--PAGE_BREAK--– создавать необходимые условия, обеспечивающие соблюдение порядка приёма, обработки, хранения и выдачи наличных денег и ценностей из касс и кладовых;
– проводить необходимые мероприятия по недопущению просчётов, растрат, хищений и злоупотреблений в кассовой работе;
– рассматривать каждый случай просчёта, растраты, хищения и других злоупотреблений, применяя установленные законодательством меры по взысканию с виновных лиц причинённого ущерба;
– обеспечивать устранение недостатков, вскрываемых ревизиями и проверками;
– проводить в соответствии с технической политикой, определяемой Банком России, работу по внедрению средств механизации и автоматизации процессов кассовой работы, обеспечивающих повышение производительности труда кассовых работников;
– проводить необходимые мероприятия по работе с кадрами и повышение их квалификации.
Приём на работу кассовых работников производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по представлению заведующего кассой (начальника отдела кассовых операций) на основании приказа начальника расчётно-кассового центра.
Кассиры приходных и расходных касс снабжаются образцами подписей операционных работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные кассовые документы, а операционные работники, связанные с оформлением приходно-расходных документов, – образцами подписей кассиров указанных касс. Образцы заверяются образцами подписей начальника расчётно-кассового центра и главного бухгалтера и скрепляются гербовой печатью. Контроль за своевременной передачей образцов подписей соответствующим работникам и их изъятие при аннулировании осуществляется главным бухгалтером расчётно-кассового центра. [38, c. 380]
Передача приходных и расходных кассовых документов между кассовыми и операционными работниками производится внутренним порядком. У операционных касс на видном месте помещается объявление о том, что образцы банкнот находятся у заведующего кассой (начальника отдела кассовых операций) и по желанию клиента могут быть представлены ему на обозрение [4, c. 215]. Образцы банкнот учитываются на счёте №91202 «Разные ценности и документы» по номиналу и в нерабочее время хранятся в кладовой.
Для выдачи наличных денег клиентам в банке организуются расходные кассы.
Для совершения расходных операций заведующий кассой выдаёт кассирам расходных касс под отчёт необходимые суммы денег под расписку в книге 0482155.
Кассир расходной кассы принимает от заведующего кассой полные и неполные пачки по надписям на накладных с проверкой количества корешков, отдельные корешки полистным пересчётом. Монета принимается по надписям на ярлыках на мешках.
Если кассир производил накануне предварительную подготовку денег для выдачи клиентам, то он принимает от заведующего кассой упакованную им денежную наличность по надписям на ярлыках, прикреплённых к мешкам, с проверкой их целости, правильности упаковки, чёткости оттиска пломбиров и соответствия сумм, указанных в расходных документах и на ярлыках. Полученную сумму денег кассир записывает в книгу 0482155.
После выдачи денег кассирам заведующий кассой проверяет соответствие фактического остатка денег в оборотной кассе с учётом выданных сумм данным книги 0482120 по счёту №20201 «Касса» на начало дня.
Представитель клиента предъявляет денежный чек операционному работнику, который после соответствующей проверки записывает сумму чека в кассовый журнал и выдаёт лицу, получающему деньги, контрольную марку от денежного чека для предъявления в кассу.
Получив денежный чек кассир обязан:
– проверить надписи должностных лиц расчётно-кассового центра, оформивших и проверивших денежный чек, и тождественность этих подписей имеющимся образцам;
– сличить сумму, проставленную в денежном чеке цифрами с суммой, указанной прописью;
– проверить наличие на денежном чеке расписки получателя в получении денег и данных его паспорта или удостоверения личности;
– подготовить сумму денег, подлежащую выдаче, с отражением её на контрольной ленте калькулятора;
– вызвать получателя денег по номеру чека и спросить сумму получаемых денег;
– сверить номер контрольной марки, предъявляемой в кассу, с номером на денежном чеке и приклеить к нему контрольную марку;
– повторно просчитать подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента;
– спросить получателя, будет ли он полистно пересчитывать в расчётно-кассовом центре получаемую сумму денег;
– выдать деньги получателю и подписать чек.
Клиент имеет право в помещении для пересчёта денег пересчитать полистно банкноты, упакованные в полные и неполные пачки, и по кружкам монету, упакованную в мешки. При желании клиента пересчитать получаемую сумму денег, пломбы (части оттисков клише) с пачек банкнот или мешков с монетой кассиром расходной кассы не снимаются. Доставка денег в помещение для пересчёта денег клиентами и их пересчёт осуществляется под контролем одного из кассовых работников расчётно-кассового центра.
Кассир производит выдачу банкнот полными и неполными пачками и полными корешками по обозначенным на накладных и бандеролях суммам, монету по надписям на ярлыках к мешкам при условии сохранения неповреждённой упаковки. Неполные корешки, а также пачки банкнот и мешки с монетой в повреждённой упаковке выдаются кассиром полистным и поштучным пересчётом.
При выдаче денег клиентам отдельными корешками или листами кассир расходной кассы предварительно пересчитывает полистно полную или неполную пачку банкнот под контролем специально выделенного кассового работника. Если представитель организации отказался от полистного и поштучного пересчёта в расчётно-кассовом центре получаемой им денежной наличности, в его присутствии кассир расходной кассы срезает с пачек банкнот пломбы (части оттисков клише), мешков с монетой – пломбы.
При совершении расходных операций кассиру запрещается осуществлять:
– по просьбе клиентов обмен денег одного достоинства на другие;
– выдачу денег одновременно по двум и нескольким денежным чекам;
– операции, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно денежный чек и объявление на взнос наличными.
Получатель денег, не отходя от кассы, в присутствии кассира расходной кассы, проверяет полные и неполные пачки по количеству пачек и корешков в них, отдельные корешки и листы – полистным пересчётом, монету проверяет по количеству мешков и суммам, указанных на ярлыках.
При полистном и поштучном пересчёте денег клиентом верхняя и нижняя накладки, бандероли, обвязка с пломбой (полиэтиленовый рукав), ярлык от мешка сохраняются до окончания пересчёта всей пачки с банкнотами и мешка с монетой.
На недостачи, излишки, неплатёжные или сомнительные банкноты и монеты, обнаруженные при пересчёте выдаваемых пачек банкнот или мешков с монетой, составляется акт 0482145.
Заявление о недостаче, выявлении неплатёжных и поддельных банкнот или монеты не подлежит удовлетворению, если деньги не были пересчитаны клиентом в присутствии специально выделенного кассового работника в расчётно-кассовом центре, о чём на видном месте перед кассой вывешивается объявление.
В конце операционного дня кассир записывает в книгу 0482155 количество и суммы оплаченных документов и остаток подотчётной суммы, сдаваемых под расписку заведующему кассой, сверяет сумму принятых под отчёт денег с суммой, указанной в расходных документах и на контрольной ленте калькулятора, а также с фактическим остатком денег, после чего составляет справку 0482110, подписывает её и приведённые в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах операционных работников. Сверка оформляется подписями кассира в кассовых журналах и операционных работников на справке кассира.
По окончанию рабочего дня остаток аванса, полученный для выплаты заработной платы сотрудникам учреждения Банка России, кассир вкладывает в мешок. Горловина мешка подшивается вместе с ярлыками и плотно завязывается шпагатом без узлов и надрывов. На ярлыке указываются дата упаковки, сумма вложения и проставляются подписи и именной штамп кассира. Концы шпагата завязываются глухим узлом и пломбируются кассиром. Мешок принимается заведующим кассой под расписку в книге 0482155 кассира на хранение до утра следующего рабочего дня с проверкой его целости, правильности упаковки, наличия на ярлыке суммы вложения и подписи кассира.
По истечении трёх рабочих дней со дня выдачи аванса заведующий кассой принимает неиспользованный остаток, сформированный и упакованный в полные, неполные и сборные пачки, в установленном порядке на основании кассового приходного ордера.
Приём денег в приходные кассы расчётно-кассовых центров производится от организаций и кредитных организаций по объявлению на взнос наличными 0402001. От сотрудников учреждений Банка России приём денег осуществляется по приходным кассовым ордерам.
Для сдачи наличных денег в приходную кассу представители клиентов заполняют объявление на взнос наличными 0402001 и передают его операционному работнику, который проверяет и оформляет объявление на взнос наличными, отражает сумму в кассовом журнале по приходу и передаёт его в кассу.
Получив объявление на взнос наличными, кассир проверяет тождественность подписи операционного работника имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью, взывает вносителя денег и принимает от него деньги [41, c. 280]:
– от организаций – банкноты полистно, монету по кружкам с последующим формированием и упаковкой порядке в полные, неполные и сборные пачки банкнот и мешки с монетой;
– от кредитных организаций – банкноты полными и неполными пачками с проверкой количества корешков, правильности и целостности упаковки, наличия чётких и целых оттисков пломбиров (клише), правильности оформления реквизитов и их соответствие реквизитам кредитной организации; монету мешками с проверкой наличия реквизитов на ярлыках, целостности и правильности упаковки и пломб.
Если вноситель сдаёт деньги по нескольким документам для зачисления на разные счета, кассир принимает деньги по каждому документу отдельно.
На столе кассира должны находиться только деньги лица, их вносящего. Все ранее принятые кассиром деньги хранятся в индивидуальных средствах хранения.
После приёма денег кассир сверяет фактическую оказавшуюся сумму с суммой, указанную в приходном документе и зафиксированной на контрольной ленте калькулятора. При соответствии суммы кассир подписывает квитанцию, объявление на взнос наличными и ордер к нему или два экземпляра приходного ордера, ставит печать на квитанции или втором экземпляре приходного ордера и выдаёт вносителю денег. Объявление на взнос наличными или первый экземпляр приходного ордера кассир оставляет у себя. Ордер к объявлению 0402001 передаётся соответствующему операционному работнику.
При выявлении неплатёжных или сомнительных денежных знаков, расхождения между суммой наличных денег и суммой, указанной в документе, вносителю денег предлагается заново заполнить кассовый документ на фактически вносимую сумму. Первоначальный приходный документ кассир перечёркивает, на обороте квитанции к объявлению или второму экземпляре приходного ордера указывает фактически принятую сумму денег, а также достоинства, серии, номера и сумму принятых на экспертизу сомнительных денежных знаков и расписывается. Квитанцию, объявление ордер к нему или два экземпляра приходного ордера кассир возвращает операционному работнику, который осуществляет исправления в кассовом журнале, оформляет вновь полученные документы и на сомнительные денежные знаки, подлежащие экспертизе, выписывает квитанцию 0402004. На оборотной стороне квитанции указываются: достоинства, серии, номера принятых на экспертизу денежных знаков и общая сумма. Приходные документы и квитанцию 0402004 операционный работник передаёт в кассу.
Квитанция 0402004, подписанная кассиром и скреплённая печатью кассы, выдаётся клиенту.
Сомнительные денежные знаки кассир вместе с квитанцией к первоначально оформленному объявлению на взнос наличными 0402001 или вторым экземпляром приходного ордера передаёт на экспертизу под расписку в книге 0482155 заведующему кассой (эксперту). Объявление и ордер к объявлению на взнос наличными 0402001 или первый экземпляр приходного ордера уничтожаются.
На неплатёжных банкнотах кассир проставляет дату, фамилию, штамп «В обмене отказано» с указанием наименования расчётно-кассового центра, расписывается и возвращает их клиенту.
Если клиентом деньги не были внесены, кассир возвращает объявление на взнос наличными операционному работнику. Записи в кассовом журнале вычёркиваются, объявление на взнос наличными перечёркивается и помещается кассовые документы дня.
Кассир приходной кассы ведёт ежедневные записи принятых им от клиентов и сданных заведующему кассой денежных сумм в книге 0482155.
В конце операционного дня кассир подбирает принятые приходные кассовые документы, подсчитывает сумму по ним с отражением на контрольной ленте калькулятора, составляет справку 0482109 о сумме принятых им денег и сверяет сумму по этой справке с суммой фактически принятых денег. Справка подписывается кассиром и кассовые обороты, указанные в ней, сверяются им с записями в кассовых журналах операционных работников. Сверка оформляется подписями кассира в кассовых журналах и операционного работника на справке кассира.
Сформированную и упакованную в установленном порядке денежную наличность кассир приходной кассы вместе с приходными документами, контрольной лентой калькулятора и справкой 0482109 сдаёт заведующему кассой под расписку в книге 0482155. Денежная наличность сдаётся в упаковке кредитной организации или кассира приходной кассы.
Заведующий кассой принимает полные, неполные и сборные пачки банкнот по надписям на накладках с проверкой количества корешков, целостности упаковки и пломб (оттисков клише) и наличия необходимых реквизитов, мешки с монетой по надписям на ярлыкам с проверкой правильности целостности упаковки и пломб. Сверяет сумму принятых им средств со справкой кассира и подписывает её.
Поступившие в приходную кассу деньги могут передаваться заведующему кассой в течении операционного дня несколько раз под расписку в книге 0482155. В этих случаях, до передачи денег, кассир должен убедиться в том, что их фактическое наличие соответствует общей сумме по принятым приходным документам.
Персональную ответственность за полную сохранность ценностей в кассах, состояние кассовой работы несут:
- управляющий;
- начальник отдела кассовых операций;
- главный бухгалтер;
- заведующий кассой;
- кассиры.
Они обязаны обеспечить строгое соблюдение правил совершения эмиссионно-кассовых операций, осуществлять контроль за своевременным оприходованием денег, поступивших в кассы, и перечислением денег из оборотной кассы сверх установленного лимита в резервные фонды.
Таким образом, для выполнения функций по кассовому обслуживанию клиентов и обработке кассовой наличности в каждом отделении сбербанка создаётся отдел кассовых операций, состоящий из следующих подразделений: приходных касс; расходных касс; приходно-расходных касс; разменных касс; касс пересчёта. Отдел кассовых операций возглавляет заведующий кассой, а при наличии более 3-х подразделений вводится должность начальника отдела кассовых операций. Персональную ответственность за полную сохранность ценностей в кассах, состояние кассовой работы несут: управляющий; начальник отдела кассовых операций; главный бухгалтер; заведующий кассой; кассиры.
1.3 Выбор методики оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях Коммерческие банки являются ключевыми проводниками платежных услуг. Они привлекают и обслуживают клиентов, осуществляют прием и первичную обработку клиентских платежных документов, маршрутизируют платежи по каналам различных видов и подвидов платежных систем, проводят платежи по счетам клиентов и предоставляют клиентам выписки по счетам.
Коммерческие банки также осуществляют операции по приему и выдаче наличных традиционным образом через кассы или с применением специальной электронной техники, осуществляют инкассацию наличных. В представлении эффективности безналичных расчетов, увеличения их доли в сегменте розничного платежного оборота [39, c. 168].
Конкретизация позиции коммерческих банков в вопросе повышения эффективности, расширения платежных услуг требует ответов на ряд вопросов. А именно: насколько расчетно-кассовые операции в настоящее время прибыльны для коммерческих банков? Существенна ли эта прибыль для того, чтобы уделять расчетно-кассовым операциям повышенное внимание? Достаточно ли этой прибыли для финансирования значительных инвестиций в массовое внедрение новых электронных технологий? [30, c. 12]
продолжение
--PAGE_BREAK--Необходимо определить экономический интерес коммерческих банков в расчетно-кассовых операциях и существенном расширении безналичных расчетов.
Для этого необходимо проанализировать расчётно-кассовые операции коммерческого банка по следующим направлениям: анализ выполнение плана по среднедневным остаткам на счетах клиентов, анализ клиентской базы, анализ динамики объема документооборота (платежных поручений) через расчетно-кассовый центр ЦБ и корреспондентский счет другого банка, анализ статистики по необработанным документам, анализ лимита максимального остатка кассы.
Лимит максимального остатка денежной наличности в отделе кассовых операций отделения устанавливаются экспертным путем в размере необходимом для организации эффективного процесса кассового обслуживания филиальной сети и клиентской базы с учетом следующих факторов: [21, c. 23]
– состава клиентской базы;
– уровня развития операций инкассации юридических лиц;
– особенностей налично-денежного обращения региона, в том числе в иностранной валюте.
Лимит максимального остатка денежной наличности в кассе отделения устанавливается в размере меньшем либо равным арифметической сумме лимитов ВСП, банкоматов, операционного отдела и отдела кассовых операций, скорректированной на коэффициент динамики [40, c. 112]:
Lim (ВОСБ) (1)
Кдин — коэффициент динамики;
Коэффициент динамики – отражает тенденцию среднедневных объемов расхода денежной наличности по отделению и рассчитывается отдельно в рублях и иностранной валюте по следующей формуле: [25, c. 415]
Кдин = (2)
р(ОСБ) – среднедневной расход наличности в расчетном периоде по отделению;
р пред(ОСБ) – среднедневной расход наличности в предыдущем расчетном периоде по отделению.
Таким образом, для определения экономического интереса коммерческих банков необходимо провести анализ расчётно-кассовых операций коммерческого банка по следующему алгоритму:
1. Анализ выполнение плана по среднедневным остаткам на счетах клиентов
2. Анализ клиентской базы:
– Группировка крупных, средних клиентов и клиентов сферы малого бизнеса по размеру среднедневного остатка средств на счету
– Анализ движения безналичных расчетов с юридическими лицами
3. Анализ динамики объема документооборота (платежных поручений) через расчетно-кассовый центр ЦБ и корреспондентский счет другого банка
4. Анализ статистики по необработанным документам.
5. Анализ лимита максимального остатка кассы.
2. Анализ и оценка расчетно-кассовых операций в Белгородском ОСБ №8592 2.1 Организационная характеристика Белгородского ОСБ №8592 Белгородское ОСБ №8592 – это филиал Сбербанка России, который не является юридическим лицом. Он создан на основании решения общего собрания акционеров и приказа Сбербанка России, соответственно, от 22.03.91 г. и 28.03.91 г., действует на территории г. Белгород Белгородской области, является отделением Сбербанка России – ОСБ (далее по тексту Сбербанк России именуется «Банк»), имеет собственную печать, штампы, бланки с использованием наименования Банка, действует на основании настоящего Положения.
Местонахождение филиала: 308000, Белгородская область, г. Белгород, проспект Гражданский 52.
Филиал является обособленным подразделением Банка, расположенным вне места его нахождения.
Филиал входит в единую систему Банка, организационно подчиняется Белгородскому банку Сбербанка России и непосредственно руководит работой подразделений системы Банка, расположенных на обслуживаемой им территории.
Порядок создания и ликвидации филиалов регламентирован Уставом Банка. Организационные мероприятия по открытию (закрытию) отделений осуществляет территориальный банк.
Филиал осуществляет от имени Банка банковские операции и сделки, предусмотренные настоящим Положением.
Объем полномочий руководителя филиала определяется доверенностью, выданной ему Банком, в соответствии с разделами 2 и 3 настоящего Положения.
Филиал представляет интересы Банка и обеспечивает их защиту.
Банк наделяет филиал имуществом. Филиал в установленном порядке приобретает имущество, которым владеет, пользуется и распоряжается в соответствии с указаниями Банка. Филиал самостоятельно принимает меры к государственной регистрации недвижимого имущества, движимого имущества в случаях, определенных федеральным законодательством, а также сделок с таким имуществом. Филиал имеет отдельный баланс, который входит в баланс Банка.
В своей деятельности филиал руководствуется законодательством Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России, Уставом Банка, его нормативными и распорядительными документами, настоящим Положением.
Для осуществления банковских операций и сделок в соответствии с настоящим Положением филиал вправе иметь корреспондентский субсчет в подразделении расчетной сети Банка России по месту своего нахождения, а также счета межфилиальных расчетов в Банке и его филиалах.
Деятельность филиала осуществляется на основе утвержденных Банком планов (бизнес-плана, финансового плана и других), разрабатываемых филиалом с учетом особенностей его деятельности в порядке, определенном Банком.
Филиал должен соблюдать нормативы, установленные для филиала Банком.
Филиал уплачивает налоги, сборы и иные обязательные платежи в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Отношения филиала с клиентами строятся на основе договоров, заключаемых в порядке и на условиях, установленных Банком, с обязательным использованием типовых форм договоров, утвержденных Банком, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и плата за услуги, оказываемые клиентам филиала, определяются Банком или в порядке, им установленном, с соблюдением требований действующего законодательства. Филиал обязан принимать все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для улучшения финансового состояния Банка, предотвращения материальных потерь и взыскания дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке.
Филиалу разрешается реклама и публичная оферта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными документами Банка. Филиал вправе в порядке, предусмотренном законодательством, нормативными актами Банка России, Уставом Банка, его нормативными документами, открывать валютно-обменные пункты и другие внутренние структурные подразделения, расположенные вне места нахождения его офиса.
Филиал осуществляет обслуживание экспортно-импортных операций клиентов с применением различных финансовых инструментов, принятых в международной банковской практике, и валютный контроль за операциями клиентов – физических и юридических лиц.
Филиал гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов Банка, а также об иных сведениях, устанавливаемых Банком и составляющих его коммерческую тайну.
Справки по операциям и счетам клиентов могут выдаваться только в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Работники филиала несут ответственность за разглашение сведений, составляющих банковскую и коммерческую тайну, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законодательством.
Филиал независим от органов государственной власти и местного самоуправления при принятии им решений.
Ответственность по обязательствам перед клиентами, вытекающим из деятельности филиала, несет Банк.
При этом списание денежных средств по обязательствам, вытекающим из сделок, заключенных филиалом, осуществляется с корреспондентского субсчета филиала. В случае их недостаточности списание производится с корреспондентского счета Банка.
Руководство текущей деятельностью филиала осуществляет Совет и управляющий отделением (далее по тексту «руководитель филиала»).
Руководитель филиала действует на основании доверенности (в том числе Генеральной доверенности, доверенности в порядке передоверия), выданной ему Банком (Президентом, Председателем Правления Банка или иным уполномоченным лицом).
Руководитель филиала не вправе выдавать доверенность в порядке передоверия на совершение тех действий, которые он не уполномочен совершать.
Доверенность в порядке передоверия исследования должна содержать тех полномочий, которые противоречили бы установленным в Банке условиям, запретам и ограничениям.
Руководство текущей деятельностью филиала может осуществляться в ином порядке, установленном Правлением Банка.
Руководитель филиала – территориального банка, а также иные лица по установленной Банком номенклатуре назначаются Президентом Банка или иным уполномоченным лицом.
Руководитель филиала – отделения, а также иные лица по установленной территориальным банком номенклатуре назначаются председателем территориального банка.
Руководитель филиала заключает договоры на осуществление филиалом банковских операций и сделок, определенных настоящим Положением и выданной ему доверенностью, осуществляет управление персоналом филиала (в том числе заключает трудовые договоры (контракты), увольняет, поощряет, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности работников филиала по установленной номенклатуре), выполняет другие должностные обязанности, разработанные Банком и утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации №67 от 06.12.95 г. «Об утверждении квалификационных характеристик по должностям работников сберегательного банка Российской Федерации и его филиалов», а также нормативными и распорядительными документами Банка.
Руководитель филиала несет персональную ответственность за работу филиала и подразделений системы Банка, расположенных на обслуживаемой филиалом территории, и за решение возложенных на них задач.
Руководитель филиала возглавляет Совет филиала и несет персональную ответственность за организацию его работы и принятие решений, соответствующих нормативным и распорядительным документам Банка.
Персональный состав Совета утверждается приказом председателя территориального банка Сбербанка России по представлению руководителя филиала (отделения).
Совет филиала действует на основании Устава Банка, настоящего Положения, других нормативных и распорядительных документов Банка, Положения о Совете, утвержденного Правлением Банка.
На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, определяющие основные направления совершенствования деятельности филиала, разрабатываются мероприятия по всестороннему удовлетворению потребностей клиентов в банковских услугах и получению на этой основе максимальной прибыли, утверждаются планы работы филиала, принимаются решения об изменении организационно-штатной структуры филиала, заслушиваются отчеты их руководителей, рассматриваются материалы ревизий, принимаются решения по списанию безнадежной ко взысканию ссудной задолженности в порядке и на условиях, установленных Банком, а также решаются иные производственные и социальные проблемы, направленные на выполнение филиалом решений Правления Банка, требований и указаний Банка и отнесенные к его компетенции Положением о нем.
Филиал осуществляет банковские операции и сделки на основании Устава Банка, Генеральной лицензии, выданной Банком России, настоящего Положения, в соответствии с правилами, установленными Банком, с учетом запретов и ограничений, а также доверенностью (в том числе Генеральной доверенностью, доверенностью в порядке передоверия), выданной его руководителю Банком (Президентом, Председателем Правления Банка или иным уполномоченным лицом):
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- размещение привлеченных денежных средств от имени Банка;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, осуществление иных операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами Банка;
- инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- осуществление лизинговых операций;
- оказание консультационных и информационных услуг;
- распространение и обслуживание пластиковых карточек международных и российских платежных систем, членом которых является Банк или с которыми Банком подписаны соглашения о сотрудничестве.
Так же филиал осуществляет покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций по которым не требует получения специальной лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Филиал вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и в объеме, определенном в доверенности (в том числе Генеральной доверенности, доверенности в порядке передоверия), выданной его руководителю Банком (Президентом, Председателем Правления Банка или иным уполномоченным лицом).
Банковские операции и сделки осуществляются филиалом в рублях и иностранной валюте. Филиал обязан при осуществлении банковских операций и сделок соблюдать правила, установленные Банком, с учетом запретов и ограничений.
Таким образом, Белгородское ОСБ №8592 – это филиал Сбербанка России, который не является юридическим лицом. Он создан на основании решения общего собрания акционеров и приказа Сбербанка России и действует на территории г. Белгорода Белгородской области. Филиал осуществляет банковские операции и сделки на основании Устава Банка, Генеральной лицензии, выданной Банком России.
В 2006 году банк увеличил не только объемы активов и прибыли, но и улучшил показатели рентабельности практически по всем составляющим по сравнению с 2005 годом.
2.2 Анализ структуры привлеченных средств в Белгородском ОСБ №8592 Прежде чем рассматривать структуру привлеченных средств сначало рассмотрим основные показатели эффективности деятельности Белгородского ОСБ №8592 (табл. 1).
Таблица 1. Динамика основных показателей эффективности деятельности Белгородского ОСБ №8592 за 2004–2006 гг.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Динамика основных показателей, характеризующих финансовое состояние Белгородского ОСБ №8592, позволяет сделать вывод о том, что собственные средства филиала увеличивались с каждым годом и добавочный капитал остался в том же состоянии. Сумма доходов, полученных Белгородским ОСБ №8592 в 2006 году, составила 6292940492,68 руб., что на 2036495298,44 руб. больше, чем в 2005 году.
В условиях неустойчивости правовой и экономической среды банк не только сохранил, но и преумножил средства клиентов. Примером этого является рост привлеченных средств клиентов в 2006 году они увеличились на 5025985098,18 руб. по сравнению с 2005 годом.
Рост показателей произошел благодаря сбалансированной политике банка по всем направлениям деятельности. Банк стремится максимизировать прибыль при поддержании достаточного уровня капитала банка и ликвидности баланса.
За прошедший год значительно возрос объём выданных кредитов по сравнению с 2004 годом. Так, в 2004 году было выдано кредитов на сумму 8500578050,99 руб., в 2005 году – 14307146756,28 руб., а в 2006 году – 257223652837,00 руб. это на 242916506080,72 руб. больше чем в 2005 году.
Кредиты предоставлялись на различные цели: создание и развитие материально – технической базы заемщиков, приобретение оборудования, сырья и материалов, а также на осуществление различных коммерческих сделок, в 2006 году банком прокредитовано пять инвестиционных проектов.
В 2006 году банк увеличил не только объемы активов и прибыли, но и улучшил показатели рентабельности практически по всем составляющим по сравнению с 2005 годом.
Среднесписочная численность работников банка увеличилась с 207 работников в 2004 году до 209 человек в 2006 году.
Фонд заработной платы также увеличился в 2004 году он составил 28082230,9 руб., в 2005 году – 30872854,7 руб., а в 2006 году – до 33663478,5 руб. это на 2790623,8 руб. больше чем в 2005 году.
Для анализа структуры привлеченных средств мы используем сравнительный качественный анализ и количественный анализ.
Используя методы сравнительного анализа пассивных операций, мы выявляем изменения в объемах этих операций, определяем воздействие их на ликвидность банка.
Для анализа ресурсной базы рассчитываем сумму привлеченных средств по состоянию на начало каждого из кварталов, и кроме того, на конец года.
Полученные данные позволяют оценить динамику привлеченных средств коммерческого банка и сделать необходимые выводы: или коммерческий банк проводит агрессивную политику и старается резко увеличить объем своих операций, или придерживается политики умеренного роста.
Анализ структуры привлеченных средств позволяет оценить значимость для банка каждого источника и их динамику, таким образом определить подверженность банка различным видам банковских рисков. Если в составе привлеченных средств преобладают межбанковские кредиты то в условиях инфляции банк становится опасно зависимым от ситуации на рынке.
Средства на текущих средствах – не только самый денежный, но и самый непредсказуемый инструмент, поэтому высокая роль их ослабляет ликвидность банка и этим самым не позволяет банку проводить высоко-прибыльные операции.
Одним из условий развития Белгородского ОСБ №8592 является его постоянное увеличение ресурсной базы (табл. 2).
Таблица 2. Структура мобилизованных ресурсов Белгородского ОСБ №8592 за 2004–2006 гг.
Так, общий объем мобилизованных ресурсов на протяжении 2005 года увеличился на 3 млрд. 709 млн. 272 тыс. руб., а на 1 января 2006 года – на 5 млрд. 437 млн. 392 тыс. руб.
\s
Рис. 1 Структура мобилизованных ресурсов банка
На протяжении 2005 года филиал продолжал увеличивать собственную ресурсную базу путем привлечения новых клиентов и расширения ассортимента современных депозитных ресурсов.
Как уже известно, наиболее выгодными привлеченными средствами для банков являются остатки на счетах клиентов. Расширение деятельности наиболее крупных клиентов, а также увеличение их количества увеличили также остатки на банковских счетах.
По состоянию на 01.01.05 остатки средств на депозитах юридических и физических лиц составили 6 млн. 174 тыс. руб., в 2005 г. – 6 млн. 262 тыс. руб., в 2006 г. – 6 млн. 403 тыс. руб.
Далее рассмотрим динамику структуры банковских ресурсов Белгородского ОСБ №8592 (табл. 3).
Таблица 3. Динамика структуры банковских ресурсов Белгородского ОСБ №8592 за 2004–2006 гг.
Приведенные данные свидетельствуют, что в общей сумме банковских ресурсов учреждения филиала на долю собственных средств приходится на начало 2004 года – 63,5%; на 2005 г. – 65,7%, и на 2006 г. – 68,6%, а на долю привлеченных 36,5%; 34,3% и 31,4% соответственно. Это говорит о том, что собственные средства банка 2006 года увеличились по сравнению с 2005 годом на 2,9%, а привлеченные уменьшились на 2,9%.
Особый интерес представляет показатель платежеспособности и динамика его изменения на протяжении 2006 года.
Платежеспособность – это способность банка отвечаь своим обязательствам; это соотношение собственных средств к привлеченным.
На протяжении 3 лет банк имел следующие значения: на 01.01.05 г. – 63,5%; на 01.01.06 г. – 65,7%; на 01.01.07 – 68,6%.
Анализируя динамику показателя платежеспособности можно сделать вывод, что значение показателя платежеспособности находилась на достаточно высоком уровне, это говорит о хорошем финансовом положении учреждения банка. Структура ресурсов Белгородского ОСБ №8592 представлена в таблице 4.
Таблица 4. Структура ресурсов Белгородского ОСБ №8592 за 2006 год
Как видно из таблицы4вструктуру ресурсов Белгородского ОСБ №8592входят капитал банка, который на 1 января 2007 года составил 33107489,5 тыс. руб. это на 170,3% больше чем в 2005 году; депозиты – 102,2%; вклады населения – 107,6% по сравнению с 2005 годом. Начисленные затраты и прочие пассивы в структуре ресурсов банка за исследуемый период уменьшились. Кредиторы в 2006 году увеличились на 165,4%. Всего по показателям ресурсы в 2006 году увеличились на 63,2% по сравнению с 2005 годом.
Таким образом, на протяжении 2006 года филиал продолжал увеличивать собственную ресурсную базу путем привлечения новых клиентов и расширения ассортимента современных депозитных ресурсов. Однако в общей сумме банковских ресурсов учреждения филиала на долю собственных средств приходится на начало 2004 года – 63,5%; на 2005 г. – 65,7%, и на 2006 г. – 68,6%, а на долю привлеченных 36,5%; 34,3% и 31,4% соответственно. Это говорит о том, что собственные средства банка 2006 года увеличились по сравнению с 2005 годом на 2,9%, а привлеченные уменьшились на 2,9%. Среднесписочная численность работников банка увеличилась с 207 работников в 2004 году до 209 человек в 2006 году. Фонд заработной платы также увеличился в 2004 году он составил 28082230,9 руб., в 2005 году – 30872854,7 руб., а в 2006 году – до 33663478,5 руб. это на 2790623,8 руб. больше чем в 2005 году. Общий объем мобилизованных ресурсов на протяжении 2005 года увеличился на 3 млрд. 709 млн. 272 тыс. руб., а на 1 января 2006 года – на 5 млрд. 437 млн. 392 тыс. руб. Анализируя динамику показателя платежеспособности можно сделать вывод, что значение показателя платежеспособности находилась на достаточно высоком уровне, это говорит о хорошем финансовом положении учреждения банка. Вструктуру ресурсов Белгородского ОСБ №8592входят капитал банка, который на 1 января 2007 года составил 33107489,5 тыс. руб. это на 170,3% больше чем в 2005 году; депозиты – 102,2%; вклады населения – 107,6% по сравнению с 2005 годом.
2.3 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в Белгородском ОСБ №8592 Белгородское ОСБ №8592действует на основании Устава акционерного коммерческого банка от 21.06.1991 г., Лицензии выданной Центральным банком, на право совершения банковских операций и сделок в Российской Федерации и за ее пределами.
Сберегательному банку предоставляется право на совершение следующих кредитно-расчетных операций в рублях и иностранной валюте:
- привлекать и размещать денежные вклады, депозиты, и кредиты по соглашению с заемщиком;
- осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;
- открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов;
- выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
- привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов.
Усиление конкуренции между банками за привлечение клиентов требует от всех кредитных учреждений особого внимания к проблеме организации отношений с клиентами, расширения круга банковских услуг, повышения их качества, установления партнерских отношений между банком и его клиентами.
Специфика организации работы с клиентурой банка в каждом конкретном случае риском учете по балансовым и внебалансовым счетам. Таким образом, все документы, которые поступили в операционное время, подлежат оформлению и отражению по счетам в этот же день. Документы, которые поступили по истечении операционного времени, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.
Прием платежных документов от клиентов в течение операционного дня производится непосредственно операционным работником. Если документы по какой-либо причине не могут быть приняты к исполнению, то клиенты об этом извещаются либо в устной форме, либо по телефонной связи. Не исполненные документы подкладываются к выписке с отметкой «без исполнения».
Комплекс услуг по обслуживанию счета предполагает:
- выполнение распоряжения клиента о перечислении соответствующих сумм со счета;
- совершение расчетов в формах, установленных законом и банковскими правилами через сети РКЦ или счета своих банков-корреспондентов.
- зачисление поступивших денежных средств на счёт клиента;
- приём документов на отложенное исполнение;
- выдача выписки из лицевого счёта;
- консультирование по вопросам оформления платежных документов.
Расчётные операции с филиалами Сбербанка, а также с банками-корреспондентами (через Расчётный Центр Сбербанка) осуществляется в течение одного часа. Более 99% переводов средств по поручению клиентов осуществляется посредством электронных платежей через собственную корреспондентскую сеть Сбербанка и систему расчётов Банка России.
Стратегической задачей Белгородского ОСБ №8592по депозитам прежде всего связано с неконкурентоспособными ставками по депозитам.
Группировка клиентов по размеру среднедневного остатка средств на бюджетных счетах Белгородского ОСБ №8592в 2004 году представлена в таблице 5.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 5. Группировка клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2006 г.
Как показано в таблице 5 количество клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2006 г. составляет 1378 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 98114,3 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 38811103,9 тыс. руб.
По состоянию на 1 ноября 2007 года в отделении открыто 52 бюджетных счета. Счетов Федерального бюджета нет. Большинство счетов открыто для финансирования из местного бюджета для школ, детских садов и больниц. Остатки на бюджетных счетах составили 1280,3 тысяч рублей, среднедневной остаток – 2390,9 тысяч рублей.
В настоящее время среди клиентов Белгородского ОСБ №8592есть представители всех групп: крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса.
Крупный бизнес представлен, в первую очередь заводами, крупными предприятиями (производство труб, выплавка стали, производство тракторов и т.д.). Группировка крупных клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах Белгородского ОСБ №8592в 2006 году приведена в таблице 6 средних клиентов – в таблице 7, клиентов сферы малого бизнеса (без индивидуальных предпринимателей) – в таблице 8, а индивидуальных предпринимателей – в таблице 9.
Таблица 6. Группировка крупных клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах Белгородского ОСБ №8592 в 2006 г.
Как видно из таблицы 6 количество крупных клиентов в 2006 г. составила 3 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 20094 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 17319856 тыс. руб.
Таблица 7. Группировка средних клиентов по размеру среднедневного остатка средств на счетах Белгородского ОСБ №8592 за 2006 г.
Средний бизнес представлен предприятиями различных секторов экономики (торговля, промышленность, образование, прочих отраслей). Суммарные обороты за 2006 год по счетам данной группы составили 6033865,5 тыс. руб. Годовые среднедневные остатки 30 665 тыс. рублей.
Таблица 8. Группировка клиентов сферы малого бизнеса по размеру среднедневного остатка средств на счетах Белгородского ОСБ №8592
Практически у всех клиентов отделения сферы малого бизнеса по размеру среднедневного остатка средств на счетах, суммарные обороты по счетам составили – 5246055 тыс. рублей. Годовые среднедневные остатки составили 21758 тыс. рублей. Как и в группе среднего бизнеса по многим клиентам в течение года наблюдался рост оборотов и остатков по счетам.
Таблица 9. Группировка предпринимателей без образования юридического лица по размеру среднедневного остатка средств на счетах в 2006 году
Как показано в таблице 9 количество предпринимателей без юридического образования составило в 2006 г. 803 ед., объем среднедневных остатков средств на счетах составили 24317 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 10208910 тыс. руб.
Далее рассмотрим динамику объема документооборота в Белгородском ОСБ №8592 в 2006 г.
В Белгородском ОСБ №8592документооборотв основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений). Динамика объема документооборота (платежных поручений) в разрезе названных двух путей представлена в табл. 10 и 11.
Таблица 10. Динамика объема документооборота Белгородского ОСБ №8592
Динамика объема документооборота в период с 2004 г. по 2006 г. в разрезе платежных поручений возрос с 9300 до 11800 или на 26,9 процента. Количество инкассовых поручений и требований в 2006 г. по сравнению с 2004 г. также возросло. Темп роста составил 17 процентов.
Однако, в 2005 г. произошло снижение количества инкассовых поручений и требований до 3250, что меньше аналогичного показателя 2004 г. на 850.
Платежи клиентов банка в основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений). В период с 2004 по 2006 год изменилась структура платежей. В 2004 году доля платежей, проходящих через РКЦ составляла 62%, а через корсчета – 38%, в 2005 году соответственно – 61% и 39%, а в 2006 году – 59% и 41%. Указанные изменения в структуре платежей также можно оценить в качестве положительной тенденции.
Таблица 11. Динамика платежных поручений Белгородского ОСБ №8592
Темп роста платежных поручений Белгородского ОСБ №8592в 2005 году составил 110,22%, а в 2006 году 115,12%. Темп роста платежных поручений, проходящих через систему РКЦ ЦБ в 2005 году составил 108,62%, а в 2006 году 111,43%. Темп роста платежных поручений, проходящих напрямую по корсчетам в 2005 году составил 112,86%, а в 2006 году 121,01%.
Необходимо отметить, что количество платежных поручений, проходящих через корсчета банков-корреспондентов увеличивалось более быстрыми темпами, чем по необработанным документам. Для этого оценим количество и долю необработанных документов, а также выявим причины, по которым документы не были обработаны.
Сведения о количестве и динамике необработанных документов Белгородского ОСБ №8592приведены соответственно в таблице 12 и таблице 13.
Таблица 12. Сведения о количестве необработанных документов
Как показано в таблице 12 количество платежных документов всего в 2004 г. составило 2068, в 2005 г. – 3400, в 2006 г. – 3865, из них количество необработанных документов составило в 2004 г. – 660 документов, в 2005 г. – 567, в 2006 г. – 665 документов.
Доля необработанных документов в течение анализируемого периода варьировалась незначительно и находилась в пределах 4–5% от общего числа документов.
Таблица 13. Динамика количества необработанных документов
Темп роста количества необработанных документов Белгородского ОСБ №8592в 2005 году составил 99,39%, а в 2006 году 113,43%. Темп роста количества необработанных документов из-за ошибок в оформлении в 2005 году составил 98,21%, а в 2006 году 114,55%. Темп роста количества необработанных документов из-за отсутствия средств на счете клиента в 2005 году составил 100,27%, а в 2006 году 112,60%.
Наиболее быстрыми темпами растут остатки средств на счетах торгово-посреднических организаций и организаций, относящихся к прочим секторам экономики. Причины заключаются в большом количестве данных предприятий, находящихся на обслуживании в банке. К тому же происходит увеличение объемов производства по данным отраслям экономики.
На сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц Белгородского ОСБ №8592 находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему расчетно-кассового обслуживания преодолевать возникающие проблемы.
К одной из таких проблем можно отнести медленное внедрение новых технологий, технологическое отставание от банков конкурентов. Банку приходится ежедневно обрабатывать тысячи, а иногда и десятки тысяч платежных поручений. От оперативности этого процесса зависит репутация банка, а в конечном итоге, и его положение на рынке.
Таким образом, Белгородского ОСБ №8592 имеет право на совершение следующих кредитно-расчетных операций в рублях и иностранной валюте: привлекать и размещать денежные вклады, депозиты, и кредиты по соглашению с заемщиком; осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание; открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов; выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме; привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов.
Стратегической задачей Белгородского ОСБ №8592по депозитам прежде всего связано с неконкурентоспособными ставками по депозитам.
Количество клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2006 г. в Белгородском ОСБ №8592 составляет 1378 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 98114,3 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 38811103,9 тыс. руб.
По состоянию на 1 ноября 2007 года в отделении открыто 52 бюджетных счета. Счетов Федерального бюджета нет. Большинство счетов открыто для финансирования из местного бюджета для школ, детских садов и больниц. Остатки на бюджетных счетах составили 1280,3 тысяч рублей, среднедневной остаток – 2390,9 тысяч рублей.
продолжение
--PAGE_BREAK--В настоящее время среди клиентов Белгородского ОСБ №8592есть представители всех групп: крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес. Причем основную часть клиентов составляют представители малого бизнеса.
Количество крупных клиентов в 2006 г. составила 3 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах составляет 20094 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов – 17319856 тыс. руб.
Средний бизнес представлен предприятиями различных секторов экономики (торговля, промышленность, образование, прочих отраслей). Суммарные обороты за 2006 год по счетам данной группы составили 6033865,5 тыс. руб. Годовые среднедневные остатки 30 665 тыс. рублей.
В Белгородском ОСБ №8592документооборотв основном осуществляются двумя путями: через расчетно-кассовый центр ЦБ или поступают напрямую на корреспондентский счет другого банка (при наличие соответствующих корреспондентских отношений).
3. Совершенствование расчетно-кассовых операций в Белгородском ОСБ №8592 3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций Функционирование надежной системы расчетов является одной из главных задач современного крупного кредитно-финансового института. В сложившихся условиях жесткой борьбы банков за клиентов, побеждает тот банк, который может обеспечивать высокоскоростное («день в день») проведение платежей по всей стране.
Внедрение электронного документооборота позволило значительно сократить время прохождения платежей (до нескольких часов: с момента списания со счета до момента зачисления на счет в другом банке). Это стало возможным благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения и признанию законодательно ЭЦП (электронно-цифровой подписи) и ЭПД (электронных платежных документов, и, в зависимости от направлений, отправляется дальше. Преимущество данной технологии заключается в том, что отправка файлов на ТРЦ может происходить в течение всего дня, т.е. списали определенное количество платежных поручений – отправили в расчетный центр и так несколько раз в день. Таким образом, чем раньше мы отправим платежный документ, тем выше вероятность, что он дойдет до конечного получателя «день в день» [37, c. 5]
В плане получения зачисления на счета клиентов все происходит аналогично:
- Получение файла из ТРЦ
- Проверка на целостность ЭЦП и расшифровка
- Формирование единого файла входящих платежных документов.
- Обработка файла бухгалтерией.
- Передача файлов в структурные подразделения отделения для зачисления.
- Зачисление на расчетные (лицевые) счета (автоматически или вручную).
К файлам с ЭПД прилагается выписка, которую ТРЦ формирует для филиала два раза в день:
– промежуточная выписка (в 14 часов 00 минут)
– окончательная выписка (в 07 часов 00 минут)
Сейчас можно смело утверждать, что платежное поручение клиента принесенное до 11 часов через 3–5 часов окажется.
Однако, существуют внутренние банковские технологии, позволяющие проводить платежи внутри одного банка практически ежесекундно.
При такой технологии (она носит название «main frame») есть главный компьютер (основной сервер). Все операции по обработке данных происходят на нем, а центральные компьютеры в отделениях банка служат для систематизации исходящих и со всеми прикладными программами («Операционный день», «Баланс», «Кредиты» и т.п.) [32, c. 32]
– отсутствие ручной обработки информации.
Единственным недостатком данной системы является стационарное программное обеспечение (т.е. невозможность быстрой его адаптации к изменяющимся условиям). Однако в современных условиях для того, чтобы выжить, банкам придется внедрять у себя онлайновые технологии, позволяющие минимизировать время прохождения платежа до конечного получателя.
Кроме внедрения описанной системы для ускорения расчетов следует использовать систему «Клиент + Банк».
При помощи системы «Клиент + Банк» клиент сможет не выходя из своего офиса [20, c. 15]:
1) Подготавливать платежные документы и отправлять в банк при помощи модема, подключенного к своему компьютеру;
2) файлы.
Пакет документов банка может содержать:
– извещения о прохождении платежных документов;
– заказанные выписки по счетам;
– курсы валют, установленные ЦБ;
– любые текстовые и прочие файлы.
Система «Клиент + Банк» это [26, c. 40]:
– программные средства для набора и хранения платежных документов;
– различные типы документов, от простых текстовых сообщений в произвольной форме до сложных форматов платежных и других документов.
Система построена по принципу наращиваемости, – то есть базовая система обработки электронных документов «умеет» обрабатывать всего несколько простейших типов документов, а все остальные, – платежные поручения, требования, ордера, выписки и т.д. – реализованы подключаемыми к системе обработки электронных документов модулями. Соответственно, если изменился порядок работы с каким-либо типом документов, обновлять необходимо только соответствующую компоненту, а не всю систему обработки документов [36, c. 280]. Криптосистема используется для электронной подписи документов (что гарантирует защиту электронных документов от подделки) и зашифрования-расшифрования (что гарантирует защиту информации от просмотра, даже если она передается по открытым каналам связи).
Для установки и работы системы «Клиент + Банк» необходима следующая минимальная конфигурация оборудования и программного обеспечения (табл. 14):
Таблица 14. Необходимое оборудование и программное обеспечение
До начала установки программного обеспечения клиент должен убедиться в отсутствии вирусов на своем компьютере, ввести пароль для доступа к дистрибутиву, после этого загружает дистрибутив из раздела «Загрузка»;
а) самостоятельно (с получением дистрибутива по e-mail): диктует специалисту службы сопровождения свой адрес e-mail, и после этого он присылает дистрибутив;
б) самостоятельно (на дискетах): в этом случае клиенту придётся приехать к специалисту лично, обратится в ОПЕРО или филиал, в котором он обслуживается. С собой необходимо иметь 3 дискеты 1.44.
в) с выездом специалиста: клиент должен договориться со специалистом о времени установки. В этом случае необходимо предоставить транспорт туда и обратно. Плата за установку взимается банком согласно утверждённым тарифам.
На сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц Белгородского отделения Сбербанка №8592 находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, в автоматизированную банковскую систему. Внедрение подобных систем позволяет ускорить обработку в 4 – 10 раз (этот показатель зависит от объема задействованных аппаратных средств) и обеспечить 100%-ную точность введения данных в автоматизированную банковскую систему, что существенно повышает качество работы банка.
К таким программным продуктам относится система «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений», которая, по мнению многих экспертов, является лучшим решением в своем классе. В основе программного комплекса лежит технология распознавания стандартных форм Cognitive Forms. Система настроена и оптимизирована для ввода платежных поручений (форма 0401060, комплект системы состоит из следующих этапов: сканирования, распознавания, верификации и ввода в АБС.
На этапе сканирования бумажный документ пропускается через сканер и в результате получается файл – графический прототип бумажного документа, который передается на обработку в систему.
На этапе распознавания система анализирует отсканированный графический образ, находит поля ввода данных, читает введенный в полях текст и создает встроенных библиотек проверок. Затем документ поступает на этап верификации. Если система обнаруживает в платежном поручении какое-либо несоответствие, система сообщает оператору об ошибочном документе и указывает поле с некорректной информацией, предоставляя оператору либо вручную скорректировать информацию (если это возможно), либо изъять документ из обработки.
На заключительном этапе система «Cognitive Forms: ВПП» конвертирует электронный прототип платежного поручения в формат автоматизированной банковской системы и осуществляет загрузку в банковскую систему.
Одной из главных проблем в сфере расчетно-кассового обслуживания юридических лиц является скорость прохождения платежей.
Несмотря на то, что Сбербанк, как и некоторые другие коммерческие банки, имеет код прямого участника платежей, то есть он имеет корреспондентский счет в некоторых других коммерческих банках, что сокращает время прохождения платежей, минуя ГРКЦ, все же для ускорения прохождения платежей требуется внедрение в платежную систему программы, действующей в режиме «on-line».
Предлагаю в Белгородском ОСБ №8592 сделать прохождение платежей следующим образом: клиент приносит платежное поручение в режиме «on-line», что позволило бы клиентам в течение операционного дня наблюдать за поступлениями платежей из других банков. Данная система работает следующим образом. Как только платеж поступает на корреспондентский счет банка, он сразу же попадает в программу расчетно-кассового обслуживания и автоматически зачисляется на расчетный счет клиента.
Для того чтобы его увидеть, операционисту необходимо лишь сделать обновление поступающей информации, что занимает буквально несколько секунд.
Данная программа предусматривает контроль на соответствие наименования организации, указанного в пришедшем платежном документе расчетному и встает на отправку с корреспондентского счета банка, что ускоряет процесс прохождения платежей.
Таким образом, внедрение электронного документооборота позволяет значительно сократить время прохождения платежей, благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения и признанию законодательно ЭЦП и ЭПД, и, в зависимости от направлений, отправляется дальше. На сегодняшний день расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц Белгородского отделения Сбербанка №8592 находится на том уровне, на котором находятся многие коммерческие банки города.
Для улучшения качества работы банка мы предлагаем воспользоваться таким программным продуктом как система «Cognitive Forms»: Ввод платежных поручений», по мнению многих экспертов, она является лучшим решением в своем классе.
В основе программного комплекса лежит технология распознавания стандартных форм Cognitive Forms. Система настроена и оптимизирована для ввода платежных поручений (форма 0401060, комплекта системы состоит из следующих этапов: сканирования, распознавания, верификации и ввода в АБС.
3.2 Направления повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций Деятельность Банка России в ближайшие годы будет направлена на совершенствование функционирования платежной системы России, проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов [19, c. 480]. В то же время рассматривается вопрос о целесообразности и эффективности использования форматов на базе SWIFT как в проектируемой системе валовых расчетов, работающей в режиме реального времени, так и в других системах расчетов Банка России.
Банком России будет продолжена работа по поддержанию ликвидности участников расчетов, совершенствованию тарифной политики в области многих банков в единую универсальную платежную систему.
Расчеты с помощью банковских карт становятся все более популярными, все ее технические возможности предназначены для наиболее быстрого прохождения платежа по пути «клиент-банк», которые максимально приближены к безналичным расчетам и имеют колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей. Это дает гарантию от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. [27, c. 270]
Необходимо полное техническое переоснащение банков на базе персональных компьютеров, внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России.
Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять:
- прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (ЭП), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;
- надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения.
Необходимо выделить некоторые банковские операции, поддерживающие выполнения клиринга [10, c. 315]:
– открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
– разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных операций в банках подобных систем.
Таблица 15. Общее время, затрачиваемое контролерами
Исходя из данных таблицы 15 можно сделать следующие выводы: общее время, затрачиваемое контролерами составляет 230 мин, а после внедрения предложенных мероприятий по ускорению платежей оно стало составлять – 157 мин. это на 73 мин. улучшает работу контролера и сокращает время непосредственного обслуживания клиентов.
Таким образом, предлагаемая стратегия повышения эффективности расчётно–кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности: время проверки правильности заполнения одного платежного поручения сократится на расчетов электронных платежей, модемной и спутниковой связи для перечисления денежных сумм из различных регионов России, позволит добиться ускорения расчетов между банками и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций.
Заключение Тема дипломной работы актуальна тем, что на данный момент банки и многие небанковские структуры стремятся усовершенствовать методы, инструментарий, законодательные и нормативные акты в области расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране.
В первой главе рассматривали теоретические аспекты рассчетно-кассовых операций в кредитных организациях. Организация расчётно-кассового обслуживания базируется на следующих принципах: списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента; свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и законом.
продолжение
--PAGE_BREAK--