Реферат по предмету "Государство и право"


Административная ответственность должностных лиц

Оглавление
 
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды административной ответственности_ 5
Глава2.Административное правонарушение. 11
1. Понятие и признакиадминистративного правонарушения 11
2. Проблемаразграничения уголовной и административной ответственности за правонарушение 14
Глава 3.Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве.Проблема разграничения ответственности_ 18
Заключение 22
Списокиспользуемой литературы_ 23

/>/>/>/>/>Введение
Нет такого общества илигосударства, которые бы не были заинтересованы в успешном управлении своимисоциальными делами. Именно социальные дела отражают общий интерес и потребностиобщества, государства и граждан к самосохранению и обеспечениюжизнедеятельности. Для решения этих целей необходимо организовать, упорядочитьи постоянно регулировать поведение людей, деятельность государственных органов,должностных лиц, социальных институтов, а также поддерживать общественныйпорядок.
Если говорить обактуальности выбранной мною тематики, то можно отметить следующее. На мойвзгляд, сегодня далеко не новы такие понятия как взяточничество и коррупция, нарушающиегосударственные интересы не только в области экономики, но и других сферахжизни. Нерадивый чиновник, принимая то, или иное решение, иной раз даже непредполагает какие могут наступить последствия. Да, они часто не касаютсяобласти уголовного права, следовательно, и не влекут жесточайшего, на мойвзгляд, уголовного наказания, что часто дает правонарушителю лишний поводрасслабиться, и преступить закон. Но интересы государства должны отстаиваться навсех уровнях, и во всех отраслях российского законодательства, и особенно вадминистративном. Проблематика ответственности должностных лиц долгое времяназревала, пока не достигла высочайших пределов на современном этапе.
Даннаякурсовая работа посвящена одному из насущных вопросов современности, касающихсяадминистративного управления  – административной ответственности должностныхлиц. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на подпункты, изаключения.
В первойглаве рассматривается вопрос о понятиях и видах административнойответственности.
Во второй главе описывается  административное правонарушение.
Дисциплинарная и материальнаяответственность в административном праве, а также проблема разграниченияответственности приведены в третьей главе.
Целью даннойкурсовой работы являетсяполучение необходимых знаний об исполнительной власти и механизме правовогорегулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организациии деятельности исполнительной власти.
При написанииданной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.        Изучитьобщие характеристики, а также особенности ответственности должностных лиц вРоссийской Федерации.
2.        Проанализироватьизученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
3. Предложить собственныепути выхода, решения найденных правовых пробелов.
/>/>/>/>/>Глава 1.  Понятие и виды административнойответственности
Административнаяответственность – особый вид юридической ответственности. В то же время онаявляется частью административного принуждения и обладает всеми его качествами(осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебногоподчинения и др.)
Административнойответственности присущи все признаки юридической ответственности. Онарегулируется  нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушениелица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых нормуполномоченными на то субъектами власти.
Административнаяответственность характеризуется следующими признаками::
1)        она урегулировананормами административного права, содержащимися в Федеральных законах и законахсубъектов РФ;
2)        основанием ееприменения является административное правонарушение;
3)         она состоит вприменении к виновным административных наказаний;
4)        к нейпривлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальныепредприниматели и др.), а также  юридические;
5)        она применяетсядолжностными лицами исполнительных органов государственной власти;
6)         порядокпривлечения к административной ответственности урегулированадминистративно-процессуальными нормами.
Любая реальнаяюридическая ответственность имеет три основания:
нормативное (систему регулирующих ее правовыхнорм);
фактическое (неправомерные деяния субъектовправа);
процессуальное (акты субъектов власти о применениисанкций правовых норм к конкретным субъектам)
Наличие нормы,устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, — этотолько нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности.Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.д.
Если по фактуправонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор,постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то толькопосле вступления его в силу наступает реальная ответственность.
Для наступления реальнойответственности необходимо чтобы были все три ее основания. Прежде всего,должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение.Затем может возникнуть фактическое основание- правонарушение. При наличии нормыи деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном закономпорядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путемвынесения постановления (решения).
Многие годы рольадминистративной ответственности в борьбе с правонарушением постепенноповышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться ещеболее активно. Возросло фактическое использование многих составовадминистративных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершениекоторых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также кругсубъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательныхсанкций к юридическим лицам.
          Административнаяответственность, как и уголовная, дисциплинарная – кара и преследует целичастной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административныеправонарушения являются длящимися (встать на учет, выполнить предписание ит.п.), важна  также цель административной ответственности – стимулироватьвыполнение субъектами права их обязанностей.3Подсоставом административного правонарушения следует понимать, установленнуюправовой нормой совокупность признаков, при наличии  которых противоправноедеяние признается проступком.
Состав административногоправонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четырепризнака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Если хотя бы один изчетырех  указанных выше признаков состава отсутствует, то деяние не может бытьпризванным проступком или преступлением.
Объектом правонарушенияявляются  те общественные отношения, которые охраняются административнымправом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядокуправления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественныйпорядок и т.д.
Объективная сторонапроступка — это деяние, выражающееся в нарушении установленныхадминистративно-правовыми нормами правил.
Наличие объективнойстороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставитв зависимости от времени, места, способа, характера совершения деяния,наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния впрошлом, его систематичности.
Содержание  объективнойстороны может включить характер действия или бездействия:
неоднократность – совершение двух или болееоднородных административных правонарушений;
повторность – совершение одним и тем же лицом втечении года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось кадминистративному взысканию;
длящеесяправонарушение –деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей,возложенного на виновного законом под угрозой административной ответственности.Оно является единым независимо от продолжительности.
Субъектамиадминистративного правонарушения являются вменяемые, достигшие определенноговозраста физические лица, и лица, обладающие специальнымадминистративно-правовым статусом, например водители или должностные лица;организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью.
 Существует два видасубъектов административного правонарушения:
Индивидуальный — граждане и другие категории лиц,обладающие административно-правовым статусом, совершившие административноеправонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица,то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, сучетом их правового положения, выполняемых профессиональных функций.
Коллективный – юридические и иные коллективныеобразования, совершившие административное правонарушение. Организациипризнаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслейправа, как земельное, финансовое, налоговое, правоохранительное и т.д.
Существует два видапризнаков субъекта административного правонарушения:
Общие – признаки, которыми должно обладатьлюбое лицо, привлекаемое к административной ответственности – вменяемость идостижение на момент совершения, 16-летнего возраста;
Специальные – признаки, отражающие особенноститруда, служебного положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля,работник предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицонаходившееся под административным надзором,  ранее привлекавшееся к административнойответственности; иные особенности правового статуса, например, иностранныеграждане или военнослужащие.
Согласно ч.4 ст.2 Кодекса об административных правонарушениях «Административной ответственностиподлежит должностное лицо в случае совершения им административногоправонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своихслужебных обязанностей»2
Субъективная сторонаадминистративного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическоеотношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям.Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла илинеосторожности.
Умысел – умышленное деяние. Лицо,совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния,
предвидело его вредныепоследствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Неосторожность – административное правонарушениепризнается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее,предвидело наступление вредных последствий своего деяния, но легкомысленнорассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступлениятаких последствий, хотя должно и могло, было их предвидеть.
Различают две формынеосторожной вины:
Легкомыслие – это предвидение лицом возможностинаступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное ссамонадеянным расчетом их предотвратить;
Небрежность – не предвидение такой возможностипри условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных взаконе последствий.
От неосторожной виныследует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай,при котором лицо не несет ответственности. С невиновным причинением вредаиногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административныхправонарушениях на транспорте. При совершении административного правонарушенияналицо вред. Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями откаждого такого деяния. Нередко, они содержат лишь возможность их наступления.Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, чтонарушает установленный  государственный правопорядок, посягает на интересыгосударства и личности.4

/>/>/>/>/>Глава2.Административное правонарушение.  />/>/> 1. Понятие и признакиадминистративного правонарушения
Административноеправонарушение является основанием административной ответственности. Статья 2.1Кодекса об административных правонарушениях определяет его следующим образом«Административным правонарушением, признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое установленаадминистративная ответственность».2
Вопределении административного правонарушения употребляются такие понятия, какдействие или бездействие.
Действие – это активная форма поведенияправонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностейзаконных требований, нарушением запрета.
Бездействие – это пассивная форма поведенияправонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей изаконных требований.
Для административногоправонарушения характерны следующие признаки:
1. Антиобщественность.Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамкахинститута административной ответственности, а какое нет.
2. Противоправность– заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и иныхотраслей права, охраняемые мерами административной ответственности.
3. Виновность.Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, вкачестве административного правонарушения только в том случае, если имеет местовина данного лица, то есть содеянное было осуществлено умышленно или понеосторожности.
4. Наказуемость.Административным правонарушением признается только то деяние, за котороезаконодательством предусмотрена административная ответственность.
Под составомадминистративного правонарушения следует понимать установленную правовой нормойсовокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признаетсяпроступком.
Под административнойответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности(наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается вприменении полномочным органом или должностным лицом административноговзыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административнаяответственность обладает признаками, свойственными юридической  ответственностивообще.
Административнаяответственность характеризуется, в первую очередь, множественностью правовыхнорм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственногоуправления. Еще одной характерной чертой является то, что административнаяответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила  обязательныдля всех без исключения.
Принципамиадминистративной ответственности являются:
1. законность
2. целесообразностьответственности
3. ответственность завину
4. неотвратимостьнаказания в случае привлечения к ответственности
5. индивидуализация мерответственности
6. гуманизм
7. гласность
Основаниямиадминистративной ответственности являются:
Нормативное основание –нарушение административно-правового запрета.
Фактическое основание –совершение административного правонарушения.
Процессуальное основание– издание правоприменительного акта./>/>/> 2. Проблема разграничения уголовнойи административной ответственности за правонарушение
Административнаяответственность имеет ряд отличий от других видов ответственности – уголовной,дисциплинарной, гражданско-правовой и т.д. Наглядно их можно увидеть придетальном изучении следующей таблицы:
Таблица 1  «Разграничения административной ответственности».
Административная
ответственность Другие виды юридической  ответственности Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах.
Уголовная ответственность устанавливается только законами;
Дисциплинарная – законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих;
Материальная — законодательством о труде и гражданским законодательством; Основанием административной ответственности является административное правонарушение
Основанием уголовной ответственности  является преступление;
Дисциплинарной – дисциплинарный проступок;
Материальной – причинение материального вреда Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица Субъекты уголовной ответственности – только физические лица За административные правонарушения применяются административные взыскания
За преступления – меры уголовной ответственности;
За дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями)
Меры уголовной ответственности определяются только судом;
Дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью;
Материальные — судами общей  юрисдикции и арбитражными судами Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока
Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость;
Один из видов дисциплинарного взыскания – увольнения с работы. Меры административной ответственности применяется в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
Дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства;
Дела о материальной ответственности – в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Законодатель выделяет рядобстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либоосвободить от нее.
К обстоятельствам,исключающим административную ответственность, относятся:
1) Не достижениеустановленного законом возраста.
2) Невменяемость лица,совершившего правонарушение, то есть лицо вследствие хронической, душевнойболезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иногоболезненного состояния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях илируководить ими.
3) Крайняя необходимость – противоправноедеяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному илиобщественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленномупорядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла бытьустранена другими средствами  и если причиненный вред является менеезначительным, чем предотвращенный.
4) Необходимая оборона –противоправное деяние, совершенное при защите государственного илиобщественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленногопорядка управления от противоправных посягательств путем причиненияпосягающему  вреда, если при этом не было допущено превышения пределовнеобходимой обороны.
Действующимзаконодательством субъектами административной ответственности признаются, какправило, организации, имеющие статус юридического лица.
Из этого правила естьчастные и конкретные исключения, например, филиалы предприятий, могутпривлекаться к административной ответственности за некоторые нарушенияналогового законодательства.
Признаки субъектаадминистративного правонарушения в виде организаций чаще всего отражаются вдеяниях тех или иных физических лиц, чаще должностных.
Если деяния в законеобезличены, то есть не обозначены лица, которые могут признаны виновными всовершении административного правонарушения, вина коллективного образованияопределяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когдаречь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм,субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники,также субъектами такого правонарушения могут быть признаны как должностныелица, так и организация в целом.
Коллективные образованияне всегда являются субъектами только специфических для них административныхправонарушений. Субъектами определенных административных правонарушенийпризнаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, занарушение установленного режима использования земель природоохранного, природа- заповедного, оздоровительного, рекреационного назначений может быть наложенштраф на граждан, должностных и юридических лиц.
Основной меройадминистративной ответственности, применяемой к организациям, является штраф.Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации вустановленном порядке. Предусматриваются также и другие меры ответственности.Так, за правонарушение в области строительства, кроме штрафа, возможноприостановление действия лицензий на осуществление строительной деятельностисроком до трех месяцев.
Административнаяответственность организаций может иметь и имеет конкретные особенности взависимости от того, за нарушение каких отраслей законодательства она установлена. Но не всегда все особенности оправданы. Они могут быть результатомсвободного усмотрения, широкие возможности, для которого открывает отсутствиеобщих правовых основ и принципов административной ответственности коллективныхобразований.4/>
/>/>/>/>Глава 3. Дисциплинарная и материальная ответственность в административномправе. Проблема разграничения ответственности
Административноеправо выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарнойответственности. Так, оно определяет круг субъектов и полномочия органовуправления или должностных лиц в осуществлении дисциплинарной власти.
Применительно кустановлению дисциплинарной ответственности ряда категорий государственныхслужащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц,функции административного права более обширны. Его нормами определяютсяоснования дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения.
В отношении большинстваработников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом нормтрудового и административного права.
Дисциплинарнаяответственность некоторой категории лиц полностью опосредуется административнымправом, например, военнослужащих срочной службы и др.
Это объясняетсянеобходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплиныв отношении определенных категорий лиц и установления специфики ихдисциплинарной ответственности.
В общем, дисциплинарнаяответственность характеризуется тем, что: ее основанием является дисциплинарныйпроступок; за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; ониприменяются в порядке подчиненности уполномоченными органами или должностнымилицами; пределы дисциплинарной власти этих органов или должностных лицопределяются правом.
 Дисциплинарный проступокобразует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовнойответственности по нормам уголовного права.
По нормам трудового правапод нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнениемработником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договоромили правилами трудового распорядка.4
Субъектом такихпроступков является основная масса работников, но не все они. Обязанностиопределенных категорий государственных служащих, реализующих свои властныеполномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих, определяются законами,указами Президента РФ, утвержденными полномочными органами, уставами иположениями.
Нередко основаниемдисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объёми содержание которой определяется различным способом.
Дисциплинарные взысканияналагаются уполномоченными или должностными лицами на подчиненных им в той илииной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти  регламентируетсяадминистративным правом.
Установление и реализациямер материальной ответственности не составляет специальную функциюадминистративного права. Это область гражданского и трудового права.
Тем не менее,административное право, хотя и своеобразным образом, но проявляет себя и в этойобласти. Прежде всего, с помощью его норм определяются полномочия органов идолжностных лиц, связанные с возмещением материального ущерба вадминистративном порядке:
Во-первых, при отказеработника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию,учреждению, организации он возмещается по распоряжению администрации путемудержания из заработной платы, если сумма ущерба, подлежащая взысканию, непревышает его среднего месячного заработка;
Во-вторых, взыскание вадминистративном порядке сумм, полученных в результате незаконного повышенияцен на продукцию.
Законодательствомпредусматриваются такие случаи, когда материальная ответственностьустанавливается именно в контексте административного права. 
Отдельным органомисполнительной власти или должностным лицам предоставляется законодательноеправо применения санкций имущественного характера.
Так, Главный государственныйсанитарный врач РФ и его заместители могут обязать предприятия и организации,допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск или реализацию продукции,употребление которой привело к массовым заболеваниям и отравлениям:
— уплатить штраф в доходместного бюджета;
возместить дополнительныерасходы лечебных учреждений на оказание помощи больным, проведениегигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Административная идисциплинарная ответственность состоит в применении взысканий, т.е. карательныхсанкций, в целях общей и частной превенции правонарушений. Материальнаяответственность – это применение восстановительных санкций для того, чтобывозместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, еслигосударству действительно причинен ущерб:
— прямой, реальный;
— при исполнениислужебных обязанностей;
— противоправным деянием;
— виновно;
если между противоправнымдеянием и наступившим ущербом имеется причиненная связь.
Административным правомрегламентируется только материальная ответственность военнослужащих.Соответствующие нормы содержаться в Федеральном законе 2 О материальнойответственности военнослужащих».
Материальнаяответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия –часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с членаустойчивого коллектива.
От дисциплинарной этотвид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит восновном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновныхпротивоправных действий вреда; что виновный может добровольно возместитьпричиненный вред полностью или частично; что санкция не может быть замененамерами общественного воздействия. Сам же вред носит имущественный характер.3
Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременнок одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сборывоеннообязанными производится независимо от привлечения их к административнойили дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причиненущерб государству.
Взыскание ущерба своеннослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения.Административным правом регулируются не только основания, но и порядокпривлечения названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается отпорядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.На основании Федерального закона «О материальной ответственностивоеннослужащих» имущественный ущерб  может быть взыскан с любых военнослужащих,в том числе призванных на сборы военнообязанных./>/>/>/>/>Заключение
Решениеглобальных проблем коррумпированности современного государственногоуправленческого аппарата связано с необходимостью повсеместной превенцииадминистративных правонарушений. Обеспечение соблюдения режима нормальнойработы, деятельности должностных лиц и функционирования чиновничьего аппарата вцелом -  необходимый атрибут любого правового государства.
Насегодняшний день, к сожалению, вопрос об административной ответственностидолжностных лиц остается одним из самых жгучих и животрепещущих вопросов, нетолько в науке административного, но также и уголовного права.
Исходя из содержания данной курсовой работы, можносделать следующий вывод: цели и задачи, поставленные во введении,практически полностью выполнены. В настоящей работе рассмотрены т.к.проанализировав материалы, касающиеся как теории, так и практикиадминистративной ответственности должностных лиц, все-таки удалось изложить рядтеоретических положений по преодолению некоторых правовых пробелов указаннойтематики, ограничившись объемом данной работы, так как проблематика институтаответственности должностных лиц в административном праве РФ имеет, по сути,неисчерпаемый характер.

/>Список используемой литературы
1 Конституция РоссийскойФедерации. – М.: Юрид.литю, 1993.-64с.
Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях. – М.: «ИздательствоЭЛИТ»,2005г.-232с.
Бахрах Д.Н., РоссинскийБ.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов.-2-е изд., изм. Идоп.-М.: Норма, 2005.-800с.
Котелиникова Е.А.,Семенуова И.А., Смоленский М.Б. Административное право. «Учеб.пособие».- Ростовн/Д: «Феникс», 2003.-352с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.