Реферат по предмету "Банковское дело"


Банковские системы развитых стран мира

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
на тему:
«Банковскиесистемы развитых стран мира»


1. Банковская система США
 
1.1 Структура и операции Федеральной резервной системы
Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система(ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большогоколичества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913 г.все банки – члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6%собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральныхрезервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочныхвкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования. Федеральные резервныебанки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах вразмере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервныхбанков состоят: 1) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносовбанков-членов; 2) из банкнотной эмиссии; 3) из банковских депозитов,представляющих собой резервы банков – членов ФРС.
Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резервовкоммерческих банков явилось фактором экономии денег. Организация ФРСспособствовала экономии наличных денег и в другом отношении – благодаряразвитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществлятьсячерез федеральные резервные банки.
Вместе с тем создание ФРС усилило централизацию банковской системыСША и господство крупных банков – цитадели. С конца 1915 г. по август 1972 г.удельный вес ФРС в общем числе американских коммерческих банков поднялся с 28до 41%, а в общей сумме их депозитов – с 48, до 78%. Хотя членами ФРС являютсямногие банки, решающее влияние в ней имеет лишь небольшое число крупных икрупнейших банков.
В августе 1935 г. был принят закон, внесший некоторыеорганизационные изменения в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде всего вдальнейшей централизации банковской системы США – Все штатные банки сдепозитами не менее 1 млн долл. были обязаны в определенный срок вступить вчлены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главеФРС был: поставлен Совет управляющих (в составе 7 членов, назначаемыхпрезидентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставкифедеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервовбанков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждатьвыбранные резервными банками советы директоров. Был создан также особый Комитетпо операциям на открытом рынке, причем все федеральные резервные банки должныследовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке.
Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет:
1) эмиссии банкнот – федеральных резервных билетов; 2) приемадепозитов, главным образом от банков-членов и от казначейства. Незначительнаячасть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов(оплаченного и добавочного).
Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного в1934 г., федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотыхрезервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты,представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственномказначействе.
Главной активной операцией федеральных резервных банков являетсяпокупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную суммусоставляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам.
Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторамигосударства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, вконечном счете используются в интересах корпораций, так как затрачиваютсягосударством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров.
Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковскаясистема США включает: 1) коммерческие банки, 2) инвестиционные банки, 3)взаимно-сберегательные банки, 4) банкирские дома.
 
1.2 Коммерческие и инвестиционные банки
Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на: а)национальные и б) штатные 1. Первые функционируют согласно федеральным законами в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качествебанков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельныхштатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.
Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков,чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. Так, только с1960 по 1970 гг. сумма депозитов 50 крупнейших коммерческих банковвозросла с 88,8 млрд. до 230,4 млрд. долл., т.е. в 2,5 раза, тогда как общаясумма депозитов прочих коммерческих банков за это время увеличилась с 141,7млрд. до 255,1 млрд. долл., т.е. в 1,8 раза. В 1970 г. эти 50 крупнейшихбанков распоряжались 47% общей суммы депозитов всех 13705 коммерческих банков.
В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделиласьгорстка банков-гигантов – «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк офНью-Йорк», «Чейз Манхэттен банк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «МорганГаранта траст KV Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленныегруппы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу,банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.
Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей частииз ссуд. Меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят извложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные.
Следует иметь в виду, что банковский акт 1933 г. запретилкоммерческим банкам приобретать акции промышленных и торговых компаний. Тесныесвязи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются черездолгосрочные ссуды. Примерно 3/4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд»приходится на крупные коммерческие банки, причем среди этих ссуд важную рольиграют ссуды на срок свыше одного года, часть которых предоставляется на длительныесроки – до 8–10 лет – и служит типичной формой сращивания банков спромышленными и торговыми компаниями.
Важную роль в сращивании крупных американских банков спромышленными и другими компаниями играют доверительные операции. Коммерческиебанки лишены права покупать акции промышленных и торговых компаний за свойсчет, но имеют право управлять имуществом этих компаний по доверенности своихклиентов; последние часто доверяют банкам право голоса на общих собранияхакционеров. По сути, это – своеобразная форма обхода запрета коммерческимбанкам владеть акциями предприятий.
Инвестиционные банки осуществляют два главных вида операций сценными бумагами: 1) гарантирование эмиссии ценных бумаг (операцияандеррайтинг), когда банк гарантирует компаниям, выпускающим эти бумаги, ихразмещение, причем обязуется приобрести за свой счет те бумаги, которые самикомпании не смогут разместить на рынке; 2) непосредственное размещение ценныхбумаг компаний. В последнем случае инвестиционные банки покупают акции и облигациикомпаний, а затем размещают их на рынке. При этом инвестиционные банки широкоиспользуют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, дляинвестиций в ценные бумаги. Таким образом, хотя сами коммерческие банки неимеют права покупать, например акции промышленных корпораций, однако косвенно –через ссуды коммерческих банков инвестиционным банкам – ресурсы коммерческихбанков фактически инвестируются в эти акции.
 
1.3 Особенности концентрации банков в США
В отличие от других развитых стран, США имеют банковскую систему,состоящую из многих тысяч банков. Такая видимость создается потому, чтобанковская филиальная сеть ограничена в США более узкими рамками, чем в другихстранах. В течение длительного времени американские банки вообще не имели праваоткрывать свои филиалы; в дальнейшем (законами 1927 и 1933 гг.) это правобыло им предоставлено, но с существенными ограничениями. Так, банки могут иметьотделения лишь в пределах данного штата, а в ряде штатов банкам вообщезапрещено открывать отделения. И хотя число банковских отделений за последниедесятилетия резко возросло (с 4168 в 1945 г. до 56513 в 2007 г.), темне менее число банковских филиалов во всей стране лишь в 1,5 раза превышаетобщее число всех банков. Однако за кажущейся распыленностью банковского дела вСША скрывается доминирование небольшой группы гигантских банков.
Одно из проявлений концентрации банков в США – так называемаялокальная концентрация, т.е. сосредоточение основной массы банковских ресурсовв немногих пунктах, т.е. в распоряжении банков 5 штатов (Нью-Йорк, Калифорния,Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находилось около 1/2 ресурсов всех американскихбанков; только в одном штате Нью-Йорк было сконцентрировано около 18% всехресурсов банков – членов ФРС.
Явное выражение концентрации банков в США – слияние банков. Числоэтих слияний сильно увеличилось после Первой мировой войны: в 1910–1920 гг.произошли 1523 слияния, охватившие 2968 банков, а в 1921–1931 гг. – 5094слияния, охватившие 9538 банков. После Второй мировой войны общее числобанковских слияний уменьшилось (с 1953 по 1970 г. оно составило 2754), норяд слияний крупных банков (например, «Чейз бэнк» с «Манхэтген бэнк»)значительно усилил концентрационный процесс в банковском деле США.
Другая форма скрытой концентрации банков в США – это системацепной связи. В данном случае целая «цепь» банков объединяется соглашениемвременного характера о совместном проведении каких-либо крупных финансовыхопераций или постоянными соглашениями о взаимной поддержке и взаимном обменеакциями, осуществлении единообразной кредитной политики и т.д.
В США, как и в других развитых странах, наблюдается усилениегосударственного вмешательства в банковскую сферу. Правда, центральныеэмиссионные банки страны (федеральные резервные банки) не являются (в отличиеот Англии и Франции) собственностью государства. Однако управляет имигосударство, они тесно связаны с Минфином и вкладывают свои средства в основномв государственные ценные бумаги. Прямой государственной собственностью являютсяфедеральные земельные банки, Корпорация товарного кредита и Экспортно-импортныйбанк.
 

2. Банковская система Франции
 
2.1 Центральный банк Франции (Банк Франции)
До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупныхкапиталистических стран по развитию промышленности интенсивно осуществляланакопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейшихдепозитных банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу(в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудныйкапитал.
Характер французского капитализма как ростовщического определил туособенность французской банковской системы, что в ее деятельности большое местозаняли операции, связанные с выпуском и размещением государственных займов.Французские банки активно участвовали в выпуске не только внутренних,французских займов, но и внешних займов других государств.
С 20-х гг. Франция стала интенсивно развиваться в промышленномотношении и отошла от прежних «ростовщических» традиций. В частности, послеВторой мировой войны по темпам промышленного развития она была впереди рядадругих капиталистических стран. Французские банки, не прекращая своихзаграничных операций, стали широко внедряться в промышленность собственнойстраны, а некоторые из них вошла в число 50 крупнейших банковкапиталистического мира.
Основными звеньями банковской системы Франции являются: 1) БанкФранции; 2) депозитные банки; 3) инвестиционные банки, именуемые «деловымибанками»; 4) банки среднесрочного и долгосрочного кредита.
Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк Франции («Банкде Франс»). Он был учрежден в 1800 г. в качестве частной акционернойкомпании с капиталом в 30 млн. фр., в 1803 г. получил монопольное правобанкнотной эмиссии в Париже, а в 1848 г. – во всей Франции, поглотив ипревратив в свои филиалы 9 провинциальных эмиссионных банков.
Первоначально Банк Франции управлялся «регентским советом» всоставе 15 «регентов» (директоров), избиравшихся общим собранием из числакрупнейших акционеров. По закону 1936 г. регентский совет был замененГенеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избиралисьакционерами, а остальные назначались правительством и должны были представлятькак государственные органы (министерство финансов), так и объединения промышленников,профессиональные союзы и другие организации.
После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 г.Банк Франции был национализирован, причем его бывшие собственники получиликрупную компенсацию: акции, оцененные по высокому курсу, были обменены на 3%-ныегосударственные облигации. Акционерный капитал банка в сумме 250 млн. фр.целиком находится в руках государства. Управляющий банком и два его заместителяназначаются советом министров. Генеральный совет банка состоит из управляющего,его заместителей и 12 членов (советников), из которых 7 назначаются министромфинансов; 4 директорских поста занимают генеральные директора или президентыгосударственных кредитных институтов.
При банке имеется учетный комитет, который включает представителейкрупного парижского бизнеса. В своей денежно-кредитной политике Банк Франциируководствуется установками министерства финансов и Национального кредитногосовета – специального государственного органа для регулирования кредита встране.
В качестве единственного эмиссионного банка страны Банк Франциивыпускает в обращение банкноты, причем с 1939 г. его эмиссия не ограниченакакими-либо заранее установленными контингентами.
Банк Франции является местом хранения золотовалютных резервовстраны. Он выполняет также функцию банка государства. Прямое кредитованиебанком государства осуществляется в размерах, определяемых договоренностьюмежду управляющим банка и министром экономики и финансов. Косвенноекредитование банком государства скрывается под рубрикой «учетного портфеля», всоставе которого видное место занимают казначейские векселя. Банк Франции такжепокупает государственные ценные бумаги и предоставляет под них ссуды. Свободныеденежные средства казначейства находятся на его текущем счете в этом банке.Важной стороной деятельности банка являются осуществление валютного контроля ирегулирование кредита путем маневрирования процентными ставками и нормамиобязательных резервов.
По степени развития государственного регулирования в банковскойсфере Франция занимает первое место. Это выразилось, во-первых, в превращениипосле Второй мировой войны ряда банков в государственную собственность:подверглись национализации не только Банк Франции, но и четыре крупнейшихдепозитных банка, слившиеся впоследствии в три. К государственным кредитнымучреждениям относятся также Депозитно-сохранная касса, сберегательные кассы,Французский банк внешней торговли и др. Во-вторых, государство участвует вкапитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно считать«полугосударственными». Удельный вес государственного и полугосударственногосектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.В-третьих, государственное регулирование банковского дела осуществляется какчерез Банк Франции, так и через Национальный кредитный совет, президентомкоторого является министр финансов, а вице-президентом – управляющий БанкомФранции. В совет, состоящий из 46 членов, входят 8 представителей различныхминистерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства,утверждаются министром финансов. Национальный кредитный совет наделен правомконтроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальныхобязательных банковских резервов и т.д.). Кроме того, существует банковскаяконтрольная комис­сия в составе 6 членов, являющихся главным образомпредставителями правительственных органов.
 
2.2 Банки Франции
В банковской системе Франции различаются коммерческие депозитныебанки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционныеили деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительныхопераций. Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение междудепозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного исреднесрочного кредита.
Национализированные крупные депозитные банки осуществляютэнергичную кредитную экспансию. Общая сумма их балансов, вкладов и кредитоввозросла в несколько раз. Они имеют около 4000 филиалов по всей стране.Национализированные банки занимают по своим масштабам и роли первые места средивсех депозитных банков (в 1972 г. на их долю приходилось 57% общей суммыдепозитов). Среди частных депозитных банков крупнейшими являютсяПарижско-Нидерландский банк, «Коммерческий кредит Франции», «Промышленный икоммерческий кредит», «Банк Парижского Союза».
Во Франции действуют 25 деловых банков. Согласно закону от 2декабря 1945 г. наименование «деловые» присвоено банкам, занимающимсяучредительской деятельностью и долгосрочным кредитованием предприятий, в которыхони участвуют. В группу деловых банков в основном вошли прежние банкирскиедома, представлявшие «банковскую верхушку» Франции. Так, к деловым банкамотносятся «Банк Вормса», «Банк Луи Дрейфуса», «Банк братьев Лазар и К» и др.Степень концентрации деловых банков весьма значительна: на долю 5 крупнейшихбанков приходилось свыше 64% совокупных балансов всех деловых банков.
Между депозитными и деловыми банками имеются следующие различия:
1) в общей сумме ресурсов деловых банков удельный вес собственныхкапиталов выше, чем у депозитных банков;
2) в составе депозитов деловых банков значителен удельный вессрочных вкладов, тогда как у депозитных банков подавляющая доля депозитовприходится на вклады до востребования;
3) учетно-ссудные операции играют у депозитных банков большуюроль, чем у деловых банков; удельный вес фондовых операций, напротив, у деловыхбанков больше, чем у депозитных, причем они вкладывают значительные капиталы вакции промышленных и других предприятий.
В 1966 г. была проведена банковская реформа, способствовавшаядальнейшей универсализации банков. Она заключалась в следующем: 1) депозитныебанки получили право приема вкладов на срок свыше 2 лет, а деловые банки – правоприема вкладов до востребования; 2) предельный срок предоставляемых кредитовувеличен для депозитных банков с 5 до 7 лет, вместе с тем деловые банкиполучили право предоставлять как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты; 3)расширено право участия депозитных банков в торгово-промышленных предприятияхдо 20% их капитала или до 100% собственного капитала банка.
Банки среднесрочного и долгосрочного кредита занимаютпромежуточное положение между депозитными и деловыми. Их особенностизаключаются в том, что по закону они могут принимать депозиты только сроком неменее 2 лет и предоставлять кредиты тоже на срок не менее 2 лет. Их численностьи удельный вес в банковской системе страны невелики.
Особенность банковской системы Франции заключается в том, что вней длительное время существовали так называемые колониальные банки. Они сталивозникать во Франции еще в XIX в., но получили большое развитие в началеXX в. В 1904 г. насчитывалось 20 колониальных банков со 136отделениями, а в 1950 г. – уже около 40 с 708 отделениями.
Французские колониальные банки сыграли важную роль в экспансиифранцузского капитализма в Африке и Азии. Путем выпуска займов для колониальныхвладений французские колониальные банки способствовали расширению вывозассудного капитала во Францию. Путем кредитования внешней торговли колоний онипомогали французским компаниям выкачивать из них дешевое сырье. Вместе с темэти банки, монополизировав в своих руках банковские операции в колониях,препятствовали развитию там собственной кредитной системы и национальнойпромышленности.
Крупнейший колониальный банк Франции – Индокитайский банк впрошлом поставил под свой контроль почти все горнорудные и другие промышленныепредприятия Индокитая, а также значительную часть сельскохозяйственныхплантаций. Он контролировал также ряд других французских колониальных банков.
Распад колониальной империи Франции отразился на деятельности ееколониальных банков. Во-первых, они лишились своей эмиссионной привилегии,которая перешла в руки вновь созданньк национальных – эмиссионных банков.Во-вторых, в области других банковских операций бывшим колониальным банкам,именуемым теперь заграничными банками, также пришлось потесниться в результатеразвития национального банковского дела в освободившихся странах. Тем не менееэти банки сохранили немаловажные позиции в некоторых развивающихся странах.

3. Банковская система Великобритании
Банковская система Великобритании – одна из старейших. Еехарактеризуют высокая степень концентрации и специализации, хорошо развитаябанковская инфраструктура, тесная связь с международным рынком ссудных капиталов.В мировом финансовом центре – в Лондоне работает больше иностранных банков, чеманглийских. Это, прежде всего, американские и японские банки. Доля депозитов виностранной валюте в банках Великобритании значительно выше, чем в другихстранах. Английская банковская система владеет самой широкой в мире сетьюзарубежных филиалов.
До 1979 г. в Великобритании отсутствовало специальноезаконодательство, регулирующее банковскую деятельность, ни разу непубликовалось официального списка банков, не было законодательного определениябанка. Контроль центрального банка за банками носил неофициальный характер.
Согласно закону 6 банковской деятельности 1979 г. всекредитные институты, принимающие депозиты (вклады) классифицируются БанкомАнглии либо как «признанные банки», либо как «лицензируемые компании по приемудепозитов». Банкам не требуется лицензии, но они должны быть «признаны» БанкомАнглии. Банк Англии признает в качестве «банка» кредитное учреждение,пользующееся безупречной репутацией в финансовых кругах и предоставляющееширокий набор банковских услуг или специализирующееся на какой-либо категорииуслуг. К банковским услугам относятся аккумуляция средств частных лиц икомпаний в фунтах стерлингов и иностранной валюте или привлечение средств соптовых денежных рынков, кредитование частных лиц и компании или размещениесредств на оптовых денежных ранках; операции с иностранной валютой;финансирование внешней торговли с помощью кредитов; оказание консультационныхуслуг по проблемам инвестиционной политики, осуществлениеэмиссионно-учредительской деятельности. Банк Англии на основании обследованиядеятельности кредитного учреждения делает заключение о том, можно ли емуприсвоить статус банка.
Наиболее значительные кредитные учреждения, которые получилистатус банка – это депозитные банки (лондонские и шотландские клиринговыебанки, банки Северной Ирландии), торговые, иностранные, сберегательные банки,учетные дома.
Банковская система Великобритании является двухуровневой. Наверхнем уровне – центральный банк, на нижнем – другие банки: коммерческие(депозитные) и специализированные – торговые, иностранные, сберегательныебанки, учетные дома.
 
3.1 Центральный банк Англии (Банк Англии)
Центральный банк Великобритании – Банк Англии – был основанспециальным актом парламента. Он был создан в 1694 г. с цельюпредоставления королю займа для ведения войны с Францией в качестве акционернойкомпании. В нее вошли 1268 акционеров, первый взнос которых составил 1200 ф.ст.
Такой стала сумма первого займа Банка Англии английскомуправительству. Займ был выдан королю из 8% годовых в форме банкнот и векселей.Банку Англии было разрешено продавать и покупать золото и серебро, выпускатьпереводные векселя, осуществлять сделки с коммерческими векселями,предоставлять ссуды под обеспечение, в том числе товарное. Банку неразрешалось, однако, предоставлять ссуды королю без санкции парламента.
В 1946 г. Банк Англии был национализирован. Акционерныйкапитал Банка Англии был передан казначейству, а бывшие владельцы акцийполучили компенсацию в виде государственных облигаций. Национализациязаконодательно оформила тесные связи правительства и банка, которые сложилисьисторически: Банк Англии выполнял функции банкира правительства и до егонационализации. Формально ответственность за принятие решений в областиденежно-кредитной политики возложена на главу казначейства, подотчетногопарламенту. Банк консультирует правительство по вопросам денежно-кредитнойполитики, координирует эти вопросы с казначейством. Таким образом,законодательно закреплены очень широкие права казначейства в отношении БанкаАнглии. Среди центральных банков промышленно развитых стран Банк Англииявляется одним из наиболее зависимых по закону от правительства. На практикеБанк Англии работает в тесном контакте с казначейством. Следует подчеркнуть,что несмотря на формальную зависимость от казначейства, трудно переоценить рольБанка Англии в регулировании денежно-кредитной и валютной сферы, в управлениигосударственным долгом.
Ключевая роль Банка Англии в кредитной системе определяется преждевсего тем, что он служит эмиссионно-кассовьм центром страны. Банк монопольноосуществляет выпуск банкнот. Его обязательства (как в виде банкнот, так и вформе депозитов других банков) являются денежной базой всей кредитной системы.Любой банк рассматривает депозиты в Банке Англии в качестве своего кассовогорезерва, так как в случае необходимости он всегда может отозвать средства сосчета в Банке. Сокращая или расширяя объем своих обязательств, Банк Англиивлияет на величину кассовых резервов банков и денежной массы в обращении.
Банк Англии – консультант правительства по вопросамденежно-кредитной политики и ее проводник, В послевоенный период он использовалпрактически все основные методы денежно-кредитной политики (как общие, так иселективные). В 40-е гг. денежно-кредитная политика в соответствии скейнсианскими рецептами рассматривалась как дополнение к финансовой и быланацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга:проводилась политика «дешевых» денег, т.е. поддержания ссудного процента нанизком уровне. Банк Англии не пользовался таким традиционным методомрегулирования, как изменение учетной ставки. Основными инструментамиденежно-кредитной политики служили установление фиксированного отношениякассовых резервов к депозитам банков и операции на открытом рынке.
Осуществляя внешнеэкономическую функцию, Банк Англии от имениказначейства проводит операции по управлению официальными золотовалютнымирезервами, которые с 1939 г. переданы Уравнительному валютному фонду. БанкАнглии проводит валютные интервенции для регулирования курса фунта стерлингов,активно участвует от имени правительства в международных валютно-финансовыхорганизациях.
Банк Англии является банкиром всех других банков. Почти все банкистраны имеют счета в Банке Англии. Самые важные из них – счета лондонскихклиринговых банков, которые хранят существенную часть своих кассовых резервов вформе депозитов в Банке Англии. Посредством записей на этих счетах регулируютсярасчеты банков друг с другом.
Банк Англии осуществляет кредитование банковской системы либопутем покупки у банков долговых обязательств, либо через механизм выдачи ссудпод обеспечение государственными обязательствами.
Банк Англии является банком правительства. В нем открыты счетаправительства и правительственных ведомств. Все доходы правительства поступаютна счет казначейства в Банке Англии, а расходы покрываются с этого счета.Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственным долгом.Хотя Банк Англии хранит в своем портфеле часть государственных обязательств,большая часть правительственных потребностей в фондах удовлетворяется с помощьюрынка, т.е. размещения Банком от имени казначейства государственныхобязательств на рынке ссудных капиталов. Текущие расходы правительствафинансируются путем краткосрочного кредитования государства, главныминструментом которого являются казначейские векселя. Необходимость вкраткосрочном кредитовании государства существует всегда. Дело в том, чтоналога (основной источник доходов государства) поступают в бюджет неравномерно,главным образом в конце финансового года. Поэтому в остальные периоды расходыправительства превышают его доходы. В условиях бюджетного дефицита выпусккраткосрочных векселей особенно возрос. Казначейские векселя выпускаются БанкомАнглии от имени казначейства еженедельно. Размещение новых выпусковказначейских векселей осуществляется частично через систему торгов (by tender)между банками и брокерами, частично по фиксированной цене междупублично-правовыми (т.е. правительственными) организациями, включающимигосударственные и находящиеся под контролем государства сберегательные банки,правительственные страховые фонды, Эмиссионный департамент Банка Англии иУравнительный валютный фонд. Цена, по которой векселя распределяются междугосударственными организациями, не публикуется.
Помимо казначейских векселей, инструментом краткосрочногокредитования служат краткосрочные государственные облигации. Краткосрочными вВеликобритании принято считать облигации со сроком погашения до 5 лет.
 
3.2 Коммерческие и другие банки
Коммерческие банки в Великобритании называются депозитнымибанками. Они составляют основу банковской системы.
Большая часть операций депозитных банков сосредоточена в 6лондонских клиринговых банках. Они называются так потому, что являются членамиЛондонской клиринговой палаты. Доминируют четыре: «Нэшнл Вестминстер»,«Барклейз», «Мидлэнд» и «Ллойде» (^большая четверка»). Эти банки входят в числокрупнейших банков мира.
Депозитные банки часто называют «розничными», поскольку ониобслуживают не только промышленные компании и финансовые институты, но иотдельных лиц, осуществляют как крупные, так и мелкие сделки. Современныедепозитные банки выполняют практически все виды банковских операций. Основнойвид их пассивных операций – прием вкладов, или депозитов: до востребования,срочных, сберегательных. Особую роль в экономике страны играют депозиты довостребования, так как на их основе банки выпускают чеки и другие кредитныеорудия обращения.
Традиционно депозитные банки специализировались на предоставлениикраткосрочных ссуд на финансирование оборотного капитала в торговле. Впослевоенный период расширяется предоставление средне – и долгосрочных ссуд: от2 до 7, а иногда до 20 лет. Удлинение сроков кредитования прежде всегоосуществляется с помощью продления овердрафта. Хотя формально овердрафт – этоссуда до востребования, для крупных клиентов банки продлевают его из года вгод, превращая в средне – и даже долгосрочную ссуду.
Удлинение сроков и расширение объектов кредитования является однимиз способов увеличения круга операций депозитных банков, проникновения их вобласти деятельности других банков и кредитно-финансовых институтов в условияхобострения конкуренции со стороны последних. Другой способ вторжения в сферыдействия других кредитно-финансовых институтов – создание филиалов, отделений,представительств, специализированных дочерних компаний. Так, депозитные банкивкладывают свои капиталы в акции компаний. занимающихся средне- и долгосрочнымкредитованием промышленности и сельского хозяйства, акции финансовых домов,создают свои филиалы, которые специализируются на предоставлении среднесрочныхссуд для покупки товаров длительного пользования. Депозитные банки такжеактивно внедряются в сферы действия заграничных банков, открывая свои филиалы вразличных странах. В 60-е гг. депозитные банки стали крупными участникамиденежного рынка, выполняя традиционные операции учетных домов.
В отличие от «розничных» депозитных банков, другие банкиВеликобритании (кроме сберегательных) являются «оптовыми», так как осуществляюткрупные сделки преимущественно с компаниями и институтами, а не отдельнымилицами.
Торговые банки ведут свое происхождение от торговых фирм,специализировавшихся на акцептовании векселей. Основой их деятельности служилоотличное знание платежеспособности отдельных фирм в различных районах мира.Акцептные операции оказались столь прибыльными, что в конце концов эти фирмыотказались от торговли, превратились в банки, специализирующиеся напредоставлении акцептного кредита, и получили название акцептных домов.
Современные акцептные дома сочетают международные операции сдеятельностью на национальном рынке ссудного капитала, причем для большинстваиз них последняя является преобладающей. Акцептные дома представляют собойгруппу наиболее крупных и влиятельных торговых банков – «элиту» торговыхбанков. Вместе с некоторыми наиболее крупными из числа других торговых банковони входят в «Комитет акцептных домов» и в «Ассоциацию Эмиссионных домов».
Операции торговых банков очень многообразны. Они выполняют широкийнабор услуг для промышленных и торговых корпораций, осуществляют различныемеждународные финансово-кредитные операции. Несмотря на различия, существующиемежду отдельными торговыми банками, можно выделить четыре общие для них сферыдеятельности: эмиссионно-учредительская деятельность иорганизационно-консультационные услуги корпорациям; международныефинансово-кредитные операции; доверительные (трастовые) операции; традиционныебанковские операции (прием депозитов, выдача ссуд, акцептные операции).


4. Банковская система ФРГ
В ФРГ после войны была создана двухуровневая банковская система,где на верхнем уровне находится центральный банк страны – Немецкий федеральныйбанк, а на втором – коммерческие, или кредитные, банки, а такжеспециализированные кредитные учреждения
 
4.1 Центральный банк Германии
Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк) является преемникомцентрального банка Германии – Рейхсбанка.
В соответствии с законом о Немецком федеральном банке 1957 г.и в новой редакции 1992 г.) он является независимым от правительства.Однако с учетом выполнения поставленных перед ним задач он обязан оказыватьподдержку правительству в области общей экономической политики.
Бундесбанк выполняет следующие важные народнохозяйственныефункции:
1. Эмиссионного центра страны, т.е. осуществляет эмиссию банкнот вобращение: их объем к концу июля 1997 г. составил 246,6 млрд. марок.
2. Валютного центра страны, к концу июля 1997 г. объемцентрализованных золотовалютных резервов составил 114,1 млрд. марок, в томчисле золото – 13,7 млрд. марок; он проводит регу­лирование платежного балансаи валютного курса.
3. «Кассира правительства», т.е. Бундесбанк проводит через текущиесчета правительства исполнение федерального бюджета. Так, в 1996 г. доходыфедерального бюджета составили 1 064,5 млрд. марок, а расходы – 1 186 млрд.марок, дефицит – 121,5 млрд. марок. Внутренний долг, который включает долгФедерации, земель, общин, фонда «Немецкое единство» и др., составил к концу марта1997 г. 2 159,9 млрд. марок, в том числе Федерации – 873,4 млрд. марок.
4. «Банка банков», т.е. обслуживание кредитных учреждений попассивам и активам. Так, на конец августа 1997 г. на счетах Бундесбанкахранилось средств кредитных учреждений ФРГ на сумму 43,4 млрд. марок ииностранных банков – на 12,3 млрд. марок. Соответственно было предоставлено кредитовна 154,5 млрд. марок и 0,9 млрд. марок.
5. Расчетного центра страны: в 1996 г. объем безналичныхрасчетов, проведенных через Бундесбанк, составил 195 931 млрд. марок.
6. Субъекта денежно-кредитного регулирования экономики страны.
С этой целью используются следующие инструменты регулирования:
• Учетная, или дисконтная политика, причем с целью стимулированияинвестиций Бундесбанк проводит политику «дешевых денег», т.е. низких процентныхставок. Так, в 1996 г. учетная ставка Бундесбанка была на уровне 2,5%(ломбардная – 4,5%), в то же время в США она составляла 5%, а в Великобритании(ставка репо) – 7%. Однако низкие учетные ставки Бундесбанка сдерживают притокиностранного капитала из-за границы, что снижает активность платежного балансастраны.
• Политика на открытом рынке, т.е. операции с государственнымиценными бумагами. Так, например, 3 сентября
• Политика минимальных или обязательных резервов. Так, к концуиюля 1997 г. все кредитные учреждения ФРГ обязаны были хранить набеспроцентных счетах в Бундесбанке 39 826 млн. марок, в том числе коммерческиебанки – 11 078 млн. марок.
Денежную, валютную и кредитную политику Бундесбанка устанавливаетЦентральный совет банка. В его состав входят члены правления Бундесбанка ипрезиденты центральных банков земель. Члены правления Бундесбанка назначаютсяфедеральным президентом по предложению правительства ФРГ, а президентыземельных центральных банков – федеральным президентом по предложениюБундесрата (верхней палаты парламента). Центральный совет Бундесбанкавозглавляют его пре­зидент и вице-президент. Бундесбанк находится во Франкфурте-на-Майне.
 
4.2 Коммерческие банки
Второе звено банковской системы представлено в первую очередькоммерческими, или кредитными банками, среди которых можно выделить гроссбанки,провинциальные коммерческие банки, отделения иностранных банков и частныебанкирские дома.
Ведущая роль в банковской системе ФРГ принадлежит гросс-банкам – Немецкому,Дрезденскому и Коммерческому банкам. Каждый гроссбанк возглавляетфинансово-промышленную группу, возникшую на основе их сращивания спромышленными концернами страны. Главной среди «большой тройки» являетсяДойчебанк, или Немецкий банк, который возглавляет ведущую в странефинансово-промышленную группу. В настоящее время в нее входят крупнейшиеконцерны таких ключевых отраслей экономики, как электротехника, электроника,атомная, горнорудная и металлургическая промышленность, тяжелое машиностроениеи др.
Группа Дрезденбанка включает таких «консолидированных» членов, какБерлинский банк торговли и промышленности, Банкирский дом Ройшеля и К° вМюнхене, Немецко-южноамериканский банк в Гамбурге, а также ряд ипотечныхбанков.
Группа Коммерцбанка, хотя и уступает по экономической мощи двумдругим группам «большой тройки», однако также основана на тесных связяхведущего банка с промышленными концернами ИГ-Фарбен, Ганиэль, Верхан, Тиссен,АЭГ и др. Ядром группы является семейный концерн Голъдшмидт (химическиепредприятия в Эссене), страховой концерн Герлинга, крупнейшие универмаги«Карштадт АГ» и «Кауфхоф АГ». В группу входит около 50 различных фирм ипредприятий.
«Большая тройка» в целом оказывает сильное влияние на рыноккапиталов, она фактически хозяйничает на бирже. Усиление влияния гроссбанков вэкономике происходит путем их дальнейшего сращивания с промышленными концернамии государством.
В целом для коммерческих или кредитных банков ФРГ характернымявляется усиление процессов универсализации в их деятельности. Это означает,что они занимаются почти всеми видами деятельности, кроме выдачи ипотечныхссуд, но включая операции с ценными бумагами. В США, например, такой видопераций с корпоративными ценными бумагами запрещен для коммерческих банков,ими занимаются специальные кредитные учреждения – инвестиционные банки.
 
4.3 Специализированные кредитные учреждения
К этой группе банков ФРГ относятся кредитные учреждения, которыеспециализируются в своей деятельности преимущественно на одном виде операций,хотя и занимаются прочими операциями.
Специализированные банки включают банки с особыми задачами, илигосударственные кредитные учреждения, ипотечные банки, сберегательные кассы иих центры – жироцентрали, кредитные товарищества и кооперативные центральные банки.3137 специализированных банков обладают активами в сумме 6530,4 млрд марок, илина них приходится 68,7% активов всей Кредитной системы ФРГ.
Банки с особыми задачами являются государственными. Они былисозданы после войны с целью оказания помощи частному сектору со стороныгосударства и усиления влияния последнего на процесс общественноговоспроизводства. Эти банки непосредственно подчинены правительству страны.
Особое место среди этой группы занимают Банк восстановления иЭкспортный банк.
Банк восстановления (Kreditanstalt fur Wiederaufbau) – этогосударственный инвестиционный банк, который был создан на основе закона от 5ноября 1948 г. Целью его создания, как отмечалось в законе, являютсяобеспечение всех отраслей экономики среднесрочными и долгосрочными кредитами ивосстановление хозяйства. Основной капитал был создан за счет фонда,образованного от реализации американских товаров, поступивших по плануМаршалла. В настоящее время Банк восстановления занимается кредитованиеминвестиций и экспортных операций, а также выполняет функцию банка развития.
Экспортный банк (Ausfuhrkredit) специализируется на предоставлениисредне- и долгосрочных кредитов по экспорту, главным образом германскогооборудования.
Ипотечные банки впервые получили свое развитие в Германии. Первымиз них был государственный ипотечный банк в Силезии, основанный в 1770 г.Он оказывал финансовую помощь крупным помещичьим хозяйствам. В XIX в.ипотечные банки стали обслуживать мелкие помещичьи владения и крестьянскиехозяйства. Во второй половине XIX в. создавались ипотечные банки длякредитования городской недвижимости.
Первый частный ипотечный банк (акционерный) был создан в 1862 г.во Франкфурте-на-Майне. Ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды подзалог недвижимости за счет средств от эмиссии и реализации именных закладных(крупные купюры) и на предъявителя (мелкокупюрные).
Контрольный пакет акций многих частных ипотечных банков ФРГпринадлежит гроссбанкам, которые захватывают также руководящие посты вгосударственных ипотечных банках.
Сберегательные кассы возникли в Германии во второй половине XVIII в.Первые частные сберкассы были созданы в Гамбурге в 1778 г., а затемсозданием сберкасс стали заниматься местные органы власти. Таким образом, внастоящее время почти все сберкассы в ФРГ являются государственными.
Сберкассы занимаются привлечением вкладов населения. К концу июля2004 г. 598 сберкасс располагали активами в сумме 1 632,6 млрд. марок, чтопревосходит активы гроссбанков почти в два раза. Эта сумма активов быларазмещена следующим образом: кредитным учреждениям было предоставлено кредитовна сумму в 405,4 млрд. марок, а небанковской клиентуре, т.е. предприятиям игосударству – 1 147,5 млрд. марок, или 70,3%, в том числе долгосрочных ссуд на836,6 млрд. марок.
Таким образом, можно сделать вывод, что для банковской системы ФРГхарактерным является создание крупного государственного сектора, в которыйвходят Немецкий федеральный банк, государственные банки с особыми задачами,сберегательные кассы, жироцентрали и 12 ипотечных банков. Этот секторрасполагает активами примерно в 4 326,2 млрд марок, или 47,5% активов всейбанковской системы ФРГ.
Кооперативный сектор банковской системы ФРГ включает 4кооперативных центральных банка и 2470 кредитных товариществ, их активысоставляли к концу июля 1997 г. соответственно 315 млрд. и 942,4 млрдмарок.
Кредитные товарищества Германии возникли в XIX в. в городах исельской местности в связи с ограниченным деступом мелких и средних предприятийк рынку капиталов. В связи с этим были созданы кредитные товарищества,собственный капитал которых состоит из взносов их членов и резервов. Основнойактивной статьей кредитных товариществ является краткосрочное кредитованиемелких и средних предприятий.
В настоящее время, располагая огромными активами и широкоразветвленной филиальной сетью, кредитные товарищества практически занимаютсявсеми видами банковской деятельности, вступая в конкурентную борьбу на рынкекапиталов с другими кредитными учреждениями.
Средства, аккумулированные банковской системой, направляются нафинансирование экономики, государства и кредитных учреждений страны, а такжевкладываются в иностранные банки и экономику других стран.
Контроль над кредитной системой ФРГ осуществляют Немецкийфедеральный банк и Федеральное бюро надзора министерства хозяйства на основезакона о Немецком федеральном банке 1957 г. и закона о кредитном деле 1961 г.,а также внесенных в них изменений и дополнений 1992 г.

Список использованной литературы
 
1.  Банковские системы отдельных стран – Е.Ф. Жуков, 2007 год
2.  Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов /Под. ред. Б.Ф. Жукова,М: банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 год
3.  Мнацаканян А.Г. Деньги и кредит: учебное пособие.Калининград: Янтарный сказ, 2000 год


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виховання колективізму на уроках трудового навчання в початкових класах
Реферат Архитектура и основные характеристики персонального компьютера
Реферат Крупа рисовая
Реферат Растительные масла структура отношений товар-рынок
Реферат Структура туристского рынка России и динамика развития выездного туризма в период 20002008 годов
Реферат Reflective Essay Essay Research Paper November 8
Реферат Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость
Реферат Агропромышленный комплекс России 2
Реферат Формирование интереса подростков к народной музыке через их участие в фольклорных ансамблях
Реферат Николай Михайлович Карамзин: журналы и альманахи
Реферат Defining Reality Essay Research Paper Defining Reality
Реферат М. Вебер Идеальная бюрократия
Реферат Кулинарная обработка продуктов
Реферат Внешняя политика СССР в 1940 году
Реферат Ассоциация Совет Белого моря. Оценка ее необходимости в условиях Баренцева сотрудничества