Содержание
Введение
Глава1. Стратегия паблик рилейшнз
1.1Оборонительные стратегии
1.2Экспансионистские стратегии
1.3Конструктивные стратегии
1.4Адаптивные стратегии
Глава2. Средства и формы коммуникаций с инвесторами
2.1Формирование впечатления
2.2Ситуационные факторы
2.3Оценка добавленной стоимости
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
До середины 80-х годах конкуренция междуразличными типами финансовых институтов жестко регулироваласьзаконодательством. Регулирующее законодательство по обеим сторонам Атлантикижестко обеспечивало необходимое доверие к целостности будущемувысокосегментированного финансового рынка. В США банки были ограниченынациональными границами, а финансовые продукты не могли свободно курсироватьмежду финансовыми институтами различного типа.
Между 1985 и 1992 гг. число банкротствамериканских банков превысило сотню по сравнению со средним показателем – шестьбанкротств в 1945–1980 гг. В 1991 г. экономическая рецессия снизила стоимостьактивов главных банков страны, также угрожая им банкротством. Только слияниеспасло многие банки. С процессом слияния крупных банков США на финансовом рынкепоявились новые финансовые продукты, которые должны были поддержать процессглобального движения финансовых средств[1].
Дерегуляция рынка в США и прочие конкурентныеновшества из числа банковских инструментов привели к возникновению проблемынеплатежеспособности Федеральной корпорации страхования депозитов США.Финансовые институты, ранее ограничивавшиеся операциями только в одномсегменте финансового рынка, все более расширяют свою деятельность по всемуспектру финансового рынка.
В этих условиях основным направлением стратегиикрупных розничных финансовых организаций стало стремление убедитьобщественность, что они стабильны, надежны, заслуживают доверия и способнывыжить в долгосрочной перспективе.
Основные проблемы коммуникационных стратегий 90-хгодов – конфиденциальность, конкуренция и конкуренты. В динамичных измененияхзаконодательного регулирования финансовых рынков первостепенное значениеприобретает информация. Любая крупная корпоративная организация вынужденаразрабатывать полномасштабные стратегические альтернативы для общения с финансовойи инвесторской общественностью. Для разработки коммуникационных стратегийпривлекаются PR-агентства, которые, в свою очередь, для лучшего пониманиякомплексных сложных финансовых рынков привлекают сотрудников из финансовогосектора.
В финансовой сфере интуитивный опыт успешногоблестящего PR-специалиста должен быть подкреплен финансовыми данными, которыеможно изучить и понять. Понимание того, как различные группы общественностивоспринимают различные финансовые ситуации, как они формируют отношение ккомпаниям и действуют по отношению к ним, – жизненно важная составляющаяисследований связей с общественностью и инвесторами.
Глава 1. Стратегия паблик рилейшнз
Аргументы в защиту деятельности корпоративного PR усиливаются когдакрупные финансовые организации стремятся завоевать рыночные позиции в борьбе спостоянно уменьшающимся числом игроков на рынке. По мере того как масштабыфинансовых институтов укрупняются и позволяют им осуществлять глобальныестратегии, функции PR становятся все более комплексными. Поэтому постоянноеотслеживание тех групп общественности, на которые следует ориентировать своикорпоративные сообщения, чрезвычайно важно. Предлагается (Pavlik, 1987) таким образомреорганизовать PR-аудит, чтобы в него входили следующие направления:
1. Изучение аудитории, включающее четыре основныхэтапа для идентификации групп общественности:
• определение проблем, вызывающих беспокойство употенциальных групп общественности;
• определение их отношения и восприятия;
• оценка нынешних позиций организацииотносительно этих групп;
• измерение силы власти каждой группыобщественности.
2. Изучение корпоративного имиджа:
• знакомство каждой группы общественности сорганизацией;
• отношение к организации;
• характеристика персоналий, которые каждая изгрупп общественности ассоциирует с организацией.
В различные группы общественности могут входитьфинансовая пресса, аналитики в области инвестиций, управляющие инвестиционнымифондами, акционеры, институциональные инвесторы и лица, занимающиеся арбитражнымиоперациями: рейдеры, которые покупают ценные бумаги в ожидании драки настоящиххищников[2].
1.1 Оборонительные стратегии
Оборонительные стратегии необходимы в случаенаступления кризиса или если корпорация подвергается враждебному внешнемувоздействию. Оборонительная стратегия необходима исполнительному управляющемудля подавления и опровержения слухов или преувеличенной или искаженнойинформации, помещенной в прессе. Это четко показал MacDonald (1991) – рис. 1.
Оборонительная стратегия необходима, есликомпания вынуждена сворачивать свои операции, если она потерпела большой убытокили обвиняется в нелегальной деятельности, например в незаконных операциях сценными бумагами на основе внутренней конфиденциальной информации. Такаястратегия может включать опровержения отдельных статей, содержащих искаженнуюинформацию, и их широкое распространение среди общественности, а также наместной фондовой бирже, особенно в случае, если первоисточник не желаетофициально опровергать неверную информацию. Большой такт и интуиция требуются вслучаях, когда коммерческая организация оказывается под перекрестным огнемдипломатических институтов разных стран. Здесь необходимы исключительныенавыки ведения переговоров с учетом межнациональных различий.
/>
Рис. 1. Типы стратегий паблик рилейшнз
Оборонительные стратегии: Антикризисноеуправление, ограничение ущерба.
Экспансионистские стратегии: псевдособытия,пресс-релизы.
Конструктивные стратегии: развитие долгосрочногокорпоративного имиджа.
Адаптивные стратегии: решение проблемы слияний,перестройка коммуникаций с учетом требований глобализации
Можно успешно противостоять предложениям охищническом поглощении, если акционеры полностью информированы о текущихсобытиях и если их негативное мнение на этот счет известно заранее, до тогокак обнародовано предложение о поглощении. В данном случае могут потребоватьсяконтакты один-на-один с влиятельными акционерами[3].
1.2 Экспансионистские стратегии
Когда глобализация и диверсификация становятсявсеобщими стратегиями, PR-менеджерам необходимо подготовитьсоответствующие меры для достижения этих целей. Многие голландские, японские,швейцарские и французские компании перешли на американский рынок финансовыхуслуг. Многие банковские и страховые компании также стремятся проникнуть нарынки инвестиций, инвестиционных фондов и управления деньгами. Распространениефинансовых продуктов означает, что конкурентное преимущество может бытьзавоевано только благодаря правильному грамотному использованию PR-операций[4].В финансовом секторе такими планируемыми и устойчивыми последовательными действиями,которые будут замечены, признаны и оценены в новых условиях с вновьобразовавшимися группами общественности, могут быть следующие:
• обслуживание законодательных комитетов иобщественных интересов;
• подготовка рабочих материалов;
• обращения к группам изучения и к конференциям;
• написание статей для финансовых периодическихизданий;
• предоставление очевидных свидетельствзаконодательным комитетам;
• организация встреч представителей высшегоруководства компании с общественностью.
Для создания ассоциаций между организацией исобытиями, а также установления связи с организаторами мероприятий в местныхобщинах также может быть полезно и спонсорство. В этом случае организационныепроблемы получения разрешения будут решаться легче.
Другой вид экспансионистской стратегии –организация допуска ценных бумаг (акций) компании к официальной торговле напризнанной фондовой бирже. Это может существенно улучшить репутациюорганизации как компании, акции которой котируются на бирже. В США при выпускеорганизацией облигационного займа на основании закона, регулирующегодеятельность компаний, такая организация обязана доводить до сведения акционероввсю информацию, относящуюся к коммерческой деятельности компании. Поэтомугодовой отчет компании должен обновляться и корректироваться каждый квартал, аэто весьма дорогостоящее мероприятие. В Японии компании должны полностьюдовериться спонсорскому дому ценных бумаг, который устраивает брифинги дляпрессы и финансовых аналитиков и организует встречи с представителямиотдельных юридических лиц с целью стимулировать сделки по поглощению.
1.3 Конструктивные стратегии
Проблема быстрого устаревания продукта –характерная черта высококонкурентных рынков, влияющая также на долю рынка иинвестиции. Поэтому конструктивные стратегии финансового PR должны использоватьновые технологии, чтобы улучшить свои репутации на розничных рынках[5].Так, глобальное телевизионное вещание обеспечивает экономию за счет эффектамасштаба, но не учитывает национальные особенности и культурные различия принимающихее телеаудиторий. Однако существуют еще невербальные коммуникации, связанные сименем корпорации, которые «распространяют» имидж корпорации по всему миру.Примерами могут служить глобальные телесети Cable News Network of America, the NHK (Japan Broadcasting Corporation), Channel 4 – все эти телеканалывзаимосвязаны. Среди всех телевизионных компаний мира бразильская телекомпанияО Globo (Рио-де-Жанейро) имеетсамую обширную аудиторию. Поэтому основная стратегия при подготовке интервью –обеспечение трансляции на все доступные телеаудитории в мире, что требует нетолько знания культурных различий разных аудиторий, но и умения использоватьтонкую дипломатию и избирательность при составлении комментариев и подготовкиосновного текста интервью.
В сфере розничного банковского дела успешнаяконструктивная стратегия непременно использует известные в финансовом миреимена юридических и физических лиц, например, HSBC Midland. В главных финансовыхцентрах мира, таких, как Лондон, Токио, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Гонконг иСидней, где находятся мировые валютные биржи, корпоративная индивидуальностьможет продвигаться в среде высококлассных финансовых специалистов глобальногоуровня. Для разработки конструктивных стратегий необходимо отменное знаниемеждународных СМИ. Известно, что распечатки таких финансовых газет, как Financial Times и International Herald Tribune^ соседствуют и«конкурируют» на рабочих столах дилеров с полученными через электронные сетисообщениями информационных агентств Reuters, Associated Press-Dow Jones, Knight-Ridder. Следует учитывать, чтоинформация и анализ распространяются по всему миру моментально, финансовыеспециалисты обращаются к периодическим финансовым изданиям, в частности кгазетам, только за комментариями.
Глобальные финансовые новости освещают такиесредства массовой информации, как Wall Street Journal (СШA), Agence France Presse (Франция), Hondelsblatt, FrankfurterAllgemeine Zeitung, Borsenzeiting (Германия), NeueZuricher Zeitung (Швейцария), Jiji Press-электронная сеть и Nihon Keizai Shimbun (Япония)[6].При этом PR-специалист должен принимать в расчет местную практику идоступные в данном месте медиа. Например, американские репортеры обычно не включаютв свои репортажи собственное мнение о происходящем, рассчитывая на то, чтодругие источники построят вокруг переданных ими фактов свою версию событий.Поэтому PR-стратегия должна учитывать эту возможность и старатьсяиспользовать ее, чтобы позволить своей организации или клиенту выступить в роликомментатора рынка. Таким путем можно привлечь к компании внимание, несоизмеримое с ее реальным размером и значимостью. С другой стороны, это не такпросто. Так в Японии финансовые новости поступают в специальные пресс-клубыдля распространения; банковские новости передаются только через клуб БанкаЯпонии, биржевые новости – через клуб Токийской фондовой биржи; при этомразрешение на комментарии следует получать заранее.
1.4 Адаптивные стратегии
Адаптивные стратегии используются, когдапроисходит слияния двух компаний или компания перемещается в новый для неегеографический район или начинает свои операции в сопредельных с ее основнойобластях деятельности. В данном случае исключительно важен гибкий подход,особенно если избранная компанией стратегия подвергается враждебным нападкам вСМИ или рынок характеризуется высокой изменчивостью. Так это было в 1980-хгодах, когда на фондовых биржах мира разразился настоящий бум в связи с волнойприватизации в ряде стран и мерами по дерегулированию экономики, последствиякоторых имели поистине глобальный масштаб[7].
Адаптивные стратегии необходимы также, чтобы«подлечить» репутацию компании, замешанной в неблаговидных или незаконныхоперациях, например с ценными бумагами. Так, в 1991 г. компания Salomon Brothers вынуждена быларазработать различные адаптивные стратегии для разных рынков. Причем нанекоторых рынках СМИ могут муссировать какое-либо негативное сообщение оборганизации более длительное время. Поэтому PR-специалист должен уметьоценить степень доверия клиентов к компании: потеряв доверие клиентов ифинансовых партнеров, хорошая компания может потерпеть крах. И именно поэтомучрезвычайно важно кропотливое изучение и знание различных группобщественности.
Группы общественности, имеющие большойобщественный вес, могут быть объектом особых обращений, уверяющих их в надежностикомпании. Так, по традиции, германские и японские банки владеют значительнойдолей акционерного капитала своих корпоративных клиентов и поэтому взначительной степени заинтересованы в их долгосрочном выживании[8].
Корпоративная реклама и создание корпоративногоимиджа – составные части международной роли PR в области финансов. Большоезначение придается точности перевода и учету культурных особенностей техрегионов, куда поступают газеты с корпоративной рекламой[9].Культурные и местные различия – это составная часть подготовки глобальнойрекламной кампании, поскольку их учет и отражение в рекламе значительно лучше иважнее стандартных универсальных призывов, которые, кстати, могут и навредить,отвращая потенциальных партнеров от сотрудничества, к адаптированию рекламныхпосланий можно привлечь местных агентов, хорошо ориентирующихся в местныхкультурно-этнических особенностях.
Зарубежная финансовая реклама – весьмадорогостоящее мероприятие, и по сравнению с местной финансовой рекламой она невсегда достаточно конкурентоспособна, поэтому компании, наверное, следуетподумать о возможности подготовки PR-специалиста из местных сотрудников.
Глава 2. Средства и формы коммуникаций синвесторами.
2.1 Формирование впечатления
Классическая информационная модель изменения общегоотношения и поведения, предложенная Холвандом (Holvand et al., 1953), предполагает,что в коммуникационном процессе имеются четко различимые определенные составныечасти: источник, послание, канал и получатель. Более того, упомянутоеисследование показало, что «надежность источника влияет на убедительностьпередаваемого сообщения». К этим составляющим МакГайр (McGuire, 1981) добавил пятую – направлениекак конечную цель, к которой стремится источник, т.е. изменение отношения илиповедения целевого получателя. МакГайр разработал матрицу убеждения, вкоторую включаются раскрытие, внимание и память. Особое вниманиеуделяется составлению первого предложения, затем – заголовку новостей илипресс-релиза, при этом редакторы иногда предпочитают придумывать своизаголовки. Исследования показали влияние эффекта порядка на запоминаемостьсообщения, а также выявили тот факт, что репутация источника сообщения – этомногогранное понятие, включающее надежность, опыт работы и влиятельностьисточника. Убедительность сообщения определяется также чертами общностиисточника и аудитории. Так, многие финансовые институты традиционно имеютвысокую надежность и достоверность, которая проистекает еще с тех пор, когдаони имели статус квазиавтономных организаций (близких к правительственнымкругам и, следовательно, надежных). Новые компании и деловые сообществаиспользуют эти старые хорошо известные имена, сохраняя полученные национальнойкомпанией титулы в названии международных конгломератов с их участием.
Важнейшие характеристики распространяемогопослания – также простота, четкие границы и корректность[10].Для распространяемых финансовых новостей наиболее приемлемы и подходяшипростой доступный язык, отсутствие специальных юридических терминов и адаптацияк каждому конкретному региону распространения. Эффективность сообщениявозрастет, если послание будет последовательно и часто повторяться или еслибудет представлено в виде короткого рассказа с использованием призывов и побуждений.Однако следует помнить, что рациональные призывы нацелены на получениесознательной реакции, а эмоциональные призывы интенсифицируют мотивацию.Финансовые услуги сложны и комплексны на всех уровнях, и поэтому весьма важенрациональный подход к их маркетингу, но PR-сообщение, основныечерты которого надежность и достоверность, может быть передано и в болееэмоциональной манере. Так более эффективными для запоминания целевойаудиторией могут оказаться позитивные призывы, которые даже могут изменитьповедение ее членов[11].
Эффективность коммуникаций в значительной степениопределяется и совместимостью имиджа организации с целевой аудиторией.Например, запущенная кооперативным банком телевизионная рекламная компанияпризвана привлечь внимание общества к осознанию им своих обязанностей порешению природоохранных проблем, которые банк стремится решить в своем финансовомбизнесе. PR-коммуникации должны быть совместимыми с общим состояниемсоциальной среды, и один из эффективных методов привлечения социальнойподдержки – мобилизация или реструктурирование ресурсов общин, т.е. спонсорство.Но следует также учитывать, что неизвестные источники посланий, сообщениймогут вызывать больше доверия по сравнению с посланием известного источника,который может воздействовать на общественность силой своего имиджа. Новостныесообщения имеют более высокий уровень достоверности, чем спонсируемые сообщения,и поэтому они не требуют такой частой повторяемости.
Выбирая канал для корпоративной рекламы, следуетосуществлять сегментирование аудитории по демографическим и психографическимпризнакам. Компании финансового сектора могут использовать освещение в СМИ,включая комментарии в новостные сообщения и спонсируя дебаты на интересующие ихтемы[12]. Этотпринцип является подходящим и при выборе каналов коммуникаций, поскольку всебольшее количество печатных и телевизионных СМИ работают с сегментированнымиаудиториями. Обычно, считает Грюниг (1979), люди используют СМИ как средство развлечения,поэтому при планировании рекламных кампаний следует отдавать себе отчет впониженном «потреблении» публикой новостей. Но существует и противоположнаяточка зрения. Комсток (Comstock et al., 1978) считает, что вСША телевидение – не только основное средство развлечения, но и основнойисточник национальных новостей для всего общества. Исследования, проведенные Хофстеттером(Hofstetter et al., 1978), а такжеРейганом и Дьюси (Reagan and Ducey, 1983), показали, что люди, предпочитающиечитать газеты, обычно более информированы. По мнению Уилсона и Ховарда (Wilson and Howard, 1978), телевизионныесообщения, как правило, более точны, чем сообщения по радио и в газетах. В СШАобщественное телевидение – основной источник новостей для белой обеспеченной ивысокообразованной части населения.
По мере развития передовых технологий, которыеначинают все больше влиять на стиль жизни общества, информация и исследования вэтой области быстро меняются. Например, охват весьма обширной аудиториикитайского телевидения (около 100 млн. человек) не требует больших финансовыхзатрат. Корпоративная реклама может легко подобрать подходящий визуальный иневербальный имиджи для охвата в короткий срок этой аудитории. Кабельноетелевидение предоставляет возможность сфокусировать рекламу для болееизбранной аудитории. В области финансового PR это позволитосуществлять более интенсивное освещение текущих финансовых проблем дм болееузких групп влиятельных лиц, таких, как институциональные инвесторы, директорафинансовых групп.
Исследования показали, что один из наиболееэффективных инструментов PR –усиление межличностных контактов с общественностью (Hesse, 1981). Это усилениероли двустороннего PR, которое характерно для PR-профессионалов в области торговых банков(специализирующихся на финансировании внешней торговли) и в сектореброкерства.
2.2 Ситуационные факторы
Грюниг и Грюниг (1986) установили, что приопределении персональных взглядов и мнений отдельных лиц демографическиефакторы не так важны. Выбор стратегии тянуших СМИ или «толкающего» маркетингана финансовых рынках зависит от этого типа исследования. Ситуационная теорияГрюнига выявляет четыре важных фактора, которые определяют восприятие индивидуумомпослания:
• уровень осознания проблемы (заставляет ли этоостановиться и подумать «б этой проблеме);
• уровень осознания ограничений (ограничивают ливаши действия актеры, которые находятся вне вашего контроля);
• наличие критерия, на который можно сослаться,т.е. такого знания или опыта прошлых событий, которые послужили бы для васправилом принятия решения;
• уровень вовлеченности, а именно та степень, вкоторой личность воспринимает связь между собой и окружающей средойдеятельности; чем сильнее связь, тем вероятнее успешное принятие коммуникации.
Эта модель позволяет определить группыобщественности в соответствии со степенью и методами, которые используетиндивидуум для коммуникаций по проблеме.
Прикладные исследования с использованием этоймодели показывают, что инвесторские PR-послания могут дать информацию о путях снятияповеденческих ограничений, позволить целевому контингенту решать проблемусбережений. Суть проблемы заключается во все большем отказе от системынационального и корпоративного пенсионного обеспечения и переключении вниманияобщественности на личные планы инвестирования (английская правительственнаясхема поощрения индивидов к инвестированию непосредственно в компании, акциикоторых котируются на английской фондовой бирже, что предоставляет инвесторамопределенные налоговые льготы). Поскольку это сравнительно новый видфинансовых услуг, многие были неспособны определить ее возможные решения[13].
При планировании рекламной кампании икорпоративной рекламной стратегии полезно определение взаимоотношений междукоммуникациями и конкретными познавательными стратегиями, такими, какхеджирование (страхование от потерь) и веджирование. Хеджирование (hedging) – это такая стратегияпознания, когда индивид поддерживает две или более противоположных(конфликтующих) точек зрения на решение какой-либо проблемы, что увеличиваетего шансы оказаться правым при раде различных исходов дела. К этой стратегии восновном прибегают те, кому не хватает собственных критериев для принятиярешения по этой проблеме. Напротив, стратегия веджирования (wedging) основана на том, чтоиндивид придерживается одной точки зрения – твердо стоит на своем. К этойпозиции часто прибегают те, кто разбирается в данной проблеме на уровнеэкспертов. Эти термины, позаимствованные из литературы по риск-менеджменту,знакомы финансистам.
2.3 Оценка добавленной стоимости
Необходимость отказа PR от мощных промежуточныхцелей в Додели обработки информации подчеркивал Павлик (Pavlik, 1987). 1ак, еслиподнять проблему и организовать ее публичное обсуждение, то это будет измеримыйвид деятельности, тогда как попытка убедить людей изменить свою точку зрения –это слишком туманная задача, степень решения которой трудно определить. Специалистыв области социологии, изучающие СМИ, установили постоянную очевидность тогофакта, что СМИ редко способствуют изменению взглядов или поведения индивидов,особенно взрослых. СМИ только направляют и передают информацию, хотя Липпманн (Lippmann, 1921) утверждал, чтоповедение – это реакция, основанная на тех картинах действительности, которыесодержатся у нас в голове и которые сформировались под действием СМИ. Людииспользуют СМИ как форму социального радара. Они обозревают мир через прессу,телевидение и другие СМИ. Различие между «знание о» и «знакомство с» Лэссуэлл(Lasswell, 1972) делает проблемой.Основанные на СМИ кампании меняют степень знакомства человека с проблемой, а неувеличивают степень его знаний о ней. Было бы трудно понять успех пропаганды,если отказать СМИ и их посланиям к публике в возможности менять отношениелюдей. Чтобы лучше понять процесс аргументирования и убеждения, конечно,необходимы дальнейшие исследования.
Однако пресса достигла высочайшего успеха в своемумении указывать читателям, как и о чем следует думать[14]:она хорошо научилась устанавливать проблему дня. Так что PR-кампании могут направитьсвои усилия на обозначение или ознакомление общественности с этой проблемой.Это изменение уровня осведомленности, знания или восприятия, а не изменениеповедения. Поднятие уровня интереса общественности к проблеме и информация оней обеспечат аудитории необходимые критерии для ссылки, которые требуютсялюдям, чтобы действовать в будущем. Поскольку и отдельные индивиды, и вседеловые предприятия в то или иное время непременно сталкиваются с различнымифинансовыми вопросами, приобретает важность процесс установления измеримыхзадач для всех типов аудиторий, для всех общественных групп.
Исследования позволяют выделить четыре типапроблемы (темы для обсуждения): межличностные (разделяемые и обсуждаемые сдругими) и интраперсональные (индивидуальные мнения, которые формируютличность), проблемы общины и повестка дня (основная проблема) СМИ. Оказываютли различные виды СМИ разное влияние на различные повестки дня? Газеты, какправило, стремятся быть первоначальными двигателями, поскольку они определяют,что станет сегодня проблемой дня. Телевидению в большей степени отводится рольпрожектора, высвечивающего эту проблему, обновленные каналы СМИ, такие, каккоммерческое радиовещание, также можно оценивать по их вкладу в проблемы дняразличного уровня. В целом проблема должна оставаться в центре внимания СМИдлительное время, только тогда у нее есть шанс превратиться в тему для обсужденияобщественности. Ланг и Ланг (Lang and Lang, 1983) полагают, чтоизвестность обеспечивает необходимый толчок для привлечения внимания (еслиупоминается что-то уже известное, человек более склонен выслушать и осмыслитьсоответствующее сообщение). Поэтому освещение в СМИ создает степень знакомствас проблемой, но долгое и интенсивное обсуждение проблемы в СМИ создает уже темудля обсуждения, что может изменить и приоритеты существующих проблем. Однакоследует признать, что любая проблема, представляющая общественный интерес,имеет свой цикл жизни[15].
Итак, кто же определяет темы для обсуждения вСМИ? Пока пресса сама принимает решения о том, что следует освещать, но,возможно, необходимо избегать привлечения внимания общественности к некоторымпроблемам. Многие области журналистики зависят от пресс-релизов, содержащихнадежную достоверную информацию, хотя некоторые редакторы газет считают, что PR-консультанты игнорируютформаты и сроки информационных сообщений. Так, Донахью (Donohue et al., 1973) предложил гипотезупробела в знании как основу для передачи знаний обществу. Пути к обладанию и контролюза знаниями – это критически важные рекомендации для ценных PR-стратегий и их оценки.Личности с высоким социально-экономическим статусом обладают более широкимизнаниями об общественных событиях, с которыми люди более низкого общественногостатуса знакомы только понаслышке. Причиной этого может быть использованиеразличных видов СМИ: население, имеющее высокий общественный и социальныйстатус, в основном читает газеты (СМИ, дающие знания), а обладатели невысокогосоциального статуса в основном черпают информацию из телевидения(развлекательное СМИ). Барьеры на пути информационного потока через границы конкретныхСМИ создают возможность для эффективного контроля и ограничения ущерба впериоды финансовых кризисов, например, во время коллапса биржевых цен на акцииили скачков валютных курсов.
Именно эти ограничения в информированностиуспешно разделяли оптовую и розничную финансовые аудитории, но развитие новыхинформационных технологий, таких, как глобальное телевидение, Интернет, иусиление конкуренции заставляют компании стремиться к охвату все новыхаудиторий.
Другой тезис, который может быть полезным приразработке и оценке последовательных задач PR, – это существующий разрывпо сумме знаний (представлений) (Grunig and Ipes, 1983). Это означает,что в пределах различных аудиторий изначально существует различное число идейпо какой-либо проблеме. Знание иерархии мнений (взглядов) на данную проблемутипичным представителем данной аудитории поможет верно сформулировать инацелить послание.
В инвесторских взаимоотношениях основную роль вкоммуникационном процессе играет годовой отчет компании, но отдельные егоразделы могут быть более точно построены с учетом особенностей пониманияпроблемы той аудиторией, которой они предназначены[16].В финансовом PR, во внебанковском розничном кредитном секторе, была примененатеория ассоциативного отношения, в частности, компанией American Express. Ассоциации возникают ввоображении человека на основе восприятия рекламных сообщений. Дэнбоу иКалбертсон (Denbow and Culbertson, 1985) пришли к выводу, что имидж организацииможно изменить, если удастся связать его с желаемыми привлекательнымиобъектами, и наоборот.
Следующая исключительно важная сфера исследований– внутренние взаимоотношения (коммуникации).
Эффективные внутренние коммуникации способствуютболее успешному выполнению сотрудниками корпоративных задач и отражают имиджкорпорации в среде выгодополучателей[17].
Как отмечает Джеффрис (Jeffres, 1975), люди, какправило, сознательны и целеустремленны в использовании внутренних коммуникаций.Крупные страховые и банковские концерны в США вынуждены были постоянно общатьсясо своим персоналом в связи с программами сокращения штатов, причем сокращениеотносилось и к специалистам PR-отдела.
Джонс (Jones, 1975) выдвинул предложение о так называемом PR-аудите, цель которого – выявитьразрыв между осведомленностью и знаниями (о корпорации) целевой аудитории итем, что корпорация со своей стороны желает донести до нее. Затем в результатепроведения рекламной кампании этот разрыв может быть сокращен и оценен.Исследования показывают, что коммуникации для PR можно построить скореена основе взаимопонимания, но никак не на основе убеждения, что традиционныецели не реальны с точки зрения их достижения и оценки и что назрела насущнаянеобходимость интегрировать теорию и практику.
Заключение
Рыночная конкуренция, сосредоточивающаяся вокругфинансовых инструментов, аналогичных тем, которые были созданы вокругдепозитных сертификатов и бросовых облигаций, требуют сложных изощренныхтехнологий для выявления целевых контингентов, организации информации,разработки коммуникационных стратегий и оценки.
Функция финансового PR, которая постепенноприобретает все большее значение, напрямую вытекает из процесса дерегулирования– за распространение репутации финансовой системы как надежной и заслуживающейполное доверие отвечают основные участники финансовой сферы. Поэтому возрастаетпроблема эффективного представления общественности таких организаций (распространениеинформации и обеспечение своей информированности о нуждах и заботах своихцелевых контингентов). Так что FPR-агентства также должны обучиться пользоватьсятакими информационными электронными системами моментального действия, как Posit и Instinet.
Высокая динамика рынка, дерегулирование,глобальные тенденции и увеличение числа новых финансовых инструментов привели ксущественным изменениям бизнес-среды и открыли для PR новые широкиевозможности. Высокая конкуренция в финансовом секторе создала необходимость длявсех выгодополучателей, в том числе и для самих организаторов рынков, выявлять,отслеживать и более активно и сфокусировано общаться со своими целевымиаудиториями (контингентами).
И, тем не менее, дерегулирование и развитиедругих факторов внешней бизнес-среды привели к значительному росту игеографическому распространению международного финансового сектора. Этому такжеспособствовали широкое проведение политики приватизации правительствами рядастран, расширения финансовых рынков Восточной Европы и Юго-Восточной Азии, атакже все более частое обращение организаций государственного сектора к рынкукапиталов.
Жесткий подход к выработке политикистратегических коммуникаций на корпоративном уровне и на уровне подразделенийкорпорации в многонациональных и глобальных компаниях обеспечит болееэффективное решение общекорпорационных задач. Были рассмотрены четыре типастратегии: конструктивная, экспансионистская, адаптивная и оборонительная. Мытакже рассмотрели ряд ситуационных примеров, которые, как мне представляется,полезны в данном контексте, но хотелось бы заметить, что их не следуетрассматривать как предписывающие.
Исследования аудитории и ее поведенческихособенностей позволяют компании осуществлять функцию PR на финансовых рынкахзначительно эффективнее. Такое исследование может стать фундаментом для болеедетального изучения методов определения аудитории, выработки коммуникационныхзадач и выбора критериев оценки эффективности PR.
Списокиспользуемой литературы
1. АнсоффИ. Стратегическое управления: пер. с анг. – М.: Прогресс, 1989.
2. БаркероКареро, Хосе Даниэль. Связи с общественностью в мире финансов: ключ к успеху:пер. с исп. – М.: Дело 1996
3. БорисовБ.Л. «Технологии рекламы и PR». – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
4. ГороховВ.М.; Комаровский В.С. Связь с общественностью – «Паблик рилейшнз» — государственной власти и управления. Второе издание. – Алма-Аты, 1997
5. ГрушинБ.А. Массовое сознание – М.: 1987
6. ДелоPR бессмертно, смысл его неизвестен // Коммерсант – DAILY 1995 г. 5 ноября.
7. ДжеральдинХенрехен «Финансовый и инвестиционный PR» — М. 2000
8. ПоповЕ.В. «Продвижение товаров и услуг» М. Финансы и статистика 2002 г.
9. ПочепцовГ.Г. «Паблик рилейшнз для профессионалов». – М. 2000.
10. «Такработают правительство и парламент» — М. Дело 1993 г.