское право: Учебник. Т.1 / Под ред. Е.А. Суханова. –М.: БЕК, 2000.
7. Левшина Т.Л. Основызаконодательства о защите прав потребителей. Курс лекций. – М.: Юрид.лит.,2002.