Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

Содержание
 
Введение
1. Теоретические основы формирования представленийстарших дошкольников о здоровом образе жизни
1.1  Формирование представленийдошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности формированияпредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.3 Трудовая деятельность каксредство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образежизни
2. Анализ работы современного ДОУ поформированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни втрудовой деятельности
2.1 Экспериментальное исследованиеуровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2.2  Рекомендации по организации процессаформирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни втрудовой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение
 
Здоровье – это то, чтожелает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметьникаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальныеусловия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья.Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, нестрадать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменитьсвой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
С каждым годом возрастаетпроцент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденциянепрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано смассой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями,экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи;массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системойздравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического ифизического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучиеобщества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровомобразе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особеннозначима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активногоразвития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений обобразе жизни.
Проблема укрепленияздоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленныхисследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов,физиологов, экологов:
— обоснование связифизического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили,Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;
— проблемапсихологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной,А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой идр.;
— принцип взаимосвязифизиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П.Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова идр.;
— на важность проблемыформирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизниуказывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И.Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
Несмотря намногочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана впрактике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темынастоящего исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возрастапредставлений о здоровом образе жизни».
Цель исследования – выявить особенности формированияпредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшегодошкольного возраста.
Предмет исследования –процесс формированияпредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовойдеятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования представленийстарших дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:
— возрастные ииндивидуальные особенности детей;
— создавать в ДОУпроцессы по учебно-методической интерпретации содержания здорового образажизни;
— включать впедагогический процесс трудовую деятельность в качестве эмоционального стимулаи средства формирования представлений детей о здоровом образе жизни;
— систематически ицеленаправленно проводить пропаганду здорового образа жизни.
Для достижения целиисследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
— раскрыть педагогическийпотенциал ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни старшихдошкольников;
— исследовать уровеньздоровья детей старшего дошкольного возраста;
— эмпирически выявитьпсихолого-педагогические пути формирования здорового образа жизни у старшихдошкольников;
— подготовить рекомендациипо процессу формирования представлений старших дошкольников в трудовойдеятельности.
Для решения поставленныхзадач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
— теоретические (изучениеи анализ литературы по проблеме);
— эмпирические (анализдеятельности ДОУ по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников;наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).
Опытно-экспериментальнаябаза исследования:ДОУ №86.
Теоретическаязначимость исследованиязаключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы формированияздорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Практическаязначимость:материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы впрактике работы современного ДОУ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения,двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

