Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Комплекс документов, отражающих условия охраны труда в организации

Федеральное агентствопо образованию
ФГОУ СПО«Уфимский государственный колледж технологии и дизайна»

Комплексдокументов, отражающих условия охраны труда в организации
 
КУРСОВАЯРАБОТА
032002.ДОУиА.Д-07-19. 01/40.28
Руководитель курсовойработы                             А.Р.Усманова
Разработал                                                                 А.В.Шамсутдинова

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Внедрение системы управленияохраной труда
1.1 Общие понятия и требования ксистеме управления охраной труда
1.2 Основные направлениягосударственной политики в отношении охраны труда
1.3 Ответственность за нарушениезаконодательства об охране труда
1.4 Создание службы по охране труда
2. Перечень документов по охранетруда
2.1 Коллективный договор
2.2 Правила внутреннего трудовогораспорядка
2.3 Медицинские обследования иосвидетельствования
3. Обучение и инструктированиеработников
3.1 Необходимость обучения по охранетруда
3.2 Содержание инструктажа и его виды
 3.3 Разработка инструкций по охранетруда
Заключение
Список литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Проблема охраны жизни издоровья работников остается на сегодняшний день не только актуальной, но ичрезвычайно острой. Основная проблема этого-отсутствие четкой системыуправления охраной труда. Невнимание к проблеме охраны труда было приметойпрошедшего десятилетия, следствие — деградация системы, обеспечивающейбезопасность труда работников. Сегодня ситуация выправляется и назрела крайняянеобходимость в действенных мерах по налаживанию и совершенствованию охранытруда. Причем сохранение жизни и здоровья работников во многом зависит отактивности и информированности руководителя организации и специалистов поохране труда.
Имеется широкий спектропасных и вредных технологических процессов, производственного оборудования иматериалов, используемых в разных целях, так и в производстве образцовоборудования и приборов для нужд предприятия. На предприятиях по-прежнемупроисходят несчастные случаи, в т.ч. и со смертельным исходом среди работающих.При этом за последние годы структура причин несчастных случаев не изменилась.Абсолютное большинство производственных травм происходят из года в год по одними тем же причинам: неудовлетворительная организация работ, нарушениятехнологических процессов, правил и инструкций по охране труда; правилдорожного движения, трудовой и производственной дисциплины. Подобная ситуацияявилась следствием того, что за последние 10-12 лет была практически разрушенасистема работы по охране труда на всех уровнях управления.
Целью данной курсовойработы является изучение комплекса документов по охране труда.
Для достижения цели былипоставлены следующие задачи:
1) Внедрение системыуправления охраной труда;
2) Анализ перечнядокументов по охране труда;
3) Обучение иинструктирование работников в целом.
Теоретической иметодологической основой проведения исследования явились законодательные акты,нормативные документы по теме работы.
Очень важным иответственным моментом во всей организации работы по охране труда являетсясвоевременная подготовка и издание распорядительных документов (приказов,распоряжений, положений и т.п.) по вопросам безопасности труда.
Работа имеет традиционнуюструктуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав,заключение, список литературы и приложения.

1. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
 
1.1 Общие понятия итребования к системе управления охраной труда
Охрана труда — системасохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,включающая в себя правовые, социально-экономические,организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,реабилитационные и другие мероприятия.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающеговлияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственныйфактор — производственный фактор, воздействие которого на работника можетпривести к его заболеванию.
Безопасные условия труда- условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасныхпроизводственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышаютустановленных нормативов.
Рабочее место — место,где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с егоработой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.Средства индивидуальной и коллективной защиты — технические средства, используемыедля предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и илиопасных производственных факторов, а также защиты от загрязнения.
Общие требования ксистеме управления охраной труда в организации устанавливает ГОСТ12.0.006-2002, введенный в действие с 1 января 2003 г. Он обязывает руководителей, несущих ответственность за охрану труда, обеспечить разработку,внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии сустановленными требованиями.
Таким образом, системауправления охраной труда — часть общей системы управления организацией,обеспечивающая выполнение обязательных требований по сохранению жизни издоровья работников в процессе трудовой деятельности. Основная цельгосударственной системы управления охраной труда — обеспечить право работникана здоровые и безопасные условия труда. Пути ее достижения таковы:
— постоянное улучшениеусловий и охраны труда;
— формированиеобщественных органов и служб охраны труда;
— информирование работниковоб условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, ополагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью и др.
 
1.2 Основныенаправления государственной политики в отношении охраны труда
Руководитель должен знатьфункции государства и его исполнительных органов власти по обеспечению правработников на охрану жизни и здоровья.
В ст.210 ТрудовогоКодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ)  определены основные направлениягосударственной политики в области охраны труда. Это:
— обеспечение приоритетасохранения жизни и здоровья работников;
— принятие и реализацияфедеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации вобласти охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых итерриториальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
-государственноеуправление охраной труда;
— государственный надзори контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
— государственнаяэкспертиза условий труда;
— установление порядкапроведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждениясоответствия организации работ по охране труда государственным нормативнымтребованиям охраны труда;
— содействиеобщественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников вобласти охраны труда;
— профилактика несчастныхслучаев и повреждения здоровья работников;
— расследование и учетнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— защита законныхинтересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательногосоциального страхования работников от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;
— установлениекомпенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиямитруда;
— координациядеятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видовэкономической и социальной деятельности;
— распространениепередового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий иохраны труда;
— участие государства вфинансировании мероприятий по охране труда;
— подготовка специалистовпо охране труда и повышение их квалификации;
— организациягосударственной статистической отчетности об условиях труда, а также опроизводственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об ихматериальных последствиях;
— международноесотрудничество в области охраны труда;
— проведение эффективнойналоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработкуи внедрение безопасных техники и технологий, производство средствиндивидуальной и коллективной защиты работников;
Реализация основныхнаправлений государственной политики в области охраны труда обеспечиваетсясогласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а такжепрофессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работникамипредставительных органов по вопросам охраны труда.
 
1.3 Ответственность занарушение законодательства об охране труда
В соответствии с ТК РФ,Законами РФ и законами РБ работодатель обязан обеспечить право работников наздоровые и безопасные условия труда. Работодатель несет всю полнотуответственности за обеспечение безопасности условий труда, предупреждениепроизводственного травматизма, профессиональных заболеваний и несчастныхслучаев. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее– КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение законодательства обохране труда.
В статье 5.27. КоАП РФраскрываются виды ответственности за нарушение законодательства о труде и обохране труда. Это:
— наложениеадминистративного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пятитысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей илиадминистративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; наюридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей илиадминистративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
-дисквалификация на срокот одного года до трех лет. Ответственность за нарушение правил охраны трудапредусматривается и в Уголовном кодексе РФ.
По статье 143. КоАП РФ занарушение правил охраны труда рассматриваются следующие наказания:
— Нарушение правилтехники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, накотором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло понеосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека,- наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеровоплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного запериод от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двухлет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
— то же деяние, повлекшеепо неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок допяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Чтобы изменитьсоздавшееся положение с состоянием охраны труда в отрасли необходимо, преждевсего, решить вопрос укрепления кадрового состава. Управлять системой мер пореализации требований охраны труда должны штатные профессиональные специалисты.Уже сегодня можно говорить о первых результатах, в частности:
— увеличиваетсячисленность специалистов по охране труда в региональных и муниципальных органахуправления, вузах, техникумах, колледжах.
— увеличиваетсячисленность сотрудников прошедших курсы повышения квалификации в системе охранытруда и пожарной безопасности.

1.4 Создание службы поохране труда
Формирование службыохраны труда проводит работодатель или его представитель с учетом межотраслевыхнормативов численности работников этой службы, утвержденное постановлениемМинтруда России от 22.01.2001 № 10 «Об утверждении рекомендаций по организацииработы службы охраны труда в организации».
Специалист по охранетруда, по существу, является полномочным представителем руководителяорганизации в проведении политики в области охраны труда. Этот специалистдолжен иметь необходимый спектр знаний по различным видам опасностей(технической, электрической, химической, радиационной, пожарной и др.) а такжео действующих на рабочих местах вредных факторах. Он должен уметь организоватьмероприятия по снижению опасных и вредных факторов, действующих на здоровьеработников и осуществляет контроль над ведением обязательной документации,предусмотренной номенклатурой дел по охране труда.
Для обеспечениясоблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной трудадолжны быть определены и документированы обязанности, ответственность,полномочия руководителей разного уровня, а также лиц, управляющих, выполняющихи проверяющих работы по безопасности труда.
На основе требованийзаконодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда необходиморазработать:
— организационно-распорядительную документацию, определяющую должностные ифункциональные обязанности по охране труда всех работников образовательногоучреждения и их ответственность за безопасную организациюучебно-воспитательного процесса (приказы, распоряжения и др.);
— нормативно-правовыеакты (положения, правила и инструкции по охране труда), устанавливающие иописывающие основные процедуры управления охраной труда в их взаимодействии.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
2.1 Коллективныйдоговор и соглашение по охране труда
Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации.
Коллективный договорможет заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах ииных обособленных структурных подразделениях.
Для проведенияколлективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективногодоговора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделенииорганизации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этогоподразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящегоКодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяетсяпредставитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии справилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организациив целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст. 40ТК РФ заключение коллективного договора является обязательным для каждоготрудового коллектива независимо от его численности.
В коллективный договормогут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
— формы, системы иразмеры оплаты труда;
— выплата пособий,компенсаций;
— механизм регулированияоплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей,определенных коллективным договором;
— занятость,переобучение, условия высвобождения работников;
— рабочее время и времяотдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
— улучшение условий иохраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
— соблюдение интересовработников при приватизации государственного и муниципального имущества;
— экологическаябезопасность и охрана здоровья работников на производстве;
-гарантии и льготыработникам, совмещающим работу с обучением;
— оздоровление и отдыхработников и членов их семей;
— частичная или полнаяоплата питания работников;
— контроль за выполнениемколлективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений,ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельностипредставителей работников, порядок информирования работников о выполненииколлективного договора;
-отказ от забастовок привыполнении соответствующих условий коллективного договора;
-другие вопросы,определенные сторонами.
В коллективном договоре сучетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливатьсяльготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные посравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами,соглашениями.
Статья. 43 ТК РФрассматривают действие коллективного договора:
— он заключается на срокне более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо содня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют правопродлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Действие коллективногодоговора распространяется на всех работников организации, индивидуальногопредпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале,представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации,- на всех работников соответствующего подразделения.
Коллективный договорсохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации,реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудовогодоговора с руководителем организации.
При смене формысобственности организации коллективный договор сохраняет свое действие втечение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
При реорганизацииорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективныйдоговор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При реорганизации илисмене формы собственности организации любая из сторон имеет право направитьдругой стороне предложения о заключении нового коллективного договора илипродлении действия прежнего на срок до трех лет.
При ликвидацииорганизации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срокапроведения ликвидации.
Учитывая, что данныйдокумент имеет силу локального нормативного акта, необходимость его заключениясвязана с реализацией прав и интересов не только трудового коллектива, но иработодателя (администрации). Для формирования мероприятий разделаколлективного договора «Охрана труда и здоровья» используются нормызаконодательных и иных нормативных правовых актов по обеспечению правработников на сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.

2.2 Правила внутреннеготрудового распорядка
В существовании точнообусловленного, заранее установленного внутреннего трудового распорядка долженбыть заинтересован прежде всего руководитель, хотя не в меньшей степени знать освоем правовом статусе в трудовых отношениях должен и работник. Согласно ч. 3ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания Трудового договора)работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннеготрудового распорядка.
Правила внутреннеготрудового распорядка — это локальный нормативный акт организации,регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядокприема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственностьсторон трудового договора, режим работы, времени отдыха, применяемые кработникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулированиятрудовых отношений у данного работодателя (ч. 4 ст. 189 ТК РФ). С этимлокальным нормативным актом связан ряд статей ТК РФ. Уже в ст. 5 ТК РФ(«Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудовогоправа») наряду с прочим констатируется, что трудовые отношениярегулируются локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права,т.е. в том числе и правилами внутреннего трудового распорядка. Ей вторит ст. 8ТК РФ («Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудовогоправа»), согласно которой работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимаютправила внутреннего трудового распорядка), содержащие нормы трудового права.
В случаях,предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами, коллективным договором, соглашениями, работодатель припринятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа.Более того, локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников посравнению с трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениямине подлежат применению.
В ст. 15 «Трудовыеотношения» ТК РФ говорится о подчинении работника правилам внутреннеготрудового распорядка, а в ст. 21 ТК РФ констатируется обязанность работника«соблюдать правила внутреннего трудового распорядка». Такое жезаконоположение включено в понятие трудового договора, заключенного междуработником и работодателем, т.е. он (работник) обязуется соблюдать правилавнутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Поэтомусогласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудовогодоговора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правиламивнутреннего трудового распорядка. Следует отметить, что человек, вступая втрудовое правоотношение, становится участником сложной системы общественныхотношений, и как уже отмечалось, он должен подчиняться внутреннему трудовомураспорядку организации. Такое подчинение является характерным свидетельствомтрудового правоотношения.
Как известно,социально-экономическая жизнь общества в Российской Федерации переживаетопределенные трудности в связи со становлением рыночных условий хозяйствования.И чем сложнее и масштабнее задачи, стоящие перед какой-либо организацией, темболее возрастает потребность в твердой наглядной его организации, в ясном иустойчивом порядке. При осуществлении производственной деятельности силаминебольшого трудового коллектива иногда возможно управлять производственнымпроцессом посредством распоряжений и указаний работодателя. В организациях сбольшим количеством и различными категориями работников такая упрощенная схемане позволяет надлежащим образом управлять трудовым коллективом и добиватьсявысоких производственных результатов. Поэтому в существовании точно и заранееустановленного внутреннего трудового распорядка должен быть заинтересованпрежде всего руководитель, хотя не в меньшей степени знать о своем правовомстатусе в трудовых отношениях должен и работник. Эта императивная формулавытекает из ч. 4 ст. 189 ТК РФ, где в сконцентрированном виде законодательопределил содержание правил внутреннего трудового распорядка, которые должныбыть детализированы при их разработке и принятии.
Внутренний трудовойраспорядок может быть рассмотрен в двух аспектах.
Во-первых, в качествесовокупности юридических норм, выражающих предъявляемые к администрации какпредставителю работодателя к работникам и другим лицам в области организацииприменения труда, регулирующих общественно-трудовые отношения в сференепосредственного процесса производства и некоторые, тесно связанные струдовыми, производные отношения.
Во-вторых, внутреннийтрудовой распорядок может рассматриваться как определенный порядок в волевыхотношениях, регулируемых правовыми положениями правил внутреннего трудовогораспорядка, основанный на неукоснительном соблюдении прав и соблюденииобязанностей субъектов в отношениях по организации и применению труда.
В ст. 190 ТК РФ указано,что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем сучетом мнения представительного органа работников организации, о чем говорилосьвыше. Правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило,являются приложением к коллективному договору. Для отдельных категорийработников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые указамиПрезидента РФ или постановлениями Правительства РФ в соответствии сфедеральными законами.
Правила внутреннеготрудового распорядка обычно разрабатываются юридической или кадровой службойорганизации или при совместном их взаимодействии. Перед представлением наобязательное утверждение руководителю организации они должны быть направлены напредварительное согласование с другими структурными подразделениями — бухгалтерией, отделом режима или службой охраны, отделом по труду и заработнойплате, юридическим отделом. Касаясь содержательной стороны правил внутреннеготрудового распорядка, сложившаяся практика их разработки свидетельствует о том,что в них находят отражение следующие основные разделы:
— общие положения;
— порядок приема иувольнения работников;
— основные права иобязанности работников;
— основные права иобязанности администрации как представителя работодателя;
— рабочее время и егоиспользование (режим работы);
— время отдыха;
— ответственность сторонтрудового договора;
— поощрения за успехи втруде;
— взыскания за нарушениятрудовой дисциплины и некоторые другие.
Таким образом правилаработы в организации должны соблюдаться в соответствии с ТК РФ, законами РФ изаконами РБ как руководителем, так и не в меньшей степени работником.
 
2.3 Медицинскиеобследования и освидетельствования
В соответствии состатьями 213, 266 и 212 ТК РФ работодатель обязан проводить обязательныемедицинские осмотры (обследования) отдельных категорий работников за счетсредств работодателя.
Согласно статье 76 ТК РФ,работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, непрошедшего в установленном порядке обязательный предварительный илипериодический медосмотр до того времени, пока названный медосмотр работником небудет пройден. При этом, если работник не прошел такой медосмотр не по своейвине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Работникам, обязаннымпроходить периодические медицинские осмотры на время проведения такихобследований, сохраняется средний заработок по месту работы. Средняя заработнаяплата в этом случае исчисляется в соответствии с требованиями, установленнымистатьей 139 ТК РФ.
По целям проведенияобязательные периодические и предварительные медицинские осмотры (обследования)можно разделить на три группы:
1. Медицинские осмотры(обследования) работников занятых на вредных работах и на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами для предупреждения и раннеговыявления профессиональных заболеваний.
2. Обязательноепсихиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих деятельность,связанную с источниками повышенной опасности, а также работающими в условияхповышенной опасности
3. Медицинские осмотры(обследования) декретированного контингента с целью охрана здоровья населения ипредупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Вопросы порядкапроведения медицинских осмотров регламентированы:
— ТК РФ
— ПостановлениемПравительства  27.10.03 № 646 «О вредных и (или) опасных производственныхфакторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные ипериодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этихосмотров (обследований) ».
— ПриказомМинздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83 «Об утверждении перечнейвредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнениикоторых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры(обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

3.ОБУЧЕНИЕ И ИНСТРУКТИРОВАНИЕРАБОТНИКОВ
 
3.1 Необходимостьобучения по охране труда
Одно из важнейших звеньевсистемы управления охраной труда, к тому же требующее существенных финансовыхзатрат — обучение и конструирование работающих и учащихся безопасным приемамвыполнения различных видов работ.
Наличиеквалифицированного персонала (сотрудников) — одно из важнейших условийбезопасности труда. Работники должны знать и выполнять требования охраны труда.Это обязательное условие безопасности труда, снижения производственноготравматизма и профессиональных заболеваний на производстве. Если работникобучен — значит он защищен от опасностей.
Обучение по охране трудаявляется одним из направлений профилактической работы по предупреждениютравматизма и проводится в соответствии с постановлением Минтруда РФ иМинобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее постановление), утвердившимПорядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны трудаработников организаций.
Федеральный закон от24.07.1998 № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаеви профзаболеваний» предусматривает один раз в три года обучение по охране труда4-х категорий застрахованных, которые по роду своей деятельности способствуютснижению уровня производственного травматизма и профзаболеваний напроизводстве, в учреждении или организации. К этим категориям относятся:работники служб охраны труда, три года тому назад в этот перечень включили заместителядиректора по АХР, руководителя учреждения. Данный порядок обучения обязателендля исполнения федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,работодателями организаций и физических лиц, а также работниками, заключившимитрудовой договор с работодателем.
Обучение по охране трудаи проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком обученияподлежат все работники организаций, в том числе ее руководитель.
Для всех принимаемых наработу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель(или уполномоченное лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда иорганизовать в течение месяца после приема на работу обучение безопаснымметодам и приемам выполнения работ.
Проверка знаниятребований охраны труда всех работников, в т.ч. руководителей организаций,проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда.Обеспечение и соблюдение изложенных в них требований входит в обязанностиработника, с учетом их должности и характера производственной деятельности.Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований охраныосуществляется органами Федеральной инспекции труда. Руководители и специалистыорганизаций проходят очередную проверку не реже одного раза в три года.
 
3.2 Содержаниеинструктажа и их виды
Инструктаж по охранетруда включают в себя ознакомление работников с имеющимися опасными иливредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащиесяв локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда,технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасныхметодов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершаетсяустной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемовработы лицом, проводившим инструктаж.
Все виды инструктажейрегистрируются в соответствующих журналах проведения инструктажей с указаниемподписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведенияинструктажа. Общие требования к журналам вводного инструктажа и инструктажа нарабочем месте следующие: страницы журнала пронумерованы, прошнурованы и концышнуровки на последней странице скреплены печатью школы.
Таким образом, всепринимаемые на работу лица и другие лица, участвующие в производственнойдеятельности организации проходят в установленном порядке вводный инструктаж,который регистрируется в журнале установленной формы. Его проводит специалистпо охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены этиобязанности.
Вводный инструктаж поохране труда проводится по программе, разработанной на основаниизаконодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом спецификидеятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем(или уполномоченным лицом). Кроме вводного инструктажа предусматриваетсяпроведение и других инструктажей по охране труда: первичный инструктаж нарабочем месте, повторный и внеплановый.
Первичный инструктаж нарабочем месте проводится до начала самостоятельной работы со всеми вновьпринятыми в организацию работниками независимо от условий и срока трудовогодоговора, с переведенными из структурного подразделения, с работниками, которымпоручается выполнение новой для них работы, с командированными работникамисторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующихуровней, проходящими производственную практику и другими лицами, участвующими впроизводственной деятельности организации.
Инструктаж на рабочемместе проводит руководитель структурного подразделения с регистрацией егопроведения в журнале установленной формы. Работники, не связанные сэксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования,использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением иприменением сырья и материалов, могут освобождаться от первичного инструктажана рабочем месте. Перечень таких профессий и должностей работников утверждаетсяработодателем. Повторный инструктаж проходят все работники не реже одного разав шесть лет месяцев по программам, разработанным для проведения первичногоинструктажа.
Внеплановый инструктажпроводится при изменении нормативной базы по охране труда, инструкций по охранетруда; при изменении технологических процессов, замене или модернизацииоборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих набезопасность труда, по требованию должностных лиц органов государственногоконтроля; по решению работодателя.
 
3.3 Разработкаинструкций по охране труда
Инструкции по охранетруда определяют порядок и условия безопасного проведения работ и учебныхзанятий в образовательном заведении. Наличие инструкций и соблюдение изложенныхв них требований способствует существенному снижению количества несчастныхслучаев. Поскольку инструкция является локальным нормативным актом, то онаобязательно должна быть на каждом рабочем месте и у каждого работника. Этосоответствует требованиям законодательных и иных нормативно-правовых актов поохране труда. Порядок разработки, согласования, утверждения, проверки ипересмотра инструкций, их регистрации и учета установлен постановлениемМинистерства труда и социального развития РФ от 27.12.2002 № 80 «Об утвержденииМетодических рекомендаций по разработке государственных нормативных требованийохраны труда».Инструкция для работающих не должна содержать ссылок на какиелибо нормативные документы, кроме ссылок на правила, на основе которых ониразработаны. 1 Инструкции разрабатываются на основе Отраслевых типовыхинструкций по охране труда, составленных Минобрнаукой России по согласованию сЦК профсоюза, требований ГОСТов, Правил и других нормативных актов по охранетруда, с учетом конкретных условий труда на рабочих местах:
— для работниковотдельных профессий и должностей (педагогов, рабочих по комплексномуобслуживанию и ремонту зданий, секретаря и т.д.);
-на отдельные виды работ(на ремонтных работах, при вождении автомобиля).
Разработку и утверждениеинструкций обеспечивает работодатель  после проведения предварительныхконсультаций с Общим собранием и Советом трудового коллектива, а в случаенеобходимости — с другими службами и должностными лицами, в т.ч.осуществляющими надзор и контроль за безопасным проведением работ (СЭС,Ростехнадзор, Госпожнадзор и др). В коллективном договоре и соглашении поохране труда должно быть предусмотрено, что инструкции принимаются посогласованию Совета трудового коллектива и Общего собрания. Инструкцияутверждается руководителем организации (с указанием его должности, фамилии,инициалов и даты утверждения) и согласовывается председателем Совета трудовогоколлектива (с указанием номера протокола и даты заседания профкома пообсуждению данной инструкции). Каждой инструкции должно быть присвоенонаименование и номер ее регистрации. В наименовании следует кратко указать, длякакой профессии, должности или вида работ она предназначена. Инструкциясоставляется в трех экземплярах и выдается под расписку исполнителю и егонепосредственному руководителю. Оригинал иснтрукции находится у руководителя организации,специалиста по охране труда. Инструкции не должны включать требования,противоречащие законодательным и иным нормативно-правовым актам. Инструкции дляработников отдельных профессий, должностей и на отдельные виды работ должнысодержать следующие разделы:
— Общие требования охранытруда.
— Требования по охранетруда перед началом работ.
— Требования по охранетруда во время работы.
— Требования охраны трудав аварийных ситуациях.
— Требования по охранетруда по окончании работ.
Раздел «Общие требованияохраны труда» отражает:
— условия допуска лиц ксамостоятельной работе по профессии или выполнению соответствующей работы(возраст, пол, состояние здоровья, проведение медицинских осмотров,инструктажей и т.п.);
— указания онеобходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
— требования безопасностик рабочему месту;
— требования к выполнениюрежимов труда и отдыха;
— характеристики опасныхи вредных производственных факторов, воздействующих на работника;
— обеспеченность дляданной профессии спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
—  требования пообеспечению пожарной безопасности;
— порядок уведомленияадминистрации о случаях травмирования работников и неисправности оборудования,приспособлений и инструмента;
— указания по оказаниюпервой (доврачебной) помощи;
— правила личной гигиены,обязательные для работников при выполнении работы;
— ответственностьработника за нарушение требований инструкций.
Раздел «Требования поохране труда перед началом работы» включает:
— порядок подготовкирабочего места, средств индивидуальной защиты;
— порядок проверкиисправности оборудования, приспособлений и инструментов, ограждений,сигнализации, блокировочных мест и других устройств, защитного заземления,вентиляции, местного освещения и т.п.
— порядок проверкиналичия и состояния исходных материалов;
— порядок приема ипередачи смены;
— требованияпроизводственной санитарии.
Раздел «Требования поохране труда» предусматривает:
— способы и приемыбезопасного выполнения работ, правила использования технологическогооборудования, приспособлений и инструментов;
— требования безопасногообращения с исходными материалами (сырье, заготовки, инструменты);
— правила безопаснойэксплуатации транспортных средств;
— указания по безопасномусодержанию рабочего места;
— основные видыотклонений от нормативного технологического режима и методы их устранения;
— действия, направленныена предотвращение аварийных ситуаций;
— требования киспользованию средств защиты работников.
Раздел «Требования поохране труда в аварийных ситуациях» включает:
— перечень возможныхаварийных ситуаций;
— действия работников привозникновении аварийной ситуации, пожара или возгорания, которые могут привестик нежелательным последствиям;
— действия по оказаниюпервой медицинской помощи пострадавшим от несчастного случая, ожога, отравленияи внезапного заболевания.
Раздел «Требования поохране труда по окончании работы» отражает:
— порядок безопасногоотключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений,машин, механизмов и аппаратуры;
— порядок сдачи рабочегоместа;
— требования к соблюдениюличной гигиены;
— порядок извещенияруководителя о всех недостатках, обнаруженных во время работы;
Утвержденные инструкции организациирегистрируются в журнале учета инструкций по образовательному учреждению всоответствии с порядком, установленным Минтрудом России. Зарегистрированныеинструкции размножаются в необходимом количестве экземпляров для использованияв работе в виде односторонних листов, при необходимости в виде брошюр.Размножение инструкций организует администрация образовательного учреждения. Уруководителя организации или специалиста по охране труда должен постояннохраниться комплект действующих инструкций для всех профессий и по всем видамработ, а также утвержденный им перечень этих инструкций. Инструкциями должныбыть обеспечены все работники, руководители кабинетов, мастерских и другихподразделений. Место, где должны находиться инструкции для работников, ихперечень и журнал учета выдачи инструкций определяет руководитель организации,учитывая доступность и удобство ознакомления с документами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Подводя итоги порассмотренной теме курсовой работы, еще раз отметим, что основное назначениедокументов по охране труда регулирование и координация деятельности в областиохраны труда, позволяющие органу управления обеспечивать реализациюпоставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своейдеятельности. От того, насколько эффективно регулируется деятельностьучреждения, зависят результаты работы организации.
Решения, фиксирующиеся вдокументах по охране труда, смогут касаться совершенствования организационнойструктуры учреждения, определения или корректировки средств и способовосуществления основной (производственной) деятельности, — обеспеченияорганизации безопасностью и стабильностью.
В заключении отметим, чтоохрана труда является, по своей сути, одним из важнейших гарантов соблюдениятрудовых прав граждан. В нашем обществе это играет большое значение. Надеемся,что в будущем законодательство об охране труда (и трудовое право вообще) будетсовершенствоваться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Закон Российской Федерации «Обосновах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 № 181-ФЗ.
2. Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 13.12.2001 № 195-ФЗ.
3. Уголовный кодекс РоссийскойФедерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
4. Постановление Министерства труда исоциального развития РФ от 17.12.2002 №80 «Об утверждении Методическихрекомендаций по разработке государственных нормативных требований охранытруда».
5. Трудовой кодекс РоссийскойФедерации от 13.12.2001 № 197-ФЗ.
6. Кудрин А.Н., Ефимов А.В.Разработка инструкций по охране труда в организациях. Сборник документов ирекомендаций. Москва, изд-во «Аркти», 2005 год.
8. Масленников М.М… Организацияработы по охране труда в организации. Методические рекомендации дляруководителей организации. Москва, изд-во «Аркти», 2004 год.
9. Недоступов Ю.К. Охрана труда в организации.Часть 3. Памятка для специалистов по охране труда. Мытищи, изд-во УПЦ «Талант»,2000 год.
10. Охрана труда в организации.Справочник 3-е издание, дополненное. Москва, изд-во ООО «Образование вдокументах», 2002 год.
11. Система стандартов безопасноститруда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации. ГОСТ12.0.006-2002. — М. 01.11.2003 (отменен 01.07.2009).
12. Система стандартов безопасноститруда. Системы управления охраной труда. Общие требования. ГОСТ 12.0.230-2007.
13. Справочник руководителя организации.№ 3 март 2005.
14. Сборник нормативных документов итиповых инструкций по вопросам охраны труда в учреждениях образования. Изданиевторое, дополненное. Уфа, издано БИРО, 2001 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :