Реферат по предмету "Экономика"


Разработка рекомендаций для потенциальных предприятий франчайзи

Введение
Системафранчайзинга (franchise – привилегия) широко распространена в США и Западной Европе и внастоящее время находит все больше приверженцев в России.
Хотя длянашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, вразвитых странах он столетиями практиковался как средство обеспеченияпотребностей общества в различных услугах. Суть франчайзинга в том, что крупнаяматеринская фирма (франчайзер) предоставляет мелкому предприятию (франчайзи) втечение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскуюдеятельность с использованием ее торговой марки, технологий производства,ноу-хау в форме, которая определяется договором.
Решениемногих экономических проблем современной России требует новых экономическихмеханизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать,что франчайзинг в настоящее время – единственный известный инструмент,позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможностьобъединить достоинства малого и крупного бизнеса. Этим и обусловленаактуальность данной работы.
Цель работы –рассмотреть предприятия, которые работают по франчайзинговой системе,разработать некоторые рекомендации для потенциальных предприятий франчайзи.
Задачи даннойработы следующие:
– проследитьисторию франчайзинга;
– рассмотретьосновные виды и формы франчайзинга;
– выявитьпреимущества и недостатки франчайзинга;
– рассмотретьфункционирование отдельного предприятия в системе франчайзинга.
Объектомисследования является предприятие McDonalds.
Логика работыопределила ее структуру. Работа разбита на пять глав, введения, выводов ипредложений, списка использованной литературы и приложения. В первой главепрослеживается история развития франчайзинга в мире. Во второй главерассматриваются основные виды и формы системы франчайзинга. В третьей главевыявлены преимущества и недостатки франчайзинга. В четвертой главерассматривается функционирование предприятия McDonalds в системе франчайзинга,а в пятой главе даются рекомендации для потенциальных предприятий франчайзи.

1. Историяразвития франчайзинга
В СоединенныхШтатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера попроизводству швейных машинок (Zinger Sewing machine company). После окончания гражданскойвойны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство,позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однакоорганизовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправныхчастей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была созданафранчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмамисключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определеннойтерритории. Эти первые франшизы по своей сути были действующимидистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи(дилера) обслуживать машины по требованию.
Аналогичнаясистема была разработана 1898 году компанией Дженерал Моторс (General Motors),по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей, и былиобязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровняобслуживания и поддержания имиджа фирмы – продавца франшиз. Продажа автомашинчерез систему франшиз ведется и в наше время.
Эффективнофранчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочныхбезалкогольных напитков компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаряфраншизе подобные компании получили возможность производить концентрированныйсироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу,находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итогестановились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеютправо покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.
Вплоть до1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему,рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции иуслуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первогопоколения.
Бумфранчайзинга 50-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес-форматфраншизы», характеризующихся особым методом ведения коммерческой деятельности ссамого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду отбыстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи – оттого, что входил впроверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получениядохода.
В США бурномуразвитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарныхзнаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, чтопредоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаковпод разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без большихдополнительных затрат расширять границы своего бизнеса, (С. 78, 5).
Франчайзингиспользуется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивноразвивается в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как:
–автомобильная промышленность и услуги автосервиса;
– помощь ворганизации и ведении бизнеса (делопроизводство, реклама);
–строительство, услуги по ремонту и обслуживанию домов;
– услуги,связанные с образованием;
– отдых иразвлечения;
– рестораныбыстрого обслуживания, рестораны, закусочные и т.д.;
– медицинскиеи косметические услуги;
– розничнаяторговля.
Анализфранчайзинга в России требует уточнения основных понятий и определений,характеризующих этот экономический инструмент.
Вотечественной экономической литературе этот термин уже не редкость. Первыепубликации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад,однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзингаи, как результат, формулировали свои определения.
Анализируяразличные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можносформулировать следующее определение.
Франчайзинг –это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передаетнезависимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта иуслуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги позаранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливаетфранчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получаетразрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги,маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получитьтакие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затемвыплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзиникогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет правоиспользовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этихвзносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являютсяпредметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса,передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свойбизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения вданной области, (С. 56, 11).
Франчайзер –это компания, которая выдает лицензию или передает право использовать свойтоварный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создаетуспешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрогопитания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижениебизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»).После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции иуспешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагатьпредпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.
Франчайзи –это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь присоздании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) заиспользование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзерпредоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходныесредства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты уфранчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развиватьбизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь посозданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанностьвыплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнессистемой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером.Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыльпревосходит затраты.
Франшиза –это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другимназванием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычновключает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащиефранчайзеру.
Любой видбизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзингавыделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методыфранчайзинга.
Франчайзинговыевзаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзизаинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзидолжен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламныхи маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенноработает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы оченьтрудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку,с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
Любойзаинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для негоприемлемыми такие взаимоотношения. Когда франчайзер берет на себя обязательствапо отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи,франчайзер, таким образом, говорит: «Я доверяю вам, вы являетесь хорошимвложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а яобещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт изнания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым».
Вамериканской доктрине франчайзинга, франшиза определяется как «преимущественноеправо на использование торгового знака и прочих эмблем и символов, включаядизайн, логотипы и прочие материалы идентификации, методов рекламы и завоеванияобщественной известности, патентов и ноу-хау, методов ведения бизнеса,являющихся коммерческой тайной, стилем и способом оформления интерьера,оборудования и приспособлений, а также изложенных стандартными хозяйственнымипроцедурами, защищенных законом об авторском праве или регистрацией торговоймарки, дизайна, патентом или иным способом». В данном случае франшизапредставляет собой комплекс исключительных прав, состоящий из:
– правадействовать под фирменным наименованием и / или коммерческимобозначением франчайзера;
– права натоварные знаки, торговые марки и т.д.;
– правапользоваться коммерческой информацией, принадлежащей франчайзеру. Такимобразом, франшиза – это, прежде всего контракт, в котором выражены условияведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменныхтехнологий франчайзера.
 
2.Основные виды и формы франчайзинга
Франчайзинг взависимости от направления бывает четырех видов:
1. франчайзингтовара
2. производственныйфранчайзинг
3. сервисныйфранчайзинг
4. франчайзингбизнес-формата
1.Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимыхфранчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. В товарномфранчайзинге франчайзером обычно являются производитель, продающий готовыйпродукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Франчайзи, как правило, осуществляетпредпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзера иотказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существеннымсодержанием взаимоотношений партнеров – франчайзера и франчайзи-дилера.
Этот виддеятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажутоваров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзератовары и после этого их перепродает от имени франчайзера. В отдельных случаяхведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещениюрасходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характернаузкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.
В СШАфранчайзинг стал популярным в начале XX века как способ продажи машин и бензина. В тотпериод времени франчайзинг был создан на уровне распределителей(дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что ихтовары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. Приэтом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносиливсе выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании,производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзерами,тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способомраспространения и распределения своих товаров. В настоящее время этот видфранчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производствуавтопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они невключаются в эту категорию.
2.Производственный франчайзинг – это франчайзинг на производство товаров. В этомслучае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продаетместным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод поразливу безалкогольных напитков) (С. 56, 8).
Мелкая фирмаздесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует егопродукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельностикрупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса,качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности.Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальнуюрегламентацию деятельности и высокую степень ответственности малогопредприятия.
Этот видфранчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольныхнапитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводовявляется франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Colaначала активные действия на рынке в России в 1995 г. путем разработкипрограммы создания нескольких заводов по выпуску фирменных напитков Coca-Cola вкрупных городах. Общая сумма инвестиций в 2 проекта в Башкирии и Екатеринбургеоценивается в 30 млн. долл. При этом программа организации выпусканапитков Coca-Cola построена не совсем обычно. Инвестирует не сама Coca-Cola, аее партнер – Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути,реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингового договора,в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты.А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами изРоссии. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама,предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролируетразвитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которыепродают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местнымразливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составнымипродуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местнымдилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться оттовара в Сан-Франциско.
3. Сервисныйфранчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными вышевидами. Сфера его применения – услуги. Сущность заключается в том, чтофранчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности подторговой маркой франчайзинга. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав,которые на основании договора передаются франчайзи.
Знакомая всемфранчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком, технологиейприготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайнапомещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд иобслуживания клиентов.
Активноработает на российском рынке компания Kodak. Крупнейший представительфранчайзинговой сети – компания Marriott Grand Hotel.
Сервисныйфранчайзинг получил широкое распространение и является перспективнойтехнологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга –высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике,проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно,какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенныйпромежуток времени на предприятиях определенной торговой марки.
Франчайзингприменим практически во всех направлениях сферы услуг. На российском рынкесервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в областинедвижимости, трудоустройстве и образовательной деятельности.
4.Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всемиперечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную имтехнологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируетсяс франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер притаком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем,оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть тольковладельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенныхусловиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать поединой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширять бизнесво внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включать в системуразличные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфередеятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практикедает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирмы (вданном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям,которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своегобизнеса.
Франчайзингможет быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю,способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных ифинансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг можетрассматриваться также и как соглашение, при котором производитель илиединоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой,дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукцииили услуг независимым предпринимателям в обмен на получение от них платежей приусловии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
Проиллюстрируемсказанное на условном примере. На оживленной трассе строится автозаправочнаястанция. Современному потребителю в ожидании окончания обслуживания зачастуюнеобходимо позвонить, помыть руки, пообедать, что-то купить и, может быть,отдохнуть. Исходя из этого необходимо сформировать несколько самостоятельныхпредприятий.
/>
Рис. 1.Схема отношений при франчайзинге бизнес-формата на примере АЗС
Хотясуществует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболеечасто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг;развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает всепреимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговоймарки и логотипа франчайзера, системы его бизнеса, первоначальное обучение,выбор места, поддержка и т.д.
Основныеотличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках: 1)продолжительность отношений франчайзера и франчайзи, 2) к кому франчайзи можетобращаться за поддержкой, 3) кому он платит установленные взносы.
Краткорассмотрим каждый из этих методов.
Выбираярегиональный франчайзинг, франчайзер решает охватить своей деятельностьюкакой-то географический район, которым может быть столичная область, штат илистрана. Осознавая, что он, возможно, не обладает такими средствами иликоллективом, чтобы развиваться так быстро, как хотелось бы, он опирается на поддержкуглавного франчайзи. В свою очередь, главный франчайзи имеет право не толькоподбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать ихпервоначальное обучение, и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер.Главный франчайзи, однако, включен в разделение платежей и зачастую взносов врекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг,для этого он тоже платит лицензионные взносы, а, также взносы на рекламунепосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзиустанавливает, что ожидается от каждой стороны и какой определенный периодфранчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В ответ на первоначальнуюуплату франчайзеру взносов за деятельность на исключительной территории рынкаглавный франчайзи в будущем получает от франчайзера роялти, величина которыхзависит от доли в общем объеме реализации тех новых франчайзи, которых онвовлек в эту франчайзинговую систему. В отличие от других методов этот методвыгоден для всех сторон, так как главный франчайзи – выборное лицо, и он долженполучать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно ифранчайзеру.
Всуб-франчайзинге суб-франчайзер также осваивает какую-то определеннуютерриторию и обеспечивает первоначальное обучение, выбор помещения и т.д.Разница только в том, что франчайзи работает напрямую с суб-франчайзером надолгосрочной основе и имеет очень ограниченный контакт с франчайзером. Онплатит роялти и рекламные взносы суб-франчайзеру, который, в свою очередь,часть этих денег платит франчайзеру. Суб-франчайзер, таким образом, становитсяфранчайзером на своей территории и франчайзи зависит от его долгосрочнойподдержки. То, что суб-франчайзер может иметь ограниченные средства,управленческие и маркетинговые способности, отразится на франчайзи.Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбиратьсуб-франчайзинговые отношения, так как он зависит от деловой и жизненной хваткикак франчайзера, так и суб-франчайзера.
В соглашениипо развитию территории франчайзер передает эксклюзивные права на развитиекакого-то географического района группе инвесторов. Инвесторы, в свою очередь,либо развивают свои собственные франчайзеры, которыми они владеют на этойтерритории, либо подбирают франчайзи. В последнем случае положение инвесторакак собственника ограничено. В ответ на право развития эксклюзивной территориилицо, владеющее этим правом, платит франчайзеру взносы и обязано открытьопределенное количество точек в оговоренный период времени. Владельцы открытыхфранчайзи платят роялти и рекламные взносы непосредственно франчайзеру. Лицо,обладающее эксклюзивными правами, не имеет доли в этих взносах, его доля естьтолько в рентабельности индивидуальных франчайзи, которые он открыл.
3.Преимущества и недостатки франчайзинга
Зачемфранчайзеру продавать права на свой бизнес? Зачем франчайзеру утрачивать вкакой-то степени контроль над своим бизнесом для того, чтобы привлечьфранчайзи? Почему франчайзер вовлекает в свой бизнес людей, которые ничего онем не знают? Существует большое количество подобных вопросов о том, почему жевсе-таки франчайзер хочет развивать франшизу. У франчайзи в свою очередь тожевозникает много вопросов связанных с инвестированием во франчайзинговоепредприятие. Ответ простой – преимущества.
Преимуществадля франчайзера.
Франчайзер –это человек, который смог создать работающий бизнес. Это бизнес, которыйприносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаватьсяуспешному повторению. Это означает, что возможно открывать еще большепредприятий, работа которых строилась бы по такой же модели, как и бизнесфранчайзера. Бизнес франчайзера всегда имеет определенный проверенный рынокпотребителей и ценную репутацию.
После того,как бизнес своим успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желаютразвивать это дело. Здесь возникает два пути: развивать дело, инвестируяприбыль или создавать франчайзинговую систему. При создании и развитиифранчайзинговой системы, ее основатели будут рассматривать пять позиций:
– Франчайзингприносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Если компаниястремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, топотребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можносоздать с помощью франчайзи.
– Франчайзиделают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером.Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзеру за предоставление услуг.Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы(обучение персонала, консультанты и т.д.).
– Франчайзинготкрывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своейрепутации на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносовпозволяет франчайзеру быстро и эффективно развиваться на рынке. Именнофранчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзерполучает огромные преимущества на всем рынке, потому что франчайзи создаютширокую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзера никогда не хватило быденег.
– Франчайзинготкрывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. Соткрытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Этоочень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставлениясвоих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынкеоткрывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, чтоделает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использованиерекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятиифранчайзинговой системы.
– Успехфранчайзинговой системы при создании новых бизнес концепций. Успехфранчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльностибизнес концепции. Франчайзер развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ееприбыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзер разделяет свойопыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнестак же успешно.
Преимуществадля франчайзи.
– Всематериалы и поддержка, предоставляемая франчайзерами индивидуальным франчайзи,предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке такихпреимуществ: материалы, обучение и консалтинг.
– Франчайзингозначает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один совсеми проблемами и рисками. Когда франчайзи дает свое согласие вкладыватьденьги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимымвладельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят сэтой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзера,которая помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другиепредприниматели. Франчайзер остерегает франчайзи от принятия неправильныхрешений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие.
– Франчайзинг– это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система даетинформацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение дляпредприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильнофункционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих наначальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзера.
– Франчайзингдает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеетвозможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучениев школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходятнепосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системыуправления, которые франчайзер передает всем новым франчайзи и ключевымработникам.
– Франчайзингозначает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнесафранчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера повопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, тоих первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Ноесли возникнут специфические проблемы, франчайзи может связаться с франчайзероми обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь междуфранчайзером и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощьюопытного франчайзера. Когда независимый предприниматель начинает развиватьсобственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открытосмотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок.
– Франчайзинг даетвозможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. Толькофранчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное правоиспользовать товарный знак франчайзера. Поэтому, если вы владеете франшизойMcDonalds, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает ваммгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене смеждународным франчайзером. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают,что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличиеот вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только опродажах, но, прежде всего и о том, чтобы создать хорошую репутацию никомунеизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкойфраншизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ кизвестному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своегофранчайзера уже получившего всеобщее признание.
– Франчайзингустанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Границы этойтерритории определены условиями франшизы. Получая территорию, франчайзи можетэффективно развивать свой бизнес на ней. Это снимает угрозу соперничества состороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предпринимательникогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, такимобразом, его территория всегда остается более открытой для конкурентов.
Как бизнесконцепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, идля франчайзера. Но есть и недостатки. Когда вы обращаетесь к франчайзингунеобходимо рассматривать и преимущества, и недостатки. Вот что нужно принять вовнимание обеим сторонам, (16).
Недостаткидля франчайзера.
– Невозможностьзавершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы.Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзером ифранчайзи и предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положенияпредусматривают невозможность для франчайзера расторгнуть контракт с франчайзи.Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, которыйне выполняет законов франчайзингового бизнеса.
– Франчайзине являются работниками франчайзера. Франчайзи являются независимымивладельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникатьтрудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.
– Влияниеплохо работающих франчайзинговых предприятий. Многие потребители воспринимаюткаждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающихпод единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свойбизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.
– Недоплатаили выплата взносов с опозданием. Франчайзеры устанавливают структуру выплат запредоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж вкаждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продажфранчайзеру для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи можетпопытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобызанизить взнос своему франчайзеру.
– Трудностисохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговойсистемы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальнойсобственностью франчайзера. Эти принципы бизнеса представляют собойкоммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзиполучает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программефранчайзера. И хотя франшиза запрещает франчайзи разглашать подобнуюинформацию, все равно это случается. Франчайзеру сложно с этим бороться,поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся система можетсильно пострадать.
– Выход изфранчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать,что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения ив результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт сфранчайзером он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, которыйбудет представлять прямую конкуренцию франчайзеру.
Для тогочтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры должны очень тщательноотбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзер долженпровести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить уфранчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того,как франчайзи становиться частью системы, франчайзер должен наблюдать за тем,как идут его дела. Франчайзер должен уметь быстро определять назревающиепроблемы и немедленно принимать решения.
Франчайзердолжен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него о новыхидеях и решениях уже существующих проблем. Работая вместе с франчайзи, франчайзерымогут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе(16).
Недостаткидля франчайзи.
–Невыполнение контракта по франчайзинговому договору. Франчайзи должен соблюдатьправила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговомдоговоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могутвносить свои предложения, но они не могут менять систему.
– Взгляд нафранчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнениек франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам,касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знакафраншизы. Это все описано в программе обучения франчайзера. Такие ограничениямогут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг,предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этихограничений до начала действия франчайзингового договора.
–Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы. Хотя франчайзипредставляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важнымсвязующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзиявляется товарищем по бизнесу. Не смотря на то, что франчайзи предоставляют нарынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами.
– Отсутствиеподдержки со стороны франчайзера. Потенциальный франчайзи должен внимательноознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляетли франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержкафранчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях.Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действоватьконтракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает силуфранчайзинговой системы.
– Определениефинансовой мощи франчайзера. Потенциальные франчайзи должны изучить доступнуюинформацию о финансовом положении франчайзера. Может случиться так, чтофранчайзер объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ееаннуляции.
До началаприведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзидолжен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемымифранчайзером. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этойсистемы и определить, как франчайзер выполняет свои обещания по предоставлениюуслуг.

4. McDonaldsв системе франчайзинга
Два братаРичард и Морис Макдональдсы приехали в Калифорнию в начале Великой депрессии,искать работу в Голливуде. Устанавливая декорации на студии, они накопилинемного денег и открыли кинотеатр. Но заведение не приносило прибыли, и тогдабратья решили присоединиться к модному бизнесу. Их «Макдональдс бразерс бюргербар драйв-ин» с хотдогами оказался на удивление прибыльным. К концу 40-х годовбратьям надоело нанимать новых официанток, все время менявших места работы,разыскивать хороших поваров и закупать тарелки, которые покупатели-тинейджерыпостоянно колотили. Сами покупатели-тинейджеры тоже им надоели.
Макдональдсызакрыли свою лавочку и через 3 месяца открыли вновь. Но все было по-другому.Они установили огромные грили, выкинули две трети пунктов из меню, оставив то,что не надо есть с ножом и вилкой. Заменили фарфоровую посуду бумажной. Впервыеприменили на кухне принцип конвейера: один работник жарил котлетки, другойукладывал их в булку. Рекламный слоган заведения гласил: «Представьте – никакихофициантов – никаких посудомоек – никаких водителей. Самообслуживание!» За счетвсего этого гамбургеры стали вдвое дешевле, и от покупателей не было отбоя.
Расчет былверен. Вскоре очереди заметно повзрослели, а в газетах написали: «Наконец-торабочие семьи могут накормить своих детишек в ресторане». Непрофессионал Ричардсам придумал дизайн кафе. Чтобы его было видно издалека, он установил на крышедве золотые арки, подсвеченные неоном. Так родился один из знаков нашеговремени. Конкуренты разевали рты. Вскоре по всей стране появились заведения снадписями «Наш ресторан такой же, как «Макдональдс»!». Идея путешествовала отодного лавочника к другому. Из этих кафе выросли все гиганты сети быстрогопитания. А «Макдональдсов» из 250 в 1960-м стало 3000 в 1973-м. Накрыть своейсетью всю Америку братьям помог талантливый бизнесмен Рей Крок. Бросив взглядна ресторанчик «МД», Крок понял, что с таким можно покорить весь мир. БратьяМакдональдс не были так амбициозны и потому оба согласились на предложениеКрока – продавать франшизы всем желающим открыть новое кафе. Вначале правооткрыть «Макдональдс» стоило 950 долларов. Сегодня – 500 000 (С. 112,14).
Крупнейшая вмире сеть ресторанов быстрого обслуживания McDonalds планирует в 2009 годуотрыть в России не менее 30 ресторанов и 15 кофеен McCafe. В 2008 году компанияоткрыла 25 ресторанов McDonalds. Также в 2008 году была открыта одна кофейня McCafe(подразделение McDonalds, размещается в одном помещении с рестораном), еще однупланируется открыть в начале 2009 года. Как сказала пресс-секретарь McDonalds вРоссии Нина Прасолова, новые заведения компания будет открывать преимущественнов центральных регионах России (там, где уже присутствует), но не исключается ивыход в новые регионы.
Инвестиции воткрытие одного ресторана McDonalds (учитывается стоимость строительства иоборудования) составляют более одного миллиона долларов, без учета кофеен McCafe,добавила Прасолова.
При этомоткрытие одного McCafe стоит в среднем 1,5 миллиона рублей, уточнил менеджерпроекта McCafe Дмитрий Воронов. По словам Воронова, последствий финансовогокризиса компания (в первую очередь на уровне сети McCafe) не ощущает. «Потокпосетителей остается на прежнем уровне, рост продаж в ноябре 20008 г. составилпорядка 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – сообщил он.
Под брэндомMcDonald's работает более 31 тысячи ресторанов в мире. В России первый ресторанбыл открыт в 1990 году, на данный момент на территории РФ работает 204ресторана, которые ежедневно обслуживают более 600 тысяч посетителей.
Франшиза:Макдоналдс (Макдональдс)
Вид бизнеса:общепит
Стоимостьбизнеса (инвестиции): 500000 у. е.
Офис франчайзера:Иллинойс, США
McDonalds –крупнейшая в мире франшизная сеть, однако в России сегодня открыты толькособственные рестораны. В настоящее время в тридцати одном городе России:Москве, Санкт-Петербурге, Мытищах, Реутове, Люберцах, Одинцово, Троицке, Дмитрове,Клину, Красногорске, Ярославле, Балашихе, Химках, Сергиев-Посаде, Щелково,Наро-Фоминске, Подольске, Пушкино, Коломне, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре,Нижнекамске, Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Альметьевске, Набережных Челнах,Новочеркасске, Воронеже, Оренбурге и Сочи – работают 115 ресторанов «Макдоналдс». «Москва-Макдоналдс»– это закрытое акционерное общество, учредителями которого являются «МакдоналдсРесторантс оф Канада Лимитед» и Мосресторансервис» при Правительстве г. Москвы.В настоящее время в Москве открыто 56 ресторанов «Макдоналдс».
Комментарийэкспертов магазина франшиз и готового бизнеса холдинга «Империи Бизнеса»:
Достоинства:Мировой лидер, огромная известность, любовь детей, высокие стандарты, высокаяустойчивость.
Недостатки:Очень дорогая франшиза, очень жесткие финансовые требования к партнеру,отрицательное влияние на здоровье, наличие генномодифицированных и простовредных для здоровья продуктов, и в связи с этим растущее недовольствонаселения.
ФраншизыMcDonalds не продаются, руководство в России заявило, что россияне еще неготовы работать по франчайзинговым стандартам Макдоналдса.
Договор(контракт) является основой любых взаимоотношений между франшизером ифранчайзи. При заключении франчайзингового договора возникает ряд важныхвопросов, которые необходимо учесть в этом договоре. Особенно важное значениеимеет вопрос: при каких обстоятельствах франчайзи может выйти из договора исколько это будет ему стоить?
Предпринимателидолжны убедиться в понимании того, что они могут потерять или получить, еслипримут решение выйти из договора или если франчайзер решит аннулироватьфраншизный договор. Обычно франчайзер имеет право аннулировать договор, еслифранчайзи:
– не получаетзапланированной прибыли;
– бросаеттень на репутацию других торговых точек плохим обслуживанием клиентов;
– непредоставляет франшизеру требуемых месячных или недельных отчетов о состояниидел.
Прочие, хотяменее точно определенные, причины аннулирования договора с франчайзи включаютследующее:
–неспособность долго и упорно работать;
–неспособность стабильно сотрудничать с франчайзером;
–злоупотребление именем и оборудованием франчайзера.
Обычнофраншизные права сохраняют силу в период от одного до пяти лет с возможностьюих продления. Исключением является «Макдоналдс», который продает за 500 000долл. право пользования франшизой в конкретном месте в течение 20 лет. Послеистечения контракта франчайзи должен внести еще 500 000 долл. для продолжениясвоей работы на этом же месте. В отличие от примера «Макдоналдса» отдельныефраншизные права могут длиться без срока давности, но обычно договор имеетпункт, который дает франчайзеру или франчайзи право аннулирования договора суведомлением за 30–60 дней.
Однако можетвозникнуть проблема, если франчайзи примет решение продать предприятие доистечения срока действия договора. Подобная продажа не может быть осуществленабез одобрения франчайзера. Это кажется очевидным недостатком франчайзинга.
Право продатьили переуступить франшизу определяет, действительно ли франчайзи являетсянезависимым владельцем предприятия или просто филиалом в цепи. Положениядоговора должны отражать права франчайзи на создание прибыльного предприятия ина последующую продажу его на открытом рынке. Признанная компания сделает вседля защиты своих торговых знаков, патентов и уникально разработанных услуг, ноей не следует лишать франчайзи права продавать или переуступать егопредприятие.
Еще одниммоментом является цена, по которой франчайзи могут заставить продать франшизулибо другому предпринимателю, либо обратно франчайзеру. Франчайзер частовынуждает франчайзи продавать предприятие по цене ниже его стоимости дляперспективного покупателя. Например, франшиза может стоить на 50 000 долл.больше ее балансовой стоимости для перспективного покупателя. Если франшизапродана, кому полагается прирост в 50 000 долл. – франчайзеру или франчайзи?
Франчайзерымогут утверждать, что это их образ принес 50000 долл. Франчайзи могут считать,что их тяжелая работа создала весь прирост. Чтобы избежать подобных проблем,предприниматели должны обеспечить себе право продажи франшизы по максимальновозможной цене и получения всей продажной цены.
5. Рекомендациидля потенциальных франчайзи
Сегодня нидля кого не секрет, что на несформировавшихся динамичных рынках, таких какРоссия, франчайзинг является оптимальным способом открыть собственное дело, приэтом минимизировав риски и заручившись поддержкой профессионалов. Франчайзингпомогает предпринимателю вести бизнес самостоятельно и в то же времяпользоваться наработанным годами опытом компании-франчайзера, технологиями ирепутацией. При этом, для того чтобы проект стал успешным, необходимо много иэффективно работать.
Итак, у Васесть желание и возможность начать работу по системе франчайзинга. Теперь передВами встала проблема выбора компании, управляющей брендом. Возникаютвопросы и опасения: как найти надежного партнера, как не ошибиться в выборе,как предусмотреть все риски и пр. Конечно, компания-франчайзер должнаобладать рядом характеристик и преимуществ, чтобы потенциальный франчайзи могпринять решение о сотрудничестве с ней. Итак:
1. Франчайзердолжен обладать внушительным опытом успешного развития.
2. Франчайзердолжен на только передавать отработанные технологии ведения бизнеса, но иобучать франчайзи, как именно применять полученные знания.
3. Франчайзердолжен консультировать франчайзи по всему спектру вопросов, связанных сведением бизнеса, включая маркетинговую и рекламную поддержку, мерчандайзинг ит.п. Поддержка не должна ограничиваться только отгрузкой товара.
4. Франчайзердолжен быть открыт к общению.
Постоянноестремление стать лучше отличает профессионального франчайзера.
Принимаярешение о становлении или участии во франчайзинговой сети, помимо пониманиясодержания формы, преимуществ системы, необходимо учитывать, что франчайзингсвязан с определенным риском. Об этом должен знать предприниматель, прежде чемон решится вкладывать свои деньги в новое предприятие. Франчайзинг, как и любоедругое предприятие, не подходит для пассивного человека. Как и любой другой видпредпринимательства, он требует усилий, поскольку это деловые решения, такие,как наем рабочей силы, планирование, покупки, ведение учета и т.п., которыедолжны снизить или минимизировать риски, связанные с инвестициями впредприятия-франчайзи.
Если васпривлекла идея франчайзинга как пользователя франшизы, первые шаги которые надопредпринять – этап анализ и оценка. Среди вопросов, на которые вам нужноответить, можно выделить следующие:
Является липредлагаемый для франчайзинга товар или услуга специфическими, то есть может липокупатель выделить именно этот товар или услугу?
Какова ценатовара и уровень конкуренции на рынке?
Какиепреимущества дает вам эта система (обучение, реклама, поставки и др.)?
Каксоотносится плата за франшизу и затраты, связанные с вступлением в новыеотношения?
Каковыперспективы вашего бизнеса в данном регионе?
Выдержит ливаш бизнес программу франчайзирования?
Положительнаяоценка всех этих проблем приближает вас к согласию работать в системефранчайзинга. Вы убеждаетесь, что ваш бизнес может процветать на этой основе.
Предпринимательдолжен оценить несколько вариантов франшиз (важно рассмотреть более одногопредложения) с тем, чтобы решить, какой из них предпочтительней. Следуетрассмотреть целый ряд факторов, прежде чем принимать окончательное решение.
В какихсферах можно открыть франчайзинг, исходя из сказанного?
Это могутбыть бухгалтерские услуги, аудит, независимая служба трудоустройства, грузовыеперевозки, уход за больными на дому, уход за животными при отъезде, озеленениеинтерьера, мойка окон, уборка помещений и квартир, прачечные, помощь приорганизации семейных торжеств и многое другое.
Франчайзирешает купить франчайзинг для того, чтобы получить преимущества от ужепроверенной концепции, существующей торговой марки. В обмен на эти преимуществафранчайзи будет делиться частью своей прибыли и пожертвует частью своейнезависимости. Если бы франчайзи хотел иметь полностью независимый бизнес, онбы никогда не пришел к франчайзеру. Потенциальный франчайзи, который приходит кфранчайзеру, хочет использовать преимущества того, что он будет филиалом фирмыс хорошей репутацией. Поэтому отдает часть своей независимости, чтобы получитьэти преимущества.
Бизнесфранчайзи улучшается, он доволен, прибыль франчайзера тоже увеличивается.Успешные франчайзи – это наилучший инструмент, который может и должен иметьфранчайзер для того, чтобы успешно проникнуть на рынок. Только при согласии иинтересе обеих сторон, взаимном доверии и поддержке обеспечивается успехсистемы.
Для франчайзифранчайзинг чаще всего описывается фразой «Быть в бизнесе самостоятельно, но неодному». Франчайзи должен быть целеустремленным и знающим, что он хочет, иодновременно соблюдать все правила и положения франчайзинговой системы. Ондолжен уметь хорошо общаться и ладить с людьми, ведь ему придется общаться склиентами, представителями франчайзера, поставщиками и своим персоналом.
Франчайзидолжен быть честным человеком в бизнесе и разделять желание франчайзерапостоянно совершенствовать систему. Франчайзи должен понимать делопроизводство,так как большая часть франчайзинговых компаний имеют протокольные процедуры.
Франчайзидолжен получать удовольствие от бизнеса. Большая часть людей говорит, что ониидут в бизнес, чтобы зарабатывать большие деньги. Опыт показывает, что простожелания делать деньги недостаточно для успеха. Важно удовлетворение от работы.Желательно, чтобы потенциальный франчайзи потратил несколько дней на подобномпредприятии перед принятием окончательного решения. Многие франчайзеры поощряюттакой шаг, так как они понимают, что неудовлетворенный франчайзи – ноша длянего и всей франчайзинговой системы. Неудачи дорого стоят как франчайзеру, таки франчайзи.
Франчайзидолжен быть готов вложить много времени и усилий в предприятие. Франчайзидолжен быть способен легко схватывать новую информацию и охотно ее претворять вжизнь. Франчайзи должен быть позитивным и готовым к изменениям, оставаясь приэтом самодисциплинированным в рамках, установленных франчайзером.
Потенциальныйфранчайзи должен быть уверен в поддержке своей семьи и друзей, ведь им нередкопридется помогать ему.

Выводы
Элементы,присущие франчайзингу, позволят:
– повыситьобщую культуру предпринимательских отношений;
– усилитьправовую защищенность малого предпринимательства;
– создатьновые рабочие места;
– инициироватьразработку новых идей, методов и технологий в малом бизнесе;
– повыситьэффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иныхвидов деятельности и на малое предпринимательство в целом;
– построитькомплексную систему практического обучения для малого предпринимательства безсоздания каких-либо специальных учебных структур и программ;
– привлечьзначительные иностранные инвестиции в российскую экономику.
Франчайзинг вРоссии не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможностивнедрения его достаточно широки. Можно выделить четыре основные причины, покоторым франчайзинг не получил распространения в нашей стране:
1)традиционное уклонение от уплаты взносов (платежей) филиальными предприятиями(франчайзи);
2)несоблюдение технологии;
3) ухудшениекачества продукции;
4) мизерноеколичество известных отечественных марок продукции.
К тому же вРоссии отсутствует должная культура предпринимательских отношений.
Одним изярких представителей компаний, работающих по системе франчайзинга, являетсяпредприятие общественного питания McDonalds. В 1988 году было подписаносоглашение между «Макдоналдс Ресторантс оф Канада Лимитед» и ПравительствомМосквы. Но даже после подписания соглашения об открытии ресторана Макдоналдс вСССР немногие верили, что он построится и откроемся, не говоря уже о том, чтобудет плодотворно работать и расширять бизнес 21 год спустя. На данный момент вРоссии работают 211 ресторанов Макдоналдс. Рестораны ежедневно обслуживаютболее 600 000 посетителей.
Но компания«Макдональдс» в России и Восточной Европе не работает по системе франчайзингана территории Российской Федерации. Дело в том, что с самого начала, когдакомпания вышла на рынок в Советском Союзе, тогда об этой системе даже иговорить было рано. Около 80% всех ресторанов корпорации находятся в управлениифранчайзи. Это очень успешная модель, которая опробована на многих рынках иона, несомненно, будет иметь успех и в России. Но поскольку «Макдональдс» занимаетсясозданием корпоративной базы в России, и то, что у компании есть достаточнопрофессиональный менеджерский состав, который управляет ресторанами эффективно,и в том числе нет никаких проблем с привлечением капиталов на открытие новыхресторанов, считается, что франчайзи можно будет реализовывать в Россиинемножко позже. Обэтом будет объявлено после подготовки всех необходимых документов для того,чтобы быть готовым к этому процессу. Если такая возможность будет, это будетсделано не ранее чем в ближайшие несколько лет.
В последниегоды наблюдается интенсивное развитие отечественных франчайзинговыхпредприятий, которые многое почерпнули из опыта западных франчайзеров. Средиосновных отечественных франчайзеров следует отметить фирмы «Ростикc», «Лукойл»,«Эконика-обувь» и др. Развитие отечественных франчайзинговых предприятий можетстать наиболее успешной и плодотворной сферой роста франчайзинга из-закультурной и общественной приемлемости продукции или услуг, а также знанияроссийскими предпринимателями местных особенностей. Крупные супермаркеты типаТД «Перекресток», «Копейка», «Пятерочка» начали работы по расширению своегобизнеса на основе франчайзинга.
Одним изфакторов, сдерживающих развитие франчайзинга в России, является ограниченныйдоступ к финансовым ресурсам. Оценивая ситуацию в общем, можно заметить, чтолишь немногие российские банки понимают концепцию франчайзинга или знакомы свозможностью снижения риска непогашения задолженности по кредиту, которые онпредлагает. Наряду с этим банки не располагают достаточным опытомпредоставления кредитов для МП, работающих на условиях франшизы. Все же впоследнее время банки начали предоставлять краткосрочные ссуды владельцамнедорогих франшизных предприятий с высоким производственным оборотом.
Сама сутьфранчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одномуниверситете предприниматель не получит такого качественного практическогообучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих «учеников» преподавателей,как в учебных центрах франчайзеров.
Развитиемеждународного франчайзинга влечет за собой инвестирование значительныхиностранных капиталов в российскую экономику. По неофициальным даннымамериканских экспертов, даже современная начальная стадия развития российскогомеждународного франчайзинга характеризуется иностранными инвестициями в объемеболее 600 млн. долл. США.
В феврале1996 г. руководителями ряда МП и организаций, содействующих развитиюмалого бизнеса, была учреждена Российская ассоциация развития франчайзинга(РАРФ). Ассоциация оказывает помощь потенциальным франчайзерам – российскимфирмам, хорошо развившим свое дело и нуждающимся в дальнейшем его расширении;зарубежным франчайзерам, готовым развивать свое дело в России; потенциальнымфранчайзи, в роли которых выступают МП; проводит конференции и семинары с цельюознакомления возможно большего числа бизнесменов с основами франчайзинга.
ПосколькуРАРФ является общественной организацией, ее возможности довольно ограниченны.Для того чтобы коммерческие компании – франчайзеры, франчайзи, а такжеразличные организации могли способствовать развитию франчайзинга в России,инициативная группа, состоящая из представителей российских и зарубежныхфранчайзеров, а также РАРФ, создали в 1999 г. новую ассоциацию под названием«Ассоциация франчайзинга» (РАФ).
Главныминаправлениями работы обеих ассоциаций являются:
представлениеи защита интересов предпринимателей – участников системы франчайзинга в органахзаконодательной и исполнительной власти;
содействиеразработке и реализации федеральных, региональных и отраслевых программразвития и поддержки франчайзинга;
обучениепредпринимателей, желающих работать в системе франчайзинга;
консультациипо всему спектру вопросов работы в системе франчайзинга (юридическая,финансовая, организационная помощь, конфликтные ситуации и др.);
информационно-посредническаяпомощь, поиск партнеров, помощь в ведении переговоров и оформлении договорныхотношений;
организациявыставок, семинаров, периодических и отдельных печатных изданий;
организациямеждународного франчайзинга, в том числе адаптация зарубежной системыфранчайзинга к российским условиям, поиск партнеров, анализ рынков, помощь присоздании базовых предприятий франчайзинга по лицензиям «мастер-франчайзи».
Такимобразом, в нашей стране наблюдается положительная тенденция в развитиифранчайзинга – сравнительно нового института финансирования малого бизнеса.

Списоклитературы
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г.
2. КуделинаЕ. Имущественный комплекс как предмет договора коммерческой концессии // Юрист.– 2004. – №9. – С. 13–17.
3. Панюкова В.В.,Особенности развития франчайзинга на российском рынке // «Маркетинг вРоссии и за рубежом». – 2004. – №2. – С. 64
4. Орлова О.А. Франчайзингкак форма деловых связей // Законодательство и экономика. – 2004. – №4. –С. 19–21.
5. СтаткусаА. Франшизные соглашения: перспективный путь // Человек и труд. – 2005. – №2.– С. 95–97.
6. ШишковА. Франчайзинг в торговле // Оборудование. Рынок. Предложение. Цены. –2003. – №1. – С. 30–34
7. ГарнерД., Оуэн Р. Пособия Эрнст энд Янг. Привлечение капитала / Пер. с англ. – М.:«Джон Уайли энд Санз», 2005 г., 464 с.
8. Годин А.М. Маркетинг:Учебник. – М., 2005. – 760 с.
9. Довгань В.В. Франчайзинг:путь к расширению бизнеса: Практическое пособие для предпринимателей. –Тольятти: «Дока-пресс», 2004. – 396 с.
10.  Котлер Ф., Армстронг Г.,Сондерс Дж. – Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.;Спб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 1999. – 1152 с.
11.  Лапуста М.Г. –Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – 4-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. –667 с.
12.  Мендельсон М. Руководствопо франчайзингу. Учебно-практическое пособие. – М.: Соваминко, 2006. – 254 с.
13.  Романовский М.В. Финансы:Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М., 2002. – 504 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рыночные реформы в России
Реферат Печінка Її будова функції та хвороби 2
Реферат Теоретические и методические основы рационального построения защищенного документооборота в государственных (негосударственных) структурах
Реферат Учетная политика предприятия 8
Реферат Милиция как система органов исполнительной власти
Реферат Героические страницы русской истории
Реферат Red Pony By John Steinbeck Essay Research
Реферат Физиологический период развития микробиологии
Реферат Доминион
Реферат Стабилизационный фонд Рссийской Федерации
Реферат Florida Essay Research Paper Florida is one
Реферат Звіт про проходження практики за спеціальністю інженер компютерних систем
Реферат Инвестиционные компании и фонды
Реферат Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиям
Реферат Методы снижения предпринимательского риска