Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Угроза терроризма

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Российский государственный торгово-экономический университет

Омский институт


Контрольная работа

По курсу «Безопасность жизнедеятельности»

Вариант № 10

Терроризм как реальная угроза безопасности в современном мире.

Закон РФ «О борьбе с терроризмом»


Выполнила:

Студентка 1 курса БУ

заочной сокращённой

формы обучения

№ зачётной книжки У-

06-56

Кривоконь Мария Станиславовна


Проверил:

д.б.н., профессор

Сидоров

Геннадий Николаевич


Омск-2007

Содержание


Введение……………………………………………………………………..

Понятие и истоки терроризма…………………………………………..

Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма..

Законодательство о борьбе с терроризмом…………………………….

ФЗ «О борьбе с терроризмом»………………………………………….

Глава 1. Общие положения……………………………………………..

Глава 2. Основы организации борьбы с терроризмом………………..

Глава 3. Проведение контртеррористических операций……………...

Глава 4. Возмещение вреда, причинённого в результате террористической акции, и социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции…………………

Глава 5. Правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом……………………………………………………………

Глава 6. Ответственность за участие в террористической деятельности……………………………………………………………..

Глава 7. Контроль и надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом……………………………………………………………

Глава 8. Заключительные положения………………………………….

Заключение………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………...


Введение


Терроризм в современной России

В наши дни терроризм вошёл в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, угон самолётов, взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, физическое устранение политических соперников, покушения на представителей различных ветвей власти и т.д. стали уже привычным явлением.

Так, только в столице России в последние годы были осуществлены следующие серьёзные теракты:

В декабре 1994 года произошёл взрыв у южного входа на ВДНХ. Взрывное устройство сработало на задней площадке автобуса. В январе 1995 года – сразу несколько взрывов бомб: в Московском государственном педагогическом университете, физико-математической школе № 354, в гостинице «Метрополь» и на трансформаторной подстанции «Мосэнерго». 6 февраля 1995 года на улице Тёплый стан в жилом доме сработало взрывное устройство, эквивалентное 200 граммам тротила. Жертв не было. 11 июня 1996 года на Серпуховской линии московского метро в вагоне поезда сработало безоболочное взрывное устройство с часовым механизмом, эквивалентное 500 граммам тротила. 4 человека погибли, 12 получили серьёзные ранения.

11июля 1996 года в троллейбусе 12-го маршрута на Пушкинской площади в результате террористического акта произошёл взрыв. Водитель получил серьёзные ожоги, 5 пассажиров были легко ранены.

12 июля 1996 года взорван троллейбус на проспекте Мира. Пострадали 28 человек.

10 ноября 1996 года на Котляковском кладбище произошёл взрыв. В результате теракта погибли 13 человек, 70 получили ранения.

1 января 1998 года на станции «Третьяковская» Московского метрополитена сработало самодельное взрывное устройство. Три человека госпитализированы с ранениями различной тяжести.

4 ноября 1998 года недалеко от Спасской башни Кремля в автомобиле «Москвич» сработало взрывное устройство мощностью 400-600 грамм тротилового эквивалента. Ранены два офицера охраны Кремля и один солдат Президентского полка.

4 апреля 1999 года у здания приёмной Федеральной службы безопасности РФ на Кузнецком мосту сработало безоболочное взрывное устройство мощностью около 2 кг тротила. Пострадали сотрудник милиции и один из охранников ФСБ.

26 апреля 1999 года в лифте гостиницы «Интурист» произошёл мощный взрыв. Пострадали 11 человек. Мощность неустановленного взрывного устройства составила примерно килограмм тротила. Зданию причинён значительный ущерб

22 июня 1999 года у здания МВД России на Житной улице было обнаружено взрывное устройство с часовым механизмом мощностью около 300 грамм тротилового эквивалента. Оно взорвалось до того, как его успели обезвредить. Взрывной волной были повреждены несколько автомашин и часть стекол в здании министерства. Жертв и пострадавших нет.

31 августа 1999 года в центре Москвы на Манежной площади в крупнейшем торговом комплексе «Охотный ряд» совершён террористический акт. На третьем ярусе комплекса в зале игровых автоматов сработало безоболочное взрывное устройство. По разным данным, его мощность составляла от 150 до 300 грамм тротилового эквивалента. Пострадал 41 человек, одна женщина скончалась.

В ночь с 8 на 9 сентября 1999 года на улице Гурьянова в девятиэтажном шестиподъездном жилом доме произошёл сильнейший взрыв мощностью 300-400 кг тротилового эквивалента. Полностью обрушились два подъезда. В результате теракта 94 человека погибли, 164 получили ранения.

13 сентября 1999 года в 5 часов утра в жилом доме № 6 по Каширскому шоссе произошёл взрыв, сила которого составила около 300 кг тротилового эквивалента. Восьмиэтажный одноподъездный кирпичный дом был полностью разрушен. В результате теракта погибли 121 человек, 9 получили ранения.

8 августа 2000 года в 18:00 в подземном переходе на Пушкинской площади произошёл взрыв, в результате которого погибли 8 человек, получили ранение около 100 человек.

Одним из самых жестоких и бесчеловечных актов стал захват 1 сентября 2004 года средней школв в г. Беслан. При освобождении заложников погибло 739 заложников, большинство из которых дети. Террористы, участвовавшие в захвате уничтожены, а единственный оставшийся в живых Нурпаши Кулаев задержан и предстал перед судом.

Статистика только одной из форм терроризма выглядит достаточно убедительно: в 1994 году в различные органы государственной власти и управления поступило более 200 сообщений об угрозах совершения террористического акта с применением взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность для жизни людей. Это в три раза превысило количество сообщений такого рода за 1991-1992 гг. После серии террористических актов в Москве и Волгодонске в начале осени 1999 г. Число подобных звонков в органы охраны правопорядко многократно возросло.

По сообщению первого заместителя министра внутренних дел России В. Козлова, сотрудниками Мвд России в 2000-м году были предотвращены 95 террористических актов. Сотрудниками милиции изъято 2600 взрывных устройств. В то же время, преступникам удалось осуществить 64 террористических акта, в результате которых 200 человек погибли и 500 получили ранения. При этом 48 терактов и диверсий совершены в Чеченской республике.

Опасным стал так называемый коммерческий терроризм. За 1993 г. Было совершено около 100 заказных убийств (в 1992 г. – 32, в 1995 г. - 50) в отношении разного рода предпринимателей.

За 1994 г. На территории Москвы было осуществлено 107 преступлений с применением взрывных устройств и взрывчатых веществ. За 1995 г. Эта цифра возросла на 30%. В большинстве случаев имели место экономические и финансовые «разборки», в том числе, возникшие на почве конкурентной борьбы. В Москве произошло около 300 захватов заложников в целях получения за их освобождение выкупа.

Однако, на лидирующие позиции по масштабам и размаху своего проявления и общественному резонансу вышел терроризм, в основе которого лежит сепаратизм, действующий под флагом освободительной борьбы, национализма и религиозного экстремизма (события в Будёновске в июне 1995 г. иДагестане в январе 1996 г.). В России сложилась уникальная ситуация: на части территории Федерации, в Чечне обосновались вооружённые банды, образовав криминальный анклав.

Глядя на то, сколько за последнее время, только в нашей стране, происходит террористических актов, в которых огромное количество погибших и пострадавших людей, а эти люди, чьи-то дети, родители, жены, мужья, близкие и родные люди, тема «Терроризм как реальная угроза безопасности в современном мире», наиболее актуальна на сегодняшний день. В жизни итак много различных природных факторов, влекущих за собой человеческие жертвы. Так, неужели люди настолько жестоки, что готовы причинять вред ни в чём не повинным людям, маленьким беззащитным детям, ради каких-то политических целей? Ответ – да, могут, и называются такие люди террористами.

Жить стало опасно!


Понятие и истоки терроризма

ХХ век войдёт в историю человечества не только своими выдающимися научно-техническими открытиями и достижениями, но и как век, вписавший в эту историю целый ряд чёрных страниц, в числе которых находится и одно из наиболее уродливых и трагических общественно-социальных явлений – терроризм. Террористические акты, насилие нескончаемой чередой сопровождают развитие цивилизации.

Корни слова «террор» происходят от латинского «terror» - страх, ужас («terroris» - лицо, предмет, внушающее ужас). Аналогичное значение имеют английское слово «terror» и французское «terreur». Понятие террора ввёл Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре.

Динамика развития терроризма исторически развивалась по следующей цепочке: индивидуальный терроризм – групповой – локальный – массовый террор. Для современного мира характерно всё более массовое насилее. Современный терроризм – сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в угрозу для безопасности всего мирового собщества.

В настоящее время существуют три основных взгляда на природу терроризма: исходя из боевых, криминальных и социально-политических проявлений террористической деятельности.

В соответствии с первой позицией терроризм рассматривается как специфический вид вооружённых действий и определяется как «вооружённый конфликт низкой интенсивности».

Вторая точка зрения делает акцент на криминальной составляющей и классифицирует терроризм как вид уголовной преступности.

Третья считает терроризм видом политической борьбы, формирующимся на основе социально-политического протеста.

Профессор С.А. Эфиров считает, что терроризм необходимо определять как политически мотивированные действия. Он предложил: первым признаком считать политическую мотивацию насильственных действий, которая отграничивает терроризм от уголовной преступности (хотя это отличие становится всё более условным). Второй признак терроризма – это его цель по созданию определённого социально-политического климата, дестабилизации положения, запугивания масс, правительства, партий (это отличает его от единичных политических убийств). Третий признак – отсутствие необходимой связи с вооружённой конфронтацией (это отличает терроризм от войны, хотя войне может сопутствовать террор против населения захваченных территорий, военнопленных и т.д.) С.А. Эфиров предложил различать три сопредельные сферы: собственно терроризм, уголовную преступность и промежуточную область, в которой используются террористические методы (например, экономический и криминальный терроризм).

Можно выделить следующие черты терроризма, разграничивающие его с войной, освободительной борьбой, бандитизмом: это система насильственных действий, не связанных с вооружённой конфронтацией с правительственными силами, для достижения определённых целей (политических, этнических, религиозных), отражающих интересы достаточно узкой группировки, а не всего общества, через создание определённого социально-психологического климата путём устрашения населения, дестабилизации обстановки, нарушения общественной безопасности.

В Федеральном законе Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» террористическая деятельность трактуется в более широком смысле. «Терроризм» - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на применение органами власти решений, выгодных террористам или удовлетворения их неправомерных и (или) иных интересов, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённое в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо их мести за такую деятельность; нападение на представителя иного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебное помещение либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если деяние совершенно в целях провокации войны или осложнения международных отношений».

То есть терроризм, согласно ФЗ «О борьбе с терроризмом», включает в себя организацию, подготовку и реализацию террористической акции, подстрекательство к ней, организацию незаконного воружённого формирования, вербовку, вооружение, обучение и использование террористов, финансирование заведомо террористической организации.

Террористический акт, по своей сути, имеет чрезвычайный характер, который определяется следующими факторами:

- тщательность планирования, организации, подготовки и высокий уровень конспиративности действий террористов;

- захват заложников, что объективно служит гарантией для террористов и достижения их целей;

- выбор различных транспортных средств, что нередко затрудняет действия штурмовых групп, сил правопорядка;

- гибкость и неординарность тактики действий террористов практически на всём протяжении преступной акции;

- наличие у преступников достаточного количества оружия, а нередко и взрывных устройств, что делает угрозу уничтожения заложников весьма реальной;

- отсутствие достаточного опыта в некоторых по проведению социальных операций, когда в силу отдалённости или недостатка времени не могут быть использованы специальные подразделения;

- высокая вероятность возникновения массовых волнений и беспорядков, конфликтов на межнациональной почве и других криминальных ситуаций в связи с возможностью утечки информации, возникновением и распространением слухов о принадлежности террористов к той или иной национальности;

- большой общественный, в том числе, международный резонанс.


Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма

Эскалация терроризма в современной России и ближайшем зарубежье является следствием распада СССР и последующего за этим глубокого кризиса в обществе.

При этом значительное влияние на распространение терроризма в нашей стране и в ближайшем зарубежье оказывает в настоящее время подъём исламского терроризма на Ближнем Востоке и в ряде других стран Азии и Африки.

Для разработки системы мер борьбы с тероризмом в сегодняшней России важное значение имеет учёт факторов, способствующих его распространению.

Определяющее значение в распространении терроризма в России имеют внутренние социальные факторы, отражающие существующие ныне экономические, социальные, политические, этно-национальные противоречия и кризисные условия развитой страны.

Такими факторами являются:- широкий и происходящий в острых формах передел собственности;

- активизация борьбы за политическую власть на основе групповых, политико-идеологических, этно-националистических интересов, являющихся стимулом для развития политического и националистического экстремизма;

- обострение межнациональных противоречий на почве различных территориальных споров, действительного или мнимого ущемления национальных прав отдельных наций, способствующих развитию национального экстремизма;

- распространение сепаратистских, антифедеральных и антирусских настроений.

В стране наблюдается рост преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье представителей государственной власти, различных уровней, финансово-банковских и промышленных структур общественных деятелей, работников СМИ, с захватом заложников.

Особенно опасные воздействия на обстановку в области терроризма оказывают тенденции к росту масштабов незаконного оборота оружия и других предметов и веществ – возможных средств преступлений, террористической деятельности.

В конце 20 века проблема терроризма приобрела особое значение. Терроризм стал многоликим по своему характеру. Он совершается не только экстремистскими организациями и преступниками одиночками, но в ряде тоталитарных государств – их спецслужбами.

Наибольшую угрозу для мирного сообщества представляет международный терроризм, стремительный рост которого принёс страдание и гибель большому числу людей.

Терроризм стал одним из самых опасных вызовов международной безопасности и превратился в глобальную проблему. Он представляет собой сознательное использование насилия или угрозы насилия для достижения в большинстве случаев политических и идеологических по своей прроде целей путём устранения. Терроризм – уголовное преступление, характерной особенностью которого является то, что обычно он предназначен для воздействия не столько на непосредственных жертв насилия, сколько на других людей и, прежде всего, на исполнительные или законодательные органы государства.

Террористические акты, как показала жизнь, оборачиваются массовыми человеческими жертвами, ведут к масштабным разрушениям материальных и духовных ценностей, сеют недоверие, вражду и ненависть между социальными и национальными группами.

Активизация террористической деятельности связана с внутренними и внешними факторами, активизирующими рост терроризма в России.

К числу внутренних факторов он относит:

- наличие в стране значительного нелегального «рынка» оружия;

- слабое использование необходимых правовых и иных механизмов эффективного контроля и пресечения преступной деятельности;

- недостаточную эффективность деятельность правоохранительных и социально-государственных, и общественных органов по защите прав граждан и, как следствие, падение авторитета власти и закона;

- утрату значительной части населения жизненных ориентиров и, связанное с этим, обострение чувства социальной неустроенности и незащищённости;

- низкий уровень социальной адаптации контингента российских граждан, принимавших участие в боевых действиях а Афганистане, Чечне, Таджикистане, Сербии, Приднестровье и других «горячих точках»;

- неограниченную пропоганду вСМИ культа жестокости и насилия.

Среди внешних факторов, способствующих распространению терроризма можно выделить следующее:

- стратегические установки отдельных иностранных спецслужб и международных террористических организаций;

- социально-политическую и экономическцую нестабильность в сопредельных государствах бывшего СССР, а также в ряде Европейских и Азиатских стран, наличие некоторых из них открытых форм вооружённого противостояния;

- рост числа террористических проявлений в странах Ближнего и Дальнего зарубежья;

- «прозрачность» Российских границ на ряде её участков, а также отсутствие надёжного режима въездного контроля;

- относительную лёгкость приобретения (легального или на «чёрном рынке») оружия (в том числе крупных партий) в некоторых сопредельных государствах.

Цель терроризма – нарушить общественную безопасность и оказать влияние на принятие решения органом власти. Терроризм сопутствует совершению опасных, в том числе, и государственных преступлений, посягающих на суверенитет. Территориальную неприкосновенность, государственную безопасность и обороноспособность страны, политическую и экономическую систему; нередко под угрозу ставится мир и мирное сосуществование государства.

Для достижения поставленных целей терроризм может быть использован как отдельными людьми, так и группами. Он является средством профессионалов для придания их деятельности или их требованиям широкой огласки в обществе. В большинстве случаев к терроризму прибегают тоггда, когда другие акции (политические переговоры, массовые демонстрации) результатов не дали. Стало очевидным, что для эффективной борьбы с ним требуется совместные усилия всего мирового сообщества. Координация коллективных действий на глобальном, региональном и национальном уровне.


Законодательство о борьбе с терроризмом

В настоящий момент в РФ сложилась система нормативных актов, регулирующих вопрсы борьбы с терроризмом. Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Федеральные законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти.

К основополагающим законам по борьбе с терроризмом можно отнести Конституцию РФ, ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём», ФЗ «Об обороне» Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других законов.

Федеральный закон №130-ФЗ от 25.07.1998 г. «О борьбе с терроризмом» (действует в ред. От 07.03.2005) впервые в истории нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе.

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации деятельности определяющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Закон определяет основные понятия::

Терроризм:

- насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённое в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо из мести за такую деятельность;

- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;

Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:

- организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

- подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

- организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им;

Международная террористическая деятельность – террористическая деятельность, осуществляемая:

- террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства, или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

- гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

- в случае, когда террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами этих государств;


Террористическая акция:

- непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;

-уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов;

- посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека;

- создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределённого круга лиц путём создания условий для аварии и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами;

- иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

Преступления террористического характера:

- преступления, предусмотренные статьями 205-208, 277 и 360 УК РФ;

- другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с УК РФ.

Террорист:

- лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;

Террористическая группа:

- группа лиц, объединившаяся в целях осуществления террористической деятельности;

Террористическая организация – организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признаётся террористической, если хотя бы одно из её структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации;

Заложник – физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица;

Борьба с терроризмом – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности;

Контртеррористическая операция – специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции;

Зона проведения контртеррористической операции – отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещении прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится укказанная операция.

В ст. 5 ФЗ «О борьбе с терроризмом» определены и основные цели борьбы с терроризмом:

1. защита личности, общества и государства от терроризма;

2. предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизации её последствий;

3. выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах:

законность;

приоритет мер предупреждения терроризма;

неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

минимальные уступки террористу;

единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

минимальная огласка технических приёмов и тактики проведения контртеррористических операций.

За осуществление террористической деятельности и несоблюдение норм законодательства о борьбе с терроризмом предусмотрена уголовная, административная и имущественная (гражданско-правовая) ответственность.

Юридической ответственности подлежат не только лица, непосредственно осуществляющие террористическую деятельность, но и те, кто способствует осуществлению террористической деятельности (путём финансирования, легализации доходов), а также лица, которые в результате неисполнения требований закона способствуют совершению террористических актов (журналист, раскрывший местоположение сотрудников правоохранительных сил, работник банка, не сообщивший об операциях, направленных на финансирование терроризма и т.д.).


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ


Принят

Государственной Думой

3 июля 1998 года


Одобрен

Советом Федерации

9 июля 1998 года


(в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ,

от 21.11.2002 N 144-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)


Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом


Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.


Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом


Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) законность;

2) приоритет мер предупреждения терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.


Статья 3. Основные понятия


Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;

террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им;

международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:

1) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

2) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

3) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств;

террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

преступления террористического характера - преступления, предусмотренные статьями 205 - 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;

террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;

террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации;

борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности;

контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции;

зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция;

заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.


Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом


1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.


Глава II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ


Статья 5. Цели борьбы с терроризмом


Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.


Статья 6. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом


1. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Служба внешней разведки Российской Федерации;

Федеральная служба охраны Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Абзац исключен. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

4. Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

5. В случае ликвидации, реорганизации или переименования перечисленных в настоящей статье федеральных органов исполнительной власти их функции в области борьбы с терроризмом переходят к их правопреемникам.

6. Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне.

Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;

вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.


Статья 7. Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом


1. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом, руководствуются в своей деятельности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также изданными на их основе нормативными правовыми актами (в том числе и межведомственными), регламентирующими эту деятельность.

2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

Пограничные органы и пограничные войска осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвуют в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

4. Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

5. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

6. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.


Статья 8. Основные функции субъектов, привлекаемых к борьбе с терроризмом


Федеральные органы исполнительной власти, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности; создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений террористического характера; предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов, а также в иных формах исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом. Порядок предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 9. Содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом


1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

2. Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.


Глава III. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ

ОПЕРАЦИЙ


Статья 10. Управление контртеррористической операцией


1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

2. В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.

3. Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

4. Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяется положением, утверждаемым председателем соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии. Положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией разрабатывается на основании типового положения, утвержденного федеральной антитеррористической комиссией.


Статья 11. Силы и средства для проведения контртеррористической операции


Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.


Статья 12. Руководство контртеррористической операцией


1. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

2. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента Российской Федерации руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

3. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.

Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.


Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции


1. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

2. В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом.


Статья 14. Ведение переговоров с террористами


1. При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

2. При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

3. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.


Статья 15. Информирование общественности о террористической акции


1. При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

2. Не допускается распространение информации:

1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.


Статья 16. Окончание контртеррористической операции


1. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

2. Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.


Статья 16.1. Погребение террористов, умерших в ходе пресечения террористической акции


(введена Федеральным законом от 21.11.2002 N 144-ФЗ)


Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.


Глава IV. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ, И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ


Статья 17. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции


1. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.

2. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, совершенной на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, а также возмещение ущерба, причиненного одному субъекту Российской Федерации и превышающего возможности компенсации из бюджета данного субъекта Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.

3. Возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам в результате террористической акции, совершенной на территории Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда.

4. Возмещение вреда, причиненного организации в результате террористической акции, производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.


Статья 18. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции


1. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, проводится в целях их возвращения к нормальной жизни, включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство вплоть до восстановления на работе, предоставление им жилья.

2. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, а также лиц, перечисленных в статье 19 настоящего Федерального закона, производится за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция.

3. Порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористической акции, определяется Правительством Российской Федерации.


Глава V. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ,

УЧАСТВУЮЩИХ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ


Статья 19. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежащие правовой и социальной защите


1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства. Правовой и социальной защите подлежат:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом;

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности и минимизации ее последствий;

3) члены семей лиц, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием перечисленных лиц в борьбе с терроризмом.

2. Социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.


КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, см. Постановление Правительства РФ от 22.01.1997 N 58.


Статья 20. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом


1. Вред, причиненный здоровью или имуществу лиц, перечисленных в статье 19 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, возмещается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

2. В случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 рублей, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

3. В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

4. В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 10 000 рублей.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)


Статья 21. Освобождение от ответственности за причинение вреда


При проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 22. Льготное исчисление выслуги лет


Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).


Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧАСТИЕ

В ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 23. Ответственность за участие в террористической деятельности


Лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Статья 24. Особенности уголовного и гражданского судопроизводства по делам о террористической деятельности


Дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, по решению суда могут рассматриваться в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства.


Статья 25. Ответственность организации за террористическую деятельность


1. Организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда.

При ликвидации организации, признанной террористической, принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в доход государства.

2. В случае признания судом Российской Федерации международной организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами Российской Федерации, террористической запрещается деятельность данной организации на территории Российской Федерации, ее российское отделение (филиал, представительство) ликвидируется, а принадлежащее ему имущество и имущество указанной международной организации, находящиеся на территории Российской Федерации, конфискуются и обращаются в доход государства.

3. Заявление о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность направляется в суд Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами.


Глава VII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ


Статья 26. Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом


Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.


Статья 27. Надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом


1. Надзор за исполнением законов при осуществлении борьбы с терроризмом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

2. Прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции также осуществляет мероприятия по предупреждению террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации проводит предварительное расследование, осуществляет надзор за расследованием уголовных дел, связанных с террористической деятельностью, поддерживает в судах государственное обвинение по таким делам, а также принимает иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом


Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.


Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Заключение


Терроризм в современной России

В наши дни терроризм вошёл в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, угон самолётов, взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, физическое устранение политических соперников, покушения на представителей различных ветвей власти и т.д. стали уже привычным явлением.

Так, только в столице России в последние годы были осуществлены следующие серьёзные теракты:

В декабре 1994 года произошёл взрыв у южного входа на ВДНХ. Взрывное устройство сработало на задней площадке автобуса. В январе 1995 года – сразу несколько взрывов бомб: в Московском государственном педагогическом университете, физико-математической школе № 354, в гостинице «Метрополь» и на трансформаторной подстанции «Мосэнерго». 6 февраля 1995 года на улице Тёплый стан в жилом доме сработало взрывное устройство, эквивалентное 200 граммам тротила. Жертв не было. 11 июня 1996 года на Серпуховской линии московского метро в вагоне поезда сработало безоболочное взрывное устройство с часовым механизмом, эквивалентное 500 граммам тротила. 4 человека погибли, 12 получили серьёзные ранения.

11июля 1996 года в троллейбусе 12-го маршрута на Пушкинской площади в результате террористического акта произошёл взрыв. Водитель получил серьёзные ожоги, 5 пассажиров были легко ранены.

12 июля 1996 года взорван троллейбус на проспекте Мира. Пострадали 28 человек.

10 ноября 1996 года на Котляковском кладбище произошёл взрыв. В результате теракта погибли 13 человек, 70 получили ранения.

1 января 1998 года на станции «Третьяковская» Московского метрополитена сработало самодельное взрывное устройство. Три человека госпитализированы с ранениями различной тяжести.

4 ноября 1998 года недалеко от Спасской башни Кремля в автомобиле «Москвич» сработало взрывное устройство мощностью 400-600 грамм тротилового эквивалента. Ранены два офицера охраны Кремля и один солдат Президентского полка.

4 апреля 1999 года у здания приёмной Федеральной службы безопасности РФ на Кузнецком мосту сработало безоболочное взрывное устройство мощностью около 2 кг тротила. Пострадали сотрудник милиции и один из охранников ФСБ.

26 апреля 1999 года в лифте гостиницы «Интурист» произошёл мощный взрыв. Пострадали 11 человек. Мощность неустановленного взрывного устройства составила примерно килограмм тротила. Зданию причинён значительный ущерб

22 июня 1999 года у здания МВД России на Житной улице было обнаружено взрывное устройство с часовым механизмом мощностью около 300 грамм тротилового эквивалента. Оно взорвалось до того, как его успели обезвредить. Взрывной волной были повреждены несколько автомашин и часть стекол в здании министерства. Жертв и пострадавших нет.

31 августа 1999 года в центре Москвы на Манежной площади в крупнейшем торговом комплексе «Охотный ряд» совершён террористический акт. На третьем ярусе комплекса в зале игровых автоматов сработало безоболочное взрывное устройство. По разным данным, его мощность составляла от 150 до 300 грамм тротилового эквивалента. Пострадал 41 человек, одна женщина скончалась.

В ночь с 8 на 9 сентября 1999 года на улице Гурьянова в девятиэтажном шестиподъездном жилом доме произошёл сильнейший взрыв мощностью 300-400 кг тротилового эквивалента. Полностью обрушились два подъезда. В результате теракта 94 человека погибли, 164 получили ранения.

13 сентября 1999 года в 5 часов утра в жилом доме № 6 по Каширскому шоссе произошёл взрыв, сила которого составила около 300 кг тротилового эквивалента. Восьмиэтажный одноподъездный кирпичный дом был полностью разрушен. В результате теракта погибли 121 человек, 9 получили ранения.

8 августа 2000 года в 18:00 в подземном переходе на Пушкинской площади произошёл взрыв, в результате которого погибли 8 человек, получили ранение около 100 человек.

Одним из самых жестоких и бесчеловечных актов стал захват 1 сентября 2004 года средней школв в г. Беслан. При освобождении заложников погибло 739 заложников, большинство из которых дети. Террористы, участвовавшие в захвате уничтожены, а единственный оставшийся в живых Нурпаши Кулаев задержан и предстал перед судом.

Статистика только одной из форм терроризма выглядит достаточно убедительно: в 1994 году в различные органы государственной власти и управления поступило более 200 сообщений об угрозах совершения террористического акта с применением взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность для жизни людей. Это в три раза превысило количество сообщений такого рода за 1991-1992 гг. После серии террористических актов в Москве и Волгодонске в начале осени 1999 г. Число подобных звонков в органы охраны правопорядко многократно возросло.

По сообщению первого заместителя министра внутренних дел России В. Козлова, сотрудниками Мвд России в 2000-м году были предотвращены 95 террористических актов. Сотрудниками милиции изъято 2600 взрывных устройств. В то же время, преступникам удалось осуществить 64 террористических акта, в результате которых 200 человек погибли и 500 получили ранения. При этом 48 терактов и диверсий совершены в Чеченской республике.

Опасным стал так называемый коммерческий терроризм. За 1993 г. Было совершено около 100 заказных убийств (в 1992 г. – 32, в 1995 г. - 50) в отношении разного рода предпринимателей.

За 1994 г. На территории Москвы было осуществлено 107 преступлений с применением взрывных устройств и взрывчатых веществ. За 1995 г. Эта цифра возросла на 30%. В большинстве случаев имели место экономические и финансовые «разборки», в том числе, возникшие на почве конкурентной борьбы. В Москве произошло около 300 захватов заложников в целях получения за их освобождение выкупа.

Однако, на лидирующие позиции по масштабам и размаху своего проявления и общественному резонансу вышел терроризм, в основе которого лежит сепаратизм, действующий под флагом освободительной борьбы, национализма и религиозного экстремизма (события в Будёновске в июне 1995 г. иДагестане в январе 1996 г.). В России сложилась уникальная ситуация: на части территории Федерации, в Чечне обосновались вооружённые банды, образовав криминальный анклав.

Так каково же жить, осознавая, что в любую минуту, любую секунду мы можем потерять наших близких или погибнуть сами. Разве мы об этом мечтали: жить в страхе и каждый раз бояться отправлять наших детей в школу?


Список литературы


Метелёв С.Е. Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие / Омск: Типография «РосЗИТЛП», 2006 – 259с.

Программа информационной поддержки Российской науки и образования Консультант Плюс: Высшая Школа, выпуск 2, осень 2004г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы оценки эффективности закупок материальных ресурсов
Реферат Край родной, земля сибирская
Реферат Цена и ее функции
Реферат Бесстыковой путь и особенности его конструкции
Реферат Downfall Of An Archaic Society Essay Research
Реферат Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников
Реферат Проблемы бессмертия в христианстве
Реферат Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства
Реферат «Культура»: многообразие философских и научных подходов к определению
Реферат Роль и место антимонопольного органа в процессе экономического развития субъекта Российской Федерации
Реферат Изучение Я-концепции
Реферат Пожар и взрыв их причины и последствия
Реферат Государственное устройство и аппарат управления IX X вв
Реферат 001 Беби baltic beauty defender glorious белый 12. 04. 09 Ходяева О. В
Реферат Обеспечение комфортности жизнедеятельности людей, как способ повышения уровня их защищенности