--PAGE_BREAK--Участниками инвестиционного фонда являются физические и юридические лица, которые приобрели инвестиционные сертификаты этого фонда. Участнику инвестиционного фонда может выдаваться сертификат на суммарную стоимость инвестиционных сертификатов. Инвестиционные сертификаты могут быть именными и на предъявителя. Инвестиционный сертификат должен иметь следующие реквизиты: фирменное наименование инвестиционного фонда; его местонахождение; наименование ценной бумаги («инвестиционный сертификат») и его порядковый номер; дату выпуска; вид инвестиционного сертификата, его нарицательная стоимость; имя собственника (для именного инвестиционного сертификата); срок выплаты дивидендов; подпись должностного лица — инвестиционного управляющего или другого уполномоченного лица; печать инвестиционного фонда. Номинальная стоимость одного инвестиционного сертификата должна приравнивать номинальной стоимости одной акции, которая принадлежит учредителям.
Для выпуска инвестиционных сертификатов составляется договор с инвестиционным управляющим, аудитором или аудиторской фирмой, а также депозитный договор с депозитарием, проводится регистрация выпуска инвестиционных сертификатов, публикуются инвестиционная декларация и информация о выпуске инвестиционных сертификатов инвестиционного фонда.
Вышестоящим органом управления инвестиционным фондом являются общие сборы учредителей, к исключительной компетенции которых принадлежит: внесение изменений и дополнений к учредительному договору и уставу инвестиционного фонда; утверждение инвестиционной декларации, условия депозитного договора, договора с инвестиционным управляющим, договора с аудитором или аудиторской фирмой и внесение в утвержденном порядке изменений и дополнений к этим документам; приятие решения и утверждения информации о выпуске инвестиционных сертификатов; утверждение результатов годовой деятельности инвестиционного фонда после проведения аудиторской проверки; утверждение порядка расчета дивидендов; приятие решений о создании, реорганизации или ликвидации филиалов, региональных представительств инвестиционного фонда, приятие решений о ликвидации фонда, создание ликвидационной комиссии и утверждения ликвидационного баланса. С целью контроля за деятельностью инвестиционного управляющего и защиты интересов участников создается наблюдательный совет. Инвестиционный управляющий осуществляет управление активами инвестиционного фонда от лица инвестиционного фонда без поручения и готовит проекты информационных уведомлений о выпуске инвестиционных сертификатов. Инвестиционный управляющий не может быть депозитарием инвестиционного фонда. Инвестиционный управляющий организовывает продажу инвестиционных сертификатов инвестиционного фонда. Инвестиционный управляющий не может предлагать на продажу инвестиционные сертификаты по цене, ниже номинальной. Инвестиционный управляющий открытого инвестиционного фонда обязан принимать меры для выкупа инвестиционных сертификатов по требованию их собственников от лица и за счет средств инвестиционного фонда, а в случае отсутствия таких средств – за счет собственных средств.
Разрешение на осуществление деятельности как депозитария, инвестиционного фонда или инвестиционной компании выдает Министерство финансов Украины.
Инвестиционный фонд не имеет права: выпускать облигации и векселя; иметь в своих активах больше чем 10 процентов ценных бумаг одного эмитента и инвестировать свыше 5 процентов своих активов в ценные бумаги одного эмитента, кроме инвестирования в облигации внутренних государственных займов, казначейские обязательства государства и иные ценные бумаги, получение доходов по которым гарантировано Правительством Украины; держать в ценных бумагах менее чем 70 процентов активов инвестиционного фонда; покупать инвестиционные сертификаты иного инвестиционного фонда или инвестиционной компании; заниматься представительской деятельностью с приватизационными бумагами; брать банковский кредит, кроме случаев использования этого кредита для выкупа открытым фондом своих инвестиционных сертификатов; выдавать имущественные гарантии, обеспеченные имуществом фонда, для третьих лиц, составлять договора залога; приобретать ценные бумаги полных и коммандитных товариществ.
Инвестиционной компанией признается торговец ценными бумагами, который, кроме проведения иных видов деятельности, может привлекать средства для осуществления совместного инвестирования путем эмиссии ценных бумаг и их размещение. Инвестиционная компания создается в форме акционерного товарищества или товарищества с ограниченной ответственностью в порядке, установленном для этих товариществ, и осуществляет деятельность по совместному инвестированию согласно.
Уставный фонд инвестиционной компании, которая осуществляет инвестиции, формируется в порядке, предусмотренном Законом Украины «О хозяйственных товариществах», и должен составлять не менее 50 тысяч минимальных зарплат, определенных на момент регистрации инвестиционной компании.
Инвестиционная компания для осуществления деятельности по совместному инвестированию обязанна создать взаимный фонд, провести регистрацию выпуска инвестиционных сертификатов, опубликовать инвестиционную декларацию и информацию о выпуске ею инвестиционных сертификатов.
Инвестиционная компания получает инвестиционные сертификаты в размере, равном стоимости имущества, переданного ею во взаимный фонд. Инвестиционные сертификаты учредителей хранятся в депозитарии и не могут предъявляться на продажу.
Взаимный фонд является филиалом инвестиционной компании, который образуется по решению ее вышестоящего органа. Решение о создание взаимного фонда считается принятым, если за него проголосовало не менее 3/4 присутствующих акционеров (участников), которые принимают участие в голосовании на общих собраниях инвестиционной компании.
Взаимный фонд имеет отдельный баланс и текущий счет и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации филиалов субъектов предпринимательской деятельности. На баланс взаимного фонда инвестиционная компания может передаватить имущество в виде ценных бумаг и объектов недвижимости. Средства взаимного фонда не могут использоваться на покрытие убытков инвестиционной компании.
Инвестиционная компания получает доходы от деятельности, связанной с совместным инвестированием, соразмерно стоимости имущества, переданного ею во взаимный фонд, если другое не предусмотрено инвестиционной декларацией.
Инвестиционная компания может основывать открытые и закрытые взаимные фонды, которые осуществляют деятельность связанную с совместным инвестированием в порядке, установленном Положение для инвестиционных фондов. Информацию о деятельности взаимного фонда инвестиционная компания обязана подавать общим сборам акционеров (участников) не реже чем раз на год.
Для осуществления совместного инвестирования инвестиционные фонды, а также инвестиционные компании, которые основали взаимные фонды, выпускают инвестиционные сертификаты, которые предъявляются для размещение среди участников. Средства, полученные от участников, открытые фонды инвестируют в ценные бумаги иных эмитентов. Закрытые фонды имеют право осуществления инвестирования в ценные бумаги и приобретение недвижимого имущества, частей и паев, которые принадлежат государству в имуществе хозяйственных товариществ, в процессе приватизации.
Инвестиционные сертификаты открытых фондов могут быть приобретенны за средства участников, закрытых фондов — за средства участников и приватизационные бумаги.
Эмиссия инвестиционных сертификатов осуществляется после регистрации их выпуска Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
Фонды имеют право осуществлять общую эмиссию инвестиционных сертификатов на сумму, размер которой не должен превышать 15-разового размера их уставных фондов.
Открытые фонды выпускают инвестиционные сертификаты, которые не подлежат свободной перепродаже, а закрытые — такие, которые подлежат свободной перепродаже.
Инвестиционные сертификаты предъявляются для размещения и выкупаются фондом по цене, равной стоимости чистых активов, в сроки, установленные инвестиционной декларацией. Чистыми активами инвестиционного фонда признается стоимость активов, в которые размещены средства учредителей и участников фонда, в текущих ценах на момент оценки.
Инвестиционные сертификаты закрытых фондов могут обмениваться на приватизационные бумаги, если эти фонды получили разрешение на осуществление коммерческой деятельности с приватизационными бумагами. Закрытые фонды обслуживают собственников приватизационных бумаг со следующими ограничениями:
— инвестиционные сертификаты подлежат выкупу фондом не ранее окончания срока использования приватизационных бумаг;
— участникам инвестиционного фонда не гарантируется фиксированный размер дивидендов.
Приватизационные бумаги, которые находятся в собственности фонда, подлежат индексированию в случае общей индексации приватизационных бумаг. Фонд имеет право осуществлять дополнительную эмиссию инвестиционных сертификатов в 50-разовом размере к объему принятых для размещение приватизационных бумаг в порядке, утвержденном Фондом государственного имущества Украины и Министерством финансов Украины. Инвестиционные фонды и инвестиционные компании имеют право держать в своих активах до 25 процентов ценных бумаг одного эмитента при условии их приобретение за приватизационные бумаги.
Доходы фонда состоят из дивидендов и иных поступлений от ценных бумаг, которые находятся в собственности фонда, и доходов от операций с ценными бумагами и иными активами. Доходы фонда, его учредителей и участников облагаются налогом при выплате дивидендов в порядке, установленном действующим законодательством.
Доход фонда подлежит распределению между учредителями и участниками в виде дивидендов. Доход учредителей фонда соответственно инвестиционной декларации может быть направлен на увеличение размера уставного фонда.
Инвестиционная компания ведет учет наличия и оборота имущества каждого взаимного фонда в отдельности от своего имущества. Фонды, которые размещают приватизационные бумаги, обязанны на протяжении 5 лет сохранять документы о всех осуществленных ими соглашениях с приватизационными бумагами. Если фонды ликвидируются ранее указанного срока, эти документы передаются Фонду государственного имущества Украины.
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в процессе осуществления совместного инвестирования инвестиционным фондом, инвестиционной компанией, взаимным фондом инвестиционной компании обеспечивает Антимонопольный комитет Украины соответственно действующего законодательства. Инвестиционный фонд, инвестиционная компания должны непосредственно или через инвестиционного управляющего информировать Антимонопольный комитет Украины о заключенных ими договорах относительно приобретения ценных бумаг, в результате которого обеспечивается прямо или через взаимные фонды инвестиционной компании достижения или превышения 10 процентов ценных бумаг одного эмитента.
В случае банкротства инвестиционной компании взыскания на имущество взаимного фонда может быть наложено только после расчетов со всеми участниками взаимного фонда, кроме учредителей. Имущество фонда реализуется исключительно на аукционе. Выручка от продажи направляется на удовлетворение требований кредиторов. Средства, которые остаются после этого, распределяются между участниками соразмерно количеству инвестиционных сертификатов. С согласия участников для расчетов с ними могут использоваться ценные бумаги, которые находятся в активах фондов, кроме инвестиционных сертификатов иных фондов и векселей.
Порядок реорганизации инвестиционных фондов, а также особенности претворения закрытого инвестиционного фонда в открытый инвестиционный фонд и закрытого взаимного фонда инвестиционной компании в открытый взаимный фонд инвестиционной компании определяются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Фондом государственного имущества Украины и Антимонопольным комитетом Украины.
Определяя общеэкономическую суть таких институций совместного инвестирования, как инвестиционные фонды и инвестиционные компании, необходимо выходить из того, что объединение денежных средств отдельных физических и юридических лиц для дальнейших инвестиций в конкретные проекты, программы, перспективные предприятия нацелены на получение вкладчиками стабильной прибыли. Причем эта прибыль возникает не только благодаря аккумулированию значительных средств, а, прежде всего, за счет высокопрофессиональной деятельности учасников инвестиционного процесса.
Главными функциями инвестиционных фондов и инвестиционных компаний является диверсификация инвестиций и управление инвестиционным портфелем, в который входят ценные бумаги разных эмитентов и другие виды фондовых инструментов. В соответствии с ситуацией данные финансовые посредники осуществляют покупку-продажу ценных бумаг, перераспределяя капитал в перспективные отрасли и предприятия. Для осуществления этого инвестиционные фонды и инвестиционные компании создают специализированную структуру-инвестиционный руководитель, которая действует, как руководитель –распоряжается денежными средствами, формирует портфель инвестиций, выступает представителем и консультантом по вопросам инвестирования, маркетинга. Чаще всего она создается в форме доверительного общества, т.е. структуры, которой инвестиционный фонд или компания доверяет управление инвестиционной деятельностью, управление активами. На фондовом рынке доверительные общества осуществляют представительную деятельность по обслуживанию ценных бумаг ( в том числе приватизационных) доверителя в соответствии с договором поручения, заключенного между доверителем и доверительным обществом.
Инвестиционные фонды и инвестиционные компании имеют много общего. Во-первых, это финансовые посредники в интересах и за счет учредителей и участников инвестиционного фонда осуществляют совестное инвестирование через выпуск инвестиционных сертификатов и проведения коммерческой деятельности с ценными бумагами. Во-вторых, совместное инвестирование предусматривает однотипность использования привлеченных средств участников инвестиционного фонда и взаимного фонда инвестиционной компании.
Инвестиционная компания имеет определенные отличия по сравнению с инвестиционным фондом. Прежде всего, у нее сложнее организационная структура: создание инвестиционной компании сопровождается организацией взаимных фондов, которые выступают дочерними предприятиями самой компании. Кроме того, компания имеет более жесткие требования к уставному фонду (минимальный уставный капитал для инвестиционной компании в 25 раз больше, чем для инвестиционного фонда).
Эффективность деятельности инвестиционных фондов и инвестиционных компаний зависит от профессионализма, знаний и умений основной фигуры – управляющего инвестиционным портфелем, менеджеров, персонала фирмы в целом.
Законодательством накладываются определенные ограничения на деятельности инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.
Инвестиционные фонды на украинском инвестиционном рынке играют очень важную роль. Их характерными особенностями является осуществление портфельных инвестиций, деверсификация рисков и квалифицированное управление инвестициями.
Основным нормативным документом, определяющий понятие, порядок образования и условия деятельности данных институтов в Украине, является Положение об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях, утв. Указом Президента Украины от 19 февраля 1994 года № 55/94.
Инвестиционные фонды и компании являются примером чистых инвестиционных инвесторов, то есть образовываются с одной целью – для осуществления инвестиционной деятельности.
Для иных институционных инвесторов — страховых компаний и пенсионных фондов, инвестирование не является основным видом деятельности. Операции с ценными бумагами не являются для этих инвесторов единым источником доходов, они – только средство капитализации, которое обеспечивает основную деятельность.
Для функционирования рынка необходимы продавцы, покупатели, а также иные участники, представляющие интересы первых на рынке, и др. участники, осуществляющие профессиональную деятельность. Согласно статье 1 Закона Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине”, профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг является предпринимательская деятельность по перераспределению финансовых ресурсов с помощью ценных бумаг и организационному, информационному, техническому, консультационному, а также иному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг, что является, как правило, исключительным или преимущественным видом деятельности. Статья 4 указанного Закона относит к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг следующие виды:
продолжение
--PAGE_BREAK--— торговля ценными бумагами;
— депозитарная деятельность;
— расчетно–клиринговая деятельность;
— деятельность по управлению ценными бумагами;
— деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг;
— деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Профессиональными участниками на фондовом рынке Украины выступают торговцы ценными бумагами (брокеры, дилеры, инвестиционные компании), банки и доверительные общества, регистраторы, депозитарии. Под депозитарной деятельностью понимают деятельность по предоставлению услуг по хранению ценных бумаг и/или учету прав собственности на ценные бумаги, а также обслуживание соглашений с ценными бумагами.
Для разработки самой лучшей инвестиционной стратегии необходимо принимать во внимание факторы формирования портфеля ценных бумаг. На формирование портфеля ценных бумаг влияет текущее финансовое состояние предприятия, в зависимости от которого определяются величина и характер риска, который берет на себя финансовый посредник. В частности, если предприятие имеет высокие показатели ликвидности, то целесообразно формировать портфель преимущественно из долгосрочных ценных бумаг; если же необходимо сохранить ликвидность на определенном уровне, то будет целесообразным формирование портфеля из краткосрочных долговых обязательств.
Во время управления ценными бумагами инвестиционный руководитель должен следить за датами погашения ценных бумаг, добиваться высокой нормы дохода от реинвестирвоанных средств. Для этого желательно, чтобы ценные бумаги не погашались на протяжении одного дня, лишая инвестора возможности маневра: ведь в день погашения могут быть низкие процентные ставки. Кроме того, управление портфелем ценных бумаг предусматривает анализ степени риска и меры диверсификаций ценных бумаг в портфеле, соответствия их один одному. Уменьшение или увеличение рыночной стоимости ценных бумаг определяется показателем дохода в виде дивидендов или процентов.
Управление активами — это, кроме инвестиций, еще и управления денежными потоками компании, регулирование расчетов с дебиторами. От этого зависит уровень ликвидности компании — устойчивости ее денежных потоков.
Важной составной управление инвестициями и ликвидностью является финансовая реструктуризация. Она охватывает совокупность отношений компании с акционерами, иными инвесторами на фондовом рынке, оценку и реализацию дополнительных возможностей от купли или слияния с иными компаниями, или наоборот — распределение и продажа некоторых активов или подразделений самой компании. Финансовая реструктуризация совершается через определенную реакцию компании на динамику регулятивной среды с учетом рыночной ситуации и соответствующей оптимизации финансового менеджменту.
Инвестиционный бизнес связан со следующими рисками:
-деловой риск –финансовые условия и спрос на продукцию;
-риск ликвидности –невозможность быстро реализовать по рыночной стоимости ценные бумаги, и в связи с этим риск потери инвестиций;
-риск неплатежеспособности –неспособность предприятия, выпускающего облигации, своевременно оплатить проценты или погасить основной долг;
-риск покупательской возможности –возможность снижения покупательской способности эмитента;
-рыночный риск –изменения биржевого курса акций. Рыночный риск обуславливает необходимость определения изменений в объеме торговли на рынке, соотношении между спросом и предложением;
-риск концентрации ценных бумаг –отсутствие диверсификайции ценных бумаг портфеля.
Сейчас особо важное значение имеет вопрос о инвестиционной привлекательности объектов приватизации, учитывая фактическое отсутствие единой методики определения интегрального показателя или системы показателей. Кроме того, для определения рейтинга портфеля необходимо принимать во внимание разные технологические и отраслевые особенности предприятий, оценки и уровень платежеспособности предприятия, оценки эффективности выпуска и прибыльности ценных бумаг, ожидаемые социальные последствия акционирования.
В инвестиционный портфель входят акции и инвестиционные сертификаты инвестиционных фондов и компаний, также облигации органов управления, казначейские обязательства, фьючерсы, опционы. Кроме ценных бумаг, в инвестиционный портфель как самый большой распространенный сегодня альтернативный способ вложения свободных денежных средств, включен американский доллар, что выступает своего рода базой для сравнения ценных бумаг, включенных в портфель.
Много финансовых посредников использует для оценки инвестиционной привлекательности баланс предприятия (форма № 1), отчет о финансовых результатах и их использование (форма № 2). Детальный анализ инвестиционной привлекательности предусматривает группировку показателей по цели использования.
Так же, как оценочные показатели рассчитываются истинная стоимость акции, балансовый доход на акцию, чистая прибыль (доход до обложения налогом) на акцию, активы на акцию, текущие активы на акцию, продажа на акцию. Они характеризуют капиталоемкость ценных бумаг, степень их обеспеченности активами предприятия и результатами его деятельности. Оценочные показатели оказывают содействие определению соответствия стоимости акций эмитента реальной стоимости его активов. Истинная стоимость акции рассчитывается как отношение акционерного капитала к общему количеству акций. Акционерный капитал, в свою очередь, состоит из уставного фонда, резервного фонда, резерва сомнительных долгов, специальных фондов и целевого финансирования, финансирование капитальных вложений, амортизационный фонд.
Коэффициенты ликвидности и платежеспособности характеризуют платежеспособность предприятия, оценивают степень финансового риска его деятельности. Варианты использования этих коэффициентов различны. Рассчитывают текущий коэффициент ликвидности, задолженность по активам, задолженность по акционерному капиталу, мультипликатор акционерного капитала и коэффициент покрытия расчетов с бюджетом. Распространенным в использовании является текущий коэффициент ликвидности — соотношения активов и текущих обязательств. Согласно международным стандартам (GААР) рекомендуется его оптимальное значение как 2:1, но в разных областях это значение может колебаться. В целом, допускаются значение текущего коэффициента, который превышают единицу.
Коэффициент отношения задолженности к акционерному капиталу, задолженности к активам и мультипликатор акционерного капитала (отношение активов к акционерному капиталу) характеризуют гарантированность выполнения обязательств предприятия собственными средствами.
Коэффициент покрытия расчетов с бюджетом рассчитывается как отношение балансового дохода к осуществленным платежам в бюджет и характеризует способность предприятия к уплате налогов.
Коэффициент оборачиваемости чистых активов принадлежит к группе коэффициентов эффективности. Он свидетельствует о степени использования ресурсов (активов) эмитента и рассчитывается как отношение объема продаж (выручки от реализации) к стоимости активов.
Ориентиром в выборе направлений инвестирования является эффективность использования капитала предприятия и его составляюших (рентабельность капитала, рентабельность акционерного капитала, доходность активов).
Рентабельность собственного капитала- это отношение балансовой прибыли к разнице между суммой активов и текущей задолженностью.
Рентабельность акционерного капитала –отношение чистой прибыли к капиталу акционеров. Рентабельность активов — отношение чистой прибыли к стоимости активов предприятия. Базой для анализа прибыльности реализации продукции является рентабельность продаж- –отношение чистой прибыли к выручке от реализации.
Приоритетными направлениями для привлечения и поддержки стратегических инвесторов являются те, где Украина имеет традиционные производства, владеет необходимым ресурсным потенциалом и формирует значительную потребность рынка в соответствующей продукции.
Инвестиционная деятельность в Украине еще находится в состоянии становления, причем этот процесс отстает от потребностей реформирования экономики. В этом проявляется взаимозависимость всей экономической системы и инвестиционной деятельности, которая является источником финансирования хозяйственного механизма. Основной причиной слабости инвестиционной деятельности в Украине является не столько законодательная и правовая база, сколько экономический кризис, спад производства, разрыв традиционных хозяйственных связей.
Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем.
I.1 Правовые основы иностранного инвестирования в Украине.
Для осуществления преобразований в экономике Украины требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы.
Данный раздел курсовой работы основан на 38-й главе (Иностранные инвестиции) 7 –го раздела Хозяйственного кодекса Украины. Проработав большое количество материала, я нашел очень подходящую статью профессора Брюховецкого И.Н. и профессора Галинского Д.М.
Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики постоянно возрастает вследствие необходимости обновления действующих производственных фондов. В такой ситуации при практически полном отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования. Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако, инвестиционный процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов, среди которых политическая и экономическая нестабильность, частые изменения законодательства, медленные темпы приватизации, нерешенность вопросов земельной собственности и т.п. . Все это требует от Правительства Украины проведения выверенной , научно-обоснованной и, в то же время, активной инвестиционной политики, основой которой должно быть в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и попытается ответить автор в данной статье.
« В Украине порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и иностранным инвестированием, как ее составной частью, изложены в Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации экономики, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками инвестирования, и в Программе деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года.
Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет предоставляться преимущественно на развитие приоритетных направлений в экономике. При этом направлениями приоритетного инвестирования являются развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий, социальная сфера, расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению , а также конкурентно-способной продукции, которая предназначается на экспорт, развитие агропромышленного комплекса, ускорение развития медицинской и микробиологической промышленности ; преодоление последствий Чернобыльской катастрофы.
Органами государственного управления общей компетенции , в функции которых входит управление иностранным инвестированием, в Украине являются Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации.
Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95 создана Украинская государственная кредитно- инвестиционная компания.С целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине ( Указ Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное агентство Украины реконструкции и развития , в функции которого входит формирование и реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов, грантов, международной технической и гуманитарной помощи, иностранных инвестиций. Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в сфере налогообложения, таможенного контроля, валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности, которые безусловно распространяются и на деятельность иностранных инвесторов.
В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных инвестиций и свободных экономических зон , который организационно входит в состав Главного управления по вопросам внешнеэкономических связей.
В полномочия местных государственных администраций входят: разработка программ социально-экономического развития соответствующих территорий, внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие созданию предприятий с иностранными инвестициями, осуществление управления инвестиционной деятельностью , в том числе и при участии иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому развитию соответствующих административно-территориальных единиц, обязательная регистрация иностранных инвестиций, ведение их учета, проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими инвесторами , учет части иностранных инвестиций при составлении местных бюджетов и т.д.
Органами функциональной ( межотраслевой ) компетенции , в функции которых той или иной мерой входит управление процессом привлечения и использования иностранных инвестиций, являются: Валютно — кредитный совет при Кабинете Министров Украины, Министерство внешних экономических связей и торговли Украины, Министерство экономики Украины , Министерство финансов Украины, Министерство иностранных дел Украины, Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции и развития, Фонд государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины и Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего содержания.
Следует отметить, что, хотя за последние годы система государственного управления иностранным инвестированием в Украине не раз подвергалась изменениям, но , как правило, эти шаги являются недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными. Так , например , анализ заданий новоиспеченного Национального агенства Украины реконструкции и развития, которое имеет статус министерства и является правопреемником ликвидированного Агенства координации международной технической помощи показывает, что по сути создан аналогичный орган государственной исполнительной власти. Это свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов внешних поступлений в экономику Украины (иностранных инвестиций, иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было наработано ранее, в частности - к объединению функций государственного управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.
В разделе II Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций. Анализируя содержание упомянутого раздела, можно сделать важный практический вывод о том, что субъектом , который получает государственные гарантии по защите иностранных инвестиций, является иностранный инвестор , а не предприятие с ино-странными инвестициями . Эта особенность является очень важной при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства. Эти гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий защиты иностранных инвестиций применение к ним на протяжении 10 лет специального законодательства об иностранных инвестициях , которое действовало в момент регистрации иностранной инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения права собственности иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых льгот эти гарантии не действуют.
продолжение
--PAGE_BREAK--Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии защиты иностранных инвестиций:
1. Гарантии от принудительного изъятия иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия , аварий, эпидемий и чрезвычайных ситуаций), а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц.
2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая упущенную выгоду и моральный ущерб, причиненный им вследствие действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины своих обязанностей).
3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право на возврат не позднее, чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности, инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины , а также доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме в соответствии с их реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной деятельности ).
4.Гарантии беспрепятственного и немедленного перевода за рубеж прибыли, доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования.
Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.
В Украине собственное законодательство об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24 августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины.
Закон Украины " Об инвестиционной деятельности " от 18 сентября 1991 года стал первым нормативным актом, в котором изложены в обобщенном виде правовые , экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.
Закон Украины " Об иностранных инвестициях " от 13 марта 1992 года — первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N55-93 его действие было приостановлено.Это обусловлено тем, что вышеупомянутый Закон имел ряд существенных недостатков . В частности в нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций, для которых устанавливались налоговые льготы. За период действия этого Закона, по некоторым подсчетам , до 42% всех иностранных инвесторов вложили в экономику Украины меньше, чем 1000 долларов США, а случались и такие совместные предприятия , в которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США.Таким образом, Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной . Существовал завуалированный импорт товаров под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий с последующей реализацией их третьим лицам. Также возникла потребность в диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте, в форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.
В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией", к которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и вида.
19 марта 1996 года Верховная Рада Украины приняла новый Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования», который отменял действие вышеуказанного декрета. В целом этот Закон содержит множество положений, которые были заимствованы из декрета. Однако, наряду с этим , в нем присутст вует множество качественно новых элементов. Наиболее важной существенной чертой нового Закона , которая отличает его от предыдущего законодательства об иностранных инвестициях является то, что для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В Законе предусмотренно, что для отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций, которые реализуются в соответствии с государственной программой развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий, может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности. Четко установлен момент присвоения предприятию статуса предприятия с иностранными инвестициями. Таким моментом считается день зачисления иностранной инвестиции на его баланс. Положительным моментом является то, что государственная регистрация иностранных инвестиций будет осуществляться только после их фактического внесения , тогда как в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия с иностранной инвестицией.
Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством Украины.В ряде случаев при создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества, которое находится в общегосударственной собственности. Незарегистрированные иностранные инвес-тиции не дают права на получение льгот и гарантий, предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций . Отказ в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации . Он должен быть оформлен письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается.
Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности, которые соответствуют цели, указанной в уставе предприятия, с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами Украины. В соответствии со ст. 8 Закона Украины " О предприятиях в Украине " отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии ). Законом Украины " О научно-технической информации " предусматривается право иностранных юридических и физических лиц , а также лиц без гражданства инвестировать развитие сферы научно-технической информации Украины в соответствии с действующим законодательством ( ст.22 ) . В Законе Украины " О страховании " указывается, что часть иностранных юридических лиц и граждан в уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может превышать 49% ( ст.2 ), кроме случая, когда при реорганизации страховика предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных страховиков при условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и долгам , срок уплаты которых уже наступил . Кроме вышеуказанного, иностранным инвесторам следует помнить , что страховая деятельность в Украине осуществляется исключительно страховиками — резидентами Украины . В соответствии с Законом Украины " О выборах народных депутатов " предприятия с иностранными инвестициями не имеют права делать взносы в избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины. В Воздушном Кодексе Украины указывается, что аэропорт, если он в том числе является совместным предприятием или предприятием, которое полностью принадлежит иностранному инвестору, должен пройти сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими в Украине правилами.
Условия реализации продукции ( работ, услуг) предприятий с иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ, услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины.Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то , что их продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства. Вывоз товаров, на которые распространяется специальный режим экспорта, осуществляется в соответствии с законодательством Украины.
Бухгалтерский учет и отчетность.Для бухгалтерского учета внешне-экономических операций субъекты внешнеэкономической деятельности пользуются планом счетов и инструкцией по его применению , которые действуют на территории Украины, а также соответствующими изменениями и дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности. Они отображают свою деятельность и ее результаты в финансовой отчетности отдельно указанными показателями:
— в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ), которые находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы);
— в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-
чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы.
Государственной налоговой администрации кроме годового финансового отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт,
Национальному банку Украины предоставляется информация о суммах обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.
Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов. В п.4 ст.19 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» указано, что инвестиции могут быть, а в отдельных случаях , предусмотренных законодательством Украины, должны быть застрахованы.Субъекты внешнеэкономической деятельности самостоятельно выбирают страховую компанию (страховика ), однако экспортные кредиты, ссуды, некоторые контракты на поставку машин и оборудования, инвестиции как на территории Украины, так и за ее пределами страхует специализированное акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит правительству Украины.
Приостановление инвестиционной деятельности. Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранными инвестициями.Основания для приостановления инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности». Решение государственного органа о прекращении или приостановлении инвестиционной деятельности может быть принято по таким причинам:
1.если ее продолжение может привести к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства, которые охраняются законом;
2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине неплатежеспособности;
3.стихийного бедствия;
4.введение чрезвычайного положения.»
I.2.Понятие и механизм работы паевых инвестиционных фондов.
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) — это объединенные средства инвесторов, переданные в доверительное управление управляющей компании. Сам паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом — это так называемый «имущественный комплекс», а по сути, это инвестиционный портфель.
Вкладывая денежные средства в паевой инвестиционный фонд, инвестор фактически заключает с управляющей компанией договор доверительного управления и становится владельцем инвестиционных паев. Паи выдает управляющая компания, осуществляющая доверительное управление этим паевым инвестиционным фондом.
Имущество, передаваемое в паевой фонд пайщиками, остается собственностью пайщиков, а управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом, совершая сделки с этим имуществом.
Управляющая компания вправе передать свои права и обязанности по управлению паевым фондом другой управляющей компании. (Передача паевых фондов от одной управляющей компании другой уже успешно осуществлялась в России на практике).
Как отмечено в определении, паевой фонд не является юридическим лицом, а его имуществом распоряжается управляющая компания. Деятельность же управляющей компании строго регулируется и контролируется.
Во-первых, управляющая компания может управлять паевым фондом только на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Управляющая компания может совмещать деятельность по управлению паевыми фондами только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и управлению страховыми резервами страховых компаний.
Чтобы управляющая компания не могла злоупотреблять средствами инвесторов, придумано разделение управления средствами от их хранения. Хранятся средства пайщиков в другой организации — специализированном депозитарии, который не только хранит их, но и контролирует законность операций с этими средствами.
Это называется принципом обособления имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд от имущества самой управляющей компании.
Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением паевым инвестиционным фондом, открывается отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные бумаги, составляющие паевой инвестиционный фонд, — отдельные счета депо в специализированном депозитарии.
Специализированный депозитарий — организация, которая ведет хранение и учет прав на ценные бумаги, составляющие паевой фонд.
Специализированный депозитарий не вправе пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, — он обязан осуществлять контроль за соблюдением управляющей компанией этого паевого инвестиционного фонда нормативных правовых актов и правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом.
Специализированный депозитарий следит за тем, куда управляющая компания направляет средства пайщиков, — в целях соблюдения требований к составу и структуре активов паевого инвестиционного фонда согласно инвестиционной декларации фонда.
В случае если управляющая компания дает специализированному депозитарию какие-либо распоряжения относительно имущества фонда, противоречащие законодательству, то специализированный депозитарий не вправе исполнять такие поручения. Он должен действовать исключительно в интересах пайщиков. Если специализированный депозитарий в ходе контроля за деятельностью управляющей компании выявляет соответствующие нарушения, то он обязан уведомить об этом Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.
Специализированный депозитарий также ведет реестр владельцев пайщиков ПИФа, то есть кто, когда, сколько паев купил и продал. Либо, согласно Правилам конкретного фонда, этой деятельностью занимается специализированный регистратор.
Но на этом контроль за деятельностью управляющей компанией не заканчивается. Ежегодно управляющая компания подвергается проверке аудитором. Аудиторской проверке подлежат бухучет, ведение учета и составление отчетности по имуществу фонда, состав и структура активов фонда и пр.
Государственное регулирование деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и государственный контроль за их деятельностью осуществляются Государственной комиссией по рынку ценных бумаг (ГКЦБ). Управляющая компания обязана предоставлять отчетность в ГКЦБ.
Благодаря такой организации работы паевого фонда деньги пайщиков не могут «испариться» или быть израсходованными в ущерб пайщикам. Стоимость активов фонда может уменьшиться из-за снижения рыночной цены ценных бумаг, составляющих имущество фонда, но фонд не может «исчезнуть». Даже при банкротстве управляющей компании пайщики не пострадают, а паевой фонд будет передан в управление другой компании.
I.3. Современные проблемы инвестиционных фондов и компаний в Украине.
В системе национальных счетов Украины статистика инвестиций (капитальных вложений) включает только материальные затраты (на машины, здания, сооружения), но не учитывает важнейшие инвестиции в «знания», «интеллект», научные исследования и образование.
Под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Сюда следует включать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров. Эти затраты представляют собой инвестиции в «человеческий капитал», которые на современном этапе развития экономики приобретают все большее и большее значение, ибо, в конечном счете, именно результатом человеческой деятельности выступают и здания, и сооружения, и машины, и оборудование, и самое главное, основной фактор современного экономического развития — интеллектуальный продукт, который предопределяет экономическое положение страны в мировой иерархии государств.
продолжение
--PAGE_BREAK--