Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учёт как информационная система

Санкт-Петербургский Государственный Университет
экономики и финансов
Контрольная работа №_____ Кафедра бухгалтерского учёта и аудита
По курсу Бухгалтерский управленческий учёт
Тема 2. Бухгалтерский учёт как информационная система
Студента IVкурса, группа 449,
Специальность Бухгалтерский учёт и аудит, 4-х год.
Козыревой Снежаны Геннадьевны
Адрес: 188230 г. Луга, ул. Киевская, д. 53, кв. 25 т. (813-72) 4-23-39
Дата регистрации работы_____200__ г. № зачётной книжки 0584208
Содержание
Пользователи учётной информацией и их интересы
Назначение управленческого учёта и его место в информационной системе организации
Влияние качества управления на организацию управленческого учёта
Сравнительная характеристика управленческого и финансового учётов
Особенности организации управленческого учёта
Учётная политика в части управленческого учёта и её связь с другими системами учёта в организации
Заключение
Список использованной литературы
Пользователи учётной информацией и их интересы
Управленческий учёт охватывает все виды учётной информации для внутреннего использования руководством на всех уровнях управления предприятием. Его цель — это, прежде всего, обеспечить менеджеров информацией для принятия научно обоснованных управленческих решений. К данным управленческого учёта, предназначенным для руководства предприятия, предъявляются совершенно иные требования, чем к информации, представленной в финансовой отчётности и используемой внешними пользователями.
Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две группы: внутренние пользователи и внешние пользователи (см. рис. 1.1).
Администрацию организации представляют совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации являются одним из основных пользователей бухгалтерской учётной информации. Её состав для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых представителем, и уровня должности, занимаемой представителем. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации, например, больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации (соотношение платёжных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.
Пользователи финансовых отчётов традиционно находятся вне предприятия, подготавливающего отчёт. Руководители организации отвечают за качество отчётности. Внутренние отчёты составляются для руководства предприятия, они не доступны для внешних пользователей. Данные, содержащиеся в этих отчётах, представляют коммерческую тайну организации. К таким отчётам, в частности, относятся сметы расходов и доходов, калькуляции себестоимости продукции, которые используются при определении цены продажи продукции, в планировании производства и реализации, планы капитальных вложений.1
Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются сегодняшние и потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчётности. По данным отчётности они делают выводы о финансовых перспективах в будущем, о ликвидности и платежеспособности организации.
Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом являются налоговые органы, казначейство, Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина Российской Федерации, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).
Налоговые органы и казначейство, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право пользоваться не только отчётной, но и всей другой учётной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов. Вся учётная информация предоставляется ревизорам КРУ Минфина России и вышестоящих органов, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.
Представителям Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предоставляется учётная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.
Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учётной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.
Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчётности (как правило, для оценки финансового состояния). В органы Госкомстата представляется статистическая отчётность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учёта.
Назначение управленческого учёта и его место в информационной системе организации
Управленческий учёт — составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учёт формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.
Содержание управленческого учёта определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.
Управленческий учёт связывает на практике процесс управления с учётным процессом, так как имеет с ним одни и те же объекты: производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия; хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.
Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объёма информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определённый интерес либо к деятельности этого предприятия, либо к результатам его деятельности.
Увеличивается объём информации о спросе на выпускаемую продукцию, возможностях сбыта продукции при определённых условиях и требованиях, материально-техническом обеспечении производства этой продукции, об основном производстве, технической подготовке производства, о затратах на производство и эффективности выпуска определённых изделий и т.п.
Собственников предприятия, поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые органы, акционеров интересует другая информация: об изменении доли собственного капитала, эффективности инвестиций, доходах и эффективности использования ресурсов и т.п.
В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать (рис. 2.1.).
Экономическая информация представляет собой такой вид информации, которая последовательно и полно отражает производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Экономическая информация подразделяется на следующие виды: плановую, нормативно-справочную и учётную.
Плановая информация содержит данные для выбора действий, которые могут быть предприняты в будущем. Основное содержание планово-экономической информации составляет технико-экономическое и оперативно-производственное планирование. Планом может быть охвачена деятельность любого структурного подразделения и предприятия в целом.
Важной частью технико-экономического планирования является составление смет (бюджетов) для предприятия в целом на конкретный период времени (год). Главной целью сметы, которая ставится администрацией при разработке, — это координация отдельных планов структурных подразделений, обеспечение их согласованности.
В связи с тем, что конечным результатом деятельности предприятия в целом и его обособленных структурных подразделений является готовая продукция или продукция разной степени готовности либо виды услуг, работ, для выпуска которых организовано данное предприятие или структурное подразделение, согласованность смет должна быть осуществлена через объект планирования: продукт, издержки по производству этого продукта, его эффективность.
Оперативно-производственное планирование содержит плановые работы по уточнению, детализации и конкретизации показателей производственной программы по предприятию, отдельным подразделениям, рабочим местам на короткие периоды времени (от месяца до часа). Отличительной особенностью оперативно-производственного планирования как завершающего этапа всей системы планирования является то, что оно сочетает детальную разработку плана с экономическими нормативами предприятия и непосредственно контролирует сбалансированностью выполнение производственной программы.
Разработка планов не гарантирует их исполнения. Каждый руководитель подразделения должен принимать определённые меры для этого. Каждый менеджер обязан наблюдать за ходом выполнения плана, вмешиваться при обнаружении каких-либо отклонений, при необходимости менять прежние планы, учитывая новые условия.
Определение понятия двух частей внутрипроизводственного планирования позволяет утверждать, что в рамках одного предприятия их цели и задачи совпадают. Основу обеих частей планирования должны составлять одни и те же показатели и экономические нормативы.
Нормативно-справочная информация является связующим звеном между остальными видами экономической информации. Состав нормативно-справочной информации определяется типом производства, номенклатурой и сложностью выпускаемых изделий, технологией и организацией производства, внутрипроизводственным разделением труда, уровнем развития внутренних хозяйственных связей. Эти признаки являются основополагающими в применении методов технико-экономического и оперативно-производственного планирования, учёта производства, методов учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Учётная информация, как и другие виды экономической информации, имеет общие черты, принципы и объекты с нормативно-справочным и планово-экономическим видами. Учётная информационная система имеет следующие стадии: сбор, изменение первичных данных, регистрация, передача в вычислительные центры или аппарат управления для обработки, обработка данных для оперативного управления, накапливание и группировка данных по потокам и определённым принципам, формирование сводной информации и производство расчётов, используемых в аналитическом и синтетическом учёте, составление внутренней и внешней отчётности.--PAGE_BREAK--
В процессе деятельности на предприятии возникает большой объём оперативной информации. Например, мастеру необходимо знать, на каком участке или в какой бригаде произошли сбои производства, сколько продукции выпущено цехом, сколько обработано деталей на его производственном участке, сколько начислено заработной платы, а каждому работающему интересно знать, сколько заработной платы начислено ему.
Заведующий складом должен знать о наличии складских запасов: не только сумму, но и количество по каждому наименованию для того, чтобы вовремя заказать новую партию и т.п.
Первичная информация обеспечивает исходными данными финансовый и управленческий учёт.
Финансовый учёт готовит информацию для внутренних и внешних пользователей, используя при этом общие для всех предприятий правила ведения.
Большой объём первичной информации не позволяет менеджерам полностью её осмыслить, проанализировать и использовать в своей работе. Менеджеры должны использовать краткие обзоры и другую сгруппированную информацию для выполнения своих обязанностей. Учётная информация, специально подготовленная для руководителей разных уровней управления, называется управленческой учётной информацией.
Управленческий учёт использует оперативную (первичную) информацию независимо от её количественного измерения, например, отзывы покупателей о качестве продукции. Однако большая часть первичной информации не удовлетворяет запросам руководителей. Так, главного конструктора не занимают вопросы о том, сколько заработал сегодня или неделю назад какой-либо рабочий механического цеха. Он заинтересован в итоговых данных: полностью или нет удовлетворена его заявка на материалы, какая сумма выделена бюджетом предприятия на работы, связанные с изменением конструкции изделия или освоением новых продуктов.
Следовательно, в работе менеджеры используют как детализированную, так и итоговую информацию.
Влияние качества управления на организацию управленческого учёта
Каждая организация, осуществляя свои хозяйственные функции, имеет определённый набор целей. Для реализации намеченных целей руководители фирм и подразделений выполняют соответствующие управленческие функции:
принятие решений;
планирование;
оперативное управление;
контроль за выполнением управленческих решений.2
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Как указывалось выше, управленческий учёт имеет целью обеспечить менеджеров компании достоверной оперативной информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью и принятия обоснованных решений.
Руководители должны обладать определёнными знаниями, навыками, личными качествами, соблюдать определённые этические нормы.
Руководитель должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление, уметь разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, действующих на предприятии, и взаимодействии последних с внешней средой.
Основными ресурсами руководителя являются: информация, время и люди; умело используя их, руководитель обеспечит получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимого им предприятия.
Ведя работу по организации управленческого учёта, руководитель должен чётко представлять ответы на следующие вопросы:
какая нужна учётная информация;
к какому сроку нужна учётная информация;
где данная информация может быть получена;
кто будет получателем и пользователем учётной информации;
какие аппаратные, программные и организационные средства нужны для получения информации;
каков «механизм» сбора и обработки учётной информации;
в какой форме учётная информация должна быть представлена.
Использование системы управленческого учёта способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создаёт реальные возможности для его оптимизации.
Хорошо организованный управленческий учёт, адекватно соответствующий условиям деятельности компании, обеспечивает не только контроль текущей работы, но и улучшение её результатов в будущем.
Организовать управленческий учёт — значить создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Необходимо определить, кто именно будет выполнять каждое конкретное задание и кто будет отвечать за его выполнение. Это позволяет систематизировать возникающие задачи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для управления ходом их решения со стороны руководства.3
При определении роли управленческого учёта в управлении необходимо исходить из того, что система управления является ведущей, а система управленческого учёта — обеспечивающим звеном. Важно понимать, что управленческая информация, позволяющая измерять экономические показатели операционных структур, действующих децентрализовано (цехи, отделы, подразделения), готовится лишь в том случае, если предполагается, что выгоды для менеджмента от её получения выше расходов на подготовку отчёта.
Следует уточнить, что на многих российских предприятиях управленческий учёт и анализ как сфера, находящаяся в исключительной компетенции менеджмента компании, ещё не сложился как целостная система сбора, анализ и представления финансовой и производственной информации, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения. Пока в России отсутствует единая методическая база формирования системы управленческого учёта. На законодательном уровне понятие управленческого учёта ещё не введено, хотя Министерством экономического развития и торговли совместно с экспертами ТАСИС и Фонда бухгалтерского учёта ведётся активная разработка проектов базовых методических рекомендаций для внедрения системы управленческого учёта на российских предприятиях. Планируется создание Экспертно-консультативного совета по управленческому учёту при Минэкономразвития РФ.4
Сравнительная характеристика управленческого и финансового учётов
Современное предприятие со своей сложной структурой производства выступает в экономике динамичным объектом хозяйства и представляет законченную систему с определёнными внутренними и внешними целями.
Они определяют состав и содержание информации, которая формируется и обрабатывается на предприятии.
Управленческий учёт, являясь продолжением финансового учёта, имеет с ним подлинную взаимосвязь и определённые различия.
Взаимодействие управленческого и бухгалтерского учёта достигается на основе преемственности и комплексного использования первичной информации, единства норм и нормативов, а также единства нормативно-справочной информации в целом, дополнения информации одного вида учёта данными другого, однократной фиксации всей исходной переменной информации в первичном учёте, взаимопроникновение методов или их элементов, приближения учётной информации к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового учёта производства при проектировании или совершенствовании систем автоматизированного управления производством.
На рис. 4.1. представлены предполагаемые методологические основы взаимосвязи финансового и управленческого учёта, которые рассмотрены на примере учёта производства.
Несмотря на то, что в каждом из видов учёта присутствуют свои особенности, они имеют общие характеристики в принципах построения, применяемых методах и, что самое главное, в управленческом и финансовом учёте в процессе текущего управления производством в качестве единых объектов выступают средства труда и сам труд, т.е. материальные и трудовые ресурсы.
Оба вида учёта играли и играют регулирующую роль и несут в себе элементы такой системы, которая предусматривает прямые и обратные связи при выполнении функций наблюдения, измерения различных характеристик производства или его отдельных частей, обработки информации по данным первичной документации.
Подтверждением тому служит движение отчётной документации между подразделениями и службами предприятия и бухгалтерии.
Сравнивая финансовый и управленческий учёт, можно выделить в них и различия.
Степень регламентации. Ведение финансового учёта является обязательным для каждого предприятия. Законом устанавливаются требования к финансовой информации. Регламентируются формы отчётности и их содержание, порядок расчёта показателей.
Ведение управленческого учёта зависит от воли администрации. Дирекция может осуществлять управленческий учёт, руководствуясь принципом целесообразности. Никто не вправе указывать, в какой форме должен быть организован учёт и каким образом он будет осуществляться. Сбор и обработка информации считаются целесообразными, если её ценность для управления выше стоимости получения.
Точность информации. Поскольку менеджерам часто необходима срочная информация, то для принятия решений используются приблизительные оценки. Требования к точности в управленческом учёте ослаблены в сторону ускорения получения информации. В то время как финансовый учёт базируется на точности информации, законом регламентируются не только ограничения, но и требования. Финансовые отчёты готовятся для внешних потребителей, т.е. людей, не работающих на предприятии. Информация, содержащаяся в финансовых отчётах, отражает операции, которые уже совершены, и потому она поддаётся проверке и оценке надёжности.
Управленческий учёт, объединяя планирование и принятие управленческих решений, в большей степени направлен в будущее. Точность прошедшей информации хотя и служит для определения тенденций, заменяется субъективными оценками будущих событий.
Масштабы информации. Финансовые отчёты обобщают информацию о деятельности всего предприятия. В некоторых случаях (когда предприятие расположено в различных регионах, или имеет несколько видов деятельности) составляются отдельные финансовые отчёты или расчёты по отраслям, видам деятельности.
Управленческий учёт может быть ограничен рамками подразделений предприятия. Информация содержится в отчётах об отдельных изделиях, видах деятельности, результатах организационных подразделений, центров ответственности.
Цель учёта — основополагающий признак отличительной характеристики. Назначение финансового учёта — составление финансовой отчётности внешним пользователям информации. Цель считается достигнутой, если документы составлены и представлены по назначению.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Управленческий учёт обеспечивает сбор и обработку информации в целях планирования, управления и контроля.
Пользователи информации определяют основное содержание каждого вида учёта. Потребители финансовой информации — акционеры, кредиторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы власти. Это юридические и физические лица, которые находятся в определённых отношениях с предприятием, подготовившим отчёт. Руководители предприятия несут ответственность за подготовку финансовых отчётов, но сами этой информацией пользуются в ограниченной степени.
Для сравнения аналитические отчёты, составляемые в бухгалтерии предприятия, используются конкретными лицами — управленцами разных уровней, которые несут ответственность за определённую деятельность. К примеру, информация о затратах может быть использована для: определения себестоимости продукции, анализа себестоимости изделий; составления смет проведения будущих операций, составления текущих и оперативных отчётов центров ответственности с последующей оценкой результатов работы; принятия краткосрочных решений и анализа смет капитальных вложений; долгосрочного планирования деятельности предприятия.
