Роман Гопций, старший консультант отдела налоговых и юридических услуг фирмы PwC в Украине
Одним из важных преимуществ нового Налогового кодекса многие эксперты называли сближение бухгалтерского и налогового учета. Проанализируем, какой прогресс достигнут в этой сфере.
О
том, что собой представляет налоговый учет, отечественные бухгалтеры
по-настоящему почувствовали в
В обиход вошли такие понятия, как «валовой доход» и «валовые расходы», «первое событие», «налоговая амортизация», «связанные лица», «перерасчет прироста/убыли запасов».
По-настоящему
ощутимыми эти отличия стали с началом большой бухгалтерской реформы. В
Сближение, но не объединение
«Принципиальным
недостатком налогового законодательства является наличие экономически
необоснованных расхождений в признании и оценке доходов и расходов для
определение объекта налогообложения налогом на прибыль и на добавленную
стоимость и нормативно-правовой базой бухучета в части расчета финансового
результата, что делает невозможным составление декларации о прибыли предприятий
по данным бухгалтерского учета». Это цитата и Концепции реформирования
налоговой системы, одобренной правительством в
Завершить
начатое удалось через несколько лет, и с января
Как ожидалось, ряд отличий по-прежнему отдаляют бухгалтерский и налоговый учет. Так, общепроизводительные расходы (переменные и постоянные) в соответствии с требованиями НКУ включаются не в себестоимость, а в состав прочих расходов. То есть не ждут реализации товара, а отражаются в том периоде, в котором они понесены (начислены), что приводит к различиям между объектом налогообложения и бухгалтерской прибылью. Кроме того, Налоговый кодекс запрещает относить в состав налоговой себестоимости ряд специфических расходов (стоимость товаров, работ и услуг, приобретенных у физлиц-плательщиков единого налога). Для части расходов при определении налогооблагаемой базы по-прежнему действуют особые правила (расходы по приобретению у нерезидента консалтинговых услуг; расходы, понесенные вследствие продаж / обменов товаров (работ, услуг) связанным лицам).
Подобные
несоответствия выливаются в так называемые налоговые разницы, учет которых,
согласно требованиям НКУ, налогоплательщик имеет право вести, чтобы по данным
бухгалтерского чета можно было определить налоговую прибыль (убыток). Они
возникают по тем хозяйственным операциям, которые по-разному оцениваются и
отражаются в соответствии с бухгалтерскими правилами. Начиная с
Здесь нужно вспомнить П©БУ 17 «Налог на прибыль», которое базируется на требованиях МСБУ 12 и регулирует отражение в бухгалтерском учете и отчетности налога на прибыль. Положение предусматривает определение временных разниц (различий между налоговой базой актива или обязательства и их балансовой стоимостью). Это так называемый метод определения обязательств по балансу. Вместе с тем, согласно Налоговому кодексу, стоит принять во внимание еще и постоянные разницы, возникающие в отчетном периоде и не аннулирующиеся в следующих. О них, в частности, говорится в положении бухгалтерского учета «Налоговые разницы» (приказ Министерства финансов Украины от 25.01.2011 г. №27). Данный документ определяет методологические основы формирования в бухучете информации о налоговых разницах и ее раскрытия в финотчетности, а также описывает механизм определения объекта налогообложения путем корректировки финансового результата. По словам разработчиков, положение не противоречит П©БУ 17, а скорее дополняет его. Однако не стоит забывать, что отражение налогов на прибыль в бухучете никоим образом не связано непосредственно с определением объекта налогообложения, а задумано в первую очередь для того, чтобы дать собственникам возможность узнать о сумме прибыли после налогообложения, на часть которой они имеют право.
Минфин
уже имеет опыт внедрений учета налоговых разниц. В
Понятно, что заложенная в Налоговом кодексе концепция налоговых разниц не вписывалась в стандарты бухгалтерского учета, поэтому было решено привести их в соответствие. Для того чтобы сократить количество нестыковок между видами учета, Минфин приказом от 18.03.2011 г. №372 внес изменения в семь стандартов. Коротко это звучит так: в бухучете разрешили отражать ряд показателей аналогично правилам налогового учета. Были затронуты такие аспекты, как формирование себестоимости, капитализация расходов на ремонт и улучшение основных средств, методы амортизации основных средств и нематериальных активов, подходы к оценке биологических активов. К сожалению, некоторые из предложенных нововведений противоречат требованиям международных стандартов бухучета, что в свою очередь порождает новые учетные проблемы.
Полностью объединить два вида учета в настоящее время не получилось, что, в принципе, объяснимо, ведь они преследуют разные цели. У налогового учета интерес сугубо фискальный. Для бухгалтерского важно четкое соблюдение учетных принципов (осмотрительности, соответствия доходов и расходов, полного отражения и исторической себестоимости и т. д.), иначе не получить достоверной и правдивой информации о финансовом состоянии предприятия. Следовательно, если цель сближения видов учета исключительно в упрощении контроля за начислением налога на прибыль, такая унификация в перспективе приведет к росту затрат на персонал и, как ни парадоксально, дополнительным налоговым рискам.
В свое время в одном из писем специалисты Минфина признали: «определенные различия между указанными системами учета будут существовать всегда». Наличие таких противоречий не является сугубо украинской проблемой. Мировая практика знает несколько ее решений. Например, когда финансовую прибыль, определенную на основании бухгалтерской отчетности, для целей налогообложения специально корректируют на ряд показателей. При этом выполняется очень важное условие: сохраняется возможность получить объективную, неискаженную информацию о состоянии дел, воспользовавшись первоисточником — бухгалтерскими данными. Однако применить такой способ можно только в том случае, если налоговое законодательство изначально предусматривает подобный механизм.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://gaap.ru/
Дата добавления: 20.03.2012
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |