План
ВВедение… 2
Международноесотрудничество в области прав человека… 3
Международнаязащита прав человека… 3
Всеобщаядекларация прав человека 1948 года… 4
Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года… 4
Хартияправ человека… 7
Сотрудничествогосударств в рамках специализированных учреждений ООН… 13
Заключение… 19
Списоклитературы:… 20
/>ВВедение
Государство в качестве субъектамеждународного права характеризуется наличием двух материальных компонентов, аименно, территории и населения. Физические лица, проживающие на территориигосударства и находящиеся под его юрисдикцией, в совокупности составляютнаселение данного государства. В состав населения не входят лица, которыепользуются дипломатическим иммунитетом.
В современном международномправе, в отличие от классического международного права, имеется целая отрасль,посвященная нравам человека. Современное международное право содержитобщепризнанные, и следовательно, обязательные для всех государств нормы,определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола,расы я т.д. Кроме этих общепризнанных основных норм, имеется также большоечисло общих договоров по специальным вопросам прав человека, как, например.Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех формдискриминации в отношении женщин. Конвенция о статусе беженцев, многочисленныеконвенции Международной организации труда, а также региональные договоры оправах человека.[1]
/>Международноесотрудничество в области прав человека/>Международнаязащита прав человека.
Одна из особенностей современногомеждународного права состоит в появлении в нем совокупности норм, регулирующихсотрудничество государств в области прав человека. На международном уровнеразрабатываются стандарты прав и свобод человека, которые государства обязуютсяввести в свои национальные правовые системы, а также устанавливается порядокконтроля за соблюдением этих стандартов и рассмотрения споров, возникающихиз-за несоблюдения государствами взятых на себя обязательств по международнымдоговорам.
Правовой основой сотрудничествагосударств в области прав человека является Устав ООН. В нем закреплен принципнедискриминации по признаку расы, языка, пола и религии. А само международноесотрудничество в области прав человека, согласно Уставу ООН, состоит «впоощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам» (п. 3ст. 1).
Устав ООН содержит лишь однуконкретную норму о правах человека — равные права мужчин и женщин участвовать вглавных и вспомогательных органах ООН (ст. 8). Но все сотрудничество государствв области прав человека должно строиться с учетом основных принциповсовременного международного права, закрепленных в Уставе ООН.[2]
Гражданские, политические,экономические, социальные права и права в области культуры содержатся воВсеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических,социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских иполитических правах и протоколах к нему. Эти акты иногда объединяются под общимназванием «Хартия прав человека», хотя и не создают единогодокумента. Акты имеют различную юридическую силу, разное время принятия инеодинаковое пространственное распространение./>Всеобщаядекларация прав человека 1948 года
Всеобщая декларация прав человекабыла принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. «в качествезадачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и всегосударства», иными словами. Декларация содержит рекомендательные нормы. ВДекларацию включен довольно широкий круг общедемократических прав и свободчеловека. Хотя сама по себе Декларация и не содержит обязательных норм, но еероль значительна. Прежде всего, она стала основой для разработки Пактов оправах человека, затем Конституции некоторых государств признали положенияДекларации обязательными для них, наконец велико моральное воздействиеДекларации на развитие прав человека в мире. Именно в этом плане следуетпонимать принятие Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1950 г. резолюции, вкоторой она призвала все государства и заинтересованные организации деньпровозглашения Декларации — 10 декабря — отмечать ежегодно как День правчеловека./>Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года
В 1966 году Генеральная АссамблеяООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативныйпротокол к нему, которые вступили в силу в 1976 году.[3]
Часть 1 обоих Пактов, состоящая изодной статьи (ст. 1), провозглашает право всех народов на самоопределение.Часть II содержит общие положения, как-то: равноправие мужчин и женщин впользовании провозглашенными в Пактах правами, недискриминация по признакурасы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,национального или социального происхождения, имущественного положения, рожденияили иных обстоятельств.
Обязательства государств покаждому из двух Пактов в отношении содержащихся в них прав и свобод различны.
Участники Пакта об экономических,социальных и культурных правах обязуются принимать меры с тем, чтобы обеспечитьпостепенно полное осуществление прав, признаваемых в Пахте.
Участвующие же в Пакте огражданских и политических правах государства обязуются уважать и обеспечиватьвсем права, признаваемые в нем.
Государства-участники Пакта обэкономических, социальных и культурных правах могут устанавливать ограничения впользовании правами. Ограничения должны быть предусмотрены в законе данногогосударства, совместимы с природой таких прав и предприниматься в целях общегоблагосостояния.
Более жесткие требованияустановлены в Пакте о гражданских и политических правах: государства-участникимогут отступать от своих обязательств только в случае чрезвычайного положения,которое официально объявлено. Меры, предпринимаемые государством в такихситуациях, не должны быть дискриминационными в отношении определенных группиндивидов, и они не могут затрагивать специально оговоренных в Пакте прав,как-то: права на жизнь, запрещения пыток, рабства и принудительного труда,долгового рабства и др. О принятых ограничениях государство-участникинформирует через Генерального секретаря ООН всех других участников Пакта. Вотношении некоторых прав, перечисленных в Пакте, государство можетустанавливать ограничения в пользовании. Такие ограничения должны бытьпредусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности иобщественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свободдругих и быть совместимыми с другими правами, признаваемыми в Пакте.[4]
Название каждого Пакта раскрываеткруг прав и свобод, содержащихся в нем.
В рамках каждого Пакта создан идействует международный контрольный механизм.
Применительно к Пакту огражданских и политических правах таковым является Комитет по правам человека,состоящий из 18 членов, избираемых на 4-летний срок с правом переизбраниягосударствами — участниками Пакта. Члены Комитета выступают в личном качестве.
Государства-участники впредусмотренном порядке представляют Комитету доклады, в которых сообщают омерах, принятых для проведения в жизнь положений Пакта, о достижениях в этомделе и о трудностях, с которыми государства столкнулись. Докладырассматриваются Комитетом, который может делать замечания общего порядка.
Кроме того, государства-участникиспециальным заявлением, которое депонируется у Генерального секретаря ООН,могут признать компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения государство невыполнении обязательств по Пакту другим государством (ст. 41). Этотмеханизм действует только в отношении тех государств, которые сделали заявленияо его признании. При рассмотрении таких сообщений Комитет проводит закрытыезаседания.[5]
Процедура подачи и рассмотренияиндивидуальных жалоб о нарушении прав, признаваемых в Пакте о гражданских иполитических правах, содержится в Факультативном протоколе к этому Пакту. Такиесообщения возможны только в.отношении тех государств, которые специальнымзаявлением, депонированным у Генерального секретаря ООН, признали компетенциюКомитета принимать и рассматривать жалобы лиц, находящихся под их юрисдикцией.СССР ратифицировал оба Пакта в 1973 году, а 5 июля 1991 г. сделал заявление оприсоединении к Факультативному протоколу и о признании компетенции Комитета всоответствии со ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах.
20 ноября 1989 г. ГенеральнаяАссамблея ООН приняла второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских иполитических правах, в котором предусматривается отказ от смертной казни.Протокол вступил в силу в июле 1991 года.
Система контроля по Пакту обэкономических, социальных и культурных правах подключена к органам ООН.Государства — участники Пакта в установленном порядке представляют докладыГенеральному секретарю ООН, который направляет их Экономическому и СоциальномуСовету для рассмотрения. ЭКОСОС может передавать доклады в Комиссию по правамчеловека для рассмотрения и дачи общих рекомендаций. В мае 1986 года ЭКОСОСобразовал Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в составе 18членов, который в марте 1987 года приступил к работе./>Хартияправ человека.
Всеобщий уровень сотрудничествагосударств в области прав человека дополняется региональным, что даетвозможность учитывать политические, исторические, культурные, экономическиеособенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, вчастности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основныхсвобод 1950 года. Европейская социальная хартия 1961 года. Американскаяконвенция о правах человека 1969 года и Африканская хартия прав человека инародов 1981 года.[6]
Европейская конвенция о защитеправ человека и основных свобод 1950 года и 8 протоколов к ней, принятые вразное время и вступившие в силу, определяют объем гражданских и политическихправ и основных свобод, который является минимальным для правовогодемократического государства. Участниками Конвенции (и протоколов) могут бытьтолько члены Совета Европы.
Разработан и действует довольносложный, но эффективный механизм контроля за соблюдением государствами-участникамиположений Конвенции. Для этой цели создано два органа, а именно. Европейскаякомиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Их членыизбираются соответственно Комитетом министров и Консультативной ассамблеей,выступают они в личном качестве и их численный состав равен числу стран —членов Совета Европы.
Комиссия может приниматьзаявления государств о нарушении Конвенции другим государством, а также жалобыот индивида, группы лиц или неправительственной организации о нарушении ихправ. Причем индивидуальные жалобы принимаются только в отношении техгосударств, которые специальным заявлением признали компетенцию Комиссииполучать и рассматривать такие жалобы. Комиссия предоставляет себя враспоряжение сторон для решения спора. В случае успешного мирного решения спораКомиссия составляет доклад, который направляется заинтересованным государствами Генеральному секретарю Совета Европы для публикации.
Если усилия Комиссии не привели крешению спора, то тоже составляется доклад, в котором излагаются факты и мнениеКомиссии о наличии нарушений прав, признаваемых Конвенцией. Доклад направляетсяКомитету министров и заинтересованным государствам. При этом Комиссия можетделать Комитету такие предложения, какие сочтет подходящими. Если в течениетрех месяцев со дня передачи Комитету доклада спор не передается в Суд, тоКомитет решает вопрос по существу. Спор на разрешение Суда может передатьКомиссия или заинтересованное государство. Суд решает спор по существу.[7]
Европейская социальная хартияпринята членами Совета Европы в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Это —своеобразный документ, в котором объединены декларация (ч. 1) и международныйдоговор (ч. II). В первой части Хартии декларируются экономические и социальныеправа, которых государству следует добиваться, а во второй части эти же праваполучают обязательность с помощью процедуры, предусмотренной в третьей части.Согласно последней, государства из 19 статей второй части выбирают для себяобязательными не менее 10 статей, о чем сообщают Генеральному секретарю СоветаЕвропы.
Международный контрольосуществляется через систему докладов, заключение по которым дает Комитетэкспертов, члены которого избираются Комитетом министров из кандидатов,представляемых государствами — участниками Хартии. Доклады государств изаключение Комитета экспертов рассматривает подкомитет правительственногоСоциального комитета Совета Европы. Он представляет Комитету министров доклад иприлагает заключение экспертов. Комитет министров на основе этого доклада ипосле консультаций с Консультативной ассамблеей может дать соответствующемугосударству рекомендации.
В 1990 году принят Девятыйпротокол, в котором право обращения в Суд наряду с государством и Комиссиейпризнается также за индивидами, группами индивидов и неправительственнымиорганизациями.
В 1988 году был принятДополнительный протокол, который включает четыре новых права в перечень прав,содержащийся в Хартии.[8]
Американская конвенция о правахчеловека принята в 1969 году и вступила в силу в 1978 году. Она предусматриваетширокий круг гражданских и политических прав и свобод. Экономические, социальныеи культурные права изложены в Дополнительном протоколе к Конвенции, которыйпринят в 1988 году. Международный контроль за соблюдением обязательствгосударств по Конвенции осуществляют частично органы ОАГ, а такжеМежамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский Суд по правамчеловека. В деятельности последних много общего с соответствующими органамиЕвропейской конвенции.