1. Теоретическиеосновы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
 
1.1 Формированиепредставлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическаяпроблема
Актуальность проблемы здоровогообраза жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организмчеловека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисковтехногенного, экологического, психологического, политического и военногохарактера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблема формированияздорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чемсвидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова,О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского,С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.
Рассмотрим сущностьпонятия «здоровье».
По определению Б.Я. Солопова,здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние,выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненныепотребности» [24,176].
По мнениюГ.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма,характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствиемкаких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного исоциального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии,энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [16,90].
Здоровье характеризуетсябиологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическимирезервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальнымивозможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).
Выделяют три типаздоровья:
— 1) «индивидуальноездоровье» (человек, личность);
— 2) «здоровье группы»(семья, профессиональная группа, «страта – слой»);
— 3) «здоровье населения»(популяционное, общественное). В соответствие с типом здоровья выработаныпоказатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.
Выделяют здоровьепсихологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.
Согласно исследованиямЛ.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детейдошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительноесамочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основныхвозрастных потребностей: биологических и социальных.
По мнению М.Ю. Стожаровой,«один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье»[30,4].
Относясь к сфереэмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который«питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активностьили же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.
Термин «психологическоездоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркиваетнеразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портретпсихологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый,открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но ичувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь,находится в постоянном развитии.
По мнению И.В. Дубровиной,основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитиеребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следуетрассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации наабсолютные ценности (доброту, красоту, истину).
Таким образом, еслиличность не имеет этической базы, то невозможно говорить о его психологическомздоровье.
Большинство людей сдетства настолько привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, чтозадумываются о нем уже тогда, когда оно основательно «подорвано», и человекуприходится обращаться к врачу.
Здоровье человеказакладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% — образом жизни, на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием окружающей средыи примерно на 10% — возможностями медицины и здравоохранения. Важное место всохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
В современной литературесуществует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них являетсяопределение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения:«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социальногоблагополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [24,176].
Поскольку ни односуществующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянииздоровья человека судят на основании объективных данных, полученных врезультате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических(физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных сосреднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных,временных, эколого-этнических и других поправок.
При соответствующихпоказателях, при отсутствии жалоб со стороны индивида, ставят диагноз «здоров».В теоретической медицине и физической культуре существует понятие «абсолютноездоровье», которое с большим допуском может быть сопоставлено со здоровьемкосмонавта перед запуском.
В настоящее времявырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественное измерениездоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простоговыживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье).
Определение уровняздоровья имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большойспектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режимадвигательной активности, питания, отдыха и т.п.
К показателям здоровьянаселения относятся: рождаемость и смертность, инвалидизация ипродолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д.
Здоровье человека взначительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей,определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью.Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасльзнания, получившая название «валеология» — наука о здоровье.
Понятие «здоровый образжизни» однозначно не определено: представители философско-социологическогонаправления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук,В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальнуюсоциальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическомнаправлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк,Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрениясознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения:например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. онинацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни –это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективныхи субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» [24,176].
Здоровый образ жизниявляется предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека,достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальныхфункций.
Здоровый образ жизни –это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельностичеловека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
В узко биологическомсмысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека квоздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.
Авторы, исследующиепроблему здорового образа жизни, включают в данное понятие базовые: окружающуюсреду, отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков; питание и движениечеловека; гигиену организма.
Психическое здоровьечеловека также относится к понятию здорового образа жизни. Оно определяется как«состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельностичеловека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, егоактивности» [24,176].
Основу психологическогоздоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.Одной из важнейших целей психологической службы образования является созданиепсихолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.
Выделяются основныепринципы здорового образа жизни:
1. Творцом здоровогообраза жизни является человек как существо деятельное в биологическом исоциальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная илифизическая деятельность).
2. Отказ от вредныхпривычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсическихвеществ).
3. Соблюдение принциповрационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы,витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемыхпродуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональнаядвигательная активность.
5. Соблюдениеобщечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферыжизнедеятельности человека и т.д.
В настоящее времяразработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически всесферы жизнедеятельности человека.
Цель этих программ –«создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями,эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия –заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д.» [24,176].
В соответствии сконституциональными (морфофизиологическими и психофизиологическими)характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и т.д.создается типология здорового образа жизни, т.е. для каждого конкретногочеловека подбираются общие принципы и программы здорового образа жизни.
На соблюдение принциповздорового образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы.
К субъективным факторамотносится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни, отдельнымчеловеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры имассового спорта.
Среди объективныхфакторов здорового образа жизни детей выделяются следующие:
— «качество окружающейсреды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;
— доступностьфизкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов,оздоровительных центров и т.д.), спортивного инвентаря и т.д.» [28,5].
1.2 Особенности формированияпредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
 
Задачи и содержаниевоспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место срединих занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к.от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.
У детей старшегодошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представленийо здоровом образе жизни:
— активно развиваютсяпсихические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
— «заметны положительныеизменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять идемонстрировать правильную осанку;
— дети способнысамостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания,прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлениифизической активности» [23,14].
На физиологическоесостояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает ихпсихоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальныхустановок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизнистарших дошкольников:
— эмоциональноесамочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
— интеллектуальное самочувствие:способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальныхдействий в новых обстоятельствах;
— духовное самочувствие:способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные целии стремиться к ним; оптимизм.
Анализ всех программвоспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, чтоведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание вотличие от формирования представлений старших дошкольников о здоровом образежизни.
Так, в базисной программе«Истоки» это направление называется «Физическое развитие», а в программе«Детство» оно формулируется: «Растим детей здоровыми, крепкими,жизнерадостными».
Серьезное же внимание к формированиюздорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе «Радуга».
Такое внимание ДОУ кфизическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организмадетей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развиваетсядвигательная активность и т.д.
Для формирования представленийстарших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения,укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневнов группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создаватьбодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развиватьсноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятияфизкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияетна эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроениюдетей, формирует их представления о здоровом образе жизни» [28,6].
Большое значение наформирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказываютподвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во времяпрогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игрыобязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольниковорганизует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играютнебольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулируетстарших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и корганизации здорового образа жизни» [23,15].
Процесс формированияпредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан своспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Помимо ежедневнойутренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальныефизкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений,различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышениесамостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале,сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.
Развитие движений, воспитаниедвигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок.В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, гдепроводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так,воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природногоматериала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.
Формирование представленийстарших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни издоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальныхинструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском садупостоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей,проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.
Авторы комплексныхпрограмм воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представленийстарших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте иаккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности ит.д.
Так, в программе«Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», напервом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшейгруппе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольномвозрасте «дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнаюто некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте детисамостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода заодеждой и т.п.» [23,15].
Эффективное формирование представленийдетей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни можетосуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
Режим – это твердоустановленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизнидетей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждогоребенка.
Для старшего возрастаустанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории.Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, аспециально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательноезначение» [23,15]. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, преждевсего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками ивзрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными,самостоятельными.
Положительное влияние наформирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказываютпрогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуютразвитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха ирасслабления; укрепляют нервную систему детей.

1.3 Трудоваядеятельность как средство формирования представлений старших дошкольников оздоровом образе жизни
 
Необходимость трудовойдеятельности обусловила большое значение ее научного исследования. Немалоценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я. А.Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других.
Различные аспектытрудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А. Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А. Шибановым,М.У. Пискуновым.
Передовые представителифилософской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу,которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждойличности отдельно: труд – основной источник материального и духовного богатстваобщества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг,фундамент личностного развития.
Еще большее значениеприобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса ирыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкийтехнический кругозор и способность к быстрому овладению более совершеннымитрудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщение детей в той или иной формек трудовой деятельности становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательногопроцесса уже в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Раскроем сущность понятий«труд», «трудовое воспитание», «трудовая деятельность».
Труд есть«фундаментальный вид деятельности человека, направленный на видоизменение иприспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей;целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физическогонапряжения» [24,358].
Понятие труда тесносотрудничает с педагогической категорией «трудолюбие». Трудолюбие является«результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации ивыступает как личностное качество, которое характеризуется большойпотребностно-воспитательной силой труда (знания и убеждения), умением истремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлятьволевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессетрудовой деятельности» [37,12].
Трудовое воспитание есть «процессорганизации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся иформирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению вне инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов»[37,12].
Трудовая деятельностьесть «основной вид человеческой деятельности; труд является сознательнойпреобразующей деятельностью, характеризующейся созиданием ценностей, необходимыхдля существования и развития человека и человеческого общества» [24,127].
Успешное формированиеличности ребенка в современном ДОУ может осуществляться только на основеразумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с трудовойдеятельностью. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственноеучастие дошкольников в общественно полезном труде, является действеннымфактором взросления, морального и интеллектуального формирования личностиребенка, его физического развития, формирования представлений о здоровом образежизни.
Формированиеположительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующегонаучения дошкольников трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудоваядеятельность дошкольников выступает как специально организованныйпедагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами тогоили иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков,представлений о здоровом образе жизни.
В условиях ДОУ решаютсяследующие задачи трудового воспитания:
— формирование у детейположительного отношения к труду как высшей ценности в жизни;
— формированиеустойчивого интереса детей к конечному результату трудовой деятельности;
— формированиетрудолюбия, ориентации на здоровый образ жизни.
Особое значение трудоваядеятельность приобретает для ребенка старшего дошкольного возраста, т.к. именнов этом возрасте дошкольник способен усваивать такие понятия как«ответственность», «уважение к труду и людям труда», а также «здоровый образжизни».
Трудовая деятельностьстаршего дошкольника определяет направление его образа жизни: лишь труд можетдоставлять огромную радость, особенно если его плоды направлены на другихлюдей, лишь труд есть норма здоровой и счастливой жизни.
В старшем дошкольном возрастеребенка приучают к аккуратному обращению к игрушкам, учат их беречь иремонтировать; ухаживать за растениями, животными, птицами, рыбками; стиратьбелье, заниматься лепкой, рисованием, резьбой; трудиться с картоном, бумагой,тканью и т.д.
В ДОУ дети выполняютразличные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручнойтруд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умениябыть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки.
Хозяйственно-бытовой илипросто бытовой труд в детском саду связан с дежурством в группе. Это может бытьдежурство по подготовке к обеду, ужину, работе в «живом» уголке, подготовкеучебной или игровой комнаты.
Труд в природе не толькоспособствует формированию умений и навыков, но и положительно влияет нанравственно-социальное становление личности ребенка. Дети с большой любовьюухаживают за животными, готовят грядки, весной ухаживают за цветами. Именно«труд в природе дает возможность увидеть ее красоту, сезонные изменения,создавать прекрасное в детском саду и пр.» [24,103].
В процессе трудасоздаются условия для проявления детьми старшего дошкольного возраста качеств:коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности»[28,316], т.к. трудовая деятельность оказывает благотворное влияние нанравственное воспитание ребенка.
Физиологическиеисследования показывают, что физический труд, связанный с движениями имускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силычеловека и его здоровье, повышает его жизненную энергию, умственную работоспособность,нравственные силы; дают стремление вести здоровый образ жизни.
К.Д.Ушинский писал: «Ктоне испытал живительного освежающего влияния труда на нравственные чувства? Ктоне испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, инебо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки отсвежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска,скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев,страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать» [32,342].Великий педагог подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастьячеловеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [32,348].
Существенная функциятрудовой деятельности старших дошкольников состоит в формировании у них нетолько нравственных качеств, но и товарищеских отношений, коллективизма, взаимнойтребовательности. «Только участие в коллективном труде, — отмечал А.С.Макаренко, — позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение кдругим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся,возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся оттруда» [19,397]. Известный педагог считал труд существенным элементом выработкиу воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских,нравственных чувств. «Мы хорошо знаем, — писал А.С.Макаренко, — что от природывсе люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни однилюди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самомупростому труду, другие – к труду более сложному, и, следовательно, болееценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, онивоспитываются в нем в течение его жизни и, в особенности, в молодости» [19,397].

2. Анализ работысовременного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений оздоровом образе жизни в трудовой деятельности
 
2.1 Экспериментальноеисследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образежизни
 
С целью определенияуровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образежизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базойисследования выступило дошкольное образовательное учреждение №16 г. Саранска. Вэксперименте участвовали 24 ребенка старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогическойлитературы по проблеме исследования выявил критерии сформированности представленийстарших дошкольников по следующим показателям: 1) представление дошкольника опонятии «здоровый образ жизни»; 2) представление дошкольника о вреденездорового образа жизни на организм и психику человека.
Были рассмотрены уровни вразличной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представленийдетей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой наследующие показатели:
— высокий уровень:ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»;отрицательно относится к вредным привычкам; настроен на здоровый образ жизни;
— средний уровень:ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеетнебольшое представление о вредных привычках; не всегда стремится «настроитьсебя» на здоровый образ жизни;
— низкий уровень: ребенокне имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредныхпривычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.
Основу экспериментальногоисследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование,эксперимент.
С целью определенияуровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни был проведенметод наблюдения за детьми в трудовой деятельности [Приложение 1] ианкетирование [Приложение 2].
Таблица 1: Уровни сформированностипредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в началеэксперимента.
Уровни сформированности
представлений Экспериментальная группа Контрольная группа
Абсолютное
число
Относительное
число
Абсолютное
число
Относи-
тельное
число Высокий 2 8,3% 1 4,2% Средний 6 25% 8 33,3% Низкий 4 16,6% 3 12,5% /> /> /> /> /> /> /> /> />
Анализ проведенныхметодов наблюдения и анкетирования позволил сделать вывод о том, что уровеньпредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни (у испытуемойгруппы) в основном – средний и низкий.
Результаты началаэксперимента показали необходимость и целесообразность проведения определеннойработы по повышению уровня сформированности представлений старших дошкольниково здоровом образе жизни путем реализации выделенных нами педагогическихусловий:
— организацияцеленаправленной трудовой деятельности дошкольников;
— учет индивидуальных и возрастныхособенностей детей;
— эмоциональный комфортдля каждого ребенка;
— установление тактикисотрудничества при взаимодействии детей и взрослых;
— уважение прав ребенкана развитие индивидуальности;
— использованиеразнообразных целенаправленных методов и форм формирования здорового образажизни, их оптимальное использование;
— системный исистематический характер методической и воспитательной работы, направленный наформирование здорового образа жизни детей.
Для реализации выделенныхпсихолого-педагогических условий необходимо внести необходимые изменения ввоспитательно-образовательный процесс:
— ввести в содержаниевоспитания детей трудовой аспект;
— отказаться от прямыхуказаний и перенести акцент на косвенные воздействия через организациюздорового образа жизни;
— рационально иэффективно использовать средства трудовой деятельности детей.
До начала формирующегоэтапа мы разграничили детей на две группы: экспериментальную – 12 человек (этодети, которые принимали участие в формирующем эксперименте). В контрольнуюгруппу вошли те дети, которые не принимали участия в формирующем эксперименте –следующие 12 человек.
Формирующий экспериментпроводился в естественных условиях группы, где создавали обстановку, позволяющуюиспытуемым детям чувствовать себя непринужденно. При формировании представленийдетей о здоровом образе жизни стремились активизировать их трудовуюдеятельность.
Процесс формированияпредставлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни втрудовой деятельности потребовал организации специальных занятий, посвященныхэтой проблеме, на которых широко использовались средства труда:
1. Наблюдение за детьмиво время их игровой и трудовой деятельности [Приложение 1].
2. Анкетирование[Приложение 2].
3. Проведение мероприятия[Приложение 3].
После того, как былоорганизовано и проведено исследование, возникла необходимость проверить эффективностьработы по созданию педагогических условий, обеспечивающих формированиепредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
С этой целью проведеноконтрольное обследование исследуемых детей. Методика контрольного обследованиясовпадала с методикой констатирующего эксперимента.
При определении уровняпредставлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизниосуществлялась опора на уровни, выдвинутые в пункте 2.1: высокий, средний инизкий уровни.
Основу контрольного экспериментальногоисследования составил комплекс диагностических методов, взаимодополняющих другдруга и контролирующих объективность результатов: наблюдение, анкетирование, занятие.
В исследовании принялиучастие контрольная и экспериментальная группы детей старшего дошкольноговозраста.
Определив уровень сформированностипредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, мы сравнилиполученные данные с результатами констатирующего эксперимента, отразив их втаблице 2:
Таблица 2: Уровни сформированностипредставлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Уровни представлений
старших дошкольников Экспериментальная группа Контрольная группа В начале эксперимента
В конце
эксперимента В начале эксперимента
В конце
эксперимента
Абс.
число %
Абс.
число %
Абс.
число %
Абс.
число % /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.