Реферат по предмету "Банковское дело"


Страховой рынок и условия его существования

Контрольная работа
по дисциплине «Страхование»
Выполнил: Студентка 5 курса
Специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Качанова Олеся Владимировна
Группа БуА 52-сп.
Проверил: Нитяго Ирина Васильевна
 
 
Новосибирск 2011
 

Содержание
1. Страховой рынок. Условия его существования. Особенности формированияспроса и предложения на рынке страховых услуг
2. Исчисление страхового возмещенияпри гибели имущества: по системе первого риска; по системе пропорциональнойответственности3. Задача
4. Охарактеризуйте организационныеформы страховых фондов. В чём, на ваш взгляд, заключается экономическоепреимущество создание страхового фонда страховщика по сравнению с другимиформами страхового фонда
Список литературы

1. Страховой рынок.Условия его существования. Особенности формирования спроса и предложения нарынке страховых услуг
 
Страховой рынок — этоособая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений,где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется предложениеи спрос на нее.
Страховой рынок можно рассматривать также:
· как формуорганизации денежных отношений по формированию и распределению страхового фондадля обеспечения страховой защиты общества;
· как совокупностьстраховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказаниисоответствующих страховых услуг.
Объективной основойразвития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводствапотребность обеспечения бесперебойности финансово-хозяйственной деятельности иоказание денежной помощи в случае наступления непредвиденных неблагоприятныхсобытий.
Основаниями страховогорынка являются: свободная рыночная экономика, многообразие форм собственности,свободное ценообразование — расчет тарифных ставок, наличие конкуренции,свобода выбора, разработка и внедрение новых видов страховых услуг и т.д.
Обязательные условия существования страхового рынка:
· наличиеобщественной потребности в страховых услугах — формирование спроса;
· наличиестраховщиков, способных удовлетворить эту потребность, — формированиепредложения.
В связи с этим выделяютрынок страховщика и рынок страхователя. Функционирующий страховой рынокпредставляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различныеструктурные звенья. Первичное звено страхового рынка — страховое общество илистраховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования ииспользования страхового фонда, проявляются экономические отношения,переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.
Кроме того, на страховомрынке также действуют и другие его субъекты: перестраховочные компании,посредники страховщика — страховые агенты и брокеры (маклеры), различныеобъединения страховщиков: страховые пулы, союзы и т.д.
Специфическим товаром,предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга, которая может бытьпредставлена на основе договора (в добровольном страховании) или закона (вобязательном страховании).
Перечень видовстрахования, представленных на страховом рынке, определяет ассортиментстраховых услуг, включая дополнительные, индивидуальные условия по договорамстрахования.
Спросюридических и физических лиц в страховании имеет принципиально различнуюприроду. Это проявляется в различных мотивах и стимулах, определяющихстремление потенциального страхователя застраховаться на предлагаемыхстраховыми компаниями условиях. Главной причиной, подавляющей интерес кстрахованию, является политическая и макроэкономическая нестабильность, хотядля каждой из групп потенциальных клиентов эта нестабильность имеет конкретноевыражение: неплатежи в промышленности, банковские и финансовые кризисы,задержки в выплатах зарплат населению, нестабильность получения доходовпредпринимателями. Хотя страховая зашита и является одним из способов защитыразнообразных имущественных и личных интересов, подобная нестабильность не являетсяпобудительным мотивом для развития страхования. Тем самым, на практике это неприводит к росту потребления страховых услуг.
Спрос можноразделить на корпоративный и индивидуальный. Корпоративный предъявляется состороны предприятий, а индивидуальный — со стороны физических лиц. Разделениевесьма условно, так как по одному и тому же договору часто страхователем(плательщиком взносов) является юридическое лицо, а застрахованным иливыгодоприобретателем (конечным получателем услуги) — физическое лицо. Вразвитых странах большая часть договоров страхования заключается физическимилицами, в нашей стране, напротив, большая часть страховых продуктовориентирована на корпоративных клиентов.
Изучениепотребительского спроса в страховании предполагает использование таких методов,как статистическое изучение доходов и расходов потенциальных страхователей (ихразмер, структуру, динамику), опросы, тестирование и анкетирование, сбор ианализ информации, получаемой в ходе работы страховых агентов (анализируютсяпричины отказов клиентов от предлагаемых услуг и пожелания в области измененияусловий страхования, потребности и страховые интересы клиента, выявленные впроцессе контакта с агентом и т.п.).
Как уже былоотмечено выше, потребности в страховых услугах не (относятся к числу важнейших,поэтому в страховом маркетинге речь идет не только об изучении, но и оформировании спроса. Чтобы располагаемые доходы распределялись в числе прочихнаправлений и на страхование, необходим ряд условий, важнейшими из которыхнаравне с платежеспособностью являются информированность клиента о страховании,уровень экономического мышления и страховой культуры.
Для западногообщества задача формирования спроса на страхование ' стоит менее остро, так какза десятилетия у руководителей предприятий. предпринимателей и населениявыработалась привычка к страхованию. В России, напротив, привычки к страхованиюнет. Условием стабильного спроса на страхование являются наличие отношений,связанных с частной собственностью. В нашей стране институт частнойсобственности переживает сейчас период становления, поэтому до тех пор, покаокончательно не сформируется менталитет собственника, об активном увеличенииспроса на страхование говорить рано.
Факторамиспроса на страхование являются:
· количество потенциальныхстрахователей и объектов страхования (спрос находится в прямой зависимости отнего);
· доходыпотенциальных страхователей (прямая зависимость);
· стоимостьальтернативных механизмов управления рисками, в т.ч. самострахования, переносариска и т. п. (обратная зависимость);
· для долгосрочногострахования жизни — цены на аналогичные услуги сберегательных банков,негосударственных пенсионных фондов и других конкурентов страховых компаний(обратная зависимость);
· налогообложениестраховых взносов и выплат (льготное налогообложение стимулирует спрос);
· наличиетребований законов, иных нормативных актов, договоров (например, аренды)застраховать определенную группу объектов (прямая зависимость);
· инфляционныеожидания (уменьшение спроса);
· ставка банковскихпроцентов (прямая зависимость: чем выше стоимость ресурсов, тем вышепривлекательность страхования).
Исследованиепредложения на страховом рынке (изучение конкурентной среды) проводится двумяосновными способами: 1) анализ публикуемых статистических и аналитическихматериалов о состоянии рынка, 2) использование собственных источниковинформации. Первый способ дешевле, второй позволяет получить более полную иконкретизированную по нужным направлениям информацию. Оптимальным вариантомисследования является сочетание обоих способов.
Предложениестраховых услуг определяют страховщики — юридические лица, получившие вустановленном законом порядке право на осуществление страховой деятельности. Наобъем и структуру предложения в значительной степени влияют факторы конкуренциимежду страховщиками, уровень издержек на ведение страхового дела и другиефакторы, характеризующие ситуацию на страховом рынке конкретной страны вконкретный период времени. Как и в других отраслях экономики, конкуренция средистраховщиков может быть ценовой (снижение страховых тарифов) и неценовой(предоставление лучших условий страхования). Ценовая конкуренция (удешевлениестраховых услуг) осуществляется за счет тарифной нагрузки (то есть расходовстраховщика на ведение дела и осуществление мероприятий по предупреждениюстраховых случаев, а также закладываемой в тариф нормы прибыли страховщика).Нетто-ставка (часть страховых взносов, за счет которых финансируется выплатастраховых возмещений) может служить источником снижения тарифов только в томслучае, если страховая компания очень крупная, находится в выгодном рыночномположении и может обеспечивать лучшую пространственную и временную раскладкуущерба между большим числом страхователей. Снижение нетто-ставки (по сравнениюсо среднерыночной) мелкими компаниями с целью демпинга, захвата рынка и т. п.недопустимо, так как следствием ее может явиться неспособность страховщикавыполнить принятые на себя обязательства и его банкротство. Неценовымифакторами предложения страхового рынка являются:
· количествостраховщиков (прямая зависимость);
· среднерыночныенормы расходов на ведение дела и ставки комиссионных вознаграждений (обратнаязависимость);
· структура ифинансовое состояние рынка (емкость страхового и перестраховочного рынков,состояние страховых портфелей компаний, размер собственных средствстраховщиков, уровень концентрации капитала);
· убыточность видовстрахования (обратная зависимость), степень риска обратная зависимость),рентабельность и прибыльность страховых операций (прямая зависимость);
· налогообложениестраховых организаций;
· доходностьинвестиций страховых компаний.

2.Исчисление страхового возмещения при гибели имущества: по системе первогориска; по системе пропорциональной ответственности
 
При системе первого риска возмещение соответствуют реальному ущербу, ноне может превышать страховую сумму.
Пример: Стоимостьавтомобиля 500 тыс. руб., страховая сумма 200 тыс. руб. Если ущерб составил 100тыс. руб., то возмещение=100 тыс. руб., если ущерб составит 250 тыс. руб., товозмещение = 200 тыс. руб.
При системепропорциональной ответственности возмещение рассчитывается по формуле:
В=/>= 250*200/500=100 тыс. руб.
3. Задача
 
Рассчитайтебрутто-ставку на 100 руб. страховой суммы по страхованию имущества граждан наслучай пожара: доля нагрузки -35%, уровень нетто ставки 1,5 руб.
Тн= 1,5 руб.
Но=35%
Тб=/>=1,5*100/(100-35)=2,3

4. Охарактеризуйтеорганизационные формы страховых фондов. В чём, на ваш взгляд, заключаетсяэкономическое преимущество создание страхового фонда страховщика по сравнению сдругими формами страхового фонда
Страховой фонд можетобразовываться в следующих организационных формах:
— централизованныйстраховой фонд, который создается за счет общегосударственных ресурсов и служитдля возмещения ущерба, связанного со стихийными бедствиями – землетрясениями,бурями и т.д.);
— фонд самострахования (он создается на предприятиях и организациях ввиде материальных запасов, финансовых средств и финансовых резервов). Размерэтих фондов ничем не ограничивается. Исключение составляют лишь определенныеорганизационно-правовые формы предприятий (акционерные общества), для которыхзаконом предписывается создание резервных фондов с минимальным размером 15%уставного капитала.
Негативными моментамисамострахования:
а) катастрофическиеубытки, какими бы отдаленными они ни были, все же могут иметь место, чтоповлечет за собой ликвидацию страхового фонда и даже вынудит организациюпрекратить свою деятельность;
б) хотя организация всостоянии оплатить любой отдельный ущерб, совокупный эффект нескольких ущербов,нанесенных в течение одного года может иметь такие же последствия как одинкатастрофический ущерб, особенно в первые годы после образования фонда;
в) капитал следуетвложить как можно быстрее, однако, и реализованные инвестиции могут необеспечить такую же высокую прибыль, как это было бы возможно при лучшемразмещении инвестиций, имеющихся в распоряжении страховой компании;
г) возможно возникнетнеобходимость увеличить штат страховых работников за дополнительную плату;
д) утрачена возможностьпривлекать технических специалистов для консультаций по вопросам избежаниярисков. Эксперты страховщиков будут иметь большой опыт по сравнению со многимифирмами, и эти знания могут приносить пользу страхователям;
е) статистика обращенийза возмещением убытков этой организации будет основываться на ограниченной базеданных, что затруднит прогнозирование будущих расходов по возмещению убытков;
ж) может иметь местокритика со стороны акционеров и других структурных подразделений:
— по поводу переводакрупных сумм капитала для создания фонда и по поводу размера дивидендов за год;
— по поводу низкойприбыли от инвестирования средств по сравнению с прибылью, которую можнополучить при вложении того же объема капитала в производственную сферуорганизации;
з) в период финансовыхзатруднений может возникнуть соблазн взять займ из этого фонда, тем самымподрывая уверенность, которую он обеспечивал.
— страховой фондстраховщика (он создается за счет страховых взносов страхователей). Эти фондыобразуются только в денежной форме. Для страхователей переложение риска настраховую организацию является благом даже тогда, когда страховой случай ненаступает и оплаченный страховой взнос уже не возвращается. В течение действиядоговора страхования клиент страховой компании испытывает повышенное чувствоуверенности и защищенности. Если же страховой случай наступает, он получаетстраховое возмещение (или страховую сумму, если был заключен договорнакопительного страхования). Предприятие, застраховавшееся от пожара, взрыва,ответственности перед третьими лицами, делает эти риски величинами,оцениваемыми в деньгах. Свои страховые взносы оно в определенной мере можетвключать в цену своих товаров и услуг.

Список литературы
 
1. Александрова Т.Г., Мещерякова О.В.Коммерческое страхование. — М. 2001.
2. Балабанов И.Т Балабанов А.ИСтрахование. Организация. Структура. Практика — учебник для вузов.-Издательство: Питер, 2006г
3. Система страхования.//www.bibliotekar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.