Запросы большинства внешних пользователей информации характеризуются однотипностью. А лица, пользующиеся данными управленческого учёта, как правило, известны, и на их специфические запросы будет ориентирована система этого вида учёта.
Принципы учёта. Финансовый учёт строится на основе общепринятых норм и стандартов бухгалтерского учёта. Этот принцип позволяет внешним пользователям информации проводить сравнения и сопоставления. Кроме того, пользователи должны быть уверены, что учёт ведётся по общепринятому порядку, благодаря чему он в достаточной степени достоверен.
Безотносительно к нормам и юридическим требованиям организуется управленческий учёт. Основной принцип работы управленческого аппарата организации состоит в выборе тех правил, принципов, приёмов, которые приносят пользу и являются полезными при принятии решений. Применяемая практика или техника учёта должна давать полезную информацию.
Структура учёта зависит от использования базисных установок. В финансовом учёте применяется следующее базисное равенство:
Активы = Обязательства + Собственный капитал
Управленческий учёт не имеет единого сходного равенства. Его структура определена превалирующими тремя видами объектов: доходы, издержки, активы. Любая система управленческого учёта оперирует этими понятиями в:
учёте полной себестоимости;
дифференцированном учёте;
учёте по центрам ответственности.
По времени соотношения. Информация, отражённая в финансовых отчётах, показывает результат свершившихся фактов и хозяйственных операций за определённый период времени. Информация финансового учёта используется в управленческом учёте при планировании и прогнозе. Однако в структуру управленческого учёта, кроме того, попадает информация, обращённая и к будущему. Цель финансового учёта — показать, «как это было», а управленческого — «как это должно быть». При этом наибольшее внимание уделяется оценкам будущих периодов.
Формы выражения информации. Конечным продуктом финансового учёта являются финансовые документы, которые составляются в денежном выражении. Хозяйственные операции уже совершены и объективно измерены в денежных единицах соответствующего периода на счетах бухгалтерского учёта.
Сальдо всех счетов, включённых в главную книгу, показывают в финансовой отчётности.
Управленческий учёт скорее является средством, чем продуктом. В нём в качестве основы для анализа фигурируют такие понятия, как: нормо-час, трудовой час, час работы машины, натуральные измерители объёма производства. При выборе измерителя руководствуются также принципом его полезности в данной ситуации. Например, в управленческом учёте отражается количество материалов, их стоимость по каждой поставке и от каждого поставщика, количество реализованных изделий, их стоимость и т.д.
Частота подачи информации. Для внешних потребителей информации финансовые отчёты подготавливаются на регулярной основе: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. По итогам года составляют полный финансовый отчёт, менее детальные отчёты — по итогам квартала, по итогам месяца — отдельные отчёты.
В отличие от финансового учёта и отчётности в управленческом учёте отчёты могут составляться как на регулярной основе, так и по запросу. Например, внутренняя отчётность об использовании материалов составляется ежемесячно; результаты раскроя материалов отражаются в картах раскроя по каждой партии раскраиваемого материала, т.е. практически раз в смену. По запросу могут быть составлены документы на расход особо дефицитных материалов.
Частота подачи информации зависит от требований пользователя и должна подготавливаться в нужное для него время. Поэтому часть информации собирается и обрабатывается немедленно.
Сроки представления информации пользователям регламентируются в финансовом учёте и устанавливаются администрацией для управленческих отчётов. Поскольку данные финансового учёта требуют выверки бухгалтерами финансовой бухгалтерии и проверки внешними аудиторами, то проходит несколько недель (при квартальных сроках) или несколько месяцев (при годовых сроках). К тому же, необходимо время на печатание и распространение отчётности.
Отчёты по управленческому учёту могут составляться ежеквартально, ежемесячно, еженедельно, так как содержат информацию, требующую немедленных действий.
Степень ответственности. Нередко налоговые органы накладывают штрафные санкции за нарушение установленных правил ведения финансового учёта. В будущем, вероятно, акционеры и кредиторы за искажение отчётности для внешних пользователей будут обращаться в суд.
Данные управленческого учёта, как было отмечено ранее, не предназначены для широкой общественности и часто приблизительны. Поэтому за решения, которые администрацией были признаны неправильными, несёт ответственность менеджер.
Следует отметить, что дисциплинарная ответственность применяется к менеджерам за определённые поступки, но не за какие-либо данные управленческого учёта.
Таким образом, несмотря на различия между финансовым и управленческим учётом существует сходство, которое проявляется через элементы метода, объекты учёта и единство исходной информации.
Особенности организации управленческого учёта.
В современных условиях возможны самостоятельные решения по организации и ведению управленческого учёта. Отсутствие регламентирующих постановку учёта для внутренних нужд документов, наличие организационной и вычислительной техники позволяют реорганизовать производственный учёт в управленческий.
При разработке системы управленческого учёта её основополагающим признаком должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности каждой сферы. Такой подход к организации управленческого учёта допускает выделение в качестве его составных частей:
снабженческо-заготовительную деятельность;
производственную деятельность;
учёт затрат на производство и себестоимость продукции;
учёт финансово-сбытовой деятельности;
управленческий учёт организационной деятельности;
контроллинг.
Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого учёта должна занимать первоначальное положение, так как это первый передел производства. В ней должны найти отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объёма производства отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.
С этой целью собирается и обобщается информация о затратах по видам работ и складам, о ценах на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам — приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест и контроль за их исполнением.
Результативная итоговая информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчёта критической точки объёма снабжения.
Управленческий учёт производственной деятельности — центральное звено системы управленческого учёта. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Значительное место в производственном учёте отводится нормированию издержек — материальных, трудовых и накладных, а также способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом производственный учёт организуется как единый процесс учёта затрат и калькулирования.
Каждое предприятие в зависимости от особенностей технологии, техники, организации производства и труда, сложности и номенклатуры выпускаемой продукции может выбирать свою модель организации учёта производства с применением соответствующих методов. На этом участке учёта определяется себестоимость продуктов для различных целей управления.
С помощью учёта финансово-сбытовой деятельности собирается, обрабатывается и формируется информация об ассортименте выпуска продукции, его выгодности, составе покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, маркетинг, упаковку, о сроках и качестве хранения на складах готовой продукции. Составляются сметы затрат по отдельным сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение. На этом участке учёта определяется наиболее выгодный для производства продукт, факторы, влияющие на размер материального дохода как от всего объёма производства, так и отдельных продуктов.
Руководителям представляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде.
Управленческий учёт организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размеров подразделений, обоснованности по отношению к производственным подразделениям применения принципа «затраты — объём переработки сырья — прибыль».
Здесь составляют и контролируют исполнение смет расходов по организационной деятельности, приводят учётно-аналитические расчёты: критической точки объёма производства, переменных и постоянных расходов, общей себестоимости, трансфертных цен, прибыли. Этот участок учёта формирует сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности.
Контроллинг — система управления процессом реализации конечной цели предприятия. Это понятие очень широкое.
Контроллинг выступает в виде регулятора деятельности и не только предприятия, но и бизнеса, и поэтому выполняет специфичные функции:
информационную. Формируется информация, обеспечивающая методологию принятия решений и их координацию;    продолжение
--PAGE_BREAK--
управляющую. Нормативные, плановые и фактические данные, отклонения, выявленные по предприятию и его структурным подразделениям, используются в целях координации методов, способов и задач достижения конечной цели предприятия;
контрольную, т.е. контроль экономической работы предприятия и его подразделений.
Функции контроллинга позволяют выявить его отличия от управленческого учёта и ревизии.
Все составные части управленческого учёта взаимосвязаны, перечень информации, формирующейся в них, характеризует уровень организованности и совершенствования управленческого учёта на предприятии и системы управления в целом.
Учётная политика в части управленческого учёта и её связь с другими системами учёта в организации.
Учётная политика организации есть регламентация приёмов постановки бухгалтерского учёта, включающая первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись) и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчётность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности.
Учётная политика организации разрабатывается всеми организациями независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Согласно статье 6 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» — «ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций».
Таким образом руководитель обязан держать под своим контролем все вопросы организации учёта на своём предприятии, в первую очередь вопросы формирования учётной политики, ибо от этой политики в значительной степени будет зависеть достоверность бухгалтерского учёта.
Существование множества видов учёта (оперативный, финансовый бухгалтерский, управленческий бухгалтерский, налоговый, статистический и т.д.) призвано в максимальной степени удовлетворить интересы различных групп пользователей учётной информации, что в свою очередь предопределяет учётную политику (см. рис. 6.1).
Разработанная и утверждённая в установленном порядке организацией учётная политика применяется ею последовательно, из года в год. Тем самым достигается обеспечение сопоставимости данных бухгалтерского учёта, полученные в разные отчётные периоды. Следовательно, в целях организации данного требования учётная политика должна вводиться в действие с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (приказа, распоряжения).
Учётная политика предприятия включает следующие аспекты бухгалтерского учёта:
методологическое обеспечение;
организационное обеспечение;
техническое обеспечение.
На каждом из уровней управления решаются свои задачи. Вместе с тем они в конечном итоге направлены на регламентацию и оптимизацию учётного процесса в соответствии с методологическими принципами бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт как функция управления имеет свою организационную структуру. Организационное обеспечение бухгалтерского учёта должно быть подчинено задаче современного предоставления аппарату необходимой информации с наименьшими издержками.
Организационное обеспечение бухгалтерского учёта предполагает его разграничение на управленческий и финансовый. Хотя между ними нет резкой разницы, тем не менее такая процедура необходима. Она чётко определяет направление учётной информации между отдельными пользователями, создаёт основу управления по формированию производственной себестоимости изготовляемой продукции и стратегического развития фирмы. Эта информация доступна только её менеджерам. Правила организации управленческой бухгалтерии определяет само предприятие. Финансовый учёт регулируется в той или иной степени. Поэтому для него разрабатывается определённая система требований и принципов.
Заключение
С переходом экономики Российской Федерации к рыночным отношениям предприятия поставлены в принципиально новые условия хозяйствования. Адаптирование к новым условиям вызывает объективную потребность в новых подходах к управлению предприятием, и, следовательно, появлению новых информационных потребностей в управлении.
Управленческий учёт представляет собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учёта, анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования организации и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия решений по её управлению.
Данные финансового учёта используются внешними пользователями информации и потому они стандартизированы и ведётся по общим правилам. Данные управленческого учёта предназначены для внутренних потребителей информации, интересы которых персонифицированы и могут быть заранее известны.
Управленческий учёт — новая комплексная отрасль знаний. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и оперативный учёт, управленческий анализ, ряд других.
Список использованной литературы
Т.П. Карпова Управленческий учёт М. ЮНИТИ. 2003
О. Николаева, Т. Шишкова Управленческий учёт М. Эдиториал УРСС. 2002
Н.Н. Селезнёва, А.Ф. Ионова Финансовый анализ М. ЮНИТИ. 2003
К.А. Медведко Система бухгалтерского учёта и анализа: западная и российская практика; перспективы трансформации зарубежного опыта. Менеджмент в России и за рубежом. 2004, № 6, С. 106-112.
Л.Д. Гущина Управленческий учёт и его роль в управлении предприятием. С-Пб. Издательство СПбГТУ. 2006
Н.П. Кондраков Бухгалтерский учёт. Учебное пособие. М. ИНФРА-М. 2004
М.И. Куттер Теория бухгалтерского учёта М. Финансы и статистика. 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :