Реферат по предмету "Экономика"


Статистика как наука

Тема:СТАТИСТИКА КАК НАУКА

План
1. Понятиестатистики
2. Предмет и системастатистики
3. Теоретическиеосновы статистики как науки
4. Особенностистатистической методологии. Статистический метод
5. Современнаяорганизация статистики в Российской Федерации и её основные задачи

1. Понятие статистики
«Статистика – это бюджетвещей, — сказал Наполеон, — или, скорее, каталог вещей, в который, в идеале,немедленно должны заноситься все новые приобретения и из которого должновычеркиваться все, что пропадает».
Им в середине XVIII в. стали обозначать совокупностьразного рода фактических сведений о государствах, т.е. определяли статистикукак государствоведение (описание достопримечательностей государств). Сам термин«статистика» происходит от латинского слова status (статус), которое означает «положение, состояниевещей». От корня этого слова образовались слова stato — государство и statista— знаток государства. От того жекорня образовалось и существительное statistica.
Первоначально подстатистикой понимали совокупность знаний о государстве затем статистикой сталиназывать сбор и обработку данных о массовых явлениях и, наконец, особую отрасльнауки. Статистика как совокупность сведений, статистика как параметр совокупности,статистика как род деятельности, наконец, статистика как наука о массовыхявлениях — вот вехи зарождения, становления и развития статистики.
Сегодня статистика — этоотрасль науки, которая с помощью присущих ей приемов и методов изучаетколичественную сторону (в неразрывной связи с качественной стороной) массовыхявлений и процессов и дает числовое выражение тенденций и закономерностей ихразвития.
Многочисленныеопределения статистики как науки можно свести к двум вариантам: узкому иширокому.
В широком смыслестатистика, как это явствует из данного определения, — наука, изучающая всемассовые явления, т.е. явления, протекающие в совокупностях объектов, к какойбы области они ни относились. В этом можно видеть универсальное значениестатистики как науки.
В более специальном,узком смысле статистика определяется как наука, исследующая с количественнойстороны массовые общественные явления.
Как отрасль общественнойнауки и практической деятельности по получению, обработке, анализу и публикацииинформации она исследует количественное выражение закономерностей жизниобщества в конкретных условиях места и времени. Сюда относятся, например,закономерности роста или снижения экономических, демографических, правовых идругих данных, характеризующих жизнь общества за определенный период времени.Эти закономерности статистика выражает с помощью статистических показателей, изчего следует, что статистика — вместе с тем и учение о системе показателей,т.е. количественных характеристик, определяющих состояние (уровень) — тех илииных явлений.
Статистикой называюттакже различного рода числовые, или цифровые, данные, характеризующие различныестороны жизни государства: экономику, население, преступность, т.е. с точкизрения сведений к ней относят только то, что получает количественное выражение.
Другим примером такойсовокупности фактов может служить сборник, содержащий данные о преступности исудимости в России, ее регионах и других государствах СНГ, об отдельных видахпреступлений, а также сведения, характеризующие безопасность дорожного движенияи пожарную безопасность за указанный период.
В третьем случаебеспристрастная статистика свидетельствует о демографическом взрыве во многихчастях света. Если в начале века на Земле жили 1 млрд 650 млн человек, тосейчас — более 6 млрд. Из них, по состоянию на 1 января 1997 г., в России — 147,5 млн человек. Та же статистика свидетельствует, что мужчины в России живут всреднем 58 лет, а женщины — 71 год. Статистика позволяет судить, наскольконаселенным будет наш мир через 30 лет, например, и насколько обострятсяпроблемы охраны окружающей среды и конкуренции за источники природных ресурсов.ХХI век на Земле будет веком борьбы за выживание.
Или еще пример.Организация Объединенных Наций уже четверть века ведет огромную работу по сборустатистических данных о преступности. В результате подготовлены четыре обзора,каждый из которых охватывает период в пять лет: 1970—1975, 1976— 1980,1980—1985, 1985—1990 гг. Несмотря на то что далеко не все государства представляютстатистические данные, а полученные показатели не всегда сопоставимы, крометого, велика латентная преступность, эти обзоры позволяют достаточно четкосоставить, представление о криминогенной обстановке в глобальном масштабе и науровне отдельных регионов.
В целом прослеживаеттревожная тенденция. За последние 40 лет преступность на земном шареувеличилась в среднем в 3 — 4 раза, в том числе на территории бывшего СССР — в6 —8 раз, в США — в 7—8 раз, в Великобритании и Швеции — в 6—7 раз, во Франции— в 5—6 раз, в Германии — в 3—4 раза, в Японии — в 1,5—2 раза и т.д. По даннымобзора ООН, в 1985—1990 гг. ежегодный прирост преступности в мире составляет всреднем 5%.
По статистике, в Россиикаждый год регистрируется в среднем 60 млн административных правонарушений втом числе и дорожно – транспортных.
Однако статистика — этоне только зеркальное отражение явлений и фактов природы, общества и сознания.Статистика — это эффективное, орудие, инструмент познания, используемый в естественныхи общественных науках для установления тех специфических закономерностей,которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
Статистика констатирует иколичественно измеряет определенные социальные закономерности и на этой основеобнаруживает и изучает взаимосвязь общественных явлений, тесноту их связи,показывает, например, социальные причины преступности, т.е. то, как влияют нанее экономические, политические, демографические и иные условия жизни общества.
Но при всех условностяхмы исходим из того, что уголовное законодательство, например, защищаетобщечеловеческие ценности (жизнь, свободу, достоинство, собственность), ипоэтому статистические сведения о посягательстве на них при соответствующейкорректировке вполне сопоставимы. Из этих соображений, кстати, Интерпол(Международная организация уголовной полиции) при составлении уголовнойстатистики изначально (с 1954 г.) запрашивал данные национальных уголовныхстатистик и обобщал их по шести группам преступлений: умышленным убийствам,половым преступлениям, ограблениям мошенничеству фальшивомонетничеству ипреступлениям, связанным с оборотом наркотиков.
Под статистикой, крометого, понимают также процесс «ведения, т.е. процесс собирания и обработкисведений о фактах, необходимых для получения статистики в рассмотренном вышесмысле. Кроме того, статистика — это отрасль (форма) практической деятельности,цель которой — результат указанного процесса «ведения». Когда мы говорим:государственная ведомственная статистика России, организация статистики в РФ,то имеем в виду особую отрасль (форму) практической деятельности людей. Олюдях, собирающих и обрабатывающих статистические сведения, данные илистатистическую информацию, говорят, что они занимаются статистикой, ведут статистику(например, медицинскую, уровня жизни, преступности и др.) И тот, для кого онарод деятельности, — это статистик, а не статист, как иногда, к сожалению, можнопрочитать или услышать в средствах массовой информации.
Наконец (и это самоеважное), статистика (в широком смысле) — наука, изучающая все массовые явления,к какой бы области они не относились, обладающие признаками совокупности. Вболее специальном (узком) смысле статистика — наука, исследующая сколичественной стороны массовые общественные явления, и в то же время — методизучения каждой конкретной совокупности. Таковым она является для каждойобщественной науки, поскольку в результате исследования обнаруживает присущиеих природе последовательности, повторяемости, тенденции, закономерности, направленияразвития и измеряет их действие.
2. Предмет и системастатистики
Главная особенность любойнауки, дающая ей право на самостоятельное существование как особой отраслизнания, заключается в предмете познания, в принципах и методах его изучения которыев совокупности образуют ее методологию.
Выделяют три уровнястатистической науки. Первый уровень – общая теория статистики — наука онаиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально – экономическихявлений.
При этом следует иметь ввиду, что правовая статистика — одна из многочисленных отраслей социально – экономическойстатистики, отражающей показателями все стороны экономической, политической,культурной и правовой жизни общества.
Общая теория статистикиразрабатывает наиболее общие понятия, категории статистической науки, которыеимеют общестатистический смысл (например, «закономерность», «показатель»,«признак», «статистическая совокупность» и т.д.) и методы изучениясоциально-экономических явлений. Она выясняет природу этих категорий иразрабатывает научную методологию их построения (определения, вычисления), атакже общие принципы, методы, стадии статистического исследования: наблюдения,сводки, группировки, анализа.
Категории, показатели иметоды общей теории статистики являются методологической основой, ядром всехотраслей статистики. Именно поэтому изучение любой отраслевой статистики, в томчисле и правовой, начинают с уяснения общетеоретических положений статистики —принципов и методов статистического исследования.
На втором уровне выделеныдве большие обобщающие отрасли: экономическая и социальная статистика.
Экономическая статистикаизучает явления и процессы в области экономики; структуру, пропорции и элементыобщественного воспроизводства; формирует систему показателей, отражающихсостояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещенияпроизводительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов,достигнутый уровень их использования.
Социальная статистикаформирует систему показателей для характеристики образа жизни населения иразличных аспектов социальных отношений.
На третьем уровневыделены отдельные отрасли экономической и социальной статистики.
Отрасли экономическойстатистики: статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства,транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.
Социальная статистика,одной из отраслей которой и является правовая статистика, включает, кроме того,следующие отрасли: демографическую статистику, статистику политики,здравоохранения, науки, просвещения и т.д.
Предмет исследованиястатистики как общественной науки – массовые явления социально – экономическойжизни; она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с ихкачественным содержанием в конкретных условиях места и времени.
Первая особенностьстатистики как науки — то, что она исследует для определенных условий времени иместа не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессыкак множества отдельных фактов, обладающих индивидуальными и общими признаками.
Статистическаясовокупность — множество элементов, обладающих массовостью, некоторыми общими,но не обязательно системными свойствами, существенными характеристиками —однородностью, определенной целостностью взаимозависимостью состояний отдельныхэлементов и наличием вариации признаков, их характеризующих.
Например, в качествеособых объектов статистического исследования, т.е. статистическихсовокупностей, могут быть: граждане какой-либо страны, региона; деятельностьорганов охраны правопорядка по социальному контролю над преступностью и д.р.При этом нельзя забывать, что статистическая совокупность — это реально существующиеявления, факты, объекты.
Элементы, множествокоторых образует изучаемую статистикой совокупность, называют единицамистатистической совокупности. Определить статистическую совокупность — значитопределить входящие в нее элементы, т.е. единицы статистической совокупности.Единицы совокупности характеризуются разного рода общими свойствами, признаками,показателями примет, знаков, по которым можно узнать, определить что-либо.
Признаки, варьирующиесяот единицы к единице, составляют специфическую черту совокупности, делающую еепредметом изучения статистики. Соответственно, они называются статистическимипризнаками.
Однако никакоестатистическое описание не может исчерпать разнообразия признаков, свойственныхдаже относительно простому явлению. Тем более не может сделать этого правоваястатистика, изучающая столь сложный объект, как, например, преступность, и«выхватывающая» лишь одну (количественную) сторону этого объекта.
Хорошо написал об этомизвестный ученый-статистик Р.А. Фишер: «Статистические методы… имеют дело не ссамими совокупностями людей и не с социальными группами, так как в действительностиу нас никогда не бывает данных, полностью и во всех отношениях характеризующихчеловека, в результате чего получаемая нами совокупность всегда является вкакой-то мере абстрактной. Если мы, имеем данные о росте 10000 рекрутов, тоэто, скорее всего, совокупность ростов, а не совокупность рекрутов». Инымисловами, статистика имеет дело не с самими объектами как целостнымиобразованиями, а некоторыми их признаками.
Следующая особенностьпредмета статистики как науки — то, что она исследует прежде всего количественнуюсторону социальных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.Предметом статистики могут быть размеры и количественные соотношениясоциально-экономических явлений, закономерности их связи и развития. Например,статистика исследует размеры последствий преступности, дорожно-транспортныхпроисшествий или пожаров, их распределение по степени тяжести и т.д.
Статистический показатель— обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений ипроцессов в единстве с их качественной определенностью. Примерами показателейслужат: численность населения, уровень преступности и т.д. В статистическойпрактике термин «показатель» употребляется и в более узком смысле какконкретное значение размеров явления в условиях конкретного места и времени:коэффициент преступности на определенное число населения, процентраскрываемости преступлений и т.д.
