Реферат по предмету "Экономика"


Платежи за выбросы: право, учет, налоги

С. Н. Гордеева


Для транспортных организаций экологические платежи – неизбежная статья расходов. Организации эксплуатируют автомобили, которые являются источниками вредных выбросов в атмосферу. Как же отразить плату за них в бухгалтерском учете? Разрешено ли включать их в расчет налоговой базы? В какие сроки перечислить «экологические» платежи? Как можно поплатиться, если этого не сделать? В статье автор постарался дать ответы на названные вопросы.


Начинаем с базовых основ


Негативное воздействие на окружающую среду нужно оплачивать. Это прописано в Законе об охране окружающей среды[1]. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, действует без малого – два десятка лет. За это время в него неоднократно вносились различные изменения, но базовые положения остались практически неизменными (согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды). Как и двадцать лет назад, плата взимается за следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.). Для перевозчиков, эксплуатирующих транспортные средства, актуальны платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, а также за размещение отходов (при наличии).


Заметим, обязанность платить за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная) при оказании такого воздействия. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия на окружающую среду плательщиком будет лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект), в результате чего осуществляется негативное воздействие. То есть арендаторы также платят за нарушенную экологию.


На заметку.


Обязанность по внесению «экологической» платы во время простоя, консервации и иного приостановления деятельности не снимается в случае дальнейшего продолжения деятельности, а значит, и дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. Да, за период простоя нужно платить.


Тарифы на экологические платежи установлены в виде двух базовых нормативов: за выбросы в пределах допустимых нормативов и за выбросы в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Эти нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Конкретизация применения базовых нормативов платы за выбросы указана в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды[2].


Внимание следует уделить сверхлимитному загрязнению. Плата в таком случае определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения сумм (внимание!) на пятикратный повышающий коэффициент. Самое неприятное, по мнению автора, в том, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В таких случаях экологические сверхлимитные платежи рассчитываются в описанном выше порядке с использованием пятикратного коэффициента.


Как посчитать выбросы от автомобилей?


Ответ на этот вопрос дан в упомянутых выше Инструктивно-методических указаниях. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Для расчета первого показателя используется как готовые данные удельная плата для различных видов топлива. Умножив на количество соответствующего топлива, израсходованного автомобилями за отчетный период, и сложив по видам топлива, получаем искомую величину – плату за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников.


При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств исходя из ожидаемых условий и места их эксплуатации. Усредненные данные по этому показателю есть в Инструктивно-методических указаниях. Максимальная годовая плата за допустимые выбросы предусмотрена для грузовых автомобилей и автобусов с бензиновыми двигателями. Минимальный размер допустимого «экологического» платежа введен для автомобилей, работающих на газовом топливе. Правда, еще меньше плата за загрязнение для строительно-дорожных машин и сельскохозяйственной техники. Вряд ли они выбрасывают в атмосферу меньше токсичных газов, скорее всего, во внимание принята сезонность использования такой техники.


Перейдем к другой составляющей «экологических» платежей – к плате за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Расчет достаточно прост. В качестве базиса берется плата за допустимые выбросы, умножается на долю транспортных средств, не соответствующих стандартам, и результат увеличивается в пять раз (то есть применяется пятикратный коэффициент сверхнормативных выбросов). Очевидно, что транспортная и любая другая организация сама себя оговаривать не будет. Поэтому плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации. В этих целях чиновники могут воспользоваться действующим техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»[3]. А другим документом – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 83 – установлены правила проведения регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В документе сказано, что проверки автотехники проводятся МВД совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Но можно поступить по-другому и использовать результаты контроля коллег (государственной инспекции безопасности дорожного движения), которая проверяет выбросы в ходе техосмотра ТС. При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ от конкретных видов передвижных источников территориальные органы Минприроды могут определять с их учетом плату за допустимое загрязнение воздуха автомобилями.


При использовании устройств нейтрализации для обезвреживания отработавших газов двигателей авто к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, – 0, 05, для остальных транспортных средств – 0, 1. Транспортным компаниям, переходящим на альтернативные виды топлива, это следует взять на заметку. Напомним, что Законом об отходах производства и потребления[4] предусмотрены меры экономического стимулирования деятельности предприятий, которые стараются снизить степень негативного воздействия на окружающую среду. Понижается плата за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов. В частности, в Инструктивно-методических указаниях предусмотрено, что при проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.


К сведению.


Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью граждан загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством.


Остается добавить, что плату за допустимые выбросы организация может прикинуть самостоятельно, а плату за их превышение рассчитает Ростехнадзор. Но на практике организации предпочитают воспользоваться услугами самого контролирующего органа по заполнению и согласованию отчетной формы. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 установлены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения, представления. Отчетность сдается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В такие же сроки природопользователю следует перечислить платежи за негативное воздействие на окружающую среду[5].


Для бухгалтера не менее важен вопрос бухгалтерского учета и налогообложения данных видов платежей.


Нужны ли лимиты в бухгалтерском учете?


За ответом на этот вопрос обратимся к Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте[6]. Из нее следует, что платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, включаемым в состав затрат по обычным видам деятельности. Есть и такое указание: суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду включаются в состав внереализационных (прочих) расходов. Это сделано, чтобы бухгалтер выделил такие затраты при их наличии и исключил из учитываемых при налогообложении расходов.


К данному моменту вернемся немного позже, а сейчас уделим внимание иному отраслевому документу для перевозчиков – Инструкции по калькулированию затрат предприятий автотранспорта[7]. В ней приведена аналогичная градация экологических затрат. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости перевозок (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, оставшейся в распоряжении природопользователей. Но это устаревшая терминология, сейчас правильнее относить платежи за сверхнормативные выбросы к прочим расходам. Что же касается платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы), в документе не сказано, в каких именно расходах они отражаются в себестоимости автомобильных перевозок. Тем не менее, если исходить из того, что рассматриваемые платежи рассчитываются по транспортным средствам, используемым в определенных видах перевозок, можно утверждать: это затраты, непосредственно связанные с перевозками. Они распределяются на объекты калькулирования исходя из прямой принадлежности (прямые затраты). Платежи за сверхнормативные выбросы распределять не нужно, они формируют убытки от прочих (неосновных) хозяйственных операций организации.


Кстати, наравне с платой за негативное воздействие на окружающую среду транспортная организация может нести иные затраты, связанные с экологией (на контроль за вредным воздействием, иные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды). Порядок учета соответствующих затрат аналогичен правилам учета платы за выбросы, при условии что затраты являются текущими. Если бухгалтер имеет дело с капитальными расходами, их следует отнести к периоду использования актива. В любом случае связанные с экологией затраты нужно не «сваливать в одну кучу», а разделять на те, что включаются в себестоимость оказываемых услуг, и те, что относятся к прочим расходам (если непосредственно не связаны с основной деятельностью организации).


Что нужно знать о налогообложении?


Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Следовательно, к таким неналоговым платежам применимы общие нормы по учету хозяйственных расходов и обязательных сборов. При этом в гл. 25 НК РФ есть специальные нормы, посвященные «прибыльному» налогообложению платежей за вредные выбросы в атмосферу.


В частности, для расчета налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах нормативов[8].


Как видим, определяющими для налогообложения, как и для бухгалтерского учета, являются утвержденные (установленные) лимиты. Неучитываемые сверхлимитные платежи при расчете налога на прибыль оказывают влияние на финансовый результат, создавая постоянную разницу, с которой следует отразить постоянное налоговое обязательство (см. п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).


Пример 1.


За отчетный период транспортная организация начислила плату за допустимые выбросы в размере 20 тыс. руб. (исходя из количества имеющихся автомобилей и их пробега). Однако по информации инспектирующего органа 1/10 часть автопарка не отвечает требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.


Произведем расчет платы за превышение допустимых выбросов. Для этого базовый размер экологического платежа (за допустимые выбросы) умножим на долю (1/10) не соответствующих экологическим нормам ТС и на пятикратный коэффициент. В итоге плата за превышение допустимых выбросов равна 10 тыс. руб.


В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:


Содержание операции


Дебет


Кредит


Сумма, руб.


Плата за допустимые выбросы включена в себестоимость транспортных услуг


20


76


20 000


Отражена плата за превышение допустимых выбросов


91


76


10 000


Начислено постоянное налоговое обязательство*


99


68


2 000


Оплачено загрязнение окружающей среды


76


51


30 000


* В примере расчет произведен исходя из ставки налога на прибыль 20%.


Поясним еще один важный вопрос. Допустим, организация по каким-либо причинам не заплатила за загрязнение окружающей среды. На нарушителя наложен штраф. Вправе ли бухгалтер учесть его при налогообложении? В пункте 2 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций. Как видим, под эту норму вполне можно подвести штрафы за нарушение Закона об охране окружающей среды в части неисполнения обязанности по оплате негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому штрафы, наложенные за невнесение экологических платежей, следует исключить из расчета налога на прибыль. Но в бухгалтерском учете любые санкции относятся к прочим расходам, в связи с чем между учетом и налогообложением возникает постоянная разница, с которой по правилам ПБУ 18/02 отражается постоянное налоговое обязательство.


Штрафы, которые организация не признала и намерена оспорить, в том числе в судебном порядке, целесообразно отразить в составе оценочных обязательств. Его величина будет равна не той сумме, которую указал инспектор, а той величине, которую, может быть, заплатит организация. Если она ничего не намерена платить, то в составе оценочного обязательства можно отразить судебные и иные издержки, связанные с оспариванием вынесенного решения. Впоследствии, если дело (спор) удастся выиграть, суммы возмещения судебных расходов с проигравшей стороны будут включены в состав прочих доходов по факту признания (на основании решения суда, вынесенного в пользу организации). Но если спор будет проигран, то к оценочному обязательству, начисленному по судебным издержкам, добавятся расходы по уплате штрафа, который не удалось оспорить.


Пример 2.


Транспортная организация оштрафована на 10 тыс. руб. за неполное перечисление платежей, с чем она не согласна, так как часть транспортных средств не использовалась в перевозках. Организация намерена оспорить решение контролирующих органов в судебном порядке. Судебные издержки по предварительным подсчетам составляют 3 тыс. руб. Суд организация проиграла, не сумев доказать, что автомобили не наносили вред окружающей среде. Дополнительно к судебным издержкам пришлось заплатить ранее наложенный, но не признанный штраф.


В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:


Содержание операции


Дебет


Кредит


Сумма, руб.


Отражено оценочное обязательство по предполагаемым судебным издержкам*


91


96


3 000


Уплачена государственная пошлина


76


51


3 000


Госпошлина списана за счет оценочного обязательства


96


76


3 000


Признан штраф за неполную уплату загрязнения


91


76


10 000


Уплачены наложенные и признанные санкции


76


51


10 000


Начислено постоянное налоговое обязательство


99


68


2 000


* Уплата госпошлины включается в состав прочих затрат и учитывается во внереализационных расходах при налогообложении прибыли (пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ).


Автор не исключает и другой, более «предусмотрительный» подход, который подразумевает, что бухгалтер начислил сразу оценочное обязательство и по оспариваемому штрафу, и по предполагаемым судебным издержкам. Ведь для этого и существуют оценочные обязательства – следуя принципу осмотрительности, признать больше расходов, которые впоследствии можно подкорректировать. (Но в рассматриваемом примере это не понадобилось, так как для организации сценарий оказался неблагоприятным.)


В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:


Содержание операции


Дебет


Кредит


Сумма, руб.


Отражено оценочное обязательство по предполагаемым издержкам и сумме штрафа


91


96


13 000


Уплачена государственная пошлина


76


51


3 000


Пошлина списана за счет оценочного обязательства


96


76


3 000


Уплачены наложенные и признанные санкции


76


51


10 000


Санкции списаны за счет оценочного обязательства


96


76


10 000


Начислено постоянное налоговое обязательство*


99


68


2 000


* ПНО начисляется из ставки налога на прибыль 20% только по штрафу.


Подробнее об ответственности


За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ответственность предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ. Совсем недавно Росприроднадзор выпустил методичку, разъясняющую порядок наложения санкций за подобные нарушения (Приказ от 04.05.2012 № 213). В чем ценность этого документа для бухгалтера? Поясняется не только то, как, но и то, за что будут штрафовать нарушителей.


Событием административного правонарушения является факт невнесения либо неполного внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду лицом, на которое законодательством возложена обязанность внесения такой платы. Лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), признается природопользователь (юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предприниматель и даже иностранное физическое лицо). Обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) нарушителем не признается, так как самостоятельным плательщиком не является и вправе осуществлять внесение платежей только от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличия доверенности у руководителя такого подразделения.


Установление факта виновности подтверждается документами (информацией) финансового подразделения соответствующего территориального органа Росприроднадзора, аккумулирующего информацию о поступивших платежах за негативное воздействие на окружающую среду на подведомственной территории. Финансовые подразделения территориальных органов Росприроднадзора получают информацию о перечислении «экологических» платежей, обрабатывают данную информацию и предоставляют уполномоченным должностным лицам Росприроднадзора данные о природопользователях, перечисливших плату за негативное воздействие на окружающую среду.


В методичке данного ведомства есть блок-схемы действий должностных лиц при выявлении фактов невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Не будем их пересказывать, акцентируем внимание на следующем моменте: прежде, чем штрафовать, инспектор в обязательном порядке истребует сведения для разрешения дела об административном правонарушении. Соответствующая информация должна быть направлена в трехдневный срок со дня получения определения об истребовании сведений для Росприроднадзора. Рассмотрению дела об административном правонарушении предшествует уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте, времени и вызове на рассмотрение дела. На нем представитель организации вправе приводить аргументы в свою защиту, а инспекторы их проверяют и оценивают. По результатам рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении дела. Результаты работы по привлечению природопользователей к ответственности ежеквартально обобщаются Управлением государственного экологического надзора. Организациям нежелательно попадать в этот список, не исключено, что Росприроднадзор проверит нарушителей повторно.


***


Итак, экологические платежи – это неналоговые сборы, которые отражаются в учете и включаются в расчет налогов, только если они уплачены за предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферу. Все остальное, включая штрафные санкции за неперечисление или неуплату в срок экологического «оброка», является прочими расходами, не учитываемыми для целей налогообложения. Если «экологические» платежи и иные подобные показатели существенны, то их следует выделить в учете и отчетности, чтобы заинтересованные пользователи не проглядели важную информацию. Пожалуй, это основное, что нужно уяснить. Прочее, как говорится, по ситуации.


[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.


[2] Утверждены Минприроды 26.01.1993


[3] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609.


[4] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.


[5] См. Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557.


[6] Утверждена Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 № 153.


[7] Утверждена Минтрансом 29.08.1995.


[8] Письмо Минфина РФ от 21.08.2007 № 03 11 05/193.


Список литературы


Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2012


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.auditit.ru/


Дата добавления: 05.10.2012



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальные теории старения их значение для создания программ адаптации к старости
Реферат Гастон Башляр
Реферат Особливості виготовлення та використання мікропроцесорів
Реферат Atmiņa, tās attīstīšana
Реферат Особливості використання ідіом
Реферат Показатель стоимости чистых активов как экономическая категория, характеризующий степень ликвидн
Реферат Димеризация олефинов.Кислотный катализ
Реферат Стиль формирования волевых качеств учащихся в общении "ученик-учитель"
Реферат Русь и Волгоградская область в период феодальной раздробленности
Реферат История развития Земли
Реферат Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей
Реферат Походження календаря
Реферат The Truth Essay Research Paper HiI thinkI
Реферат «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Маркетинговое исследование рынка новостроек в г. Томске