Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Экспертиза учетной политики экономического субъекта

--PAGE_BREAK--
        1.3 Содержание учетной  политики для целей  налогообложения
         Помимо  выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ организации об учетной  политике может также устанавливать  способы ведения учета для  целей налогообложения.

        Следует отметить, что в условиях разделения бухгалтерского и налогового учета многие специалисты не рекомендуют включать в приказ об учетной политике положения, касающиеся начисления и уплаты налогов (например, способ определения выручки от реализации — «по отгрузке» или «по оплате»).

         Такое мнение объясняется тем, что в  соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерский и налоговый учет тесно связаны, поэтому вполне оправдано объединить выбранные организацией способы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета в едином документе — в приказе об учетной политике. Необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения предусмотрена главами 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ, а порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения предусмотрен в ст.167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ специально подчеркивается, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

        Из  Налогового Кодекса РФ, следует вывод, что схема организации и ведения  налогового учета полностью определяется организацией — налогоплательщиком, которая «устанавливает порядок ведения налогового учета». Организационно-технические способы ведения налогового учета — это способы организации самого технологического процесса, которые устанавливают: организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой). Как уже отмечалось выше, исходя из положений Налогового Кодекса РФ, при определении не установленных налоговым законодательством понятий следует обращаться к нормам других отраслей права, в частности к нормам бухгалтерского законодательства. Однако порядок применения указанных способов при оценке активов налоговым законодательством не предусматривается. В этом случае придется обращаться к нормам бухгалтерского учета.

          По  ряду вопросов в части налога на добавленную стоимость (далее по тексту — НДС), налоговое состояние основного  средства определяется как сумма  расходов на его приобретение, (а  в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.

          В то же время, плата за регистрацию  сделок с недвижимым имуществом включается в состав прочих расходов.

          При возникновении новых фактов хозяйственной  деятельности, по которым возникает  необходимость отражения порядка  их учета в учетной политике для  целей налогообложения, следует оформить дополнение к учетной политике. Аналогично бухгалтерскому учету, определение Налоговым кодексом Российской Федерации основных правил ведения налогового учета организации, базируется на формулировке набора его базовых принципов. Вместе с тем, специальным предписанием, определяется перечень обязательных реквизитов аналитического регистра налогового учета, которые он должен содержать в обязательном порядке; это:

       — наименование  регистра;

      — период (дата) составления;

      — измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

     — наименование  хозяйственных операций;

     — подпись.  

      В учетной политике для целей налогообложения  также следует отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: ручным способом (на бумажных носителях) или с использованием компьютерных программ автоматизации бухгалтерского (налогового) учета расходов при методе начисления и при кассовом методе. Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С 2007 года все организации обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно.

       Таким образом, единственным ограничением на изменение налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения в части налога на добавленную стоимость, является правило, согласно которому «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом.

ГЛАВА 2. Организация аудиторской проверки учетной      политики организации

            2.1. Этапы и методы проверки учетной политики
        Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.                

      Аудиторские проверки связаны с конкретными проблемами, требующие творческого решения. С одной стороны, аудитор должен проверить и оценить счётную достоверность учёта, призванного отразить действительную величину отчётных показателей, такую, которая в точности соответствует реальности в данном периоде, а с другой – принять во внимание необходимость выравнивания данных отчётности по учётным периодам в пределах года или ряда лет, осуществляемого с помощью средств и методов учётной политики. Для этого аудитор должен оценить, насколько принятая проверяемым клиентом учетной политика соответствует целям его бизнеса в анализируемом периоде. Использует ли он только общепринятые методы, насколько они обоснованны и постоянны в применении и т. д. Информационную базу для оценки правильности избранного варианта учётной политики составляют действующее законодательство и другие нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учёта.     

       Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На первом этапе аудитор определяет систему внутреннего контроля и порядок документооборота в организации.                                                                         Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с        утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки). На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

         Рассмотрим аудит для целей бухгалтерского учета. В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения. Поэтому аудитору необходимо проанализировать, приемлем ли для данной организации избранный ею вариант, полностью ли он соблюдается.

           При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:

     — приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;

     -  рабочим планом счетов бухгалтерского учета;

      —  перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

     — правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;

      — методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;

      — пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

    -    изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

        Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Аудитору следует собрать ряд ответов на следующие вопросы:

   ▪    имеется ли в организации учетная политика;

   ▪    утверждено ли положение о бухгалтерской службе;

   ▪ ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;

    ▪ корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ;

    ▪ имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;

    ▪  имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике.

       Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

      На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить рабочую таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

 

           2.2. Методы проверок учетной политики организации
      Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем 100 % объектов проверяемой совокупности, под которыми принимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, представляющие составить мнение обо всей проверяемой совокупности. Для определения выборки организация должна определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем выборки. Обычно выборка должна быть репрезентативной (представительной). Это требование предполагает, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными в выборку. Сделать правильный вывод о свойствах всей проверяемой совокупности путем отбора из следующих способов выборки: 

         1.  Случайный   —  может проводиться  в таблицах случайных чисел;

         2. Систематический — предполагает, что элементы отбираются через постоянный  интервал, начиная  со случайно  выбранного числа.