Африканская хартия прав человекаи народов принята в 1981 году и вступила в силу в 1986 году. Хартия содержитгражданские, политические, экономические и социальные права. ОсобенностьюХартии по сравнению с приведенными аналогичными документами является то, что вней содержатся и так называемые коллективные права (или права третьегопоколения) — это право народов на их равенство, на самоопределение, насвободное распоряжение своими материальными и природными ресурсами, наэкономическое, социальное и культурное развитие, на мир и безопасность, наудовлетворительную окружающую среду. Помимо прав в Хартии содержатся иобязанности каждого перед семьей, обществом, государством, международнымсообществом.
Хартия предусматривает созданиеАфриканской комиссии по правам человека и народов из 11 членов, выполняющихсвои обязанности в личном качестве. Помимо рассмотрения споров между африканскимигосударствами, касающихся прав человека и народов, Комиссия проводитисследования и изучение африканских проблем в области прав человека и народов,организует семинары и конференции, распространяет информацию относительно правчеловека, формулирует принципы и нормы, на базе которых развиваетсянациональное законодательство африканских государств, сотрудничает сафриканскими и международными институтами, занимающимися правами человека, даеттолкование Хартии по просьбе государств — членов ОАЕ.
В 1975 году в Хельсинки былподписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе(СБСЕ), содержащий Декларацию принципов, которыми государства-участники будутруководствоваться во взаимных отношениях. Среди этих принципов содержится принципуважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести,религии и убеждений. В соответствии с этим принципом государства-участникизаявляют, что они будут уважать права человека без различия расы, пола, языка ирелигии, а также будут поощрять осуществление гражданских, политических,экономических, социальных, культурных и других прав. Источник этих правгосударства видят в достоинстве, которое присуще личности.
Заключительный акт рассматриваетуважение прав и свобод человека как важный фактор сохранения мира и обеспечениямеждународной безопасности. Сотрудничество в области прав человека включает исотрудничество в рамках ООН, а основой такого сотрудничества являются УставООН, Всеобщая декларация прав человека и Пакты о правах человека.
Что касается конкретных прав исвобод, то государства будут признавать и уважать свободу личности исповедоватьрелигию или веру, уважать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам,право на равенство перед законом, подтверждают права лиц знать свои права иобязанности и поступать в соответствии с ними.[9]
В Заключительном акте содержатсятакже положения, касающиеся сотрудничества государств в развитии контактовмежду людьми. Цель, которую ставят государства перед собой в этом деле,сводится к тому, чтобы облегчать более свободное передвижение людей и контактымежду ними, предпринимая соответствующие меры внутри государства и заключая принеобходимости международные соглашения. Предусмотрено, что государства будутблагожелательно рассматривать все просьбы и упрощать процедуры в том, чтокасается семейных контактов и встреч, воссоединения семей, браков междугражданами различных государств, поездок по личным и профессиональным причинам,а также будут содействовать развитию туризма, встреч между молодежью,расширению спортивных связей. Подтверждено право религиозных культов,учреждений и организаций (и их представителей) на контакты, встречи и обменинформацией в сферах их деятельности.
Итоговый документ Мадридскойвстречи представителей государств — участников СБСЕ, состоявшейся в 1983 году,подтвердил положения Заключительного акта в том, что касается прав человека иконтактов между людьми. Кроме того, в этом документе подчеркнута решимостьгосударств совершенствовать свои законы и административные правила в областиправ человека и обеспечивать эффективное осуществление прав человека и основныхсвобод. Подчеркивается также важность обеспечения равноправия мужчин и женщин.Государства будут обеспечивать права и свободы профсоюзов и поощрять контактымежду профсоюзными организациями разных стран.
Дальнейшим развитиемсотрудничества государств — участников СБСЕ явилась Венская встреча ихпредставителей.[10]В принятом 15 января 1989 г. Итоговом документе этой встречигосударства-участники подтвердили свои намерения, зафиксированные в ранеепринятых документах, и значительно расширили круг вопросов, по которымнамечалось сотрудничество. В частности, они согласились, что будутсовершенствовать свое законодательство в области прав человека, публиковать ираспространять международные документы о правах человека, а также национальныезаконодательные акты и административные правила и процедуры, поощрятьобсуждение в школах и в других учебных заведениях вопросов развития и защитыправ человека,, вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека,обеспечивать надлежащие средства правовой защиты всем, чьи права нарушены, и недопускать отрицательных последствий для тех, кто выступает в защиту своих прав.Значительно по сравнению с предыдущими документами расширены основания, покоторым не допускается дискриминация при обеспечении правами и свободами лиц впределах юрисдикции государств.
Государства-участники согласилисьуважать право каждого свободно передвигаться и выбирать место жительства натерритории страны, а также покидать любую страну, включая и собственную, ивозвращаться в свою страну. Государства согласились с тем, что они будутсоздавать благоприятные условия для защиты и развития национальных меньшинств.
Решением Пражского совещанияСовета СБСЕ, состоявшегося в январе 1992 года. Бюро по свободным выборампереименовано в Бюро по демократическим институтам и правам человека.В Хельсинкскомдокументе 1992 года государства-участники подтвердили твердую решимостьобеспечить полное уважение прав человека и основных свобод, действовать наоснове законности, проводить в жизнь принципы демократии. В Документеподчеркивается, что права человека и основные свободы являются всеобщими.[11]
Уточнены функции Бюро какглавного института в области человеческого измерения. Бюро будет оказыватьпомощь в наблюдении за выполнением обязательств в области человеческогоизмерения, выступать в качестве центра информации, созывать совещаниягосударств-участников на уровне экспертов для обзора того, как выполняются имиобязательства, организовывать семинары по вопросам человеческого измерения ит.д.
Ряд положений Хельсинкскогодокумента 1992 года касается защиты национальных меньшинств, проблем беженцев иперемещенных лиц, рабочих-эмигрантов.
Необходимо отметить, что встречии совещания в рамках СБСЕ являются механизмом как создания норм, так' иконтроля за их выполнением./>Сотрудничествогосударств в рамках специализированных учреждений ООН.
Особенность сотрудничества вобласти прав человека в рамках СБСЕ состоит, в частности, в том, что нормы,создаваемые в результате этого сотрудничества, являются политическими нормами.Основанные на общепризнанных нормах международного права, они охватывают болееширокий круг вопросов, чем сами нормы международного права.
Массовые и грубые нарушения правчеловека при наличии соответствующих признаков являются международнымипреступлениями (см. гл. 9). Это общая проблема. Имеется также ряд специальныхконвенций по этим вопросам. В 1948 году была принята Конвенция о предупреждениипреступления геноцида и наказании за него. Геноцид в переводе на русский
означает уничтожение рода. ВКонвенции под геноцидом понимаются действия, которые совершаются с цельюполного или частичного уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовойили религиозной группы. Эта цель достигается путем следующих действий: убийствачленов такой группы; причинения серьезных телесных повреждений или умственногорасстройства ее членам; предумышленное создание таких условий, которые ведут кполному или частичному уничтожению группы; меры, рассчитанные на предотвращениедеторождения; насильственная передача детей из одной группы в другую (ст. II).[12]Таким образом, массовые убийства не обязательно будут геноцидом, в то же времяубийство не является единственным способом совершения преступления геноцида.Наказуемы геноцид, заговор с целью его совершения, покушение, соучастие в нем.
Конвенция о ликвидации всех формрасовой дискриминации 1965 года определяет расовую дискриминацию как любоеразличие, исключение, ограничение или предпочтение, которые основываются толькона признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этническогопроисхождения и имеет целью установление неравенства в правах человека в любыхобластях общественной жизни. В соответствии с Конвенцией государства-участникипредусматривают в своем уголовном законодательстве ответственность зараспространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, заподстрекательство к расовой дискриминации, а также за акты насилия илиподстрекательства к насилию в отношении любой расы или группы лиц с другимцветом кожи или другого этнического происхождения и за предоставление любойпомощи для проведения расистской деятельности.[13]
Международный контроль засоблюдением государствами обязательств, содержащихся в Конвенции, осуществляетКомитет по ликвидации расовой дискриминации, 18 членов которого избираютсягосударствами-участниками. Доклады в установленном порядке государстванаправляют Комитету через Генерального секретаря ООН. Комитет рассматриваеттакже сообщения государств о невыполнении положений Конвенции другимиучастниками. Кроме того, Комитет принимает и рассматривает жалобы отдельных лицили группы лиц, которые утверждают, что в отношении них были нарушены права,предусмотренные в Конвенции. Однако этот порядок действует только применительнок тем государствам, которые специальным заявлением признали компетенциюКомитета рассматривать такие жалобы. По завершении рассмотрения жалобы Комитетнаправляет свои предложения и рекомендации заинтересованному государству изаявителю.
Конвенция о пресечениипреступления апартеида и наказании за него 1973 года определяет преступлениеапартеида как преступление против человечества, как бесчеловечные акты,совершенные с целью установления и поддержания господства одной расовой группылюдей над другой и ее систематического угнетения. Государства — участникиКонвенции обязуются предпринимать меры законодательного или иного характера,которые необходимы для предотвращения и (или) пресечения апартеида, а такжепринять законодательные, судебные и административные меры для преследования,привлечения к суду и наказания лиц, обвиняемых в совершении преступления апартеида.Они могут быть судимы в национальных судах любого государства — участникаКонвенции или в международном уголовном трибунале, который может создаватьсядля этой цели.[14]
Принцип недискриминации попризнаку пола, закрепленный в Уставе ООН, получил развитие в Конвенции ополитических правах женщин 1952 года, в Конвенции о ликвидации всех формдискриминации в отношении женщин 1979 года и в других международных документах.
Конвенция 1952 года закрепляетправо женщин избирать и быть избранными, а также занимать должности наобщественной и государственной службе и выполнять общественные игосударственные функции на равных с мужчинами условиях, без какой-либодискриминации.
В соответствии с Конвенцией оликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 годагосударства-участники осуждают такую дискриминацию и обязуются проводитьполитику ее ликвидации. С этой целью они будут включать, если еще не включили,в свое национальное законодательство принцип равноправия мужчин и женщин иобеспечат его практическое осуществление, запретив всякую дискриминацию вотношении женщин, установив необходимые санкции и создав возможностьюридической защиты прав женщин. Государства обязуются изменить или отменить всезаконы, постановления, обычаи, практику, которые устанавливают дискриминацию вотношении женщин. Государства-участники могут принимать временные меры, которыенаправлены на устранение неравенства между женщинами и мужчинами. Они обязуютсяпринять все соответствующие меры для пресечения всех видов торговли женщинами иэксплуатации проституции женщин.
Государства-участники принимаютвсе меры по ликвидации дискриминации женщин в общественной и политическойжизни, в области образования, занятости, здравоохранения и в других областяхэкономической и социальной жизни, в вопросах брака и семейных отношений.Женщинам предоставляется равная с мужчинами правоспособность и одинаковыевозможности ее реализации.
Для контроля за соблюдениемобязательств по Конвенции создан Комитет по ликвидации дискриминации вотношении женщин, состоящий из 23 экспертов, избираемых государствами —участниками Конвенции. Государства направляют Комитету через Генеральногосекретаря ООН доклады, в которых сообщается о принятых ими мерах по выполнениюположений Конвенции и о достигнутых на этом пути результатах. Комитет в своемежегодном докладе, представляемом Генеральной Ассамблее ООН через ЭКОСОС, можетвносить предложения и давать рекомендации общего характера, основанные наизучении докладов государств.[15]
В 1989 году Генеральная АссамблеяООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В Конвенции с учетом того, что детиимеют право на особую помощь и защиту, определены гражданские, политические,экономические и социальные права, в частности право свободного выражениямнения, право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций И мирныхсобраний, доступ к информации, право пользоваться услугами системыздравоохранения и благами социального обеспечения, право на уровень жизни,необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного исоциального развития детей, право на образование, на отдых и досуг, на защитуот экономической эксплуатации.
Обязанностью государства являетсяширокое ознакомление как взрослых, так и детей с принципами и положениямиКонвенции.
Для контроля создается Комитет поправам ребенка, 10 членов которого избираются государствами-участниками идействуют в личном качестве. Государства в предусмотренном в Конвенции порядкепредоставляют Комитету доклады, в которых они сообщают о принятых мерах,направленных на проведение в жизнь предусмотренных в Конвенции прав, и одостигнутом на этом пути прогрессе.
Сотрудничество государств вобласти прав человека осуществляется и в рамках специализированных учрежденийООН. Так, значительное число конвенций принято МОТ. В них содержатся нормы,касающиеся труда и социального обеспечения работающих. В частности, в 1930 годубыла принята Конвенция (№ 29) относительно принудительного или обязательноготруда. Под принудительным или обязательным трудом в ней понимается всякаяработа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и длякоторой лицо не предлагало добровольно своих услуг. Принудительным или обязательнымтрудом не являются военная служба, выполнение обычных гражданских обязанностей,работа по приговору суда, работа при чрезвычайных обстоятельствах.Государства-участники должны упразднить применение принудительного илиобязательного труда во всех его формах. В Конвенции (№ 105) об упразднениипринудительного труда, принятой в 1957 году, предусмотрено, что ее участникидолжны упразднить принудительный или обязательный труд и не могут использоватьего в качестве средства политического воздействия или меры наказания заполитические преступления, метода мобилизации и использования рабочей силы длянужд экономического развития, для поддержания трудовой дисциплины, наказания заучастие в забастовках или в качестве меры дискриминации по признакам расы, вероисповедания,социальной или национальной принадлежности.
Конвенция (№ 122) о политике вобласти занятости 1964 года предусматривает, что государства-участникипровозглашают и осуществляют политику полной, продуктивной и свободно избраннойзанятости, которая преследует цель
обеспечить работой всех, кто ееищет и готов приступить к ней, обеспечить как можно большую продуктивностьработы, предоставить свободу выбора занятости и обеспечить возможность наполучение подготовки и использования своих навыков и способностей длявыполнения работы без какой-либо дискриминации.[16]
/>Заключение
Права человека в областиобразования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамкахЮНЕСКО. В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе сдискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякоеразличие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которогосостоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования,проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических илииных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положенияили рождения. При соблюдении определенных условий допускаются по мотивамрелигиозного или языкового характера, а также для учащихся разного полараздельные системы образования или учебные заведения, равно как и созданиечастных учебных заведений.
Государства-участники обязуютсяпривести национальное законодательство и административную практику в такоеположение, которое не допускало бы дискриминации в области образования. Вчастности, иностранцам, проживающим на территории государства, должно быть предоставленоправо равного с собственными гражданами доступа к образованию. О мерах,принятых государствами для осуществления Конвенции, ее участники сообщают вдокладах, периодически направляемых ими в ЮНЕСКО.
/>Списоклитературы:
1. Международноеправо. /Тункин Г. –М., 1994.
2. МовчанА. Права человека и международные отношения. –М., 19892.
3. МюллерсонР. Права человека: идеи, нормы, реальность. –М., 1991.
4. ОстровскийЯ. ООН и права человека. –М., 1968.
5. ШестаковЛ. Права человека. Сб. международных документов. –М., 1990.