Реферат по предмету "Другое"


Ценностно-смысловые ориентации студентов- психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления


С.П. Лукьянова, Е.В. Пахомова


Особенность профессии психолога заключается в возможности воздействия на психическую сферу человека. При этом высока вероятность изменения этой сферы под влиянием личности психолога, и в том числе под влиянием его ценностно-смысловой сферы. В связи с этим возникла необходимость в знании того, какими особенностями характеризуется ценностно-смысловая сфера психо- логов-выпускников.


Ценности, согласно М. Рокичу, это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности [2]. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития [9, 10].


Важнейшей функцией ценностей является то, что они задают направленное отношение к окружающему миру, являются ориентирами для личности, служат эталоном для оценки большинства жизненных ситуаций [1]. В работе рассмотрены два компонента ценностносмысловой сферы - ценностные ориентации и смысло-жизненные ориентации.


Формирование ценностей - сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, на их основе развиваются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов [4].


Изучение ценностей неразрывно связано с изучением смысла. Смысл - это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, красоте окружающего мира [7].


Формирование ценностно-смысловых ориентаций - еще более сложный процесс. Он реализуется посредством следующих психологических механизмов:интериоризации, идентификации, интернализации. Усвоение социальных ценностей происходит в процессе идентификации. Это, в свою очередь, обусловлено социализацией личности, которая представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [8].


Характер и содержание ценностносмысловых ориентаций меняются на протяжении жизни под воздействием различных факторов [3]. После выбора профессии и поступления в университет жизнь человека изменяется коренным образом. Он становится членом новой социальной группы и готовится стать членом профессионального сообщества [5]. При этом необходимо учитывать, что профессия - это не только работа, квалификация или общность людей, профессия - это и образ жизни, которому присуща определенная профессиональная культура с определенным набором ценностей. Какие же ценности усваиваются студентами- психологами в процессе обучения?


Целью исследования являлось изучение особенностей ценностно-смысловых ориентаций студентов-психологов выпускных курсов в сравнении со студентами-первокурсниками и студентами непсихологических специальностей.


Методы исследования


В исследовании использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций СЖО (Д.А. Леонтьев) и «Ценностные ориентации» (М. Рокич). СЖО позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании ценностей и позволяет изучить систему ценностных ориентаций. Она включает терминальные ценности («ценности-цели») и инструментальные ценности («ценности-средства»).


Обработка данных производилась с помощью методов математического анализа. Были использованы U-критерий Манна- Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена. Для исследования взаимосвязи между групповыми иерархиями ценностей был применен метод ранговой корреляции Спирмена. Данный метод позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя иерархиями признаков. Сравнение производилось между всеми исследуемыми выборками по усредненным данным, которые были проранжированы. Для оценки различий по шкалам методики СЖО между различными выборками использовался U-критерий Манна-Уитни. Этот метод определяет достаточно ли мала зона перекрывающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше U3Mn, тем более вероятно, что различия достоверны.


В исследовании приняли участие 4 группы испытуемых: (1) первая группа была представлена студентами-психологами первого курса, (2) вторая группа представлена студентами непсихологических специальностей, обучающихся на первом курсе, (3) третья группа состояла из студентов-психологов последнего курса и (4) четвертая группа включала студентов последнего курса непсихологических специальностей. Количество испытуемых в каждой группе - 30 человек.


Полученные результаты представлены в табл. 1 и 2.


Анализ данных, приведенных в табл. 1 и 2, показывает, что наиболее схожи иерархии ценностей между собой среди групп первокурсников (группа 1 и группа 2) и групп студентов последнего курса (группа 3 и 4). Из этого можно сделать вывод о том, что иерархия предпочитаемых ценностей зависит скорее от этапа обучения, чем от профессионального самоопределения.


Для всех групп наиболее значимыми являются терминальная ценность «Здоровье» и инструментальные ценности - «Независимость» и «Жизнерадостность».


К числу отвергаемых всеми группами терминальных ценностей относятся такие, как «Развлечения», «Счастье других» и «Красота природы и искусства». Таким образом, можно заметить, что студенты готовы пожертвовать какими-либо удовольствиями в настоящем в пользу будущего, они менее ориентированы на альтруистические и духовные ценности.


Наименьшую значимость из числа инструментальных ценностей имеют «Аккуратность», «Высокие запросы» и «Непримиримость к недостаткам других». «Непримиримость к недостаткам других» в современном мире считается довольно негативным явлением в связи с развитием рефлексии, толерантности.


Общая картина ценностно-смысловых ориентаций студентов представлена в табл. 3.


Студенты в целом в большей мере ориентированы на собственное благополучие, которое заключается в наличии хорошего здоровья и независимости. Жизнерадостность, по- видимому, может быть достигнута достаточно легко: нет необходимости иметь высокие запросы, а также такой духовной ценностью, как красота природы и искусства; аккуратностью и развлечениями можно пожертвовать.


Основные расхождения между иерархиями ценностей групп первокурсников и студентов последних курсов приходятся на такие терминальные ценности, как «Интересная работа», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь» (более значимы для выпускников), «Свобода», «Уверенность в себе», «Развитие» (более значимы для первокурсников). Следовательно, ценности студентов первого курса связаны с саморазвитием, самореализацией. Студенты-выпускники ориентированы на ценности, связанные с личным счастьем. Для них более актуальны задачи создания семьи, поиск своего места в жизни.


Наименее значима ценность «Свобода» для студентов-психологов последнего курса


(различия между данными группы студентов- психологов последнего курса и аналогичной группой студентов непсихологических специальностей значимы (U3MO =312*, при р<0,05)). Возможно, это связано с более глубоким осмыслением этого феномена и пониманием того, как и за счет чего можно достичь высокой степени личностной свободы, так как изучению этого понятия уделяется достаточно


Таблица 1



Ценности


1 группа


2 группа


3 группа


4 группа


Активная деятельная жизнь


7


4


7


6


Жизненная мудрость


11


14


6


8


Здоровье


2


3


2


2


Интересная работа *


10


9


4


3


Красота природы и искусства


17


18


17


14


Любовь *


8


6


1


1


Материально обеспеченная жизнь


13


10


10


7


Наличие хороших и верных друзей


5


6


5


10


Общественное признание


9


13


15


17


Познание


15


11


14


12


Продуктивная жизнь


6


12


9


13


Развитие**


4


5


и


и


Развлечения


18


15


16


18


Свобода**


3


1


8


5


Счастливая семейная жизнь*


12


8


3


4


Счастье других


16


17


18


15


Уверенность в себе**


1


2


12


9


Творчество


14


16


13


16



Таблица 2



Ценности


1 группа


2 группа


3 группа


4 группа


Аккуратность


16


16


17


17


Воспитанность


5


12


15


7


Высокие запросы


17


17


16


18


Жизнерадостность


2


1


2


2


Исполнительность


15


14


12


11


Независимость


3


2


3


1


Непримиримость к недостаткам других


18


18


18


13


Образованность*


6


5,5


13,5


9


Ответственность


8


8


7


11


Рационализм


13


9


10


10


Самоконтроль


11


10


8


3


Смелость


14


5,5


13,5


13,5


Твердая воля **


12


11


4


6


Терпимость


7


7


11


13,5


Широта взглядов***


4


4


1


8


Честность


1


3


5


4


Эффективность в делах **


9


13


6


5


Чуткость***


10


15


9


16


Распределение средних рангов инструментальных ценностей по методике М. Рокича


Распределение средних рангов терминальных ценностей по методике М. Рокича


Примечание: *- ценности, более значимые для выпускников (р<0,05), выделены жирным шрифтом; **- ценности, более значимые для первокурсников (р<0,05), выделены курсивом.


*** - ценности, более значимые для психологов-выпускников (р<0,05), выделены жирным шрифтом.


Таблица 3


Предпочитаемые и отвергаемые студентами всех специальностей и этапов обучения ценности




Предпочитаемые


Отвергаемые


Терминальные


- Здоровье


Развлечения


Счастье других Красота природы и искусства


Инструментальные


Независимость


Жизнерадостность


Аккуратность


Высокие запросы


Непримиримость к недостаткам других



большое внимание на факультете психологии.


Результаты исследования смысложизненных ориентаций представлены в табл. 4.


Исследования смысложизненных ориентаций показали, что студенты-психологи выпускных курсов считают, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Они убеждены в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю. Эти показатели значимо отличается и от показателей студентов- психологов первого курса, и от показателей студентов непсихологических специальностей последнего курса (р<0,01). Возможно, это связано со знанием механизмов функционирования психики и путей расширения сознательного контроля над собственной жизнью, а также с обучением на факультете психологии, где уделяется много внимания необходимости нести ответственность за свою судьбу.


Таблица 4


Результаты по методике Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации»



Шкалы СЖО


1 группа


2 группа


3 группа


4 группа


1. Цель


32,83


34,77


33


34,4


2. Процесс


32,2


31,1


32,73


32,8


3. Результат


26,43


26,8


28,37


28,47


4. ЛК-Я


21,77


22,13


23,03


24,03


5. ЛК-жизнь


31,93


27,67


34,9


31,1


Общий балл


105,7


106,83


110,17


113,5


Группы соответствуют группам в табл. 1 и табл. 2.


Вывод подтверждается анализом результатов по шкале «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» «СЖО»: были выявлены значимые различия между группами студентов первого и последнего курсов (U3Mn=l 128**, р<0,01). Полученные данные говорят о том, что студенты последних курсов в большей степени, чем первокурсники, склонны осознавать себя людьми, которые в состоянии взять на себя ответственность за свою жизнь. Между группами студентов-психологов обнаруживаются значимые различия (р<0,05), поэтому можно предположить, что изучение психологии способствует формированию этого качества.


Существуют значимые различия между выпускниками и первокурсниками (U3Mn=l336,5*, р<0,05) в результатах по шкале «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Выпускники считают прожшую часть жизни более результативной, чем первокурсники. Очевидно, это связано с большим опытом выпускников, их более позитивным отношением к прожитой жизни. Возможно, на показатели первокурсников оказал влияние неразрешенный кризис идентичности.


Студенты-психологи склонны выше оценивать значимость ценности «Творчество» (U3Mn=1352*, р<0,05).


Для студентов первокурсников важнее ценность «Образованность» (U3Mn =1450*, р<0,05), что неудивительно, так как именно для реализации этой ценности они и поступали в вуз. Для студентов-выпускников более значимы «Эффективность в делах» (U3Mn =1321*, р<0,05) и «Твердая воля» (U3Mn =1425, р<0,05). Возможно, это связано с осознанием себя как сильной личности, направленностью на решение проблем.


Для студентов-психологов последних курсов более значимой является «Широта взглядов», чем для студентов последних курсов непсихологических специальностей (Оэмп=231**, р<0,01). Причем у студентов-психологов имеется тенденция к увеличению значения этой ценности к концу обучения, а у студентов непсихологических специальностей, напротив, к уменьшению. Аналогичная ситуация складывается и с предпочтением ценности «Чуткость», она более значима для студентов-психологов последнего курса, чем для студентов последнего курса непсихологических специальностей (иэмп =317**, р<0,05). Также наблюдается тенденция к увеличению значимости данной ценности у студентов-психологов и уменьшением значимости у студентов непсихологических специальностей. И первое, и второе качество относятся к профессионально-значимым качествам успешных психологов.


Можно сделать вывод, что структура ценностно-смысловых ориентаций в большей степени зависит от этапа обучения, чем от профессиональной специализации. Было выявлено, что для студентов-выпускников наиболее актуальны ценности, связанные с личным счастьем («Интересная работа», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь»), а для первокурсников - ценности, связанные с саморазвитием и самореализацией («Уверенность в себе», «Развитие», «Свобода»). Примечательно, что «Свобода» наименее важна для студентов- психологов последнего курса. Характерным является и то, что в числе инструментальных ценностей студенты-психологи склонны чаще, чем в других группах, выбирать «Чуткость» и «Широта взглядов» как довольно важные качества. Интересным является то, что для студентов-психологов и первого и последнего курсов более важными, чем для студентов непсихологических специальностей является ценность «Творчество». Возможно, это связано с самой спецификой профессии психолога, в которой не существует готовых схем.


В целом выпускники видят свою жизнь более осмысленной, их меньше волнуют вопросы смысла, они более удовлетворены прожитым отрезком. Студенты последних курсов более первокурсников убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.


Список литературы


Батурин, НА. Оценочная функция психики / НА. Батурин. -М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1997. - 306 с.


Карандашев, НК. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / НК. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - 69 с.


Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодежи: монография / Л.В. Карпушина, А.В. Концов. - Самара: Изд- во СНЦРАН, 2009. - 252 с.


Кирилова, НА. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С.29-3 7,


Климов, Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности / Е.А. Климов // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. -М3.- С. 94-101.


Леонтьев, Д.А. Возвращение к человеку / Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - С 3-18.


Пископпель, А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам / А.А. Пископпель // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. -С. 103-119.


Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. -92 с.


Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни /


В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. - - No3.-С. 3-14.


Schwartz, S. Н. Towards a Psychological Structure of Human Values / S.H. Schwartz, W Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. -№ 53. -P. 550-562.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://susu.ac.ru/ru/


Дата добавления: 23.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Динамика содержания кислорода в крови у спортсменов при максимальном произвольном апноэ
Реферат Компьютерный анализ текста
Реферат Два брата — два характера, две судьбы
Реферат Пензиас Вильсон. Космическое микроволновое реликтовое радиоизлучение. Информация о Большом
Реферат Политика Британской Колумбии
Реферат «Действия над натуральными числами и нулем. Делимость натуральных чисел». Цели урока
Реферат Кинетическая модель механизма компенсированного распада углеводородов на платине
Реферат А. Пример заключения по результатам обзорной проверки
Реферат Королевство Швеция
Реферат Основные средства как объект учета на машиностроительном предприятии
Реферат Разработка конструкции антенного модуля СВЧ
Реферат Еволюція теоретичних основ школи "Анналів"
Реферат Особенности замены радиодеталей в схемах (как правильно подобрать для замены резисторы, конденсаторы, диоды и др.)
Реферат Культура Возрождения и барокко
Реферат Любовь и красота вечные спутники человека по творчеству И А Бунина