         3. Комбинированный – представляет  собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

         Задачами проверки является необходимость удостоверения в соответствии учетной политики организации требованиям ПБУ 1/2008, в частности, наличии в учетной политике следующих моментов:

         а)   рабочего плана счетов;

         б)  форм первичных учетных документов, по которым Госкомстатом не установлены  типовые формы;

         в)  форм документов для внутренней бухгалтерской  отчетности;

         г)   порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;

         д)   методов оценки активов и обязательств;

         е)   правил документооборота;

        ж)  порядка  контроля за хозяйственными операциями;

— обеспечении учетной политикой установленных ПБУ 1/2008 принципов (полноты, своевременности, непротиворечивости, рациональности, приоритета содержания перед формой);

— неизменности принципов учетной политики в течение отчетного периода;

— полноте раскрытия в учетной политике избранных способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решения пользователем бухгалтерской отчетности (способ амортизации основных средств, оценка производственных запасов, оценка незавершенного производства, признание доходов и расходов малыми предприятиями и т.д.)

        В стадии проверки включаются:

  1. Стадия планирования – состоит  из:

        -  сбор сведений о клиенте;

        -  информация и правовые обязательства клиента;

        -  составление плана, программы на проведение проверки;

        -  график работы.

 2. Стадия  проведения  аудиторской проверки,  в ходе которой:

       — выполняются аудиторские процедуры проверки оборотов и сальдо по бухгалтерским счетам;

       — оформляются рабочие документы аудита по результатам выполнения аудиторских процедур и собранных аудиторских доказательств.

  3. Стадия подведения итогов аудита,   на которой:

      — оценивают полноту проведения аудита;

      — оценивают существенность выявленных ошибок и нарушений;

      — составляют письменную информацию по результатам проверки для экономического субъекта;

      — обсуждают с руководством экономического субъекта ошибки и замечания и получают от экономического субъекта протокол внесения изменений в бухгалтерский учет и отчетность по обнаруженным ошибкам;

      — после исправления бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта оформляется новый вариант письменной информации руководству экономического субъекта;

4.  Стадия  формирования окончательного мнения  аудитора о достоверности бухгалтерской  отчетности,    на которой:

        — оформляется аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности;

       — выдаются рекомендации о совершенствовании системы бухгалтерского учета;

       — обсуждаются с руководством экономического субъекта результаты проверки и возможность выполнения рекомендаций.

        В соответствии с требованиями правила (стандарта) № 8 «Существенность в аудите» аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Существенность — это вероятность того, что применяемые и иные, в том числе юридические, экспертные и так далее, процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчётности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие решения ее пользователями. При подготовке общего плана аудита аудиторской организацией следует установить применимые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчётность достоверной.

        Уровень существенности принимается во внимание на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема аудиторских процедур, а так же на этапе завершения аудита при оценке искажений достоверности бухгалтерской отчетности.

       При проверке отчетности аудитор оценивает выявленные в ней ошибки, которые по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными (нематериальными). Кроме того, аудитор дает оценку степени риска своей деятельности. (Стандарт «Существенность и аудиторский риск»).

     Различают три основных уровня материальности ошибок и пропусков:

           1 уровень – суммы ошибок и  пропусков так малы, что не  могут повлиять на решение пользователя информации. Они считаются несущественными (нематериальными).

           2 уровень – материальные ошибки  и пропуски влияют на принятие  решений пользователем, но в  целом внешняя отчетность реальна.

          3 уровень – ошибки и пропуски, ставящие под сомнение достоверность бухгалтерские отчетности.

          В этом случае аудитор выносит  отрицательное аудиторское заключение.
      2.3 Оценка аудиторского  риска и результаты  аудиторской проверки
         Другим  элементов деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска. Риск аудитора означает вероятность того, что бухгалтерская отчётность организации может содержать не выявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения её достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчётности нет. Далее необходимо определить аудиторский риск, под которым понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Для определения аудиторского риска необходимо найти произведение неотъемлемого риска, риска средств контроля, а также риска необнаружения.

      Далее составляется план и программа аудита. В соответствии со стандартом № 3 «Планирование аудита» аудиторская организация обязана планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

     Аудитору  необходимо составить и документально  оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. После составления общего плана в соответствии с правилом стандартом № 3 «Планирование аудита» аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкции для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работ. Поэтому в ходе аудиторской проверки аудитору следует обратить особое внимание на  соответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах. Рабочими документами аудитора являются: приказ о учетной  политике, план счетов, бухгалтерская отчетность. План аудита согласуется с клиентом, особое внимание следует уделить распределению ответственности. По ходу проверки план может дорабатываться. Все внесенные в план существенные изменения и соответствующие обоснования должны быть зафиксированы документально.

       Одной   из   насущных   проблем   современного   российского   аудита является выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки. По результатам аудиторской проверки аудитор должен составить отчет аудитора, находящий свое отражение в аналитической части аудиторского заключения.

      Аудит планируется и проводиться таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводиться на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности, информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема походження слов'ян в історіографії
Реферат Последовательные порты ПЭВМ. Интерфейс RS–232C
Реферат Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования
Реферат Miss Brill Essay Research Paper The Third
Реферат To Kill A Mockingbird Stereotypes Essay Research
Реферат Система NetWare фирмы Novell
Реферат Обращенная газовая хроматография физико-химические основы метода применение современное аппаратурное
Реферат Основы параллельного программирования на кластере и разработка элективного курса Администрирование
Реферат Системи координат декартова полярна циліндрична сферична Довжина і координати вектора Век
Реферат Зросійщення України
Реферат Генрих V граф Люксембурга
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Перестрахование» Направление подготовки
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Алгебра и геометрия» Направление: 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Реферат Фізична реабілітація при вадах серця
Реферат Ельцин миф политик человек