Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Законодательство Российской Федерации об охране труда

Содержание
 
Введение
1. Организационныемероприятия по созданию безопасных условий труда
2. Ответственность занарушение Законодательства по охране труда3. Охрана труда в новой редакции Трудового кодексаЗаключениеСписок литературы

Введение
 
В условияхнаучно-технического прогресса создание безопасных и безвредных условий труда,исключающих травматизм и профессиональные заболевания, является важнойгосударственной задачей. Важность и неотложность этой задачи иллюстрируют следующиецифры: ежегодно в мире на производстве от травмирующих факторов погибают около200 тыс. человек и получают травмы 120 млн. человек. В России ежегоднорегистрируется порядка 400000 несчастных случаев в год, связанных спроизводством.
Поэтому тема,затронутая в данной работе «Законодательство Российской Федерации об охранетруда» является актуальной и требует более глубокого рассмотрения.
Распределениеполномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительнойвласти осуществляется Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставленоправо осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования,специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охранытруда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, атакже координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительнойвласти по труду.
Государственноеуправление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерацииосуществляется федеральными органами исполнительной власти и органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда впределах их полномочий
Правоваяоснова охраны труда в России заложена в Конституции РФ, Федеральном законе от 17.07.99 №181-ФЗ: «Об основах труда вРоссийской Федерации» (Основы) и Трудовом Кодексе РФ (принятом ГосударственнойДумой 21.12.2001 года).
Гарантииосуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечение единого порядкарегулирования отношений в области охраны труда между работодателями иработниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех формсобственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственнойподчиненности устанавливаются Основами Законодательства Российской Федерации обохране труда, направленными на создание условий труда, отвечающих требованиямсохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и всвязи с ней.


1. Организационныемероприятия по созданию безопасных условий труда
 Организационные структуры, их функции. Федеральный закон от17.07.99 №181 – ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»обязанностипо обеспечению безопасных условий труда в организации возлагает наработодателя.Общее руководство работой всех структурных подразделений пообеспечению безопасности труда возлагается на руководителя организации (треста,управления), непосредственное руководство службой охраны труда – на главногоинженера. В состав службы входят инженеры (старшие инженеры), которыеруководствуются всеми действующими законами, постановлениями, правилами и инструкциями.
Инженерамслужбы охраны труда предоставлено право давать предписания руководителямустранять имеющиеся недостатки и нарушения правил и норм; запрещатьпроизводство работ при обнаружении опасных условий; требовать от руководителейработ своевременного расследования несчастного случая; вносить предложения опоощрении или наказании работников. Отменять указания инженера по охране трудаимеет право главный инженер или начальник управления в письменной форме.
На работников службы возлагаются следующиеобязанности:
– координация деятельности структурныхподразделений по вопросам безопасности труда;
– участиев подготовке и составлении перспективных и годовых планов улучшения условийтруда;
– контрольза созданием безопасных и безвредных условий труда, за соблюдением действующегозаконодательства, правил и норм, приказов, инструкций, указаний и предписанийорганов государственного надзора, а также за правильным освоением средств, ассигнованныхна мероприятия по охране труда;
– участиев расследовании аварий, несчастных случаев в подведомственных организациях,учет несчастных случаев и участие в разработке мероприятий по предупреждениютравматизма;
– анализпричин производственного травматизма и составление сводных отчетов опострадавших при несчастных случаях и об освоении средств на мероприятия поохране труда;
– организацияобучения и проверки знаний инженерно-техничес-кими работниками, рабочими правили инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;
– осуществлениеконтроля за обеспечением работающих спецодеждой, средствами индивидуальной иколлективной защиты и организацией их хранения и ремонта;
– организацияпропаганды безопасных условий труда путем проведения смотров и конкурсов поохране труда, бесед, оборудования кабинетов по охране труда;
– обеспечениеподведомственных подразделений правилами, памятками, плакатами и другиминаглядными пособиями;
– проведениевводного инструктажа по технике безопасности;
– рассмотрениепроектной документации в части полноты и обоснованности принятых решений потехнике безопасности и подготовка по ним соответствующих заключений, контрольза качеством инструкций по охране труда.
Такимобразом, работники службы ОТ выполняют контрольно-координационные функции.
На начальниковучастков и старших производителей работ возлагается осуществление мероприятийпо охране труда, предусмотренных соответствующим законодательством, СНиП, годовымипланами, приказами, распоряжениями и инструкциями; систематическое наблюдение иконтроль за исправным состоянием ограждений, подмостей; проведение первичного,повторного, внепланового и текущего инструктажа рабочих с указанием адресовобъектов, на которых осуществляется монтаж; обучение рабочих безопасным методамтруда по 14…18-часовой программе; осуществление контроля за ежегодной сдачейэкзаменов рабочими по специальностям; наблюдение за правильным и безопаснымиспользованием механизмов, электрооборудования и электроинструментов;обеспечение рабочих оборудованными бытовыми помещениями.
Итак,начальники участков и старшие производители работ выполняютконтрольно-обеспечивающие функции.
Начальникучастка обязан иметь на участке инструкции по специальностям; журналинструктажа рабочих по охране труда; журнал трехступенчатого контроля; журналосмотра оборудования, проект производства работ и технологическую записку.
Производителиработ (мастера) и бригадиры должны обеспечить производство работ в соответствиис технологическими картами; контролировать исправность оборудования,приспособлений и защитных средств; наличие утвержденных инструкций по техникебезопасности; следить за санитарным состоянием бытовых помещений ипротивопожарным состоянием объектов.
Оформлениепланов предприятий и ассигнования. При заключении коллективного договора овзаимных обязательствах администрации и коллектива рабочих и служащихпредусматриваются обязательства по охране труда, которые оформляются в видераздела коллективного договора и соглашения по охране труда. За основу при ихсоставлении принимается Типовая сводная номенклатура мероприятий по охранетруда.
В своднуюноменклатуру включаются мероприятия, обеспечивающие улучшение условий труда. Посодержанию эти мероприятия подразделяются на три группы: по предупреждениюнесчастных случаев; по предупреждению заболеваний на производстве; по общемуулучшению условий труда.
Затраты навыполнение номенклатурных мероприятий по охране труда производятся из фондаохраны труда предприятия.
Ранее, еслизатраты являлись капитальными, то они осуществлялись за счет централизованныхкапиталовложений, включая фонды развития производства и предприятия, новойтехники. Основы Законодательства о труде РФ определяют новые нормы формированияэтих фондов.
Администрацияорганизации в соответствия с действующим законодательством периодическиотчитывается на профсоюзных собраниях о ходе выполнения мероприятий и несетответственность за невыполнение плана мероприятий по охране труда и использованиене по назначению денежных средств, выделенных на цели ОТ.
Инструктаж иобучение работающих. Обучение работающих безопасности труда проводят во всехподразделениях предприятия (организации) независимо от характера и степениопасности производства при подготовке рабочих, не имеющих профессии или меняющихее, а также в ходе инструктажа.
Практическоеобучение новых рабочих безопасным методам и приемам труда осуществляется вучебных мастерских, цехах под руководством высококвалифицированногоспециалиста, имеющего необходимую подготовку. Обучение должно быть закончено втечение одного месяца после приема на работу. Рабочие профессии, к которымпредъявляются повышенные требования безопасности, принимаются на работу приналичии удостоверения. Обучение этих рабочих производится в учебных комбинатахи ПТУ. По окончании обучения и далее ежегодно проводится проверка знанийрабочими правил, норм и приемов безопасной работы с записью в журнале иудостоверении.
По характеруи времени проведения инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочемместе, повторный, внеплановый и текущий.
Вводныйинструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу инженером по охранетруда в кабинете охраны труда. Инструктируемого знакомят с опасностямистроительной площадки, правилами безопасности пребывания на ней и правиламивнутреннего распорядка. О проведении вводного инструктажа делается запись вспециальном журнале, который хранится у инженера по охране труда. Одновременнопроводивший инструктаж делает отметку за своей подписью в документе онаправлении на работу.
Первичныйинструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию;переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющиминовую для них работу. Инструктаж проводится индивидуально с практическим показомбезопасных приемов и методов труда. Прохождение инструктажа отмечается вжурнале на рабочем месте, после чего рабочий допускается к самостоятельнойработе (после закрепления полученных навыков).
Повторныйинструктаж проводится через каждые три месяца по программам инструктажа нарабочем месте с целью проверки и повышения уровня знаний.
Внеплановыйинструктаж проводится при изменении правил по охране труда и технологическогопроцесса, нарушении работниками правил техники безопасности, перерывах в работеболее чем 60 (30) дней.
Текущийинструктаж проводится перед производством работ, на которые оформляетсянаряд-допуск. О проведении инструктажа делается запись в наряд-допуске напроизводство работ.
2. Ответственностьза нарушение Законодательства по охране труда
 
Ответственностьработодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативныхактов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охранетруда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41–1, 41–2,41–3, 41–4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов отруде РФ (статья 249).
Работодателии должностные лица, виновные в нарушении законодательства и иных норм по охранетруда, обязательств по коллективным договорам и соглашениям об охране труда илив воспрепятствовании деятельности органов государственного надзора, несутответственность дисциплинарную, административную, уголовную в порядке,установленном законодательством РФ.
Рядовыеработники также могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовнойответственности.
Дисциплинарнойответственности подлежат все лица, нарушившие трудовую дисциплину, в том числеТрудовой кодекс РФ и правила охраны труда, а именно: невыполнение распоряжений;появление на работе в нетрезвом виде; не использование защитных средств и т.п.
Дисциплинарнымивзысканиями являются замечания, выговор, строгий выговор, перевод нанижеоплачиваемую работу (или низшую должность) на срок до трех месяцев (до 1года) и увольнение. Наказываемое лицо может быть лишено премии. Дисциплинарнаяответственность не является препятствием для возбуждения уголовного дела, еслидопущенное нарушение носит характер преступной халатности.
Кадминистративной ответственности привлекаются работодатели и должностные лица,нарушившие законодательство об охране труда. Она выражается в наложении навиновных денежных штрафов, устанавливаемых органами надзора. Правом наложенияштрафов пользуются государственные инспекторы по охране труда, органыГосгортехнадзора, Государственного пожарного надзора, Государственногосанитарного надзора.
Материальнаяответственность лиц за нарушение законодательства об охране труда заключается вовзыскании штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Уголовнаяответственность определяется уголовным кодексом РФ за нарушение законодательстваоб охране труда, правил и норм техники безопасности и промышленной санитарии инаступает в том случае, когда эти нарушения могли бы повлечь или повлекли засобой тяжкие последствия.
Статьей 140Уголовного кодекса РФ предусмотрена мера наказания за нарушение законодательстваоб охране труда, правил и норм техники безопасности и промышленной санитарии взависимости от тяжести последствий этого нарушения. В качестве наказания можетбыть наложен штраф, возможно увольнение, а вслучае с тяжкимипоследствиями виновное лицо наказывается исправительно-трудовыми работами илилишается свободы на срок от 1 года до 5 лет, по ч. I, II, III указанной статьи.
Всоответствии со статьей 143 УК РФ нарушение правил техники безопасности илииных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности пособлюдению этих правил, если это повлекло причинение по неосторожности тяжелогоили средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается в размере от 200 до500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иногодохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительнымиработами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние,повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы насрок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Мерынаказания за подобные нарушения предусматриваются также статьями 215 и 216 УК PФ (до 7 лет).3. Охрана труда в новой редакции Трудового кодекса
Противоречияи неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются впрошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основах охраны труда вРФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ «Овнесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Среди новшеств вступившего в действиеЗакона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда:должность специалиста по охране труда вводится, если численность работниковболее 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФвведено право руководителя организации или индивидуального предпринимателясамостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодательможет привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию,но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.
Изнаиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ,введены новые понятия: требования охраны труда, государственнаяэкспертиза условий труда, аттестация рабочих мест, которые ранеесодержались в Федеральном законе от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об охране труда в РФ».В этой статье требования охраны труда определяются как «государственныенормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правиламии инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакциейКодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства иобязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии сгосударственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем онистановятся обязательными как для работодателей, так и для работников. Занеисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правилбезопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлеченык ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны требованияк выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спецодежда,спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающиесредства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны бытьсертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов,санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такоеположение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинскоеучреждение, а также оказание ему первой помощи.
В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взятыиз ст. 21 Закона от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об охране труда», которыйутрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликованияФедерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Государственная экспертиза условийтруда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов,осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном ирегиональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условийтруда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональномуровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачамиорганов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в РоссийскойФедерации, являются:
контроль надусловиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест поусловиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу иработу с вредными или опасными условиями труда;
подготовкапредложений об отнесении организаций к классу профессионального риска всоответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;
проведениегосударственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектированиистроительства и реконструкции производственных объектов, при производстве ивнедрении новых технологий и техники, а также по запросам органовгосударственного надзора и контроля и судебных органов, органов управленияохраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, ихобъединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
На органы,осуществляющие государственную экспертизу условий труда, возложены функции:контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест поусловиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу иработу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий трудаработников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастномуслучаю на производстве.
Работникамподразделений государственной экспертизы условий труда предоставляются права:
беспрепятственнопосещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всехорганизационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимныеорганизации должен осуществляется в установленном порядке;
запрашивать ибезвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организацийнеобходимую для выполнения своей деятельности документацию;
проводитьгосударственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствииусловий труда нормативным требованиям охраны.
Тем самымгосударство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях,соответствующих требованиям охраны труда. Государственное управление охранойтруда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение опроведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерацииутверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 №244.
Претерпела изменения ст. 217 ТК РФ. Теперь на должностьспециалиста по охране труда принимаются или (назначаются) лица с квалификациейинженера по охране труда, подтвержденной соответствующим удостоверением. Вслучае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалистаэти функции должен осуществлять руководитель организации или индивидуальныйпредприниматель (лично). Эта норма появилась с введением Федерального закона от30.06.2006 №90-ФЗ. Руководитель может также заключить гражданско-правовойдоговор с организаций или специалистом по охране труда. Причем работодатель неможет привлекать к осуществлению работ любые организации по охране, а толькоспециализированные и прошедшие государственную аккредитацию. Поскольку запоследнее время участились несчастные случаи на производстве с тяжелымипоследствиями, а также со смертельными исходами, возможно, из-за недостаточнойквалификации руководящих специалистов охраны труда, законодательством введенаспециальная норма по аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда.Государство усиливает роль службы охраны труда и тех мероприятий, которые онадолжна проводить на предприятии (например, вводный первичный инструктаж нарабочем месте, повторный, целевой и внеплановый инструктажи по охране труда идр.). Помимо Трудового кодекса, который устанавливает требования к службеохраны труда, действует ГОСТ Р12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охранойтруда в организации» и «Об утверждении рекомендаций по организации работыслужбы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда РФ от08.02.2000 №14; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 №290 «Оборганизации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельныхкатегорий застрахованных в 2005 году», Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 №1,Минобразования РФ №29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда ипроверки знаний и требований охраны труда работников организации».
Статья 218 ТК РФ практически не изменилась в сравнении с прежнейее редакцией. В ней указывается, что по инициативе работников и (или) поинициативе работодателя могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.Однако в Кодексе идет отсылочная норма на типовое положение о комитете(комиссии) по охране труда, которое утверждается федеральным органомисполнительной власти. Обращаем внимание на то, что прежнее положение признаноутратившим силу (Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 №64 «О рекомендацияхпо формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) поохране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях счисленностью работников более 10 человек»). Взамен этого документа принятПриказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 №413 «Об утверждении Типовогоположения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет создается напаритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов ииных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет своюдеятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношенийработодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда напредприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон.Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числауполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза илитрудового коллектива. В новом Типовом положении содержатся более подробныерекомендации по созданию комитетов по охране. Тем самым законодательустанавливает выбор для руководителя и работников предприятия самостоятельнорешать вопрос о необходимости создания комитетов (комиссий).
В ст. 219 ТК РФ добавлена норма о размерах компенсаций приработе с вредными и (или) опасными условиями труда. Она устанавливаетсяПравительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированиюсоциально-трудовых отношений. Под компенсацией следует понимать преимущества ильготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить и нейтрализоватьнеблагоприятные последствия тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда,неустранимых при современном техническом уровне производства и организациитруда. К компенсации относятся повышенная оплата труда, сокращеннаяпродолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска. В то же время, нанаш взгляд, к ней можно отнести обеспечение работников средствамииндивидуальной защиты, бесплатным молоком и лечебно-профилактическим питанием,а также льготы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживанияработников. В ст. 212 ТК РФ указано, что в случае обеспечения на рабочихместах безопасных условий труда, подтвержденных аттестацией или государственнойэкспертизой, компенсация работникам не устанавливается. Эта норма действовала идо введения Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ. Она аналогичнорегулировалась:
1. Положениемо порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв.Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 №12.
2. Распоряжениемвице-мэра от 23.06.2004 №10-РВМ «Об утверждении рекомендаций по проведениюаттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы».
Наданный момент действует список производств, профессий и должностей с вреднымиусловиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск исокращенный рабочий день. Этот документ был утвержден ПостановлениемГоскомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22. Согласно Спискупроизводств, профессий и должностей к вредным условиям труда относятся: пищеваяпромышленность, различные химические предприятия, микробиология, сварочные,малярные работы, радиотехника, ювелирное производство и так далее. Опасной былапризнана работа со стеклом, алмазами, фарфором и работа по строительствуметрополитена, туннелей и подземок. Транспорт, связь, полиграфия, нефтяная игазовая промышленность также попали в этот список. В общем, практически во всехсферах деятельности есть опасные и вредные факторы. С 1974 г. Список нераз дополняли, в нем есть и существенные поправки – они связаны с появлениемновой техники и технологий. Например, позже в него вошли работы с кино- ифотопленкой, синтетическими красителями, химическими реактивами, медикаментами,витаминами, биологическими препаратами. Работодатель обязан проводитьаттестацию рабочих мест в соответствии со ст. 212, 219 Трудового кодекса иобязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, осуществующем риске для здоровья и полагающихся им компенсациях и средствахиндивидуальной защиты. А работник имеет право на получение достовернойинформации (ст. 21 ТК РФ). Государственный контроль за проведениематтестации рабочих мест по условиям труда возложен на Комитет общественныхсвязей города Москвы, ведающий вопросами охраны труда и осуществляющийгосударственную экспертизу условий труда.
Длятого чтобы установить, имеет ли работник право на льготы, фирма можетсамостоятельно провести аттестацию рабочих мест. Контроль над проведениематтестации рабочих мест возлагается на Государственную экспертизу условийтруда. Если у самой фирмы нет технических возможностей, чтобы определитьстепень тяжести рабочего процесса, то она может привлечь специалистов изцентров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторийГосударственной экспертизы условий труда и др., аккредитованных на правопроведения таких мероприятий. В случае обеспечения на рабочих местах безопасныхусловий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиямтруда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсацияработникам не устанавливается (ст. 219 ТК РФ). Так что, если в организацииустранены вредные и (или) опасные производственные факторы, например, в связи ссовершенствованием техники и технологии, и это подтверждено результатамиаттестации, то компенсация не выплачивается. Хотелось бы обратить внимание нато, что вредные факторы во многих отраслях экономики при современномтехническом уровне производства и организации труда устранить практическиневозможно (например, при подземных работах в шахтах, при добыче нефти и газа,в химической промышленности и. т.д.).
Согласно ст. 226 ТК РФ увеличился процент средств,направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны трудаработодателями (за исключением государственных унитарных предприятий ифедеральных учреждений). Такое финансирование осуществляется в размере неменее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).Ранее было не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ,услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – вразмере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Порядокрасследования и учет несчастных случаев на производстве определяется ст. 227–231ТК РФ, причем эти статьи претерпели некоторые изменения. Законодатель болеечетко сгруппировал имевшиеся нормы, что облегчает их прочтение. Расследованиенесчастных случаев на производстве является одним из основных направленийгосударственной политики в области охраны труда. Результаты расследования, оформленныев соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для защитызаконных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев напроизводстве, а также членов их семей на основе обязательного социальногострахования от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний. Таким образом, принимая данные поправки, государство обеспечиваетработникам их конституционное право на труд в условиях, соответствующихтребованиям охраны труда. Притом конкретизируя данное право, государствоодновременно устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанностипо обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а такжепредусматривает необходимость надзора и контроля над соблюдением требованийохраны труда, допускающих самозащиту работниками трудовых прав, и устанавливаетответственность лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда.

Заключение
 
В условияхнаучно-технического прогресса создание безопасных и безвредных условий труда,исключающих травматизм и профессиональные заболевания, является важнойгосударственной задачей. Важность и неотложность этой задачи иллюстрируют следующиецифры: ежегодно в мире на производстве от травмирующих факторов погибают около200 тыс. человек и получают травмы 120 млн. человек. В России ежегоднорегистрируется порядка 400000 несчастных случаев в год, связанных спроизводством. В 1992 году на производстве погибли 8234 человека и получили инвалидность14 тыс. человек. В настоящее время ситуация, к сожалению, не улучшается.
Понятиеохраны труда по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутуюцепь системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе ихтрудовой деятельности, т.е. эта система включает в себя правовые, социально-экономические,организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или всовокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохраненияжизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Поэтому нельзяотождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиены труда,которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, чтоохрана труда – это система, а условия труда, техника безопасности, производственнаясанитария и т.д. являются ее составляющими.


Списоклитературы
 
1.  Алексеев С.В. Гигиенатруда. М.: 1998. – 280с
2. Басаков М.И. Охранатруда (безопасность жизнедеятельности в условиях производства). – М.,2003. – 400 с.
3.  Безопасностьжизнедеятельности: Учебник / Под ред. С.В. Белова. М.: Высшая школа, 2000.– 450 с.
4.  Безопасностьжизнедеятельности: Учебное пособие под ред. О.Н. Русака. СПб.: 2001. – 379 с.
5. Дисциплина«Безопасность жизнедеятельности» (раздел «Охрана труда») для студентов всехспециальностей: Учеб. пособие / Сост. А.Г. Егоров, О.В. Цоциева. – Ч. 2.– Тольятти: ТГАС, 2004. – 248 с.
6. Источник:Консультант Плюс – ПРАВОВЕСТ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.