Содержание
Введение
1. Политикагосударства в области труда
2. Труд как основаразвития общества
Заключение
Список литературы
Введение
В современныхэкономических условиях изучение проблем экономики труда основано нафундаментально новых концептуальных представлениях о функционировании иэффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а такжена анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сферетруда в условиях развития рыночных отношений в российской экономике.
Принципы рыночнойэкономики активно проявляются в процессе привлечения и использования рабочейсилы, внедряются в системы социально-трудовых отношений, организации и оплатытруда, формирования и использования доходов работников, повышения уровня икачества жизни населения.
Экономика и социология трудапомогают разобраться в весьма сложных вопросах, например, как следуеторганизовывать труд в обществе и на конкретном предприятии (в организации),чтобы предприниматель получил наибольший эффект (прибыль)? Или как управлять трудовымиресурсами, чтобы повысить эффективность использования трудового потенциала вобществе?
Знания в области трудаимеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку онинеобходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления,менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку трудавне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.
Цель контрольной работы –рассмотреть политику государства в области труда и изучить роль труда вразвитии общества.
1. Политика государства вобласти труда
Без труда невозможно себепредставить человечества. Для того например, чтобы земля произвела жатву, рудапревратилась в железо, железо в орудие или машину, а машина приготовила ткань — необходим труд. Если представить себе, хотя на время, что деятельность трудапрекратилась на всей земле, то какое следствие имело бы бездействие?Ничтожество человечества. Поэтому, если жизнь есть удел человека, то трудсоставляет его право в отношении к другим и обязанность относительно самогосебя.
Из этой истины вытекаетнепосредственно следующее заключение: если труд составляет для человека и правои обязанность, то он должен быть свободен, так как свобода и право суть понятияоднородные, тожественные.
Свобода труда, по своемусуществу, есть право социальное, потому что труд, имея место в свободномобществе, влечет за собою для каждого из членов этого общества целый рядвзаимных прав и обязанностей, проистекающих из отношений к труду. Эти права иобязанности имеют характер социальный, т.е. человек за исполнение их отвечаетне только перед своею совестью и Богом, но и перед другими людьми.
Государство есть власть,имеющая целью водворение господства правды в обществе, власть обеспечивающаякаждому спокойное пользование его правами и принуждающая, каждого к исполнениюсвоих обязанностей в отношении его сограждан. Поэтому, если труд служит длячеловека обильным источником прав и обязанностей в отношении других людей, то,очевидно, государство имеет право вмешательства, во-первых, чтобы дать санкциюэтим правам и обязанностям и во-вторых, чтобы сделать их действительными,осуществимыми.
В принципе никто неоспаривает этого права государства. Но существует сильное разногласиеотносительно пространства этого права, тех границ, в которые должна бытьзаключена деятельность государства, чтобы свобода труда не была нарушена.Важностью этого вопроса оправдывается оживленность полемики, потому что ошибкидвух противоположных сторон одинаково ведут к гибельным последствиям.Предоставить государству широкое право вмешательства, — значило бы отнять утруда его живительную силу, которая заключается в свободе труда. Если жедозволить нарушение законов справедливости в организации труда, ограничитьправо вмешательства государства преувеличенным уважением к свободе, допустить чтобыграждане были тревожимы в пользовании правом труда, — значит отрицать, внекотором смысле, право человека на существование.
Таким образом,обязанности государства прямо вытекают из цели его учреждения. С этой точкизрения свободу следует признавать высшим принципом, потому что каждый гражданинсвободен развивать себя или не развивать, упражнять ту или другую способность,направлять свою деятельность в ту сторону, куда ему заблагорассудится. Государствоне может приневоливать человека к достижению цели его назначения, по, напротивтого, должно помогать ему всем, в чем будет ему для этого представлятьсянадобность. Поэтому назначение государства состоит лишь в устранениипрепятствий, которые человек может встретить при развитии своих сил физическихи духовных, и именно тех препятствий, которые он не в состоянии устранитьсобственными силами.
Эти препятствияпринадлежат к двум различным категориям.
Во-первых, иногда можетслучиться, что другие люди препятствуют человеку пользоваться правом развитияспособностей своей двойственной природы. Очевидно, в этом случае, государствоможет и должно вмешаться для того, чтобы заставить одних членов обществауважать права других и руководствоваться в своих взаимных отношенияхтребованиями справедливости. Для выполнения этой задачи, государство должноопределить права и обязанности граждан, совокупность коих составляет ихюридическую личность; оно должно формулировать правила справедливости вчеловеческих отношениях, словом то, что римские юристы называли: «jusdicere». Но, коль скоро правила справедливости формулированы, взаимные праваи обязанности определены, — государство должно позаботится об их охранении. Дляэтой цели оно учреждает целый класс лиц, коим поручается восстановлять, аиногда и наказывать за правонарушения, одним словом, охранять правиласправедливости.
Во вторых ущерб, могущийпроизойти от нарушения права, может быть иногда так ничтожен, что государствокак будто уполномочивает себя им не заниматься. Как математика, так исоциальные науки имеют свои бесконечно малые величины; да и кроме того гораздочаще встречаются действия неблаговидные, бесчестные, чем несправедливые. Еслибы государство было обязано рассматривать все подобные действия, отступающиехотя на одну йоту от и до и справедливости, то его деятельность выступила бы запределы. Жертвы, которые его вмешательство возложило бы на общество иопасности, могущие представиться от того индивидуальной свободе, были бынепропорциональны с вредом, часто ничтожным, который следует вознаградить.
Если эти препятствиястоль сильны, что человек, предоставленный своим собственным силам, не всостоянии их преодолеть, а между тем условия его развития требуют устраненияэтих препятствий, то государство имеет право вмешательства для достижения этогорезультата. Государство в этом случае приходит на помощь частному лицу, с цельюдоставить ему возможность исполнить свое назначение. Эту вторую обязанностьгосударства обыкновенно называют администрацией.
Экономические преобразованияв России, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существеннымизменениям в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством.
Разработка стратегииразвития трудового законодательства – это определение принципиальных подходов крешению ключевых проблем реформы трудовых отношений и трудовогозаконодательства. Степень их обобщения и конкретизации проявляется по-разному насоциальном, политическом и правовом уровнях.
На социальном уровне стратегическоезначение имеют принципиальные положения, выражающие общую заинтересованность различныхсоциальных групп в трудовом законодательстве и его дальнейшем развитии.
На политическом уровне ктаким проблемам могут быть отнесены: политическая оценка причин реформы трудовогозаконодательства, исторического наследия в трудовых отношениях и их современногосостояния; определение целей, задач и приоритетов реформы трудовых отношений, содержаниябудущего трудового законодательства и механизма его исполнения; использованиеиностранных правовых систем, международного опыта и модельных правовых актов;определение степени радикализма в реформе трудового законодательства; созданиемеханизма разработки и введения нового трудового законодательства, способного обеспечитьсоциальное согласие в обществе.
Трудовое законодательствопризвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики,созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития.
При этом следует учитывать,что для усиления связи между социальным прогрессом и экономическим ростомособое значение и смысл имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов иправ в сфере труда. Эти гарантии позволяют работникам свободно и на равных условияхтребовать своей справедливой доли в богатстве, созданном их трудом, а также даютим возможность полностью реализовать свой человеческий потенциал.
Главные направлениявмешательства государства в трудовые отношения должны заключаться, во-первых, вустановлении обязательных стандартов, во-вторых, в контроле и надзоре за соблюдениемзаконодательства, в-третьих, в регламентации норм, механизмов и процедур, которымстороны трудовых отношений и их представители обязаны следовать, если недоговорятся об ином.
К исключительной компетенциигосударства должны быть отнесены вопросы, касающиеся принципов регулирования трудовыхотношений; основных прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений; основныхгарантий и норм по условиям труда; ответственности за нарушение трудового законодательства;прав профсоюзов в сфере трудовых отношений, и другие.
2. Труд как основаразвития общества
Труд — это целесообразнаядеятельность людей, направленная на создание материальных и культурныхценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своимпотребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создаютусловия для развития и прогресса общества.
Любой процесс трудапредполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда какдеятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.
Предметы труда — это всето, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезныхсвойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.
Средства труда — это то,при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины,механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания исооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этихорудий.
Средства производства — это совокупность средств труда и предметов труда.
Технология — это способвоздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.
В результате завершенияпроцесса труда образуются продукты труда — вещество природы, предметы илидругие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные кчеловеческим потребностям.
Процесс труда — явлениесложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:
· Затратычеловеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности,выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств.Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнемнервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния какутомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависятработоспособность, здоровье человека и его развитие.
· Взаимодействиеработника со средствами производства — предметами и средствами труда. Этоорганизационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяетсяуровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации иавтоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места,квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами трудаи т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляюттребования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.
· Производственноевзаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастияв едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителеми подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовойдеятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формыорганизации труда — индивидуальной или коллективной, от численности работающих,от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).
Проблемы трудовойдеятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии ипсихологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.
Изучение проблемыразвития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношенияк нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создаетсятрудом. Труд — основа функционирования и развития любого человеческогообщества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей,вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческаяжизнь.
Труд, прежде всегопроцесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человексвоей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обменвеществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуяна природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей,необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, нетолько создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство,литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает своиспособности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества,формирует себя как личность.
Роль труда в развитиичеловека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не толькоматериальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворенияпотребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новыенавыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческийхарактер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлениипрогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудийтруда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь,ведут к развитию потребностей.
Таким образом, следствиемтрудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами,услугами, культурными ценностями, с другой — прогресс производства, появлениеновых потребностей и их последующее удовлетворение.
Развитие исовершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводственаселения, повышении его материального и культурного уровня.
Следует иметь ввиду, чтоподобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных имежнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит насхеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого обществанаправлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостоянияи культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности наземле.
Трудовой процесс исвязанные с этим социально экономические результаты деятельности неограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социологиятруда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения нарынке труда.
Заключение
Завершая работу можноприйти к выводу, что труд — первопричина развития человека. Человек обязантруду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитииречи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, всовершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся кругвосприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательныйхарактер.
Выполняя трудовыефункции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно трудявляется той первичной категорией, в которой заключено все многообразиеконкретных общественных явлений и отношений.
Таким образом, понятие«труд» не только экономическая, но и социологическая категория,имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных егоиндивидов.
Список литературы
1. Дворецкая Г.В.,Махварылов В.П. Экономика труда. — К., Виша школа, 2001.
2. Дикарева А.Н.,Мирская М.И. Социология труда. — М., Высшая Школа, 1989.
3. Кравченко А.И.Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. — М., Наука, 1987.
4. Остапенко Ю.М.Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Рофе А. И.Экономика и социология труда. — М., Мик, 2005.
6. Щербина В.В.Социология труда. — М.: Издательство Московского университета, 1993.