Реферат по предмету "Государство и право"


Разбор ситуаций с применением положений гражданского права

1.Предпосылки возникновения финансов
finis – окончательныйрасчет, fine – документ, financia – платеж.
В 16 веке во Франциифинансы означали совокупность государственного имущества. Так же в другихевропейских странах под финансами понимали совокупность государственныхрасходов и доходов. В Германии финансы означали «лукавство», вымогательство,находчивость и просто обман (fiscus). В процессе современного развития финансысовершенствовались и играли важную роль в общественной жизни. Этот процесс былтесно связан с развитием человеческой цивилизации. Отличия между финансами вотдельных человеческих цивилизациях обусловлено следующими причинами:
— каждое новоеобщественное устройство порождает новую систему экономических отношений;
— каждойобщественно-экономической системе соответствует определенная структураобщества;
— в каждойобщественно-экономической системе финансы подчинены целям и задачамгосударства.
Финансы возникли наопределенном этапе развития человеческого общества. Их появлению предшествуют двепредпосылки: образование государства, развитие товарно-денежных отношений. Помере развития товарно-денежных отношений государственные доходы и расходыпревращаются из натуральных в денежные. Только с развитием товарногопроизводства государственные доходы и расходы окончательно складываются всистему денежных отношений. На ранних этапах существования государства не былоразграничения между ресурсами государства и главы государства. С отделениемгосударственной казны от собственности монарха его власть была сокращена, и онбыл отделен от государственной казны (в результате буржуазной революции). Вэтот период возникают понятия: государственные финансы, государственный бюджет,государственный кредит.
Финансы – этоисторическая категория, так как имеет стадии возникновения и развития, то естьизменяется во времени.
Характерными чертамисуществования финансов является: отделение главы государства от государственной казны, врезультате чего образовался общегосударственный фонд денежных средств в бюджет,который глава государства не мог распоряжаться единолично. Формирование ииспользование бюджета стало регулярным, возникают государственные доходы,расходы, определяется их состав, структура и законодательная база, налоги сталиизыматься в денежной форме
2. Финансы как инструментвоздействия на общественное производство
Финансы как инструментвоздействует на общественное производство
— множеством звеньевфинансовой системы
— активным воздействиемфинансов на экономику
Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результатепервых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но властьмонархов была, значительно урезана и самое главное произошло отторжение главыгосударства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежныхсредств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка. Формирование и использованиебюджета стало носить системный характер, т. е. возникли системы;государственных. доходов и расходов, с, определенным составом, структурой изаконодательным закреплением. Примечательно, что основные группы — расходнойчасти бюджета практически не изменялись, в течение многих столетий. Уже тогдабыли обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление,экономику, социальные нужды. Интересен и тот факт, что практически до сих порнеизменной (11—13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разныхстран в различные периоды.
Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрелипреимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировалисьглавным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
3. Финансы какисторическая категория
Как историческаякатегория финансы являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлениемторговли и как производное от торговли. Разделение труда и расчленениепервобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя изамене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной)собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена,т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Большую роль вобществе стали играть те, у кого много денег, что способствовало появлениюкупцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвалопоявление денежных займов и обменных пунктов (лавка менялы), и вместе с нимипоявляются процент, ростовщичество и банки. Государству для выполнения своихфункций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а ещебольше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все этоспособствовало созданию финансов и финансовой системы государства, причемсначала появляются финансы граждан и на их основе возникают финансы государствакак общественного института. В докапиталистических формациях большая частьпотребностей государства удовлетворялась путем установления различного роданатуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развитотолько в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государствбыли затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственногоаппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов дляоросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись:поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольногоправа монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военнаядобыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности,пошлины, займы. С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрахкапиталистического способа производства все большее значение стали приобретатьденежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностейрезко сократилась. На ранних стадиях развития государства не существовалоразграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархираспоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделениемгосударственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета,государственного кредита. Государственные финансы послужили мощным рычагомпервоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальныхстран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент моглибыть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широкоиспользовались в производительных целях для создания первых капиталистическихпредприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежаласистеме протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать напроизводимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли,которые в значительной части направлялись на расширение производства. Вусловиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретаютвсеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи собразованием, распределением и использованием фондов денежных средств впроцессе распределения и перераспределения национального дохода. Основныесредства капиталистических государств стали концентрироваться в государственномбюджете. Для государственных финансов капиталистических стран характеренбыстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризацииэкономики. В конце 19 в. почти во всех капиталистических странах затратыгосударства на военные цели, погашение государственного долга и процентов понему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средстванаправлялись также на содержание государственного аппарата — парламента,министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение,здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государствабыли налоги, преимущественно косвенные. Двадцатый век характеризуется мощнымразвитием производительных сил, образованием монополистических объединений,слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистическихгосударств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны,охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательстваи пра­вопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределенияи использования общественного продукта.
3. Сущность и необходимость финансов
Финансы – экономическиеотношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованныхи децентрализованных (уровень предприятия) фондов денежных средств.
Финансы имеют следующиеособенности:
·         они обусловленытоварно-денежными отношениями, являются неотъемлемой частью денежных отношений,по этому их роль зависит от того, какое место денежные отношения занимают вэкономических отношениях.
·         финансы – этоэкономическая категория. Они отражают распределительные отношения, которыеявляются частью экономических отношений, существующих объективно,следовательно, они отражают объективно существующие отношения.
Причины появленияфинансов можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства вресурсах, обеспечивающих их деятельность.
·         финансы – это всегдаденежные отношения, однако не всякие денежные отношения выражают финансовые.Денежные отношения шире, чем финансовые.
К Финансам относятся :
* отношения междупредприятиями, гражданами с одной стороны и государством с другой, по поводууплаты налогов.
* отношения междупредприятиями, гражданами и страховыми компаниями по поводу уплаты страховыхвзносов и получения страховых возмещений
* отношения междузвеньями бюджетной системы.
* отношения внутрипредприятия.
4. Финансы какэкономическая категория
Финансы являются одной изважнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения,возникающие в процессе создания и использования денежных средств. Во всехобщественно-экономических формациях основой общественных отношений являютсяпроизводственные (экономические отношения). Категория финансов характеризуетсущность особой формы производственных отношений, связанных с распределением иперераспределением части стоимости ВВП и национального дохода. Вся совокупностьпроизводственных отношений (а в их числе и финансовые) составляет экономическуюструктуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая иполитическая надстройка.
5. Отличительные чертыфинансов как экономической категории
Признаки финансов какэкономической категории:
— денежный х-р финотношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов (они всегдаимеют ден. форму выражения). — распределительный х-р фин. отношений. Областьювозникновения и функционир финансов является стадия воспроизводственногопроцесса, на котоой происходит распределение стоимости общественного продуктапо целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых долженполучить свою долю в произведённом продукте.
— финансовые отношениявсегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих формуфинансовых ресурсов. Финансовые ресурсы выступают материальными носителямифинансовых отношений.
6. Отличие финансов отденег
Финансы – это всегдаденежные отношения, но не любые денежные отношения – это финансовые отношения.Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить изряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовымиактами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношениятакими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорцииобмена, его условия (при купли – продажи, заимствования денег и др.). Деньги — это всего лишь один из финансовых инструментов. Финансовые инструменты — эторазнообразные виды рыночного продукта финансовой природы — в том числе денежныезнаки, ценные бумаги, золото, векселя, финансовые договоры и т.д. и т.п. Т.е.денежные средства, отвечая на Ваш вопрос, — это составляющая часть финансов.
7. Функции финансов и их проявлений в условиях рынка
Функции финансов:
1.        распределительная
2.        контрольная
Эти функцииосуществляются финансами одновременно.
Распределительнаяфункция: позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые фонды всоответствии с потребностями общественного производства. Через это функциюреализуется общественное назначение финансов, то есть обеспечение каждогосубъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами.
Контрольная функция:состоит в контроле за распределением Национального Дохода по соответствующимфондам и их использованием по целевому назначению. Реализуется контрольнаяфункция через финансовую информацию, которая заключена в финансовыхпоказателях. Проявляется функция в процессе деятельности органов финансовогоконтроля.
8. Распределительнаяфункция финансов и ее проявления на макроуровне
Схема1. Распределительнаяфункция финансов на макроуровне.
— Национальный доход
— Первичное распределение
— первичный доход
[Доходы в сферематериального производства] [ЗП работников сферы материального производства]
— вторичное распределение(перераспределение)
— вторичные (производственные)доходы
[налоги] [Доходы внепроизводственной сфере]
/>
Первичное расходование НДпроисходит между собственниками, организаторами и непосредственными участникамипроизводства, в результате чего формируются первичные или основные доходы. Кним относят:
·         доходыпредприятий в сфере материального производства
·         заработная платаэтой сферы
Однако первичный доходыеще не образуют общественные денежные фонды. Необходимо дальнейшее перераспределениесозданной стоимости.
Его суть заключается вотчуждении стоимости одних субъектов в пользу других.
Перераспределениеобуславливается:
·         наличиемнепроизводственной сферы
·         межотраслевым имеж территориальным распределением
·         перераспределениемежду различными социальными группами населения.
В результатеперераспределения образуются вторичные или производственные доходы, которыепоказывают конечные пропорции национального дохода.
9. Распределительнаяфункция финансов и ее проявления на микро уровне
— Выручка (доход отреализации,C+V+M, где V+M — национальный доход)
— Возмещение потребленныхсредств производства (С)
— Вновь созданнаястоимость (НД на уровне предприятия, V+M)
[НДС, акциз] -[ЗПработников] -[Отчисления в ПФ] -[Прибыль]-
— Национальная прибыль
— чистая прибыль
[Дивиденды]- [Резерв]-[Инвестиции]- [Социальные нужды]- [Поощрения]-
Выручка =N*Ц
Ц= с/с + прибыль
Ц= МЗ + А + ЗП +НачЗП + П + НДС
(МЗ + А) — С
(МЗ + А + ЗП +НачЗП) – с/с
(ЗП + НачЗП + П +НДС + АкцС) – НД
(ЗП + НачЗП) — V
(П + НДС+АкцС) – прибыль, m’’
Таким образом, принимая участие в распределениии перераспределении НД, финансы содействуют изменению пропорций, которые возникают в следствии первичного НД впропорции его конечного использования.
Схема 2.Распределительная функция финансов на микро уровне (уровне предприятия)
/>
Поскольку финансыявляются инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов,они объективно отражают распределительный процесс.
10. Контрольнаяфункция финансов и особенности ее реализации в современных условиях
Контрольная функция:состоит в контроле за распределением Национального Дохода по соответствующимфондам и их использованием по целевому назначению. Реализуется контрольнаяфункция через финансовую информацию, которая заключена в финансовыхпоказателях. Проявляется функция в процессе деятельности органов финансовогоконтроля. В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контрольнаправлен на обеспечение динамичного развития общественного и частногопроизводства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшениекачества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватываетпроизводственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышениеэкономического стимулирования, рациональное и бережливое расходованиематериальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращениенепроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности ирасточительства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точногособлюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полнотывыполнения финансовых обязательств перед бюд­жетной системой, налоговойслужбой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций порасчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также черезмногогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы иналоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансовогопланирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
11. Дискуссионныевопросы сущности и функций финансов
Дискуссионными или спорными финансовой науки являются такиевопросы:
1.        вопрос о природе:одни учёные считают, что финансы возникают на 2-й стадии воспроизводства,стадии распределения; другие рассматривают финансы, как категориювоспроизводства в целом.
2.        вопрос о ролигосударства в финансах или финансовых отношениях: некоторые авторырассматривают государство как причину финансовых отношений, другие считают, чтогосударство организует и регулирует эти отношения, но сами финансы носятобъективный характер.
3.        вопрос о функцияхфинансов: большинство учёных рассматривают 2 функции – распределительную иконтрольную, однако некоторые выделяют также регулирующую, стимулирующую,воспроизводственную и другие функции финансов.
12. Финансовая политика, сущность изадачи
Финансовая политика — этосовокупность финансовых мероприятий, направленных на мобилизацию финансовыхресурсов, их распределение и использование для выполнения государства своихфункций.
Финансовая политикавключает в себя 3 главных элемента:
1.        определение целейи постановка задач для их достижения;
2.        выбор средств иметодов достижения поставленных целей;
3.        подбор ирасстановка кадров
Содержание финансовойполитики — это выбор основных направлений использования финансов в соответствиис задачами экономического и социального развития общества. Главная цельфинансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсамиреализации той или иной государственной программы экономического и социальногоразвития то есть сохранение в данном государстве системы общественныхотношений. Задачи финансовой политики:
1.        создание условийдля формирования максимального объема финансовых ресурсов;
2.        установлениерациональных пропорций распределения и использования финансовых ресурсов;
3.        разработкафинансового механизма и его совершенств;
4.        созданиеэффективной системы управления.
От длительного периодафинансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
13. Финансоваяполитика Украины на современном этапе
Финансовая политика насовременном этапе. В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно,финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениямифинансовой политики в современных условиях являются:
1. проведение мероприятийпо переводу предприятий па рыночные отношения;
2. преодоление кризисногосостояния финансов и оздоровление денежно- кредитной системы;
3. комплекс мер по социальнойзащите населения.
В условиях перехода крыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:
— разумная приватизациягосударственного сектора;
— дальнейшее развитиеантимонопольной политики;
— совершенствованиедействующей налоговой системы;
— финансовое обеспечениеконверсии;
— развитие финансовогорынка;
— ликвидация бюджетногодефицита;
— сокращение внутреннегои внешнего долга.
14. Финансовыймеханизм как способ реализации финансовой политики
Для реализации финансовойполитики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм,который представляет собой совокупность способов организации отношений,изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий дляэкономического и социального развития. Государство на основе объективныхзаконов определяет формы и методы распределения стоимости валовогонационального продукта национального дохода. Государство определяет налоги,принципы к направления использования финансовых ресурсов, амортизационнуюполитику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативнооформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значениеимеет контроль.
Финансовый механизмделится на:
— финансовый механизморганизаций;
— страховой механизм;
— механизмфункционирования государственных органов;
— кредитную политику.
Финансовый механизм ифинансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических нормпозволяет установить единые требования во всей финансовой системе.Финансовоеправо является инструментом формирования и проведения финансовой политики иоказывает влияние на экономическую политику. Можно схематически изобразить этисвязи:
1. Использование финансовчерез познание возможностей этой категории.
2. Правовое оформлениефинансовой политики.
3. Развитие и реализацияприемов и методов решения задач.
4. Финансовое правоосуществляет регламентацию финансовых отношений.
15. Финансовыймеханизм и его структура
 
Финансовый механизмвключает 3 взаимосвязанных элемента:
— организационные формы;- финансовые методы; -финансовые рычаги.
Организационные формывключают финансовое планирование, финансовый контроль, управление финансами,финансовое право.
К методам относят:
А) методы финансовогообеспечения:
— самофинансирование
— государственное финансирование
— кредитование
Б) методы финансовогорегулирования:
— налогообложение
— страхование
— инвестирование
В) финансовые рычаги:
— финансовые резервы
— финансовые стимулы(льготы и санкции)
— нормы, нормативы,лимиты, тарифы, ставки и т.д.
Организационные формы — это наиболее стабильная часть финансового механизма и все его измененияпроисходят в рамках этих норм.
Финансовые методы – этоспособы воздействия финансовых отношений на финансовый процесс.
Методы финансовогообеспечения позволяют формировать финансовые ресурсы на разных уровнях.
Методы финансовогорегулирования связаны с распределением и перераспределением финансовыхресурсов.
Финансовые рычаги – этопараметры финансового механизма, его наиболее мобильная часть.
Сочетание элементов финансовогомеханизма образуют его конструкцию, которая приводится в действие путёмустановления количественных параметров финансового механизма.
 
16. Пути совершенствования финансовогомеханизма на современном этапе развития экономики Украины
 
Становление финансовойсистемы Украины происходило одновременно со становлением ее государственности.Хотя еще преждевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел завершенныйобраз, основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системыгосударственных финансов, банковская, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительныхи инвестиционных компаний. В условиях трансформационной экономики Украиныосновными направлениями финансовой политики, направленной на совершенствование финансовойсистемы Украины, являются:
1. Совершенствованиефинансового законодательства и права
2. Преодоление таких формфинансового кризиса, как:
— неуправляемаягосударственная задолженность страны
— банкротство
— преодоление скрытогодефицита местных бюджетов, удельный вес которых уже при планировании этихбюджетов составляет 60-70%
3. Создание на качественноновой основе такого организационно-экономического механизма управления финансами,при котором гармонично сочетались бы такие блоки управления как:
— управление финансами наобщегосударственном уровне
— управление финансами науровне предприятий, учреждений и организаций
— управление финансами всистеме внешнеэкономической деятельности Украины
4. Разработка и утверждениеналогового и бюджетного кодекса Украины (устойчивого и не требующего доработоки поправок)
5. Повышениеэффективности всего финансового механизма и, прежде всего таких его элементовкак:
— финансовоезаконодательство и право
— управление финансами
— финансовое планирование
— финансовый контроль
— финансовоерегулирование
— нормативная база
6. Отладка механизмавзаимоотношений предприятий, учреждений и организаций с бюджетной системой,внебюджетными фондами, банковской системой и т.д.
7. Децентрализациябюджетной системы
8. Создание цивилизованногомеханизма финансовой поддержки предпринимательской деятельности и прежде всего предприятий,занятых в производственном секторе
9. Усиление роли финансовв Украине. Создание эффективного механизма ее ВЭД.
Эксперты Всемирного банка(ВБ) считают, что для эффективного функционирования финансовой системы в Украиненеобходимо предпринять следующие меры:
 - повысить эффективностидеятельности банков путем их укрупнения;
 - привести законодательныенормы Украины в соответствие с
 международными нормами итребованиями Европейского Союза по
 вопросам о финансовой и административнойответственности
 руководителей и акционеровфинансовых учреждений за качество
 управления компаниями;
 - отказаться от использованиянеденежных форм расчетов, ввести
 жесткую фискальную дисциплину,отменить картотеки, усилить
 - процедуру банкротства.

17. Финансоваясистема: сущность и структура
 
Финансовая система – этосовокупность сфер и звеньев финансовых отношений в процесс, которые образуютсяи используются фонды денежных средств.
Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельныезвенья. В составе гос. финансов обычно выделяют 3 звена :
à  бюджетнаясистема;
à  внебюджетныефонды;
государственный кредит.
Каждое из звеньев всоответствии современному гос. устройству РФ подразделяется на 3 уровня,соответствующие уровням государственной власти.
Бюджетная система:федеральный бюджет + бюджеты субъектов федерации + местные бюджеты (самаямногочисленная часть бюджетной системы).
Бюджетная система — самоекрупное звено гос. финансов, в которой аккумулируется основная часть налоговыхпоступлений, через нее осуществляется финансирование важнейших направленийгосударственной политики (расходы, связанные с содержанием государственныхорганов власти, оборону, экономические и социальные цели).
Внебюджетные фонды подразделяютсяна 3 уровня государственной власти. Их основное назначение в РФ в настоящеевремя — решение социальных задач (содержание нетрудоспособных, оказание помощибезработным, финансирование жизненно важных расходных статей. Выделяют 4 звена:
ÞПенсионныйфонд РФ;
ÞГосударственныйфонд социального страхования;
ÞОбязательныефонды медицинского образования;
ÞФондызанятости населения.
Финансы выражаютэкономические отношения однако в каждом звене финансов эти отношения проявляютсяпо-разному, т.е имеют свою специфику.
Каждое звено финансовопределённым образом влияет на процесс воспроизводства.
Поскольку финансы имеютраспределительный характер при классификации финансовых отношений. Учитываетсяроль субъектов хозяйствования, государства и местных органов власти в общемпроизводстве.
В связи с этим выделяют 3сферы финансов: финансы субъектов хозяйствования, государственные финансы иместные финансы.
Внутри каждой сферы всвою очередь можно выделить звенья. В зависимости от характера деятельностисубъектов хозяйствования.
Каждое из звеньев можнотакже разделить на подзвенья.
Государственный бюджет –это главное звено финансовой системы.
Через этотцентрализованный фонд страны перераспределяется основная часть национального дохода.
Государственныйвнебюджетные фонды в отличие от государственного бюджета имеют целевоеназначение. Они позволяют финансовые конкретные мероприятия за счет целевыхисточников. По сути это расходы государства не включенные в бюджет.
Государственный кредит –это кредитные отношения государства с предприятиями и гражданами по поводумобилизации временно-свободных денежных средств на условиях возвратности,платности и срочности для финансирования государственных расходов.
Местные финансы – связаныс формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов местнымиорганами власти.
Все звенья финансовойсистемы взаимосвязаны между собой, что обусловлено единой сущностью финансов.
18. Элементыфинансовой системы в условиях рыночных отношений
В основу построенияфинансовой системы положены три основополагающих элемента:
1)функциональноеназначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет своизадачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношениямежду государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованиемобщегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личноестрахование — один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятийвыражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенныхдля обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства,выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;
2) территориальность — каждаяобласть, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховыхорганов;
3) единство финансовойсистемы предопределяется единой экономической и политической основой государства.Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральныефинансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основныхзаконодательных и нормативных актах.
Финансы выражаютэкономические отношения однако в каждом звене финансов эти отношенияпроявляются по-разному, т.е имеют свою специфику. Каждое звено финансовопределённым образом влияет на процесс воспроизводства. Поскольку финансы имеютраспределительный характер при классификации финансовых отношений. Учитываетсяроль субъектов хозяйствования, государства и местных органов власти в общемпроизводстве.
В связи с этим выделяют 3сферы финансов: финансы субъектов хозяйствования, государственные финансы иместные финансы. Внутри каждой сферы в свою очередь можно выделить звенья. Взависимости от характера деятельности субъектов хозяйствования. Каждое иззвеньев можно также разделить на подзвенья. Государственный бюджет – этоглавное звено финансовой системы. Через этот централизованный фонд страныперераспределяется основная часть национального дохода. Государственныйвнебюджетные фонды в отличие от государственного бюджета имеют целевоеназначение. Они позволяют финансовые конкретные мероприятия за счет целевыхисточников. По сути это расходы государства не включенные в бюджет. Государственныйкредит – это кредитные отношения государства с предприятиями и гражданами поповоду мобилизации временно-свободных денежных средств на условияхвозвратности, платности и срочности для финансирования государственныхрасходов. Местные финансы – связаны с формированием, распределением ииспользованием финансовых ресурсов местными органами власти.
Все звенья финансовойсистемы взаимосвязаны между собой, что обусловлено единой сущностью финансов.
19.Финансовая системаУкраины и характеристика её элементов
Совок-ть фин. институтов,объединяющих опред. фин. отношения по образованию и использованиюсоответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных ср-впредставляет собой фин. систему У-ны. Вся фин. система состоит изцентрализованных и децентр. фондов. Централиз. гос-во собирает ден. ср-ва длявыполнения внутр. и внешн. ф-ций. Через этот фонд гос-во обеспечиваетсодержание соц. сферы, соц. защиты населения, развитие нар. хоз-ва, отрасли,которые способствуют развитию всей экономики производственной и непроизв. сфер.Сюда входят: гос. бюджет Украины, местные бюджеты, фонд соц. страхования и соц.защиты Пенсионный фонд, Чернобыльский фонд, Фонд занятости.
Децентрализов. Фонды — это институт финансов гос. предприятий и отраслей нар. хоз-ва. Они формируютсяот доходов предприятий.
Институт кредитования:банковские кредиты.
Институт гос. кредита.
Институт гос. икоммерческого имущественного и личного страхования, для потерь от различных страховыхслучаев.
Институт расчетов.Обязательно присутствует в каждом из названных институтов, носит хар-р устанавливаемогопорядка по ср-вам расчета между субъектами в строго установленных формах,применение которых обязательно для каждого клиента.
Институт денежногообращения — это установленная форма деят-ти по выдаче наличных денег на опред.нужды. Порядок использования наличных денег регулируется спец. актами о кассовыхоперациях.
Институт валютныхрасчетов обеспечивает вал. операции, которые связаны с обеспечениемвнешне-экон. связей.
20. Управлениефинансами: сущность и виды
Управление – этосовокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект длядостижения определённого результата. В системе управления финансы можнорассматривать и как субъект управления. Как субъект управления финансы можнорассматривать и как субъект. Как субъект управления финансы играют активнуюроль в управлении экономикой. Как объект управления можно рассматриватьразличные виды финансовых отношений. Субъекты управления финансами – это теорганы, которые и осуществляют это управление. Субъект управления финансамивлияет на объект через финансовый механизм. При этом основными формами этоговлияния являются:
1.        финансовоепланирование и прогнозирование
2.        финансовоерегулирование и стимулирование и финансовый учет и контроль.
В процессе финансового планирования проводится оценка состоянияфинансов выявляются возможности увеличения объемов финансовых ресурсов и эффективности их использования. Финансовое прогнозированиепредполагает использование рыночных инструментов:
— конкуренции
— спроса и предложения
— свободных цен
Финансовое регулированиеиспользуется для поддержания оптимальной структуры производства и распределенияпри этом используется налоги дотации, субсидии. Финансовое стимулированиедолжно обеспечить раз-ти тех явлений и процессов, которые имеют на данном этапеприоритетное значение. При этом используются льготные кредиты, налоговыельготы, налоговые каникулы и другие способы.
21 Финансы как субъектуправления экономикой
Субъектами финансовыхотношений выступают предприниматели, рабочие и служащие, — за правомпроизводителей ВВП, государство — за правом управляющей структуры общества, иликак владелец-предприниматель. Права предпринимателей и рабочих и служащихотображают их права собственности на выработанный ВВП. В рамках государственногосектора экономики такие же права собственности принадлежат государству, котороевыступает в данном случае обычным предпринимателем. Права государства, какуправляющей структуры общества, определяются объективными потребностямиустановления системы финансового обеспечения выполнения государством еефункций. Необходимые государству средства она может аккумулировать такимобразом:
— зарабатывать каквладелец средств производства;
— получать от природныхресурсов, которые находятся в ее собственности;
 - мобилизировать путемперераспределения доходов юридических и физических лиц.
Права государства враспределительных отношениях регламентируются в законодательной форме. Посколькуобъект финансовых отношений один, а субъектов трое, то эти отношения носят ярковыраженный противоречивий характер. Каждый субъект стремится получить как можнобольше, но это можно сделать только за счет других субъектов, которые имеюттакие же интересы. Отсюда выплывает необходимость сбалансирования интересоввсех субъектов. Способы сбалансирования финансовых противоречий:
1. Установлениеоптимальных пропорций распределения ВВП.
2. Обеспечениепостоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов. Сбалансированиеинтересов субъектов финансовых отношений достигается в первую очередь путемустановления оптимальных пропорций распределения ВВП, то есть таких, которыеотвечают вкладу каждого, в частности и государства, в его производство. Научноустановленных показателей пропорций распределения и критериев эффективности на практикене существует. Оценка проводится опосредствовано по показателям экономическойэффективности и социальной стабильности. Если экономика функционирует нормальнои эффективно, то значительных противоречий в распределении нет. Если социальноенапряжение в обществе отсутствует, то оно в целом довольно пропорциямираспределения ВВП. Отмеченные критерии оценки отображаются в достаточно точныхэкономических показателях — уровне ВВП (ВНП) на душу население и темпах ростаВВП.
 
22.Субъекты управленияфинансами.
Управление — этодеятельность, связанная с влиянием управляющего субъекта на управляемый объектс целью достижения определенных результатов. Субъектами управления выступаютгосударство (в лице законодательных и исполнительных, в том числе финансовых органов),финансовые службы предприятий, организаций, учреждений. Управление осуществляютВерховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, аппарат Президента,Министерство финансов Украины. Верховная Рада Украины, как единственный органзаконодательной власти, принимает законы, в том числе по финансовым вопросам,утверждает Государственный бюджет Украины и вносит изменения в него;осуществляет контроль за выполнением Государственного бюджета Украины;принимает решение относительно отчета о его выполнении; определяет принципывнутренней и внешней политики. Верховная Рада Украины образует постояннодействующий орган контроля Счетную палату, которая подчиняется и являетсяподотчетной Верховной Раде. Счетная палата: осуществляет контроль завыполнением законов Украины и постановлений Верховной Рады, выполнениемГосударственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ;контролирует инвестиционную деятельность органов исполнительной власти;контролирует кассовое выполнение Государственного бюджета Украины Национальнымбанком Украины и уполномоченными банками; проверяет смету расходов, связанных сдеятельностью Верховной Рады Украины и др. Президент Украины, как главагосударства, создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджетеУкраины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные идругие вспомогательные органы и службы; подписывает законы, принятые ВерховнойРадой Украины; имеет право вето относительно принятых Верховной Радой Украинызаконов со следующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной РадыУкраины.
Кабинет МинистровУкраины, как высший орган в системе органов исполнительной власти, обеспечиваетпроведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики всферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки икультуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;организует разработку проекта закона о Государственном бюджете Украины иобеспечивает выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственногобюджета Украины, предоставляет Верховной Раде Украины отчет о его исполнении. Основнымизаданиями Минфину Украины является:
— разработка и проведениеединой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики; другимиорганами анализ современной экономической и финансовой ситуации в Украине, атакже перспектив ее развития;
-разработка проектаГосударственного бюджета Украины
-обеспечение эффективногоиспользования бюджетных средств и осуществления в пределах своей компетенциигосударственного финансового контроля;
-разработка и проведениегосударственной политики в сфере производства,
Министерству финансовУкраины подчиняются Государственное Казначейство Украины, Главноеконтрольно-ревизионное управление Украины. Главным заданием Государственнойконтрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроляза расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием идостоверностью бухгалтерского учета и отчетности, в министерствах, ведомствах,государственных комитетах,
Государственноеказначейство создано с целью эффективного управления средствамиГосударственного бюджета Украины, повышения оперативности, в финансированиирасходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов в Государственномбюджете. И потому основными заданиями казначейства является: организациявыполнения Государственного бюджета Украины и осуществление контроля за этим;
— осуществление контроляза поступлением, использованием средств государственных внебюджетных фондов;
— разработка нормативнометодических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности иорганизации выполнения бюджетов всех уровней,
Государственная налоговаяслужба в Украине имеет статус министерства и является центральным органомисполнительной власти. Главными заданиями службы является:
-осуществление контроля заправильностью вычисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов,
-принятия нормативныхактов и методических рекомендаций, по вопросам налогообложения;
Полномочия органовместного самоуправления в отрасли бюджета и финансов: — самостоятельноразрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты;
— самостоятельно распоряжаютсясредствами местных бюджетов, определяют направления их использования;
— используют свободныебюджетные средства, дополнительно полученные в процессе выполнения местныхбюджетов;
— органы местногосамоуправления могут иметь внебюджетные целевые (в том числе валютные)средства, которые используются ими самостоятельно и находятся на счетах вбанках.
— имеют правоустанавливать местные налоги и собрания, которые засчитываются ксоответствующим местным бюджетам.
23 Особенностиуправления финансов в рыночной экономике
Управление содержит всебе ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативноеуправление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведенияфинансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридическихлиц и граждан. Объектами управления явл.:
 - денежное обращение какдвижение общественных фондов в денежной форме в процессе воссоздания;
— круговорот капитала,который охватывает его авансирование, использование в производстве и реализациюизготовленного товара
— финансовые ресурсы и ихисточники в виде денежных фондов, которые используются для обеспечениябесперебойного функционирования и развития производства, социально-культурнойсферы;
— финансовые отношения,которые возникают между предприятиями и государственными учреждениями, а такжеотношения между, торговыми, коммерческими и другими структурами.
Субъектом управленияфинансами является первый руководитель пр-я, планово-финансовая служба,финансовые менеджеры. Управление финансами на уровне государства осуществляетсясистемами законодательной и исполнительной власти. В Украине это ВерховнаяРада, Президент и Кабинет Министров Украины. Непосредственно оперативноеуправление финансами возложено на Министерство финансов и подотчетны емурегиональные и местные органы. Высший орган зак. власти — Верховная Радаутверждает государственный бюджет и регулирует важнейшие отношения в финансовойдеятельности. Это осуществляется через принятие законов из финансовых вопросов.
Кабинет Министров Украиныформирует и осуществляет финансовую и денежно-кредитную политику, разрабатываети подает Президенту проект государственного бюджета, организует его исполнение,принимает решение о выпуске государственных внутренних ссуд, осуществляетденежную эмиссию. Министерство финансов принимает участие в разработке балансафин. ресурсов, организует работу из составления проекта бюджета, контролируетвыпуск и обращение ценных бумаг, принимает участие в работе органов управленияфондовых бирж. В системе Министерства финансов функционируют государственнаяконтрольно-ревизионная служба и Государственная налоговая администрацияУкраины, их возглавляют председатели, которые утверждаются Кабинетом МинистровУкраины. Основное задание контрольно-ревизионной службы — осуществлениегосударственного контроля за использованием средств и материальных ценностей,их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности.Государственная налоговая администрация главным заданиям считает обеспечение соответствиязаконодательства о налогах, полный учет всех плательщиков налогов,
Государственноеказначейство осуществляет оперативное управление расходы государственногобюджета. Казначейство также собирает, обрабатывает и анализирует информацию осостоянии государственных финансов, Единую денежно-кредитную политику ирегуляцию денежного обращения осуществляет Национальный банк Украины. Напредприятиях финансами управляют непосредственно фин. службы. Главное заданиеработников финансовых служб предприятия заключается в наиболее полнойпрактической реализации функций финансов.
Таким образом, вуправление финансами входит проведение общей финансовой политики государства,осуществления функций планирования и координации финансовых ресурсов,разработка финансового законодательства, разработка бюджета, сбор налогов,выпуск ссуд, управления государственным долгом. В первую очередь комплексноеуправление финансами осуществляется путем применения механизма планирования.
24-25. Стратегическоеи оперативное управление финансами. Органы управления финансами в условияхрыночных отношений
Различают общее илистратегическое и текущее либо оперативное управление. Стратегическоепредполагает определение фин.ресурсов на перспективу. Оперативное решаеттекущие задачи путем перераспределения финансовых ресурсов. Управление решенияв области финансов оформляются в виде законов, постановлений, финн. Планов идолжны учитывать экономические и юридические законы, результаты эконом. анализаи рациональное сочетание экономических и административных методов управления.
В этом состоит научныйподход к управлению финансами.
Стратегическое управлениеосуществляется высшими законодательными органами, через принятие финансовогозаконодательства. Оперативное управление возлагается, как правило, на органыисполнительной власти, структура которых зависит от гос. устройства. В Украинестратегич. Упр-е финансами гос-ва возложено на высшие органы гос.власти.: ВРУ.Аппарат президента, Кабмин. Текущее управление осуществляет Мин.финансов.К егоосновным задачам относят:
— разработка и реализацияфин.политики гос-ва в т. Ч. Бюджетной налоговой, инвестиционной.
— совершенствовоние фин.С-мы.
— составление проектагос.бюджета и его исполнение.
— совершенствованиефин.механизма, методов фин.планирования и с-мы фин.контроля.
-разработка программгос.займов и управление гос. долгом.
-Рассмотрение иреализация управленческих решений по использованию финансовых ресурсов;
--Контроль за соблюдениемфинансового законодательства всеми органами управления.
Управление финансамипредприятий осуществляют фин. отделы и службы. Как правило, это самостоятельныеструктурные подразделения. Их структура и численность зависит от организационноправовой формы предприятия, хар-ра его организационно правовой деятельности,объема производства и численности работников.
Основными функциямифин.службы являются:
-обеспечениефинансирования хоз. Деят-ти
— разработкаинвестиционной и кредитной политики предприятия
— составление финн. планапр-я
Осуществление расчетов споставщиками, банками, бюджетом, рабоникамии т.д.
Но лавной задачейфин.службы в современных условиях чявляется управление финансовыми потокамипредприятия с целью наиболее эффективного использования собственного и заемногокапитала мах-ции прибыли и повышения рыночной стоимости предприятия.
26 Органы управленияфинансами
Общее управление финансамиУкраины осуществляют Министерство экономики, Министерство финансов, государственноеказначейство. Оперативное управление осуществляет аппарат. С его помощью государстворуководит финансовой деятельностью во всех структурах подразделений народногохозяйства. Управление финансами на предприятиях и в отраслях народногохозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий; финансовыеотделы и управления министерств и ведомств, которые еще остались. Всю работу поуправлению государственными финансами осуществляет Министерство финансов и его финансовыеорганы, Государственная налоговая служба. Министерство финансов выполняет такиефункции:
— Подготовка бюджета иорганизация его выполнения;
— Разработка проектовнового финансового законодательства и нормативных актов относительно финансовыхвопросов, обоснования основных положений финансовой политики государства;
-Рассмотрение иреализация управленческих решений по использованию финансовых ресурсов;
--Контроль за соблюдениемфинансового законодательства всеми органами управления.
— совершенствовоние фин.С-мы.
— совершенствованиефин.механизма, методов фин.планирования и с-мы фин.контроля.
-разработка программгос.займов и управление гос. долгом.
Министерство финансоввключает у себя Бюджетное управление и Управление выполнения бюджета (казначейство).В Министерстве существуют структурные подразделения, какие присущие рыночной экономике:Управление налоговых реформ, Управления государственными ценными бумагами и финансовымрынком, Управления финансирования программ развития сельского хозяйства,Управления финансовых программ развития производственной инфраструктуры ипотребительского рынка, Управления финансирование программ развития сферыматериального производства и конверсии. Важное место в структуре аппарата Министерствазанимают: Управление финансирования обороны, правопорядка и безопасности; Управлениефинансирования социальной сферы и науки; Контрольно-ревизионное управление; Управлениевалютно-финансового регуляция; Управление методологии бухгалтерского учета иотчетности. В Украине создана и функционирует государственная налоговая служба.Ее функциями является:
-контроль за соблюдением налоговогозаконодательства;
-контроль заправильностью вычисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всехгосударственных налогов и других платежей;
-подготовка предложений посовершенствованию налогового законодательства.
Управление местными финансамиосуществляют местные представительские и исполнительные органы власти, вчастности их финансовые подразделы. В Украине есть два основных вида местных финансовыхорганов. Это финансовые органы местного самоуправления и местные финансовые органыисполнительной власти. К местным финансовым органам в системе исполнительной властипринадлежат. Министерство финансов Автономной Республики Крым, финансовые управленияи отделы областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных вКиеве и Севастополе государственных администраций, местные органы Государственнойналоговой администрации, Главное контрольно-ревизионное управление, Главноеуправление Государственного Казначейства Украины.
27. Задания Мин.фин.Украины
 
