Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательства России на основе существующих норм права

План
Введение
Глава 1. Общие положения об административнойответственности за нарушение валютного законодательства
Глава 2. Особенности привлечения к административнойответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства
2.1 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.1 ст.15.25 КоАП РФ
2.2 Административная ответственностьза правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.15.25 КоАП РФ
2.3 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.3 ст.15.25 КоАП РФ
2.4 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.4 ст.15.25 КоАП РФ
2.5 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.5 ст.15.25 КоАП РФ
2.6 Административнаяответственность за правонарушения, предусмотренные ч.6 ст.15.25 КоАП РФ
2.7 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.7 ст.15.25 КоАП РФ
Заключение
Список источников и литературы
/>Введение
В условиях построения правового государстваюридическая ответственность за правонарушения является наиболее острой темой правовойнауки и правоприменительной практики. Достаточно сказать, что без эффективно действующегомеханизма юридической ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членовобщества, носят декларативный характер.
В период интенсивного развития рыночныхотношений в нашей стране иностранная валюта весьма прочно вошла в российский гражданскийоборот. Несмотря на постепенное укрепление российской валюты, вопросы, связанныес применением валютного законодательства, занимают важное место во многих отрасляхэкономики.
Валютное законодательство Россиисостоит из Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулированиии валютном контроле» (далее — Закон) и принятых в соответствии с ним федеральныхзаконов. Ранее порядок осуществления валютных операций в РФ регулировался ЗакономРФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».
С вступлением в силу с 18 июня 2004 г. Закона в регулировании валютных правоотношений произошли существенные изменения. Отдельные положенияэтого Закона начали применяться только с 1 июня 2005 г., другие с 1 января 2007 г., некоторые прекратили действовать с 1 января 2007 г. Новый Закон, по сравнению со своим предшественником, значительно расширил права российских участниковвнешнеэкономической деятельности.
Последовательная либерализация регулирования валютных отношенийприводит к их активному развитию на территории Российской Федерации.
Расширяется круг субъектов валютных отношений, уменьшается количествоограничений, налагаемых на тех или иных непосредственных участников валютных правоотношений.
Вместе с тем мнения многих ученых однозначно сходятся на том,что, несмотря на очередное стремление государства к отмене большинства валютныхограничений, оно не отказывается от системы валютного контроля, поскольку для этогопока отсутствуют экономические предпосылки. Следовательно, не теряют своей актуальностии вопросы привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательстваРоссии. Кроме того, в доктрине не утихают споры по поводу отраслевой принадлежностирассматриваемой ответственности, что также делает данную тему важной для всестороннегоизучения.
Цель данного исследования — анализправовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательстваРоссии на основе существующих норм права, а также конкретных судебных прецедентов.
Для претворения ее в жизнь необходиморешить следующие задачи: дать определение данному виду административной ответственности,выявить ее особенности, а также основания привлечения к ней, проанализировать основныетрудности в применении норм, регулирующих изучаемое явление.
Объект изучения — административнаяответственность за нарушение валютного законодательства.
В данном труде использованы следующиеметоды: исторический, сравнительно-правовой, логический, функциональный, системный.
Основа работы — нормы Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ,Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также ряда подзаконных актов.
Невозможно было бы изучить в полноймере все аспекты выше указанного явления, не используя научных трудов по даннойпроблеме. В настоящем исследовании использованы работы Борисова Б.А., СатаровойН.А., Хаменушко И. и других ученых.
Настоящая работа состоит из двух глав, семи пунктов.
/>Глава 1. Общие положенияоб административной ответственности за нарушение валютного законодательства
В течение многих лет в нашей наукеречь велась исключительно о негативной (ретроспективной) ответственности, т.е. обответственности за уже совершенное деяние.
Одним из первых идею позитивной юридическойответственности частично обосновал П.Е. Недбайло. Он писал о том, что социальныйсмысл такой ответственности состоит в деятельности, соответствующей объективнымтребованиям данной ситуации и объективно обусловленным идеалам времени, а в содержаниепозитивной ответственности входит самостоятельная и инициативная деятельность врамках правовых норм и тех идеалов, для достижения которых нормы изданы
В широком философском понимании такаяответственность означает определенное взаимоотношение между личностью, коллективоми обществом, характеризующееся сознательным и добровольным осуществлением субъектамипредъявляемых друг другу требований, стремлением в наибольшем объеме выполнить своиобязанности перед другой стороной. В данном аспекте ответственность выступает какположительное, позитивное социальное качество [13, c.36].
В этой связи интересно мнение П.Е.Недбайло. Оба вида юридической ответственности (позитивная и ретроспективная) заложеныв норме права. Причем сердцевиной правовой нормы является ее диспозиция, а не санкция.Поэтому, прежде всего, надо говорить об ответственности за выполнение распоряжениянормы, то есть об ответственности за совершение положительных действий [19, c.50].
Развитие общества, а в современныхусловиях — задачи формирования правового государства, все чаще заставляют ученыхсклоняться к пониманию ответственности в двуедином плане. Позитивная ответственностьв этом случае направлена на сокращение правонарушений, укрепление законности и правопорядка,усиление охраны прав и законных интересов личности, а негативная ответственностьсвязана с реализацией мер государственного принуждения. При этом оба аспекта юридическойответственности диалектически взаимосвязаны: чем выше уровень позитивной ответственности,тем ниже уровень негативной.
«Признание ответственности субъектовправа в правомерном поведении и введение в научный оборот категории позитивной юридическойответственности, — пишет Н.В. Витрук, — обогащает теорию юридической ответственности.Юридическая ответственность имеет целью не только справедливое возмездие за неправомерноеповедение (правонарушение), но и профилактическое воздействие на поведение субъектовправа, как в настоящее, так и в будущее. Главное в правовом регулировании — этодостижение правомерного поведения» [15, c.5].
Нормы административного права действуютв двух направлениях. В конкретных правоотношениях они обеспечивают реализацию санкцийв отношении лиц, совершивших правонарушение. Здесь осуществляется ретроспективнаяответственность. Но ведь главная цель этих норм заключается в недопущении, в предупрежденииправонарушений, и в этом случае реализуется в общих правоотношениях диспозиция этихнорм: каждый обязан соблюдать административно-правовые запреты, а все остальныесубъекты и, прежде всего государство, имеют встречное право требовать такого поведения,не допускать действий, нарушающих указанные запреты [13, c.39].
Таким образом, административная ответственностькак социальное явление объединяет оба вышеперечисленных вида ответственности.
Более пяти лет действует новый КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ или Кодекс).Его принятие предопределило дальнейшее развитие категории дел, связанных с привлечениемк административной ответственности за нарушение валютного законодательства.
До принятия нового КоАП РФ вопросыответственности регулировались, в частности, ст.14 Закона РФ от 09.10.1992«О валютном регулировании и валютном контроле», нормы которой в числепрочих мер ответственности предусматривали такую меру ответственности, как взысканиев доход государства всего полученного по недействительной сделке или в результатенезаконных действий.
В КоАП РФ ответственности за нарушениевалютного законодательства посвящена ст.15.25 КоАП РФ, объединяющая несколько составов.
Необходимо отметить, что основаниемадминистративной ответственности за нарушение валютного законодательства являетсяадминистративное правонарушение (проступок). Как установлено частью 1 статьи 2.1КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом илизаконами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административнаяответственность.
Вопросы, связанные с содержанием понятия валютного правонарушенияи определением природы юридической ответственности за его совершение в научной литературе,вызывают многочисленные споры. При этом позиции многих юристов в основном расходятсяв вопросе отнесения валютного правонарушения к разновидностям административногоили финансового правонарушения. Например, Н. Сапожников считает, что валютные правонарушенияпредставляют собой разновидность административных правонарушений, т.е. предусмотренныхнормами права посягательств на установленный порядок государственного управления[20, c.65-73]. А. Мусаткина, в свою очередь, отмечает, чтонарушения валютного законодательства представляют собой разновидность финансовогоправонарушения [18, c.57].
Автор настоящей работы придерживается первой из перечисленныхточек зрения, по причине прямого закрепления норм об ответственности в КоАП РФ.
Необходимым основанием для наступленияадминистративной ответственности за нарушений валютного законодательства являетсясостав административного правонарушения, под которым понимается единство установленныхКодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков,характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемыеи охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторонаадминистративного проступка — внешние признаки, характеризующие противоправные действиеили бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившимипоследствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенногоадминистративного правонарушения.
К субъективным элементам составаотносятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст,вменяемость, особенности административно-правового статуса — гражданин, должностноелицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.
Таким образом, состав административногоправонарушения в сфере валютного законодательства, как и любого другого, характеризуютчетыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом рассматриваемых в настоящей работе правонарушений выступаютпубличные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютнойполитики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютногорынка Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которыепредусмотрена ст.15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие)лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательствомРоссийской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Субъектами валютного правонарушения являются резиденты и нерезиденты,в роли которых выступают соответствующие физические и юридические лица (а такжеих филиалы и представительства), нарушившие положения актов валютного законодательства.
Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличиевины в форме умысла или неосторожности. При этом юридическое лицо признается виновнымв совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможностьдля соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютногорегулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицомне были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основная санкция валютного права, которая носит общий характер,установлена в ст.25 Закона. Она гласит, что резиденты и нерезиденты, нарушившиеположения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органоввалютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Вместе с тем ст.25 Закона носит полностью бланкетный характер,что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административногои уголовного законодательства [16, c.39].
Особенностью назначения штрафов, установленных КоАП РФ, за некоторыеправонарушения в сфере валютного законодательства является выражение их не в минимальномразмере оплаты труда, а в размере эквивалентном сумме незаконной операции. При этомпересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумагв валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения илиобнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка РоссийскойФедерации (п.3 Примечания к ст.15.25 КоАП РФ). Данная норма не может толковатьсяв отрыве от статьи 4.5 КоАП РФ, в которой даны понятия «день совершения, деньобнаружения административного правонарушения», указывающие на характер совершенногоправонарушения (длящееся, не длящееся). При правонарушении, оконченном в день егосовершения, сроки давности привлечения к административной ответственности начинаюттечь со дня совершения, независимо от дня его обнаружения; при длящемся административномправонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения правонарушения.Правонарушения, ответственность за которые установлена в различных частях статьи15.25 КоАП РФ, могут быть как длящимися, так и не длящимися. Из приведенных нормв их взаимосвязи следует, что в пункте 3 примечания к статье 15.25 КоАП РФ содержитсяправило, в соответствии с которым выбор курса иностранной валюты к российскому рублюдля целей исчисления штрафа зависит от того, длящимся или не длящимся является совершенноеправонарушение. При длящемся правонарушении пересчет иностранной валюты исчисляетсяпо курсу Центрального банка Российской Федерации на день обнаружения административногоправонарушения, а при не длящемся — на день совершения правонарушения (Постановлениеарбитражного суда кассационной инстанции ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2006года по делу N А28-4116/2006-107/27).
В соответствии с ч.1 ст.23.60 КоАП РФ дела об административныхправонарушениях, предусмотренных ст.15.25 КоАП РФ, рассматриваются органами валютногоконтроля. От имени указанных органов рассматривать дела вправе: руководитель федеральногооргана исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, егозаместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители; руководителитерриториальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченногов области валютного контроля. В статье 22 Федерального закона «О валютном регулированиии валютном контроле» установлено следующее в отношении органов и агентов валютногоконтроля:
· валютный контроль в Российской Федерации осуществляется ПравительствомРФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с указанным Федеральнымзаконом и иными федеральными законами (ч.1 ст.22 Закона);
· органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России,федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные)Правительством РФ (ч.2 ст.22 Закона);
· агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетныеЦентральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развитияи внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиесяуполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числедержатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительнойвласти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы (ч.3 ст.22 Закона);
· контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями,а также валютными биржами осуществляет Банк России (ч.4 ст.22 Закона);
· контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами,не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределахсвоей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органамивалютного контроля, и агенты валютного контроля (ч.5 ст.22 Закона);
· Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютногоконтроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютногоконтроля, а также их взаимодействие с Банком России. Правительство РФ обеспечиваетвзаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участниковрынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроляс Банком России. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютногоконтроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговымиорганами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передаюттаможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроляинформацию в объеме и порядке, установленных Банком России (ч.6 ст.22 Закона).
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетногонадзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функциипо контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютногоконтроля.
Что касается процедуры привлеченияк ответственности по ст.15.25 КоАП РФ, то ст.28.3 КоАП РФ установлено, что протоколыоб административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностнымилицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушенияхв соответствии с гл.23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.При этом постановление по делу об административном правонарушении не может бытьвынесено за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органоввалютного регулирования по истечении одного года со дня совершения административногоправонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).
Таким образом, ответственность за нарушение валютного законодательстваотражает специфику данных правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации[21, c.23]. Ответственность за нарушение валютного законодательствасопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушениянорм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которыеявляются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов.Кроме того, ответственность за нарушения валютного законодательства влечет негативныепоследствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами навалютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.
/>Глава 2. Особенности привлеченияк административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютногозаконодательства
КоАП РФ содержит семь составов административных правонарушенийв сфере валютного законодательства, закрепленные в статье 15.25.
Проанализируем особенности и выявимпроблемы привлечения к административной ответственности правонарушителей по каждомуиз них. 2.1 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.1 ст.15.25 КоАП РФ
Частью 1 ст.15.25 КоАП предусмотрена ответственность за осуществлениенезаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенныхвалютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операцийс невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требованийо резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутреннихи внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнениемустановленного требования о резервировании.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса,являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты [17, c.255].
Понятие валютной операции дано в п.9 ч.1ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютные операции — это:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентомв пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использованиевалютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом урезидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользурезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумагна законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РоссийскойФедерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентомв пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутреннихценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валютыРоссийской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывозс таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты РоссийскойФедерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутреннихи внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации,на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытогона территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределамитерритории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутреннихи внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РоссийскойФедерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РоссийскойФедерации.
Законом предусмотреныжесткие требования к валютным операциям, которые зависят от субъектного составалиц, их совершающих. При этом очень важно отметить, что с 1 января 2007 года значительнаячасть запрещенных до этого момента операций были легализованы.
Статья 14 Федерального закона «О валютном регулированиии валютном контроле» устанавливает требования к осуществлению валютных операцийрезидентами. В связи с этим участие в расчетах с резидентами нерезидентов нарушениемЗакона со стороны последних не является. Вместе с тем при доказывании наличия винырезидента в нарушении положений ст.14 Федерального закона «О валютном регулированиии валютном контроле» необходимо установить, что субъект правонарушения зналили должен был и мог знать, что он осуществляет валютную операцию с нерезидентом[14, c.301].
При выявлении достаточных данных, указывающих на совершение резидентаминезаконных расчетов в наличной валюте на территории Российской Федерации, должностнымлицам уполномоченных органов следует возбуждать дела об административных правонарушенияхпо ч.1 ст.15.25 Кодекса в случае, если указанные расчеты проведены по возмезднымдоговорам между резидентами и нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаютсячерез таможенную границу Российской Федерации. В иных случаях информация о такихрасчетах подлежит передаче в Росфиннадзор.
В соответствии со ст.15 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле» единовременный вывоз изРоссийской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валютыРоссийской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, недопускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранееввезенных или переведенных в Российскую Федерацию.
В случае вывоза физическим лицом с таможенной территории РоссийскойФедерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей10 тысяч долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларацииили иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию,вывоз валюты квалифицируется по ч.1 ст.15.25 Кодекса как осуществление валютнойоперации, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации.
Интересными представляются выводы, содержащиеся в ПостановленииПрезидиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 г. N 1644/06, вынесенному по следующему делу. Предприниматель Зукеев С.Н. (далее — предприниматель)обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконнымпостановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетногонадзора в Астраханской области (далее — управление) от 17.06.2005 года о назначениинаказания по делу об административном правонарушении. В качестве объективной сторонысостава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконнойвалютной операции, выразившейся в оплате наличными денежными средствами в иностраннойвалюте в сумме 460000 казахских тенге (эквивалентной 98712 рублям 32 копейкам) охлажденнойрыбы, приобретенной по контракту от 14.12.2004 N 6 у производственного кооперативаим. Амангельды (Казахстан) и ввезенной на территорию Российской Федерации по грузовойтаможенной декларации N 10311040/171204/0002528.
Согласно части 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютныхопераций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченныхбанках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РоссийскойФедерации, за исключением ряда валютных операций, осуществляемых в соответствиис Законом.
Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что физические лица-резидентыимеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностраннуювалюту в сумме, равной в эквиваленте 10 тысяч долларов США или не превышающей этойсуммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей согласноподпункту «г» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона относится к валютным операциям.
Указанные правовые положения означают, что легальный вывоз физическимлицом-резидентом иностранной валюты с территории Российской Федерации предполагаетправо ее свободного использования за пределами Российской Федерации в законных целях.
Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона следует,что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентамичерез банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции,осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличнойиностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации с соблюдением требованийЗакона.
Таким образом, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ былорешено, что совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесенак категории незаконных валютных операций, в связи с чем в его действиях отсутствуетсостав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях. 2.2 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.2 ст.15.25 КоАП РФ
Часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственностьза нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределамитерритории Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «О валютномрегулировании и валютном контроле» резиденты вправе без ограничений открыватьсчета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранныхгосударств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Приэтом с 1 января 2007 года об открытии или закрытии счетов, открытых во всех банках,расположенных за пределами территории Российской Федерации, резиденты обязаны вмесячный срок со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада)уведомлять налоговые органы по месту своего учета в порядке, установленном ПравительствомРФ по согласованию с Банком России.
Объективную сторону состава административного правонарушения,предусмотренного ч.2 статьи 15.25, может образовать неуведомление в установленныйсрок налоговых органов об открытии счета (вклада) в банке, включая неисполнениеили ненадлежащее исполнение требований о предварительной регистрации и о резервировании[14, c.303].
Субъектом административного правонарушения могут являться гражданеи юридические лица, являющиеся резидентами РФ, а также должностные лица таких юридическихлиц. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, в данном случае по общему правилу несут административную ответственностькак должностные лица (ст.2.4 КоАП РФ).
Совершается рассматриваемое административное правонарушение умышленно. 2.3 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.3 ст.15.25 КоАП РФ
Часть 3 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственностьза невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равноза нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки, установленногов соответствии со ст.21 Закона. Порядок обязательной продажи части валютной выручкиустанавливается Инструкцией Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И Банком России.
Объективную сторону состава административного правонарушенияпо ч.3 комментируемой статьи может образовать неосуществление обязательной продажичасти валютной выручки, продажа ее в меньшем объеме или в меньшей сумме, чем этоустановлено в соответствии с законом, либо с превышением установленных сроков, продажачасти валютной выручки ненадлежащему контрагенту, другие нарушения установленногопорядка обязательной продажи части валютной выручки.
Порядок обязательной продажи частивалютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не распространяетсяна поступления юридических лиц, государственная регистрация которых осуществленав Калининградской области и которые получают выручку в иностранной валюте от экспортатоваров (работ, услуг) и (или) результатов интеллектуальной деятельности, произведенных(созданных) в Особой экономической зоне (статья 18 Федерального закона от 10.01.2006N 16-ФЗ).
Субъектом административного правонарушения может являться лицо,осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,и юридическое лицо, являющиеся резидентами РФ.
Однако необходимо иметь в виду, чтост.21 Закона, закреплявшая требования по обязательной продаже части валютной выручкина внутреннем валютном рынке Российской Федерации действовала до 1 января 2007 года,поэтому актуальна будет в пределах сроков давности привлечения к административнойответственности. 
2.4 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.4 ст.15.25 КоАП РФ
Частью 4 ст.15.25 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнениерезидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счетав уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихсяза переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанныенерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальнойдеятельности, в том числе исключительные права на них.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.15.25 Кодекса,являются только резиденты — лица, осуществляющие предпринимательскую деятельностьбез образования юридического лица, и юридические лица.
Особенностью действующего ФЗ «О валютном регулировании ивалютном контроле» является то, что срок, в течение которого резидент обязанполучить от нерезидента причитающиеся денежные средства, определяется не нормативно,а условиями заключенного между резидентом и нерезидентом внешнеторгового контракта.Ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 21.11.95 N 1163 импортер-резидентпод риском административной ответственности был обязан в течение 90 дней со дняоплаты обеспечить либо ввоз на территорию РФ оплаченных товаров, либо возврат нерезидентомуплаченных ему денежных средств [17, c.260].
Указ Президента РФ от 21.11.95 N 1163 до сих пор официально неотменен, поэтому в практике контрольных органов регулярно появляются попытки привлеченияимпортеров-резидентов к административной ответственности в случае нарушения указанноговыше 90-дневного срока.
Однако складывающаяся в последнее время судебная практика в этомвопросе на стороне резидентов и не применяет положения Указа Президента РФ от 21.11.95N 1163, как противоречащие нормам ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»(в качестве примера такой практики можно привести Постановление ФАС Волго-Вятскогоокруга от 25.07.2005 по делу N А38-505-1/117-2005). Представляется, что подобнаяпрактика является полностью обоснованной.
Частью 2 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулированиии валютном контроле» установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резидентывправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностраннуювалюту или валюту Российской Федерации. На основании этого делается вывод, что вданном Законе отсутствует разрешение не зачислять денежные средства, в частностив связи с уплатой нерезиденту процентов, неустоек, проведением зачета встречныхтребований (за исключением прямо указанных в Законе случаев). Однако данная позициядостаточно спорна, поскольку в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»не содержится прямого запрета на проведение зачета встречных денежных требованиймежду резидентом и нерезидентом. Сам по себе зачет встречных требований не являетсявалютной операцией, так как не предполагает ни проведения соответствующих расчетов,ни перехода прав на валютные ценности и валюту РФ [23, c.45].Таким образом, получается абсурдная ситуация, когда сделка по зачету встречных требованийне запрещена валютным законодательством (и не является предметом его регулирования),но за ее совершение полагается административная ответственность как за нарушениеправил о репатриации валютной выручки и валюты РФ. Такую позицию неоднократно занималсам Центральный банк РФ в своих обобщениях практики по вопросам применения валютногозаконодательства, а также судебно-арбитражная практика, в частности см. ПостановленияФАС СЗАО от 11.07.2005 по делу N А42-6828/04-25.
Определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении резидентомвалютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю,а не факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Невывоз товаровс таможенной территории Российской Федерации не всегда освобождает резидента отобязанности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченныхбанках денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, в сроки,предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). При определении моментаисполнения обязанности продавца по передаче товара необходимо руководствоватьсягражданским законодательством, в частности ст.458 части второй ГК РФ.
Например, если в соответствии с внешнеторговым договором (контрактом)поставка товаров осуществляется на условиях FCA (Инкотермс-2000), то товары считаютсяпереданными покупателю (если внешнеторговым договором (контрактом) не предусмотреноиное) с момента их предоставления в распоряжение перевозчика или другого лица, указанногопокупателем. В данном случае, как правило, передача товаров происходит на таможеннойтерритории Российской Федерации и с момента их передачи у продавца-резидента возникаетобязанность обеспечить выполнение требования, установленного п.1 ч.1 ст. 19 Федеральногозакона «О валютном регулировании и валютном контроле» [14, c.306].
Таким образом, для возбуждения дела по ч.4 ст.15.25 Кодекса необходимои достаточно установить следующие факты и обстоятельства:
· товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового договора(контракта) резидентом нерезиденту;
· денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары,не получены в предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) сроки.
Продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихсяза переданные нерезиденту товары, путем заключения дополнения к внешнеторговомудоговору (контракту) может свидетельствовать об отсутствии события правонарушенияв случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков [14, c.307].
Получение с нарушением сроков, предусмотренных внешнеторговымдоговором (контрактом), денежных средств за товары, еще не переданные нерезиденту(предварительная оплата или оплата против отгрузки до передачи товара покупателю),нарушением требований ч.1 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулированиии валютном контроле» не является. 2.5 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.5 ст.15.25 КоАП РФ
Частью 5 ст.15.25 Кодекса предусмотрена ответственность за невыполнениерезидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежныхсредств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РоссийскойФедерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары,невыполненные работы, не оказанные услуги либо за не переданные информацию или результатыинтеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч.5 ст.15.25 Кодекса,являются только резиденты — лица, осуществляющие предпринимательскую деятельностьбез образования юридического лица, и юридические лица.
Возврат в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенныена таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территорииРоссийской Федерации) товары должен быть осуществлен в сумме фактически уплаченныхнерезидентам (полученных нерезидентами) денежных средств, т.е. без вычета банковскихрасходов и комиссий [14, c.307].
Для возбуждения дела по ч.5 ст.15.25 КоАП необходимо и достаточноустановить следующие факты и обстоятельства:
· денежные средства перечислены нерезиденту и не возвращены в РоссийскуюФедерацию в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) дляих возврата, а в случае отсутствия таковых в контракте — для ввоза (получения) товаровна таможенную территорию Российской Федерации;
· товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (неполучены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки,предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами).
Вместе с тем, если товары ввезены в Российскую Федерацию (переданырезиденту на таможенной территории Российской Федерации) с нарушением срока, предусмотренноговнешнеторговым договором (контрактом), но в срок, установленный договором для возвратаденежных средств, событие правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.25 Кодекса,отсутствует. Если ввоз товаров состоялся позднее указанных сроков, то невозвращениев эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствуето наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.15.25Кодекса [14, c.309].
Вина импортера-резидента в совершении данного правонарушенияотсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввозана таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российскаясторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимойсилы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальныхусловиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской сторонывследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства,либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможнымвследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностныхлиц иностранного государства.
При доказывании субъективной стороны правонарушений, предусмотренныхч.4 и 5 ст.15.25 Кодекса, необходимо учитывать меры, предпринятые резидентом в целяхисполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:
а) на стадии предконтрактной подготовки:
выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство,официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежностии деловой репутации;
б) на стадии заключения контракта:
· внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимостиот надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство,залог, задаток и т.д.);
· применение таких форм расчета по договору, которые исключают рискнеисполнения контрагентом обязательств по договору;
· разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указаниемсроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный органбудет рассматривать возникший спор;
· использование страхования коммерческих рисков;
в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентомобязательств:
· ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной пофакту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
· предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответаискового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейсясуммы.
Деяния, предусмотренные ч.4 и 5 ст.15.25 Кодекса, совершаютсяна следующий день после истечения срока исполнения обязанности, установленной ч.1ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».С этого же дня исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности[17, c.270].
Санкции ч.4 и 5 ст.15.25 Кодекса предусматривают наложение административногоштрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, незачисленных на счета в уполномоченных банках, не возвращенных в Российскую Федерацию,соответственно. Таким образом, возникает вопрос о влиянии на административно-правовуюоценку деяния факта зачисления (возврата) денежных средств в ходе производства поделу об административном правонарушении.
Рассматриваемые правонарушения, совершаемые в форме бездействия,являются оконченными в день, следующий за днем периода, предоставленного для выполнениясоответствующей обязанности, когда налицо совокупность всех признаков составов правонарушений.Предмет административного правонарушения является неотъемлемым элементом составаи не может рассматриваться на иную дату. Следовательно, в силу п.3 ч.1 ст.3.5 КоАПРФ административный штраф должен рассчитываться на момент окончания административногоправонарушения, исходя из суммы денежных средств, не зачисленных в установленныйсрок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенныхв установленный срок в Российскую Федерацию.
Таким образом, зачисление денежных средств на счет в уполномоченномбанке или возврат их в Российскую Федерацию после возбуждения дела об административномправонарушении не должно вести к прекращению производства по делу. 2.6 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.6 ст.15.25 КоАП РФ
Частью 6 ст.15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдениеустановленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютнымоперациям, нарушение установленного порядка использования специального счета и(или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортовсделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документовили паспортов сделок.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона «О валютномрегулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющиев Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядкеучет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранностьсоответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершениясоответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона «О валютномрегулировании и валютном контроле» единые формы учета и отчетности по валютнымоперациям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Банком Россииизданы Инструкция от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентамии нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлениивалютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформленияпаспортов сделок» и Положение от 1 июня 2004 г. N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации,связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам,и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».Указанные документы предусматривают предоставление форм учета и отчетности по валютнымоперациям только уполномоченным банкам.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса,являются резиденты и нерезиденты — должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, и юридические лица. 2.7 Административная ответственность за правонарушения,предусмотренные ч.7 ст.15.25 КоАП РФ
Частью 7 ст.15.25 Кодекса установлена ответственность за нарушениеустановленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылкииз Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг вдокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных ст.16.3 и 16.4 Кодекса.
В настоящее время ч.7 ст.15.25 Кодекса не применяется [17, c.272].
В статье 15 Федерального закона «О валютном регулированиии валютном контроле» установлены случаи, когда наличная иностранная валюта,валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги вдокументарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменнойтаможенной декларации.
В случае недекларирования либо недостоверного декларированияфизическими лицами иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, перемещаемыхчерез таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменномудекларированию, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной ст.16.4Кодекса.
В случае недекларирования юридическими лицами по установленнойформе иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также в случае недекларированияфизическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутреннихценных бумаг в документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможеннуюграницу Российской Федерации и подлежащих декларированию путем подачи письменнойтаможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотреннойч.1 ст.16.2 Кодекса.
/>Заключение
Проанализировав правовую природу административной ответственностиза нарушение валютного законодательства, целесообразно сделать следующие выводы:
1. Административная ответственность как социальное явление включает в себя иретроспективную, и позитивную составляющие.
2. В КоАП РФ ответственности за нарушение валютного законодательства посвященаст.15.25, объединяющая несколько составов.
3. Вопросы, связанные с определением природы юридической ответственности засовершение в научной литературе, вызывают многочисленные споры. Автор настоящейработы считает ее административной ответственностью по причине прямого закреплениянорм в КоАП РФ.
4. Состав административного правонарушения в сфере валютного законодательства,как и любого другого, характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона,субъект, субъективная сторона.
5. Объектом рассматриваемых в настоящей работе правонарушений выступают публичныеправоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики,устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынкаРоссийской Федерации.
6. Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотренаст.15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц(субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательствомРоссийской Федерации и актами органов валютного регулирования.
7. Субъектами валютного правонарушения являются резиденты и нерезиденты, в роликоторых выступают соответствующие физические и юридические лица (а также их филиалыи представительства), нарушившие положения актов валютного законодательства.
8. Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины вформе умысла или неосторожности. При этом юридическое лицо признается виновным всовершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможностьдля соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютногорегулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицомне были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
9. Особенностью назначения штрафов, установленных КоАП РФ, за некоторые правонарушенияв сфере валютного законодательства является выражение их не в минимальном размереоплаты труда, а в размере эквивалентном сумме незаконной операции.
10. Ответственность за нарушение валютного законодательства отражает спецификуданных правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации.
/>Список источников и литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря2001 года № 195-ФЗ. // Российская газета, N 256, 31.12.2001
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5
3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета, N 253, 17.12.2003.
4. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об особой экономической зонев Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные актыРоссийской Федерации» // Российская газета, N 8, 19.01.2006
5. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»// Российская газета, N 126, 17.06.2004.
6. Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РоссийскойФедерации» // Вестник Банка России, N 29, 13.05.2004.
7. Инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документови информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченнымибанками валютных операций и оформления паспортов сделок» // Вестник Банка России,N 36, 18.06.2004.
8. Положение от 1 июня 2004 г. N 258-П «О порядке представления резидентамиуполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютныхопераций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченнымибанками контроля за проведением валютных операций» // Вестник Банка России,N 35, 17.06.2004.
9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от6 июня 2006 г. N 1644/06 по делу N А06-3059у/3-23/05.
10.Постановление арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Волго-Вятскогоокруга от 23.10.2006 года по делу N А28-4116/2006-107/27.
11.Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2005 по делу N А38-505-1/117-2005
12.Постановления ФАС СЗАО от 11.07.2005 по делу N А42-6828/04-25.
13.Афанасьев В.С., Сунцова Е.А. Некоторые проблемы теории правонарушений и юридическойответственности. // Право и политика, 2006, N 3
14.Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административныхправонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. / Юстицинформ, 2006
15.Витрук Н.В. Развитие теории юридической ответственности в решениях КонституционногоСуда РФ. / В сборнике: Проблемы правовой ответственности государства, его органови служащих: Материалы «круглого стола» (25 — 26 мая 1999 г.). Белгород, Белгородский юридической институт МВД РФ, 1999.
16.Емелин А.В. Правовые основы валютной системы России: понятия, методы и принципы// Деньги и кредит. 2004. №12.
17.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.(5-е изд., перераб. и доп.) (под общ. ред.Е.Н. Сидоренко) / Проспект, 2006.
18.Мусаткина А.А. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности.Монография / Под ред. Хачатурова. Тольятти, 2003.
19.Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовыхнорм. // Правоведение. 1971. N 3
20.Сапожников Н. Правовые проблемы ответственности в валютных правоотношениях// Хозяйство и право. 2001. N 12.
21.Сатарова Н.А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования //Банковское право, 2006, N 2
22.Хаменушко И. Проблемы ответственности за нарушение валютного законодательствав связи с принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях // Хозяйствои право. 2003. N 9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовая система РФ и основные направления ее развития
Реферат Преферанс во всех видах, издание 3-е, финальное
Реферат Жизнеописание святителя Иоанна Максимовича Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца
Реферат Спецодежда и обувь
Реферат Структура вікна Windows 98
Реферат Использование ассимиляционного региона (в экономике Курганской области)
Реферат Вязкоупругое поведение и релаксационные процессы в системе полимерный композит вода
Реферат Технічне обслуговування й ремонт електричних машин
Реферат Основы правоведения 2 Отраслевые юридические
Реферат Банківський менеджмент 2
Реферат "Мысль народная" и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Реферат Понятие и сущность внешнеэкономической политики
Реферат Логистический процесс на складе Рынок рыбных консервов
Реферат «Наследственные болезни, их предупреждение и лечение»
Реферат Метод Монте Карло и его применение