Реферат
Комплекс дивизионнойвоздушной разведки Строй П с ДПЛА Пчела 1
Москва2008г.
Содержание
Введение
История создания
Общее описание
Старт ДПЛА
Приземление
Целевая нагрузка
Способ управления
Заключение
Введение
В последниегоды создание ДПЛА стало одной из наиболее быстро развивающихся отраслейавиационно-космической промышленности во многих странах мира. 41 страна, в тойили иной степени, ведет сейчас разработки подобных машин. В значительнойстепени это вызвано успешным использованием их в ряде проведенных в последниедесятилетия, боевых операций. Несмотря на продолжающиеся сокращения средств наоборону в странах НАТО, программы по модернизации и разработке новых ДПЛА, пооценке западных экспертов, становятся приоритетными, и их финансирование несокращается, а непрерывно растет. Основные заказчики беспилотных ЛА в странахНАТО в настоящее время при выработке тактико-технических требований к нимопираются на опыт боевого использования штатных ДПЛА, полученный в ходеоперации «Союзническая сила»АТО против Югославии в 1999-м.
В будущихвойнах и конфликтах XXI века, по оценкам подавляющего большинства западныхэкспертов, США и страны НАТО будут делать ставку на применение сравнительнодешевых ДПЛА. Слишком уж большой становится цена возможных потерь пилотируемыхсамолетов и летного состава. Стоимость современного самолета в настоящее времядостигает 50-60 млн.долл. Да и на подготовку высококлассного летчика надопотратить еще 10 млн.долл. В то же время, многие задачи, возлагаемые напилотируемую авиацию, могут с успехом выполняться боевыми ДПЛА. Основнымидостоинствами беспилотных аппаратов перед летательными аппаратами являютсяисключение потерь личного состава в ходе боевых действий, что особенно важнопри ведении ограниченных войн и в локальных конфликтах, возможность достижениятех же целей при меньших затратах, более низкие демаскирующие признаки, высокаяманевренность и большая живучесть. Отмечались повышенная надежность,уменьшенная масса и стоимость аппарата, благодаря снятию многих конструктивныхограничений, связанных с отсутствием летчика. На порядок и более повышаетсяпребывание ДПЛА в разведываемом районе, при этом имеется возможностьобнаружения целей с безопасной дальности и высоты пролета над ними. ОКБ имениА.С. Яковлева работает над тактическими ДПЛА с 1980-го и является единственнойорганизацией из нескольких десятков, сумевшей дойти в этом деле до финишасоздать аппарат, который завершил госиспытания, освоен в серийном производствеи поставлен на вооружение. Это было обусловлено тем, что ДПЛА «Пчела-1Т»разрабатывался как обычный военный самолет без скидок на размеры. При этом впроцессе его разработки лежало полное выполнение требований заказчика, а недостижение уникальных характеристик. Это позволило успешно использовать«Пчелу-1Т» в двух чеченских войнах, причем в условиях, когда применениезарубежных тактических ДПЛА практически исключалось. Комплекс«Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т» (головной разработчик ГУП НИИ «Кулон»), созданный в1990-м, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи ихтелевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени наназемный пункт управления. В 1997-м комплекс, допускающий телевизионнуюразведку в светлое время суток, принят на вооружение Российской армии. Боевыедействия на Северном Кавказе показали, что из существующих беспилотныхсамолетов, находящихся на вооружении в РФ или на различных этапах разработки,«Пчела» наиболее пригодна к применению в реальных условиях. С помощью «Пчелы»получили уникальную развединформацию, которую невозможно добыть другимиспособами. Эти сведения, использованные при нанесении артиллерийских ударов идействий подразделений сухопутных войск и морской пехоты, спасли жизнь сотнямроссийских солдат.
Историясоздания
Комплексдивизионной воздушной разведки Строй П с ДПЛА Пчела 1 (экспортное обозначение –Шмель) начал разрабатываться коллективом во главе с конструктором Н. Чистяковымв 1980е гг. ФГУП «НИИ “Кулон” Минрадиопрома СССР. ОКБ имени А.С. ЯковлеваМинавиапрома СССР создали тактический беспилотный летательный аппарат Пчела 1,ФГУП «НИИ “Кулон”» – все бортовое и наземное радиоэлектронное оборудованиекомплекса, Московский телевизионный институт – ТВ-камеру, Азовский оптико-механическийзавод – ИК-камеру. Все комплектующие узлы, агрегаты, элементы и системыкомплекса были созданы в России впервые и из отечественных материалов. Все этопотребовало от разработчиков большого труда, энергии и предприимчивости. Тем неменее, за короткий срок удалось создать разведывательный БЛА Пчела 1Т.Первоначально комплекс Строй П замышлялся как средство воздушной разведки инаблюдения поля боя для командира воздушно-десантного полка. Основной задачей,которую должен был решать комплекс Строй П в течение 6–7 суток в ходевоздушно-десантного боя, было наблюдение удаленных танкоопасных направлений(дорог, мостов, дефиле и т.п.) с целью своевременного выявления движенияпротивника на разгром десантировавшейся группировки. Задачи были сформулированыи, сообразно возможностям науки и техники 1980х гг., реализованы ТТХ комплексаСтрой П. Пчела стал первым отечественным беспилотным летательным аппаратоммногоразового применения, предназначенным для наблюдения за полем боя втактической глубине. 16 июня 1997 года появилось правительственноепостановление № 753, согласно которому Строй П был принят на вооружение. Таккак ДПЛА Пчела 1 разрабатывался в интересах ВДВ, то его использованиеограничивалось временными рамками одной десантной операции (порядка пятиприменений). Для применения непосредственно в зоне активных боевых действийтакой подход является вполне оправданным. Даже один боевой вылет ДПЛА Пчелы 1при своей стоимости около 20 тыс. долл. окупался сохраненными жизнями солдат иважностью добываемой информации. Комплекс Строй П с ДПЛА Пчела 1 предназначендля круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного илитепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пунктуправления.Общее описание
Дистанционно-пилотируемыйлетательный аппарат (ДПЛА) «Пчела-1Т» входит в состав высокомобильногокомплекса, обеспечивающего получение в реальном масштабе времени видовойразведывательной информации от телевизионной аппаратуры, установленной нааппарате, при его удалении от наземного пункта дистанционного управления нарасстояние до 60 км.
В составкомплекса входят:
· подвижнойназемный пункт дистанционного управления с системой пуска и предстартовогоконтроля (НПДУ), размещаемый на одном десантируемом бронетранспортере БТР-Д;
· десятьдистанционно-пилотируемых летательных аппаратов «Пчела — 1Т» срасходуемыми средствами (стартовыми ускорителями)
· однатехнологическая машина (ТМ) на базе автомобиля «Урал-4320»;
· однатранспортно-заряжающая машина (ТЗМ) на базе автомобиля ГАЗ-66.
НПДУпредназначен для транспортировки одного ДПЛА, размещенного втранспортно-десантируемом контейнере, обеспечения предстартового контроля ипуска ДПЛА, формирования команд управления полетом ДПЛА приема, обработки иотображения поступающей местности на телевизионном экране в реальном масштабевремени, записи на видеомагнитофон принимаемой видеоинформации и обеспечениявнешней радиосвязи. ДПЛА предназначен для доставки целевой нагрузки в заданныйрайон, обеспечения управления ее работой по командам с НПДУ и передачиинформации на НПДУ. Для боевой работы комплекса «Строй-П» необходимы только НПДУи ДПЛА. НПДУ комплекса собран на шасси десантного бронетранспортёра БТР-Д.Пусковая установка и съёмный транспортно-десантный контейнер (ТДК) с одним ДПЛА«Пчела-1» размещены на этом же шасси. Таким образом, комплекс размещается наединственной подвижной единице. Эта единица способна совершать марш по дорогамвсех типов и бездорожью, а также преодолевать вплавь водные преграды идесантироваться парашютным способом с самолётов военно-транспортной авиации. КомплексСтрой П с шестью ДПЛА Пчела 1 размещен на десантном бронетранспортере БТРД илина автомобиле «Урал». Пункт управления смонтирован на базе шасси автомобиляГАЗ66. Здесь же размещаются 12 ДПЛА в сложенном состоянии в контейнерахразмером 2 x 1 x 1 м. В состав комплекса Строй П входят интегрированная станцияпуска и управления (на шасси гусеничного десантного бронетранспортера БТРД) ипередвижная станция технического обслуживания. Все агрегаты комплекса могуттранспортироваться воздушным транспортом (самолетами типа Ан 12, Ан 70 и Ил 76)и десантироваться парашютным способом. После десантирования или приземлениякомплекса запуск ДПЛА возможен уже через 20 минут. Комплекс полностьюобеспечивает техническое обслуживание ДПЛА перед стартом, его пуск иуправление, прием и отображение в реальном времени телевизионной информации надисплее оператора. На видеоконтрольном устройстве отображаются также маршрутаппарата и его текущие координаты.
Старт ДПЛА
Осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси боевой машины десанта. Летательный аппарат управляется или по заданной программе, или оператором, которому достаточно ввести в ЭВМ только новые высоту и курс.
В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032, вращающий толкающий винт постоянного шага, расположенный в кольцевом оперении. Бортовое оборудование включает сменный комплекс разведывательной аппаратуры, в состав которой входит телевизионная камера или тепловизор. Телевизионная камера имеет объектив с фокусным расстоянием, изменяемым по команде оператора. Оригинальная аэродинамическая схема с кольцевым оперением позволила уменьшить габариты аппарата и исключить его сваливание на малых скоростях полета. Крыло малого удлинения обеспечило необходимые аэродинамические характеристики при минимальных габаритах машины, позволяющих транспортировать ее любыми типами грузового автотранспорта. Посадка на парашюте допускается на неподготовленную ровную площадку. Модульное построение фюзеляжа позволяет быстро заменить поврежденные агрегаты и отдельные элементы конструкции. Применение стеклопластика в конструкции планера обеспечивает малые затраты на серийное производство, простоту технического обслуживания в эксплуатации и малую степень повреждаемости.
Приземление
Посадка на парашюте допускается на неподготовленную ровную площадку. Модульное построение фюзеляжа позволяет быстро заменить поврежденные агрегаты и отдельные элементы конструкции. Применение стеклопластика в конструкции планера обеспечивает малые затраты на серийное производство, простоту технического обслуживания в эксплуатации и малую степень повреждаемости. Оригинальная аэродинамическая схема с кольцевым оперением позволила уменьшить габариты аппарата и исключить его сваливание на малых скоростях полета. Крыло малого удлинения обеспечило необходимые аэродинамические характеристики при минимальных габаритах машины, позволяющих транспортировать ее любыми типами грузового автотранспорта.
Целевая нагрузка
ДПЛА «Пчела-1» может нести вкачестве целевой нагрузки телевизионную (ТВ) кадровую камеру с переменнымфокусным расстоянием или инфракрасную (ИК) строчную аппаратуру разведкидиапазона 8..14 мкм. В обоих случаях в состав целевой нагрузки ДПЛА входиттакже широкополосный передатчик с антенной для передачи ТВ или ИК изображения.
Особенностью комплекса«Строй-П» является полная автономность его навигационной системы. Для навигацииДПЛА «Пчела-1» используется специально разработанный радиолокатор с активнымответом на основе псевдослучайных широкополосных сигналов. Навигационныепараметры – дальность и азимут ДПЛА. Угол места ДПЛА не измеряется, вместоэтого используют данные о текущей высоте, измеряемой на борту ДПЛА. Запросная иответная радиолинии радиолокатора одновременно являются командным ителеметрическим каналами управления ДПЛА. Антенны радиолокатора иширокополосной радиолинии для приёма ТВ (ИК) информации конструктивно объединены.На НПДУ смонтированы два независимых комплекта оборудования радиолокатора. Нарисунке 1 виден обтекатель антенн обоих комплектов, имеющий форму высокойкастрюли. Позади обтекателя на броне БТР расположен контейнер с аппаратуройобоих комплектов радиолокатора. В состав специального оборудования ДПЛА входятгиростабилизированная телевизионная камера дневного видения с вариофокальным (спеременным фокусным расстоянием по команде оператора) объективом ПК2. Дляиспользования комплекса в темное время возможна замена телевизионной камерыинфракрасной строчной аппаратурой или трехспектральной строчной системойведения разведки. Информация передается в реальном времени на телевизионныймонитор наземного пункта управления. С этого пункта можно одновременно управлятьдвумя ДПЛА и получать с них информацию на удалении до 60 км. Компьютерноеоборудование наземного пункта дистанционного управления НПДУ позволяетсовместить «картинку», поступающую с ДПЛА, с картой, использовать эффектстоп-кадра, делать распечатки изображения местности. Кроме того, всяинформация, зафиксированная бортовой аппаратурой, может быть сохранена каквидеозапись для последующего детального исследования. Разработано несколькомодификаций ДПЛА Пчела: Пчела 1ПМ – постановщик активных радиопомех, Пчела 1ТМ– ДПЛА, оснащенный бортовой обзорной телекамерой с передачей информации вреальном масштабе времени на наземный пункт управления, и т.п. Постановщикпомех был реализован в первом поколении комплекса и даже выпускался серийно. Виюне 2003 г. были окончены испытания ДПЛА для инфракрасной разведки Пчела 1ИК.Модульная конструкция позволяет легко расширять область применения комплексапутем замены отсека целевой нагрузки. ДПЛА Пчела 1 может применяться винтересах МЧС и для гражданского использования. ДПЛА может осуществлять любыевиды патрулирования и поисковых работ. При замене бортовой телевизионнойаппаратуры на аппаратуру постановки радиоэлектронных помех аппарат способенподавлять радиостанции противника, работающие в УКВ диапазоне, в радиусе 10–20 км.В варианте воздушной мишени на борту ДПЛА устанавливается комплект специальногооборудования, усиливающего заметность в оптическом и радиолокационномдиапазонах. «Пчела-1Т» является многоцелевым летательным аппаратом и может бытьпереоборудована в ДПЛА для постановки помех связным радиостанциям и в воздушнуюмишень. При замене бортовой телевизионной аппаратуры аппаратурой постановкипомех «Пчела-1Т» способна подавлять радиостанции в УКВ — диапазоне в радиусе10-20 км. В варианте воздушной мишени на ДПЛА вместо телевизионной системыустанавливается оборудование для увеличения заметности аппарата в оптическом ирадиолокационном диапазонах, в том числе самолетными ответчиками и трассерами.При этом обеспечивается имитация воздушных целей, типа легких самолетов со скоростями 120-180 км/ч и высотамиполета от 100 до 2500 м.
Таблица 1. Основные ТТХкомплекса «Строй-П»Характеристика Значение Назначение комплекса Телевизионное или инфракрасное наблюдение местности и целей на ней в реальном масштабе времени Состав комплекса
1) 1) Наземный пункт дистанционного управления, совмещённый с пусковой установкой на шасси десантного бронетранспортёра БТР-Д
2) 2) 10… 12 дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) «Пчела-1», один ДПЛА транспортируется на НПДУ, остальные – на привлекаемых автомобилях
3) 3) Машина эвакуационно-технологическая на шасси ГАЗ-66
4) 4) Машина технологическая на шасси Урал-4320 Целевая нагрузка (одна из указанных)
1) 1) Гиростабилизированная кадровая телевизионная камера с 10-кратным вариофокальным объективом, управляемая в пределах ±175 градусов по курсу (азимуту) и +5… –65 градусов по тангажу (углу места)
2) 2) Строчный инфракрасный сканер диапазона 8..14 мкм с углом захвата 120 градусов
В целевую нагрузку входит широкополосный передатчик с антенной Порядок погрешности измерения координат цели (СКО), м Сотни метров (основной источник погрешности – измерение азимута ДПЛА с НПДУ, СКО 0,5 градуса) Дальность (радиус) действия комплекса, км 50,0 (при прямой радиовидимости) Характеристика Значение Продолжительность полёта ДПЛА, час 2,0 Диапазон высот применения ДПЛА, м 100..2500 Воздушная скорость полёта ДПЛА, км/час 140 Стартовая масса ДПЛА, кг, не более 140 Двигатель ДПЛА П-032, двухтактный, двухцилиндровый оппозитный, мощностью 32 л.с. Оптическая и акустическая заметность ДПЛА
· дальность обнаружения невооруженным глазом – 3,0 км
· дальность обнаружения по шуму – 3,0 км Способ старта ДПЛА Катапультный, с использованием двух одноразовых пороховых ускорителей Способ посадки ДПЛА Парашютно-амортизационный, повторная укладка парашюта требует специального оборудования для сушки и прессовки Кратность применения ДПЛА, раз 5
/>
Фото 1. Рис.1. Укрупнённаяструктурная схема системы управления ДПЛА «Пчела» в комплексе«Строй-П» первого поколения (1982 год)
Способ управления ДПЛА
Начнёмс бортового оборудования, существенного для управления. Это следующие приборы:
· бортовойвычислитель, информационный центр ДПЛА
· курсогировертикаль,измеряющая косинус и синус магнитного курса, а также тангаж и крен ДПЛА
· баровысотомер,измеряющий барометрическую высоту полёта ДПЛА
· приёмник ККУ (командногоканала управления) и синхронизированный с ним (для возможности измерениядальности) передатчик РКМ (радиокоординатометрирования) с ненаправленнымиантеннами.
Наземноеоборудование:
· направленнаяследящая антенна с приёмником РКМ для измерения дальности и азимута ДПЛА
· передатчикККУ (антенна слабонаправленная)
· пультоператора.
Дляпростоты из схемы исключено всё оборудование, несущественное для управленияДПЛА, такое, например, как шифраторы, дешифраторы, кодеры и декодерырадиоканалов.
Подробнеео бортовом вычислителе. Это не ЭВМ, а жёсткая аналого-цифровая схема,выполняющая определённые операции с поступающими цифровыми и аналоговымисигналами. Например, управление высотой полёта бортовой вычислитель производит,управляя сектором газа и рулём высоты. Бортовой вычислитель отклоняет секторгаза от положения номинала (довольно условного) в ту или иную сторону,пропорционально разнице заданной и измеренной баровысотомером высот. Рульвысоты отклоняется бортовым вычислителем от нейтрального положенияпропорционально измеренному углу тангажа. Элероны отклоняются пропорциональноизмеренному крену в сторону парирования крена («Пчела» не управляласькреном в разворотах).
Интереснореализовано поддержание заданного курса. В качестве магнитного компасаприменены два магнитных зонда на пермаллое. Зонды размещены нагиростабилизированной горизонтальной площадке внутри курсогировертикали. Одиниз зондов ориентирован вдоль продольной оси ДПЛА, второй — перпендикулярно кпервому в горизонтальной плоскости. Легко видеть, что проекция магнитного поляна первый зонд пропорциональна косинусу, а на второй — синусу магнитного курсаДПЛА. Оператор задаёт курс лимбом на пульте. Датчик поворота лимба тожесинусно-косинусный. Синус и косинус заданного курса передаются по ККУ на бортДПЛА, где в бортовом вычислителе вырабатывается управление ДПЛА по курсу Ф:
u=sinФизм*cosФзад — cosФизм*sinФзад.
Очевидно,что это управление при малых отклонениях курса ДПЛА от заданного равно
u==sin(Физм-Фзад)~=Физм-Фзад.
Бортовойвычислитель отклоняет руль направления ДПЛА пропорционально вычисленномууправлению u. Алгоритм замечателен тем, что правильно работает при любыхотклонениях курса ДПЛА от заданного, кроме теоретически возможного, нонеустойчивого состояния, когда ДПЛА летит строго противоположно заданному курсу(теоретически в этом случае вырабатывается нулевое управление). Это свойствоалгоритма позволило не реализовывать в бортовом вычислителе логическиепроцедуры анализа курса по четвертям тригонометрического круга.
Какработает боевой расчёт комплекса в части управления ДПЛА? ДПЛА и два пороховыхускорителя устанавливают на каретку пусковой установки (наземный пунктдистанционного управления (НПДУ) комплекса выполнен на шасси десантного бронетранспортёраБТР-Д в виде единой интегрированной станции пуска, управления и разведки).Оператор выполняет рутинные действия по предстартовой подготовке ДПЛА, котораязаключается в контроле параметров исправности ДПЛА и в запуске маршевогопоршневого двигателя. После удовлетворительного результата предстартовойподготовки оператор нажимает кнопку «Пуск», которая инициируетпороховые ускорители. ДПЛА на каретке под действием реактивной струиразгоняется, в конце разгона каретка с догорающими пороховиками останавливаетсямеханическим тормозом, а ДПЛА в соответствии с первым законом Ньютона уходит вполёт.
Первые15 секунд полёта — газ максимальный, руль высоты — неподвижно в стартовомположении, управление осуществляется только по поддержанию нулевого крена ДПЛА.По истечении этого времени ДПЛА принимает текущий курс в качестве заданного ипродолжает набор высоты до заданной (обычно 400 метров). На это уходит 2..3минуты. Оператор после нажатия кнопки «Пуск» никаких действий поуправлению ДПЛА не производит.
Посленабора заданной высоты штурман (второй член боевого расчёта) лимбом на пультеустанавливает заданный курс ДПЛА на цель, которая может быть удалена нарасстояние до 50 км. Заданный курс поступает по командному каналу управления вбортовой вычислитель ДПЛА и отрабатывается, как описано выше. Штурман, наблюдаяпоказания индикаторов дальности и азимута, отмечает на карте путь ДПЛА. Черезнекоторое время (около 5 минут) штурман вычисляет и вносит в заданный курспоправку на ветер и погрешности измерения курса. Как правило, после этогобоевой расчёт освобождается от необходимости выполнять какие-либо действия поуправлению ДПЛА до приближения ДПЛА к цели. Более того, на расчётное времяполёта к цели можно даже выключить радиоканалы, хотя на практике этого никогдане делали.
Каквидно из приведённого типового сценария вывода ДПЛА к цели, никакого«непрерыного управления» и «непрерывного информационногоконтакта» с ДПЛА не требуется. Высочайшая степень автоматизации,достигнутая простейшими техническими средствами.
Настоящаяработа начинается для боевого расчёта при приближении ДПЛА к цели. Штурманоценивает накопившуюся погрешность вывода ДПЛА на заданную цель и вноситпоправку в заданный курс. Оператор включает ТВ передатчик на борту ДПЛА иначинает наблюдение местности и поиск цели (ТВ оборудование на рис.1 непоказано ради упрощения рисунка). Штурман помогает оператору, подсказываяожидаемые ориентиры, и участвует в обнаружении и распознавании цели (известный«эффект коллективного распознавания»). После обнаружения ираспознавания цели оператор наблюдает её элементы, штурман рассчитываетзаданный курс повторного захода и при удалении ДПЛА от цели на необходимое дляразворота расстояние устанавливает его...
ВозвратДПЛА в точку посадки (вблизи точки старта) аналогичен полёту к цели. Боевойрасчёт практически не вовлечён в управление ДПЛА. Полёт завершается выдачейоператором команды «Посадка», по которой на ДПЛА останавливаетсямаршевый двигатель, открывается парашют и надуваются резиновые мешки-амортизаторы.
Посвоей структуре и техническим решениям система управления этого комплексанапоминает творения немецких инженеров периода краха III Рейха. Это и немудрено. Советская школа многое почерпнула у поверженного противника, а первыйкомплекс «Строй-П» был создан по Постановлению ЦК КПСС и СоветаМинистров СССР всего за полгода после печальных событий в долине Бекаа вкачестве нашего ответа израильскому ДПЛАстроению. В те горячие дни работы надкомплексом инженеры шутили, что НИИ «Кулон» по напряжённостинапоминает рейсканцелярию апреля 1945 года.
Заключение
Для своего времени(Государственные испытания комплекса завершены летом 1990 года) комплекс«Строй-П» был, по-видимому, лучшим в мире среди комплексов аналогичногоназначения. Комплекс активно использовался в первую и вторую чеченские кампаниии хорошо себя зарекомендовал. На фоне взрывного развития информационных идругих технологий комплекс «Строй-П» успел морально устареть, а немногиеизготовленные образцы НПДУ и ДПЛА устарели и физически. Однако в идейном планеэтот комплекс остаётся эталоном для вновь разрабатываемых комплексов малыхтактических ДПЛА. ДПЛА вовсе не предназначены исключительно для военных целей.Ряд работ, возлагаемых в настоящее время на гражданские пилотируемые самолеты ивертолеты, может более экономично, эффективно, в ряде случаев без опасности дляэкипажа выполняться ДПЛА. Например, борьба с терроризмом, выявлениенаркотических посевов и криминальных баз в труднодоступных районах, поискугнанных транспортных средств и нарушителей границы, контроль территорий,разведка и поисково-спасательные работы в труднодоступной местности. Этотперечень можно при желании продолжить, поскольку он охватывает все стороныжизни населения страны. Ведь ДПЛА может использоваться для решения различныхзадач, связанных как с визуальным контролем наземных объектов с воздуха, так иконтроля по различным физическим параметрам с помощью специальных датчиков.
Хочетсяназвать людей, создавших этот комплекс: директор НИИ «Кулон» А.С. Новосёлов,первый Главный конструктор советских комплексов ДПЛА Олег Ансович Варрэ, егозаместители и помощники В.С. Гафанович, Л.А. Волковский, Э.П. Лукашёва, Главныйконструктор бортового оборудования В.И. Павлюченко, Главный конструкторкурсогировертикали В.К. Крятов, Главный конструктор ДПЛА «Пчела» Ю.И.Янкевич и ведущий конструктор по ДПЛА С.В. Долинский (оба из КБ им. А.С. Яковлева,в то время — ММЗ «Скорость») и ещё десятки замечательных советскихинженеров. Увы, многих из перечисленных уже нет в живых.
Список литературы
1. dpla.ru/_MainMenu.htm
2. www.market.gona.ru
3. www.avia.ru