В пределах своихполномочий Минфин Украины организует выполнение актов законодательства иосуществляет систематический контроль за их реализацией. Основными заданиямиМинфину Украины является:
-разработка и проведениеединой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики;
-осуществление вместе сдругими органами исполнительной власти анализа современной экономической ифинансовой ситуации в Украине, а также перспектив ее развития;
-разработка стратегииотносительно внутренних и внешних заимствований государства и погашения иобслуживания государственного долга;
-разработка проектаГосударственного бюджета Украины и прогнозных показателей сведенного бюджетаУкраины, обеспечения в установленном порядке выполнения Государственногобюджета Украины, контроль, за соблюдением правил составления отчета овыполнении Государственного бюджета Украины и сведенного бюджета Украины;
-обеспечение.концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направленияхсоциально-экономического развития Украины;
-обеспечение эффективногоиспользования бюджетных средств и осуществления в пределах своей компетенциигосударственного финансового контроля;
-усовершенствованиеметодов финансового и бюджетного планирования, финансирования, а такжеотчетности и системы контроля, за расходованием бюджетных средств;
-разработка и проведениегосударственной политики в сфере производства, использования и хранения драгоценныхметаллов и драгоценного и полудрагоценного камней;
-обеспечение внедренияединственных методологических принципов бухгалтерского учета и отчетности(кроме бухгалтерского учета и отчетности в банковских и кредитных учреждениях);информирование общественности об экономических и фискальных целых государствах
В первую очередьМинистерство финансов должно стать центром макроэкономического планирования ипрогнозирования развития экономики государства. Другой сферой деятельностиМинистерства финансов должна стать налоговая политика. Уже на сегоднячрезвычайно актуальное задание относительно увеличения части средств, которыеаккумулируются в государственном бюджете, причем не за счет внедрения новыхналогов или повышения ставок действующих, а именно в результат рационализацииналоговой системы, расширения круга налогоплательщиков и базы налогообложения.Для этого необходимо постоянно вести работу по усовершенствованию налоговогозаконодательства. Поэтому создание полноценного, структурного подразделения в Министерствефинансов является требованием времени. Функциями такого подраздела должны такжестать разработка и реализация таможенной политики. Следующим шагом должно статьзакрепление прямых налогов или их отдельных видов и определения собственныхдоходов бюджетов местного самоуправления, а также законодательноеурегулирование вопроса о принадлежности всех непрямых налогов государственногобюджета Украины. Все эти задания должны решаться блоками: бюджетным, финансовсоциальной сферы и сферы материального производства Министерства финансов.
28 Органы управленияфинансами предпрятий
Управление финансамипредприятий базируется на объективных и субъективных законах общественногоразвития, на знании и использовании закономерностей распределения готовогопродукта и валового дохода предприятия. Финансовое управление имеет своюсистему функций, которые предлагается определять в таком составе:
• взаимодействие всехэлементов аппарата управления предприятия;
• создание эффективныхорганизационных структур управления;
• анализ финансовыхресурсов и финансовых отношений;
• прогнозирование,планирование, регуляция финансовых процессов;
• обоснование и принятиеоперативных финансовых решений;
• контроль за выполнениемразработанных планов и принятых финансовых решений.
Построение эффективнойсистемы управления финансами предприятия предусматривает созданиесоответствующей финансовой службы предприятия. Учитывая объемы и сложностьзадач, которые решаются на предприятии, его финансовая служба может бытьпредставлена:
• финансовым управлением— на больших предприятиях;
 • финансовым отделом —на средних предприятиях;
• финансовым директоромили главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерскогоучета, но и вопросами финансовой стратегии — на малых предприятиях. Структураможет быть представлена
/>
На бухгалтерию полагаютсяобязанности вести бухгалтерский учет предприятия и формировать его открытуюфинансовую отчетность в соответствии с установленными требованиями иположениями. Аналитический отдел обязан анализировать и оценивать финансовоесостояние предприятия, выполнения плановых заданий, по прибыли, объемампроизводства и реализации, поддерживать ликвидность и рентабельностьпредприятия. Отдел финансового планирования разрабатываетпланы и бюджеты предприятия (баланс доходов и расходов, бюджет движенияденежных средств, баланс активов и пассивов, и тому подобное). Оперативныйотдел выполняет сбор счетов, накладных, прослеживает их оплату, обеспечиваетэффективные взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов иполучения наличных средств, контрагентами — по поводу оплаты товаров, услуг,решения спорных вопросов, государством — по поводу уплаты налогов, обязательныхплатежей, штрафов, пени и др. Отдел по работе сценными бумагами занимается формированием и управлением портфелем ценных бумаг,обеспечивает его эффективность из позиции доходности и риска.
Такимобразом, управление финансами предприятий (финансовый менеджмент) обеспечиваетего хозяйственную деятельность финансовыми ресурсами, разрешает существующиефинансовые противоречия в финансовых отношениях, осуществляет контроль за соблюдениемфинансовой дисциплины, нацеленное на последующее развитие предприятия,достижения его, стратегических целей.
29. Финансовоепланирование
Финансовое планированиепредставляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых(нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимымифинансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности вбудущем периоде. Основными задачами финансового планирования на предприятииявляется:
• обеспечениенеобходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной ифинансовой деятельности;
• учет интересовпредприятия, акционеров и других инвесторов, при распределении прибыли;
• определение эффективныхнаправлений вложения капитала, оценка рациональности его использования;
• установлениерациональных финансовых отношений с субъектами ведения хозяйства; банками,инвестиционными фондами, страховыми компаниями;
• обеспечение выполненияобязательств предприятий перед бюджетом и государственными целевыми фондами, банкамии другими кредиторами;
• выявлениевнутрихозяйственных резервов и мобилизация всех видов ресурсов с цельюувеличения прибыли от обычной деятельности, роста других доходов, включая и внереализационные;
• обеспечение контроля зафинансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия
Значение финансовогопланирования для предприятий заключается в:
• воплощенииразработанных целей в форму конкретных финансовых показателей;
• обеспечении финансовымиресурсами заложенных в производственном плане экономических пропорций развития;
• определении с егопомощью возможности жизнеспособности проекта предприятия при условияхконкуренции;
• привлечении финансовыхресурсов от внешних инвесторов. Финансовое планирование дает возможность предприятиюопределить:
 • размер денежныхсредств, который может иметь предприятие в своем распоряжении;
• источники ихпоступления;
• соответствие финансовыхресурсов объема начерченных заданий;
• часть средств, котораядолжна быть перечислена в бюджет, государственные целевые фонды, банкам идругим кредиторам;
• механизм распределенияи использования прибыли на предприятии;
• степень обеспеченияреальной сбалансированности плановых расходов и доходов предприятия напринципах самой окупаемости и самофинансирования.
Финансовое планированиевключает ряд этапов: процесс фин.планирования, анализ финансовой ситуации,разработка фин.стратегии предприятия, составление текущих фин. планов,корректировка и конкретизация фин. плана, разработка оперативных фин. Планов.
На первом этапе на основефинансовой отчетности проводится анализ финансовых показателей деятельностипредприятия за предыдущий период (объем реализации, затраты, размер полученнойприбыли), оцениваются финансовые результаты деятельности предприятия, определяютсясостояние, недостатки и проблемы. На втором этапе разрабатывается финансоваястратегия и финансовая политика за основными направлениями финансовойдеятельности предприятия (складываются основные прогнозные документы). Натретьем этапе уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозныхфинансовых документов с помощью составления текущих финансовых планов. Начетвертом этапе соглашаются показатели финансовых планов с производственными,коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами,которые разработаны предприятием. На пятом этапе осуществляется оперативноефинансовое планирование путем разработки оперативных финансовых планов.Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом иконтролем за выполнением финансового плана. Шестой этап заключается вопределении фактических конечных финансовых результатов деятельностипредприятия, сопоставления, с запланированными показателями, выявление причинотклонения от плановых показателей, в разработке мероприятий по избеганиинегативных явлений.
 
30. Финансовоепланирование в услов.плановой и рын. экономики
Финансовое планирование –это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования инаправлениям их целевого использования согласно производственным имаркетинговым показателям предприятия в плановом периоде
Планирование былопрерогативой командно административной системы. Главная цель финансового планапредприятия заключалась в выявлении неиспользованных ресурсов и определениисуммы платежей в бюджет, величина которой отвечала превышению доходовпредприятия над его расходами. Сумма и уровень расходов централизованонормировались. Избыточная централизация финансов при планово директивнойэкономики ослабляла экономические стимулы для расширения производства. Этонегативно отражалось на результатах финансово хозяйственной деятельностипредприятий. Государственные дотации во многих отраслях достигали значительныхразмеров, поскольку эти отрасли были убыточными или малорентабельными.
Отраслевые министерствазанимались перераспределением доходов и прибылей предприятий. Значительнаячасть прибыли и временно свободных средств эффективно работающих предприятийизымалась для финансирования государственных расходов и на покрытие расходовубыточных предприятий отрасли. При рыночной экономике значительно повышаетсяматериальная ответственность руководителя предприятия за его финансовоесостояние. Для новых условий деятельности украинских предприятий теория ипрактика разработки техпромфинплана недостаточны и, в то же время, системапланов, которая используется в развитой рыночной экономике, для отечественныхпредприятий является еще преждевременной.
В условиях развитойрыночной экономики теория бизнес-планирование используется при обоснованиипроцессов освоения новых сфер деятельности предприятий, создания новых видовбизнеса. Для большинства украинских предприятий поиск новых сфер деятельности(в области сбыта продукции, которая выпускается, освоения производства новыхвидов изделий, повышения конкурентоспособности продукции, которая выпускается итому подобное) является необходимым для выживания и последующего развития.Именно поэтому выросло значение перспективного, текущего и оперативногофинансового планирования для обеспечения стойкого финансового состояния иповышения рентабельности предприятий.
Система финансовогопланирования на предприятии включает у себя три основных подсистемы:
• перспективноефинансовое планирование;
• текущее финансовоепланирование;
• оперативное финансовоепланирование.
Каждая из этих подсистемвключает определенные формы финансовых планов, их содержание и четкие пределыпериодов, на которые эти планы разрабатываются.
В настоящее времяфинансовое планирование требует использование новых принципов организации. Егосодержание и формы существенно изменяются в связи с новыми экономическимиусловиями и социальными ориентирами. Особенностью финансового планирования напредприятиях в рыночной экономике является то, что оно не носит элементыдирективности и есть внутрифирменным. Цель финансового планирования напредприятии – обеспечение оптимального размера средств, необходимых дляуспешной хозяйственной деятельности, а в конечном итоге – достижениеприбыльности предприятия. Планирование направленно, с одной стороны, на устранениеошибочных действий в области финансов, а с другой – на уменьшениенеиспользованных внутренних резервов.
Широкое осуществлениефинансового планирования в современных экономических условиях ограничивается:
• высоким уровнемнеопределенности на рынке, которая связана с длительными глобальнымиизменениями во всех областях общественной жизни (непредвиденность их усложняетфинансовое планирование);
 • отсутствиемэффективной нормативно правовой базы в сфере внутрифирменного финансовогопланирования. Для государственных предприятий такая правовая основа внедрена с2001 года; для предприятий негосударственной формы собственности она имеетрекомендательный характер.
• ограниченностьюфинансовых возможностей в большинстве предприятий для привлечениявысококвалифицированных специалистов с целью выполнения сложных финансовыхрасчетов. Особенно это касается малых и средних предприятий, в которыхпотребность в финансовом планировании является острее, ресурсы еще болееограничены и на их деятельность значительно влияет внешняя среда.
31. Фин. планы и ихвиды
Фин.планпредназначен для прогнозирования фин. перспективы развития предприятия, а такжедля определения его текущих доходов и расходов. Он представляет собойсубъективный процесс разработки и принятия целевых установок фин. деятельности.Результатом фин. планирования явл. составление различных фин. планов(бюджетный, балансовый, графиков). Каждый фин. план отражает специфику сфер извеньев фин. с-мы.
Т.о. финансовый план — баланс доходов и расходов, причем величина доходов в итоге равна величинерасходов. Составление финансового плана необходимо для того, чтобы определитьвозможность покрытия расходов предприятия соответствующими поступлениямиденежных средств.
ФП:
             доходы ипоступления;
             расходы иотчисления;
            кредитныевзаимоотношения;
            взаимоотношения сбюджетом;
По видам фин.планирование бывает:
1.        стратегическое(цель – улучшение взаимодействия с внеш. средой для достижения желаемого уровнядоходности в будущем)
2.        тактическое(уточняют стратег. планы-период от 1 мес. до года)
3.        оперативное(осущ. на период до 1 мес.)
32. Фин.контроль:сущность и назначение
Фин. контроль – это формареализации контрольной функции финансов.
При этом, есликонтрольная функция Ф. явл. свойством самих финансов, то фин. контрольпредставляет собой деятельность спец. органов (субъектов).
Контрольная функцияопределяет назначение и содержание фин. контроля, в тоже время методы его осущ.зависят от уровня развития экономики и фин. системы.
Фин. контроль – этопроверка фин. и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хоз-ния сспец. форм и методов.
Объект – денежныераспределительные процессы.
Функции: 1) обеспечениесвоевременной и достоверной инфо. о движении ден. средств; 2) предупреждениекризисных ситуаций финансов; 3) предупреждение и борьба с фин. нарушениями.
33. Задания иособенности фин. контроля на современном этапе
 
Фин. контроль (ФК)является фактором дальнейшего развития рыночных отношений. С его помощьюзакрепляется вмешательство государства в его внутрихоз.деятельностьсоответствующих юр. и физ. лиц. Содержание ФК определяется фин. деятельностьюгосударства, составной частью которого он является. Его задачи:
1.обеспечить своевременноенаиболее эффективное поступление денежных средств;
2.благоприятствовать ихувеличению;
3.помочь найти новые источникидохода;
4.рациональное, целевое,наиболее эффективное распределение, экономное расходование денежных средств.
На практике проявляется впроверке фин. планов юр.лиц, планов производства, планов по себестоимости,прибыли и т.д. ФК – это деятельность гос.органов или гос.организаций по обеспечениюзаконности фин.дисциплины и целевого назначения при перераспределении денежныхсредств и связанных с этим мат.ценностей. Правовая основа осуществленияконтроля это Конституция, в которой определены принципы, основные права иобязанности гос.организаций в области контроля. Также за последнее время вУкраине приняты законы «О ГНА Ук-ны» и «О аудиторской деятельности».
34. Виды фин. контроляи их характеристика
 
В зависимости от субъектов бывает:
Общегосударственный контроль — осуществляют органы государства и управления.Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности, то естьгосударство может проконтролировать любую организацию, независимо от формы собственности.
Ведомственный контроль — проводят контрольно — ревизионные отделыминистерств и ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово — хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, организаций.
Внутриведомственный контроль — производится финансовыми службами предприятий,организаций (бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел, планово- производственный отдел). В функции этих отделов входит проверка производственнойи финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений(цех, склад, строительное управление).
Общественный контроль выполняют отдельные физические лица иобщественные организации на добровольных началах (общество защиты прав потребителей,экология).
Аудиторский контроль (до рыночной экономики его не было) выполняетсяаудиторскими фирмами и службами. Объектом данного контроля является деятельностьвсех экономических субъектов. В зависимости от целей и задач, выделяют два видааудита:
а) внешний;
б) внутренний.
 
35. Независимый фин. контроль и его роль в условиях рын.Отношений
 
аудиторский (независимый) контроль исторически появилсякак ответ на потребность корпораций обеспечить эффективный контроль заадминистрацией, для чего заключался договор с аудиторской фирмой для проверкифинансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудиторский контрольосуществляется конторами, имеющими на это специальную лицензию. Аудиторскийконтроль может быть внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним. Различают 3вида внешнего аудита: общий (различные стороны ФХД предприятия); банковский,страховой. Основные цели внешнего аудита:
1) проверка достоверностифинансовой и бухгалтерской отчетности;
2) экспертиза финансово — хозяйственного состояния;
3) оценка платежеспособности;
4) разработка рекомендацийпо хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.
В обязательном порядкевнешний аудит проводят банки, страховые компании, АО, инвестиционные фонды.
Внутренний осуществляется на крупных предприятиях сфилиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба.Этот вид аудита находится на стадии формирования. Внутренний аудит осуществляютслужбы внутреннего контроля по поручению руководителя. Внутренний аудит выполняетсянепрерывно и охватывает все участки хозяйственной деятельности.
36. Формы проведения фин. контроля и их характеристика
 
В зависимости от временипроведения фин. контроль бывает: предыдущий, поточный и последующий. Предыдущийосуществляется на стадии разработки прогнозных расчетов бюджета и плана, цельюявляется проверка обоснованности расчетов. Он производится до начала реализациирешения осуществить денежные операции. Поточный (оперативный) — контрольосуществляется во время исполнения плана, производства денежных операций. Наэтой стадии задачей является достижение наиболее рационального использованияфин. ресурсов. Последующий контроль осуществляется путем ревизии, проверок,инвентаризации. Он разрешает определить положение фин. дисциплины, причины еенарушения.
37. Методы проведенияфин. контроля и их характеристика
Методы ФК- это приемы испособы его осуществления. К методам ФК можно отнести проверку, анализ фин.хоз. деятельности, отчеты. Основные методы – проверка и ревизия. Проверка – этообследование и изучение отдельных участков фин. хоз. деятельности юр. лиц. Ревизия– метод документального контроля за фин. хоз. деятельностью юр. лиц.Большинство ревизий планируются и производятся в установленные сроки. Полнаяревизия – охват всех сторон деятельности юр. лица. Частичная – одну сторонудеятельности. Комплексная – производится представителями нескольких органов. Порезультатам ревизии оформляется акт, который подписывается руководителем ревиз.группы и главбухом предприятия.
Кроме этого существуют:
1.  обследование – проводится в случаереорганизации, реструктуризации пр-я;
2.  надзор – связан с контролемсоблюдения установленных правил и нормативов, наркшение которых влечёт за собойотзыв лицензии;
3.  эк. Анализ – для анализа пр-й, оценкаотчётности;
4.  наблюдение, мониторинг – постоянныйконтроль фин. состояния пр-я.
 
38. Органы гос. фин.контроля Украины и их функции.
Контроль за фин. деят-тьюв У-не осуществляют:
·   Гос. налоговые администрации;
·   Контрольно-ревизионная служба У-ны.
З-он «О ГНА» определилполномочия ГНА-ций по взысканию налогов и др. обязательных платежей, осущ-ниюконтроля за правильностью исчисления и уплаты этих платежей, и соблюдению налоговогозак-ва.
Для осущ-ния гос.контроля за финансово-хоз. деят-тью действует гос. КРС.
Перед ГКРС поставленаосн. задача: контроль за расходованием ср-в и матер. ценностей, их сохранностью,состоянием и достоверностью бухучета и отчетности в Мин-вах и ведомствах,Гос.комитетах и фондах, бюджетных учреждениях, в предприятиях и орг-циях,получающих ассигнования из бюджетов всех уровней.
К задачам КРС относится разработка предложений по устранениювыявленных ревизиями недостатков и нарушений; предупреждение их в дальнейшем.
39. Сущность гос.бюджета и его особенности как элемента фин. отношений
Бюджет государства можно определить, какустановленный нормами закона, принятого Верховной Радой или решением местныхСоветов народных депутатов план создания и использования централизованного (длягосударства или определенной территории) фонда средств, необходимого дляосуществления их задач и функций государства в целом и органов местногосамоуправления.
Бюджет рассматривается в3-х аспектах: экономическом, материальном и правовом.
·   С эк. точки зрения Б — это системаэк. отношений, по средствам которых формируется, распределяется и используетсягос. фонд ден. ср-в для выполнения функций государства.
·   Местный Бюджет — это система эк.отношений, по средствам которых формируется распределяется и используетсяместн. фонды ден. ср-в для выполнения функций, возложенных на этот регион.
·   С матер. точки зрения — этоцентрализованный фонд ден. ср-в (гос. или органа местного самоуправления),который расходуется для опосредования их функционирования.
Задачи госбюджета:
·   приостановление спада производства
·   всемерное стимулирование отечественногопр-ва
·   укрепление ден. единицы
·   полнота охвата налогообложением
·   соц. защита населения и др.
40. Бюджетныеотношения и их специфика
Финансовые отношения, складывающиеся у государства спредприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражаетсяв том, что они, во — первых, возникают в фазе распределения общественногопроизводства, и, во-вторых, направлены на формирование, распределение ииспользование централизованных финансовых ресурсов. Бюджетным отношениям присущобъективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства постояннодолжна концентрироваться часть национального дохода, необходимая дляобеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворенияэкономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытияобщественных издержек управления, повышения обороноспособности страны.Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместес тем эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетныеотношения ¾ эточасть экономической структуры общества; их функционирование предопределяетсятем, что для осуществления государством его функций объективно необходимаматериально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношенияполучают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляютсяв бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет, бюджет АвтономнойРеспублики Крым и местные бюджеты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :