Курсоваяработа
Современноесостояние и направления развития лизинга в Российской Федерации
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы лизинговых отношений
1.1 Сущность и классификация лизинга
1.2 Система построения лизинговых отношений и расчетов в РФ
1.3 Проблемы и перспективы развития лизинговых отношений в РФ
Глава 2 Анализ современного развития лизинговых отношений в РФ и вАлтайском крае
2.1 Анализ и развитие лизинговых отношений в РФ, и в Алтайскомкрае
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
На условияхсовременных темпов научно-технического прогресса происходят глубокие измененияв орудиях и средствах производства, предлагаемых на рынке, одно поколение машини оборудования и т.п. быстро сменяет другое. Чтобы сохранить место на рынке,обеспечить конкурентоспособность своей продукции, предприятия и фирмы должнысистематически обновлять технологии, применяемые машины, оборудование и другуютехнику. Но необходимость такого рода затрат зачастую наталкивается нафинансовые возможности предприятий, которые не всегда могут осуществить крупныевложения средств. Не отвечают этим требованиям и сложившиеся традиционные формыкредитных отношений. Также такой формой является и лизинг, дающий предприятиюправо длительного пользования объектом сделки его систематического обновления ине требующий больших единовременных затрат на его приобретение. Лизинг, посути, — это инвестирование через различные формы аренды оборудования, станков,т.д.
Что такоелизинг, знали еще древние. Суть подобной операции Аристотель сформулировал так:«Богатство заключается чаще всего в рентабельности использования собственности,а не во владении ею как таковой».
Слово«лизинг» английского происхождения, означает «арендовать», «сдавать внаем»,вошло в употребление в последней четверти 19 века, в 1877 году. Перваянезависимая лизинговая компания была создана в Сан-Франциско в 1952 году. Через10 лет лизинг появился в странах Западной Европы.
В настоящеевремя лизинг является одним из основных методов финансирования капитальныхвложений почти во всех странах. На первые роли в мировом лизинговом бизнесевыводят компании, созданные производителями машин и оборудования. Не случайно впервой десятке ведущих мировых лизинговых фирм находятся дочерние компании.
Общейтенденцией в развитии всех лизинговых компаний является существенное расширениеих функций – от простого финансирования сделки они переходят к более сложномукомплексному обслуживанию своих клиентов, предлагая им широкий кругдополнительных услуг. Как правило, в лизинге рассматриваются имущественныеотношения, которые возникают с передачей предмета лизинга во временноепользование на основе его приобретения и последующей сдачи в аренду.
Лизингодатель,предоставляя лизингополучателю элементы основного капитала на установленныйдоговором срок и за определенную плату, по существу реализует принципысрочности, возвратности и платности, присущие кредитной сделке. Но с другойстороны, лизингодатель и лизингополучатель оперируют с капиталом не в денежной,а производственной форме, что сближает лизинг с инвестированием и резкоповышает его значимость. С экономической точки зрения лизинг есть товарный кредити основные фонды, предоставляемый лизингополучателю в виде передаваемого впользование имущества.
Такимобразом, лизинговые платежи – это не что иное, как плата за пользованиекредитом в виде имущества; лизинг дополняет традиционные отношения финансовыхинститутов с деловыми кругами по финансированию технического перевооружения,реконструкции и развития производства.
Быстрыйрост лизинговых операций обусловлен теми преимуществами, которые в определенныхусловиях имеет лизинг по сравнению с приобретением средств труда и недвижимогоимущества за счет ресурсов, полученных в результате обычной кредитной сделки.Лизинг позволяет увеличить ресурсы предприятия при невозможности их возрастанияза счет других источников. Лизинг улучшает ликвидность предприятия. С егопомощью осуществляется финансирование без привлечения собственных средств.Лизинг не оказывает влияния на уровень банковской задолженности предприятия.
Приоформлении договора лизингополучатель имеет возможность получить от банка рядфинансовых, нефинансовых, а также информационных, юридических и других услуг.
В развитиилизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребителиоборудования, но и предприятия- производители, поскольку за счет лизингарасширяется рынок сбыта выпускаемого ими оборудования.
Длялизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль навложенный капитал при более низком риске по сравнению с кредитованием за счетдейственной защиты от неплатежеспособности клиента. В случае банкротствализингополучателя оборудование в обязательном порядке возвращается лизинговойкомпании.
Для банковесли компании инициируются банком лизинг – это новый способ привлечения крупныхклиентов и снижения риска неплатежей.
Цель даннойработы заключается в рассмотрении сущности лизинговых отношений не только вРоссии в целом, но и в Алтайском крае.
Предмет:особенности построения лизинговых отношении, в общем.
Задачи:
1.Рассмотреть виды лизинговых отношений их классификацию;
2.Исследовать проблемы лизинговых отношений в России;
3.Исследовать проблемы лизинговых отношений в Алтайском крае;
4.Исследовать какие виды лизинга используются в Алтайском крае.
Глава1 Теоретические основы лизинговых отношений
1.1 Сущность и классификация лизинга
Сущностьлизинга раскрывается в различных его проявлениях. В зависимости от критериев,положенных в основу классификации, можно выделить ряд видов лизинга. 1.Если заотличительный признак взять объект лизингового договора, то различают лизингпотребительских товаров и лизинг средств производства. Внутри последнеговыделяют лизинг движимого и недвижимого имущества. По сроку действия договорализинга выделяют краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный лизинг.
По объемупредоставляемых арендодателю услуг различают нетто-лизинг и бутто-лизинг. Вслучае нетто-лизинга функции лизингодателя ограничиваются передачей объектализингополучателю и его финансированием. Брутто-лизинг (сервисный лизинг)характеризуется тем, что арендодатель наряду с передачей права пользованияобъектом оказывает также дополнительные услуги, необходимые для нормальногофункционирования объекта (консультации арендатора в процессе выбора объекта иего эксплуатации, обслуживание объекта и его ремонт). В зависимости от составасубъектов лизинга различают виды лизинга:
1. прямойлизинг- собственник имущества самостоятельно сдает объект лизинга;
2.косвенный лизинг- передача имущества в лизинг происходит через посредника(лизинговую компанию).
3.возвратный лизинг – продавец (поставщик) предмета лизинга одновременновыступает и как лизингополучатель;
4.раздельный лизинг – лизинговая операция с участием множества сторон;применяется в случае осуществления сложных и крупных операций. Раздельныйлизинг осуществляется с участием нескольких компаний поставщиков,лизингодателей и привлечением банковских кредитов, а также страхованием встраховых компаниях. Лизинг различают по намерениям участников:
1. срочныйлизинг – одноразовый (на один срок);
2.возобновляемый – продлевающийся по истечении первого срока.
Классификациялизинга по рассмотренным признакам позволяет выделить определенные его виды.Однако эти признаки являются чисто внешними, они не позволяют выявить сущностьлизинга, его отличие от других известных форм финансирования капитальныхвложений.
Основнымкритерием для классификации лизинговых договоров служит ответ на вопрос: «ктонесет связанный с инвестициями риск?». Этот критерий является основополагающимдля гражданско-правового и налогового регулирования лизинга. В этом случаевыделяют оперативный и финансовый лизинг[10].
Оперативныйлизинг характеризуется небольшим сроком контракта и неполной амортизациейобъекта за время лизинга. На практике договор оперативного лизинга заключаетсяна несколько дней, недель и лишь в редких случаях на срок более одного года.Так как лизингодатель в течение такого срока договора не может рассчитывать навозмещение всех своих издержек, он вынужден многократно сдавать объект варенду. Договор оперативного лизинга позволяет лизингополучателю переложитьриск, связанный с собственностью, на лизингодателя. В этом случаелизингополучатель избавляется от риска, связанного с физическим и моральнымизносом объекта, технической надежностью его функционирования. Он сокращаетриск, связанный с «ошибочностью инвестиций», который заключается в том, что былвыбран не лучший объект для выполнения намеченной программы. Если объект сделкине полностью отвечает его требованиям, лизингополучатель может вернуть его,заплатив, лишь платежи, который он должен был внести до момента разрывадоговора.
В связи скороткими сроками действия договора лизингодатель должен стремиться как можноболее полно «загрузить объект», т.е. сдавать его по возможности без перерывовмногим лизингополучателям. Объектом договора оперативного лизинга являютсяпредметы, которые в любой момент могут быть сданы в лизинг вследствиепостоянного спроса на них (например, универсальное оборудование, автотранспорт)и т.д.
Какправило, вместе с передачей, права на пользование объектом в договорепредусматриваются дополнительные услуги (техническое обслуживание объекта,поставка необходимых для его функционирования материалов). В случаеоперативного лизинга лизингополучатель стоит перед вопросом, инвестироватьсамому или использовать за плату инвестиции лизингодателя, то в условияхфинансового лизинга решается вопрос о способе финансирования планируемыхинвестиций. Финансовый лизинг имеет свои признаки: длительный срок контракта до10-15 лет, в течение которого он не может быть, расторгнут ни одной стороной;Обязательством лизингополучателя покрыть все затраты лизингодателя, включаярасчетную прибыль в соответствии с договором. Лизингодатель переносит нализингополучателя весь риск, связанный с инвестициями. Договор финансовоголизинга может предусматривать амортизацию всей или большей части стоимости оборудования.Соответственно различают договоры полной или частичной амортизации. В последнемслучае величина не выплаченной в течение основного срока договора остаточнойстоимости оговаривается заранее. Договоры финансового лизинга различаются попризнаку дальнейшего использования объекта по окончании основного срокадействия договора.
Внутрифинансового лизинга с полной амортизацией выделяют виды договоров:
Безвозможности приобретения объекта или продления срока договора;
Свозможностью приобретения объекта;
Свозможностью продления срока.
Призаключении договора без возможности приобретения или продления срокализингополучатель обязуется по истечении срока договора вернуть объектлизингодателю, который распоряжается им по своему усмотрению.
Если вдоговоре было оговорено право лизингополучателя на приобретение объекта, то онможет воспользоваться им при условии, что цена продажи не будет, нижеостаточной стоимости рассчитанной линейным методом амортизации или рыночнойстоимости, если последняя ниже остаточной.
Договор справом продления срока предусматривает возможность лизингополучателя продлитьдоговор по истечении основного срока его действия. Лизинговые платежи, приэтом, должны быть рассчитаны таким образом, чтобы они покрывали остаточнуюстоимость с учетом оставшегося срока службы объекта. Договор о полнойамортизации в первые годы развития лизинга был преобладающей формой лизинговогосоглашения.
Полноепокрытие его расходов происходило лишь по окончании срока договора за счетуплаты лизингодателем остаточной суммы долга или получения выручки от продажиобъекта. Этот вид договоров популярен при сдаче в лизинг очень дорогихобъектов, например, самолетов, кораблей.
Разновидностьюфинансового лизинга является возвратный лизинг. То есть, предприятие продает лизинговойкомпании часть его имущества и сразу же получает его обратно на условияхаренды. Эта операция носит финансовый характер: она позволяет предприятию засчет продажи средств производства высвободить денежные средства для болееприбыльного помещения. Эти средства можно использовать, например, для новыхкапитальных вложений. Доходы от инвестиций должны быть больше арендныхплатежей. Это приводит к уменьшению баланса предприятия, посколькусобственником имущества становится лизинговая компания.
Лизинг нашелширокое распространение в сфере международных экономических отношений. Сделка,при которой лизинговая компания покупает оборудование у национальныхфирм-изготовителей, а затем предоставляет его за границу иностранномуарендатору, называют экспортным лизингом. Государство поощряет такого родадеятельность национальных компаний, поскольку она способствует расширениюэкспорта и соответственно увеличивает валютные поступления в страну. Лизингносит международный характер и в том случае, когда компания находится в той жестране, что и лизингополучатель, который использует иностранное оборудование,приобретенное лизингодателем за границей- это импортный лизинг.Лизингополучатель в этом случае может использовать более совершенное импортноеоборудование, получить различные валютные, финансовые и налоговые льготы. Поправилам Международного валютного фонда обязательства, связанные с получением варенду иностранных машин и оборудования, не увеличивают внешнююзадолженность[12].
Большоеразвитие международный лизинг получил в сфере аренды самолетов, судов.
Кроме того,имеет место тенденция сокращения производства такого рода техники из-занеопределенности на фрахтовом рынке. На помощь приходит лизинг, при этомлизинговое соглашение заключается вместе с фрахтовым, что гарантирует занятостьсамолета или судна в течение продолжительного периода времени.
1.2 Система построения лизинговых отношений и расчетов
Схемализинговой операции достаточно проста. Потребитель обращается в лизинговуюкомпанию с заказом на получение необходимого оборудования. Получив поручениепредприятия, лизинговая компания покупает соответствующие машины и оборудованиеи предоставляет их своему клиенту. Покупка средств производства осуществляетсяза счет собственных средств лизинговой компании. Учитывая стоимость современныхмашин и оборудования, нередко бывает очень высока, приобретение техники частопроизводится с использованием банковского кредита.
Осуществлениеи оформление лизинговой операции сопровождается оформлением документов:
1. договоракупли-продажи объекта лизинга;
2. актаприемки объекта лизинга в эксплуатацию;
3.лизингового соглашения;
4. договорана техническое обслуживание передаваемого в лизинг имущества;
5. договорана страхование объекта лизинга.
Основнымдокументом, в котором отражается вся совокупность лизинговых отношений,является лизинговое соглашение. В нем предусматриваются:
1.наименование фирмы поставщика;
2. срокпоставки объекта сделки;
3. местопоставки;
4.местонахождение объекта лизинга после его покупки;
5. характериспользования оборудования;
6. общий инепрерывный срок аренды;
7. суммаарендных платежей;
8. Графикперечисления арендных платежей;
9. условиястрахования имущества;
10.возможные варианты использования имущества после истечения срока аренды[8].
В лизинговомсоглашении предусматриваются также права и обязанности лизингодателя илизингополучателя; указывается характер лизинговых рисков, которые могутвозникнуть в процессе эксплуатации объекта лизинга, а также действия сторон привозмещении возможного ущерба. Кроме того, оговариваются условия, при которыхсделка может быть прекращена досрочно по инициативе, как лизингополучателя, таки лизингодателя.
Лизинговоесоглашение вступает в силу с даты подписания акта приемки в эксплуатациюоборудования. Заключению лизингового соглашения предшествует изучениеэкономического и финансового положения предприятия-будущего арендатора. Обычнообъектом изучения является баланс предприятия за несколько лет, сведения оприбылях и убытках, проекты развития предприятия. Важнейшими вопросамилизингового соглашения являются срок лизинга, расчет суммы и составлениеграфика лизинговых платежей.
Срок арендызависит от вида материальных ценностей и их первоначальной стоимости. Обычносредний срок лизинга машин и оборудования составляет до трех-пяти лет,аналогичные операции с недвижимостью осуществляются в течение более длительногосрока – до 20 лет. В некоторых странах, например, в Австрии и ФРГ, основнойсрок лизингового контракта зависит от продолжительности амортизационного периодаобъекта лизинговой сделки.
Если поразличным причинам срок лизинга специально в контракте не устанавливается и неоговаривается, то в практике развитых стран принято, чтобы он соответствовалсроку амортизации соответствующего оборудования и имущества. При этом, чембольше срок лизинга, тем свободнее правила в части условий эксплуатации средствпроизводства и дальнейшей их судьбы. Это означает, что возможные вариантыиспользования объекта сделки после истечения срока ее действия. По окончаниилизингового соглашения предусмотрено несколько вариантов использования объектасделки, что повышает привлекательность сделок подобного вида. Наиболее типичныйслучай – возврат машин и оборудования лизингодателю (арендодателю). Илипролонгация срока соглашения, когда оборудование будет использоваться предприятиемв течение нового периода, но по более низкой ставке. Наконец предприятие можеткупить его по окончании срока соглашения по более низкой цене с учетом износаматериальных ценностей, т.е. по остаточной стоимости. Последняя заранеепредусматривается в контракте от 1 до 7% первоначальной цены. О своем выборелизингополучатель сообщает лизинговой компании заранее, например, за полгода доистечения срока соглашения или в момент заключения договора[5].
Еслилизингодателями являются банки, то договор лизинга составляется, как правило, сусловием обязательного выкупа лизингополучателем арендуемого имущества.Погашение задолженности предприятия производится путем систематическихлизинговых платежей в течение установленного срока.
Лизинговыйплатеж или лизинговый взнос, представляет собой плату за производственноеиспользование объекта лизинговой сделки.
Общая суммализинговых платежей позволяет лизинговой компании возместить стоимостьприобретенного имущества, обеспечить текущую деятельность и получить прибыль.Платежи возможны в денежной, товарной (компенсационной) или смешанной форме(частично деньгами и товарами).
Взависимости от применяемого метода начисления лизинговые платежи производятсяследующим образом:
В размере фиксированнойобщей суммы;
Приподписании лизингового соглашения лизингодателю предоставляется аванс; затем,после подписания акта приемки оборудования, лизингополучатель делаетпериодические взносы общей суммы за минусом аванса;
В размереустановленного в лизинговом соглашении процента, исчисленного по отношению кобъему реализованной продукции или сумме полученной прибыли.
Лизингополучательможет осуществлять платежи один раз в месяц, квартал, полугодие, ежегодно – подоговоренности. Обычно первый платеж делается сразу после поставкиоборудования. Но по желанию лизингополучателя платежи могут начинаться,например, через шесть месяцев после получения им материальных ценностей.
Исходя изфинансового положения и платежных возможностей лизингополучателя, в соглашениипредусматриваются различные способы уплаты лизинговых платежей:
Равнымидолями;
Вувеличивающихся размерах (этот метод применяют лизингополучатели с неустойчивымфинансовым положением, когда в начальный период арендатору предпочтительнеевносить лизинговую плату небольшими суммами; по мере освоения оборудования иувеличения объема выпускаемой продукции суммы платежей увеличиваются).
Вуменьшающихся размерах ускоренные платеж, используются лизингополучателями,имеющими устойчивое финансовое положение; их суть заключается в том, что иначальный период действия лизингового соглашения арендатор погашает большуючасть своей задолженности. В случае задержки в уплате лизинговых платежей впользу лизинговой компании начисляются проценты на уровне ставки по банковскомукредиту. При невозможности своевременно уплатить лизинговый взнослизингополучатель может обратиться к лизингодателю с ходатайством об отсрочкеплатежа. При систематической задержке платежей лизингодатель может расторгнутьконтракт, убытки, возникшие по этой причине, должен выплатитьлизингополучатель.
Проведениелизинговых операций связано с риском конфискации имущества лизингодателя вдоход бюджета, неудовлетворительного обслуживания лизингополучателем имуществализинга, несвоевременного возврата имущества владельцу. Банк илилизингополучатель могут застраховаться от риска путем включения дополнительныхпунктов в договор. Страхование объекта лизинговой сделки осуществляется за счетлизингополучателя или банка; расходы по страхованию включают полный периоддействия договора и определяются при его подписании.
В отличиеот лизинга оборудования аналогичные операции в сфере недвижимости первоначальноразвивались значительно медленнее. Это было связано с тем, что договор,заключаемый в этом случае не более длительный срок, мог быть, расторгнутдосрочно, что создавало большой риск для лизинговой компании. В 60- годы 20века в странах Западной Европы лизинговым компаниям, специализировавшимся нааренде недвижимости, были предоставлены определенный статус, а такжезначительные налоговые льготы. Учитывая, что их операции носят долгосрочныйхарактер, были разработаны правила досрочного прекращения действия контракта,как правило, не раньше 7-10 лет аренды. Предприятия-лизингополучатели, по винекоторых нарушались соглашения, были обязаны возместить оставшуюся суммуплатежей в повышенном размере. Указанные изменения в правилах лизинганедвижимости привели к быстрому росту объема таких операций.
Операции всфере недвижимости являются более сложными по сравнению с лизингомоборудования. Это связано, как было отмечено, с более продолжительным срокомлизинга обычно соглашение заключается на 15-20 лет и большей суммой контракта.Приобретение лизинговой компанией какого-либо объекта производственногоназначения или участие его в строительстве в целях передачи в дальнейшемпредприятию на условиях лизинга. Но, учитывая отмеченные особенности(строительство объектов предполагает длительные сроки, их возведения),предприятие-лизингополучатель по условиям контракта должно внести аванс в счетбудущих лизинговых платежей. По окончании соглашения предусмотрены триварианта: возврат имущества компании, заключение контракта на новый срок,покупка имущества по низкой цене. Допускается досрочная покупка объекта, нообычно по истечении установленного периода, например, на 15 лет. Новый владелецобъекта получает от государства определенные льготы, в частности, оносвобождается от части налогов, выплачиваемых предприятиями при обычныхусловиях. Следует отметить, что налоговые льготы являются большим стимулом дляразвития лизинга недвижимости, учитывая высокую стоимость сооружаемыхпредприятий[13].
Вообще,лизинговые платежи представляют собой сумму, выплачиваемую лизингополучателемлизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом- предметомдоговора лизинга.
Участникилизинговых отношений сами определяют порядок расчета лизинговых платежей.Перечислим те из них, что наиболее часто используются на практике.
1. Методикарасчета лизинговых платежей, основанная на последовательном определении возмещениястоимости имущества и лизингового вознаграждения.
Сутьданного методического подхода состоит в том, что величина лизингового платежаопределяется как сумма возмещения стоимости имущества (амортизации) и величиныпроцентов на стоимость имущества (все затраты, которые несет лизингодатель припокупке и поставке имущества лизингополучателю).
2. Методикарасчета лизинговых платежей, основанная на теории финансовых рент. Данный методрасчета лизинговых платежей предполагает равенство современной(текущей)стоимости потока лизинговых платежей и стоимости имущества со всемидополнительными расходами при его приобретении. По условиям расчетаопределяется единая величина лизинговых платежей по периодам, которая вдальнейшем распределяется на процентные платежи и суммы возмещения стоимостиимущества.
МинэкономикиРоссии разработаны и утверждены методические рекомендации по расчету лизинговыхплатежей. Приведенные методики носят рекомендательный характер и могутиспользоваться наряду с другими методами расчета лизинговых платежей. Всоответствии С Методическими рекомендациями Минэкономики России платежи полизинговому соглашению складываются из суммы амортизационных отчислений отстоимости арендуемого оборудования, платы за используемые лизингодателемкредитные ресурсы, комиссионных выплат лизингодателю и платежей задополнительные услуги, предоставленные лизингодателем. В лизинговые платежимогут включаться стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотренвыкуп имущества. Лизинговые платежи уплачиваются в виде отдельных взносов. Призаключении договора со стороны устанавливают общую сумму лизинговых платежей.
1.3 Проблемы и перспективы развития лизинговых отношений в России
Становлениелизинга в России можно отнести к началу 90-х годов 20 века, когда рыночнаяпереориентация экономики и внедрение новых форм хозяйствования позволилирасширить виды предпринимательской деятельности, в том числе и на основелизинговых взаимоотношений.
До начала90-х годов в России применялся в ограниченных масштабах и в основном советскимивнешнеторговыми организациями для приобретения и –реже- реализации современныхмашин и оборудования по международным контрактам. Аренда автотранспортныхсредств, близкая к лизингу, применялась в 80-е годы, когда компания«Совтрансавто» осуществляла разовые сделки по приобретению на условиях аренды споследующим выкупом грузового транспортного оборудования.
Важнойпредпосылкой развития лизинга на отечественном рынке в начале 90-х годовявилось стремительное развитие предпринимательства. Быстро формирующиесяорганизационно-правовые формы предприятий, основанных на негосударственныхформах собственности, стали активно развивать арендные и лизинговые отношения.На рынке появилось большое количество потенциальных клиентов, нуждающихся всовременном технологичном оборудовании, но не способных совершить крупныевложения финансовых средств в это оборудование. На фоне того, что в целом поРоссии коэффициент выбытия основных фондов значительно превышает коэффициентобновления по данным Федеральной службы государственной статистики Росстат, дляпредприятий лизинг является подчас единственным решением проблемы обновления исовершенствования основных фондов.
Спрос нализинговые услуги со стороны российских предприятий привел к созданиюотечественных лизинговых компаний. Появились первые лизинговые компании,например, «Балтийский лизинг», «Лизингбизнес» и продолжают работать и внастоящее время. Банки на тот момент являлись единственными финансовымиинститутами, которые могут располагать свободно денежными средствами. В Россиифинансовое обеспечение, поддержка со стороны финансово-кредитной сферы являютсянеобходимой составляющей развития лизингового рынка.
Многиелизинговые компании создавались изначально как филиалы крупных промышленныхгрупп. Они занимаются заключением и реализацией лизинговых договоров для своихучредителей и их клиентов, и только небольшой процент их деятельностиприходится на долю внешних клиентов.
В Россиилизинг определяют как один из видов предпринимательской деятельности,направленной на инвестирование свободных или привлеченных финансовых средств вимущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам наопределенный срок. Важным шагом в развитии лизинговых операций в отечественнойпрактике было решение относить суммы лизинговых платежей, включая платежи попроцентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, на себестоимостьпродукции(работ, услуг) лизингополучателя. Сумма лизинговых платежей за весьпериод должна включать: полную стоимость лизингового имущества, платулизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им для приобретенияимущества, комиссионное вознаграждение лизингодателю, возмещение страховкиимущества, если оно застраховано лизингодателем.
Такимобразом, ГКРФ выделяет три стороны лизинговых отношений: лизингополучатель,лизингодатель, поставщик имущества. Собственником имущества, при этом, являетсялизингодатель, а лизингополучатель использует имущество для предпринимательскихцелей. Лизинговая сделка носит трехсторонний характер:продавец-арендодатель-арендатор. Под договор финансовой аренды не попадаютдвусторонние сделки арендодатель-арендатор, характерные, как правило, дляоперативного лизинга.
Напротяжении последних нескольких лет на российском рынке успешно развивается импортныймеждународный лизинг с участием ряда иностранных фирм. Японские компанииспециализируются на поставке сельскохозяйственной техники,американские-авиационной техники. Иностранные компании с каждым годом все болееохотно выходят на российский рынок, о чем свидетельствует возрастающий объемсделок по операциям международного лизинга.
Анализситуации на рынке лизинговых услуг в России, начиная с 1995 года,свидетельствует о положительной динамике развития. Темпы роста лизинговыхопераций увеличиваются и опережают рост валового внутреннего продукта ипромышленного производства. За пять лет(2000-2005г) объем лизинговых операцийна российском рынке вырос в шесть раз. Такая динамика нашла отражение и намеждународном рынке[12].
Представляетинтерес анализ структуры лизинговых активов в Российской Федерации. Наибольшуюдолю в общем объеме лизинговых активов в 2005 году составляли железнодорожноеоборудование-15,7%, автотранспортные средства-14,5%, авиатехника-14,1%,телекоммуникационное оборудование-13,0% сельскохозяйственное оборудование-9,3%,энергетическое-3,6%.
По оценкамэкспертов лизинговых компаний и ассоциации «Рослизинг», развитие лизинга вРоссии в дальнейшем будет происходить на фоне увеличения общего объемализинговых операций, а также освоения новых сфер лизинговой деятельности.Успешное развитие лизинга во многом зависит от политической и экономическойстабильности в стране.
Можновыделить ряд основных причин, которые сдерживают развитие лизинговойдеятельности.
1.Недостаток финансовых ресурсов лизинговых компаний, которые зависят отбанков-учредителей. При ухудшении финансового положения банка финансовоеположение лизинговой компании становится неустойчивым.
2.Достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Российские банкипредоставляют кредиты на небольшой срок три-пять лет, с высокой процентнойставкой, в то время как лизинговым компаниям необходимы средства на болеедлительный период с приемлемой процентной ставкой.
3.Отсутствие вторичного рынка оборудования.
4. Невсегда благоприятные условия налогового и валютного законодательства.
5.Таможенные барьеры, препятствующие развитию международного лизинга.
6.Недостаточная квалификация кадров.
7.Неразвитая инфраструктура лизингового рынка, отсутствие развитой сетилизинговых компаний, юридических и консалтинговых фирм, которые работают слизингом.
8.Отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала быналичие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях на рынкелизинговых услуг[7].
Однаконесмотря на проблемы, лизинг является перспективным видом инвестиционнойдеятельности. Спрос на лизинговые услуги в России в настоящее время оченьвысок, так как потребности в модернизации и обновления основных фондов уроссийских предприятий достаточно большие, а доступные финансовые ресурсы имеханизмы ограничены.
Глава2 Анализ современного развития лизинговых отношений в Р.Ф и вАлтайском крае
2.1 Анализ и развитие лизинговых отношений в Р.Ф. и в Алтайскомкрае
Первые лизинговые компании начали появляться в России в начале90-х годов, большинство из которых были учреждены коммерческими банками ифинансово-промышленными группами.
В 1996-2000 годах активно шло формирование региональногозаконодательства, разрабатывались мероприятия по поддержке лизинговой деятельности.
Региональная поддержка лизинга существенно разнилась, кроме тогопо мере расширения объемов банковского кредитования поддержка лизинговойдеятельности также претерпевала изменения.
Наиболее распространенными формами государственной поддержкиявлялись — субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковскимкредитам, целевое бюджетное финансирование лизинговых операций, созданиецелевых бюджетных фондов, льготное налогообложение лизинговых компаний,субсидирование части стоимости предмета лизинга лизингополучателю.
Чрезвычайно популярной и наиболее часто используемой формойгосударственной поддержки являлось предоставление различных льгот по налогам иналоговых «каникул». При этом использовались различные налоговые льготы — уменьшенные ставки по налогу на прибыль, освобождение от уплаты налога наимущество и т.д. Данные нормы поддержки нашли свое отражение в инвестиционномзаконодательстве Республики Карелия, Псковской, Новгородской, Томской,Московской областей и многих других субъектов. Именно по этой причине действиялизинговых компаний и операции с использованием лизинговых схем вызывали иногдавполне обоснованные претензии налоговых и финансовых органов страны. Сужесточением финансовой дисциплины, сокращением налоговых льгот началось постепенное«очищение» рынка лизинговых услуг от такого рода лизингодателей.
Исходя из анализа регионального законодательства, лизинг зачастуюиспользуется для финансирования операций по обновлению основных фондов внаиболее приоритетных отраслях региональной специализации, а также для развитияинфраструктуры. Практически во всех субъектах лизинговыми операциями затронутагропромышленный комплекс, лесное хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальноехозяйство. Особую роль региональные власти отводят лизингу при финансированиималого бизнеса.
В настоящее время в России более 2500 лизинговых компаний, изкоторых активно работают более 200. Они учреждаются при российских банках,иностранных банках, в рамках ФПГ, поставщиками оборудования, физическими лицами(«независимые»), государственными структурами.
В последние два года появилась возможность включить в лизинговыйоборот значительное количество различных видов оборудования, которое ранее либоне являлось предметом лизинговых операций, либо применялось в сделках в ограниченномколичестве, например, железнодорожный подвижной состав, машиностроительное и энергетическоеоборудование. В результате чего лизинг в России в последние годы демонстрируетисключительную динамику развития (55-70% роста в год). По данным журнала«Эксперт» совокупный портфель лизинговых компаний по показателю объема лизинговыхплатежей к получению на 01.01.2007, согласно оценке, составил порядка 12 млрд.долларов, увеличившись за год на треть, объем полученных лизинговых платежейоценивается в размере 3,5-5 млрд. долларов.
Учитывая, что на 2007 год заявлено увеличение объемовфинансирования государственных лизинговых компаний, в том числе в рамкахнациональных проектов «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье», а такжеувеличение количества коммерческих банков, производителей и поставщиковтехники, оборудования позволяют прогнозировать уверенный рост объемовлизинговых договоров и увеличение доли лизинга в объеме инвестиций и ВВПстраны, ее регионов.
Развитиелизинга в Алтайском крае
Состояние основных фондов экономики является определяющим факторомуровня конкурентоспособности предприятий и региональной экономики.
Технологическая структура экономики Алтайского края воспроизводитпрактически все общероссийские черты: высокий износ основных фондов, неполнаязагрузка имеющихся мощностей, низкий уровень использования инноваций.
В промышленности края базовые отраслевые комплексы оснащены восновном устаревающими технологиями третьего и четвертого технологическихукладов. Только в отдельных отраслях (медицинская и пищевая промышленность,стройиндустрия), где коэффициент обновления в последние годы превышает среднийпо экономике в 3-8 раз, существуют производства пятого технологического уклада.Доля полностью изношенных фондов по кругу крупных и средних предприятийсоставляет практически 20%. Степень износа производственного оборудования вцелом по промышленности достигла почти 70%, а его средний возраст — 15-20 лет.
В другой базовой для краевой экономики отрасли — сельскомхозяйстве износ основных фондов достиг критических значений: зданий исооружений — 65-75%), оборудования — 80-90%. Активная часть основных фондов(машины, оборудование, транспортные средства) имеет высокую степень износа,коэффициенты обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственныхорганизаций не превышают 3-5%, что приводит к увеличению нагрузки на технику исущественно замедляет сроки и ухудшает качество проводимых сельскохозяйственныхработ.
Администрацией края принимаются меры по стимулированиюинвестиционной активности: производится субсидирование процентных ставок попривлекаемым кредитам, субсидируется часть затрат на уплату
налога на прибыль и налога на имущество.
Учитывая необходимость привлечения средне- и долгосрочныхинструментов, достаточно активно применяется лизинговый механизм, мощный толчокразвитию которого дало формирование необходимой нормативно-правовой базы нафедеральном и региональном уровнях в 1996-1999 годах.
В Алтайском крае закон о государственной поддержке лизинговойдеятельности в агропромышленном комплексе был принят в 1999 году, а с 2001 годав краевом бюджете отдельной строкой предусматриваются средства на целевоефинансирование лизинговых операций (постановление о создании фонда ираспоряжение о персональном составе Наблюдательного Совета краевого лизинговогофонда приведены в приложениях № 1 и 2).
На начальном этапе развития лизинга в крае наибольший объемлизинговых сделок приходился на ОАО «Алтайагропромснаб», которое в качествесублизингодателя осуществляло поставки сельскохозяйственной техники в рамкахфедеральной лизинговой схемы. В этот период на территории края начали своюдеятельность ряд лизинговых компаний, нацеленных преимущественно на малыйбизнес (лизинг торгового оборудования, транспортных средств).
В 2001 году на основании анализа опыта работы региональныхлизинговых фондов, а также учитывая ограниченность средств краевого бюджета,было принято решение о создании краевого лизингового фонда. Предлагаемая модельпозволила использовать возвратные средства лизингополучателей для целевогофинансирования лизинговых операций. Первоначально средства фонда направлялисьна приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования.
Учитывая приемлемые условия краевого лизинга — низкий процентудорожания техники (от 9% до 13% при сроке лизинга до 5 лет, от 14% до 19% присроке лизинга до 7 лет в зависимости от первоначального взноса и без учетазатрат на страхование предмета лизинга), удобные сроки расчетов по договорамфинансовой аренды, индивидуальный под-ход к заключению договоров лизинга, гибкийграфик лизинговых платежей, уже в 2004 году встал вопрос о расширении сферыдействия краевого лизингового фонда. Результатом чего стало последовательноерасширение отраслевой направленности краевого лизингового фонда в 2005-2006годах.
Структура использования средств
/>
В настоящее время накраевого лизингового фонда поддержку в рамкахкраевой лизинговой схемы могут претендовать организации индивидуальныепредприниматели сельского хозяйства, промышленности (включая стройиндустрию идеревообработку),жилищно-коммунального хозяйства.
/>
В целом за счет средств краевого лизингового фонда за период 2002-2006годы приобретены 841 единица техники и оборудования и 1802 головы племенногоскота на сумму свыше 780 млн. руб.
Дальнейшее развитие действующей схемы краевого лизингового фондапозволит в среднесрочной перспективе выйти на рубеж 500-600 млн. рублей в год,при этом основным источником финансирования лизинговых операций будутвозвратные платежи лизингополучателей. Достаточно льготные условия краевоголизингового фонда позволили товаропроизводителям всех территорий краяприобрести технику и оборудование за счет фонда за исключением Ельцовскогорайона. Лидерами среди районов по объемам приобретения сельскохозяйственнойтехники и оборудования являются Алейский, Бийский, Ключевской, Павловский,Первомайский, где накопленная сумма договоров лизинга колеблется от 30 до 60млн рублей. По приобретению промышленного оборудования безусловным лидеромявляется краевая столица –Барнаул, что обусловлено реализацией проектовперевооружения ОАО «БЗ АТИ» и ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», которыепоследовательно реализуют программу технического перевооружения, используясредства кпроизводство
Сельское хозяйство — ключевая отрасль краевой экономики, в которойодной из главных особенностей последних лет стало увеличение спроса намногооперационную, ресурсосберегающую технику, в том числе импортную.
В частности, просчитываемый эффект от работы трактора New Holland TJ475, сеялки дисковойпневматической Great Plains СТА 4000, бороны Degelmann Strawmaster 7000, глубокорыхлителя Saiford CTS9715 составляет по оценке Главного управления сельского хозяйстваАлтайского края:
— прибавка урожайности 15-20%;
— выработка на один трактор увеличится на 1750 га;
— рост производительности труда в 2,7 раза.
Кроме того, уменьшатся потери семенного материала, вырастетвыручка предприятия и заработная плата одного рабочего.
Примером комплексного подхода к уборке растениеводческой продукцииявляется использование кормо-зерноуборочных комбайнов КЗР-10. Впервые покраевому лизингу данные комплексы были поставлены в край в 2003 году ипродемонстрировали достаточно высокую эффективность. Использование КЗР-10 вдвух производственных процессах — заготовке кормов и уборке зерновых культурпозволило увеличить объемы наработки продукции на одну машину и,соответственно, повысило производительность труда, а также увеличило срокииспользования техники. В первый же год результаты работы превысили показателианалогичной техники, применявшейся в прилегающих районах (краевого лизинговогофонда внесены необходимые корректировки. Значительно возросло приобретение молочногооборудования, в частности в 2006 году осуществлялись покупкитанков-охладителей, в том числе всемирно известной фирмы DeLaval, позволяющих сохранятьконсистенцию и качество молока во время хранения. При этом учитывая широкиевозможности и опыт работы DeLaval возможен индивидуальный подбор оборудования в зависимости отвалового надоя молока хозяйства, количества доек, температуры окружающей средыи вида материала для изготовления танков.
Промышленное производство
Значительный вклад промышленного производства в валовойрегиональный продукт региона (около 20%), высокий уровень занятых изначительные поступления налогов от промышленного производства в бюджетнуюсистему Алтайского края обуславливают высокую значимость промышленности дляэкономики региона. Основными задачами промышленного производства являются:расширение рынков сбыта, освоение новых, конкурентоспособных видов промышленнойпродукции, снижение энерго- и материалоемкости производства.
Именно данным критериям должны соответствовать проекты, представляемыена рассмотрение краевого лизингового фонда.
В частности, проект технического перевооружения ОАО«Овчинниковский мясокомбинат» по приобретению упаковочного оборудования CFS-PowerPak 460 позволил предприятиюсущественно расширить рынок сбыта готовой продукции. Продукция, упакованная поэтой технологии (упаковку наполняют модифицированным газом), имеет длительныйсрок годности, сохраняет свои потребительские качества без использованияконсервантов. Срок хранения увеличивается от 72 часов до 20 суток. Данноесвойство упаковки позволило предприятию представить свою продукцию на выставке«Зеленая неделя» в Германии. Данный опыт может быть применен и в ряде другихпроизводств — при упаковке салатов, зелени, овощей, полуфабрикатов. Помимодополнительных потребительских и логистических свойств продукции предприятиеполучает вы годы в виде сокращения процента усушки продукции, характерной дляколбасных изделий. В целом экономия от сокращения естественной убыли колбасныхизделий без учета лизинговых платежей составляет 2,3 млн. рублей в год.
Показателен пример приобретения оборудования в рамках краевойлизинговой схемы ОАО «БЗ АТИ», которое исходя из анализа рыночной конъюнктуры,еще в 2003 году стало осваивать безасбестовую технологию производства накладоки совершенствование технологических процессов за счет модернизации и заменыоборудования. Одним из «узких мест» на предприятии до недавнего времени являлсявысокий износ напольного транспорта — частый выход его из эксплуатации идлительные простои привели к несвоевременной доставке материалов, повышениюбрака из-за подсыхания массы во время вынужденного простоя. За счет средствкраевого лизингового фонда были приобретены напольные автопогрузчики Mitzubishi, позволившие предприятиюкардинальным образом решить данную проблему.
В 2007 году на рассмотрение Наблюдательного Совета представленпроект приобретения за счет средств фонда оборудования для лидера молочнойпромышленности края — ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», общей стоимостьюоколо 50 млн. руб. Проект предусматривает выпуск совершенно новой для краяпродукции и новой фасовки продукции. В частности, будет приобретено:
Таким образом, по анализу лизинга в Алтайском крае можно сделатьвывод:
У нас в Алтайском крае достаточно высокие показатели по развитиюлизинговой деятельности, особенно, заметны результаты в таких сферах, какпромышленное производство, сельскохозяйственное производство. С каждым годомпоказатели лизинговой деятельности увеличиваются, появляется большевозможностей для лизингополучателей и лизингодателей.
Заключение
На современном этапе развития можно сделать вывод, что болееэффективно «эволюционирует» лизинговая деятельность. Появляется большевозможностей для лизингодателя и лизингополучателя. Причем взаимоотношения,которых строятся путем заключения лизинговых сделок (договоров). В сферелизинговой деятельности распространены такие виды лизингов, как прямой лизинг –собственник имущества самостоятельно сдает объект лизинга; косвенный лизинг –передача имущества в лизинг происходит через посредника (лизинговую компанию);возвратный лизинг – продавец (поставщик) предмета лизинга одновременновыступает и как лизингополучатель. Это одни из самых распространенных видовлизинга не только в России, но и Алтайском крае в целом.
В Алтайском крае Региональная поддержка лизинга существенноразнилась, кроме того по мере расширения объемов банковского кредитованиялизинговая деятельность претерпевала изменения, которые выражаются в оформлениисделки, оформление лизинговых договоров. Что касается же государства, то оноподдерживало лизинговую деятельность, т.е. предоставляло различные льготы поналогам, налоговые льготы – это уменьшение ставки по налогу на прибыль,освобождение от уплаты налога на имущество и т.д. Данные нормы поддержкиотражаются в инвестиционном законодательстве. Статистика показывает, что почти200 лизинговых компаний активно осуществляют лизинговую деятельность.
В 2007 году установлено, что увеличиваются объемы финансированиягосударственных лизинговых компаний, увеличение количества коммерческих банков,увеличений доли лизинга в объеме инвестиций и ВВП страны.
Если говорить о лизинге в Алтайском крае, то развитие лизингполучил в таких сферах деятельности, как промышленность и строительство. Этисферы дали большие результаты лизинговой деятельности.
Список литературы
1.Абдуллина С.Н., ЯкуповаН.М., Чикурина Н.В… Лизинг: Учеб.пособие -Казань: Изд-во КФЭИ, 1996. -55 стр.
2.Али-Аскяри С.А. Лизинг каксредство экономического развития предприятия. -Новосибирск, 1999. -190 с.
3.Асаул А.Н. Организациялизинговой деятельности: Учеб. пособие по дисциплине «Экономикаотрасли» -Экономика и упр. на предприятиях (по отраслям). -СПб, 1998. -82стр.
4. Бригхем Ю., Гапенски Л.Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа. 1998. Т. 2.
5. Бушуева О.ТНК продали соскидкой. Ведомости. 2003. 27 июня.
6.C.АГолубева Н. Викинги продали соты.Ведомости. 2003. 20 декабря.
7.Галкин Р.А. Маркетинг,лизинг, логистика в здравоохранении (монография). — Перспектива, 1998.
8. Леонов р. Банкиопробывают новую схему Финанс. 2005.№18.
9. Мерехова В.А. Инвестиции2008.-496с.
10.Лизинговые ифакторинговые операции: Методические разработки. — М.: Диамонд, 1992.
11.Лизинг и факторинг. -М.:Кредитно-фин. НИИ банков, 1991., 40 стр.
12.«Лизинговые операциикоммерческих банков; финансово-кредитный механизм и банковские операции».- М.: Финансы и статистика.
13.«Финансовая аренда;лизинг». — М.: Приор, 1996.
Приложение
«Составлениелизинговых договоров»
Лизингстроительной техники
УСЛОВИЯТИПОВОЙ СДЕЛКИ
Объектлизинга – один или несколько видов строительной и дорожно-строительной техникироссийского и иностранного производства стоимостью без учета НДС не менее 250тысяч рублей каждой единицы.
ТехникаГруппы №1
ТехникаГруппы №2
1.Автоспецтехника, в т.ч.:
1.Строительная и дорожно-строительная техника, в т.ч.:
1.1.Автокраны;
1.1.Экскаваторы, в т.ч. на гусеничном ходу;
1.2.Автоподъемники;
1.2.Бульдозеры, в т.ч. на гусеничном ходу;
1.3.Автобетоновозы;
1.3.Автогрейдеры;
1.4.Автобетононасосы;
1.4.Скреперы;
1.5.Цементовозы;
1.5.Асфальтоукладчики;
1.6.Самосвалы;
1.6.Асфальтовые катки;
1.7.Прицепы на автомобильном ходу.
1.7.Стреловые краны;
2.Погрузчики,в т.ч.:
1.8.Строительные гусеничные краны;
2.1.Универсальныепогрузчики;
1.9.Строительные вышки;
2.3.Фронтальныепогрузчики;
1.10.Мобильные компрессорные станции.
2.4.Колесныепогрузчики;
2.5.Вилочныеавтопогрузчики;
2.6.Вилочныеэлектропогрузчики.
Согласованиес продавцом комплектации техники, ее стоимости и условий поставкиосуществляется Лизингополучателем.
Лизингополучательсамостоятельно за свой счет и от своего имени осуществляет регистрациюстроительной и дорожно-строительной технике в органах ГОСТЕХНАДЗОРА, ГИБДД, насвое имя, обеспечивает прохождение ГТО и страхование техники (партии техники).