Реферат по предмету "Экология"


Психическое здоровье населения и современные экологические, социокультуральные влияния

Л.К.Хохлов, А.А.Шипов, В.И.Горохов
Последнеевремя и в психиатрии, и в психологии возрастает интерес к вопросам экологии.Утверждаются соответствующие термины: промышленная, индустриальная психиатрия,экологическая, социальная психиатрия, психоэкология, ментальная экология,социоэкология, экологические психосоматозы, индуцированный (экологический,социогенный, экзогенный, терапевтический) патоморфоз (видоизменение)психических заболеваний и т.п.
Повышенноевнимание со стороны специалистов по психическому здоровью к проблемам экологииотражает общее, существующее в современном обществе беспокойство за состояниеокружающей среды, появляющиеся материалы свидетельствуют о возрастающем здесьнеблагополучии, об увеличивающемся патогенном влиянии средовых факторов наздоровье людей. Это — с одной стороны. С другой стороны, происходятприобретающие характер кризиса существенные и быстрые перемены в картинепсихического здоровья населения в большинстве стран мира, особенно в последнюючетверть века. Так, в 15-ти экономически наиболее развитых странах показательраспространённости психических болезней за период в 93 года (1900-1993) вырос в10 раз и составляет теперь 303,7 на 1000 населения; особенно значителен ростневрозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). ВРоссии за 1950 — 1993 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствамиподнялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. И в Ярославской областиобнаруживается та же тенденция [13, 16]: резко возрастает (катастрофическипоследние годы) число суицидов (а большинство суицидентов — с психическимирасстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не толькохронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных(непсихотических) форм психопатологии. Происходит также массовое существенноевидоизменение картины психопатологии — патоморфоз (по утвердившейся в нашейстране терминологии), «эволюция болезней», «изменение болезнейво времени», «исторически — хронологическая динамика»,«хронология или естественная история болезни» (по другойтерминологии). Изучая на протяжении ряда лет патоморфоз психических болезней,мы могли отметить особенно быстрые перемены в тематике психопатологическихявлений [12]. И в этих условиях всё более заявляет о себе начавшее активноформироваться в прошлом столетии эволюционное направление в психиатрии,эволюционная психиатрия [11]. С античного периода складываются взгляды о том,что возникновение психических болезней, их проявления и динамика стоят в связис действием климатических условий, неправильного образа жизни, питания, алкоголизации,отравлений, инфекций, травм, возраста, пола и т.п. Давно (особенно со времениработы Эскироля (1838), изучавшего причины увеличения числа психически больныхв Париже) обращается внимание на значение здесь социокультуральных факторов,отрицательных воздействий цивилизации.
Известныйфранцузский врач и философ Кабанис в конце XVIII-го — начале XIX-го века, когдаво Франции происходили революционные события, подчёркивал: «Есть ещё однапричина душевных болезней, — а именно общественная обстановка, при которойживёт и работает человеческий мозг. Когда социальная жизнь построена уродливо ижестоко, мозговая деятельность чаще отклоняется от правильного пути» [2.C.147]. Венский профессор психиатрии Крафт-Эбинг в 1897 г. утверждал:объяснение происхождения прогрессивного паралича (тогда весьмараспространённого психического расстройства, возникавшего через ряд лет послезаражения люесом) укладывается в лаконичную формулу — сифилизация и цивилизация[2. C.346]. В 1869 г. Бирд описывает неврастению, которую стали называть«американским неврозом», так как ее происхождение связывалось синдустриализацией, с американскими условиями жизни, с её интенсификацией, стакими факторами, как телеграф, телефон, пресса, наука, конкуренция, борьба завыживание. В это же время Крафт-Эбингом публикуется, привлекая широкоевнимание, брошюра «Наш нервный век» [2. C.351]. Далее появляетсясерия работ (в нашей стране в 30-70-е годы текущего столетия) по изучениюпсихических последствий различных промышленных интоксикаций, черепно-мозговыхтравм, инфекционных заболеваний (соответствующей направленности исследованияпроводились и нами в Ярославле и области: обследовались работники заводовсинтетического каучука и лакокраски, больные с эндемическими для Северо-ЗападаРоссии болезнями — клещевым энцефалитом, лихорадкой КУ). Ещё в 1917 г.Бонгёффером, на основании аналогичных материалов, формируются представления обэкзогенных типах психических реакций.
Всёэто, а также участившиеся случаи техногенных (с угрозой для экологическогоравновесия) катастроф, естественно, возбуждают интерес к экологическойпсихиатрии, к психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций. Актуальный вопроссовременности, имеющий значение для проведения психогигиены, психопрофилактики,- это вопрос о вкладе, о влиянии на уровень и характер психического здоровьятех или иных конкретных экологических факторов. В этой работе приходитсявстречаться с рядом трудностей. Психические расстройства обычно имеютмультифакториальное происхождение, неспецифичны, картина их во многом зависитне только от внешних, но и от внутренних условий (наследственность,преморбидная личность), дополнительных патогенных моментов. Резко меняетреактивность организма фон распространения в нашей стране алкоголизациинаселения. Приобретает значение при исследовании населения и такоеобстоятельство, как «выигрыш» или «проигрыш» от болезни.Экологические факторы (в узком понимании) — это большей частью (особенно внеэкстремальных ситуациях) экзогенные (внешние по отношению к головному мозгу);факторы малой и средней интенсивности, действующие продолжительное время ивызывающие неспецифические психические нарушения типа неврозоподобных, негрубыхпсихоорганичных изменений. А такие отклонения могут вызываться и болезнямизависимости. Даже когда можно ожидать развития тяжёлых психических расстройств,это не во всём подтверждается. Так, например, изучение умственного развития удетей, подвергшихся внутриутробному облучению вследствие аварии на ЧАЭС,показало [5]: интеллектуальный индекс ниже 70 определяется у 5,9% детей из«загрязнённых» районов и у 2% детей из «чистых» районов(контроль) — различия выступают, но не столь разительные. Тем не менее,патогенное действие на психическое здоровье экологического неблагополучияпоказано в ходе транскультуральных исследований, при обследовании населения вэкологически неблагоприятных регионах, в экстремальных ситуациях, в районахприродных и техногенных катастроф. В указанных условиях определяется также [14]возрастание числа психосоматозов (соматических заболеваний и органических,функциональных расстройств, в развитии которых большое значение имеютотрицательные психологические факторы или дистресс). Возникающая приэкологическом неблагополучии патология имеет особенности [6]: сочетание,синергизм ряда факторов (в том числе условно патогенных); их соматотропизм икак следствие этого сосуществование психических, соматических и неврологическихизменений; сопряжённость экзогенных и психогенных реакций, индивидуального ипопуляционного; сенсибилизация, особая уязвимость в отношении новых, дажеординарных, в том числе экологических воздействий.
Несмотряна то, что экологической направленности исследования проводятся давно,выделение экологической психиатрии в относительно самостоятельное направлениенауки и практики ещё не завершено [6]. Лишь последнее время в нашей странестала формироваться иная парадигма в медицине, эволюционно-популяционная(экологическая), а ранее господствовал организмо-центрический подход к больному[1]. По-разному оценивается само понятие экологических факторов и в связи сэтим объект видения экологической психиатрии. Одна точка зрения — это лишьфизические, химические факторы внешней среды (климатогеографические,техногенные, антропогенные). Второе воззрение, получающее всё большесторонников, следует принимать во внимание и психосоциальные,социокультуральные, информационные воздействия.
Видимо,при проведении исследований, направленных на установление влияния внешней средына психическое здоровье человека, необходим по возможности дифференцированныйподход к анализу и оценке различных факторов. Опыт ряда исследователей и нашопыт показывает, что наиболее адекватным методом изучения при этом являетсяисследование психопатологии в исторически-хронологической динамике наэпидемиологическом (следовательно, массовом) материале. Исследование должноносить сравнительный (в разных регионах), комплексный характер — одновременноеучастие ряда специалистов и в области клинической медицины, гигиены,психологии, педагогики, и в области экологии, социологии. Понятно, такого родаисследования трудоёмки, требуют значительных затрат, тщательного планирования.Но это может привести к аргументированным выводам о том вкладе, какой вносят вхарактер отклонений в психическом здоровье те или иные неблагоприятныеэкологические воздействия, определить факторы риска и антириска, сформулироватьрекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
Внастоящее время проведение широких исследований экологической направленности внашей стране является как никогда актуальным. Из-за развившегосясоциально-экономического кризиса претерпевают быстрые, резкие изменения условиясуществования людей. Растёт безработица, меняется общественный менталитет,образ жизни, характер питания. Как ни кощунственно это говорить, поскольку речьидёт о человеке, но сейчас для исследователей возникает ситуация почтиэкспериментальная. «Фактически можно наблюдать проявление массовогокультурального шока, поскольку буквально всё наше население в кратчайший срокпереместилось из привычной, хотя и многими нелюбимой социалистической среды вновую, совершенно иную, незнакомую и тревожную, не имеющую чётких ориентировобстановку» [8. C.7-8]. Иными словами, происходит массовое резкоеизменение «динамического стереотипа» (И.П.Павлов), что нередкопереживается весьма болезненно, возникает эмоциональный (психический) дистресс,состояние тревоги. Кстати, раз мы заговорили о стрессе, стрессорах, нужноотметить: стрессоры (т.е. стимулы, с ощущением угрозы) могут иметь физическуюприроду (физические травмы, радиация, интоксикации, инфекции и т.д.), но приэтом в реакцию всё равно вовлекается психическая сфера, а в ответной реакцииорганизма на эмоциональный стрессор участвует не только психика, но ивнутренние органы, вегетативная нервная система (целостное реагирование).
Вусловиях переживаемых в современный период нашим обществом перемен узначительной части населения выступает тот психологический феномен [8, 9],который в американской литературе обозначается как кризис идентичности:"… это понятие обозначает потерю чувства самого себя, невозможность (илизатруднённость) приспособиться к собственной роли в изменившемся обществе.Кризис идентичности в наших сегодняшних социальных условиях определяетсяразрывом между требованиями меняющихся общественных и экономических отношений ивполне объяснимой ригидностью личностных установок, стереотипов поведения"[8. C.8]. В ходе исследований [8, 9] определяются 4 варианта кризисаидентичности: аномический (пассивный уход в себя от трудностей — 40%);диссоциальный (активизация агрессии, разрушительного стиля поведения,нетерпимости — 12%); негативистический или пассивно-агрессивный (скрытая,завуалированная агрессия, ортодоксальность и ригидность мышления — 27%);магический (уход в мир мистики, иррационального — 21%). Хотелось бы отдельносказать о «магической поражённости» нашего общества, что заставляетвспомнить средневековье. Конечно, здесь многое привносится внешними факторами — многочисленными астрологами, колдунами, экстрасенсами и пр., пропагандоймистических представлений. Но очевидно и другое обстоятельство: «При всейсвоей негативности магическое мышление выполняет для ряда индивидуумов характерзащитного механизма, позволяющего в какой-то мере облегчить переживаниесуществующих трудностей» [8. C.10].
Кризисидентичности у многих переживающих его людей остаётся всё же в рамкахнормального психического реагирования — может быть предболезни (предболезнь — пусть крайний, но вариант нормы; предболезнь далеко не всегда переходит вболезнь). Но нередко возникает психическое расстройство, когда уже требуетсяпомощь со стороны врачей. Болезнь формируется при неблагоприятном для индивидастечении обстоятельств — внешних и внутренних. Здесь может иметь значение всябиография человека, выработанные в течение жизни, начиная с рождения,стереотипы реагирования, ресурсы, выносливость, уязвимость личности к стрессам.
Сейчасв ходу сравнительно новые или новые обозначения для психических расстройств,возникающих в неблагоприятных социальных условиях: ноогенные, информационныеневрозы, генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовоерасстройство, болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий [15],синдром сиротства [10] и др. Но практически то, что мы теперь видим в клиникепсихических расстройств, принципиально новым не является: те же основные формыреагирования, что и в далёком прошлом.
Всовременный период отмечаются следующие, большей частью неблагоприятныеперемены в картине психического здоровья.
Во-первых,происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всеготех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это впервую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство,психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологическиереакции, а также реактивные психозы, патохарактерологическое развитие,депривационное развитие личности. Резко увеличивается распространённостьалкоголизма, наркоманий, токсикоманий (особенно последних), у истоков которыхтоже часто стоит психический и иной стресс; эти болезни зависимости могутмаскировать другие психические страдания. У детей — сирот (а их стало немало)возможно развитие синдрома сиротства [10]: депривационная депрессия сочетаетсяс депривационным аутистическим поведением (отгороженностью от окружающих),моторными стереотипами, обратимой задержкой психического развития; по существу,формируется своеобразная картина микросоциально-педагогической запущенности. Всовременных условиях, когда нередко возникают вооружённые конфликты, растётпреступность, число транспортных происшествий, случаются разного рода аварии — может происходить увеличение числа психических расстройств, обусловленныхчерепно-мозговыми и экстрацеребральными травмами, ожогами, интоксикациями ит.п. Неблагополучная эпидемиологическая ситуация в стране создаёт угрозу болеечастого возникновения постинфекционных нарушений психики, тем более, что целыйряд инфекций нередко протекает с поражением нервной системы (СПИД, сифилис идр.). Отрицательные психические последствия при этом могут быть отставленными.В таких условиях можно ожидать учащения случаев врождённой психическойпатологии, и в частности и врождённого слабоумия. Существует «алкогольныйсиндром плода», «эмбриональный алкогольный синдром», которыйобнаруживается сразу после рождения (умственная отсталость, ряд физическихдефектов). По американским оценкам [3], риск иметь ребёнка с этим синдромом уженщин, страдающих хроническим алкоголизмом, составляет 35%. Неблагоприятныесоциально-средовые факторы участвуют в развитии и других форм умственнойотсталости. В бедных семьях внутриутробный период развития ребёнка обычнопротекает в условиях плохой медицинской помощи и недостаточного питания матери.Дети рождаются с маленькой массой тела, недоношенными. Частое явление при этом- отсутствие необходимых ухода, заботы, воспитательных воздействий после родов,результат — умственная отсталость: «Хорошо известно, что лёгкая степеньумственной отсталости преобладает у лиц, относящихся к отсталым в культурномотношении, более низким в социально-экономическом отношении классам...»[3. Т.2. С.200].
Во-вторых,отрицательные социокультуральные и иные рассматриваемые здесь факторы приводятк более частому обострению, неблагоприятному течению тех психическихзаболеваний, основной причиной которых является, например, наследственнаяпредрасположенность (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия идр.). В настоящее время возникают трудности, скажем, с лекарственнымобеспечением ряда категорий психически больных (многие из них живут небогато),с осуществлением мероприятий по социальной реабилитации, психокоррекции.
Итретий эффект, отмечаемый врачами в картине психического здоровья населения,заключается в видоизменении содержания болезненных переживаний. С однойстороны, в последнее время мы нередко видим спидофобию, радиофобию, навязчивыестрахи (главным образом у детей), отражающие столь широко демонстрируемыетеперь фильмы-ужасы с роботами (эти сверхсовременные проявления): боязньнепобедимых вампиров, привидений, жестоких роботов, пауков, беспощадныхинопланетян и т.п. С другой стороны, всё чаще наблюдаются те формы болезненныхубеждений и страхов, которые встречались преимущественно в далёком прошлом(особенно в средние века) и которые обозначаются как архаические: бред и фобии(навязчивые страхи) порчи, колдовства, одержимости, «сглаза». Частовозникают идеи о воздействии с помощью экстрасенсорных форм передачиинформации, «биополя». Этими болезненными переживаниями индуцируютсяблизкие больных. И в результате с пациентом обращаются за помощью не кпсихиатрам, а к колдунам и экстрасенсам, которые не корригируют, а наоборот,подкрепляют патологические суждения больных. В итоге ухудшается прогнозпсихических заболеваний, ускоряется процесс их хронизации. Так, последние годыв психиатрических стационарах России (включая и нашу область) отмечаетсятенденция к утяжелению контингента больных шизофренией.
Здесьследует подчеркнуть, что отмеченные неблагоприятные тенденции в картинепсихического здоровья россиян могут проявляться в разной степени в зависимостиот конкретных условий, обстоятельств, в том числе и от уровняпсихогигиенической работы, проводимой в дошкольных детских учреждениях, вшколе, в вузе и т.д., в зависимости от степени грамотности в рассматриваемыхнами вопросах населения, в первую очередь воспитателей, педагогов. На страницахданного журнала очень интересно вёлся анализ проблем валеологии (медицинской.педагогической), основной задачей которой является увеличение количестваздоровья, — физического, психического, нравственного. Предпринимаются попыткисоздания в нашей стране системы валеологического образования. Картинапсихического здоровья претерпит положительные изменения не только тогда, когдастрана выйдет из полосы социально-экономических трудностей, но лишь тогда,когда одновременно будут реализоваться принципы валеологии. Эти принципыневозможно провести в жизнь без активного участия педагогов, психологов,социологов, — без специалистов, работающих с детьми и подростками, так как этиспециалисты занимают здесь, по мнению О.В.Кербикова, такие позиции, откуда«видно потоков рожденье» [4. C.204].
Список литературы
1.Кабанов М.М. Экология человека и социальная психиатрия //Материалы XII съездапсихиатров России. М., 1995. С.72-73.
2.Каннабих Ю.В. История психиатрии. Л., 1929.
3.Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия из синопсиса по психиатрии.Т.1-2. М., 1994.
4.Кербиков О.В. Лекции по психиатрии. М., 1955.
5.Козлова И.А., Пуховский А.А., Рябухин В.Ю. Внутриутробное повреждение головногомозга (последствие Чернобыльской катастрофы) //Материалы XII съезда психиатровРоссии. М., 1995. С.151-152.
6.Краснов В.Н. Экологическая психиатрия: методология, предмет исследования иближайшие практические задачи //Материалы XII cъезда психиатров России. М.,1995. С. 158-160.
7.Петраков Б.Д., Основные закономерности распространённости психических болезнейв современном мире и в Российской Федерации //Материалы XII cъезда психиатровРоссии. М., 1995. С. 98-99.
8.Положий Б.С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества//Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1993. № 4, 6-11.
9.Положий Б.С. Культуральные аспекты психического здоровья населения России//Материалы XII съезда психиатров России. М., 1995. С.102-103.
10.Проселкова М.О. Особенности психического здоровья детей-сирот (возрастной идинамический аспекты) //Автореферат диссертации на соискание учёной степеникандидата медицинских наук. М., 1996.
11.Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия (история души и эволюция безумия).Симферополь, 1993.
12.Хохлов Л.К. О социальных аспектах патоморфоза психических заболеваний//Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 1. С. 70-76.
13.Хохлов Л.К., Турлаев В.Г., Мельников В.Ф. Некоторые современныесоциокультуральные влияния и психическое здоровье населения //Новости медициныи фармации (Ярославль). 1994. № 4. С.40-43.
14.Хохлов Л.К., Хохлов А.Л., Горохов В.И. Психосоматические расстройства: место всовременной классификации болезней, принципы диагностики, ведения больных.Ярославль, 1996.
15.Хохлов Л.К., Горохов В.И., Хохлов А.Л. Посттравматическое стрессовоерасстройство (болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий).Ярославль, 1997.
16.Хохлов Л.К., Турлаев В.Г., Мельников В.Ф. Опыт организации неотложнойпсихиатрической и наркологической помощи в городе //Социальная и клиническаяпсихиатрия. 1997. № 1. С. 70-76.
17.Чистяков В.В. Человек и его здоровье //Ярославский педагогический вестник.1996. № 3 (6). С.68-71.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Айтматов ч. - Человека ведут на плаху. .
Реферат Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов В. А. Осеевой
Реферат Культура социального проектирования
Реферат по Связи с общественностью
Реферат Действие норм гражданского процессуального права во времени и пространстве
Реферат Модель внедрения стандарта качества ISO 9000 на примере НВК "Саха"
Реферат Схема финансирования проекта
Реферат Колониальный раздел Западной Африки
Реферат Разработка микропроцессорной системы цифрового термометра на базе микроконтроллера
Реферат Строительство и архитектура Санкт-Петербурга в XVIII веке
Реферат «Мадонна Аннунциата» Симоне Мартини из Государственного Эрмитажа
Реферат Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения
Реферат Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений
Реферат Genetic Altruism Essay Research Paper Altruism is
Реферат Расчет очистных устройств