Реферат по предмету "География"


Интеграция стран Западной Европы: взгляд в будущее

Средняя общеобразовательная школа № 21 с углублённымизучением английского языка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Интеграция стран Западной Европы: взгляд в будущее
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила ученица
10 “В” класса Латышева Ирина
Проверил учитель Далинина Ольга Сергеевна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Череповец
1999 год

План:
1.Введение.
2.Региональная экономическаяинтеграция Западной Европы.
а)Интеграционные группировки.
б) Шаги по достижениюстранами единого экономического пространства.
в) Введение странами единойвалюты -  путь к дальнейшей интеграции.
г) Создание единогоЦентрального банка — ещё одно средство активизации интеграционных процессов вЗападной Европе.
3.Образование свободныхэкономических зон позволяет расширить горизонты сотрудничества между странами.
4.Международная торговля — самая старая и традиционная форма внешних экономических связей стран ЗападнойЕвропы.
5.Международноепроизводственное сотрудничество.
6.Использование единойтранспортной сети.
7.Научно-технические связи.
8.Предоставлениемеждународных услуг.
9.Международный туризм.
10.Перспективы развитияинтеграционных процессов, взгляд в будущее.

         Поскольку временанациональной обособленности, хозяйственной замкнутости уходят в прошлое, томожно предположить, что увеличится поток товаров из стран Западной Европы встраны Восточной Европы, Россию, страны Азии, Африки. Из Германии, например, — красители и пластмассы, из Франции — синтетический каучук, из Бельгии — химические удобрения и соду, Швеция и Норвегия повезут продукцию лесохимии,Швейцария — фармацевтику. Возможно, для расширения этих связей появятся новыепроекты создания подводных тоннелей через Гибралтарский пролив, проливДарданеллы. Как знать? Ведь на пороге уже 20 век. И побегут по этим тоннелямавтомобили фирм: “Фольксваген” (ФРГ), “Рено” (Франция), “Фиат” (Италия),“Бритиш Лейленд” (Великобритания), “Вольво” (Швеция)...
         В целом, географияпромышленности стран Западной Европы, которая сложилась в 19 веке, сохраняется,но важнейшие изменения в ней будут связаны с дальнейшим формированием крупныхпортово-промышленных комплексов (Роттердам в Нидерландах, Марсель во Франции),освоением нефтегазоносных месторождений Северного моря, индустриализацией менееразвитых стран региона, “рассредоточением” промышленности. Например, из старогометаллургического района Германии- Рура, ряд заводов могут бытьдецентрализованы к морю и ориентированы на импорт железной руды. Рядом сБременом возможно появление нового портового города с таким назначением.
         Во многих странахтуризм стал уже важной отраслью международной специализации (Испания, Греция идр.).  Существует мнение, что туризм может стать для многих стран ЗападнойЕвропы в будущем ведущей отраслью (Испания, Австрия).
         В современном мирепрогресс каждой страны неотделим от её участия в мировом обмене материальными идуховными ценностями. Сегодня ни одна даже самая развитая страна не может одинаковоэффективно производить всю современную продукцию. Таким образом, временанациональной обособленности, хозяйственной замкнутости государств безвозвратноушли в прошлое. Экономические связи приносят не только выгоду конкретнымстранам, но и способствуют укреплению мира на Земле.
         При всехпротиворечиях в Европейском сообществе в целом достигнута более высокая степеньсближения национальных рынков, координации экономической политики, чем в любомдругом регионе мира!
 
 
 
 
 
 
 
 
Вводнаячасть.
После окончания “холодной войны” и исчезновения“железного занавеса” в мире возникла совершенно новая геополитическаяобстановка, которая привела уже ко многим радикальным переменам в жизнимирового сообщества. Одно из закономерных проявлений этих перемен заключается вобщем повышении интереса к зарубежному миру. Но с условием новой, правдивойинформации об этом мире, не исходящей из обязательного сопоставления ипротивопоставления двух мировых общественных систем, как это было в недавнемпрошлом. Такую информацию о “мире вокруг нас” все мы теперь получаем, можносказать, ежедневно и ежечасно.[1]
Целью моей работы является обобщение информации постранам Западной Европы и рассмотрение перспектив развития данного региона.
Одной из особенностей географии является еёконкретность. Ни одна наука не связана в такой степени с действительностью, какгеография. Она изучает природные, экономические и социальные явления и процессыне изолированно, а в тесной взаимосвязи. Поэтому прогнозирование перспективразвития региона Западной Европы в моей работе будет опираться на знания,полученные в курсе физической, экономической географии, истории, на материале,взятом из периодических изданий. С другой стороны, описываемый регион по своимразмерам очень велик и неоднороден, здесь имеются и государства-карлики, истраны с довольно большой площадью, есть территории, располагающиеся наостровах, а есть места, удалённые от морей. Конечно же, рассказать обо всехсторонах, происходящих в Европе интеграционных процессов, невозможно, яостановлюсь на тех из них, которые в последнее время привлекают большевнимания.
Западная Европа находится на западе материка Евразия.Положение на физической карте мира этого региона определяется многими чертами,из которых особо хотелось бы отметить две. Во-первых, “мозаичность” строения еётерритории, на которой перемежаются низменные, холмистые и горные районы.Во-вторых, это приморское положение большинства стран Западной Европы. Здесьпочти нет мест, которые были бы удалены от моря более чем на 600 км. Подобнаяприграничность может рассматриваться в качестве важной благоприятнойпредпосылки для развития интеграционных процессов.[2]
 
 
 
 
 
 
Региональная экономическая интеграция Западной Европы.
а) Интеграционные группировки.
Международная экономическая интеграция — одно из яркихпроявлений интернационализации хозяйственной жизни в эпоху НТР. В наше времяздание мирового хозяйства всё более складывается из крупных интегрированныхэкономических блоков. В 50-ых годах в Западной Европе возникли две первыеинтеграционные группировки- ЕЭС и ЕАСТ. Договор о создании ЕвропейскогоЭкономического Сообщества был подписан в Риме в 1957 году, а вступил в силу в1959 году. Первоначально в него вошли 6 стран: ФРГ, Франция, Италия,Нидерланды, Бельгия и Люксембург. В 1973 году к ним присоединилисьВеликобритания, Дания, Ирландия. В 1981 году — Греция, а в 1986 году — Испанияи Португалия. За сравнительно короткое время ЕЭС добился впечатляющих успехов.По размерам промышленного производства Западная Европа примерно сравнялась сСША, стала обеспечивать себя большинством продуктов питания, наращивать экспортпродовольствия.
Европейская Ассоциация Свободной Торговли возникла в1959 году. Идея её образования принадлежала Великобритании, которая выступила синициативой создания в противовес ЕЭС ещё одной зоны свободной торговли,включавшей те западноевропейские государства, которые не вошли в ЕЭС.Первоначально в составе ЕАСТ оказались Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия,Португалия, Швеция, Швейцария, позднее в неё вошли Испания и Финляндия, но в1973 году её покинули Великобритания и Дания,  а в 1986 году — Португалия. Этоослабило организацию, хотя оставшиеся страны продолжали развивать свои торговыесвязи в рамках организации.
Наряду с этими интеграционными группировками в странахЗапада существует ряд международных экономических организаций. Крупнейшая изних — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она былаобразована в 1961 году, кроме стран Западной Европы, в неё вошли США, Канада,Япония, Финляндия, Австралия, Новая Зеландия.[3]
Организация Совет Североатлантического Сотрудничества(ССАС) объединяет 16 стран НАТО, в том числе Великобританию, Испанию, Италию,Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Данию, Исландию, Норвегию и Португалию, атакже восточноевропейские государства. ССАС уже на первой сессии 20 декабря1991 года выразил готовность способствовать формированию нового и прочногомиропорядка в Европе, вести контроль за вооружением. Перспектива — совместноеиспользование вооружённых сил группы, или всех государств евроатлантическогорегиона, сотрудничество в военном планирование, в военном строительстве,вопросах конверсии, установление партнёрских связей. Цели: 1)совместное решениеимеющихся проблем, 2)способствование взаимодействию стран в международномразделении труда, кооперации, 3)определение перспективных отраслейсотрудничества.[4]
Но всё это актуально, когда речь идёт об интересахсвоего региона. Последние же события в Югославии и агрессия против этогогосударства со стороны стран НАТО наводит на мысль о том, что эта сильнаягруппировка не намерена учитывать интересы других стран и народов. Всегдаготова показать свою силу и мощь, не заботясь о последствиях этой агрессии длядругих.
Исторически именно Западная Европа стала тем региономмира, в котором сформировался наиболее крупный и зрелый интеграционныйтерриториально- экономический комплекс, объединивший национальные хозяйства12-ти стран Европейского союза (так с ноября 1993 года именуется Европейскоесообщество), приступивших в 1993-1994 гг. К завершению сложного ипротиворечивого процесса образования своего экономического и валютного союза.На большей части территории группы стран- участниц ЕЭС сформировался мощныймеждународный экономический район, включивший в себя практически слившиесяпромышленные районы этих стран: Рейнско — Вестфальский район Германии, почтивсю территорию Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, Юго-восточный районВеликобритании (между Великобританией и континентальной Европой благодарятоннелю под Ла-Маншем установились прочные связи), французские Север иЛотарингию. Этот международный экономический район выступает в качестве ядра,формирующегося Европейского экономического пространства.[5]
б) Шаги по достижению странами единого экономическогопространства.
Ещё в 1986 году страны ЕЭС сделали новый важный шаг напути к дальнейшей экономической и политической консолидации. Они приняли Единыйевропейский акт, который не только подтвердил основные положения Римскогодоговора 1957 года о создании “Общего рынка”, но и наметил пути к единому рынку12-ти стран. Конкретно была поставлена задача достижения к 1993 году “единогопространства” без внутренних границ для свободного передвижения товаров,капиталов, услуг и населения. Европейское экономическое сообщество постепеннотрансформировалось в Европейское сообщество (ЕС) с эффективно действующиминаднациональными структурами законодательной и исполнительной власти, включаяЕвропарламент, комиссию европейских сообществ (КЕС). С декабря 1991 годасообщество стало называться Европейским Союзом. Тогда же в голландском городеМаастрихте “Европа двенадцати” приняла ещё два исключительно важных для еёбудущего документа — договоры о политическом и валютно-финансовом союзах.Главный аспект политического союза — проведение общей внешней политики исовместное обеспечение безопасности. В соответствии со вторым договором с 1-огоянваря 1998 года во всех странах Союза вводится единая валюта — евро, чемудолжно предшествовать создание единого центрального банка.
Осенью 1991 года страны ЕЭС и ЕАСТ договорились осоздании в Западной Европе “единого экономического пространства”, котороедолжно охватить уже 19 стран с населением 375 млн. чел., а затем будетрасширяться.[6]
 
в) Введение странами единой валюты — путь к дальнейшейинтеграции.
Образование валютного союза, по мнению К. Золотаса,(профессора, почётного члена правления Банка Греции), пойдёт в три этапа.Первый этап- с 1-ого июля 1991 года (начнёт действовать единый рынок). Второйэтап- с 1-ого января 1994 года (примерно 3 года)- образован ЕвропейскийЦентральный Банк. Третий этап (без конкретных дат) -утверждение евро в качествеединой валюты.[7]
В попытках объединить Европу вокруг единой валюты нетничего нового. Подобного рода рецидивы продолжаются вот уже почти 2тысячелетия. Одним из первых на этот тернистый путь ступил ещё римскийимператор Диоклетиан в 3-ем веке. Он не получил ни Европы, ни валюты. Пятьвеков спустя, на довольно непродолжительное время это удалось сделать КарлуВеликому. Такой же идеей были одержимы и философы от Коперника до Джона Милла.Но идея оставалась утопией, недостижимой мечтой. И вот сейчас эта идея сновавышла в первую строку повестки дня европейской интеграции и кажется весьмареальной.[8]
Т.Золотухина (кандидат экономических наук, главный экономист Департаментаиностранных операций Центрального банка РФ) так оценивает экономические выгодыперехода к единой валюте:
·   экономия на операционных и информационных затратах;
·   снижение неопределённости в обменных курсах;
·   стимуляция экономической интеграции;
·   благотворное влияние на торговлю и прямые иностранныеинвестиции;
·   экономический эффект от полностью интегрированногорынка ЕС может достигнуть двух процентов его ВВП;
·   усиление конкуренции на европейском рынке;
·   повышение эффективности распределения ресурсов.[9]
СейчасЗападная Европа приблизилась к этапу, преодолев который Старый Свет, возможно,превратится в новую сверхдержаву.[10]
Европейскийвалютный союз — лишь часть плана превращения Европы в новуюполитико-экономическую общность.[11]
г)Создание единого Центрального банка — ещё одно средство активизацииинтеграционных процессов в Западной Европе.
Дляразвитой рыночной экономики стран Европы характерна сложная и широкоразветвлённая банковская система. Её функция — организовать воспроизводственныйоборот денежных средств и капиталов. Вмешательство государства в экономикупроисходит в лице ряда специализированных институтов (Центральный банк,министерство финансов и т. д.). Банки ведут операции и на рынке ценных бумаг.Так, например, выпуск государственных ценных бумаг относительно ВВП составил: в1989 году в Германии 16,6 %, Италии 50,6 %, в Великобритании 24,0 % (по даннымП. Кулигина — доктора экономических наук).[12]
Обочень большой роли Западной Европы в мировых кредитно-финансовых отношенияхсвидетельствует и то, что из двухсот крупнейших банков мира здесь находится 60.Швейцария уже давно заслужила наименование страны- банкира, в её сейфаххранится половина всех ценных бумаг зарубежного мира. В последнее времяаналогичные функции стали выполнять Люксембург и Лихтенштейн. Строго хранимаятайна банковских вкладов, отсутствие двойного обложения, свобода операций свалютой и золотом привлекают в них сотни тысяч вкладчиков из разных стран, афинансовыми “столицами” Западной Европы считаются Лондон и Цюрих. На долюЛондона приходится более 1/5 мировых кредитных операций. Здесь имеют своирезиденции более 400-сот филиалов международных банков; в финансовой сферезанят каждый пятый работающий житель этого города. Цюрих, являющийся экономическойстолицей Швейцарии, также принадлежит к числу крупнейших банковских центровмира.[13]
Решениеоб образовании Единого Центрального банка Западной Европы принималось исходя изимеющегося опыта. Так банк Франции осуществлял помощь по организации управлениякоммерческой деятельности, Австрийский национальный банк — по организации новойсистемы бухгалтерского учёта и внутреннего аудита, немецкий Дойче Бундесбанк — по управлению резервами и оборотом иностранных валют, банк Нидерландов помог ворганизации мониторинга. Отношения Единого Центрального банка с правительствамистран, парламентами строятся на законодательных актах. Административноевмешательство не допускается. Приняты и действуют новые законы ярко выраженнойрыночной направленности. Отношения между субъектами строятся не по принципуприказов- распоряжений, а на основе свободных договоров или соглашений.[14]
ЕдиныйЦентральный банк примет и установит единые процентные ставки в соответствии сэкономическими условиями в еврозоне. Эти процентные ставки сохранятся на уровне38,4%.[15]
Всё это даёт определённые надежды на формированиедействительно эффективного интеграционного комплекса в рамках Западной Европы.Так по прогнозу Центра экономических исследований Японии в 2010 году ВВПЕвропейского полюса-региона (Западная Европа со своим интеграционным рынком)составит примерно 15 триллионов $(в ценах 1990 года).[16]
Ужесейчас Западная Европа стала вторым центром кредитно-финансовой деятельностимирового значения. Взятая как единый регион, она по масштабам зарубежных инвестицийныне значительно превосходит США. Из отдельных стран лидируют в этой сфереВеликобритания, Германия и Франция. Географическое распределениекредитно-финансовой активности стран Западной Европы имеет свои особенности.Перетоки капиталов происходят прежде всего между странами самого этого региона(основные объёмы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобританию),что связано с наличием в нём крупных интеграционных объединений, формированием“единого экономического пространства”. Второе место занимает экспорт капитала вСША.[17]
В1995 году соотношение иностранной помощи к ВНП- 1,05%- было самым высоким вНорвегии. В 1996 году Франция и Германия впервые обогнали США по размерамоказания иностранной помощи.[18]
Образование свободных экономических зон позволяет расширить горизонтысотрудничества между странами.
Свободнаяэкономическая зона (СЭЗ)- это район (часть территории страны), обладающийвыгодным экономико-географическим положением, в котором устанавливаютсябеспошлинный или льготный режимы ввоза и вывоза товаров, определённаяобособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальных районов.Главные признаки СЭЗ — тесная связь с мировым хозяйством, мировым рынком иактивное привлечение иностранного капитала. Создаются СЭЗ чаще вблизи морских иречных портов, международных аэропортов, обеспечивающих тесную связь с мировымрынком. Чтобы привлечь иностранный капитал в СЭЗ освобождают от налогов, вводятминимальный таможенный контроль для инвесторов Число СЭЗ в экономическиразвитых странах Запада уже превышает 250. Примерно 90 из них находится вЗападной Европе. Примером могут служить “свободные порты” Германии — Гамбург,Киль, Эмден, Куксхафен, Бремерхафен и Бремен. “Вольная гавань” в Гамбургеспециализируется на судостроении, нефтепереработке. Для Великобританиихарактерны предпринимательские зоны, для Швейцарии — страховые и банковские. Внекоторых странах региона возникли также научно(технико)-внедренческие зоны.Что же касается экспортно-промышленных зон, то это ирландское изобретение, связанноес аэропортом Шеннон (дозаправка самолётов, обслуживающих трансатлантическиерейсы). Как показывает мировой опыт, создание СЭЗ разных видов способствуетускорению научно-технического прогресса, привлечению капиталов из других стран,оживлению торговли и усилению интеграционных процессов. [19]
Международная торговля — самая старая и традиционная форма внешнихэкономических связей стран Западной Европы.
Международнаяторговля характеризуется тремя главными показателями: оборотом; товарнойструктурой; географическим распределением.
Развитиеторговли способствует углублению международного географического разделениятруда, развитию интеграционных процессов между странами. Если рассматриватьгеографическое распределение мировой торговли по крупным регионам, то участиеЗападной Европы в мировой торговле в начале 90-ых годов имеет один из самыхвысоких показателей, о чём свидетельствует таблица:
Регионы
Доля в мировом товарообороте, в % СНГ 3,2 Зарубежная Европа 52,4 Западная Европа 46,6 Восточная Европа 5,8 Зарубежная Азия 21,6 Восточная Азия 13,5 Африка 2,5 Северная Америка 15,5 Латинская Америка 3,3 Австралия и Океания 1,5
Изтаблицы         со всей очевидностью вытекает, что одним из главных регионовмеждународной торговли как была, так и остаётся Западная Европа. Примерно 1/2её международного товарооборота приходится на внутри европейскую торговлю. Каки можно было ожидать, её “ядро” во внешнеторговой сфере, образует группировкаЕС, обеспечивающая 40% мирового товарооборота и более 85% международной торговлирегиона. По размерам международного товарооборота отдельные страны ЗападнойЕвропы “выстраиваются” в следующем порядке: Германия, Франция, Великобритания,Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург, Испания, и далее со значительнымотрывом Швейцария, Швеция, Австрия, Дания, Финляндия и другие страны. Однако,для многих из них (Великобритания, Франция, Италия, Испания) характернынесбалансированность международного товарообмена, превышение импорта надэкспортом и, следовательно, пассивный торговый баланс. Наиболее ярким примеромстраны, уже на протяжении десятилетий, имеющей положительное сальдо торговогобаланса, может служить Германия, где экспорт по стоимости намного превышаетимпорт. По абсолютным размерам экспорта Германия занимает первое место в мире.Если сравнить главные межстрановые торговые потоки в 1980 году, товырисовывается следующая картина:
Страны-партнёры
Доля в мировом товарообороте, в % Германия- Франция 2,1 Германия — Нидерланды 1,9 Германия- Италия 1,4 Германия- Бельгия 1,3 Германия- Великобритания 1,2 Франция- Италия 1,2
* Вопросы географии. Сб. 130. М.:Мысль, 1987. С. 19.
.        Как видно из таблицы, Германия действительно является лидером вторговле среди стран Западной Европы.
Ю.Шпаков в своей статье “ Дойче Банк”: взгляд на экономику к востоку отГермании” пишет: “ Германия несёт на себе основной груз финансовойподдержки и в странах Восточной Европы. В1995 году помощь Германии этим странамсоставила 150 млрд. марок”.[20]
Каковаже степень открытости экономики в странах Западной Европы? Как известно,международные интеграционные группировки способствуют тому, что всё большеечисло стран отходит от политики опоры на собственные силы, стремясьинтегрироваться в мировое хозяйство. Степень такой интегрированности зависит отобщего уровня экономики, масштабов производства и внутреннего потребления,характера обеспеченности собственными природными ресурсами, особенностями ЭГП,отраслевой и территориальной структур хозяйства. Представление о степениоткрытости экономики стран Западной Европы может дать таблица:
Объём внешнеторгового оборота на душу населения по крупным регионам.[21]
Регионы
Оборот, в $. СНГ 760 Западная Европа 6975 Восточная Европа 1830 Азия 445 Африка 265 Северная Америка 3630 Латинская Америка 470 Австралия и Океания 3335
Таблицакрасноречиво свидетельствует о том, что наиболее велика открытость экономики встранах Западной Европы. Рассмотрим ещё две таблицы:
Экспорт на душу населения в странах Западной Европы.
Страны
Экспорт, в рублях Бельгия- Люксембург 6220 Швейцария 5000 Нидерланды 4775 Германия 3670 Финляндия 3080 Франция 2030 Великобритания 1755 Италия 1710 Испания 745
Экспортные и импортные квоты стран.
Страны
Экспортная квота, в % к ВВП.
Импортная квота, в % к ВВП. Люксембург 93 50 Ирландия 70 30 Бельгия 68 40 Нидерланды 65 34 Швейцария 40 35 Австрия 36 26 Швеция 34 24 Германия 32 22 Великобритания 26 21 Франция 21 17 Италия 18 15
Анализируяобе таблицы, нетрудно заметить, что самый высокий уровень открытости экономикиимеют малые страны Западной Европы.
А если рассматривать открытость экономики стран поотраслям, то получится следующая картина: Швейцария экспортирует 90-95%производимых в стране часов и фармацевтических товаров, 80-90% станков.Австрия, Бельгия, Нидерланды отправляют на мировой рынок 75-80% станков.[22]
Крупнейшей в мире компанией по размерам прибылиявляется совместная англо-голландская корпорация “Ройал Датч-Шелл”,занимающаяся нефтепереработкой. Её прибыль за 1996 год составила 6,9 млн. $.[23]
Это ещё раз доказывает преимущества интеграции вобласти торговли.
Международное производственное сотрудничество.
Международное сотрудничество в области материальногопроизводства в наши дни также приобретает всё большее значение и начинаетвыступать во всё более разнообразных формах. Во-первых, это международныеспециализация и кооперирование производства. На ранних этапах они находиливыражение преимущественно в межотраслевой специализации, исходившей изприродных предпосылок (Финляндия — на производстве лесоматериалов, Дания и Нидерланды- на выпуске мясомолочной продукции). По мере углубления НТР всё большую рольстала играть внутриотраслевая специализация. Примером предметной специализацииявляется выпуск Великобританией колёсных тракторов средней мощности, Германией-малой мощности. Более сложная форма — подетальная специализация, при которойвозникают ещё более тесные связи между предприятиями разных стран. Онивыражаются в обмене комплектующими деталями и узлами. Такая специализациядостигла наиболее высокого уровня в пределах интеграционных группировок, и впервую очередь ЕС, где предприятия отдельных стран связаны между собой многимитысячами производственных нитей. Так ещё в 70-ых годах начал выпускатьсяевропейский грузовик, который собирался в Великобритании, но моторы для негопоступали из Швеции, кузова из Италии, оборудование управления из Германии. В80-ых годах ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Италия и Испаниясовместно осуществили программу создания самолёта-аэробуса. Каждая изперечисленных стран производит часть необходимых деталей и узлов, а сборкааэробусов осуществляется во французском городе Тулуза. А в 90-ых годах рядстран Западной Европы объединяет свои усилия для создания собственногосуперкомпьютера, производительностью более 1 триллиона операций в секунду.Стоимость этого проекта- 10 млрд. $. В постадийной специализации, котораяприменяется там, где возможно расчленение единого технологического процесса наотдельной стадии (например, в производстве этилена) предприятия многих странсвязаны друг с другом. Сотрудничество между странами возможно и в областикапитального строительства. Оно выражается в сооружении крупных промышленных идругих объектов в одних странах при экономическом и техническом содействиидругих стран (Финляндия оказывала помощь России при строительствеКостомукшского горно-обогатительного комбината). Другим примером совместногостроительства может служить туннель под Ла-Маншем — самый длинный туннель подморским дном. Каждый из двух одинаковых железнодорожных туннелей, проложенныхпод Ла-Маншем между Фолкстоуном (графство Кент, Великобритания) и Кале(Франция), длиной по 49,94 км. Несмотря на то, что этот туннель уступает пообщей протяжённости туннелю Сейкан, его подводный участок на 14,7 км длиннее.Туннель открыт в 1994 году.[24]
Большое распространение в странах Запада получилисовместные предприятия, где служат важнейшим средством специализации икооперирования. Доля совместных компаний в Великобритании- 40%.[25]
Использование единой транспортной сети.
Транспортная система Западной Европы представляетсобой переплетение различных видов транспорта. Здесь проходят магистральныеавтомобильные и железные дороги, морские порты, судоходные реки и каналы,трубопроводы, международные аэропорты. Именно к таким объектам привлечено вниманиемеждународных обще транспортных организаций. Международным железнодорожнымсоюзом был разработан долгосрочный план развития железных дорог Европы,Комитетом по международному транспорту Европейской экономической комиссией — программа развития автомагистралей, Советом министров транспорта — проектсоздания единой сети европейских водных путей. При этом технические новшестванацелены прежде всего на магистрализацию транспортных путей, повышающую ихпропускную способность, на создание полимагистралей (вмещают в себя параллельнопроходящие трассы железных и автомобильных дорог, трубопроводов, линийэлектропередач). В Западной Европе главный такой “коридор” проходит вдольРейна, где интенсивность движения самая высокая в регионе. Другой “коридор”прослеживается между портами Германии на Балтийском море и портами Италии наАдриатике. “Коридоры” широтного направления проходят по Северо-Германскойнизменности, а также к северу и югу от Альп. Общее представление омеждународных железнодорожных магистралях Западной Европы может дать схема,показывающая направления двадцати международных пассажирских экспрессов. Каждыйиз них несёт своё название: экспресс № 2 Амстердам- Мюнхен именуется“Рембрандт”.
Интенсивность движения на отмеченных на картенаправлениях очень велика. Между Кёльном и Кобленцом курсирует до 350-тисоставов в сутки. В связи с усилением интеграционных процессов была разработанаединая для стран ЕС программа создания сети скоростных железных дорог. В 1992году вошли в строй скоростные железные дороги Гамбург- Мюнхен и Гамбург — Франкфурт-на-Майне, где скорость экспрессов до 250-ти км в час. Но основныеусилия сосредоточены на сооружении скоростной железнодорожной линии“Трансрапид” между Берлином и Гамбургом. В 1993 году на опытном участке этоймагистрали была достигнута скорость 450 км в час. В период бурногожелезнодорожного строительства в Европе (начало 20-ого века) появились первыежелезнодорожные туннели, позволившие открыть сквозное движение между странами,а в 60-ых годах началось сооружение автодорожных туннелей (между Францией иИталией). Сейчас таких туннелей более 15-ти, вот крупнейшие из них:
Название туннеля
Назначение
Длина
Высота над ур-ем моря
Страна нахождения 1.Мон-Сени ж.д. 13,6 1507 Франция-Италия 2.Фрежюс ж.д. 12,9 1300 Франция-Италия 3.Сен-Бернар авт. 5,8 1875 Швейцария-Италия 4.Монблан авт. 11,6 1380 Франция-Италия
ВЗападной Европе при относительно небольших расстояниях, к тому же в условияхотмены в большинстве стран таможенных барьеров, особенно выявились преимуществаавтомобильного транспорта, который опередил по темпам роста все остальные еговиды. В субрегионе уже создана международная сеть автомагистралей, имеющихобщую нумерацию, основу которой составляют автострады.
Ещёодну важную трансъевропейскую магистраль должен образовать сквозной водный путьРейн-Майн-Дунай. Отныне обе главные речные магистрали Рейн и Дунай соединенымежду собой.
Протяжённостьводного пути- 3,5 тыс. км.[26]
В1974 году под Ла-Маншем началось строительство “Евротуннеля” между Францией иВеликобританией, а 1985 году были достигнуты окончательные соглашения по егостроительству.
Густаятранспортная сеть Западной Европы, наличие скоростных магистралей,оборудованных туннелей способствуют возникновению тесных взаимосвязей междугосударствами, развитию интеграционных связей между ними.
Великароль и воздушного транспорта. Он имеет сходную с автомобильным транспортом“сферу влияния”. Крупнейшие города Западной Европы связаны между собоймножеством авиалиний.
Крупнейшийаэропорт Великобритании Хитроу, Лондон, расположен на площади 1197 га. Примерно92 авиакомпании из 83-ёх стран мира совершают регулярные рейсы в этот аэропорт.В 1995 году его работники, которых насчитывается 56 700 человек, обслужили 419000 самолётов и 54 450 000 пассажиров (в том числе транзитных).[27]
Этотпример ещё раз свидетельствует о тесной интеграции региона в областитранспорта.
Научно-технические связи.
Научно-техническиесвязи — это более молодая форма международных экономических отношений в сфереНИОКР. Научно-технические связи могут осуществляться в виде обмена иликупли-продажи (трансфере) научно-технических знаний, а также в осуществлениисовместных проектов и разработок. В обмене или купле-продаже научно-техническихзнаний ведущее место занимают лицензии. Кроме того, передача передового опыта,не запатентованных секретов производства тоже происходит довольно часто.Имеется и передача передовой технологии по таким новым каналам и какстроительство предприятий “под ключ”, инжиниринг — инженерные услуги,консалтинг — техническое консультирование, лизинг- аренда промышленного инаучно-технического оборудования. Осуществление совместных проектовпредставляет собой более высокую форму научно-технических связей, так как приэтом происходит не просто купля-продажа технической документации, а еёсовместная разработка и внедрение.[28]
ЗападнаяЕвропа, вступив в “технологическую гонку”, концентрирует свои усилия вокругпредложенной Францией программы “Эврика”. Ярким примером международногонаучно-технического проекта может служить “Интеркосмос”, благодаря которомувелись запуски космических кораблей с международными экипажами на борту(Франция-Россия).
Предоставление международных услуг.
Впоследнее время всё большее воздействие на ход мирового экономического развитияи тем более всемирные экономические отношения начинает оказывать международнаяторговля услугами. Ещё 2-3 десятилетия назад ведущее место в ней занималитранспортные услуги, заключавшиеся прежде всего в предоставление свободногоморского тоннажа для фрахтования другими заинтересованными странами. Таквозникло понятие “морской извозчик”; в этой роли выступала Норвегия и многиедругие морские державы. Затем стало возрастать значение “доходов отинвестиций”, которые, правда, плохо поддаются статистической оценке. И,наконец, появились услуги в области информации и телекоммуникации,дистанционного зондирования Земли из космоса, аренда машин и оборудования,расчёты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования,управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг. Возрастание затратна НИОКР обусловило возникновение комплекса услуг, предназначенных для усилениясвязи науки и производства. Одной из составных частей этого комплекса сталиуслуги инжиниринга, то есть экспертно-консультативные услуги. Услуги — специфический товар. Поэтому нужно учитывать, что предоставление многих ихвидов требует присутствия поставщика услуг в стране их потребления. Этоотносится к услугам в области банковского дела, страхования, рекламы,строительства, аренды машин и оборудования, медицинского обслуживания. Основнаяторговля услугами происходит на рынке, который образуют экономически развитыестраны Запада: на них приходится около 90% мирового экспорта и 80% мировогоимпорта услуг. Многим из этих стран, являющемся нетто-экспортёрами услуг, эта деятельностьдаёт значительные валютные поступления. Из стран Западной Европы на 1-ом местев торговле услугами стоит Германия (а в мире она на 3-ем месте после Японии иСША). В качестве важных экспортёров услуг выступают: Германия, Великобритания,Франция, Италия.
Международный туризм.
Международныйтуризм — одна из форм обмена услугами. Этому способствовала и “транспортнаяреволюция”, и общее повышение качества и уровня жизни, увеличениепродолжительности отпусков и доходов. Наконец, это и общий рост культуры,вызывающий рост познавательных потребностей людей. Туризм нередко называют“промышленностью без фабричных труб”. Туристский бум вызвал к жизниразвивающуюся быстрыми темпами индустрию туризма (гостиницы, мотели, кемпинги,пансионаты, предприятия общественного питания — предоставляют услуги поразмещению туристов). Туристские фирмы, занимающиеся организацией туризма;транспортные организации, занимающиеся перевозками, учебные заведения готовятэкскурсоводов; информационные и рекламные службы; органы управления туризмом;предприятия по производству товаров туристского сервиса; предприятия розничнойторговли. Туризм стимулировал создание специальной полиграфической базы дляиздания туристской литературы.
Специалистыв области туризма выделяют 4 его вида:
1. рекреационный или оздоровительныйтуризм;
2. экскурсионный туризм;
3. научный туризм;
4. деловой туризм.
Кчислу особых разновидностей туризма можно отнести религиозное паломничество.Научно-техническая революция вносит свой вклад в развитие экскурсионноготуризма строительством новых объектов: в “Футуроскопе”, в европейском паркедвижущихся образов, вблизи Пуатье, Франция, есть кинотеатр круговой панорамы сдевятью проекторами и девятью экранами, общая площадь которых 272 квадратныхметров, он стал одним из объектов туризма.[29]Иногда туризм подразделяется по видам транспорта. Существуют традиционныемаршруты вокруг Европы, а недавно к ним добавились более “экзотические”: вГренландию, на Шпицберген. Для захода круизных туристских судов в Лондоне,Барселоне, Венеции сооружены современные причалы. Европа привлекает 65%туристов от общего числа, но в последние годы доля Европы чуть снизилась. Нагеографию туристско-рекреационных районов оказывают влияние: а)социально-экономические факторы; б) природные факторы; в) инфраструктурныефакторы; г) экономико-географического положения.
Страны с наибольшим развитием международного туризма.
Страны
число туристов, в млн. чел. Испания 55 Италия 45 Франция 40 Австрия 18 Великобритания 17 Германия 15 Швейцария 13 Андорра 12 Бельгия 11
Легко заметить, что в приведённом перечне преобладаютэкономически развитые страны, а среди них — страны Европы, возглавляемыетрадиционной “большой тройкой” (Испания, Италия, Франция), где в сфереобслуживания туризма занято 10-15% населения. Если же добавить к данным таблицыстраны, принимающие от 1 до 5 млн. туристов в год, то в их числе также будутпредставлены Португалия, Швеция, Нидерланды, Дания, Норвегия, Ирландия. Долятуризма в общих доходах от экспорта товаров и услуг составляет: в Великобритании5%, Франции, Дании 7-8%, в Италии, Швейцарии 11-12%, Португалии более 20%, вИспании, Австрии 30-35%. В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охранеВсемирного культурного и природного наследия. В списке Всемирного наследиячислятся: Вестминстер и Тауэр в Лондоне, исторические центры Рима и Флоренции,памятники архитектуры Ватикана. К городам мира, объявленным ЮНЕСКО достояниемчеловечества, относятся: Берн, Страсбург, Берген, Флоренция, Эвора и другие.[30]Для отдельных стран характерны “пиковые годы”: для Франции — “круглые”годовщины Великой французской революции, годы проведения летних и зимнихолимпийских игр (Испания, 1992 год).[31]
Перспективы развития интеграционных процессов, взглядв будущее.
         Государства ЗападнойЕвропы обладают высокоразвитой рыночной экономикой, базирующейся на крупныхресурсах основного капитала,  передовых производственных технологиях,квалифицированных трудовых ресурсах. Огромную роль для каждой из этих стран идля всего региона в целом сыграла экономическая интеграция — идёт процессвсестороннего углубления и расширения устойчивых экономических связей междустранами. Я считаю, что в дальнейшем интеграционные процессы будут затрагиватьвсё новые сферы, ведь НТР требует всё более тесного взаимодействия национальныххозяйств и научно-технических потенциалов. Например, дальнейшее сотрудничествов области космоса может привести к созданию новых туристических маршрутов наЛуну, Марс и т.д. В газете “Экономика и жизнь” корреспондент Свириденко встатье “Что век грядущий нам готовит?” делает такой прогноз: “С января2002 года евро станет единственным законным средством платежа в странах- членахЭВС. Позитивное отношение России к евровалюте будет способствоватьпроникновению евро во все страны пост советского пространства. По прогнозам,Россия может присоединиться к валютному Союзу в качестве полноправногоучастника лет через 15.”32
         От себя лишь хочудобавить, что это будет возможно при условии, что страны Западной Европы — участники блока НАТО научатся уважать интересы других стран, ведь события вЮгославии дают почву для таких раздумий.
 Посколькурегион не обеспечивает себя многими видами полезных ископаемых: хромитами,никелем, кобальтом, вольфрамом, марганцем, оловом и т.д. В результатедлительной эксплуатации ряд месторождений близок к истощению. В целом ЗападнаяЕвропа обеспечена минеральным сырьём слабо, что усиливает её зависимость отимпорта. Географический рисунок цветной металлургии, использующей концентратыруд из Африки и Азии, сдвинулся к морю (Валенсия, Венеция и т.д.). Но этокасается только тяжёлых цветных металлов. Производство же алюминиясосредоточено в странах, вырабатывающих дешёвую электроэнергию (Норвегия,Швеция, Австрия). Возможно, в будущем цветная металлургия появится в городахБерген (Норвегия) — рядом имеется гидроэлектростанция, Турин (Италия)- доставкасырья возможна по судоходной реке По, а рядом с городом имеется ГЭС.  Вближайшем будущем трудно ожидать появления в Западной Европе новых районовчёрной металлургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующихрайонов, по видимому, будут происходить. Уже сейчас приморские районы и центрыне уступают по размерам общей выплавки “горно-металлургическим” районом.Произошла переориентация западноевропейской чёрной металлургии на более дешёвуюруду из Канады, Австралии, Бразилии, Венесуэлы… Что же касаетсяэнергетических ресурсов, то большая часть их тоже привозная (природный газпоступает в Западную Европу преимущественно из Алжира и Ливии). Перспективаувеличения его поставок связана с освоением новых месторождений в районеСеверного моря.
 Есливзглянуть на карту объединённых энергосистем Западной Европы, то мы увидим, чтоформирование в Западной Европе единого экономического пространства привело кнеобходимости более прочного объединения энергосистем. Например, уже проведеныподводные кабельные линии, соединившие через Балтийское и Северное моря ГЭСШвеции и Норвегии с энергосистемами Западной Европы.
Вбудущем между энергосистемами Западной и Восточной Европы появятся всё новые“связки” (уже сейчас такие “связки” появились между Чехией и Германией,Венгрией и Австрией). Разрабатываются планы создания Общеевропейскогоэнергетического сообщества. Экономическая интеграция стран приводит к“подтягиванию” экономического развития менее развитых стран к уровню наиболеевысокоразвитых государств.
Ещёодним приоритетным направлением сотрудничества является охрана окружающейсреды. В 1976 году 17 средиземноморских стран приняли Конвенцию об охранеСредиземного моря (“Голубой план”), в 1987 году “Программа действий — Рейн”,действующая до 2000 года. В 1990 году создана комиссия по охране Эльбы.Интересные географические аспекты содержит и проект “Будущее окружающей среды вЕвропе”, рассчитанный до 2030 года, то есть и в этой области намечаютсядостаточно широкие горизонты сотрудничества. 

Библиография:
1.А.Алексеев “СоветСевероатлантического Сотрудничества и будущее Европы”//ж. “Международнаяжизнь”, 1992 год, № 3-4.
2.С. Батырев “От валютногосоюза — к супердержаве “Европа”//ж. “Эхо планеты”, 1997 год, № 12(март).
3.К. Золотас “Вопросыэкономического и валютного объединения Европы”//ж. “Вопросы экономики”,1991год, № 11(ноябрь).
4.Т. Золотухина“Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты”//ж. “Вопросыэкономики”, 1998 год, № 9(сентябрь).
5.“Книга рекордов Гиннесса1998, изд. “Reader’s Digest”, Барселона, 1997 год.
6. П. Кулигин “Становление ифункции новой системы банков: опыт Восточной Европы”,//ж. “Вопросы экономики”,1994 год, № 4
7.В. П. Максаковский“Географическая картина мира”, часть 1, Ярославль, изд. “Добро”, 1993 год.
8.В. П. Максаковский“Географическая картина мира”, часть 2, Ярославль, изд. “Верхняя Волга”, 1998год.
9.“Международнаяэкономическая интеграция и развитие пространственной структуры мировогохозяйства”//ж. “География в школе”, № 2, 199  год.
10.Свириденко “Что векгрядущий нам готовит?”//газета “Экономика и жизнь”, 1998 год, № 3(январь).
11.Ю. Шпаков “Дойче Банк”:взгляд на экономику к востоку от Германии”//газета “Московские новости”,1996год,№ 15(14-21 апреля).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Франція у другій половині ХХ ст.
Реферат Fahrenheit 451 Similarities To Our Society Essay
Реферат Архітектура операційної системи MS DOS Структура ОС Ms-Dos розбивка на модулі визначення ст
Реферат Психическое здоровье как объект междисциплинарных и кросскультуральных исследований
Реферат Бухгалтерский учет, анализ и аудит финансовых результатов
Реферат Сущность земельных сервитутов. Правила проведения изъятия земель для государственных нужд
Реферат Регламентирование недобросовестной конкуренции в праве Франции
Реферат Конституционный статус главы государства в Испании и США
Реферат Податкова система України та її розвиток в сучасних умовах
Реферат Расчет состава и термодинамических характеристик рабочего тела. Расчет действительного цикла четырехтактного ДВС
Реферат Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга
Реферат "Міжнародно-правове регулювання боротьби зі зміною клімату"
Реферат Облік основних засобів 2 Основні засоби
Реферат Особенности оценки кредитоспособности предприятия с точки зрения банка
Реферат Негатроника. Исторический обзор