Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления
35
и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком [10] и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:
разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийноспасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийноспасательных формирований;
осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-
36
спасательных формирований;
поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.
Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
по подчиненности: территориальные и организаций;
по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;
по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.
Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, военное время - 6 часов.
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийноспасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными.
37
Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.
Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийноспасательные формирования.
Рассмотрим режимы функционирования РСЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в пределах конкретной территории установливается один из следующих режимов [3]:
1.Режим повседневной деятельности – при нормальной производственнопромышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизотий и эпифитотий. 2.Режим повышенной готовности – при ухудшении вышеуказанной обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. 3.Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
В режиме повседневной деятельности органами управления и силами РСЧС осуществляются следующие основные мероприятия: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях и прогнозирование ЧС; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
38
совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и др.
В режиме повышенной готовности соответствующие КЧС принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧС и их масштабов; принимаются меры по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов, приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы их действий и выдвигаются при необходимости в предполагаемый район ЧС и др.
В режиме чрезвычайной ситуации организуется защита населения; выдвигаются оперативные группы в район ЧС; организуется ликвидация ЧС; определяются границы зоны ЧС; организуются работы по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийноспасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.
39
Основным методом проведения занятий являются практическая тренировка (упражнения).
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен:
знать:
- характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;
- особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
- предназначение формирования и функциональные обязанности;
- производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;
- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
- место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
- порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;
уметь:
- выполнять функциональные обязанности при проведении аварийноспасательных работ;
- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
- оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
- работать на штатных средствах связи;
- проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
- незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; - выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.
Основными формированиями общего назначения, входящими в состав объектовых спасательных служб, являются спасательная команда (группа) – предназначается для ведения аварийно-спасательных работ и сводная команда (группа) - предназначается для ведения АСДНР.
Схема организации объектовой спасательной команды показана на рис. 8
41
Командир
команды
Звено управления и Сандружина
разведки (4чел.) (23 чел.)
-командир …………………..…1 Спасательные
- разведчик - дозиметрист……2 группы
-разведчик-мотоциклист…....1 -командир….1
-мотоцикл…………………..….1
Спасательные
звенья (по 8 чел.)
-командир………..1
-спасатель………..5
-резчик металла….2
Рис. 8 Схема организации спасательной команды (103 чел.)
Схема организации объектовой сводной команды показана на рис. 9.
42
Командир
Зв. связи и разведки (6чел.) -командир звена………..1 -радист………………….2 -телефонист…………….1 -разв.- дозиметрист….....1 -разв.- сантехник……….1 -груз. автомобиль……...1
Г Р У П П Ы
Спасательные Механизации и Сандружина (по 25 чел.) авар.- технич-я
(27 чел.) (23 чел.)
Мед. звенья Спас. звенья (по 8 чел.) (по 4 чел.)
Зв. механизации (7чел.) -командир-водитель……1 Электротехн. звено (7чел.) -бульдозерист…………..2 -командир-электромех…….1 -крановщик……………..2 -водитель …………………..1 -компрессорщик………..2 -электромонтер…………….4 -бульдозер ……………..1 -электромеханик…………...1 -автокран……………….1 -силовая электростанция….1 -компр. станция……..…1 -осветительн.электрост-я…1 -грузовой автомобиль…1 -грузовой автомобиль……..1
Зв. водопроводно- Звено газовых сетей (6чел.)
канализ. сетей (6 чел.) -командир-газопроводчик…1
-командир-сантехник…1 -слесарь-газопроводчик……2
-слесарь-сантехник……2 -газосварщик………………..2
-газосварщик…...……2 -водитель……………………1
водитель……………..1 -груз. автомобиль…………..1
-свароч. аппарат……………1
-груз. автомобиль……..1
свар. аппарат………..…1
Рис. 9 Схема организации объектовой сводной команды (107 чел.)
43
Основными спасательными службами специального назначения объектов являются:
Служба разведки (подчиняется непосредственно руководителю объекта). Ее задача - выявление обстановки в очаге поражения.
Служба оповещения и связи создается на базе узла связи ОЭ во главе с его начальником. Ее задачами являются оповещение о возникновении ЧС (передача сигналов ГО и сообщений), поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др.
Медицинская служба создается на базе медицинских подразделений ОЭ. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах эвакуации (рассредоточения).
Служба противорадиационной и противохимической зашиты (ПРПХЗ) создается на базе химических лабораторий и химических цехов предприятий. Основные задачи службы - разработка и осуществление мероприятий по защите рабочих, служащих от радиоактивных и отравляющих веществ, АХОВ, контроль за состоянием средств индивидуальной защиты, организация радиационного и химического наблюдения и осуществление контроля за облучением личного состава, проведение мероприятий по ликвидации последствий радиационного и химического заражения.
Аварийно-техническая служба создается на базе производственного или технического отделов. Она разрабатывает и проводит мероприятия, повышающие устойчивость работы предприятия, организует неотложные
44
аварийно-восстановительные работы на сооружениях и сетях коммунальноэнергетического хозяйства.
Противопожарная служба создается на базе подразделений ведомственной пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе ПРПХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения.
Служба охраны общественного порядка (ООП) создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСДНР.
Служба убежищ и укрытий (УУ) создается на базе отделов капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Она занимается разработкой плана размещения рабочих и служащих в защитных сооружениях, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах.
Служба материально - технического обеспечения (МТО) организуется на базе отдела материально - технического снабжения ОЭ. Задачей этой службы является разработка плана материально - технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами довольствия, организация ремонта техники и размещения имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет его, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости рабочих и служащих на объекте и в местах рассредоточения.
Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы - главный энергетик объекта. Служба разрабатывает и реализует мероприятия, обеспечивающие безопасную подачу газа,
45
топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты, неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам.
Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей объектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих, служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения, эвакуацию пораженных, а также для выполнения других задач ГОЧС.
По решению руководителя объекта могут быть созданы и другие спасательные службы.
Вывод
Знание руководителями и работниками организаций (предприятий, учреждений) основных требований законодательно-правовых актов в области защиты населения в ЧС может способствовать повышению качества организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполнения других мероприятий РСЧС, ГО.
46
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О безопасности» от 05. 03. 1992 № 2446-1 (в редакции Закона РФ от 25. 12. 1992 №4235-1, Указа Президента РФ от 24.12. 1993 №2288, Федерального закона от 25. 07. 2002 № 116-ФЗ). 2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.№ 68-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 28. 10.2002 №129-ФЗ, от 22. 08.2004 №122-ФЗ).
3. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 №28-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09. 10.2002 №123-ФЗ, от 19. 06. 2004 № 51 – ФЗ, от 22. 08. 2004 №122 – ФЗ)
4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21. 12. 1994 №69-ФЗ (в редакции Федеральных законов 09. 10. 2002 №123 – ФЗ, 19.06. 2004 №51-ФЗ, от 22. 08. 2004 №122-ФЗ.
5. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22. 08.1995 №151-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 05. 08. 2000 №118-ФЗ, от 07. 08. 2000 №122-ФЗ, от 07. 11. 2000 №135-ФЗ, от 11. 11. 2003 №139-ФЗ, от 22. 08. 2004 №122-ФЗ).
6. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30. 12. 2003 №794 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 27. 05. 2005 №335).
7. Постановление Правительства РФ «О порядке создания убежищ и иных
объектов ГО» от 29. 11. 1999 №1309.
8. Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13. 09 1996 №1094.
9. Постановление Правительства РФ «О федеральных службах гражданской обороны» от 18. 11. 1999 №1266.
10. Приказ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий
47
стихийных бедствий « Об утверждении порядка создания нештатных аварийноспасательных формирований» от 23. 12. 2005 №999.
11. Журнал «Гражданская защита» № 10, 1999г.
12. Журнал «Гражданская защита» №11, 2004г.
13. Журнал «Гражданская защита» №2, 2006 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые и организационные основы
защиты работников организаций (предприятий,
учреждений)…………………………………………..………….…..4
Глава 2. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Гражданская
оборона……………………………………………………..…….…..24
Список использованной литературы…………………………...47
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Концепция контроллинга |
Реферат | Концепция управления персоналом |
Реферат | Георгиенбург |
Реферат | Корпоративное управление предприятием |
Реферат | Принятие христианства в Киевской Руси |
Реферат | Конфликты и их причины |
Реферат | Адаптация коров к машинному доению |
Реферат | Russian Novels Essay Research Paper Youth is |
Реферат | Контроллинг: понятие, виды, структура |
Реферат | Кошачий сосальщик |
Реферат | Контроллинг |
Реферат | Концепция "шесть сигм" |
Реферат | Корпоративні звичаї. Ділові відносини. Ділова етика |
Реферат | Веер |
Реферат | Современная фондовая биржа, ее функции |