Статистика — отрасльобщественной науки, которая присущими ей методами, способами и приёмами изучаетколичественную сторону качественно однородных массовых социально-экономическихявлений и процессов, развитие их во времени и пространстве, их структуру ираспределение, обнаруживая свойственные им количественные зависимости,тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.
Подведем некоторые итоги.Во-первых, статистика изучает количественные отношения в неразрывной связи скачественными особенностями процессов и явлений; во-вторых, статистикарассматривает (точнее, должна рассматривать) с помощью сводных показателейлюбой процесс в целом, в совокупности факторов, черт и сторон изучаемыхявлений; в-третьих, статистика стремится показать совокупность явлений в дифференциации,в многообразии их типов, рассмотреть взаимосвязи и отношения между явлениями.
Статистика как наука ипрактическая деятельность, охватывающая своими показателями все стороныэкономической, политической, культурной и правовой жизни общества, наряду собщей теорией включает отраслевые статистики — экономическую (промышленность,сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, труд и т.д.), социальную (демографическую, медицинскую, правовую идр.).
3. Теоретические основыстатистики как науки
Полагаем, вышеизложенноеубедило читателя в том, что статистика — наука, поскольку изучает встречающийсяв действительности на каждом шагу объект — массовые общественные явления (чтоне мешает ей изучать любые массовые явления).
В то же время статистика— метод в изучении каждого данного конкретного массового явления, множества.Поскольку всякий раз, когда статистика в результате исследования массовыхобщественных явлений достигает обобщений и устанавливает их общиезакономерности или количественно измеряет их действие, они сразу становятсядостоянием той конкретной науки, к кругу интересов которой принадлежит это явление.Следовательно, в отношении каждой науки статистика выступает в качестве метода.Вместе с тем она сама общественная наука, изучающая конкретные размеры массовыхобщественных явлений в целях познания упомянутых закономерностей или даже безтаких целей.
Как в любой науке,теоретическую основу статистики составляют понятия и категории, в совокупностикоторых выражаются основные принципы статистики. Статистическая совокупность,статистическая закономерность, вариация, признак — вот важнейшие категории и понятиястатистики, самое общее представление о которых было дано в предшествующемпараграфе. Рассмотрим их подробнее.
Как было отмечено выше,статистическая совокупность — множество элементов, обладающих массовостью,некоторыми общими, но не обязательно системными свойствами, существеннымихарактеристиками — однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостьюсостояний отдельных элементов и наличием вариации признаков, иххарактеризующих. Примерами статистических совокупностей можно считать следующиесведения: на 1 января 1997 г. 147,4 млн россиян проживали в 1059 городах, изних в 12 городах с населением более 1 млн человек, в 2066 поселках городскоготипа и в 151 тыс. сельских населенных пунктов; за январь — декабрь 1996 г. было зарегистрировано 2 625 081 преступление. Здесь упомянуто сразу пять качественнооднородных и вместе с тем самостоятельных совокупностей.
Человек как частьобщества в переписи населения теряет индивидуальные свойства, но зато обретаеткачество среднестатистического человека, превращаясь в некую расчетную единицу— единицу совокупности, фактологическую основу статистики.
То же самое касается истатистики преступности. Например, совершение преступления имеет определенноезначение (со знаком минус) как для лица, его совершившего, так и дляпотерпевшего от него; из этого юридического факта для каждой уголовно-процессуальнойфигуры возникают соответствующие права и обязанности. К статистике относяттолько сводные данные о числе зарегистрированных преступлений, количестве лиц,их совершивших, характеристику этих лиц по возрасту, полу и другим признакам. Отдельныепреступные проявления интересуют статистику лишь постольку, поскольку наосновании сведений о них возможно получить сводные данные — статистическуюсовокупность.
Научное познание ипрактическая деятельность должны прежде всего установить качество, илисущность, изучаемых явлений, их природу, внутреннюю определенность, благодарякоторой они отличаются, отграничиваются друг от друга и которая делает их тем,что они есть. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементовобъекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать одинобъект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслитсякак нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и тообщее, что характеризует весь класс однородных объектов. Приведем пример.
Что такое преступление?Это деяние, обладающее определённым качеством, совокупностью ряда существенныхдля свойств, таких, как общественная опасность и противоправность, виновность инаказуемость (ст. 14 УК РФ). Именно по этим признакам проводится отличиепреступлений от других правонарушений гражданских, административных дисциплинарных.В изучении массовых явлений, к числу которых относится и преступность,необходимо прежде всего различать действующие в нем качественно однородныесовокупности. Это важнейшее требование научной методологии количественногоизучения массовых общественных явлений и процессов в статистике. Важно понять,что, не выяснив качество предметов, явлений, социальных фактов, нельзяустановить закономерности их развития, а это, как отмечалось, важнейшая задачаи цель любой науки.
Вместе с тем следуетотметить, что однородность статистической совокупности относительна и вовсе не означаетполного соответствия всех единиц совокупности а лишь подразумевает близостьосновного свойства, качества, типичности. Одна и та же совокупность единиц, кпримеру, может быть однородна по одному признаку и неоднородна по другому.Например, все дорожно-транспортные преступления однородны по форме вины — это преступления,совершенные по неосторожности, но по характеру и степени общественно опасныхпоследствий, месту, времени их совершения достаточно неоднородны.
Однородность единицстатистической совокупности формируется под воздействием определенныхвнутренних и внешних причин и условий. Например, процент погибших средиучастников ДТП (30—40 тыс. человек) в нашей стране в 10—15 раз выше, чем в развитыхстранах Запада, и это объясняется прежде всего нарушением правил дорожногодвижения как водителями, так и пешеходами, недостаточной безопасностью транспортныхсредств, дорожного покрытия, дефицитом средств оперативной связи, неэффективностьюсистемы чрезвычайной медицинской помощи жертвам аварий на дорогах.
Одинаковые для всехединиц данной совокупности причины и условия существования создают то общее,что объединяет единицы совокупности, но эти же причины и условия формируют то, чтоотличает одну единицу совокупности от другой. В статистической совокупности этиотличия чаще имеют количественную природу.
Качественная сущностьсоциальных явлений неразрывно связана, как уже отмечалось, с их количественнойстороной.
Количество — категория,отображающая общее и однородное в качествах вещей и явлений, благодаря чему ониоказываются сравнимыми.
Понятия признака истатистического показателя взаимосвязаны и в ряде случаев употребляются кактождественные. Но показатель, как отмечалось, выражает единство качественной иколичественной сторон явления (их меру), а признак характеризует отличительныеособенности или сходство объектов статистической совокупности. Иногда влитературе признаки делят на качественные и количественные. Ю.Д. Блувштейнвыделяет еще и «полуколичественные» признаки. Это деление условно, так как всегдасуществует неразрывная связь качества и количества. Правильнее, на наш взгляд,говорить о показателях, имеющих непосредственное количественное выражение и неимеющих такового.
К первому виду относятсяпризнаки, варианты которых отличаются друг от друга качественным содержанием.Так, профессии – характером труда (учитель, тракторист, геолог), виды краж – местомих совершения (квартирная, карманная), убийства — способами (с особойжестокостью, общеопасным способом), мотивами (месть, корысть) и т.д. Такиекачественные признаки называют еще атрибутивными (в философии атрибут —неотъемлемое свойство предмета).
Атрибутивные(качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению.
Когда имеются двапротивоположных по значению варианта признака, то говорят об альтернативномпризнаке (грамотный, неграмотный, лица, ранее судимые и не судимые).
Во втором случае этопризнаки (количественные), варианты которых отличаются друг от друга определеннойвеличиной: возраст человека (14, 16, 18 и т.д.), причиненный преступлениемматериальный ущерб — 1 млн руб., 10 млн руб. и т.д.
Отличие количественныхпризнаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговымизначениями, например общее число лиц, совершивших преступления, в стране;вторые — только числом единиц в совокупности.
Что касается «полуколичественных»признаков, то, по мнению Ю.Д. Блувштейна, ими называются такие признаки, по которымобладающие ими объекты могут сравниваться в понятиях «больше — меньше».Таковым, например, является интегративный признак преступления — характер истепень его общественной опасности: одни уголовно наказуемые деяния болееопасны, чем другие. Как отметил Пленум Верховного Суда РФ, характер общественнойопасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства иформы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к категории болеетяжких или менее тяжких преступлений, а степень общественной опасностипреступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степеньюосуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размеромвреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершениипреступления в соучастии и данными, характеризующими степень общественнойопасности личности виновного (наличие или отсутствие судимости, поведение вбыту, отношение к учебе и т.п.). Предусмотренные законом смягчающие иотягчающие обстоятельства (ст. 61, 63 УК РФ) также могут влиять на степень общественнойопасности преступления. Так, разбой менее опасное преступление, чем бандитизм,и более опасное преступление, чем грабеж. Этот факт истолковывается в томсмысле, что признак «общественная опасность» наиболее сильно выражен вбандитизме, менее сильно в разбое и еще слабее — в грабеже.
Закономерность,проявившаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ееединичным элементам случайности, называется статистической закономерностью.
Статистическаязакономерность — это форма проявления причинной связи, выражающаяся впоследовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокойстепенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, неизменяются или изменяются незначительно. Статистические закономерности устанавливаютсяна основе обобщения и анализа данных о массовых явлениях в противоположностьдинамическим закономерностям, проявляющимся в отдельных явлениях, как этовозможно в объектах естественных наук (биологии, механике, физике).
4. Особенности статистическойметодологии. Статистический метод
Методология (учение ометоде) — это совокупность принципов и способов организации и построениятеоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.Отсюда методология статистическая — совокупность взаимосвязанных специфическихметодов, способов и приемов исследования, применяемых в статистике.
С этих позиций статистикурассматривают обычно как науку о методах изучения массовых явлений и процессов.Однако отношение статистической науки к статистическому методу нельзя сводить кпростому утверждению, что статистика — наука, которая пользуется для решениязадач статистическим методом. Каково же их соотношение?
И наука, и метод исходятиз рассмотрения массовых явлений. Но, как отметил А.А. Чупров, эта чистовнешняя связь приводит к расхождению между ними, поскольку в статистическойнауке массовое явление имеет одно значение, а в статистическом методе — другое.для науки оно служит самоцелью, а для метода — лишь средством достижения цели.
Статистика непосредственнозаинтересована в исследованных ею совокупностях, так как они представляют собойпредмет, изучаемый статистикой. Статистический метод, напротив, пользуетсясовокупностями лишь для того, чтобы с помощью дальнейших логических операций,совершаемых на основе рассмотрения совокупностей, прийти к выводам о причинныхсвязях, Тем не менее, хотя массовые явления ими рассматриваются с разных точекзрения между статистической наукой и статистическим методом тесные отношения,до известной степени оправдывающие сходство в их наименовании. Это сходствологически закономерно, так как, в конечном счете, имеет общие задачи, решениекоторых — цель и статистической науки, и статистического метода.
Метод науки(исследования) в самом общем значении слова — способ, путь познания ипреобразования действительности. Верная картина изучаемого объекта может бытьполучена лишь при правильном подходе к нему, лишь при правильном методе.Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Фрэнсис Бэкон(1561—1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.Он метко сказал: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит бездороги.
Исследовать явлениеметодами статистики — значит исследовать его как явление массовое. То естьнаблюдать множество его элементов или наблюдать само явление во множестве егоповторений в пространстве или времени, характеризовать результаты наблюдений вих совокупности статистическими показателями анализировать их с учетом формыпроявления закономерностей в массовых фактах, с учетом действующих в них общихзаконов. В статистической совокупности обнаруживаются сходство и различия,типичность явлений, она используется для вычисления обобщающих показателей.
Статистический методнаправлен на познание массовых процессов объективной действительности. Он противопоставляетсяметоду индукции (процесс рассуждения от частного к общему). Статистическийметод можно успешно применять во всех областях научной работы, где речь идет омножественности причин и следствий.
История статистикипоказывает, что ее развитие имело две тенденции. Первая — фатализм, связанный страктовкой закономерностей массовых социальных процессов как законов природы,которые не зависят от воли людей. Так, А. Кетле считал неизбежным существованиепреступности как тяготеющих над человеческим обществом законов природы, которыечеловек не может изменить. Вторая — математический формализм. Обе тенденцииисходили из отрицания объективного характера законов науки, поэтому статистикане стремится к изучению причинных связей, определяющих массовые процессы, аограничивается их формально-математическим описанием. При таких исходныхпредположениях не возникает потребности увязывать статистические исследования скачественным анализом, который осуществляется науками, исследующими различныефакторы.
Прочный фундаментразвития статистической теории был заложен диалектической философией. Основныезаконы (единства и борьбы противоположностей, взаимного превращенияколичественных и качественных изменений, отрицания отрицания), касающиеся самыхобщих вопросов теории развития материальных объектов, и ее категории (явления исущности, качества, количества и меры, пространства и времени, возможности,действительности и кажимости, необходимости и случайности, причинности ивзаимодействия и др.), составляющие основу теории материи как носителяразвития.
Научная разработкауказанных законов и категорий даёт возможность философски осмыслить предмет,метод и задачи теории статистики и всех ее отраслей.
Опираясь на законы икатегории диалектики, статистика исследует социальные явления и процессы не изолированно,а в их взаимодействии, взаимосвязи, не в состоянии покоя и неизменности, а вдвижении, в изменении и развитии.
Краеугольным камнемпознания (гносеологии) является теория отражения как методологическая основа статистики.С этой фундаментальной категорией диалектического (философского) метода тесносвязан принцип отражения, служащий основой требования объективности,адекватности результатов познания своим оригиналам. Это теоретико-познавательноетребование характеризуется тремя основными показателями, имеющими самоенепосредственное отношение к статистической методологии: 1) достоверностью (адля теоретических построений — доказательностью, обоснованностью научнымопытом); 2) точностью и полнотой; 3) глубиной или существенностью отображаемыхсвойств и отношений оригинала.
Оригиналом в статистикесчитается совокупность явлений и фактов социальной действительности.
Знание диалектическихзаконов и категорий позволяет статистике правильно понять и истолковать явленияи факты; подлежащие статистическому исследованию, выбрать надлежащий инструментарийи методологически правильный подход к их изучению. Еще русский историк В.О.Ключевский (1841—1911) писал: «Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление,из которого нельзя сделать научного употребления».
Вместе с тем статистикакак наука, опираясь на основные законы и категории философии, разрабатываетсвои специфические приемы, способы и методы, обусловленные особенностями еёпредмета, которые в своей совокупности и образуют статистическую методологию.
Таким образом, подстатистической методологией понимается система приемов, способов и методов,направленных на изучение, количественных закономерностей в структуре, динамике ивзаимосвязях социально-экономических явлений.
Методы статистики принятоделить на две основные группы: методы статистического наблюдения и методыобработки и анализа статистических данных (т.е. результатов наблюдения).
Процесс статистическогоисследования проходит три основные стадии (иногда их называют этапами).
Первая стадия — массовоестатистическое наблюдение. Здесь в результате регистрации фактов по научной итщательно разработанной программе получают объективные данные об изучаемыхсоциально-экономических явлениях.
Вторая стадия — сводка иобработка, группировка (классификация) и систематизация материалов, собранных врезультате массового статистического наблюдения.
Третья стадия — анализпоказателей, полученных в результате сводки и обработки статистических материалов.
Все три стадиистатистического исследования находятся между собой в тесной связи и требуютвзаимосогласованности при их реализации. Отсутствие одной из них ведет кразрыву целостности статистического исследования. Однако простое перечислениестадий не дает возможности увидеть специфику статистического метода. Только в совокупностиони представляют законченное применение статистического метода исследования приусловии всестороннего качественного анализа наблюдаемых общественных явлений ипроцессов.
5. Современнаяорганизация статистики в Российской Федерации и её основные задачи.
Задачасоциально-экономической статистики как отрасли человеческой деятельности всегдасостояла в том, чтобы обеспечить информационные запросы общественности,социальных структур, научных учреждений и управленческих органов о происходящихпроцессах и явлениях. Это необходимое условие изучения, прогнозирования ипринятия на этой основе эффективных управленческих решений на государственном ирегиональном уровнях.
На основе статистическойинформации государство разрабатывает свою экономическую и социальную политику,оценивает результаты, составляет социально-экономические и криминологическиепрогнозы.
Происходящие изменения внашей стране вызвали потребность в качественно новой статистике. В условияхстановления рыночной экономики первоочередной и основополагающей задачейразвития теории и практики является реформирование общеметодологических иорганизационных основ государственной статистики. Она становится достояниемвсего общества. Приятно отметить то, что это коснулось и данных правовойстатистики.
Из сказанного можносделать вывод, что в основу организации статистической работы в нашей стране насовременном этапе положены следующие основные принципы:
а) централизованное руководствостатистикой;
б) единые организация иметодология;
в) неразрывная связьстатистических органов с органами государственного управления;
г) достоверность иоткрытость данных социально-экономической статистики.
Структура органовгосударственной статистики соответствует административно-территориальномуделению страны. Низовыми органами государственной статистики являются городские и районные управления, которые имеются в административныхрайонах краев и областей, крупных городов. В двух городах — Москве иСанкт-Петербурге, в автономных республиках, в краях и областях имеются местныекомитеты по статистике.
Руководящиморганизационным и методическим центром служб государственной статистикиявляется Госкомстат России. Его основные задачи:
— представление официальнойстатистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, ФедеральномуСобранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а такжемеждународным организациям; разработка научно обоснованной статистическойметодологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, атакже международным стандартам;
— координациястатистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение условий использованияуказанными органами официальных статистических стандартов при проведенииотраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
— разработкаэкономико-статистической информации, ее анализ, составление национальныхсчетов, необходимых балансовых расчетов;
— гарантирование полнотыи научной обоснованности всей официальной статистической информации;
— предоставление всемпользователям равного доступа к открытой статистической информации путемраспространения официальных докладов о социально-экономическом положении РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики,публикации статистических сборников и других статистических материалов. Длявыполнения этих задач Госкомстат России осуществляет государственное управлениевсей находящейся в его ведении единой системой статистических органов; деломстатистики; учетом и отчетностью во всех отраслях народного хозяйства; зданиеми функционированием статистической информационной системы на основе единойнаучной методологии. В структуре имеется специальное Управление методологии статистическихработ. Здесь разрабатываются федеральный план статистических работ на год и наперспективу, методология расчёта статистических показателей, сбора и разработкистатистических данных. Кроме того, в состав Госкомстата России входятуправления: аналитическое; информационных ресурсов и регистров; статистическихстандартов и классификаций; организации статистического наблюдения; системынациональных счетов и балансов; статистики промышленности, финансов иплатежного баланса, цен, товарных рынков и торговли; сводный отдел; социальнойстатистики (народонаселения, здравоохранения); отдел моральной статистики и др.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Россия в Первой мировой войне 2
Реферат Утилизация и переработка медицинских отходов
Реферат Оружие массового уничтожения
Реферат Bio Дюлай Лівіус народився 2 грудня 1937 року, в Трансильванії, підобласті з особливою атмосферою традицій землеробства, лісництва, гірської промисловості та індустріалізації. У 1944
Реферат Общение как феномен культуры
Реферат Атлантида в разные времена
Реферат Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке
Реферат Герои дворяне в произведениях АС Грибоедова АС Пушкина и МЮ Лермонтова
Реферат Карта Шухарат и Парето для исследования причин брака
Реферат Проект специализированного производственного склада - холодильника для хранения мясных товаров, общей площадью 2473 м2
Реферат BLACK Essay Research Paper BLACK IS THE
Реферат Основы термодинамики 3
Реферат Педагогические технологии обучения в системе общего, начального профессионального и среднего про
Реферат Применение операционного исчисления при решении дифференциальных уравнений
Реферат MACS: корпоративная стратегия, активированная рынком