Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Производственные факторы пользователей КИТ

1. Дайтеопределение терминам «Охрана труда», «Техникабезопасности», «Производственная санитария», «Пожарнаябезопасность»
Охранатруда –система законодательно-правовых актов, социально-экономических,организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактическихмероприятий и средств, обеспечивающих сохранение здоровья и работоспособностичеловека в процессе труда.
Техникабезопасности – система организационных мероприятий, технических средств иметодов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственныхфакторов.
Производственнаясанитария – система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий,технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие наработающих вредных производственных факторов до значений, не превышающихдопустимые.
Пожарнаябезопасность – система мероприятий, направленных на предотвращение огня.2. Дайтеопределение опасный производственный фактор, вредный производственный фактор,гигиена труда, безопасность труда
Опасныйпроизводственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающегов определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другомувнезапному резкому ухудшению здоровья, или смерти.
Вредныйпроизводственный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенныхусловиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или)отрицательному влиянию на здоровье потомства.
Гигиенатруда –раздел профилактической медицины, изучающей влияние на организм человекатрудового процесса и факторов производственной среды с целью обоснованиянормативов и средств профилактики профессиональных заболеваний и другихнеблагоприятных последствий воздействия условий труда на человека.
Безопасностьтруда –состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающего опасныхи вредных производственных факторов.3.Охарактеризуйте систему управления охраной труда на предприятии, котороеявляется объектом управления, органами управления СУОПП?
Поскольку КИТприменяются в различных отраслях народного хозяйства, на предприятиях различныхформ деятельности и форм собственности, то целесообразно рассмотреть систему'управления охраной труда на предприятии (СУОТП).
Основнойцелью СУОТП является предупреждение производственного травматизма ипрофессиональных заболеваний, создание оптимальных или допустимых условийтруда. Эта цель может быть достигнута решением всего комплекса задач СУОТП.
Задачи: безопасностьпроизводственных процессов, нормальные санитарно-гигиенические ипсихофизические условия труда, профилактика и лечебное обслуживание, инструктажи обучение, проф. отбор, оптимальные режимы труда и отдыха, метролог обеспеч.
Объектамиуправления охраной труда являются процессы деятельности предприятия пообеспечению безопасных и безвредных условий труда. Процесс управления, кроменаличия объекта управления, подразумевает создание управляющей им системы.Совокупность управляющих объектов, объединенных единством цели управления,называется управляемой системой. Совокупность средств, предназначенных дляобеспечения выполнения управляемой системой заданной цели, обобщается понятиемуправляющая система. Управляемая и управляющая системы, находясь во взаимодействии,друг с другом, образуют системы управления.
Органамиуправления СУОТП являются административно-хозяйственные руководители,профсоюзный комитет, служба охраны труда предприятия. Иначе, СУОТП – эторегламентированная правовыми, нормативными и техническими документамисовокупность взаимоувязанных мероприятий, направленных на программно-целевоеобеспечение охраны труда.4. На какиеэтапы технологического процесса подразделяется робота пользователей КИТ?
Трудпользователей КИТ отличается разнообразием, но можно выделить 5 основных этаповтехнологического процесса выполнения работы пользователем КИТ, перечень которыхс указанием усредненных затрат времени приведен ниже:
1. Постановка задачи (6.25%).
2. Определение метода решения задачи (6.25%).
3. Составление алгоритма решения задачи (12.5%).
4. Программирование (25%).5. Какиефизические, химические, биологические и психофизиологические могут бытьприсутствует на рабочем месте пользователя КИТ?
На рабочемместе пользователя КИТ могут присутствовать следующие ОВПФ:
1) Опасностьпоражения человека электрическим током;
2) Повышенныйуровень звукового давления;
3) Аномальныймикроклимат;
4) Шум;
5) Аномальноеосвещение;
6) Электромагнитныеполя (ЭМП);
7) Ионизирующиеизлучения;
8) Тяжёлаяфизическая или умственная работы;
9) Эмоциональныеи нервные нагрузки.6. Основныетравмы и профессиональные заболевания пользователей КИТ
Основныетравмы и профессиональные заболевания пользователей КИТ:
1) электротравмыи электроудары;
2) нарушениефункций зрения;
3) головныеболи
4) кожно-мышечныерасстройства;
5) поражениекожи;
6) физиологическиенарушения;
7) психологическиерасстройства;
8) гинекологическиенарушения;
9) информационныеневрозы и нервные перенапряжения.
10) Расстройствожелудочно-кишечного тракта.
производственный вредный пользователькомпьютерный7. На какиегруппы подразделяются виды трудовой деятельности пользователей КИТ?
Виды трудовойдеятельности пользователей КИТ.
По характеру и сложности решаемых задач трудпользователей КИТ можно разделить на три группы:
· группаА (оператор компьютерного набора) – деятельность, характеризуемая выполнениемопераций однообразных, ритмичных, легких в исполнении, не требующих большогоумственного напряжения. Примеры: ввод информации, копирование на дискеты, получениеинформации по стандартным запросам и др.
· группаБ (оператор ЕВМ) – деятельность, которая связана с осуществлением постоянноповторяющихся логических операций.
· группаВ (инженер-программист) – творческие виды деятельности, требующие принятия впроцессе работы решения при отсутствии заранее известного алгоритма.8. Какие вызнаете классы опасных и вредных условий труда?
Напользователей КИТ в процессе трудовой деятельности могут воздействоватьследующие группы опасных вредных факторов (ОВПФ):
1) ОВПФ,источником которых является непосредственно компьютер и другие техническиесредства, используемые в работе;
2) ОВПФ,связанные с производственной средой;
3) ОВПФ,обусловленные непосредственно трудовым процессом.
По природедействия: физический, химический, биологический, психофизиологический.9.Охарактеризуйте гигиеническую классификацию труда?
Во времяподготовки к выполнению работы необходимо знать, что исходя из принциповГигиеничной классификации, условия работы распределяются на четыре класса:
1 класс – оптимальные условия работы – такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, а создаются предпосылки для поддерживания высокого уровня трудоспособности.
2 класс – допустимые условия работы – характеризуются такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеничных нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются за время регламентированного отдыха или к началу следующего изменения и не совершают неблагоприятного влияния на состояние здоровья работающих и их потомство в ближайшем и отдаленном периоде.
3 класс – вредные условия работы – характеризуются наличием вредных производственных факторов, которые превышают гигиеничные нормативы и способны совершать неблагоприятное влияние на организм работающего и / или его потомство:
1-и степень – условия работы, которые характеризуются такими отклонениями от гигиеничных нормативов, которые, как правило, вызывают функциональные изменения, которые выходят за пределы физиологических колебаний и чаще всего оказывают содействие росту заболеваемости со временной потерей трудоспособности;
2-и степень – условия работы, которые характеризуются такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые способны вызвать стойкие функциональные нарушения, приводят в большинстве случаев к росту заболеваемости со временной потерей трудоспособности, повышение частоты общей заболеваемости, появления отдельных признаков профессиональной патологии;
3-и степень – условия работы, которые характеризуются такими уровнями вредных факторов производственной среды и трудового процесса, которые приводят к повышению уровней заболеваемости со временной потерей трудоспособности и развития, как правило, начальных стадий профессиональных заболеваний;
4 класс – опасные (экстремальные) – условия работы, которые характеризуются такими уровнями факторов производственной среды, влияние которых на протяжении рабочего изменения создает высокий риск возникновения трудных форм острых профессиональных поражений, отравлений, увечий, угрозу для жизни.
Работа пользователей компьютерных и информационных технологийдолжны относиться к 1–2 класса вредности. Если по результатам аттестациивыявленный 3-и и высший класс вредности, следует немедленно провестиоптимизацию условий и характера работы.
На рабочих городах, которые реализуют технологические процессысоставления и монтажа радиоэлектронной аппаратуры, могут быть присутствуютвредные производственные факторы, которые превышают гигиеничные нормативы, т.е.такие рабочие места могут относиться к 3-го класса условий работы.10.Источником каких явлений является компьютер и его элементы?
Компьютересть источником таких опасных вредных производственных факторов:
· Шум;
· Электромагнитныеполя (ЭМП) и излучения;
· Электростатическоеполе
· Ионизирующиеизлучения;
· Вибрация;
· Опасностьпоражения человека электрическим током;
· Повышеннаязапылённость.
11.Объясните понятия «эмоциональное возбуждение» и «эмоциональногонапряжения»
Эмоциональноесостояние пользователя КИТ характеризуется эмоциональным возбуждением иэмоциональным напряжением.
Эмоциональноевозбуждение – состояние, характеризующееся активацией различных функцийорганизма, повышением готовности к различным неожиданным действиям в ответ наэмоциогенные факторы, но преимущественно вне связи с какими-либоцеленаправленными волевыми актами.
Эмоциональное напряжение – состояние,характеризуемое активацией различных функций организма в связи с конкретнымиволевыми актами, с выполнением активной целенаправленной деятельности илиподготовкой к ней, а также с ожиданием какой-либо опасности.12.Охарактеризуйте тормозной и возбудительный тип эмоционального напряжения
Состоянияэмоционального напряжения пользователя КИТ может протекать или с преобладаниемпроцессов возбуждения, или с преобладанием тормозных реакций. В соответствии сэтим выделяют две формы состояния эмоционального напряжения – возбудимый итормозной тип:
Тормозной тин эмоционального напряженияхарактеризуется скованностью, однообразной позой, угловатостью и замедленностьюдвижений, резким напряжением мимической мускулатуры, повышенной прикованностьювнимания к основному доминирующему объекту с понижением порога восприятиядругих раздражителей. Человек не реагирует на слабые раздражители, не замечаетдействий окружающих.
Возбудимый тип эмоционального напряженияпроявляется в гиперактивности, суетливости, многословии, легкой отвлекаемости,ускоренном течении процессов мышления, быстрой смене решений в сочетании споверхностной оценкой ситуации. В обращении с окружающими обнаруживаютсяэлементы раздражительности, резкости, обидчивости и настороженности. Унекоторых расторможенность протекает в сочетании с неестественной веселостьюпри отсутствии контакта с окружающими.13.Охарактеризуйте проведение аттестации рабочего места
Аттестация– этокомплексная оценка рабочего места на его соответствие научно-техническомууровню производства, гигиеническим норм труда, психофизиологическим параметрамработающего.
Аттестация рабочих мест является приемом созданияи поддержания должного уровня охраны труда и представляет собой комплекснуюоценку рабочего места на его соответствие передовому научно-техническому уровнюпроизводства, гигиеническим нормам труда, психофизиологическим параметрамработающего. Целью аттестации является регулирование отношений междусобственником предприятия (или уполномоченным им органом) и работающими вобласти реализации их прав на здоровые и безопасные условия труда, льготноепенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в опасных и вредныхусловиях.
Аттестация проводится на предприятиях,учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, видовдеятельности, где технологический процесс, используемое оборудование,используемые материалы могут быть причиной возникновения ОВПФ, что прямоотносится к компьютерным информационным технологиям.
14. Порядокпроведения аттестации рабочего места
Общий порядокаттестации:
1) формируется необходимая правовая иинформационно-справочная база и организуется ее изучение;
2) изготавливаются планы размещения оборудованияпо каждому подразделению и определяются границы размещения рабочих мест,составляется перечень аттестуемых рабочих мест;
3) изучаются факторы производственной среды итрудового процесса:
4) на основе Единого тарифно-квалификационногосправочника устанавливается соответствие профессий и должностей работающиххарактеру фактически выполняемых работ;
5) составляется «Карта условий труда» на каждоерабочее место или на группу аналогичных мест;
6) проводится гигиеническая оценка условий труда;
7) проводится оценка технического иорганизационного уровня рабочего места;
8) проводится комплексная оценка рабочего места сучетом влияния на работающих всех факторов производственной среды и трудовогопроцесса, предусмотренных гигиенической классификацией труда, а также влияниятехнического и организационного уровня условий труда и степени рискаповреждения здоровья;
9) проводится сокращение или рационализациярабочих мест;
10) уточняются действующие и вносятся новыепредложения по установлению льгот и компенсаций в зависимости от условий труда,определяются материальные затраты на эти цели.
15. Составаттестационной комиссии, периодичность проведения аттестации
Периодичностьаттестаций устанавливается самим предприятием в коллективном договоре, но нереже однажды на 5 лет.
Дляорганизации и проведения аттестации руководитель предприятия должен издатьприказ, в котором указывается основание и задание аттестации, определяется составаттестационной комиссии, устанавливаются сроки и графики проведенияподготовительных работ, аттестации и др.
Аттестациюпроводит аттестационная комиссия (в состав входят специалисты, работники отделакадров, труда и зарплаты, охраны труда, представители общественных организацийи др.).16. Правиларасположения рабочих мест из ПК в помещении
Площадь,выделенная для одного рабочего места с видеотерминалом или ПК, должнасоставлять не менее 6 м2, а объем – не менее 20 м3.Площадь, выделенная для одного рабочего места без видеотерминала или ПК, должнасоставлять не менее 4,5 м2, а объем – не менее 15 м3.
Помещениякомпьютерных классов (залов), в которых проводится учеба на ЭВМ, должны иметьсмежное помещение (лаборантскую) площадью не менее 18 м2 сдвумя входами: в учебное помещение и в коридор (на лестничную клетку).
Рабочие местас видеотерминалами относительно световых проемов должны располагаться так,чтобы естественный свет падал со стороны, преимущественно слева.
При расположениирабочих мест с видеотерминалами и ПК необходимо придерживаться следующихтребований:
· окнасориентированы на север или северо-восток
· ширинастола 0.8 м
· расстояниемежду стеной и столом 1 метр
· расстояниеот окна к стола 1 метр
· расстояниемежду тыльной стороной монитора и экраном другого 2.5 метр
· расстояниемежду боковыми поверхностями видеотерминалов должно быть не менее 1,2 м;
· проходмежду рядами рабочих мест должен быть не менее 1 м.17. Ккакому классу по степени опасности поражения электрическим током должноотноситься помещение, в котором производятся работы с использованием ПК? Какиемероприятия по предупреждению опасности поражения током применяются впомещениях из ЭВМ?
Помещение, вкотором выполняются работы с использованием ПК по степени опасности пораженияэлектрическим током должно относиться к классу 3 (малоопасные помещения).
Помещение из ПК должны быть без повышенной безопасности. Электрическаясеть 3-х или 4-х фазовая переменного тока и напряжением 220\380. В помещениигде используется больше 5 ПК должен быть резервный выключатель.
При выборетехнических способов и средств защиты, обеспечивающих электробезопасность,учитываются следующие факторы:
· номинальноенапряжение, род и частота тока электроустановки;
· способэлектроснабжения (от стационарной сети, от автономного источника питанияэлектроэнергией);
· режимнейтрали (средней точки) источника питания электроэнергией (изолированная,заземленная нейтраль);
· условиявнешней среды (с повышенной опасностью, особо опасные, без повышеннойопасности).
В электроустановках применяют следующие техническиезащитные меры:
1. Малыенапряжения.
2. Электрическоеразделение сетей.
3. Контрольи профилактика повреждений изоляции.
4. Обеспечениенедоступности токоведущих частей.
5. Компенсацияемкостной составляющей тока замыкания на землю.
6. Защитноезаземление.
7. Зануление.
8. Защитноеотключение.
9. Двойнаяизоляция.18. Какиетребования по технике безопасности к началу работ из ПК Вы знаете?
В связи сприменением электрооборудования требования техники безопасности относятся кэлектробезопасности.
Помещение, где выполняются работы, должно бытьбез повышенной опасности. Если имеются условия, создающие повышенную или особуюопасность, их следует устранить.
Заземленные конструкции здания, находящиеся впомещении (батареи отопления, водопроводные трубы, кабели с заземленнымоткрытым экраном и др.) должны быть надежно защищены диэлектрическими щиткамиили сетками от случайного прикосновения.
Компьютеры, периферийные приспособления иоборудование для обслуживания, ремонта и наладки, другое оборудование (аппаратыуправления, контрольно-измерительные приборы, светильники и т.п.),электропровода и кабели по выполнению и степени защиты должны соответствоватьклассу зоны по ПУЭ, иметь аппаратуру защиты от тока короткого замыкания идругих аварийных режимов.
Линия электросети для питания компьютеров,периферийных приспособлений и оборудования для обслуживания, ремонта и наладкивыполняется как отдельная групповая трехпроводная сеть, путем прокладкифазного, нулевого рабочего и нулевого защитного проводников.
Недопустимым является подключение компьютеров,периферийных приспособлений и оборудования для обслуживания, ремонта и наладкик обычной двухпроводной электросети, в том числе с использованием переходныхприспособлений.
В помещении, где одновременно эксплуатируется илиобслуживается более пяти ПЭВМ, на видном и доступном месте устанавливаетсяаварийный резервный выключатель, который может полностью отключитьэлектропитание помещения, кроме освещения.
Электросетьдля питания ПК, периферийных приспособлений, обслуживания, ремонта и наладкипри размещении их вдоль стен помещения прокладывают по полу рядом со стенамипомещения, как правило, в металлических трубах или гибких металлических рукавахс отводами в соответствии с утвержденным планом размещения и характеристикоборудования. При расположении в помещении по периметру до 5 персональных ЭВМ,использовании трехпроводникового защитного провода или кабеля в оболочке изнесгораемого или трудносгораемого материала, разрешается прокладывание их безметаллических труб и гибких металлических рукавов.
Электросеть для питания ПЭВМ, периферийныхприспособлений, обслуживания, ремонта и наладки при размещении их в центрепомещения прокладывают в каналах или под съемным полом в металлических трубахили гибких металлических рукавах. При этом не разрешается применять провод икабель в изоляции из вулканизированной резины и другие материалы, содержащиесеру. Открытая прокладка кабелей под полом запрещается.
Необходимо обеспечить отвод с покрытия поластатических зарядов.
Металлические трубы и гибкие металлические рукавадолжны быть заземлены.
Плиты съемного пола должны быть трудновозгораемымис пределом огнестойкости не менее 0,5 часа или несгораемыми. Покрытие плитвыполняют из материалов, не выделяющих при горении вредных токсических веществи газов, способствующих коррозии. Опоры и стояки съемного пола должны бытьнесгораемыми.
Пространство под съемным полом должно бытьразделено несгораемыми диафрагмами на отсеки. Коммуникации прокладываютсясквозь диафрагмы в специальных обоймах с применением несгораемых уплотнителейдля предупреждения проникновения огня из одного отсека в другой, а также изподпольного пространства в помещение. Подпольное пространство под съемным поломдолжно быть оснащено системой автоматической пожарной сигнализации и средствамипожаротушения.
Временная электропроводка от переносных приборовк источникам питания выполняется кратчайшим путем без запутывания проводов вконструкциях машин, приборов и мебели. Наращивать провода можно только путемпайки с последующим старательным изолированием мест соединения.
Нулевой защитный проводник используется длязануления электроприемников. Использование нулевого рабочего проводника вкачестве нулевого защитного проводника запрещается. Нулевой защитный проводпрокладывается от стойки группового распределительного щита, распределительногопункта к розеткам питания. Не допускается подключение на щите к одномуконтактному зажиму нулевого рабочего и нулевого защитного проводников.
Площадьсечения нулевого рабочего и нулевого защитного проводника в групповойтрехпроводной сети должна быть не меньше площади сечения фазного проводника.Все проводники должны соответствовать номинальным параметрам сети и нагрузки,условиям окружающей среды, условиям распределения проводников, температурномурежиму и типам аппаратуры защиты, требованиям ПУЭ.
Контрольизоляции необходимо проводить с периодичностью не реже 1 раз в год на участках«фаза-фаза», «фаза-ноль», «фаза-нулевой защитный проводник». Величинасопротивления должна быть не менее 500 кОм на фазу.
Штепсельныесоединения и электророзетки, кроме контактов фазного и нулевого рабочего проводников,должны иметь специальные контакты для подключения нулевого защитногопроводника. Конструкция их должна быть такой, чтобы подсоединение нулевогозащитного проводника происходило раньше, чем подсоединение фазового и нулевогорабочего проводников. Порядок разъединения при отключении должен быть обратным.Необходимо сделать невозможным соединение контактов фазных проводников сконтактами нулевого защитного проводника.
Электросети штепсельных соединений иэлектророзеток для питания ПК, периферийных приспособлений и оборудования дляобслуживания, ремонта и наладки следует выполнять по магистральной схеме по 3–6соединений или электророзеток в одной цепи.
Штепсельные соединения и электророзетки нанапряжение 12 В и 36 В по своей конструкции должны отличаться от штепсельныхсоединений на напряжение 127 В и 220 В.
Штепсельные соединения и электророзетки,рассчитанные на напряжение 12 В и 36 В, должны быть окрашены в цвет, которыйвизуально значительно отличается от цвета штепсельных соединений, рассчитанныхна напряжение 127 В и 220 В.
Индивидуальныеи групповые штепсельные соединения и электророзетки необходимо монтировать нанесгораемых или трудносгораемых пластинах.
19. Какиевиды инструктажей по вопросам охраны труда проводятся на предприятиях отрасли?
По характеруи времени проведения инструктажи подразделяют на:
1) Вводныйинструктаж по безопасности труда проводит инженер по охране труда илилицо, на которое возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми наработу не зависимо от их образования, стажа работы по данной профессии илидолжности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами,прибывшими на производственное обучение или практику, а также учащимися вучебных заведениях;
2) Первичный по охране труда нарабочем месте до начала производственной деятельности проводитнепосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда;
3) Повторныйинструктаж проходят все работающие, за исключением лиц, освобожденных отпервичного инструктажа на рабочем месте, не зависимо от их квалификации,образования и стажа работы не реже чем через 6 месяцев. Его проводят с цельюпроверки знаний правил и инструкций по охране труда, а также с целью повышениязнаний индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программеинструктажа на рабочем месте.
4) Внеплановыйинструктаж проводится:
· привведении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций поохране труда, а также изменений к ним;
· приизменении, технологического процесса, замене или модернизации оборудования,приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов,влияющих на безопасность труда;
· принарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могутпривести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
· потребованию органов надзора;
· приперерывах в работе – для работ, к которым предъявляются дополнительные(повышенные) требования безопасности труда, более чем 30 календарных дней, адля остальных работ – более двух месяцев.
5) Целевойинструктажпроводится:
· привыполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника поспециальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы внепредприятия, цеха и т.п.);
· приликвидации последствий аварии, стихийных бедствий, производстве работ, накоторые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.20.Основные мероприятия защиты от поражения электрическим током
Пол всей зоныобслуживания, ремонта и наладки ЭВМ, узлов и блоков ЭВМ, должен быть покрытдиэлектрическими ковриками, срок использования которых после их испытания наэлектрическую прочность не закончился, или изложенный изолирующими подстилками(в ширину не меньше чем 0,75–0,8 м) для ног.
Линия электросети для питания оборудования выполняетсякак отдельная групповая трехпроводная сеть путем прокладки фазного, нулевогорабочего и нулевого защитного проводников. Нулевой защитный проводникиспользуется для заземления (зануление) электроприемников. Использованиенулевого рабочего проводника как нулевого защитного проводника запрещается.
Оборудование для обслуживания, ремонта и наладкиаппаратуры, должны подключаться к электросети только с помощью исправныхштепсельных соединений и электророзеток заводского изготовления.
Штепсельные соединения и электророзетки, кромеконтактов фазного и нулевого рабочего проводников, должны иметь специальныеконтакты для подключения нулевого защитного проводника.
Открытая прокладка кабелей под полом запрещается.
Металлические трубы и гибкие металлические рукаванеобходимо заземлить.
Заземление должно отвечать требованиям ДНАОП 0,00–1.21–98«Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей».21. Чтотакое зануление, его область применения и принцип действия
 
Зануление – преднамеренное электрическое соединение с нулевымзащитным проводником металлических нетокопроводящнх частей, которые могутоказаться под напряжением.
Нулевойзащитный проводник – проводник, соединяющий зануляемые части с глухозаземленнойнейтральной точкой источника тока или ее эквивалентом.
Цельрасчета зануления – определить сечение нулевого провода, удовлетворяющее условиюсрабатывания максимальной токовой защиты. Уставка защиты определяется мощностьюподключенной электроустановки. Ток короткого замыкания должен превышать уставкузащиты согласно требованиям ПУЭ.
Назначение защитного зануления – устранениеопасности поражения электрическим током при соприкосновении человека сметаллическими частями электрооборудования, оказавшимися под напряжением призамыкании фазы на корпус или землю.
Область применения зануления:
· электроустановкинапряжением до 1 кВ в трехфазных сетях переменного тока с заземленной нейтралью(система TN – S; обычно это сети 220/127, 380/220, 660/380 В);
· электроустановкинапряжением до 1 кВ в однофазных сетях переменного тока с заземленным выводом;
· электроустановкинапряжением до 1 кВ в сетях постоянного тока с заземленной средней точкойисточника.
Принцип действия зануления:
· Преднамеренноесоединение корпусов эл. установок с многократно заземленной нейтральютрансформатора или генератора.
· Превращениезамыкания на корпус в однофазное короткое замыкание за счет срабатываниятоковой защиты, которая отключает систему питания и тем самым отключаетсяповрежденноеустройство.
Принцип действия зануления основан на превращениипробоя на корпус в однофазное короткое замыкание (замыкание между фазой инулевым проводом) с целью вызвать ток большой силы, способный обеспечитьсрабатывание защиты (плавких вставок, средств автоматики).22. Чтотакое заземление, его область применения и принцип действия
 
Заземление – это преднамеренноесоединение нетоковедущих элементов оборудования, которые в результате пробояизоляции могут оказаться под напряжением, с землёй.
Заземлениесостоит из заземлителя (проводящей части или совокупности соединенных междусобой проводящих частей, находящихся в электрическом контакте с землейнепосредственно или через промежуточную проводящую среду) и заземляющегопроводника, соединяющего заземляемое устройство с заземлителем. Заземлительможет быть простым металлическим стержнем (чаще всего стальным, реже медным)или сложным комплексом элементов специальной формы.
Защитноедействие заземления основано на двух принципах:
· Уменьшениедо безопасного значения разности потенциалов между заземляемым проводящимпредметом и другими проводящими предметами, имеющими естественное заземление.
· Отводтока утечки при контакте заземляемого проводящего предмета с фазным проводом. Вправильно спроектированной системе появление тока утечки приводит кнемедленному срабатыванию защитных устройств (устройств защитного отключения – УЗО).
Такимобразом, заземление наиболее эффективно только в комплексе с использованиемустройств защитного отключения. В этом случае при большинстве нарушенийизоляции потенциал на заземленных предметах не превысит опасных величин. Болеетого, неисправный участок сети будет отключен в течение очень короткого времени(десятые ч сотые доли секунды – время срабатывания УЗО).
Областиприменения защитного заземления:
· сетинапряжением до 1 кВ переменного тока: трехфазные трехпроводные с изолированнойнейтралью; однофазные двухпроводные, изолированные от земли;
· сетинапряжением до 1 кВ постоянного тока: двухпроводные с изолированной среднейточкой обмоток источника тока;
· сетинапряжением выше 1 кВ переменного и постоянного тока с любым режимомнейтральной и средней точек.23. КакиеВы знаете категории по тяжести труда? К какой категории относится роботапользователя КИТ?
В зависимостиот значений ОВПФ, действующих на рабочем месте, значений параметров,характеризующих тяжесть и напряженность труда, устанавливается класс тяжести инапряженности труда. Всего выделяются 4 класса:
1. оптимальные условия труда;
2. допустимыеусловия труда;
3. опасные и вредные условия труда,подразделяется на 1 степень. 2 степень. 3 степень;
4. опасные условия труда.
Трудпользователей КИТ должен относиться к 1–2 классу вредности. Если по результатамисследования условий, тяжести и напряженности труда выявлен 3 и выше классвредности, следует немедленно провести оптимизацию условий и характера труда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :