Белорусский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра теоретической иинституциональной экономики
Курсовая работа
Состояниеиперспективы развития инновационного бизнеса в Республике Беларусь
Студентка 1 курса
Пожитко Ольга Евгеньевна
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук, доцент
Хвесеня Наталья Павловна
Минск – 2009
Содержание
Введение
1.Инновации и эффективность их использования
1.1Сущность, основные свойства и функции инноваций
1.2Инновационная инфраструктура
1.3Национальная инновационная структура Республики Беларусь
1.4Государственные инновационные программы
2.Пятилетка инноваций
2.1Инновации: состояние и перспективы
2.2Шесть уровней модернизации
2.3Через инновации – к повышению конкурентоспособности
3.Что в Беларуси мешает инновациям воплощаться в жизнь
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Основнымусловием обеспечения высокой конкурентоспособности белорусской экономикиявляются инновации, постоянное технологическое совершенствование всех сфердеятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться всоответствии с инновационной стратегией, формируемой на всех уровнях управленияи хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования имаркетинга и ориентированной на опережение возможных конкурентов в расширениидействующих и создании новых рынков товаров и услуг.
Переход на инновационныйпуть развития для белорусской экономики сегодня жизненно важен, поскольку она всилу объективных причин все больше интегрируется в европейские и мировыеэкономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности возможнолишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальнойинновационной системы, рыночной трансформации действующего научно-техническогопотенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сферепри обязательном учете собственных особенностей и интересов.
инновация комплексгосударственный белорусь
Глава 1. Инновации и эффективность ихиспользования
1.1Сущность, основные свойства и функции инноваций
Всовременных условиях функционирования субъектов хозяйствования все болееочевидно, что инновации превращаются в движущую силу, которая может определятьих стратегическое будущее.
Инновация(от лат. innovate — обновление,улучшение; англ. innovation- нововведение) — комплексный процесс создания, распространения и использованияновшеств для удовлетворения человеческих потребностей. Инновации предполагаюткоммерческое применение новшеств, приносящее социально-экономический илиэкологический результат.
Основныесвойства инноваций:
· научно-техническаяновизна;
· возможностьпрактического применения;
· коммерческаяреализация;
· социальнаязначимость;
· экономическаяили экологическая эффективность;
· удовлетворениесуществующего и создание нового рыночного спроса;
· высокаястепень риска.
Основныефункции, выполняемые инновациями:
· повышениенаукоемкости производственно-хозяйственной деятельности субъектовхозяйствования;
· рости удовлетворение потребностей;
· снижениересурсоемкости производства;
· оптимизацияпроцесса воспроизводства ресурсов.[1]
1.2 Инновационнаяинфраструктура
Специализированныеинновационные комплексы и организации по распространению инноваций составляютоснову инновационной инфраструктуры, которая представляет собой совокупностьэкономических субъектов, непосредственно не участвующих в инновационнойдеятельности, но обеспечивающих условия для ее эффективной реализации.
Инновационная инфраструктуракак важнейший сегмент современной Национальной инновационной системы РеспубликиБеларусь активно развивается. В нашей стране функционируют десять организаций,относящихся по уставной деятельности к технологическим паркам, Республиканскийцентр трансфера технологий и его региональные подразделения, бизнес-инкубаторы.В качестве головной организации, осуществляющей научно-организационноеобеспечение и мониторинг реализации инновационных программных мероприятий,определено государственное учреждение «Белорусский институт системного анализаи информационного обеспечения научно-технической сферы» (далее — БелИСА).
1.3 Национальнаяинновационная система Республики Беларусь
Системная взаимосвязьзаконодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающихразвитие инновационной деятельности в Республике Беларусь, представляет собойНациональную инновационную систему.
Управление Национальнойинновационной системой Республики Беларусь осуществляется ПрезидентомРеспублики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскимиорганами государственного управления, НАН Беларуси, другими государственнымиорганизациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и всоответствии с их полномочиями.
Управление Национальнойинновационной системой Республики Беларусь осуществляется на основепрограммно-целевого метода — через формирование, утверждение и обеспечениевыполнения программ (инновационных проектов) различного уровня.
Порядок формирования ивыполнения программ (инновационных проектов) различного уровня определяетсяСоветом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом РеспубликиБеларусь.
Финансирование научной,научно-технической, инновационной и иной деятельности осуществляется изследующих источников:
• средства республиканского и (или) местных бюджетов;
• собственные средства организаций;
• заемные средства;
• инновационные фонды;
• иностранные инвестиции;
• республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственнойпродукции, продовольствия и аграрной науки;
• другие средства в соответствии с законодательством.
1.4 Государственныеинновационные программы
Инновационная программа — основная форма реализации наиболее важных технических, экономических,социальных и иных проблем по приоритетным направлениям научно-техническойдеятельности, концентрации ресурсов научно-технического и производственногокомплексов в указанных направлениях и ускорения на этой основе развитиянаукоемких отраслей хозяйства республики и социальной сферы.
Программа — комплексвзаимоувязанных ресурсами, исполнителями и сроками научно-исследовательских,опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, мероприятий поподготовке производства, разработок организационно-экономического характера,направленных на решение единой социально-экономической и научно-техническойпроблемы.
Программа разрабатывается напериод, необходимый для полного достижения поставленных в ней целей, но неболее чем на 5 лет.
Цели реализации программы — создание и освоение в производстве новой техники, технологий и материалов, чтоспособствует выходу отечественного производства на международный уровень,решению первоочередных задач развития охраны здоровья, национальной культуры идругих отраслей социальной и экономической сферы. В основу проектаГосударственной программы инновационного развития Республики Беларусь на2007-2010 годы положены такие документы стратегического характера, какПрограмма социально-экономического развития страны, Национальная стратегияустойчивого социально-экономического развития, Комплексный прогноз научно-техническогопрогресса республики, решения третьего Всебелорусского народного собрания иКонцепция Национальной инновационной системы Беларуси, одобреннаяправительством. Государственными заказчиками выступают 40 органовгосуправления, облисполкомы, Мингорисполком и администрация Парка высокихтехнологий.[2]
Стратегической целью даннойпрограммы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировомрынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социальноориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическоеразвитие страны и повышение качества жизни белорусского народа, а такжепостроение Национальной инновационной системы Республики Беларусь какэффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощенияв новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества. Отсюдавытекают и основные задачи: формирование благоприятной для инновацийэкономической, правовой и социально-культурной среды; модернизацияматериально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых ивысоких технологий; достижение качественно нового технологического уклада вотраслях экономики; повышение уровня высокотехнологического экспорта,импортозамещения, экономической и энергетической безопасности; развитиеинтеллектуального потенциала и творческой активности населения.
Чего же мы можем ждать отреализации этого документа, имеющего, без преувеличения, стратегическоезначение для дальнейшего развития страны? Прежде всего создания базовыхкомпонентов и институциональных структур Национальной инновационной системыБеларуси, укреплений связи науки, образования, производства и рынка винновационном процессе. Речь также идет о формировании рынка научно-техническойпродукции, налаживании механизмов коммерциализации нововведений, включаяобъекты интеллектуальной собственности, об усилении инновационной конкуренции ироли инноваций как основного катализатора инвестиций.
В результате реализации Государственнойпрограммы инновационного развития страны на 2007-2010 годы будет создано 50тыс. новых рабочих мест.
Не менее важныепрогнозируемые результаты реализации программы — обеспечение концентрациифинансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационногоразвития отраслей и регионов, удовлетворение спроса реального сектора экономикина инновации, активизация инновационного развития национальной экономики,концентрация усилий на разработке и внедрении новых конкурентоспособных видовпродукции, новейших ресурсосберегающих, экологически чистых технологий,эффективных форм организации производства и труда, расширение инфраструктурыинновационной деятельности. В частности, ожидается увеличение финансовых затратна исследования и разработки за счет всех источников в 2,5-3 раза. Кроме того,будет проведена модернизация отечественной экономики на основе технологическихинноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков,завершены расширение и реконструкция, реструктуризация важнейших экспортноориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненноважных объектов национальной экономики на основе внедрения современныхтехнологий и техники, созданы новые прогрессивные производства по выпускунаукоемкой продукции.
Основные направления имероприятия Государственной программы инновационного развития РеспубликиБеларусь на 2007 — 2010 годы:
в области фундаментальныхисследований — углубление знаний о природе, человеке и обществе, качествокоторых должно соответствовать мировому уровню развития науки, а такжепотребностям развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь поутвержденным приоритетным направлениям;
в области прикладныхисследований и разработок — создание передовых технологий и новойконкурентоспособной продукции; развитие программно-целевого метода планированияисследований и разработок с учетом потребностей реального сектора экономики;повышение эффективности выполнения государственных народнохозяйственных,государственных научно-технических программ и инновационных проектов;
в производственной сфере — приоритетноевнедрение инноваций во всех секторах экономики и использование в производствепередовых технологий; стимулирование развития высокотехнологичных производств;инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов; повышениеинновационной активности и восприимчивости производств; внедрение впроизводство мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды;усиление инновационных возможностей методами экономического стимулированияотраслевых конструкторских бюро и опытных производств; обеспечение разработки новыхимпортозамещающих технологий на основе собственной сырьевой базы и созданиеусловий для технологического обновления производства с использованиемотраслевого научно-технического потенциала как связующего звена между фундаментальными,прикладными, исследованиями и разработками и реальным сектором экономики;
в аграрном секторе — разработка ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологий,технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования дляпроизводства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основевоспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных иимпортозамещающих сортов растений, удобрений, пород животных, производствановых продуктов питания;
в области охраны ииспользования объектов интеллектуальной собственности — создание эффективноймногоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимойинфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок в целяхнедопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизмастимулирования использования объектов интеллектуальной собственностипосредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского исмежных прав;
в области инновационнойдеятельности — ускоренные разработка и освоение наукоемкой продукции ипередовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форминновационной деятельности (создание центров конкурентоспособности), развитиенаучного потенциала в крупных организациях и концернах в целях превращения их всаморазвивающиеся конкурентоспособные фирмы; развитие Парка высоких технологий;
в сфере государственногоуправления наукой и инновациями — обоснование долгосрочной стратегии развитиянаучно-инновационной сферы, основанной на использовании эффективных форминтеграции науки, производства и образования; усиление целевой ориентации нарешение приоритетных для страны задач; стимулирование перспективных разработокгосударственного значения и совершенствование механизма их отбора;первоочередная поддержка инновационных проектов, выполняемых в рамкахгосударственных народнохозяйственных и государственных научно-техническихпрограмм, направленных на расширение экспорта, импортозамещение,ресурсосбережение, совершенствование и обновление наиболее эффективныхпроизводств, формирование спроса, в удовлетворении которого отечественнаянаукоемкая продукция играла бы доминирующую роль; проведение эффективнойрегиональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности.
2. Пятилетка инноваций
2.1 Инновации: состояние иперспективы
Успешное решение стратегических задачускорения экономического и социального развития Республики Беларусь, переводаэкономики на инновационный путь напрямую зависит от эффективности процессовтрансформации научных знаний в инновации и их коммерциализации, от степениинновационной восприимчивости основных отраслей хозяйственного комплексастраны.
На семинаре руководящих работниковреспубликанских и местных государственных органов по проблемам инновационногоразвития страны, состоявшемся в июне 2004 г., Президент Республики БеларусьА.Г. Лукашенко основной задачей реализации инновационной политики определил«…создание национального инновационного механизма как системыорганизационно-экономических и правовых мер и реализация конкретныхинновационных проектов. Они должны обеспечивать процесс производства новыхзнаний, оперативное внедрение результатов исследований в реальном сектореэкономики».
Беларусь не имеет больших запасовполезных ископаемых. Структура ее экономики в основном сложилась в периоддешевых сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и огромного рынка сбытавсего Советского Союза. В таких условиях, чтобы двигаться вперед, необходимо вмаксимальной степени использовать и развивать интеллектуальный потенциал.
Для этого в Беларуси существуют неплохиепредпосылки.
Прежде всего, это кадры ученых испециалистов. Численность работников, выполнявших научные исследования иразработки, составляла на конец 2005 г. 29,9 тыс. человек или в среднем 30человек на 10 000 жителей республики. Число специалистов высшей квалификации(докторов и кандидатов наук) — 4130 человек или 14,5% от общей численностиработников, выполнявших научные исследования и разработки.
По доле населения с высшим и среднимспециальным образованием, занятого в экономике (40,7%), Беларусь превосходитсреднеевропейский уровень почти в два раза (21,2% для стран ЕС). Сохраненымногие научные школы, достаточно высокий уровень имеет сегодняшняя системаподготовки кадров, прежде всего система высшего образования.
Кроме того, в республике накоплен опытпрограммно-целевого решения задач развития экономики и ее важнейших отраслей,выбора приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельностии концентрации на этих направлениях интеллектуальных, материальных и финансовыхресурсов.
Эти предпосылки служат основой дляускорения инновационных процессов и формирования национальной инновационнойсистемы. Основными ее элементами являются:
– соответствующее законодательство;
– генерация и распространение знаний;
– производство наукоемкой продукции иуслуг;
– образование и профессиональнаяподготовка кадров;
– инновационная инфраструктура, включаямеханизмы финансового обеспечения.[3]
Важным шагом к переходу экономики наинновационный путь развития явилось определение приоритетов научно-техническойдеятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. При их выборе учитывалисьположения таких программных документов, как «Национальная стратегия устойчивогоразвития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Программа структурнойперестройки и повышения конкурентоспособности экономики до 2010 г.», «Комплексныйпрогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь 2005–2020 г.»[4].В качестве национальных приоритетных направлений научно-техническойдеятельности определены следующие:
– ресурсосберегающие и энергоэффективныетехнологии производства конкурентоспособной продукции;
– новые материалы и новые источникиэнергии;
– медицина и фармация;
– информационные и телекоммуникационныетехнологии;
– технологии производства, переработки ихранения сельскохозяйственной продукции;
– промышленные биотехнологии;
– экология и рациональноеприродопользование.
Определены также 27 приоритетныхмакротехнологий, которые должны обеспечить производственную специализациюБеларуси в системе мировых хозяйственных связей и конкурентоспособностьотечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Это прежде всегомашиностроительная и сельскохозяйственная продукция, электронная,вычислительная и оптоволоконная техника, строительные материалы, биологические,тонкие химические, информационные технологии.
В республике созданы основы нормативнойправовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности. Втечение последних нескольких лет принято более 50 нормативных правовых актов,регламентирующих вопросы организации научно-технической и инновационнойдеятельности, ее финансового обеспечения, создания, охраны и использованияобъектов интеллектуальной собственности.
Завершается доработка проекта ЗаконаРеспублики Беларусь «О государственной поддержке и государственных гарантияхинновационной деятельности в Республике Беларусь». Впервые в Беларуси назаконодательном уровне закрепляются такие понятия, как «государственнаяинновационная политика», «реализация инноваций», «субъекты инновационнойдеятельности», «венчурная организация» и другие. Принятие указанного закона иреализация его положений будут способствовать активизации инновационнойдеятельности, усовершенствованию экономических механизмов ее стимулирования.
Все это свидетельствует о достаточно интенсивнойработе над созданием правового поля, необходимого для активизации инновационныхпроцессов. Однако еще рано говорить о том, что научные организации иинновационные предприятия чувствуют себя комфортно в действующей на сегодняшнийдень правовой среде республики и что основные проблемы формированиянациональной инновационной системы уже решены.
В Беларуси сохраняется низкий уровеньнаукоемкости ВВП, который по предварительной оценке составил в 2004 г. всего0,87%, в то время как в развитых странах этот показатель — 2–3%. Снижается долямалых инновационных предприятий в отрасли «Наука и научное обслуживание»: с2,8% в 1997 г. до 1,0% в 2003 г. Низкий уровень наукоемкости белорусскойэкономики не позволяет наращивать экспорт высокотехнологичной продукции, долякоторой в общем объеме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%,что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России. Если дляБеларуси данный показатель является относительно стабильным, то индустриальноразвитые страны с 2003 по 2007 г. его удвоили.
Таким образом, хотя рамочные условияфункционирования инновационной системы в законодательстве очерчены достаточночетко, конкретные направления правового поля инновационной деятельности,включающие налоговое регулирование, меры государственной поддержки истимулирования, условия рыночного оборота прав интеллектуальной собственности,нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В первую очередь требуетсовершенствования налоговое законодательство. Действующая в Беларуси системаналогообложения построена таким образом, что, несмотря на имеющиеся льготы длянаучной и инновационной деятельности, налоговая нагрузка в отрасли «Наука инаучное обслуживание» на 3,5–5,5 процентных пункта выше, чем в промышленности инародном хозяйстве в целом.
Фактически из сферы науки (заисключением бюджетных организаций) в виде налогов и платежей в последние годыизымались средства, равные 60–70% выделяемых на научно-техническую иинновационную деятельность бюджетных ассигнований, при этом доля налоговых поступленийот этой сферы составляет около 0,7% всех налоговых сборов.
Такая система не стимулирует активизациюи повышение эффективности инновационной деятельности, экономики, вложениесредств в исследования, разработки, развитие инновационного предпринимательства,не препятствует оттоку квалифицированных кадров, в первую очередь, из сферыотраслевой науки.
Использование программно-целевых методовуправления научно-технической сферой страны потребовало новых подходов и корганизации ее бюджетного финансирования. При ограниченных финансовыхвозможностях республиканского бюджета государство будет направлять денежныесредства только на те исследования и разработки, которые соответствуютвыбранным приоритетам, востребованы реальным сектором экономики и обеспечиваютего научно-технологическое развитие… Таким образом, почти половина всехбюджетных средств, выделяемых на науку, направляется на финансированиеразработок конкретной научно-технической продукции, предполагающей еепоследующее освоение в различных сферах хозяйственного комплекса республики.
Наряду с непосредственнымфинансированием исследований и разработок за счет средств республиканскогобюджета, в республике действует также механизм бюджетной поддержкиинновационных проектов на возвратной основе. На эти цели направляется до 1,5%от общего объема средств, выделяемых на выполнение научно-технических программи инновационных проектов.
Какпоказал опыт работы Белорусского инновационного фонда, такой механизмфинансирования инновационных проектов достаточно эффективен и востребованразработчиками научно-технической продукции. Его привлекательность состоит вдлительном сроке использования заемных средств, более льготных условиях ихвозврата по сравнению с банковскими, отсутствии необходимости предоставления залогови страхования при выделении финансовой поддержки. Вместе с тем, на сегодняшнийдень такая поддержка в соответствии с действующим порядком может быть оказанатолько на этапе выполнения научно-исследовательской и опытно-конструкторской(технологической) части инновационных проектов, что ограничивает возможностиБелинфонда по поддержке инновационной деятельности. В ближайшее время будутприняты решения о расширении направлений использования средств фонда, в томчисле на финансовую поддержку работ по организации и освоению в производственаучно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационныхпроектов и заданий научно-технических программ различного уровня, натехнологическое переоснащение предприятий и приобретение современного высокотехнологическогооборудования (в размере до 50% его стоимости), осуществление гарантийныхобязательств предприятий перед банками по погашению кредитов, выданных дляосвоения в производстве разработанной научно-технической продукции, а также наподдержку создания новых инновационных предприятий.
Совершенствованиемеханизмов финансирования инновационной деятельности предполагает существенныйрост средств, направляемых на исследования, разработки и освоение выпуска новойпродукции, прежде всего, из фондов специального назначения и иных внебюджетныхисточников. Правительством поручено обеспечить повышение уровня затрат науказанные цели в 2005 г. из всех источников не менее чем в 2 раза по сравнениюс 2000 г.
Всоответствии с действующим законодательством республиканским органамгосударственного управления и иным государственным организациям, подчиненнымПравительству Республики Беларусь, разрешено образовывать отраслевыеинновационные фонды путем отчислений 0,25% от себестоимости товаров (работ,услуг). Решением Правительства не менее 30% средств инновационных фондов должнынаправляться на финансирование работ по созданию новых видов наукоемкойконкурентоспособной продукции и ее освоению в производстве.
Хотяэтот показатель в целом и не соответствует установленным параметрам,складывается положительная динамика увеличения доли отраслевых инновационныхфондов, направляемых на создание инноваций и их продвижение на рынки.
Однойиз важнейших форм государственного регулирования инновационной деятельностиявляется участие государства в формировании инновационной инфраструктуры.
Кнастоящему времени Министерством экономики Республики Беларусь при содействииБелорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центральных органовуправления, местных исполнительных и распорядительных органов зарегистрировано42 Центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малогопредпринимательства, которые осуществляют сервисное обслуживание ипредоставляют на определенных условиях и на определенное время специальнооборудованные под офисы и производство помещения субъектам малогопредпринимательства. Государственный комитет по науке и технологиям РеспубликиБеларусь присвоил статус технопарка двум организациям из пяти работающихструктур подобного типа.[5]
Частонаучные организации, нуждающиеся в услугах по трансферу технологий, должнысрочно удовлетворить спрос в тех сферах, в которых с условиями и ситуацией нарынке они не знакомы. Поэтому Министерством образования Республики Беларусь приподдержке государства созданы агентства, центры трансфера технологий понаправлениям — при технических вузах, а при классических университетах —региональные маркетинговые, инновационные и бизнес-центры. Для организацииизучения потребностей предприятий и организаций Беларуси в использованиинаучных разработок созданы при высших учебных учреждениях (ВУУ) маркетинговыеслужбы. Сформирована постоянно действующая система сбора и обработкимаркетинговой информации Центральное место в системе трансфера технологий вРеспублике Беларусь начинает занимать Республиканский центр трансфератехнологий (РЦТТ), который активно взаимодействует с разработчиками новыхтехнологий, с их потенциальными потребителями, с учреждениями инфраструктурыинновационного предпринимательства, а также с зарубежными фирмами и научнымиорганизациями, центрами трансфера технологий и инноваций. РЦТТ создан в мае2003 г. для организации работ по трансферу технологий в регионах, гдесконцентрировано множество малых предприятий, особенно нуждающихся вквалифицированной помощи и поддержке РЦТТ, и формирования региональныхфилиалов. Открыты четыре региональных отделения РЦТТ.
ВМогилеве впервые в Беларуси реализован проект создания научно-технологическогопарка, который комплексно решает вопросы трансфера технологий и ихкоммерческого использования в экономике региона. ЗАО «Технологический паркМогилев» открыт 10 декабря 1998 г. и выполняет взаимодополняющие функцииинкубатора малого предпринимательства, бизнес-инновационного центра, центратрансфера технологий и является современным механизмом трансфера технологий вэкономику региона и сопровождения инновационных и инвестиционных проектов.Основные учредители технопарка — городской и областной исполкомы, вузы города.На 36 предприятиях технопарка работает свыше 250 человек.
Всоответствии с Государственной программой совершенствования системы высшеготехнического образования создан университетский научно-технологический парк набазе инновационных предприятий Белорусского национального техническогоуниверситета. В технопарке активно разрабатываются и осваиваются ресурсосберегающиеи экологически чистые процессы, оборудование в области металлургии, сварки,литейного производства, обработки материалов давлением, порошковой металлургии,термического и химического воздействия на металлы. Налажен выпуск новыхконструкционных, электротехнических и инструментальных материалов и изделий наих основе, применяемых в машиностроении, электротехнике, теплотехнике,металлургии, строительстве и др. Планируется к концу этого года создатьдополнительно к существующим технопаркам, инновационным центрам, центрамтрансфера технологий не менее 7 новых субъектов инновационной инфраструктуры, впервую очередь в регионах республики.
Особоеместо среди них должен занять Парк высоких технологий, создание которогоинициировано Главой государства, что позволит обеспечить благоприятныесоциально-экономические условия для развития высокотехнологичных производств,увеличения доли наукоемкой продукции в ВВП, привлечения дополнительныхинвестиций в конкурентоспособные отрасли экономики. В качестве приоритетногонаправления деятельности Парка на начальном этапе выбрано развитие сектораинформационно-коммуникационных технологий и экспортно-ориентированногопрограммирования. Установление особого правового режима для резидентов Паркавысоких технологий, целого ряда налоговых, таможенных и социальных льгот нарядус другими мерами стимулирования инновационной деятельности, будетспособствовать увеличению годового объема выполняемых организациями-резидентамиработ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий как минимум в1,5 раза. Целевая поддержка ускоренного развития конкурентоспособных отраслейэкономики позволит в течение 10–15 лет довести оборот от производства иэкспорта информационных технологий, программного обеспечения и сопутствующих услугдо 3–4 млрд долларов США и в перспективе выдвинуть Республику Беларусь в первуюдесятку стран, занимающих лидирующие позиции в построении глобальногоинформационного общества.
Нарядус формированием новых институциональных объектов инновационной сферы необходимосущественно повысить инновационную восприимчивость и активность действующихпредприятий путем создания с их участием корпоративных структур, отраслевыхнаучно-технических центров.
Подобныеструктуры созданы по разработке и выпуску автомобильной техники, тракторов иагрегатируемой с ними сельскохозяйственной техники. Завершается работа посозданию корпоративных структур в области кормоуборочной и зерноуборочнойтехники, а также в станкостроении.
Вцелях ускорения обновления технической базы производства, повышениянаукоемкости и конкурентоспособности выпускаемой продукции создаютсянаучно-технические центры дизельного двигателестроения, грузовых автомобилей ипассажирских автобусов, средств телекоммуникаций, микроэлектроники ителевидения.
Ученымии специалистами Республики Беларусь сделан ряд важных в научном и практическомотношении открытий, отвечающих мировому или лучшему в СНГ уровню.
Так,Институтом физики им. Б.И. Степанова впервые в мире получена непрерывнаягенерация лазера на вынужденном комбинационном рассеянии и кристаллическихрассеивающих средах. Доказана возможность создания компактных, полностьютвердотельных источников непрерывного излучения, работающих в ранее недоступныхспектральных диапазонах. В Институте создана совместная лаборатория НАНБеларуси и Фраунгоферовского общества Германии для проведения исследований вобласти оптики, диагностики и неразрушающего контроля. Это первая совместная сГерманией научная лаборатория на территории СНГ.
Завершенареализация программы Союзного государства «СКИФ», в рамках которой изготовленсуперкомпьютер кластерного уровня «СКИФ К–1000». В списке 500 самыхпроизводительных компьютерных систем в мире он занимает 98 позицию, а врейтинге 50 суперкомпьютеров России и СНГ — первую.
Инновационнуюполитику формируют и проводят профессионалы. Поэтому важнейшей задачейобеспечения инновационного развития республики является подготовка кадров.
Вреспублике разработаны и реализуются межвузовская программа «Инновации»,программа подготовки кадров в области инновационной деятельности в Академииуправления при Президенте Республики Беларусь, ведущих университетах нашейстраны.
Нарядус совершенствованием высшего образования принимаются и иные меры для того,чтобы сфера науки и инноваций стала привлекательной для молодежи. Ведетсяпоследовательная работа по развитию системы государственной поддержкиинновационной деятельности студентов, аспирантов и докторантов в зависимости отрезультативности их работы, повышению уровня экономической и социальнойзащищенности ученых, формированию в обществе нового отношения к науке какодному из самых престижных видов деятельности.
Объединениеусилий всех участников инновационного процесса на выделенных ключевыхнаправлениях позволит в ближайшие годы создать в Республике Беларусьнациональную инновационную систему как целостный комплекс правовых,организационных, экономических, морально-психологических норм и рычагов.
2.2 Шесть уровнеймодернизации
В основу стратегиимодернизации белорусской экономики на основе технологических инноваций всоответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков заложен принцип6-уровневой системы модернизации.
Уровни системы модернизацииэкономики Беларуси:
I уровень — новые предприятия и важнейшие производства,обеспечивающие значительный прирост ВВП и выпуска новой продукции, экспорт иимпортозамещение, которых всего по стране к 2010 году будет создано 100.
IIуровень — новые производства (с освоением новых технологий) надействующих предприятиях.
IIIуровень – модернизация 609 действующих производств на основевнедрения 888 передовых(новых и высоких) технологий.
IVуровень - выполнение отраслевых программ инновационногоразвития.
Vуровень — выполнение региональных (областных и г. Минска) программинновационного развития.
VI уровень — реализация мероприятий по выполнению инновационныхразделов бизнес-планов, программ развития производственных,сельскохозяйственных и других предприятий, организаций.[6]
Такая система обеспечит участиев инновационном развитии практически всех предприятий и организаций отраслейэкономики и регионов страны. За пять лет фактически все они должны выйти нановый технологический уровень в рамках выполнения мероприятий погосударственным, отраслевым, региональным инновационным программам иинновационным разделам собственных бизнес-планов. По предварительным расчетам,на эти цели потребуется 16,8 трлн. рублей с финансированием из всех источников.
Важно при этом отметить, чтоинновационное развитие национальной экономики будет в основном базироваться наотечественных научных разработках и технологиях, созданных в отраслевых НИИ иКБ, учреждениях Национальной академии наук Беларуси, Министерства образованияи др.
В результате выполнениямероприятий программы в республике значительно возрастет доляконкурентоспособных на мировом рынке производств и технологий V и VI укладов, будет созданооколо 50 тыс. новых рабочих мест. К 2010 году увеличится в два раза выпускновой промышленной продукции (ее доля составит 19 %), возрастет количествоинновационно активных предприятий (25 % от общего количества к а удельный вессертифицированной по международным стандартам промышленной продукции составитболее 70 %. Будут достигнуты высокие показатели по глубокой переработке нефти,лесных ресурсов. На белорусском рынке появятся новые виды автомобильноготоплива (биодизель, этанол), новые виды лекарств, электронных услуг.
В частности, к концу текущейпятилетки в системе Минпрома доля инновационно активных предприятий возрастет до49,5 %, доля инновационной продукции — до 19,6 % и сертифицированной — до 70,0%; в системе Минсельхозпрода аналогичные показатели составят — 16,1 ::18,2 % и 62,0 %; в системе концерна «Белнефтехим» — 95,0 %, 38,0: и76,3 %; в системе Минобразования доля инновационно активных предприятийсостави-70,4 %, доля инновационной щ:: дукции-54,1 %.
Понятно, что за обобщеннымицифрами стоят конкретные объекты инновационного развития экономики Беларуси. Вчисле важнейших из них можно назвать, например, производство бесшовныхгорячекатаных труб на РУП «БМЗ», субмикронных интегральных микросхем з НПО«Интеграл», автоматических стиральных машин в ЗАО Атлант», трактора«Беларус-921» на РУП «Сморгонский агрегатный завод» и трактора «МТЗ-320» на РУП«Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», газовых плит в ЗАО «Атлант»и ОАО «Электроаппаратура», смесевого дизельного биотоплива в ОАО «Гродно Азот»,нефтяного парафина в ОАО «Завод горного воска», цельнометаллокордных шин длякарьерной техники в ОАО «Белшина».
Разумеется, значимыеинновационные объекты есть не только в промышленности. В такой приоритетной длястраны отрасли, как энергетика, к ним с полным правом можно отнестипроектирование и начало строительства АЭС, возведение Гродненской ГЭС, ПолоцкойГЭС и Могилев-ской «ДнепроГЭС».
В системе Минстройархитектуры- это горно-обогатительный комбинат на базе месторождения Ситницкое,Минсельхозпрода — производство упаковки для пищевых продуктов на РУП«Березатара» и 70 новых ветеринарных препаратов на УП «Витебская биофабрика», ав системе Минздрава — создание НИИ трансплантологии и клеточных биотехнологийна базе 9-й клиники в Минске. Безусловно, этот список можно продолжить. Потомучто планы в инновационной сфере намечаются действительно амбициозные.
При этом следует отметить,что проблема активизации инновационного развития является многофакторной идолжна решаться по многим направлениям одновременно. В ряду этих факторовинновации — единственный способ осуществлять глубокую реструктуризациюпроизводства. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы датьвозможность этому процессу следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы спомощью активной государственной политики превратить инновации в один изосновных факторов экономического роста.
2.3 Через инновации –кповышению конкурентоспособности
Движение кконкурентоспособной экономике должно обеспечиваться по двум основнымнаправлениям.
Первое из них — эторасширение рыночных ниш за счет активного импортозамещения. Реализация этогонаправления должна осуществляться наименее капиталоемким путем модернизациипроизводственных звеньев и отдельных технологий в отраслях промышленности, увеличениязагрузки существующих производств при одновременном повышении их техническогоуровня, усиления технического контроля и внедрения современных систем качества,сертификации продукции и производств, максимально эффективного задействованияорганизационно-экономических механизмов. Это направление должно бытьориентировано на использование в первую очередь уже имеющихся научных разработокс высоким потенциалом реализации, увеличение объемов освоения имеющихсяпрогрессивных технологических решений.
Второе направление — обеспечение конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей в техсекторах рынка, в которых они не были ранее представлены, а также формированиеновых областей спроса, в удовлетворении которого отечественная продукция игралабы доминирующую роль. В рамках данного направления должны формироватьсяперспективные научно-технологические заделы, на основе которых осуществляетсятехнологическое перевооружение производства.
С точки зрения повышенияконкурентоспособности отраслей наиболее значимые результаты от использованияинновационных технологий, по мнению разработчиков программы, должны бытьполучены по нескольким приоритетным направлениям.
Во-первых, эторесурсосбережение. Безусловно, важнейшим фактором низкой конкурентоспособностиотечественных производств в абсолютном большинстве отраслей промышленностиявляются высокие издержки производства и в первую очередь затраты топлива иэнергии.[7]Следовательно, ресурсосбережение должно рассматриваться как важнейшеепроявление влияния новых технологий на конкурентоспособность производства, аресурсосберегающая эффективность становится главным критерием выбораприоритетов в инновационной сфере.
Во-вторых, увеличение долипродукции высокой степени переработки. Изменение структуры производства в этомнаправлении рассматривается как одна из ключевых задач промышленной политики.Поэтому особое значение приобретает освоение новейших технологий конечныхпеределов (при использовании которых, главным образом, формируются высокиепотребительские свойства продукции и создается основная часть добавленнойстоимости), а также технологий, позволяющих повысить глубину переработки сырьяи степень технологической готовности продукции к последующей переработке(например, металлопродукции с высоким качеством поверхности или минимальнымиприпусками для обработки).
Наконец, в-третьих, этообеспечение гибкости производства. Высокие темпы обновления продукции как условиесохранения конкурентных позиций на рынке предъявляют повышенные требования ктехнологической структуре производств, которая должна обеспечить их адекватнуюреакцию на изменения рыночной конъюнктуры. Проблема гибкости производства, егоспособности к быстрому обновлению номенклатуры продукции во многомобусловливает выбор перспективных технологий в ряде отраслей. Решение этойпроблемы может осуществляться несколькими путями: разработкой и освоениеммногофункционального легкоперестраиваемого оборудования, в том числе на основеприменения GALS-технологий, АСУТП (легкая, пищевая, медицинская промышленность,отдельные отрасли лесопромышленного комплекса), разработкой и широкимиспользованием многоцелевых обрабатывающих центров (машиностроение,деревообрабатывающая промышленность), внедрением модульных технологий(металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность).
Государственное воздействиена развитие реального сектора экономики, и в первую очередь промышленности,целесообразно осуществлять с использованием программно-целевых методов,позволяющих сконцентрировать средства в интересах ее технологического развития.Здесь можно выделить следующие основные задачи:
- создание научно-технического задела по важнейшим направлениямразвития науки и техники, непосредственно ориентированных на решение конкретныхсоциально-экономических задачи технологическое обновление производственногоаппарата промышленности. Это исследования в области физики, химии, наук о жизнии Земле, информатики. Их главным итогом будет получение новых знаний, которыемогут служить основой прикладных разработок, направленных на созданиепринципиально новых классов технологий, материалов и систем машин;
- формирование возможностей технологического развития страны надолгосрочную перспективу, новых поколений конкурентоспособной наукоемкойпродукции с качественно более высокими функциональными возможностями. Речьидет прежде всего о развитии базовых макротехнологий: технологий новыхматериалов, нано- и микроэлектронных, оптоэлектронных, радио- иакустоэлектронных, уникальных ядерных технологий, технологий тепловыхдвигателей, энергетики и энергосбережения, химии и катализа, технологийподготовки кадров для национальной технологической базы. Это позволитобеспечить базу для создания конкурентоспособной высокотехнологичной наукоемкойпродукции в области важнейших технических систем (транспорта, связи икоммуникаций, машиностроительного, медицинского оборудования и других), создатьнаучные и технологические основы для кардинального изменения структурыэкспорта, обеспечить устойчивую работу крупнейших предприятий промышленности;
— создание финансовых иорганизационных условий и предпосылок для усиления конкурентных позицийотечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счетреализации инновационного потенциала промышленности. Значимость проблемывытекает из того факта, что повышение конкурентоспособности отечественныхтоваропроизводителей — это ключевая проблема экономики, от решения которойопределяющим образом зависит подъем не только промышленности, но и практическивсех отраслей материального производства, а частично и непроизводственной сферыи удовлетворение социальных запросов населения.
В заключение подчеркну, что только комплексный подход кинновационному развитию реального сектора экономики позволит гарантироватьэкономическую и энергетическую безопасность страны.
3. Что в Беларуси мешает инновациям воплащаться в жизнь
Исторически на земле сложились два типа цивилизационного прогресса– западный и восточный. Западный основан на рыночной экономике, уважении прав исвобод личности и лежит в основе современной техногенной цивилизации,сформированной в течение 17-20 столетий. Именно за счет реализации потенциаласвободной личности, поощрения частного предпринимательства во всех сферахжизнедеятельности в странах Запада был достигнут высокий уровеньтехнологического развития, а также высокие стандарты потребления основной массынаселения. Восточный тип цивилизационного прогресса, характеризующийсяабсолютным всевластием государства, сложился в таких регионах планеты, гдеприродно-климатические условия требовали концентрации власти и мобилизациинаселения для решения проблем выживания и защиты от внешних угроз. Такимобразом, если на Западе здравая инициатива личности приветствуется ипоощряется, то в рамках восточной традиции она должна санкционироватьсягосударством – и лишь тогда имеет право воплотиться в жизнь. В чистом виде нитот, ни другой тип прогресса нигде в мире не встречается, однако страны,расположенные на территории СНГ, исторически тяготеют к восточному путиразвития.Именно в этом контексте имеет смысл говорить об инновационномпотенциале Беларуси. Уровень инновационной активности производственныхпредприятий страны в 2006 году составил 13,6% — что в четыре раза меньше, чем встранах Евросоюза.[8]Удельный вес осваиваемой новой продукции не превышает 3% при его пороговомзначении 6%. Из-за отсутствия реальной государственной поддержки в Беларусипостоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с1997 года оно уменьшилось в 2,3 раза, с 600 до 275.Численность их сотрудниковсоставляет всего 0,6% от общей численности работающих в малых предприятиях. Сложившаясяв Беларуси в послевоенный период индустриальная модель экономики до сих порсебя оправдывает, она на пике своих возможностей. И вряд ли в ближайшиепять-семь лет следует ждать больших перемен. Комплексная модернизация Беларусинеизбежна. Ее генератором должно стать государство, опирающееся на инициативучастного бизнеса (через систему частно-государственного партнерства), иногопути просто нет. С подачи известного российского экономиста С.Ю.Глазьева вширокий оборот вошло понятие «технологический уклад». Третий техноуклад-технологии электроэнергетики (1880-1930 гг.) – основывается на использовании впромышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения,электротехнической промышленности. Внедряется радио и телеграф, развиваетсяавтомобиле- и самолетостроение. Четвертый техноуклад – нефтехимическиетехнологии и энергетика двигателей внутреннего сгорания (1930-1980 гг.) –базируется на развитии энергетики, основанной на использовании нефти инефтепродуктов, газа, средств связи; появлении и применении синтетическихматериалов. Получают распространение компьютеры и программное обеспечение дляних. Пятый техноуклад – технологии информатики и микроэлектроники (начало1980-х – по настоящее время) – этап информационных и коммуникационныхтехнологий, биотехнологий, новых видов энергии, роботостроения, системоптоволоконной и космической связи, новых поколений военной техники,плазменных, мембранных и малоотходных технологий. Западные страны уже стоят напороге шестого технологического уклада, основанного на генной инженерии, фотонике,наноэлектроннике. В Беларуси же удельный вес третьего и четвертого техноукладовБеларуси достигает 80%, а на пятый техноуклад пока приходится всего 7-8%.Оставшиеся 12-13% составляют реликтовые уклады. Нам нужно форсировать своеразвитие. По данным известного российского исследователя В. Иноземцева, уже кначалу 90-х годов прошлого века семь ведущих постиндустриальных держав обладали80,4% мировой компьютерной техники, контролировали 87% зарегистрированных вмире патентов и обеспечивали 90,5% высокотехнологичного производства.
Многие жители Беларуси не испытывают особого дискомфорта отосознания того, что их страна отстает от передовых держав. Но вскоре ихзаставит изменить свое мнение Китай, который сегодня форсирует свое развитие инаступает нам на пятки. Если в XIX веке фабрикой мира была Англия, то в XXI – ею без сомнения сталКитай. К 2015 году технологический уровень китайской экономики, и прежде всегопромышленности, сравняется с технологическим уровнем Беларуси. А что этоозначает в условиях, когда китайская швея с радостью готова работать за $50 вмесяц, в то время как белорусской работнице уже мало и $200? Лишь то, чтомногие отечественные производители рискуют остаться не у дел. Чтобы сохранитьконкурентоспособность на мировом рынке, Беларуси необходимо срочно ставить своипредприятия на инновационные рельсы, а также целенаправленно формироватьвысокотехнологические отрасли, которые могут стать локомативами экономики.Беларусь – маленькая страна, и мы можем делать ставку всего на две-тривысокотехнологичных отрасли, которыми могли бы стать информационные ибиотехнологии. В этой связи, вполне символично решение о создании Парка высокихтехнологий.
На пути инновационного развития существуют институциональные изаконодательные барьеры. С 1995 года закон запрещает вносить в уставный капиталрезультаты интеллектуальной деятельности. Предположим, у изобретателя естьидея. Он даже довел ее до стадии опытного образца, хочет создать предприятие,внести в его уставной фонд свою разработку в качестве неденежного вклада и неможет этого сделать. Продать же интеллектуальную собственность за достойнуюсумму внутри страны весьма проблематично. В итоге у новатора остаетсяединственный путь – продать свое изобретение за рубежом, за единовременнуюсумму либо регулярные отчисления в рамках лицензированного договора. Так,недавно в ООО «ДЕКК Интернешнл» за помощью в поисках покупателя обратилсябелорусский ученый, создавший опытный образец электрокультиватора – по всемпоказателям лучшего в мире на сегодняшний день. Что характерно, производствоэтого культиватора потребует минимальных издержек, поскольку все необходимыекомплектующие уже производятся на мировом рынке: ноу-хау заключается вконструкции культиватора. К сожалению, хотя в Беларуси, в принципе, можно найтипредприятия для запуска подобных разработок в производство – изобретателюсложно рассчитывать на достойное вознаграждение. Вторая важнейшая проблемабелорусского рынка инноваций – отсутствие достаточного количества технологическихпарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов. По статистике, из сотнибизнес-идей до стадии реализации доходит лишь восемь. С одной стороны, далеконе все инноваторы обладают способностями, необходимыми для воплощения своейидеи: как известно, к предпринимательской деятельности склонно лишь 10%населения. С другой стороны, современная экономика сильно усложнилась. Времяуниверсалов прошло. В XIX веке каждый мог запантентовать свое изобретение исамостоятельно открыть производство. Сегодня открытие любого предприятия, нетолько инновационного, требует участия множества узких специалистов: мало ктоиз бизнесменов сочетает в себе навыки маркетолога, финансиста,производственника и т.д. В развитых странах эта проблема решается с помощьюбизнес-инкубаторов, с которыми инноваторы заключают договоры, получают засимволическую плату услуги в области бухгалтерского учета, рекламы,плантрования и т.д., а также доступ к базам данных потенциальных инвесторов ибизнес-ангелов.
Нужно также разделять понятия идеи и проекта: на идеи убелорусского бизнеса спроса нет, на проекты – есть. Идея в голом виде, безтехнологии ее реализации, мертва. Технически можно реализовать многое – покрайней мере, все, что не противоречит законам природы. Но окупится ли этаинновация, принесет ли прибыль? Есть множество идей, которые внешне кажутсявесьма перспективными. Но когда автор пытается воплотить идею в натуре или хотябы положить ее на бумагу, нередко обнаруживаются непреодолимые препятствия дляее воплощения, либо выясняется, что идея опережает свое время. Например, в1960-х годах во Франции был создан автомобиль, в котором в качестве несущейчасти использовалась не рама, а днище. По сравнению с прежними технологияминовинка была во всех отношениях прогрессивной. Однако автомобилестроители и потребителибыли психологически не готовы к ее внедрению. Фирма-инноватор разорилась. Лишьчерез десятилетие эту задумку реализовали другие компании, которые получилиприбыль. Также на пути идей нередко встают интересы действующих рыночныхигроков. Например, в автомобилестроении уже созданы технологии, позволяющиеснизить расход топлива до 2-3 литров на 100 километров – вместо нынешних 7литров и выше. К сожалению, патенты на экономичные двигатели на корню скупаютсянефтяными компаниями, заинтересованными в высоком потреблении топлива. Можно несомневаться, что эти патенты будут извлечены лишь тогда, когда сэнергоресурсами на планете станет совсем туго и автомобиль вновь станетроскошью, а не средством передвижения…Чтобы идею стали обсуждать потенциальныеинвесторы, как минимум необходимо подготовить соответствующеетехнико-экономическое обоснование или, еще лучше, бизнес-план, а как максимум –подобрать команду опытных специалистов для реализации этого проекта. Ксожалению, большинство идей белорусских инноваторов не подкреплено ниэкономическим и маркетинговым анализом, ни командой единомышленников. Впрочем,в Беларуси уже появилось некоторое количество состоявшихся бизнесменов, которыепробуют силы в роли бизнес-ангелов – правда, пока не афишируют себя в этомкачестве. За исключением, пожалуй, Вадима Карпова (компания «Открытый контакт»).
На какие инвестиции со стороны отечественных бизнес-ангелов можетрассчитывать инноватор? Максимум на суммы до $300 тысяч, в среднем – на $100тысяч. Иными словами, если вы хотите получить от проекта солидную финансовуюотдачу, он должен обладать большим потенциалом роста. Для сравнения: в Россииваш проект не станут рассматривать, если начальные вложения составляют менее$0,5 млн.
Сейчас идет строительный бум. Поэтому повышенный интерес употенциальных инвесторов вызывает все, что связано с производством строительныхи конструкционных материалов, от новых марок цемента до внедрения на рынокновых видов лакокрасочной продукции. Вторая перспективная ниша – строительствои недвижимость. Третья ниша – потребительский сектор (производство и реализацияпотребительских товаров и услуг).
Остается нерешенной проблема по подготовке инновационныхменеджеров, владеющих навыками управления инновационными проектами исовременными креативными технологиями. Сегодня имеются единичные примерыэффективных инновационных менеджеров, таких, например, как гендиректорБелорусского металлургического завода Николай Андрианов. БМЗ давно был всемизвестен как одно из самых успешных белорусских предприятий. Тем не менееАндрианов, обосновав необходимость создания на базе БМЗ производства бесшовныхтруб, продвинул проект стоимостью $180 млн – и с успехом реализовал его. Длявоплащения инновационного сценария развития страны такие менеджеры –компетентные и энергичные – нужны республике в больших количествах. Общая ихпотребность, по официальным данным, составляет около 7 тыс. человек. Реально жев Беларуси ежегодно выпускают лишь 30-50 специалистов данного профиля.
Заключение
Современные экономические преобразования, осуществляемые вРеспублике Беларусь, обусловили превращение инновационного фактора развития водин из важных элементов структурной перестройки, ориентированной наиспользование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологических производств.Для этого необходимо формирование условий, способствующих непрерывномусовершенствованию технологий путем инноваций, основанных на новейших научныхзнаниях.
Инновационная способность экономики определяется возможностьюраспространять во все сферы новые продукты и технологии, завоевыватьсоответствующие рынки. Она зависит от экономического уклада, уровнянаучно-технического и производственного потенциала, организационной структуры,в рамках которой осуществляется инновационная деятельность.
Отсутствие единой экономической точки зрения на инновационныйпроцесс свидетельствует о необходимости комплексного исследования теории,методологии и практики инноваций, способствующего анализу перспектив,разработке новых предложений и рекомендаций. Для этого целесообразноисследование опыта инновационной деятельности развитых стран с целью исключениядублирования их ошибок.
Для инновационных преобразований необходимо формированиепривлекательной инновационной среды, состоящей из инновационного климата ипотенциала. Это позволит создать эффективную инновационную сферу,способствующую привлечению инвестиций, без которых развитие инновационнойдеятельности не реально.
Задача заключается в разработке направлений совершенствованияинновационной деятельности Республики Беларусь на современном этапе экономическогоразвития по следующим направлениям:
· исследование теоретических подходов в области инноватики;
· оценка воздействия инновационных изменений на деятельностьбелорусских субъектов хозяйствования;
· определение критериев оценки эффективности инноваций, анализпоказателей инновационной эффективности;
· анализ развития организационно-правовой базы, регулирующейинновационную деятельность;
· изучение опыта развитых зарубежных стран;
· выявление основных тенденций развития инновационного потенциалаРеспублики Беларусь;
· разработка предложений по совершенствованию управленияинновационной деятельностью;
· поощрение спроса на инновации, развитие импорта и экспортаинноваций;
· развитие законодательной базы налоговой, кредитной и другойполитики;
· помощь в подготовке, повышении квалификации инновационных кадров;
· формирование механизма перелива финансового капитала винновационные структуры;
· финансирование фундаментальной науки как основы для инноваций;
· привлечение инвестиций в инновационную сферу.
Литература
1. Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия: учеб.пособие /Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. — Минск: Изд-во Гревцова,2009.-264 с.:ил.
2. «Бизнес-ревю». Ежемесячный деловой журнал.- Минск: ЧУП «Деловаяпечать» №8(63) сентябрь 2008 г.,-88 с…
3. Государственнаяпрограмма инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы: утв.Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 г., № 136 //Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь.-2007.-№79,1/8435
4. ДадалкоС.В., Кадинова Е.Р. Инновационная деятельность в Республике Беларусь. – М.«Армита-Маркетинг, Менеджмент»: 2000. – 88 с. (Серия «Реформированиеэкономики»).
5. Ермасов,С.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / C.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова.-М.:Высшее образование,2007.С.66-70.
6. .Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимостиРеспублики Беларусь и Государственная комплексная программа модернизацииосновных производственных фондов белорусской энергетической системы,энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственныхтопливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах: утв.Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 25.08.2005 г.,№399 // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь.-2005.-№137,1/6735.
7. Программасоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: утв. УказомПрезидента Республики Беларусь от 12.06.2006г.,№384 //Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь.-2006-№92, 1/7667.
8. «ЭкономикаБеларуси.Economyof Belarus».– Минск: Министерство экономики Республики Беларусь.№1 (10)/2007г. – 128 с.
9. «ЭкономикаБеларуси.Economyof Belarus».- Минск: Министерство экономики Республики Беларусь.№8 (18)/2008 г. – 124 с.