Реферат по предмету "История"


Словакия в конце XVIII в.

Словакияв конце XVIII в.

План
 
1. Словакия в концеXVIII–первой половине XIX в.
2. Словаки вреволюции 1848–1849 гг.«Требования словацкого народа»
3. Словакия вовторой половине XIX в.
4. Словакия в концеXIX–начале XX века.
5. КультураСловакии

1.Словакияв конце XVIII–первой половине XIX в.
В конце XVIII–началеXIX в. развитие словацкого народа проходило уже в достаточно определенныхкультурных и этнических границах в рамках Венгерского королевства, входившего всостав монархии Габсбургов. Словацкая экономика находилась в зависимости отобщевенгерского уровня, а общественная жизнь от общеполитического движениявенгров. Наиболее далекоидущие негативные последствия имело усиление аграрногохарактера экономики королевства и нарастание венгерского национализма.
На рубеже XVIII–XIX вв.на территории Словакии наметилось оживление мануфактурного производства.Появлялись кожевенные, фаянсовые, металлургические мануфактуры, но ихсуществование не было долговечным. После наполеоновских войн с новой силойстали развиваться мануфактуры и относительно крупные фабрики. Характер ихдеятельности, масштабы производства зависели от внедрения паровых машин,центрами по производству которых были чешские города Брно и Витковице. До конца40-х годов в словацких комитатах преобладали цеховое ремесло и сельскиепромыслы.
Промышленный переворотв Словакии, начавшийся в 40-е годы XIX в., затронул прежде всего пищевуюпромышленность, главным образом сахароварение, мельничное дело. Ведущейотраслью промышленности оставалось производство железа, сложившимися центрамибыли Спишская область и Восточная Словакия. Быстрые темпы набирала и добычадрагоценных металлов.
Преобладание аграрногохарактера экономики тормозило развитие городов, городского образа жизни,замедляло процесс проникновения капиталистических элементов в экономику, чтосдерживало рост словацкой буржуазии и пролетариата. Отсутствие общепризнанныхнациональных центров вело к ослаблению воздействия факторов, объединяющихнацию. Тот факт, что Братислава располагалась на окраине словацкой этническойтерритории и являлась местом активной политической жизни королевства, здесьзаседало Государственное собрание, в известной мере изолировало ее отнационального движения.
Крупные и средниепомещики составляли часть венгерского господствующего класса. Довольномногочисленный слой мелких землевладельцев, так называемых земанов, словаков попроисхождению, хотя и обладал привилегиями венгерского дворянства, не утратилполностью национальных черт. Он и стал одним из источников в процессеформирования национальной интеллигенции.
Крестьянство в своеймассе было малоземельным (полный крестьянский надел составлял 6 га) и безземельным. Процесс разорения крестьянских хозяйств высвобождал свободные рабочие руки,которые не могли найти применение в городах. Начался отток словацкого населенияв другие регионы, затем и за границы Австрийской империи.
Словацкое национальноедвижение в конце XVIII–в первой половине XIX вв. переживало сложную ситуацию. Содной стороны, оно должно было противостоять растущим мадьяризаторскимтенденциям, а с другой, находилось в стадии внутренней раздробленности.
Для первого этапанационального возрождения, охватывающего период от 80-х годов XVIII в. до 30-хгодов XIX в., характерно преобладание просветительских идей. Внимание кшкольному делу, наукам и искусству приводит к тому, что образованностьраспространяется на более низшие слои населения. Продолжалось строительствонародных школ, шел процесс изменения содержания образования, появляютсятехнические и профессиональные школы. Современным требованиям к образованиюотвечал Трнавский университет, основанный в 1655 г., в котором появился медицинский факультет.
Убежденностьпросветителей в тесной взаимообусловленности глубокого исторического прошлого,развитой образованности и богатой литературы и прав на участие в политическойжизни того или иного народа, стимулирует особое внимание к истории.
Интерес к прошлому условацких просветителей привел к появлению трудов, пробуждающих патриотическиечувства словаков, раскрывающих их место в Центральной Европе. В «Историисловацкого народа», вышедшей в 1780 г. на латинском языке, ее автор Ю. Папанек отстаивал мысль об автохтонности словаков. Его последователи, в своюочередь, пытались определить границы словацкой этнической территории, связатьисторию народа с традициями Великой Моравии. Они весьма высоко оцениваликирилло-мефодиевскую миссию в деле распространения христианства и христианскойкультуры. Что касается венгерского завоевания, то они отказывались признатьфакт полного подчинения Словакии, настаивали на восприятии их предками венгровкак своих гостей. Эти взгляды постепенно проникали в литературные труды инациональное самосознание.
До конца XVIII в.словаки не имели собственного литературного языка. Словацкая образованностьразвивалась в русле католической или евангелической церковности. Словацкиеобразованные протестанты-евангелисты пользовались чешским языком в егоортодоксальном варианте, канонизированном переводом «Кралицкой библии»,так называемой «библичтиной». Они отстаивали языковое и литературноеединство с чехами. Среди них наиболее известными были Юрай Палкович и Таблиц.Пользователями «библичтины» были средние сословия, в отличие от латыни,на которой писали представители политической и культурной элиты.
У католиков, а имиявлялось большинство верующих словаков, было сильно влияние разговорногословацкого языка, преимущественно западнословацкого диалекта.
В конце 80-х годовбратиславские католические богословы разработали план развития словацкогоязыка. Антон Бернолак (1762-1813) подготовил первую словацкую «Грамматику»(1790), дополнив западнословацкий диалект элементами среднесловацкого. Этанорма – «бернолачина» – использовалась в среде католиков до серединыXIX в., в частности, на ней изданы труды крупнейшего словацкого поэта-классикаЯна Голлого (1785-1849). Посмертное издание шеститомного «Словацко-чешско-латинско-немецко-мадьярскогословаря» Бернолака свидетельствовало о больших перспективах словацкогоязыка как языка письменности, а литературная деятельность бернолаковцевпоказала оправданность их усилий в движении за признание прав словаков.
Против кодификациисловацкого литературного языка выступили уже авторитетные к тому времени словаки– поэт Ян Коллар и филолог Павел Шафарик и их сторонники. Они полагали, чтоотказ от чешского языка как языка письменности у словаков окажет негативноевлияние на идею чешско-словацкого единства, еще более ослабит позициисоотечественников в монархии Габсбургов.
После длительной борьбысловацким евангелистам удалось открыть в Братиславском лицее в 1803 г. кафедру чешско-словацкого языка и литературы. Ее возглавил Юрай Палкович (1769-1850) – поэт,переводчик, издатель, организатор культурной жизни.
Последовательным борцомза этническое, языковое и литературное сближение словаков с чехами былизвестный поэт Ян Коллар (1793-1852). Проповедник словацкой евангелическойобщины в Будапеште, в конце жизни профессор славянской археологии в Вене онобосновал теорию «единого чехословацкого племени» и языкового икультурного единства чехов и словаков. С этим именем связана разработкаконцепции духовного единства и программы сближения славянских народов в сферекультуры. Основные ее положения были сформулированы в поэме «Дочь Славы»(1824) и развернуты в трактате «О литературной взаимности между племенамии наречиями славянскими» (1836). Сформулированная Колларом концепциястроилась на принципах гуманизма. Идея о принадлежности словаков к огромномумиру славянства помогла поверить в свои силы и с оптимизмом смотреть в будущее.
Первым общесловацкимцентром стало «Общество любителей словацкого языка и литературы»,появившееся в 1834 г. в Буде. В альманахе «Зора» («Заря»)члены Общества пытались найти компромисс между патриотически настроеннойинтеллигенцией, стремились сблизить две языковые традиции, печатая статьи на «бернолачине»и «библичтине». Несмотря на то, что общество не имело серьезнойматериальной поддержки, не нашло значительного числа сторонников искусственногоязыка, оно просуществовало 10 лет.
В начале 40-х годов XIXв. официальный курс венгерской правящей элиты, в частности, принятие законов овведении венгерского языка в качестве языка законодательства, официальнойделовой жизни и образования во всем королевстве, вызывает тревогу у словацкихпатриотов. Вскоре были закрыты кафедра чешско-словацкого языка в Братиславскомлицее, словацкая гимназия в Левоче.
В таких условияхпротивостояние двух течений словацкого патриотического движения, ихсоперничество на страницах литературных изданий, замкнутость на себя вызываетосуждение молодых словаков. Они вышли на арену политической жизни во второйполовине 30-х годов и представляли третье поколение будителей. С ихдеятельностью связывается новый этап словацкого национального возрождения. Этопоколение получило свое название – «штуровцы» – по имени известногословацкого общественного деятеля Людовита Штура (1815-1856). Поэт, философ,историк и лингвист он стал одной из наиболее крупных фигур словацкогонационального возрождения середины XIX в. Важнейшее значение для развитиясловаков имела языковая реформа. Штур и его сторонники предложили новыйлитературный язык, основанный на разговорной лексике среднесловацких говоров.Именно на нем стала развиваться словацкая национальная литература.
Основание штуровцамикультурно-просветительного общества «Татрин» (1844), первой словацкойгазеты «Словенске народне новины» («Словацкая национальнаягазета»)с литературным приложением, выходившей с 1845 г. на новом кодифицированном языке, были призваны преодолеть конфессиональную разобщенностьсловаков, выработать единую национальную идеологию.
Штур попыталсяпересмотреть существовавшие трактовки идеи славянской общности. В созданной иминтерпретации он отказался от высказанного Колларом представления о славянствекак четырехчленной структуре с «чехословацким племенем» внутри нее.Штур настаивал на новом понимании славянского мира, в основу которого положилпринцип «единства в многообразии». При этом он рассматривал словаковкак самостоятельный самобытный народ. Все свои силы, организаторский талантШтур направил на пробуждение и развитие у словаков национального самосознания.Его просветительская деятельность преследовала цель расширить образованность икультуру, внедрить свой вариант словацкого литературного языка, отстоять его вборьбе с противниками и снять обвинения в сепаратизме, которые особенно активнораздавались со стороны чешских общественных деятелей.
 
2.Словакив революции 1848–1849 гг.«Требования словацкого народа»
 
Начавшаяся в марте 1848 г. в Австрийской империи революция была восторженно встречена штуровцами, другимипредставителями словацкой интеллигенции. Они увидели в ней возможность углубитьи реализовать разработанную ими к 1847 г. программу. Изначально помимо национальных они пытались включить в нее и социально-экономические требования. ТакШтур, участвовавший в работе венгерского Государственного собрания в ноябре 1847 г., настаивал на ликвидации привилегий дворянства и освобождении крестьян за выкуп. Большоезначение уделялось им реформированию всей политической системы Венгерскогокоролевства, разработке новой конституции, принятию демократических законов,развитию системы образования на национальном языке.
Позиция словацкихобщественных деятелей в ходе революции во многом определялась политикой Вены иБудапешта, в частности, противостоянием венгерских революционных сил иконсервативной линией венского двора, ходом освободительных движений другихнародов Венгерского королевства и всей Австрийской империи.
Массовые крестьянскиеволнения, прокатившиеся почти по всей территории Словакии, свидетельствовали осоциальной напряженности в этом регионе. Политическую активность проявилиширокие слои словацкого населения.
Решающее влияние наразвитие революционного процесса в Словакии оказал тот факт, что руководителивенгерского национального движения полностью игнорировали национальные праванародов, проживавших в королевстве.
На демократическоепреобразование жизни словаков был нацелен важнейший программный документ «Требованиясловацкого народа». Он был разработан Штуром и его единомышленниками в марте-апреле 1848 г. и принят в мае в городке Липтовски-св. Микулаш на многочисленномсобрании словаков из различных комитатов. Принятая петиция к императору ивенгерскому правительству содержала требования признания самобытности инациональных прав словацкого народа, введения словацкого языка в учреждениях исистеме образования, созыва словацкого сейма для обсуждения и решения не толькоместных дел, но и общегосударственных вопросов, ликвидации феодальныхповинностей для всех категорий крестьян, демократизации общественной иполитической жизни. Заявление о политической лояльности, содержащееся впетиции, не оказало должного воздействия на революционное венгерскоеправительство. Наиболее известные авторы первой словацкой государственно-правовойпрограммы Л. Штор, М. Годжа, Й.М. Гурбан вынуждены были покинуть королевство инаправились в Прагу.
Здесь Штур, принявшийактивное участие в подготовке славянского съезда, попытался оспорить тезисПалацкого о целесообразности сохранения австрийского государства и «немецкойдинастии» Габсбургов. Во время Пражского восстания Штур, Годжа и Гурбанстали его непосредственными участниками.
В сентябре 1848 г. они сформировали словацкий добровольческий отряд, создали Словацкий национальный совет,заявивший об автономии Словакии в рамках Венгерского королевства. В сложнойполитической ситуации отряд словацких добровольцев выступил на сторонеправительственных сил против революционной Венгрии. Отказ венгерскихреволюционеров признать права словаков вынудил словацких лидеров пойти насближение с династией. Однако августовское выступление добровольческого отрядазакончилось поражением.
Второе выступление вдекабре 1848 г. добровольческого отряда словаков (около 2000 чел.) встретилотакже ожесточенное сопротивление венгерской революционной армии. Австрийскоеправительство использовало его в политических целях против венгерскойреволюции.
После подавления спомощью русской регулярной армии революции в Венгерском королевстве обавтономии словаков не было даже упоминания. В марте 1849 г. представители Словацкого национального совета обратились к австрийскому императору спетицией, содержащей требование словацкой автономии на основе этническогопринципа в рамках Австрийской империи. Однако победа австрийского правительстванад венгерской революцией была использована лишь для укрепления его собственныхпозиций. Началась новая централизация империи. Политическая программа словаков– получение автономии – не была достигнута, она оставалась главным политическимлозунгом вплоть до Первой мировой войны.

3.Словакияво второй половине XIX в.
Спецификаэкономического развития Австрийской империи состояла в том, что Словакияявлялась аграрным придатком промышленных регионов. Ее экономическую основусоставляло сельское хозяйство. Отмена барщины в королевстве была провозглашенавенгерским революционным правительством в ходе революции 1848-1849 гг. После еепоражения австрийские власти не упразднили этого акта. В 1853 г. был издан Патент, отменявший барщину урбариальных крестьян, владельцев наследственныхнаделов.
Во второй половине XIXв. в Словакии происходит интенсификация и специализация производства, увеличиваетсяпосев технических культур, прежде всего табака, сахарной свеклы, кукурузы.Важное место занимала пищевая промышленность, а также табачная, стекольная,бумажная и деревообрабатывающая отрасли. В них преобладало мелкое производство.При этом Словакия оставалась одним из основных районов по добыче железной руды.В целом в горном деле была занята четверть словацких рабочих.
В 50-е годы в словацкихгородах появились первые кредитные и экономические общества, позднее вБратиславе, Левоче, Банской Быстрице были созданы филиалы пештских банков. Впоследней трети XIX в. все более заметную роль играют кредитные организации. В 1885 г. был создан первый словацкий банк «Татра» в Мартине. До 1918 г. он являлся центром словацкого финансового национального движения, поддерживал мелкое исреднее сельскохозяйственное и промышленное производство, торговлю. Опираясь наего помощь, словацкие предприниматели сделали попытку овладеть национальнымрынком. Богатые природные ресурсы, наличие дешевой рабочей силы открывалихорошие перспективы.
В последней трети XIXв. Словакия поставляла около трех четвертей добываемой в Венгрии железной руды,большое значение получила добыча меди, серебра. Рос экспорт леса, устойчиворазвивалась бумажная отрасль. Здесь находилось более 65% химическойпромышленности Транслейтании. Для вывоза словацкой продукции был открытавстрийский рынок, бумажные изделия экспортировались в Румынию, Россию иГерманию.
В 90-е годы XIX в.словацким предпринимателям удалось создать несколько акционерных промышленныхпредприятий.
Однако и в конце XIX в.в руках словацкой буржуазии находились в основном предприятия ремесленногохарактера. В деревне продолжалась разорение мелких и средних земельных собственников,чему способствовал кризис 70-х годов и давление дешевой сельскохозяйственнойпродукции из других стран.
Процесс формированиянациональной буржуазии шел крайне медленно, по-прежнему преобладало сельскоенаселение. Выразителем национальных устремлений стала мелкая сельскаябуржуазия, словацкая интеллигенция, происходившая из мелкобуржуазной,крестьянской и духовной среды. К 60-м годам XIX в. духовенство и учительствопостепенно уступают ведущее место в национальном движении представителям другихпрофессий.
После пораженияреволюции в Венгерском королевстве была введена фактически военная диктатура.Всю систему управления этой огромной территорией взяла на себя Вена.Официальным языком во всей монархии стал немецкий язык. В словацких районах вгосударственных учреждениях мог использоваться словацкий язык. На нем велосьпреподавание в народных школах, некоторых средних учебных заведениях. Вновьожили надежды сторонников введения «библичтины», так как ихустремления нашли поддержку у венского правительства. Этому обстоятельствунемало способствовало и то, что Ян Коллар стал советником при правительстве пословацким делам. В 1850 г. на библичтине по решению властей стала выходитьгазета «Словенске новины» («Словацкая газета»). Ее издавалисторонники певца славянской взаимности Яна Коллара.
Однако основная массасловацкой интеллигенции отстаивала штуровские принципы. В октябре 1851 г. в Братиславе состоялась встреча католических и евангелических сторонников словацкого языка,на которой было принято решение о введении словацкого литературного языка иразработке правописания. Автором новой словацкой грамматики стал языковедМартин Гаттала. Словацкий язык на народной основе окончательно утвердился вжизни словаков в 50-60-е годы XIX в.
Разочарование врезультатах революции 1848–1849 гг. способствовало временному оживлению у Штурасимпатий к славянофильским представлениям о самобытности и особых путяхисторического развития славян. Лишенный возможности участвовать в общественнойжизни Штур много писал. В сочинении «Славянство и мир будущего»(1851) он высказался за объединение славян во главе с сильной и свободнойРоссией. Он считал, что «мир будущего» принадлежит славянам, тогдакак неславянские народы ждет эпоха упадка. Задача славянских лидеров состояла втом, чтобы устранить «чуждые влияния» на славянство. Под ними Штурпонимал материализм, идеи коммунизма и революции. Он воспевал истиннославянские формы быта в России. Вместе с тем Штур восхвалял православие,которое должно было стать господствующей религией в будущем славянскомгосударстве. Кроме того, славянам следовало принять единый литературный язык,которым мог стать только русский.
В январе 1856 г. после случайного ранения на охоте Штур умер в возрасте 40 лет.
60-е годы XIX в. –новый этап словацкого национального движения
В связи сконституционными изменениями государственного устройства Австрийской империи вначале 60-х годов наблюдается новая волна активности словацких национальныхдеятелей. Согласно Октябрьскому диплому 1860 г. и Февральскому патенту 1861 г. в Венгерском королевстве восстанавливалось Государственное собрание. Подготовка квыборам заметно оживила общественную жизнь.
Программа словацкогонационального движения была сформулирована на многочисленном форуме посланцевбольшинства словацких городов и сел в июне 1861 г. в городе Мартине. Она получила название «Меморандум словацкого народа». Ее авторамибыли Штефан Дакснер и Ян Францисци. Основным требованием меморандума былопризнание национальной самобытности словацкого народа и введение автономиисловацкой этнической территории, так называемого Словацкого околья или «дистрикта»,в пределах Венгерского королевства. Здесь должны были действовать собственныйзаконодательный сейм, администрация, судопроизводство, национальное образованиевсех ступеней. Словацкий язык вводился в начальной и средней школе, суде,церковном богослужении, местных органах управления. Предоставлялась свободадействий культурно-просветительским, экономическим и литературным обществам. Вкачестве официального языка всего Венгерского королевства признавалсявенгерский. На этом же собрании было решено основать Словацкую матицу.
После неудачной попыткидобиться рассмотрения меморандума венгерским Государственным собранием словакиобратились с петицией непосредственно к императору Францу-Иосифу. На фонеухудшавшихся австро-венгерских отношений невенгерским народам королевства былисделаны некоторые уступки. Так, словаки получили разрешение на открытые трехсловацких гимназий и основание Словацкой матицы как культурно-просветительногообщества.
Торжественное открытиеМатицы, созданной на средства, собранные путем добровольных пожертвований ивзносов (весьма значительным был дар императора), состоялось 4 августа 1863 г. Она была открыта в памятные дни празднования тысячелетия миссии Константина и Мефодия вВеликой Моравии. Все усилия Матицы были направлены на пробуждение национальногосамосознания словаков. Матица была первой и единственной общенациональнойорганизацией словаков, функционировавшей легально. Она всемерно поддерживаларазвитие словацкой культуры, литературы, искусства, науки.
Еще в период подготовкимеморандума часть словацких общественных деятелей выступила против претензийвенгров на господство в государстве. Во главе течения, получившего названиеСтарая школа или меморандисты, были Й. Гурбан, Ш. Дакснер, Я. Францисци,епископ Штефан Мойзес. Они опирались на мелкобуржуазную интеллигенцию, сельскуюбуржуазию и политически активное крестьянство. Сторонники Старой школыгруппировались вокруг газеты «Пештьбудинские ведомости». Онирассчитывали при достижении своих требований в области культуры исамоуправления на поддержку венского двора. При этом главную опору славянстваони видели в России. Участие трех представителей этого течения в поездке вРоссию в 1867 г. на Всероссийскую этнографическую выставку привело к ростурусофильских настроений в Словакии, к усилению ориентации на Россию какспасительницу словацкого народа.
Второе течение – Новаяшкола – возглавили Ян Паларик и его сподвижники. Оно поддерживалось некоторымибогатыми торговцами, финансистами и частью мелкого словацкого дворянства,интеллигенции. Эта группировка ориентировалась на венгерское оппозиционноедвижение, венгерскую либеральную интеллигенцию и выступала против попытокмеморандистов установить тесные контакты с венским правительством, так же как ипротив их ожидания помощи со стороны России. Новая школа в области социальныхпреобразований не выходила за рамки буржуазных либеральных представлений. Онаактивно выступала против выделения Словацкого Околья как нереального проекта,добивалась обеспечения национальных и языковых прав словаков в рамкахсложившегося административно-территориального деления. Процесс демократизацииполитической и общественной жизни в стране, по их мнению, мог служить гарантомразвития самобытной культуры национальных меньшинств, просвещения народов народных языках. В начале 1868 г. у Новой школы появился собственный печатныйорган – журнал «Словенске новины» (Словацкая газета), выходивший вБудапеште.
В период обсуждения венгеро-хорватскогоСоглашения (1868), после того как обоим течениям стало ясно, что их требованияне будут выполнены, лидеры Старой и Новой школы начали переговоры, чтобывыработать тактику совместных действий в изменившихся условиях.
В 1868 г. в Транслейтании вступил в силу новый закон о национальностях. В то же время в основугосударственной идеологии была положена идея «единой венгерскойполитической нации». Заметно усиливается мадьяризаторская политика поотношению к национальным меньшинствам. Право свободного выбора языка обученияфактически сохраняется только для народных школ, лишь в учреждениях местногоуровня разрешалось пользоваться словацким языком Представители Новой школыпришли к выводу, что в таких условиях их стремление к сотрудничеству свенгерскими либералами не имеет никаких перспектив.
Интеллигенция начинаетпроводить акции в защиту прав словаков, направляет свои усилия на активизациюиздательской и просветительской деятельности Словацкой матицы. Возникают новыеобщества, такие как
Большинство словацкихобщественных деятелей оставалось на стороне требований меморандистов, хотя онии понимали, что в новой политической ситуации вряд ли будет выполнена ихпрограмма. В 1870 г. редакция «Пештьбудинских ведомостей» переехала вМартин, где газета получает новое название «Народние новины» («Национальнаягазета»). В это время сторонники Старой школы провозгласили о созданииСловацкой национальной партии и ее верности меморандуму.
Однако деятельность струдом созданных национальных учреждений подвергается преследованию со сторонывластей. В 1875 г. венгерское правительство закрыло три словацких гимназии, азатем и Словацкую матицу. Словаки оставались без национальной средней школывплоть до распада Австро-Венгрии, Матица также была воссоздана лишь в 1918 г. Таким образом словаки оказались лишены символа духовной жизни, первой по-настоящемуобщенациональной культурной организации, музея, литературного общества ииздательства одновременно.
В 1875–1899 гг., когдаво главе венгерского правительства стоял Калеман Тисса, в государствепроводилась активная, целенаправленная политика мадьяризации. Венгерский языкстановится обязательным и в народных школах, повсеместно образуются новыеобщества, деятельность которых была ориентирована главным образом намадьяризацию молодежи. Словацкие общественные деятели, активно проявлявшиепризнаки национального самосознания, подозревались в измене Родине. В знакпротеста против закрытия Матицы словацкие депутаты покинули стеныГосударственного собрания. В 1881 г. Словацкая национальная партия отказаласьот участия в политической жизни страны. С этого времени она придерживалась тактикипассивной оппозиции.
С начала 90-х годоввелись переговоры представителей угнетенных национальностей Венгрии окоординации действий. В 1893 г. в Вене состоялось совещание лидеров румынской,словацкой и сербской общественности. Объединительной платформой съезданевенгерских национальностей в 1895 г. стали требования национальной автономиив рамках монархии Габсбургов, свободы языка, собраний и союзов,вероисповедания, национального равенства, всеобщего избирательного права и др.
Стремление венгерскихправящих кругов создать этнократическое государство венгров вело к тому, чтовместе с сотрудничеством с немадьярскими народами Венгрии словацкие либеральныеполитики стали пропагандировать идею чешско-словацкой взаимности. Заметнооживились и русофильские тенденции.
В конце XIX в. центромсловацкого национального движения становится Мартин. Здесь находилосьруководство Словацкой национальной партии, во главе которой с 1877 г. стоял Павел Мудронь. Одновременно вокруг газеты «Народние новины» объединяетсямладшее поколение словацкой интеллигенции. Наибольшую известность приобрелиСветозар Гурбан Ваянский, Йозеф Шкультеты, Матуш Дула и др.
 
4.Словакияв конце XIX–начале XX века.
В конце XIX – начале XXвека в экономически отсталой Венгрии Словакия являлась одной из относительноразвитых частей этого государства в промышленном отношении. Оживлениепромышленного производства было характерно прежде всего для отраслей, связанныхс сельским хозяйством. Сохраняли свои позиции горнодобывающая игорно-металлургическая отрасли. Промышленность Словакии развивалась за счетвложения венгерского, австро-немецкого и иностранного капиталов. В начале XXвека увеличились чешские инвестиции. В 1912 г. Живностенский банк завладел крупнейшим словацким банком в Ружомбероке. Национальный словацкий, преимущественноторговый капитал вкладывался в основном в легкую индустрию, где преобладаламасса мелких предприятий.
Экономика Словакии вцелом оставалась аграрной. Росло число сельскохозяйственных рабочих вхозяйствах крупных помещиков, католической церкви. В результате разорениякрестьян особенно в наиболее бедных горных районах, аграрного перенаселения,слабости городской инфрастуктуры в начале XX века начинается массовая эмиграциясловаков в более благоприятные регионы Венгрии, в австрийскую часть монархии,заграницу, особенно в США.
В начале XX веканаблюдается подъем рабочего движения. Создаются просветительные рабочие союзы ипрофсоюзные организации. В рамках образованной в 1890 г. Социал-демократической партии Венгрии постепенно формируется самостоятельное словацкоедвижение. В 1904 г. при поддержке чешских социалистов стали выходить «Словенскеработницке листы» («Словацкая рабочая газета»). Реформизмвенгерской социал-демократии, общий рост национального самосознания в средерабочих, федерализация социалистического движения в австрийской части монархииспособствовали тому, что в январе 1905 г. состоялся первый съезд Словацкой социал-демократической партии в Венгрии. В принятой программе говорилось онеобходимости просвещения трудящихся, пропаганды социалистических идей, введениявсеобщего избирательного права, демократических свобод и др.
Особенностьисторического развития словаков состояла в том, что и в начале XX в. у них шелпроцесс формирования национального самосознания, дальнейшего развитиянациональной идеологии. На рубеже XIX и XX веков наблюдается дифференциациясловацкого национального лагеря, постепенно выделяются новые политическиетечения.
Словацкая национальнаяпартия оставалась политическим формированием, не имевшим оформленнойорганизационной структуры. В начале XX в. партия возвратилась к активнойполитической и общественной деятельности, приняв участие в выборах в венгерскийпарламент. Ядро Словацкой национальной партии составляли представителиумеренного центра — мартинцы, — во главе которого находились П. Мудронь и М.Дула. Умеренно-консервативное крыло, идеологом которого был С.Г. Ваянский, всвоем большинстве было русофильским. Причем русофильство являлось одним изэлементов национальной идеологии, возникшим как политическая демонстрация вответ на политику Вены и Будапешта по отношению к словакам. Несмотря наидеализацию внешней и внутренней политики России, самодержавия иславянофильства, мартинцы все меньше надежд питали на государственную помощьРоссии, отстаивали принцип «национального самоуправления», поддерживалиидею о преобразовании империи в «доброе и справедливое отечество», еефедерализации.
Наиболее сильнымоказалось католическое течение. В 1912-1913 гг. оно организационно оформилось вклерикальную Словацкую народную партию, известную больше под названием «Людова».Она выражала интересы прежде всего словацкой католической иерархии, а такжекрестьянства, сельской интеллигенции. Лидером движения был Андрей Глинка(1864-1938), центром же политического католицизма стал г. Ружомберок.
Другим течением, оппозиционнымпо отношению к мартинцам, были «гласисты», представители либеральныхвзглядов. В 1898 г. они начали при финансовой поддержке чехов издавать журнал «Глас»(«Голос»). Поднимавшаяся словацкая буржуазия и молодая интеллигенциябыли заинтересованы в оживлении общественной жизни в Словакии. Либеральнаягруппировка во главе с Вавро Шробаром (1867-1950) и Павлом Благо (1867-1927) небыла сплоченным объединением. Гласисты связывали подъем словацкой национальнойжизни с «нравственным возрождением» словацкого народа. В то же времяони стремились к деловому сотрудничеству с чешской буржуазией. В областиполитики чешско-словацким отношениям много внимания уделял Милан Годжа(1878-1944), идеолог гласизма, основатель и редактор газеты «Словенскитыжденнник» («Словацкий еженедельник»). Годжа стремилсяактивизировать сельское население. Он, как и другие словацкие общественныедеятели, выступал за введение всеобщего избирательного права, что моглоувеличить число словацких депутатов в парламенте и усилить их влияние наполитику правительства.
Чехофильской ориентациипридерживался Антон Штефанек (1877-1964), который словацкий вопрос понимал каксоставную часть решения чешского вопроса в монархии Габсбургов. Этот деятельнастаивал на сближении чехов и словаков «вплоть до их слияния в единоеплеменное целое». Единственную перспективу для словаков он видел вкультурном, экономическом и политическом сотрудничестве с чехами. Постепенно онобосновал идею единого чехословацкого народа как с точки зрениясоциологической, исторической, так и языковой.
Программучешско-словацкого сближения осуществляла накануне Первой мировой войныгруппировка, объединявшаяся вокруг газеты «Словенски денник» («Словацкаяежедневная газета») под редакцией Годжи. Ее взгляды находились под сильнымвлиянием идей, высказанных Т.Г. Масариком. Она поддерживала связи сдействовавшим в чешских землях обществом «Чешско-словацкое единство»(1896).
Словацкий вопрос попалв поле зрения международной общественности в 1907 г. после кровопролития в Чернове. Тогда жители этого городка обратились к властям заразрешением, чтобы храм, построенный на собранные ими средства, освятил АдрейГлинка. Однако они получили отказ. В результате кровавого столкновения словацкогонаселения с жандармами 15 человек оказались убитыми, а 90 — тяжело и легкораненными.
Накануне Первой мировойвойны наблюдаются попытки объединить отдельные политические течения в борьбе занациональные права. На август 1914 г. было намечено провозглашение Словацкогонационального совета. На переговорах в мае 1914 г. его председателем был избран Матуш Дула (1846-1926). В подготовленном «Изложениипрограммы Словацкой национальной партии» подчеркивалась необходимостьсамого тесного чешско-словацкого сотрудничества, выдвигалось требованиефедерализации обеих частей монархии.
5.КультураСловакии
 
К началу ХIХ в.словацкий народ накопил уже достаточно сил, чтобы начать борьбу за возрождениенациональной куультуры. Однако ее формирование в силу крайне тяжелых условийпроходило весьма медленно и неравномерно даже по сравнению с соседними землямиАвстрийской империи. Это в значительной степени обусловливалось динамикойнационального движения словаков. Так, на протяжении всей первой половины Х1Хвека главными были борьба за литературный язык, пробуждение национальногосамосознания, распространение в общественной мысли идеи об автохтонностисловаков и отстаивание национальной самобытности. Ее хранителем представлялсяпрежде всего фольклор. Он же рассматривался как естественная основанациональной литературы. В этом направлении начинает свою творческуюдеятельность Я. Коллар. Он издает двухтомник национальных песен, обосновав ихэстетическую ценность. Поэма Коллара «Дочь Славы», ставшая крупнымявлением словацкой культуры этого периода, вышла при жизни поэта 4 раза. Онапостроена как аллегория страданий, но в то же время направлена на возрождениеславянства, призывала к единству для будущего процветания.
Острая необходимостьборьбы за национальные права словаков выдвигала на первый план в литературе,драматургии тему родины, тему героического подвига во имя свободы своегонарода. В этом ключе трактовались история Великой Моравии, наиболее славныестраницы прошлого, на это же была устремлена и концепция славянской взаимностиЯ. Коллара.
Словацкие патриотыпонимали, что лишь кодификация и внедрение единого словацкого литературногоязыка, создание национальной периодической печати, прежде всего ежедневной газеты,учреждение культурно-просветительских центров, организация начальногообразования могли обеспечить рост национального самосознания, объединитьнациональные силы словаков. Как уже отмечалось, первыми шагами в этомнаправлении стали культурно-просветительские организации. Следует упомянуть осозданном в 1834 г. в Буде Обществе любителей словацкого языка и литературы.Четыре тома литературного альманаха «Зора» («Заря»),редактором которых был бернолаковец М. Гомуляк, включали произведения наиболееизвестных словацких литераторов, самого Гомуляка, а также Я. Голлого, К.Кузмани. Однако и на этот раз представители евангелической и католическойинтеллигенции не смогли преодолеть разногласия и прийти к единой нормесловацкого литературного языка.
В 40-е годы ХIХ в. воглаве движения словаков за национальную культуру встал Людовит Штур.Представитель нового поколения литераторов, он очень широко трактовал понятиекультура, не ограничивая ее лишь развитием науки и искусств, но подразумевалпод ней подъем материального уровня народа. Поиски Штура нашли выражение в егокниге «О народных повестях и песнях племен славянских» (1833), вдругих сочинениях, а также в многочисленных статьях, публиковавшихся впериодических изданиях. Главным инструментом просветительской деятельностисловацких будителей становится первая словацкая политическая газета, основаннаяШтуром в 1845 г., «Словенске народни новины» («Словацкаянациональная газета»).
В 1844 г. было образовано надконфессиональное литературное общество «Татрин», котороепоставило своей непосредственной целью содействовать развитию словацкойкультуры. В его задачи входило внедрение литературного языка, на котором писалиталантливые литераторы А. Сладкович, Я. Краль, Я. Калинчак, издание ираспространение книг, оказание материальной помощи словацкой учащейся молодежи.Члены общества проявили интерес к словацким древностям. При их финансовойподдержке вышли в свет «Грамматика» Л. Штура (1846), труды М. Годжи ословацком литературном языке и другие книги.
Что касается сферыобразования, то словацкие общественные деятели на протяжении всего Х1Х в.осознавали острую необходимость расширения слоя образованных людей. Однакосоздать систему национального образования словакам так и не удалось. В началеХ1Х в. словацкие будители в своей просветительской деятельности ратовали заорганизацию воскресных школ и читален ( в 70-е годы действовало 150 читален),за усиление нравственных начал в жизни общества, вели борьбу за повышениекультурного уровня населения, в том числе и путем пропаганды обществ трезвости.Вопрос о начальном образовании на родном языке в масштабах всего королевствабыл поставлен Л. Штуром на последнем перед революцией 1848- 1849 гг. заседанииГосударственного собрания в Пресбурге (Братиславе).
Однако и во второйполовине ХIХ в. развитие школьного образования проходило в трудных условиях.Так, реформы, проводимые во всей империи (1848, 1861 и др.), не привели вСловакии к созданию системы национального просвещения. Наиболее характернойчертой политики в области школьного дела после 1849 г. была германизация, а начиная с конца 60-х годов, определяющими стали мадьяризаторскиетенденции. Государственная идеология, выраженная понятием «венгерскийполитический народ» фактически объявляла приоритетным воспитания населениябез различия национальностей исключительно как граждан Венгерского королевства.На этом фоне особенно серьезной победой словацких национальных сил сталооткрытие (согласно указу 1861 г. австрийских властей) трех словацких гимназий.Однако в 1875 г. они были закрыты, а число начальных школ, в которых обучениевелось на словацком языке, неизменно сокращалось.
ХIХ в. занимает особоеместо в процессе становления словацкого искусства. Внимание художников,отказавшихся от системы возвышенной культуры Барокко, направляется наповседневную жизнь, трудности и радости бытия, на связь человека с природой.
Во время длительногопребывания в России развил мастерство портретиста Ян Ромбауер (1782- 1849). Егопортреты являются наиболее значительным достижением в этом жанре в первойполовине ХIХ в. Заметным явлением в изображении пейзажа стали работы КаролаМарко (1791- 1860), получившего образование в Вене и работавшего в Италии.
В 40-е годы ХIХ в. всловацкую художественную жизнь приходит новое поколение творцов. Из нихнаибольшей известности достигли Клеменс и Богунь, воспитанники пражскойакадемии искусств. Свою творческую программу они последовательно и сознательносвязали с народной основой.
Йозеф Божетех Клеменс(1817- 1883)- автор ряда портретов чешских патриотов и словацкихбудителей(например, Милана Годжи, 1846). Петер Михал Богунь (1822- 1879) писалпортреты, изображал народные типы в национальных костюмах, создавалисторические многофигурные композиции. Наиболее известен его портрет ЯнаФранцисцы как повстанца- добровольца. В 50-е гг. в своих поисках он склоняетсяк реализму. В центре его внимания оказываются люди из окружения его семьи,представители словацкой интеллигенции.
Развитие культуры инауки в Словакии во второй половине ХIХ в. было связано с деятельностьюСловацкой Матицы. За короткий период существования помимо ежегодника за счет еесредств было опубликовано множество книг на словацком языке, хрестоматий,разного рода учебников, литературных альманахов. Кроме того, велся сбористорических документов, гравюр, архивов выдающихся деятелей словацкогонационального Возрождения, нумизматической коллекции, коллекций минералов,национальных костюмов, предметов обихода, и что особенно ценно- библиотеки. Кмоменту роспуска Матицы она насчитывала более 10 тыс. томов. Создав несколькосекций (филологическую, литературную, философско- юридическую, математико-природоведческую, истории музея), она заложила основы многих направленийсовременной науки.
Словацкая литература впоследней трети ХIХ в. вплоть до первой мировой войны развивалась под знакомреализма. С призывом отражать реальную жизнь, быть верными действительностивыступило поколение Светозара Гурбана-Ваянского, Йозефа Шкультеты, ЯрославаВлчека, Павла Орсага- Гвездослава.
Почти всеми жанрамипытался овладеть поэт, прозаик, критик и историк С. Гурбан-Ваянский( 18 -19 ).Его повести и романы многосюжетны, со сложной композицией, насыщенынационально- патриотической и морально-этической проблематикой. Несмотря на то,что его творческий путь был подвержен взлетам и падениям, Гурбан-Ваянский внесзначительный вклад в словацкую литературу.
Певцом родного краястал поэт, переводчик Гвездослав(18 -19 ), творивший в глухой словацкойпровинции и прославлявший словацкую деревню, яркую обрядовость народныхпразднеств. В его больших циклах в то же время сделана попытка раскрытьглубокий и противоречивый мир человека.
В начале ХХ в. новоепоколение писателей, излюбленным жанром которых был рассказ, стало видеть влитературе инструмент познания человека, его духовной жизни. СторонникиСловацкой модерны во главе с поэтом Я. Есенским и И. Краско стремились преодолетьотсталость, изолированность словацкой культуры, поднять ее на европейскийуровень. Важной чертой литературной, да и всей общественной жизни этого периодастали контакты с чешскими интеллектуалами.
Долгие годы массовойоставалась религиозная литература. По-прежнему популярным чтивом словацкогообывателя были каалендари. Следует особо упоминуть о календарях, издававшихсяВ.Лихардом и Матицой Словацкой в конце 60-х- начале 70-х гг. В них печатались илитературные произведения, и статьи о музыке, и научно-популярные очерки, ипрактические рекомендации и советы по самым разным вопросам. Эта традицияпродолжалась и в более поздний период. На рубеже веков появились новыелитературные альманахи и периодические издания.
Широкое распространениеимели в Словакии любительский театр и народные певческие коллективы. Известнымкомпозитором, в своих лучших произведениях поднимавшийся до уровня европейскойшколы, стал Ян Левослав Белла (1843- 1936). Правда, большинство егозначительных работ появилось после 1884 г. в эмиграции.
Словацкое искусство впоследней трети ХIХ в. в период жесточайшего преследования всего национальногопереживает трудные времена. Политика денационализации культуры, проводившаясявенгерскими властями, дает свои результаты. Меняется и идейная ориентацияхудожественного творчества. Большинство живописцев и скульпторов направляется вПешт, Вену и другие европейские центры. В самой Словакии усиливается влияниемюнхенской школы. Вернувшийся из Венеции модный там художник Доминик Скутецкийобращается к фольклору, социальному портрету. Его привлекают цветовые контрастыгорящего огня печей по выплавке меди, за что он стал называться «ОгненныйСкутецкий».
Большую коллекцию работвысокого профессионального уровня оставил Ладислав Меднянский, учившийся вМюнхене и Париже. Художник воспевал словацкого крестьянина на фоне живописнойприроды. В своем творчестве он использовал принципы барбизонской школы инаходки импрессионистов, соединив их с собственным мастерством ввоспроизведении красоты родных просторов, особенно окрестностей Татр. Обновлениенациональной жизни, тесная связь с Прагой и Мюнхеном создают в 90-е гг. ХIХ в.условия для появления новых художественных направлений. В этот период заявил осебе крупный талант Йозефа Ганулы, выросшего в мюнхенской среде, но имевшегопостоянный контакт с чешскими живописцами. Ученик пражской школы Людовит Чордакнашел свежие мотивы в изображении родного края.
Свою интерпретациютрадиционных жанров в начале ХХ в. привнесли Карол М. Легоцкий (1879-1929),Милан Митровский (1875-1943), Густав Маллы и Петер Керн. Для их работхарактерен синтез традиций академизма конца ХIХ в. и собственных поисков визображении цвета и формы. Раннее творчество известного словацкого художникаМартина Бенки (1888- 1971) также находилось под влиянием импрессионистическихвеяний эпохи.
Менее значительнымявляется наследие словацких скульпторов, прежде всего потому, что богатыезаказчики находились в крупных культурных центрах. Так, династия Дунайских(отец и сын) работала в Пеште, Виктор Тилгнер- в Вене.
Научная работаоставалась делом самоотверженных одиночек. Лишь в 1893 г. удалось создать Музейное словацкое общество. В крайне неблагоприятной политической обстановкеего члены могли собирать памятники старины, заниматься поиском и изучениемисторических источников, пополнять фонды библиотек. Интересы словацкойинтеллигенции по-прежнему были обращены к истории, языкознанию, историилитературы и этнографии. Словацкая историческая наука видела свою задачу в том,чтобы найти аргументы в защиту самобытности словаков, способствовать борьбе запризнание их прав.
С позиций романтизматрактовал прошлое своего народа Франтишек Сасинек, автор многочисленных трудовпо истории Венгерского королевства. В своих работах «История словаков»(1895), «Великоморавская держава» (1896) он отстаивал тезис обавтохтонности славян, в том числе и словаков в Карпатской долине. Во многомромантическому направлению следовал и наиболее известный словацкий историкэтого времени Юлиус Ботто, разработавший целостную концепцию словацкой истории.В двухтомной работе, посвященной изучению развития национального самосознаниясловаков, он уделил внимание лишь наиболее ярким страницам политической историиСловакии.
В этот период началисьисследования в области естественных наук (И.Голуб), ботаники и геологии. Так,ботаник Густав Реус написал обобщающую работу «Цветущая Словакия».Директор геологического института в Вене Диониз Штур составил географическуюкарту Словакии. Значительное внимание в начале ХХ в. уделялось астрономии ( ЯнА. Вагнер, Милан Р. Штефанек). Что касается области техники, то словацкиеумельцы достигли успехов за границей. Например, Штефан Банич первымсконструировал и испытал в США парашют.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кинезотерапия при хирургическом вмешательстве по поводу врожденных пороков сердца
Реферат I V уроки Kurs- und Arbeitsbuch
Реферат Famine In Tibet Essay Research Paper I
Реферат Порядок примирительной процедуры в стадии подготовки к судебному разбирательству (анализ проекта нового АПК РФ)
Реферат Система органов государственной власти и местного самоуправления в области использования и охраны
Реферат Аналіз роботи в сфері енергозбереження по основних енергоємних комунальних підприємствах та бюджетних установах міста за І квартал 2012 р
Реферат Организация базы данных провайдера
Реферат Cацыяльная i маральна-фiласфская праблематыка рамана Кузьмы Чорнага Трэцяе пакаленне яго канкрэтн
Реферат Патологическая анатомия и лечение гематогенного остеомиелита
Реферат Социализация младших школьников средствами культурно досуговых учреждений
Реферат Spelling Test Cheats Essay Research Paper When
Реферат Общие данные о нервной системе
Реферат Уголовная ответственность за нарушение законодательства об уклонении от уплаты налогов и сборов с организации
Реферат Структура принципы функционирования и технологии глобальной информационной сети
Реферат Хрущов, Иван Алексеевич