САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТФилософский факультетСерен Кьеркегор СТРАХ И ТРЕПЕТ Работа Смагина Алексея студента 2-го курсаСпециальность административная политика и право.Предмет Онтология и теория познания.1 ноября 1998 года.КьеркегорСерен 5.5.1813-55 Копенгаген - датский теолог, философ-идеалист иписатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете, велзамкнутую жизнь одинокого мыслителя,
наполненную работой. В конце жизни вступилв бурную полемику с официальными теологическими кругами. Многие из своих работ Или-или , 1843 Страх и трепет , 1843 и др. К. публиковал под различнымипсевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных героев, нередко облекая ихв художественную форму.Философскиевоззрения К. сложились под воздействием немецкого романтизма, а такжеантирационалистических реакций на гегелевскую
философию. К. критиковал Гегеляза объективизм т.е. за стремление понять индивида в исторически конкретнойсистеме объективного духа. Эту точку зрения К. критиковал как отдающую личностьво власть анонимного господства истории и тем самым лишающую еесамостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектики К. пытаетсяпротивопоставить принципиально иную - субъективную экзистенциальную диалектику, которая оказывается у К. средством сохранить отношение личности кБогу.
На пути к Богу человек, согласно К проходит три качественно различныестадии - эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивиддостигает эмоционального наслаждения отказом от обретения истины своегосуществования этот отказ неизбежно ведет к неудовлетворенности и отчаянию ,однако это еще не истинное отчаяние. Последние наступает на этической стадии иприводит человека к осознанию религиозного значения своей личности другогопути, по К нет.К.настаивал на радикальном парадоксализме и алогичнисти
религиозного переживания,высмеивая попытки рацонализации веры в гегелевской философии или в практикелиберального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то,что она, отменив средне-вековой аскетизм облегчила жизнь . Лютеранствовоспринималось им как дальнейшая рационализациа религии, т.е. как еедеградация. К. защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных,которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Страхи трепет вовсе не чисто теологические произведения, в нем подробнодискутируются многие
чисто философские проблемы и категории, развернутаполемика с Декартом, Лейбницем, Кантом и Гегелем. Часто автор обращается кантичным философам, прежде всего к Сократу, Платону и Аристотелю. Но главным источникомостается Слово Божье и протестантская догматика.Основойего антигегелевской направленности стало неприятие представления об имманентности Бога , то есть его сближения с абсолютной идеей , что было уГегеля естественным следствием
принципа тождества бытия и мышления. Защищаяпринцип трансцендентности и непостижимости божественного начала, Кьеркегорприходит к мысли о необходимости вернуться к первоначальным истинамхристианства и христианского вероучения. Это возвращение должно учитывать каклютеранскую традицию, так и накопленный к тому времени не только чисторелигиозный, но и философский опыт ее осмысления.Всвоем произведении Страх и трепет он анализирует негативные состояниядуховной жизни страх, тревога,
досада, беспокойство. Кьеркегор рассматриваетих в качестве решающей силы в обращении человека к христианству. Этиэкстремальные состояния оцениваются им как исключительно важные в жизничеловека лишь в той мере, в какой в них способна нравственно проявитьсяего свобода. Проявиться же нравственно, то есть в соответствии с божественнойволей и словом, она может только негативно по отношению к психическому. Ведьлюбое, даже самое самобытное явление человеческой психики принадлежит
сущему, ане божественному, запредельному. Бог требует от верующего максимума его человечности , а это означает, по Кьеркегору, свободы от причинной, природнойи социальной зависимости. Кьеркегор усматривает в личности истинно человеческоесодержание лишь постольку, поскольку ей удается преодолеть состояние, когда свободныйморальный выбор жестко ограничен, пусть даже и собственной психикой человека.Изэтого можно сделать вывод, что этике Кьеркегора не свойственно нагнетание икультивирование
страха, тревоги и беспокойства, напротив требование ясногоосознания личной ответственности за выбор и готовности противопоставить им всютотальность своего Я. Потому и всевозможные, часто ошибочные поступки человекаявляются в конечном счете продуктивными, так как позволяют ему испытатьреальность собственной свободы и в полной мере ощутить свои внутренние границы.Человеку действительно дано многое и ему есть чем распорядиться, но исходнаяаксиома христианства,
что источником всего истинно доброго в человеке можетбыть только Бог, а все остальное человеческое изначально греховно, принимаетсябез каких-либо разговоров.В Страхе и трепете это подробно рассмотрено на конкретном примере, взятом изВетхого завета - на примере истории Авраама Первая книга Моисеева. Бытие.Глава 22 .Кьеркегору было важно показать отличия христианского героя, каковымявляется
Авраам, от всех других форм героизма романтического, демонического итрагического. Рыцарь веры - как он его называет - прежде всего образецбесконечного самоотречения, что означает в данном случае необходимуюпредпосылку и истинно религиозной веры и подлинного героизма. Но главноеотличие его в том, что он как раз не герой героическому просто нет места вотношениях человека с Богом. Авраам отрекается от Исаака не перед людьми илиперед самим собой, но перед
Богом. Движение веры есть не что иное, какподчинение требованию божественной любви. Ничего человеческого при этом неостается, так как Богу нужна его любовь полностью, целиком и без остатка.Впрочем, мужество, которое было так необходимо Аврааму, чтобы противостоять человеческомупониманию любви и долга, нисколько не уменьшает его отеческой привязанности ксыну.
Иначе это не было бы жертвой, если Исаак не был бы так дорог Аврааму.Однако религиозная идея здесь в том, что боязнь потерять сына должна бытьуравновешена с верой во всемогущего Бога, с помощью которого только и можновновь обрести свое дитя.Отсюдамолчание Авраама, невозможность объяснить другим то, что с ним происходит, ведьбудь это объяснимо и понятно, он оказался бы тогда под власть человеческого, ане божественного суда.
Вся сложность ситуации именно в том, что для негоэтическое и является испытанием искушением . Поэтому никто не бывает такодинок как рыцарь веры. Но здесь большую роль играет одно обстоятельство, накоторое обращает внимание Кьеркегор духовность вообще начинается только тогда,когда не ищут закон своих действий в другом человеке, предпосылки своихдействий - вне самих себя . Не общее главенствует над личностью, а личностьглавенствует
над общим. Тогда усердие в земных делах нисколько не противоречитКьеркегоровой концепции религиозной духовности. Напротив, он отстаиваеттрадиционные постулаты пуританской этики. Однако для него важно, чтобы все этоне мешало, не затрагивало постоянной внутренней работы личности, состояние еедуха, так как, все-таки, определяющим началом личности он считает именнодвижение духа.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |