Реферат по предмету "Экономика"


Расходы бюджета на обеспечение социальной политики

РЕФЕРАТ
 
курсовойработы на тему
«Расходы бюджета на обеспечение социальной политики»
Ключевыеслова: государственный бюджет, социальная политика, наименее защищенныеслои населения, социальные выплаты, учреждения социального обеспечения.
Вкурсовой работе исследуется понятие, структурарасходов на обеспечение социальной политики.
Раскрытароль и влияние расходов на обеспечение социальной политики нанаселение и национальную экономику страны.
Былопроведено исследование понятия расходов государственного бюджета на социальныенужды, определены основные показатели и изучена структура расходов, описанымеханизмы и объемы выплат, а также проведён их анализ.
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НАОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
2 ВИДЫ ПОСОБИЙ И ДРУГИХ ВЫПЛАТСОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ РАЗМЕРА
3 ФИНАНСИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИМЕРОПРИЯТИЙ
4 ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯРАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
 
Расходы насоциальные нужды – это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятсярасходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, социальноестрахование.
Эти расходыпозволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать системусоциально — культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы республиканскогобюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но иэкономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественноепроизводство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовыхресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счетиспользования его научной организации и передовых научных достижений в этойобласти. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально — культурныенужды в ускорении научно-технического прогресса.
Такимобразом, с целью интенсификации экономического роста Республики Беларусь,повышения уровня и качества жизни чрезвычайно актуальной является цель даннойкурсовой работы: исследование расходов бюджета на обеспечение социальнойполитики, их состава и структуры.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— определить сущность и источники расходов бюджета на социальные нужды;
— рассмотреть структуру и виды расходов;
— изучитьпорядок планирования и финансирования расходов учреждений социальногообеспечения и возможные пути их оптимизации.
Авторработы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно иобъективно отражает состояние исследуемого вопроса, а все использованные вработе цитаты сопровождаются ссылками на литературные источники.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙПОЛИТИКИ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
 
Социальнуюсферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных формсобственности. С развитием производительных сил изменяются как структурасоциальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спросна разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работапредприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определеннымтребованиям, установленным стандартам и правилам [2, c. 42].
Отраслисоциальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные,медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс созданияматериальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спросна рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсыи в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередьвысокий уровень развития социальной сферы оказывает большое влияние наповышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбыс бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относятследующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи,имеющие детей, дети — сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные идемобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населенияможет относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения долженбыть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование изразличных источников. Например, пенсия – республиканский бюджет РеспубликиБеларусь государства, доплата к пенсии – местные бюджет.
Расходыбюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующимобразом:
1) пенсии;
2)стипендии;
3) пособиясемьям, имеющим детей;
4) пособияпо безработице;
5)государственное обеспечение детей — сирот;
6)государственное обеспечение заключенных;
7)материальная помощь в виде дополнительных выплат;
8)натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов;
9) оказаниесоциальной услуги на дому;
10)бесплатное питание;
11)бесплатное лечение;
12)бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедическихизделий;
13)льготная оплата коммунальных услуг;
14)бесплатное или льготное обучение или переобучение;
15) ночноепроживание бездомных;
16)бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте;
17) финансированиепредприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов [6, c. 32].
Современныйдолгосрочный финансово-экономический кризис ухудшил социальное положениезначительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболееуязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся,пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в видесоциальных пособий, компенсаций и других выплат из государственного бюджетаРеспублики Беларусь.
Старениенаселения также увеличивает число получателей пенсий и иных выплат изгосударственного бюджета. Тяжелыми демографическими и социальными последствиямигрозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства,преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Социальная сферапредставляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества,порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводствесубъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельностилюдей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальнойфункции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства,реализуются социальные и гражданские права человека.
Экономическиесистемы получают статус социально-ориентированных в тех случаях, когдапроводимая государством политика имеет целью перераспределения национальногодохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальнойсолидарности. Именно такая концепция социального рыночного хозяйства лежит воснове современного экономического курса Республики Беларусь. Целевые установкинаправлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижениесоциального неравенства, восстановление экономической и политической ролистраны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственныхметодов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободногорыночного развития экономики.
Бюджетявляется одним из универсальных механизмов, с помощью которых государствоучаствует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей.Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позицийсовокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ,оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна.Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектораэкономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета.
Основныминаправлениями расходования бюджета Республики Беларусь в социальной сфереявляются:
— расходына образование;
— расходы вобласти социально-культурной системы;
— расходына здравоохранение, физическую культуру и спорт;
— иныерасходы на социальную политику.
Вопросорганизации системы образования в государстве является одним из центральных.
Подобразованием в Законе «Об образовании» понимается целенаправленныйпроцесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленныхгосударством образовательных уровней (образовательных цензов), которыеудостоверяются соответствующими документами. Гражданам Республики БеларусьКонституцией РБ гарантируется возможность получения образования безограничений. Гражданам РБ гарантируется получение бесплатного общего(начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) ина конкурсной основе — бесплатного профессионального образования вгосударственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределахгосударственных образовательных стандартов, если образование данного уровнягражданин получает впервые. Одновременно введено сочетание бесплатного иплатного образования в образовательных учреждениях РБ. Расходы на образованиераспределяются в соответствии с разделом «Образование» и включают всебя расходы на:
— дошкольноеобразование;
— общееобразование;
— начальноепрофессиональное образование;
— среднеепрофессиональное образование;
— переподготовкуи повышение квалификаций;
— высшеепрофессиональное образование.
Расходы вобласти социально-культурной системы позволяют:
— осуществлятьбюджетное финансирование государственных и в необходимых случаяхнегосударственных организаций культуры;
— стимулироватьбюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льготпредприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
— устанавливатьособый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
— способствоватьразвитию благотворительности в области культуры;
— осуществлятьподдержку малообеспеченных граждан.
Такимобразом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направленана обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав гражданРФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениямикультуры, доступа населения к культурным ценностям.
Ежегодно нафинансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется до 30%доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (7-8% ресурсов республиканскогобюджета и 45-47% местных бюджетов). Из республиканского бюджета финансируютсяучреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РБ:библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурнуюзначимость для Республики Беларусь (1,3% бюджета). Источником финансированияорганизаций культуры субъектов РБ выступают местные бюджеты.
В настоящеевремя модель финансового обеспечения расходов на здравоохранение, физическуюкультуру и спорт включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательногомедицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций,ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансированиенаучных исследований медицины. Направление использования: программылекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станцийскорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др., содержаниестационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений. Реформапредполагает разработку и реализацию на региональном, городских уровнях целевыхпрограмм, которые направлены на обеспечение гарантированных объемов и повышениекачества медпомощи; развитие высокоспециализированных видов медпомощи и др.Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохраненияявляются строительство новых и расширение действующих учрежденийздравоохранения и улучшение медицинского обслуживания. Здравоохранениепредставляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционногоправа граждан на получение качественной медицинской помощи. В РеспубликеБеларусь каждому человеку гарантирована доступность медико-социальной помощи исоциальной защищенности в случае утраты здоровья. Данные принципысвидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишьопределенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляетсяв специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования,представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения.
В расходына социальную политику включаются:
— содержаниеучреждений социального обеспечения и службы занятости;
— содержаниедомов-интернатов для престарелых и инвалидов;
— содержаниеучреждений по обучению инвалидов;
— социальнаяпомощь;
— возмещениевреда инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы;
— программыликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— средства,передаваемые Пенсионному фонду РБ на выплату пенсий и пособий военнослужащим всоответствии с законодательством РБ;
— выплатыпособий и пенсий другим категориям граждан;
— компенсационныевыплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи сликвидацией предприятий, учреждений и организаций;
— финансированиекампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;
— выплатыпособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;
— расходына обеспечение инвалидов транспортными средствами;
— расходына санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;
— расходына оплату проезда ветеранов и инвалидов;
— оплата наустановки телефона ветеранам и инвалидам;
— прочиерасходы.
Такимобразом, социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятияразличных форм собственности. Расходы бюджета на обеспечение социальнойполитики можно классифицировать следующим образом: 1) пенсии; 2) стипендии; 3)пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственноеобеспечение детей – сирот и др.
Основныминаправлениями расходования бюджета Республики Беларусь в социальной сфереявляются: расходы на образование; расходы в области социально-культурнойсистемы; расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт; иные расходына социальную политику.
 2 ВИДЫ ПОСОБИЙ И ДРУГИХ ВЫПЛАТ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ОПРЕДЕЛЕНИЕИХ РАЗМЕРА
Из средствгосударственного социального страхования выплачиваются следующие пособия ивыплаты социального характера:
— побеременности и родам;
— в связи срождением ребенка;
— женщине,ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельногосрока беременности;
— по уходуза ребенком в возрасте до 3 лет;
— по временнойнетрудоспособности;
— пособиена погребение [7, c. 42].
Кроме того,в соответствии со ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь за счет средствгосударственного социального страхования предоставляется один дополнительныйсвободный от работы день в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей(воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
Выплаты погосударственному социальному страхованию производятся застрахованным лицам. Куказанным лицам относятся, например, граждане, работающие по трудовымдоговорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказаниеуслуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, уюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства(участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм и др.
Право напособие по беременности и родам имеют граждане, на которых распространяетсягосударственное социальное страхование и за них, а также ими самими впредусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховыевзносы на социальное страхование. Пособие назначается лицам, работающим потрудовым договорам, по гражданско-правовым договорам у юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей, на основе членства (участия) в юридическихлицах любых организационно-правовых форм (кроме членов крестьянских(фермерских) хозяйств) пособие по беременности и родам назначается ивыплачивается плательщиком в счет начисленных обязательных страховых взносов вФонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь (далее – Фонд).
Выплатапособия по беременности и родам работникам производится в дни, установленныедля выплаты заработной платы. Индивидуальным предпринимателям, членамкрестьянских (фермерских) хозяйств, творческим работникам, частным нотариусам,физическим лицам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами видыремесленной деятельности по заявительному принципу без государственнойрегистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, пособие по беременностии родам назначается органами Фонда по месту их регистрации в качествеплательщиков обязательных страховых взносов и выплачивается в счет начисленныхобязательных страховых взносов в Фонд. Если суммы начисленных обязательных страховыхвзносов недостаточно для выплаты пособия по беременности и родам, органамиФонда производится дотация средств на его выплату в установленном порядке.Пособие по беременности и родам назначается в случаях беременности и родов,усыновления (удочерения) ребенка в возрасте до 3 месяцев или установления надним опеки. Пособие по беременности и родам назначается с 30 недель беременностина 126 календарных дней (женщинам, проживающим (работающим) на территории срадиоактивным загрязнением 1 Кu/кв.км и выше, — с 27 недель беременности на 146календарных дней) независимо от числа дней, фактически использованных до родов.В случае осложненных родов или рождения двух и более детей пособие побеременности и родам назначается на 140 календарных дней (женщинам, проживающим(работающим) на территории с радиоактивным загрязнением 1 Кu/кв.км и выше — на160 календарных дней). В случае родов, наступивших до 30 недель беременности(до 27 недель беременности у женщин, проживающих (работающих) на территории срадиоактивным загрязнением 1 Кu/кв.км и выше), пособие по беременности и родамназначается на 140 календарных дней (женщинам, проживающим (работающим) натерритории с радиоактивным загрязнением 1 Кu/кв.км и выше — на 160 календарныхдней), а в случае рождения мертвого ребенка — на 70 календарных дней.
Лица,усыновившие (удочерившие) ребенка, а также назначенные опекунами ребенка ввозрасте до 3 месяцев, имеют право на пособие по беременности и родам на 70календарных дней со дня усыновления (удочерения) или установления опеки.
Пособие побеременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее6 месяцев со дня окончания случая беременности и родов. Пособие по беременностии родам назначается в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработказа рабочие дни (часы) по графику работы работницы. Минимальный размер пособияпо беременности и родам за календарный месяц устанавливается в размере 50процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душунаселения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последнихквартала. Перерасчет пособия производится в связи с изменением бюджетапрожиточного минимума в среднем на душу населения. При этом используетсянаибольшая величина указанного бюджета прожиточного минимума, утвержденногоПравительством Республики Беларусь за два последних квартала. Пособие побеременности и родам исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка,определяемого путем деления заработка за соответствующий период (за 2 календарныхмесяца, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, содня перевода на другую работу до дня наступления отпуска по беременности иродам и т.д.) на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в этомпериоде. При этом в число рабочих дней (часов), на которые делится заработок,не включаются периоды освобождения от работы в связи с временнойнетрудоспособностью, трудовым и социальным отпусками, простоем не по винеработника и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Пособие побеременности и родам назначается за пропущенные по графику работы рабочие дни(часы), удостоверенные листком нетрудоспособности. Среднедневной(среднечасовой) заработок для исчисления пособия по беременности и родамопределяется в таком же порядке, как и для исчисления пособия по временнойнетрудоспособности. В заработок для исчисления пособия по беременности и родамвключаются все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательствомначисляются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения.Заработная плата, надбавки и доплаты к ней включаются в заработок того месяца,за который они начислены. Премии и иные выплаты, соответствующие требованиям,указанным в части первой настоящего пункта, включаются в заработок за тотмесяц, в котором они выплачены. Месяцем их выплаты считается месяц, на которыйони приходятся согласно лицевому счету, расчетной ведомости. Если в месяце, закоторый исчисляется заработок, работник отработал не все рабочие дни по графикуработы, указанные премии и иные выплаты при исчислении пособия по беременностии родам учитываются пропорционально отработанному времени в данном месяце.Премии за текущий месяц, выплаченные в этом же месяце пропорциональноотработанному времени, включаются в заработок для исчисления пособия в полномразмере. Пособие по беременности и родам назначается на основании листканетрудоспособности, выданного в порядке, установленном законодательством.
Право напособие в связи с рождением ребенка установлено Законом Республики Беларусь «Огосударственных пособиях семьям, воспитывающим детей» [12, c. 35]. Пособие в связи с рождениемребенка назначается матери или отцу, а также лицу, усыновившему (удочерившему)ребенка в возрасте до 6 месяцев либо назначенному его опекуном. Пособие в связис рождением ребенка не назначается, если мать отказалась от его содержания ивоспитания (ребенок помещен в дом ребенка). Назначение и выплата пособия всвязи с рождением ребенка осуществляется по месту работы (службы), учебы (вдневной форме получения образования) матери ребенка, а если мать не работает ине учится, — по месту работы (службы) или учебы отца ребенка, усыновителя(удочерителя), опекуна либо другого лица, имеющего право на указанное пособие.
Лицам,осуществляющим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, членовкрестьянских (фермерских) хозяйств; творческим работникам; лицам, выполняющимработы по гражданско-правовому договору; священнослужителям; лицам, работающимв религиозных организациях, пособие в связи с рождением ребенка назначаетсякомиссиями, создаваемыми местными исполнительными и распорядительными органами,и выплачивается органами по труду, занятости и социальной защите по местужительства. Пособие в связи с рождением ребенка назначается и выплачивается, еслиобращение за его назначением последовало не позднее 6 месяцев со днявозникновения права на пособие. Днем возникновения права на это пособиеявляется день рождения ребенка. При обращении за пособием в связи с рождениемребенка по истечении 6 месяцев со дня возникновения права на него оно неназначается и не выплачивается.
Пособие всвязи с рождением ребенка назначается и выплачивается единовременно:
— прирождении первого ребенка — в размере пятикратной наибольшей величины бюджетапрожиточного минимума перед датой рождения ребенка;
— прирождении второго и последующих детей — в размере семикратной наибольшейвеличины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.
В случаерождения, усыновления (удочерения) двух и более детей, установления опеки наддвумя и более детьми пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка вразмерах, указанных выше. При определении размера пособия в связи с рождениемребенка не учитываются дети, в отношении которых мать лишена родительских прав.
Дляопределения размера пособия в связи с рождением ребенка представляются сведенияо рождении (смерти) детей, рожденных ранее, в том числе старше 18 лет.
Право напособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранениядо 12-недельного срока беременности имеют женщины, ставшие на учет вгосударственных организациях здравоохранения до 12-недельного срокабеременности, регулярно посещавшие их и выполнявшие предписания врачей втечение всего срока беременности. Назначение и выплата пособия женщинам, ставшимна учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срокабеременности, осуществляется по месту их работы (службы), учебы (в дневнойформе получения образования), а если они не работают и не учатся, — по местуработы (службы) или учебы отца ребенка. Женщинам, осуществляющим деятельность вкачестве индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских)хозяйств; творческим работникам; лицам, выполняющим работы погражданско-правовому договору; священнослужителям; лицам, работающим врелигиозных организациях, указанное пособие назначается комиссиями,создаваемыми местными исполнительными и распорядительными органами, ивыплачивается органами по труду, занятости и социальной защите по местужительства.
Пособиеженщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до12-недельного срока беременности, назначается и выплачивается, если обращениеза его назначением последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения правана пособие. Днем возникновения права на это пособие является день рожденияребенка. При обращении за пособием женщинам, ставшим на учет в государственныхорганизациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по истечении6 месяцев со дня возникновения права на него оно не назначаются и невыплачивается.
Пособиеназначается и выплачивается единовременно в размере наибольшей величины бюджетапрожиточного минимума перед датой рождения ребенка.
Право напособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет имеют фактическиосуществляющие уход за ним мать или отец, усыновитель (удочеритель), опекунребенка. Члены семьи или другие родственники ребенка имеют право на пособие поуходу за ребенком в возрасте до 3 лет в случае нахождения их в отпуске по уходуза ребенком до достижения им возраста 3 лет. Назначение и выплата пособия поуходу за ребенком в возрасте до 3 лет осуществляются по месту работы (службы),учебы (в дневной форме получения образования) матери ребенка, а если мать неработает и не учится, — по месту работы (службы) или учебы отца ребенка,усыновителя (удочерителя), опекуна либо другого лица, имеющего право науказанное пособие. Лицам, осуществляющим деятельность в качестве индивидуальныхпредпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств; творческимработникам; лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору;священнослужителям; лицам, работающим в религиозных организациях, пособие всвязи с рождением ребенка назначается комиссиями, создаваемыми местнымиисполнительными и распорядительными органами, и выплачивается органами потруду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Пособие поуходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается ежемесячно со днявозникновения права на данное пособие по день достижения ребенком возраста 3лет. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается ивыплачивается со дня возникновения права на пособие, если обращение за егоназначением последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права.Днем возникновения права на указанное пособие является день предоставленияотпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или день,следующий за днем окончания периода, установленного листком нетрудоспособности;для лиц, не имеющих права на пособие по беременности и родам, — день рожденияребенка; для семей иностранных граждан и лиц без гражданства, получившихразрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, — день внесенияотметки о месте жительства в вид на жительство в Республике Беларусь. Приобращении за пособием по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по истечении 6месяцев со дня возникновения права на него, пособие назначается и выплачиваетсясо дня поступления заявления.
Пособие поуходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается работающим членам семьи илидругим работающим родственникам ребенка в случаях выхода матери на работу(службу), учебу (в дневной форме получения образования в учреждениях,обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специальногообразования, высших учебных заведениях) и прекращения выплаты ей пособия поуходу за ребенком в возрасте до 3 лет, а также оформления указанными лицамиотпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Пособие по уходуза ребенком в возрасте до 3 лет не назначается и не выплачивается им за период нахожденияматери в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за другимребенком в возрасте до 3 лет. Если в семье имеется несколько детей в возрастедо 3 лет, пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначаются ивыплачиваются на каждого из них одному лицу. По достижении ребенком возрастаполутора, двух, двух с половиной лет выплата пособия по уходу за ребенком ввозрасте до 3 лет производится в полном размере при условии представленияполучателем в течение месяца справки о том, что ребенок не оформлен вучреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования. Если указаннаясправка не представлена в месячный срок, выплата пособия по уходу за ребенком ввозрасте до 3 лет производится в размере 50 процентов от установленного размера,а после ее представления производится перерасчет пособия в размере 100процентов за весь период неоформления ребенка в учреждение, обеспечивающееполучение дошкольного образования, но не более чем за 6 месяцев.
Пособие поуходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в размере 80 процентовнаибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Лицам,осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и работающим на условияхнеполного рабочего времени (не более половины месячной нормы) или на дому,пособие назначается в размере, предусмотренном частью первой настоящей статьи.
Если впериод получения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет возникаетправо на пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком ввозрасте до 3 лет за период получения пособия по беременности и родамвыплачивается в полном размере (при оформлении ребенка в учреждение,обеспечивающее получение дошкольного образования – в размере 50% отустановленного пособия).
Согласност. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь матери (отцу, опекуну,попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте довосемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется одиндополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневногозаработка за счет средств государственного социального страхования (далее –свободный день в месяц). Свободный день в месяц предоставляется в любой повыбору день месяца и может быть использован одним из родителей (опекуном, попечителем)либо разделен между ними по их усмотрению.
Право напособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, на которыхраспространяется государственное социальное страхование и за них, а также имисамими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательныестраховые взносы на социальное страхование.
Пособиеназначается лицам, работающим по трудовым договорам, по гражданско-правовымдоговорам у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основечленства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм(кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств) пособие по временнойнетрудоспособности назначается и выплачивается плательщиком в счет начисленныхобязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерстватруда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд).
Пособия повременной нетрудоспособности при санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида ввозрасте до 18 лет, в связи с заболеванием, травмой, причинами которых явилосьупотребление алкоголя, в случае нарушения режима, если временнаянетрудоспособность наступила в период прогула, в случае назначениянедополученного пособия в связи со смертью получателя его членам семьи, а такжев связи с травмой назначаются комиссией по назначению государственных пособийсемьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, котораясоздается плательщиком обязательных страховых взносов в Фонд. Указаннойкомиссией принимается решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности.
Выплатапособия по временной нетрудоспособности работникам производится в дни,установленные для выплаты заработной платы. Индивидуальным предпринимателям,членам крестьянских (фермерских) хозяйств, творческим работникам, частнымнотариусам, физическим лицам, осуществляющим предусмотренные законодательнымиактами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу безгосударственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, пособиепо временной нетрудоспособности назначается органами Фонда по месту ихрегистрации в качестве плательщиков обязательных страховых взносов ивыплачивается в счет начисленных обязательных страховых взносов в Фонд. Еслисуммы начисленных обязательных страховых взносов недостаточно для выплаты пособияпо временной нетрудоспособности, органами Фонда производится дотация средств наего выплату в установленном порядке.
Пособие повременной нетрудоспособности назначается в случаях:
— утратытрудоспособности в связи с заболеванием или травмой;
— ухода забольным членом семьи;
— ухода заребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случаеболезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
— санаторно-курортноголечения в санаторно-курортных организациях республики по перечню, утверждаемомуПравительством Республики Беларусь, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
— протезированияс помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия;
— карантина.
Пособие повременной нетрудоспособности назначается в размере 80 процентов среднедневного(среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника,приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100процентов среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни(часы) непрерывной временной нетрудоспособности.
Временнаянетрудоспособность считается непрерывной (для исчисления пособия), если периодосвобождения от работы согласно листкам нетрудоспособности длится непрерывнолибо с перерывами на нерабочие дни по графику работы работника и в указанныйпериод не наступили обстоятельства, влияющие на размер пособия, или новыйслучай временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособностиназначается за пропущенные по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенныелистком нетрудоспособности. По общему правилу пособие по временнойнетрудоспособности исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка за2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность.В заработок для исчисления пособий включаются все виды оплаты труда, на которыев соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы.
Выплатапособия на погребение за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерстватруда и социальной защиты (далее – Фонд) производится в случае смерти:
— лиц,подлежавших на день смерти обязательному государственному социальномустрахованию либо уплачивавших обязательные страховые взносы в Фондсамостоятельно в порядке, установленном законодательством (далее –застрахованные);
— пенсионеров,получавших пенсию за счет средств государственного социального страхования(далее – пенсионеры);
— безработных,зарегистрированных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минскогогородского исполнительного комитета, управлениях (отделах) по труду, занятостии социальной защите городских, районных исполнительных комитетов населения вустановленном порядке (далее – безработные);
— детейзастрахованных, пенсионеров и безработных, не достигших 18-летнего возраста(учащихся – 23-летнего возраста).
Пособие(материальная помощь) на погребение в случае смерти застрахованных,пенсионеров, безработных выплачивается физическому лицу, взявшему на себяорганизацию погребения умершего. В случае смерти детей застрахованных пособиена погребение выплачивается одному из родителей (усыновителей), опекуну(попечителю).
Юридическимлицам, взявшим на себя организацию погребения, а также гражданам, получившимгарантированный перечень услуг по погребению, пособие на погребение невыплачивается.
Пособие напогребение в случае смерти застрахованных из числа лиц, подлежавшихобязательному государственному социальному страхованию, выплачиваетсяплательщиком обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения(далее — плательщик) по месту работы умершего. Пособие на погребение в случаесмерти их детей выплачивается по месту работы одного из родителей(усыновителей), опекуна (попечителя).
Обращениеза пособием (материальной помощью) на погребение может осуществляться в течение6 месяцев после возникновения права на него.
Пособие напогребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащихв республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.
Такимобразом, из средств государственного социального страхования выплачиваютсяследующие пособия и выплаты социального характера: по беременности и родам; всвязи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в государственнойорганизации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу заребенком в возрасте до 3 лет; по временной нетрудоспособности; пособие напогребение. 3ФИНАНСИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ
 
ВРеспублике Беларусь осуществляется финансирование следующих специальныхпрограмм и мероприятий по обеспечению социальной политики:
— программыи мероприятия по социальной поддержке ветеранов и пожилых людей;
— программысоциальной поддержки инвалидов;
— социальноеобслуживание;
— государственная адресная социальная помощь и др [7, c. 142].
Посостоянию на 1 января 2010 г. в Республике Беларусь проживало 44,1 тыс.ветеранов Великой Отечественной войны (из них участников Великой Отечественнойвойны — 32,0 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны 1и 2 групп – 9,3 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 3,9 тыс.человек, одиноких пожилых людей – 156,5 тыс. человек. В связи с празднованием65-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков всоответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 224произведены единовременные денежные выплаты 53810 ветеранам войны на общуюсумму более 9,8 млрд. рублей. В апреле 2010 года к 65-й годовщине Победы вВеликой Отечественной войне ветеранам и гражданам, пострадавшим от последствийвойны, также планируется произвести единовременные выплаты. Соответствующийпроект Указа Президента Республики Беларусь внесен в Правительство.
В 2010 годув соответствии с Планом подготовки и проведения мероприятий по празднованию65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистскихзахватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне,утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. №110будут продолжены обследования ветеранов Великой Отечественной войны, состоятсяпоездки ветеранов в Москву, Санкт-Петербург, другие города-герои.
Социальнаязащита инвалидов – одно из приоритетных направлений государственной социальнойполитики Республики Беларусь. По состоянию на 1 января 2010 года на учете ворганах по труду, занятости и социальной защите состоит 506,7 тыс. инвалидов, втом числе: инвалидов I группы – 72,7 тыс. человек; II группы – 271,5 тыс.человек; III группы – 136,6 тыс. человек; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет– 25,9 тыс. человек. За 2009 год численность инвалидов сократилась на 2426человек или 0,5 процента.
Национальноезаконодательство в отношении инвалидов постоянно совершенствуется. В феврале2009 года вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О предупрежденииинвалидности и реабилитации инвалидов», в октябре 2009 года – Закон РеспубликиБеларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РеспубликиБеларусь по вопросам социальной защиты инвалидов», статьей 1 которого изложен вновой редакции Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».
Определенныйвклад в решении многих проблем инвалидов вносится государственными программами.Так, мероприятия Государственной программы по предупреждению инвалидности иреабилитации инвалидов на 2006 – 2010 годы направлены на снижение показателейчастоты и тяжести инвалидности, улучшение качества жизни инвалидов и дальнейшуюинтеграцию их в общество, путем оптимизации системы раннего выявленияинвалидизирующей патологии; предотвращение дефектов и нарушений функцийорганизма при заболеваниях и травмах; восстановления и компенсации нарушенныхили утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной ибытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями;совершенствования подготовки специалистов для службы реабилитации; реализациимер по обеспечению занятости инвалидов на рынке труда; развития отечественнойреабилитационной индустрии; развития художественного творчества, физическойкультуры и спорта среди инвалидов.
По даннымМинистерства здравоохранения меры, направленные на предупреждение инвалидностии реабилитацию инвалидов, позволили снизить уровень первичной инвалидностинаселения республики за последние 5 лет на 17,8 процента, в т.ч. средивзрослого населения – на 20,2 процента, среди населения трудоспособноговозраста – на 20,8 процента, среди детского населения – на 5,7 процента.Показатель полной реабилитации увеличился с 6,3 процента в 2005 году до 7,5процента в 2009 году.
Всоответствии с Государственной программой о безбарьерной средежизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 – 2010 годы разработано ивнедрено 14 стандартов, направленных на создание доступной средыжизнедеятельности для инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц.За время реализации Государственной программы Белорусской железной дорогой засчет собственных средств изготовлено 15 пассажирских вагонов, специальнооборудованных для перевозки инвалидов-колясочников. Облисполкомами и Минскимгорисполкомом из запланированных на период 2007-2010 годы 838 единицнизкопольных транспортных средств за 2007-2009 годы приобретено 1590транспортных средств.
Всего за2007-2009 годы работы выполнены на 2482 объектах социальной инфраструктурыреспубликанской и коммунальной форм собственности. Это позволило увеличитьудельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорийфизически ослабленных лиц с 19,9 процентов в 2006 году до 35 процентов в 2008году в среднем по республике.
Вреспублике развивается и совершенствуется сеть реабилитационных учреждений,внедряются новые реабилитационные технологии, разрабатываются современныетехнические средства социальной реабилитации.
В каждомадминистративном районе созданы и динамично развиваются территориальные центрысоциального обслуживания населения — государственный социальный стандарт вобласти социального обслуживания. Благодаря этому, нуждающиеся нетрудоспособныеграждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными икачественными социальными услугами, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальныхпотребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан иветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу.
На 1 января2010 г. на учете в центрах состоит около 1,7 млн. человек (в т.ч. одинокихграждан пожилого возраста – 156,5 тыс. человек, одиноко проживающих – около 567тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей – 9,9 тыс. человек, многодетных и неполных семей – 188,4 тыс., семей,воспитывающих детей-инвалидов – около 23 тыс., граждан, освободившихся из местлишения свободы – около 7,9 тыс. человек). Из года в год растет число граждан,которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение идоставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости;оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальныхуслуг и др.). На 01.10.2009 на дому обслуживается 82,3 тыс. человек. Нельзя неотметить, что организация социального обслуживания на дому позволила несколькоснизить очередность на поселение в дома-интернаты общего типа. Для обеспеченияпринципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан,особенно жителей села, открываются отделения круглосуточного пребывания. На 1января 2010 г. функционирует 50 отделений на 1800 мест. Организована работа 52бригад социального обслуживания на мобильной основе, оказывающих платныеразовые социально-бытовые услуги.
В целяхприближения услуг к их потребителям открываются социальные пункты центров. Внастоящее время работает 543 пункта. Начиная с 2007 года, проводится работа пообеспечению преемственности перехода выпускников центровкоррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы Министерстваобразования в территориальные центры социального обслуживания населения.Решение этой задачи возложено на отделения дневного пребывания для инвалидовцентров (на 1 января 2010 г. — 119 отделений) с трудовыми мастерскими, кружкамии клубами по интересам. До конца 2010 года такие отделения должны бытьорганизованы во всех административных районах.
Системагосударственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержкималообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненнойситуации. На протяжении всего времени механизм ее предоставлениясовершенствовался. Так, увеличен критерий нуждаемости для предоставленияпомощи, отменен категориальный подход к оказанию помощи, введен новый видподдержки – единовременное социальное пособие.
В 2009 годугосударственная адресная социальная помощь предоставлена 205,9 тыс. человек наобщую сумму около 40,2 млрд. рублей, необходимую поддержку получил каждыйтретий малообеспеченный, в то время как в 2007 году – только каждыйдвенадцатый. Средний размер ежемесячного социального пособия в 2009 годусоставил в среднем 65,4 тыс. рублей в месяц на одного человека, аединовременного – 174,0 тыс. рублей.
1 января2010 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь «О государственнойадресной социальной помощи» № 458 (далее – Указ № 458), принятый 14 сентября2009 года (до 1 января 2010 г. вопросы предоставления государственной адреснойсоциальной помощи регулировались Указом Президента Республики Беларусь от 14декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения»(далее – Указ № 638).
Указом №458 регламентировано:
— повышениекритерия нуждаемости до 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднемна душу населения при предоставлении малообеспеченным гражданам, оказавшимся втрудной жизненной ситуации, единовременного социального пособия (согласно Указу№ 638 критерий нуждаемости при назначении единовременного социального пособиясоставлял 120 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения);
— увеличениепериода назначения государственной адресной социальной помощи в видеежемесячного социального пособия до 6 месяцев (согласно Указу № 638 данноепособие назначалось, как правило, на три месяца), при этом совокупный доходсемьи (гражданина) будет исчисляться за 12 месяцев, предшествующих обращению заГАСП (а не за три, как предусматривалось Указом № 638);
— введениенового вида государственной адресной социальной помощи – социального пособия наоплату технических средств социальной реабилитации;
— объединениев единую систему адресной социальной помощи двух видов государственнойподдержки: государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищныхсубсидий.
Основныезадачи на 2010 год являются:
— подготовкаи участие в мероприятиях, посвященных 65-й годовщине Победы советского народа вВеликой Отечественной войне.
— завершениереализации государственных социальных программ, предусмотренных на 2006-2010годы;
— разработкапрограммы социальной поддержки ветеранов и пожилых людей на 2011-2015 годы, вкоторой особое внимание следует адресовать ветеранам войны, одиноким пожилымлюдям, а также учесть интересы нового, активного поколения пожилых. 9851 в 3главе 2004 -2008.
Такимобразом, в Республике Беларусь осуществляется финансирование следующихспециальных программ и мероприятий по обеспечению социальной политики:социальная поддержка ветеранов и пожилых людей; социальная поддержка инвалидов;социальное обслуживание; государственная адресная социальная помощь и др. 4 ПОРЯДОКПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 
Бюджетыучреждений социального обеспечения Республики Беларусь образуются за счет:
— взносовнанимателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числечленов крестьянских (фермерских) хозяйств;
— обязательных страховых взносов граждан;
— ассигнований из республиканского бюджета (на выплату пенсий и пособийвоеннослужащим срочной службы и их семьям, других расходов в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь);
— добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) от физических июридических лиц, а также части доходов от капитализации средств организаций ииных поступлений. При этом средства должны передаваться под процент, какправило, не менее чем зачетная ставка Национального банка Республики Беларусь;
— средствнанимателей, предназначенных на выплату пенсий в соответствии с пунктом«б» части первой статьи 12 Закона Республики Беларусь «Опенсионном обеспечении»;
— средств,поступающих по регрессным искам [12, c. 77].
Взиманиевзносов на государственное социальное страхование, перечисление добровольныхвзносов и иных поступлений, зачисление средств учреждений социальногообеспечения на соответствующие счета, их учет и использование осуществляются впорядке, определяемом законодательством Республики Беларусь (Министерствомфинансов Республики Беларусь, Министерством труда и социального обеспеченияРеспублики Беларусь, Государственным комитетом Республики Беларусь по труду исоциальной защите населения, Национальным банком Республики Беларусь.
Средства учрежденийсоциального обеспечения направляются на:
1) навыплату:
— пенсий повозрасту, в том числе для работающих пенсионеров, по инвалидности, по случаюпотери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий;
— пособийпо социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, побеременности и родам, по случаю рождения ребенка, на погребение);
— расходовна оздоровление трудящихся (санаторно-курортное лечение и отдых трудящихся и ихдетей, дотации на содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительныхлагерей и детско-юношеских спортивных школ);
— ежемесячных пособий и надбавок к ним семьям, воспитывающим детей;
— ежемесячных пособий по уходу за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом ввозрасте до 16 лет, пенсионером, достигшим 80-летнего возраста;
— ежемесячных пособий на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных вирусомиммунодефицита человека или больных СПИДом;
— пенсийгражданам, выезжающим за пределы Республики Беларусь, в соответствии сдействующим законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
2)повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни иростом заработной платы;
3) оказаниематериальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
4)возмещение расходов по оформлению регрессных исков;
5)обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления Фонда.
Поскольку всовременных условиях ограниченности ресурсов ставится задача разработки новыхсоциальных программ с учетом изменения в обществе и сохранения действующихсистем социального обеспечения и повышения расходов на социальную политику, первостепенноезначение приобретает совершенствование их структуры, поиск нетрадиционных подходови разнообразных форм в целях повышения эффективности использования имеющихсяресурсов, пересмотр распределения бюджетных ассигнований, поиск новых источниковфинансирования, большее участие частного сектора.
Покрытие расходовучреждений социально обеспечения должны осуществлять соответствующиегосударственные фонды (социального страхования, пенсионный, занятости, иныецелевые фонды) и негосударственные фонды, страховые компании.
Средствауказанных фондов и компаний будут формироваться за счет взносов работодателей(предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности),граждан, ассигнований из бюджетов различного уровня. В зависимости отнаправлений использования этих средств они формируются в целевые национальныефонды или могут быть объединены по группам страховых случаев либо по ихцелевому назначению.
Тарифыстраховых взносов и объем бюджетных ассигнований устанавливаются ПравительствомРеспублики Беларусь по каждому фонду в отдельности или по группе родственныхфондов в размерах, гарантирующих финансирование всех видов социальногообеспечения. В зависимости от условий труда, жизни и других обстоятельств для отраслей,регионов и отдельных категорий предприятий (страхователей) могут устанавливатьсядифференцированные размеры тарифов страховых взносов и ассигнований изгосударственного бюджета.
Чтокасается затрат, связанных с расходами на социальную помощь, то источником ихпокрытия могут быть ассигнования из бюджетов различного уровня, благотворительнаяи гуманитарная помощь, добровольные взносы юридических и физических лиц.
В целяхстимулирования привлечения дополнительных средств для социальной защиты гражданследовало бы установить на государственном уровне более простой и льготныйпорядок образования и функционирования негосударственных пенсионных фондов, страховыхкомпаний, осуществляющих добровольные формы социального обеспечения истрахования. Предприятиям и организациям, осуществляющим за счет своих средствдополнительное страхование и благотворительную деятельность, должны предоставлятьсяльготы по налогообложению, использоваться другие формы поощрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Наосновании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Социальнуюсферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных формсобственности.
Расходыбюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующимобразом: 1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособияпо безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот и др.
Основныминаправлениями расходования бюджета Республики Беларусь в социальной сфереявляются: расходы на образование; расходы в области социально-культурнойсистемы; расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт; иные расходына социальную политику.
Из средствгосударственного социального страхования выплачиваются следующие пособия ивыплаты социального характера: по беременности и родам; в связи с рождениемребенка; женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранениядо 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;по временной нетрудоспособности; пособие на погребение.
ВРеспублике Беларусь осуществляется финансирование следующих специальныхпрограмм и мероприятий по обеспечению социальной политики: социальная поддержкаветеранов и пожилых людей; социальная поддержка инвалидов; социальноеобслуживание; государственная адресная социальная помощь и др.
В целяхстимулирования привлечения дополнительных средств в учреждения социальнойзащиты граждан следует установить на государственном уровне более простой ильготный порядок образования и функционирования негосударственных пенсионныхфондов, страховых компаний, осуществляющих добровольные формы социальногообеспечения и страхования. Предприятиям и организациям, осуществляющим за счетсвоих средств дополнительное страхование и благотворительную деятельность,должны предоставляться льготы по налогообложению, использоваться другие формыпоощрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1    Алифанова И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования //Социально — гуманитарные знания. — 2008. — №2. — С. 101 — 105.
2    Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник длявузов. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 687с.
3    Брайчева Т.В. Государственные финансы: учебное пособие. — СПб.:Питер, 2009. — 288с.
4    Бюджетная система России: Учебник. / Под ред. Г.Б.Поляка. М.:Юнити, 2006. — 540 с.;
5    Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. М.И. Ткачук. — Мн.: 2008. — 240с.
6    Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. Т.В. Сорокина. — Мн.: БГЭУ, 2008. — 289 с.
7    Енин Ю.И. «Система бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политикив Республике Беларусь», Мн.,2009. – 99с.
8    Инструкция о порядке применения бюджетной классификации РеспубликиБеларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2007г. № 44.
9    О некоторых вопросах платного обучения в государственныхучреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специальногообразования: Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2009 г. № 126.
10   Об утверждении Положения о порядке финансирования научной,научно-технической и инновационной деятельности за счет средствреспубликанского бюджета: Постановление Совета Министров РБ от 10.07.1998 г. №1084 (в редакции от 15.03.2008 г. № 282).
11   Поляк Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТА-ДАНА,2007. — 703с.
12   Ходорович М. И. «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие/ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2009. — 450 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат дослідження тактичного та оперативного планування структурного підрозділу підприємства( на прикладі ТОВ „Дніпрпрес”
Реферат Аруженный нами параллелизм между французской историей маршала Жиля де Рэ и библейской легендой о Самсоне является хронологическим продолжением в обеих версиях
Реферат Амазонка(река)
Реферат Электротехника и основы электроники
Реферат 119034 Москва, Кропоткинский пер
Реферат Проблема эффективности воздействия телевидения
Реферат Розробка концепції електронного офісу
Реферат Финансовый анализ ООО "Пульс"
Реферат The Difference Between Post Modern Age And
Реферат Оцінка природних ресурсів 2
Реферат Hydrogen Essay Research Paper Hydrogen in its
Реферат Акриламид и полиакриламид получение и свойства
Реферат Аседания «Клуба ищущих работу» для выпускников профессиональных учебных заведений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет
Реферат MT542 – Выпуск депозитарных расписок / Issuance of depository receipts
Реферат Сравнительная характеристика земель По-Луаре и Пуату-Шаранта Франция