Курсовая работа
на тему: «Отраслеваягосударственная политика в области высокотехнологичных отраслей»
Введение
Целью даннойкурсовой работы является получение теоретических и практических знаний вобласти государственной отраслевой политике на примере авиапромышленности.
Перед собой япоставила следующие задачи:
· рассмотретьцели отраслевой политики государства;
· рассмотретьметоды отраслевой политики государства;
· показатьосновные барьеры входа-выхода отрасли;
· рассмотретьсовременное состояние высокотехнологичного комплекса России;
· представитьосновные направления государственного регулирования авиапромышленности.
Отраслеваягосударственная полтика в авиапромышленности является очень важной длянаселения. В настоящее время в авиапромышленности наблюдается следующаяпроблема:
проблема структурного характера – несоответствиемасштаба и структуры существовавшей в стране авиационной промышленности, еенаучно-технического и производственного потенциала объему платежеспособногоспроса на продукцию отрасли, – как гражданского, так и военного назначения.Замедление вследствие указанного структурного несоответствия процессовразработки, производства и сбыта авиационной техники, а во многих случаях и ихпрактическая остановка, привели к неизбежному в таких условиях падениютехнологического уровня производства и проектирования, устареванию основныхпроизводственных фондов и большим кадровым потерям – как в количественномотношении, так и в отношении владения современными конструкторскими и производственныминавыками. Аналогичные процессы развивались и в авиационной науке.
Нам необходимо развивать отечественную авиацию. Этоподтверждается следующими обстоятельствами:
1. Военная авиация является одним из основныхкомпонентов системы обороны и безопасности страны. Переход к импортуавиационных вооружений, и, как следствие, к иностранной зависимости в этойсфере для России неприемлем.
2. Авиапромышленность является отрасльювысокотехнологического сектора, которая обладает потенциалом «интеллектуализации»структуры ВВП, отхода от сырьевой модели развития экономики страны,опережающего развития экспорта машино-технической продукции и импортозамещения.
3. Стабильная работа авиапромышленности создаетпредпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичныхотраслей промышленности ввиду большой длины и разветвленности технологическихцепочек, образующихся в процессе создания современной авиатехники.
4. Авиапромышленность и ее смежные отрасли играютважнейшую социальную функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированныхрабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, напроизводстве, в ВУЗах и техникумах.
Приведенные выше причины подтверждаютактуальность моей темы.
В первой главе «Отраслевая политика государства» рассмотрены цели иметоды отраслевой политики государства, а также регулирование государствомбарьеров входа-выхода в отрасль. Во второй главе «Государственное регулированиеавиапромышленности» рассмотрена стратегия государства по развитию авиапромышленностии ее поддержки в настоящее время. В ходе работы я проанализировала деятельностьгосударства в области авиапромышленности, сделала выводы.
1 Отраслевая политикагосударства
1.1 Цели и методы отраслевой политики государства
отрасль высокотехнологичныйавиапромышленность стратегия
К целям отраслевой политики государства относятсятри главные концепции, которые образуют базис направления воздействияправительства на деятельность фирмы.
Способствовать экономической эффективности
Согласно данной концепции конкуренция (или любаядругая эффективная рыночная структура) не есть благо само по себе, но лишьспособ достижения экономической эффективности общества с учетом статическойэффективности аллокации ресурсов и динамического межвременного выбора всехэкономических агентов. Конкуренция рассматривается как средство создания среды,благоприятной для снижения издержек, производства, создания новых продуктов,новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и организации,развития НИОКР, технического прогресса и инноваций. При выработке отраслевойконкурентной политики от государства требуется учет краткосрочных идолгосрочных последствий его воздействия на экономику.
Способствовать оптимизации поведенияэкономических агентов
Данная цель исходит из того, что поискиконкуренции – это процесс, а не результат. То есть не следует опираться назастывшие структуры рынка для увеличения общего благосостояния. Конкурентныйпроцесс позволяет фирмам использовать свою частную информацию и организовыватьдело для получения прибыли и обеспечения собственного роста – позволяет имсамостоятельно оптимизировать свое поведение. Поскольку глобальное долгосрочноеравновесие в экономике не может быть достигнуто с помощью государства, так какрынки находятся в процессе постоянной эволюции из-за наличия частной информации(которой располагают только фирмы), внешних шоков (воздействие которых наэкономическую систему невозможно предугадать) и отдельных непредвиденных инноваций(которые могут изменить направления развития производства самым непредсказуемымобразом), отраслевая политика должна только создавать условия, благоприятныедля конкуренции: свобода входа – выхода с рынка, стимулы к инновациям,поддержка определенной степени соперничества между фирмами, что в конечномсчете и приведет фирмы к оптимальному с точки зрения экономики в целомповедению.
Способствовать лучшему функционированию обществав целом
Отраслевая политика правительства в данном случаедолжна преследовать более общие общественные интересы, к которым относятся:
– защита национальной промышленности;
– помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;
– развитие регионов;
– защита занятости;
– стимулирование фирм-лидеров;
– защита от иностранного капитала;
– развитиемелкого и среднего бизнеса;
– защита интересов потребителей;
– установление правил добросовестной конкуренции.
В тех случаях, когда несовершенство рыночныхструктур приходит в противоречие с конкурентной политикой государства,приоритет должен отдаваться общественным интересам, даже если в краткосрочномпериоде отраслевая политика может вести к возникновению рыночной властиотдельных фирм.
Методы отраслевой политики государства
К основным методам государственного воздействияотносятся следующие:
Предельное ценообразование
В тех отраслях, где установление цены на уровнепредельных издержек (оптимальный вариант свободной конкуренции) ведет кпотерям, поскольку из-за субаддитивности издержек естественного монополистакривая предельных издержек расположена выше кривой средних издержек на всемпротяжении выпуска и цена, равная предельным издержкам, оказывается вышесредних издержек производства товара.
Если совокупные издержки равны C=F+mY, где F – постоянные издержки(велики для естественной монополии); m – предельные издержки; Y – объем производства, топри цене P(Y)=C'=m прибыль фирмыоказывается отрицательной n=(-F)
Ценообразование Рамсея на рынке однопродуктовогомонополиста
Для того чтобы фирма не несла потерь приценообразовании по предельным издержкам, величина цены определяется среднимииздержками: Р=АС. Эта цена носит название «цена (или ценообразование) Рамсея».Здесь фирма не получает прибыли, но и не несет убытков. Однако потери «мертвогогруза» – чистые потери благосостояния общества в результате сокращенияреального выпуска отрасли по сравнению с потенциальным (максимально возможным,исходя из условий свободной конкуренции) – остаются, как и в условияхнерегулируемой монополии. Хотя, безусловно, величина чистых потерь оказываетсяменьше за счет роста объема производства до уровня, соответствующего равенствуцены и средних издержек.
Ценообразование Рамсея па рынке многопродуктовогомонополиста
В данном случае целью государства прирегулировании поведения фирмы является максимизация чистой разницы междусовокупной полезностью выпуска многопродуктового монополиста и его издержкамипроизводства.
MaxMV (Y1,…, Yn) – C (Y1,…,Yn). При ограничении
EPiYi = C (Y1,…, Yn), где Pi – цена i-того товара.
Тогдамаксимизация методом множителей Лагранжа дает результат:
[Рi-МС;]/Рi = к/еi, где к – коэффициент пропорциональности.
Ценообразование Рамсея для многопродуктовогоестественного монополиста ведет к тому, что отклонение цены каждого товара отего предельных издержек должно быть обратно пропорционально эластичности спросана этот товар. Экономическим обоснованием этому служит'такой факт: если ценатовара должна отклоняться от его предельных издержек для естественногомонополиста, то лучше, чтобы это отклонение вызывало минимально возможныеискажения спроса. То есть самые большие отклонения должны приходиться на товарыс наименьшей эластичностью.
Конкуренция за рынок монополии (конкуренцияДемсеца)
Здесь государство организует конкуренцию зафранчайзинговые права по обслуживанию рынка естественной монополии, (тендер).Хотя цена может превышать уровень предельных издержек, дополнительная прибыльпоступает государству в виде франчайзинговой платы доступа к рынку монополии.Однако здесь есть опасность сговора между участниками тендерных торгов, врезультате чего предполагаемый эффект устранения монопольной прибыли недостигается. В то же время при большом числе участников и отсутствии сговора вдолгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается науровне средних издержек, величина прибыли равна нулю. Роль государства помимоорганизации конкурентных торгов заключается в установлении минимальныхстандартов качества поставляемых услуг (товара), иначе снижение цены будетдостигнуто за счет одновременного понижения качества товара.
Внедрение конкуренции на рынок монополии
Разновидностью конкуренции Демсеца являетсяполитика внедрения конкуренции непосредственно на рынок, где действуют условия,отличные от конкурентных. Это возможно либо за счет создания условий,облегчающих вход фирм в отрасль (например, через уменьшение барьеров входа засчет эффекта масштаба), либо путем реорганизации отрасли с помошью разделениямонопольного производства на несколько фирм. И в том и в другом случаях мерыпринимаются тогда, когда они дают значительный выигрыш распределительнойэффективности даже при потере технологической эффективности.
Ценовая дискриминация на рынке со стороныгосударства
Припроведении государством политики ценовой дискриминации на неконкурентном рынкепроисходит установление двух уровней цен: P]=AC=TC/Y для тех потребителей,для которых MV1>P1, где MV – предельная ценность товара (предельная полезность товара дляпотребителя, выраженная в денежном виде, при неизменной предельной полезностиденег), и Р2=МС для тех потребителей, для которых P1>MV2>P2 Таким образом, услуга(товар) предоставляется любому покупателю, кто готов оплачивать, по крайнеймере, величину предельных издержек. Доход от цены для первой категориипотребителей (P1)покрывает совокупные издержки (VC+FC) выпуска товара, так что нет необходимости всубсидировании потребителей второй категории (Р2). Этим достигаетсяэффективное решение, так как совокупный выпуск здесь равен конкурентному уровню(q при Р=МС), прибыль будетнулевая, но и убытков нет.
Нелинейное ценообразование
В данном случае цена меняется в зависимости отобъема покупки, так что средние расходы покупателя на единицу товара тожеизменяются. Предусматривается введение двухчастного тарифа:
– постоянная часть e=F/N, где F – постоянные издержки; N –число покупателей;
– переменная часть m=f(Y), зависит от объемапокупки Y.
Совокупные издержки производства товара тогдабудут равны C(V')=F+mY. Общие расходыпокупателя составят величину e+mY. Причем каждая дополнительная единица товара оплачивается попредельным издержкам. Совокупная выручка фирмы равна TR=N (e+mY)=F+NmY, прибыль при этом будетнулевая.
Ценообразование многопродуктовой фирмы
Предположим, фирма выпускает два вида товара собщими постоянными издержками. Совокупные издержки фирмы равны:
C=F+mIY1+m2Y2,
где Y\ и Y2 – выпуск товаров первого и второго вида;
F – постоянные издержки фирмы; m1 и m2 – переменные издержкипроизводства товара соответствующего вида.
Если применить принципы предельногоценообразования (Р1=m1, Р2=m2), то фирма будет нести убытки в размере постоянныхиздержек: n=(-F)
Пусть f1 и f2 – доли общих расходов, приходящихся на каждыйтовар, так что f1+f2=l.Цена должна быть такой, чтобы доход от продажи товара покрыл все издержки: PiYi=fiF+miYi. Каким образом выбрать fi?
Способы распределения постоянных расходов междувидами товаров могут быть такими:
1) пропорционально выручке, приходящейся накаждый вид товара:
f1/f2 = P1Y1/P2Y2;
2) пропорционально физическому выпуску товаров:
f1/f2=Y1/Y2;
3) пропорционально переменным издержкам:
f1/f2 = m1Y1/m2Y2
Пиковое ценообразование
Пиковое ценообразование применяется внеконкурентных отраслях тогда, когда присутствуют два условия: есть сильныеколебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонныеуслуги, транспорт).
Пусть t = 1,…, Т – период времени; Yt – выпуск фирмы; b – дополнительные издержкииспользования капитала в период пика спроса. Вне пика (точки максимальногоспроса) Ь=0.
Тогдасовокупные издержки фирмы по выпуску товара будут равны:
C=AVC Yt + bmaxYj. = – Прибыль, фирмы составит:
n=PtYt – С.
При обычном спросе – Yt
dn/dYt = Рt – AVC = 0.
Откуда:
Pt = AVC.
Так что вне пика потребители оплачивают толькопеременные издержки, которые и являются их собственными издержками потреблениятовара.
Ценообразование в период пика (при максимальномспросе – Yt=maxYj) приводит к такому результату:
dП/dYt = Pt – AVC – b = 0,
откуда Pt = AVC + b.
To есть постоянные издержки оплачиваютсяпотребителями в период пика. Это и естественно, так как в действительностидополнительные мощности нужны только в период пиковой нагрузки оборудования –■для тех дополнительных потребителей, которые предъявляют или увеличивают спросв подобные периоды времени.
Таким образом, каждый потребитель оплачиваеттолько свои предельные издержки:
dC/dY1 = AVC;
dC/dY2 = AVC + b,
где (AVC+b) – предельные издержки увеличения производственных мощностейпри росте выпуска в период пиковой нагрузки.
Контроль качества товарарегулируемогопредприятия
Регулируемая фирма может увеличивать средние (исовокупные) издержки производства для обоснования роста регулируемой цены засчет ухудшения качества выпускаемого товара. Кроме того, у такой фирмы нет стимуловулучшать качество, так как дополнительная прибыль от продажи болеекачественного товара через корректировки цен пойдет государству, а не самойфирме, а ухудшение качества при отсутствии конкуренции на рынке не отражаетсяна положении фирмы. Поэтому ценовое регулирование поведения естественноймонополии должно сопровождаться контролем качества товара фирмы, например,посредством установления минимальных стандартов качества товара илипредоставляемых услуг, или посредством периодической проверки реальныххарактеристик поставляемой продукции, или через учет жалоб потребителей наизготовляемые естественной монополией изделия.
Регулирование инвестиционныхрешений
При установлении государством нормы доходностикапитала или регулируемой заработной платы естественной монополии с цельювоздействия на ее затраты или в качестве меры субсидирования производства приназна-чении цены на уровне предельных издержек может возникнуть эффектАверча-Джонсона, суть которого заключается в следующем. Если государственная регулируемаяцена фактора производства превышает его рыночную цену, то этот факторпроизводства будет использоваться в непропорционально большом объеме. Рыночнаяцена ресурса показывает альтернативные издержки его использования в другомместе (в другой отрасли). Поэтому рыночную цену можно рассматривать в качествеинструмента оптимального распределения ресурсов по отраслям. Пригосударственном регулировании нормы доходности на фактор производстваискажаются воспроизводственные пропорции: в данную отрасль идет слишком многоресурса, цена которого регулируется.
Степень искажения пропорций производства зависитот эластичности технологического замещения факторов производства, котораяопределяет излишне большое и излишне малое использование ресурсов, и от ценовойэластичности спроса на конечный продукт, которая ограничивает совокупноеискажение объемов.
1.2 Государственнаяполитика в области высокотехнологичных отраслей
Цель и задачигосударственной политики в области развития науки и технологий
Развитиенауки и технологий служит решению задач социально-экономического прогрессастраны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.
Базойразвития науки и технологий являются:
1)научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организацийразличной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющихнаучную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в томчисле кадров высшей квалификации;
2)фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мировогоуровня, а также развитая система высшего образования;
3) важнейшиеприкладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальныепроизводственные и иные технологии, научно-технический задел;
4) высококвалифицированныекадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура,материально-техническая и опытно-экспериментальная база;
5) опытконцентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологическихпроблем национального масштаба;
6) богатыеприродные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационнаяинфраструктура.
Цельюгосударственной политики в области развития науки и технологий является переходк инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.
Длядостижения цели государственной политики в области развития науки и технологийдолжны быть решены следующие основные задачи:
· созданиеорганизационных и экономических механизмов для повышения востребованностиинноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развитияфундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
· совершенствованиенормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационнойдеятельности;
· адаптациянаучно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечениевзаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки,технологий и техники;
· рациональноесочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого икосвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационнойдеятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологийи техники;
· совершенствованиесистемы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в областинауки и технологий;
· поддержканаучных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направленияхразвития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;
· укреплениенаучно-исследовательского сектора Высшей школы;
· активизациядеятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданскимсекторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение ихиспользования;
· ускореннаяреализация научных и научно-технических достижений, способствующихпредотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологическихкатастроф и снижению ущерба от них;
· разработкаи модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитиюоборонно-промышленного комплекса;
· совершенствованиетехнических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе смеждународным.
Важнейшиминаправлениями государственной политики в области развития науки и технологийявляются:
· развитиефундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
· совершенствованиегосударственного регулирования в области развития науки и технологий;
· формированиенациональной инновационной системы;
· повышениеэффективности использования результатов научной и научно-техническойдеятельности;
· сохранениеи развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
· интеграциянауки и образования;
· развитиемеждународного научно-технического сотрудничества.
Основные мерыгосударственного стимулирования научной, научно-технической и инновационнойдеятельности
Основнымимерами государственного стимулирования научной, научно-технической иинновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки,технологий и техники являются:
1) в областифинансов:
· финансированиеза счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальныхразработок на уровне, обеспечивающем реализацию целей и задач настоящих Основ;
· направлениеежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета «Фундаментальныеисследования и содействие научно-техническому прогрессу» на фундаментальныеисследования и обеспечение научного сопровождения важнейших инновационныхпроектов государственного значения;
· обеспечениеэффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых нафинансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническомупрогрессу;
· целевоевыделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейшихинновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетныхресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий итехники, критических технологий федерального значения;
· поиски эффективное использование внебюджетных источников для финансированиянаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказамфедеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РоссийскойФедерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных инаучно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней;
· стимулированиедеятельности благотворительных организаций и иных хозяйствующих субъектов,направленной на финансирование фундаментальных исследований;
· обеспечениегосударственной поддержки наукоградов за счет бюджетов всех уровней;
· стимулированиеразвития малого научно-технического и инновационного предпринимательства,включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса,стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования истрахования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационномуменеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических иинновационных проектов;
2) в областисохранения и подготовки научных кадров:
повышениепрестижа и привлекательности научно-технической деятельности;
· изменениесистемы оплаты труда работников бюджетных научных учреждений, включаяпредоставление права руководителям государственных научных организацийустанавливать работникам, внесшим значительный вклад в развитие российскойнауки, разработку и освоение наукоемких технологий и техники, должностныеоклады без ограничения их максимального размера;
· пересмотрсистемы государственного премирования, включая существенное увеличение размерапремий за выдающиеся достижения в области науки и техники;
· увеличениеразмеров доплат за ученую степень кандидатам и докторам наук, работающим вгосударственных научных организациях и государственных высших учебныхзаведениях;
· созданиеусловий для закрепления молодежи в сфере науки и технологий, включая подготовкумолодых специалистов по приоритетным направлениям развития науки, технологий итехники;
· доведениедо трех процентов от объема средств, выделяемых из федерального бюджета нафундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, дляцелевого финансирования поддержки научных школ, а также исследований иразработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники,осуществляемых молодыми учеными и студентами;
· расширениеобъемов строительства жилья для молодых ученых, в том числе с привлечениемипотечного кредитования;
· улучшениепенсионного обеспечения ученых высшей квалификации (кандидатов и докторов наук)путем создания негосударственных пенсионных фондов;
· осуществлениеперсональной поддержки ученых-ветеранов, внесших выдающийся вклад в развитиеприоритетных научных направлений, создание новой техники и технологий;
3) в областисовершенствования структуры государственного сектора науки и высокихтехнологий, укрепления материально-технической базы науки, повышенияэффективности использования государственного имущества:
· проведениеинвентаризации научно-технического комплекса, в том числе наукоградов, включаяизменение (в необходимых случаях) организационно-правовой формы и формысобственности научных организаций;
· совершенствованиеакадемического сектора науки за счет концентрации ресурсов на решениифундаментальных научных проблем, оптимизации системы управления научной инаучно-технической деятельностью, уточнения количества подведомственных научныхорганизаций и численности сотрудников;
· приданиегосударственным научным центрам Российской Федерации функций ведущихорганизаций по важнейшим направлениям развития технологий и техники;
· реализацияизлишнего имущества и незавершенных строительством объектов, высвобождаемых впроцессе реструктуризации научно-технического комплекса, с использованиемполучаемых средств для дополнительного финансирования мероприятий по укреплениюматериально-технической базы научных организаций;
· использованиев установленном порядке части основных фондов научных организаций, высвобождаемыхв процессе реструктуризации научно-технического комплекса, для поддержки малогонаучного и инновационного предпринимательства, создания научных итехнологических парков, инновационно-технологических центров и других объектовинновационной деятельности;
· совершенствованиедействующей системы аккредитации научных организаций, переход к их аттестации исертификации с учетом международных стандартов качества;
· доведениецелевого финансирования развития приборной базы, содержания уникальных стендови установок, используемых при проведении исследований и разработок поприоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, до пятипроцентов от объема средств, выделяемых из федерального бюджета нафундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
· предоставлениебюджетных компенсаций государственным научным организациям и государственнымвысшим учебным заведениям по уплате налогов на имущество (уникальное научноеоборудование, стенды, установки и сооружения) по перечню, утверждаемомуПравительством Российской Федерации;
· снижениетаможенных пошлин на ввозимое специализированное научное оборудование, неимеющее отечественных аналогов (в рамках общей стратегии снижения таможенныхплатежей на ввозимое технологическое оборудование);
· увеличениебюджетных ассигнований на научные исследования и экспериментальные разработкигражданского назначения в связи с зачислением в федеральный бюджет доходов отсдачи в аренду научными организациями имущества, находящегося в федеральной собственности;
4) в областиэффективного использования результатов научной и научно-техническойдеятельности и создания условий для их коммерциализации:
· завершениесоздания нормативно-правовой базы, необходимой для вовлечения в хозяйственныйоборот объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научной инаучно-технической деятельности, обеспечение баланса интересов всех субъектовправоотношений, связанных с этим процессом;
· обеспечениеэффективной реализации государственными заказчиками научно-техническойпродукции прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности ииные результаты научной и научно-технической деятельности;
· обеспечениекоординации деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлениюи пресечению нарушений прав Российской Федерации на объекты интеллектуальнойсобственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;
· определениепорядка переуступки прав Российской Федерации на объекты интеллектуальнойсобственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности,полученные за счет средств федерального бюджета, российским и иным инвесторам,реализующим эти результаты на территории Российской Федерации за счетвнебюджетных средств;
· регламентацияпередачи за рубеж прав Российской Федерации на объекты интеллектуальнойсобственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности,полученные за счет средств федерального бюджета.
2 Государственноерегулирование авиапромышленности
2.1 Стратегиягосударства по развитию авиапромышленности
ПодСтратегией развития авиационной промышленности понимается взаимосвязанная позадачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ,отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового,экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающаяэффективное решение проблемы динамичного развития авиационной промышленности.
Реализациянастоящей Стратегии должна обеспечить вклад авиационной промышленности врешение следующих общенациональных задач современного этапа экономическогоразвития России:
· УдвоениеВВП за десятилетний период. Для этого за счет высоких темпов роста (не менее 12–15%в год) отрасль должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темповэкономического развития страны сверх тех значений, которые могут бытьдостигнуты с помощью инструментов макроэкономического регулирования впреимущественно сырьевой экономике.
· Удовлетворениепотребности российских Вооруженных Сил в новейшем авиационном вооружении, как вколичественном, так и в качественном отношении, при одновременном сохранениипозиций России на мировом рынке вооружений.
· Решениедвух из семи системных проблем, определенных «Основными направлениямидеятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года», а именно:
o преодолениетехнологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровнязначительной части научно-технических разработок, недостаточной инновационнойактивности российских компаний;
o развитиевысокотехнологичного сектора российской экономики с точки зрения национальнойбезопасности и конкурентоспособности.
· Развитиевзаимодействия государства и отраслевого бизнеса (частно-государственногопартнерства). Расширение роли заинтересованного в подъеме отрасли бизнеса недолжно сдерживаться ничем, кроме рационально определяемых ограничений,связанных с обороной и безопасностью страны.
Таблица1 – Основные показатели реализации СтратегииСтр. Ед. изм. 2006 2007 2008 2009 2010 2011 1
Объем продаж гражданской авиатехники
млн. долл.
875
965
1420
1830
2475
2720 2 Объем продаж гражданских самолетов и вертолетов млн. долл. 520 570 920 1290 1900 2100 3 Доходы от кооперационных поставок млн. долл. 55 85 160 170 175 180 4 Прочая продукция авиатехнического профиля и услуги млн. долл. 300 310 340 370 400 440 5 Темп роста объемов продаж гражданской авиатехники % 100 110 147 129 135 110 6
Суммарный объем продаж товаров и услуг по предприятиям авиапром. комплекса
млн. долл.
6100
6750
7900
8600
10000
12500
7
Объем продаж военной авиатехники
млн. долл.
2000
2000
2000
2100
2400
2500 8
Объем продаж гражданской и военной авиатехники
млн. долл.
2875
2965
3420
3930
4875
5220 9 Удельный вес гражданской авиатехники в профильной продукции отрасли % 30 33 42 47 51 52 Стр. Ед. изм. 2012 2013 2014 2015 Итого 1
Объем продаж гражданской авиатехники
млн. долл.
2775
2840
2905
3000
21805 2 Объем продаж гражданских самолетов и вертолетов млн. долл. 2100 2100 2100 2100 15700 3 Доходы от кооперационных поставок млн. долл. 185 200 215 260 1685 4 Прочая продукция авиатехнического профиля и услуги млн. долл. 490 540 590 640 4420 5 Темп роста объемов продаж гражданской авиатехники % 102 102 102 103 6
Суммарный объем продаж товаров и услуг по предприятиям авиапром. комплекса
млн. долл.
13200
13900
14900
15400
109250
7
Объем продаж военной авиатехники
млн. долл.
2800
3300
3800
3900
26800 8
Объем продаж гражданской и военной авиатехники
млн. долл.
5575
6140
6705
6900
48605 9 Удельный вес гражданской авиатехники в профильной продукции отрасли % 50 46 43 43
Обоснованиенаправления решения проблемы и оценка рисков
Выборнаправления решения проблемы, или, другими словами, траектории движения отраслик достижению выше сформулированного результата, определяется принятием решенийпо двум принципиальным вопросам:
1. Сохранениеи расширение государственного владения и управления отраслью ИЛИ развитиечастно-государственного партнерства.
2.Самостоятельное (анклавное) развитие отрасли ИЛИ расширение всех форммеждународного кооперационного и инвестиционного сотрудничества.
Выбор первогорешения на обеих «развилках» (усиление роли государства + анклавное развитие)означает выбор одного варианта (направления) развития отрасли. Курс на развитиечастно-государственного партнерства и международной интеграции приводит креализации альтернативного варианта.
Направление1. Выборэтого направления означает, что ответственность за успех или неуспех в достиженииамбициозной цели превращения российского авиапрома в один из немногих мировыхцентров авиастроения практически целиком ложится на государство. В этомварианте государство берет на себя функции определения продуктового ряда,ответственность за правильность этого определения и, соответственно, за коммерческийуспех бизнеса. На бюджет в этом случае ложится обязанность финансирования нетолько фундаментальных исследований и опережающих разработок «прорывных»продуктов, но и опытно-конструкторских разработок, подготовки производства, атакже систем поддержания продуктов в эксплуатации для всего ряда коммерческихпродуктов, предлагаемых на рынок. Неизбежным последствием принятия решения оразвитии отрасли по первому направлению станет ее фактическая национализация.При этом государство не обладает ни мотивированными кадрами, ни технологиямиуправления предпринимательской деятельностью, ни возможностями по привлечениюинвестиций, необходимых для реализации сложных бизнес-проектов. Вышеизложенноедает основание для заключения о невысокой вероятности достижения ожидаемогорезультата реализации Стратегии при выборе первого направления развитияотрасли.
Направление2.Альтернативным способом решения проблемы антикризисного развитияавиапромышленности является объединение усилий государства и отечественногобизнеса при одновременном активном вхождении российской авиационнойпромышленности в международную кооперацию. Предлагаемая в рамках этогонаправления модель развития основана на принципах тесного взаимодействиягосударства и частного бизнеса, позволяющего эффективно сочетатьгосударственные возможности концентрации ресурсов на необходимых направлениях имотивированность частных собственников в отношении конечных результатовбизнеса. Финансовые ресурсы, необходимые для развития по данному направлению,окажутся примерно такими же, что и при реализации первого направления, однаконагрузка на бюджет может быть существенно снижена за счет все возрастающегофинансирования авиастроительных проектов из внебюджетных источников –собственных средств предприятий и их иностранных партнеров, коммерческихкредитов, стратегических и портфельных инвестиций. Кроме того, по сравнению спервым направлением существенно повышается вероятность более эффективногоуправления финансовыми ресурсами и авиастроительными активами за счет вовлечениявысокопрофессиональных и хорошо мотивированных менеджеров, работающих внегосударственном секторе экономики. Однако повышение уровня внебюджетногофинансирования не произойдет скачкообразно. Частные инвестиции в российскуюавиационную промышленность в ее нынешнем состоянии еще длительное время будутоставаться высокорискованными и низкорентабельными, с длительным срокомокупаемости (не менее 7–12 лет), что обусловлено не только состоянием отрасли,но и объективно продолжительным циклом создания новой, конкурентоспособнойавиатехники. Глубина кризиса отечественного авиастроения и специфика отрасликак таковой требуют сбалансированной государственной поддержки в различныхформах, принятых в современной мировой практике. В рамках предлагаемой повторому направлению модели развития государству отводится важнейшая роль врешении проблем обороны и безопасности, в поддержании и развитиинаучно-исследовательской базы авиационной промышленности, в решении задачиподготовки высококвалифицированных специалистов, в поддержке реализацииперспективных, «прорывных» проектов, в выстраивании системычастно-государственного партнерства, включая содействие бизнесу в организацииинфраструктуры авиационного рынка, в развитии международных кооперационныхсвязей и в продвижении продукции отрасли на мировые рынки. Ответственность заопределение продуктового ряда коммерческой продукции, за успех коммерческихпроектов на внутреннем и мировом рынках, за привлечение в отрасль внебюджетныхинвестиций, в том числе на основе разделения рисков с зарубежными партнерами,возлагается на бизнес. Развития отрасли по второму направлению затрудняетсянесовершенством российского законодательства, ограничивающего привлечениенегосударственных инвестиций и международную интеграцию.
Финансирование Стратегии
Общая потребность в финансовых ресурсах дляреализации Стратегии оценивается на основе представления о необходимостипараллельного финансирования:
§ модернизацииавиационной компоненты Вооруженных Сил и создания перспективного продукта длямировых рынков авиационных вооружений;
§ созданияконкурентоспособных гражданских продуктов и системы их продвижения наавиарынки;
§ модернизациинаучно-исследовательской, конструкторской и производственной инфраструктурыавиационной промышленности.
Оценка необходимого финансирования для возвратаРоссии на мировой рынок в качестве одного из мировых центра авиастроенияпроводится, исходя из предположения о начале структурных преобразований вотрасли, предполагающих ликвидацию разобщенности комплексов и выработку наоснове частно-государственного партнерства перспективной политики привлечения ираспределения финансовых ресурсов.
Привлечение внебюджетныхресурсов для выполнения программы осуществляется в рамках отдельныхпроектов. Общим принципом привлечения внебюджетных ресурсов является снижениедоли государственного участия по мере снижения внешних рисков проектов. Всоответствии с этим принципом предполагается паритетное участие государства ичастного бизнеса в проектах поддержки продвижения на рынок серийной авиатехникив условиях, когда основные конструкторские и производственные риски сняты. Приэтом ожидается, что в софинансировании проектов примут участие инвестиционныеинституты, как уже участвующие в финансировании российскихчастно-государственных лизинговых компаний, так и аналогичные новые структуры.В проектах доведения до рыночных требований «нишевых» продуктов участиегосударства варьируется в пределах 20–100% их стоимости. Софинансированиеосуществляют компании-производители, в том числе производители компонентов.Привлечение внебюджетных средств в создание новых продуктов на базе современныхтехнологий будет происходить в рамках риск-разделенного партнерства. Всоответствии с мировой практикой, объем внебюджетных средств может составлятьот 30 до 60% стоимости проектов, с увеличение доли внебюджетного финансированияпо мере снятия технологических рисков. Такая динамика изменения долевогоучастия государства и бизнеса в новых проектах учтена в рамках мероприятий посозданию новой авиатехники. Участниками таких проектов на основериск-разделенного партнерства являются, прежде всего, иностранные и российскиепроизводители компонентов авиатехники, в том числе двигателей и авионики.Перспективные новые проекты будут строиться и на основе риск-разделенного партнерствас иностранными производителями финальной продукции. Финансирование рискованныхтехнологических разработок и развитие научно-исследовательской инфраструктурыявляется преимущественно сферой ответственности государства.
С учетом низкой стартовой инвестиционнойпривлекательности отрасли, ожидается, что общий объем внебюджетногософинансирования Стратегии до 2015 г. составит от 25 до 40% общего объемафинансирования. С выходом российской авиастроительной промышленности назапланированные конкурентные позиции, внебюджетное финансирование должно статьосновным источником ее развития по крайней мере в сфере гражданской авиации. Достижениезаявленной в настоящей Стратегии амбициозной цели о выходе отрасли на объемпродаж авиатехники порядка 7 млрд. долл. в год к 2015 г. потребуетобщего объема инвестиций из всех источников в пределах 20 млрд. долл. впериод до 2015 г. включительно, в том числе из бюджета порядка 12 млрд. долл.на безвозвратной основе, не считая закупок военной техники в интересах МинобороныРоссии. Обеспечение ежегодного бюджетного финансирования развития авиационнойпромышленности в соответствующем объеме в период до 2015 г. будетстимулировать привлечение необходимых средств из внебюджетных источников.
/>/>2.2 Государственная политика поддержки авиапромышленности
Длясохранения авиационного потенциала в рамках стратегии повышения егоконкурентоспособности необходима государственная поддержка авиационной отрасли.Но ресурсы государства для развития авиапромышленности (АП) крайне ограничены ине имеют другой более-менее эффективной альтернативы, кроме как выделитьприоритетные направления и сосредоточиться на них. Необходима экономическиобоснованная селекция сначала этих направлений, конкретных проектов, а затем ипредприятий, распределение выделяемых государственных средств только средиэффективно работающих.
Тактикараспыления финансовых потоков ведет к тому, что оздоровление всех предприятий врезультате «гомеопатического» способа инвестирования не происходит. Нужнаполномасштабная поддержка ограниченного числа технологически сбалансированныхпроизводств в рамках выбранных направлений и проектов. Другие, излишниепроизводства должны приспосабливаться, рассчитывая на собственные силы, или жеим необходимо предоставлять адресную поддержку для перепрофилирования ихдеятельности на основе конкурса соответствующих предложений. Предложения могутбыть не обязательно капиталоемкими, цели могут достигаться и другими способами,например, путем изменения формы собственности, включения предприятий в другиетехнологические контуры и т.д.
Основнойформой прямой финансовой поддержки АП являются федеральные целевые программы.Так, общий объем финансирования ФЦП «Развитие гражданской авиационной техникиРоссии на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» составляет 158188,6 млн руб.Из федерального бюджета намечено выделить 35686,1 млн руб., а внебюджетныесредства должны составлять 122502,5 млн руб. Объемы и источники финансированияпрограммы будут ежегодно уточняться, исходя из реальных возможностейфедерального бюджета и привлечения внебюджетных источников.
Кроме того,возросшие финансовые возможности государства позволяют развивать авиационныйлизинг, капитализируя лизинговые компании путем покупки государствомконтрольного пакета их акций, субсидировать платежи этих компаний иавиаперевозчиков по кредитам, полученным в российских банках для приобретенияроссийских пассажирских самолетов.
В 2001 г.на конкурсной основе определены лизинговые компании и проекты, которым будетобеспечена необходимая государственная поддержка для приобретения и передачиавиакомпаниям отечественных самолетов. Через участие государства в акционерномкапитале победители конкурса «Ильюшин-финанс» и «Финансовая лизинговаякомпания» (ФЛК) получили возможность использования дополнительных финансовыхресурсов. По условиям федерального тендера средства госбюджета распределеныследующим образом: «Ильюшин Финанс» получила 80 млн долл. на лизинговыеоперации по проекту самолета Ил-96, а ФЛК – 50 млн долл. для реализации проектализинга самолета Ту-214.
Помимолизинга в пользу российских авиаперевозчиков необходимо создавать и системуэкспортного кредитования продаж российской авиатехники. Еще одним направлениемгосударственной поддержки АП является реализация совместных проектов созданияновой гражданской авиатехники. Таких программ достаточно много. Существуют имногочисленные программы кооперации иностранных и российских авиапредприятий,которые имеют пока незначительные объемы работ. Важна тенденция. Перемены,происходящие в АП России, открывают новые горизонты перед этим направлением ее деятельности.Государственная поддержка может оказываться и масштабными программам в областивоенной авиации, которые наряду с гражданскими программами способствуютсохранению науки, технологий и конкурентоспособности.
Россия неможет отказаться от производства военных самолетов в интересах обеспечениясвоей национальной и технологической безопасности. Считается, во-первых, чтобез истребителя пятого поколения Россия будет вытеснена с рынка вооружений(продажа авиатехники составляет значительную часть всего отечественногооружейного экспорта, выручка от которого в 2002 г. составила 4,5 млрд. долл.)и, во-вторых, за счет модернизации парка авиации невозможно перевести АП нановый качественный уровень.
Программасоздания нового истребителя является наиболее значительной как в оборонномаспекте, так и по наукоемкости и требуемому финансированию. Ее реализация даствозможность существенно поднять научно-технический и технологический уровеньотечественной авиапромышленности. В случае выполнения программы будет во многомобеспечено техническое перевооружение АП, включая проведение фундаментальных иприкладных исследований, в том числе в области организации и координации работ,широкое внедрение информационных технологий по всем направлениям разработки,производства и управления, а также ликвидацию технологического отставания итехнологической зависимости в электронике. Следует отметить, что подобныйспособ модернизации технологической базы экономики через реализацию грандиозныхи высокорисковых военных программ довольно часто используется теми же США.Можно вспомнить, например, программу «звездных войн»: оружия в космосе как небыло, так и нет, а разработанные технологии позволили США уйти втехнологический отрыв от Европы в авиации и ПРО, в области космоса, свысокоточным оружием, с системами мониторинга, управления и информационныхкоммуникаций, и т.д. Их результаты заведомо непредсказуемы: первые компьютерысоздавались в рутинных вычислительных целях (ЭВМ), а оказалось, что их основноепредназначение – многоцелевое хранение, преобразование и передача информации,виртуальное проектирование. И главное у них еще впереди. Что будет придумано входе выполнения новых программ, сейчас никто не сможет сказать. США прифинансовой поддержке семи стран приступили к крупнейшей в истории военнойавиации программе – разработке истребителя будущего F-35, который в 2008 годуначнет поступать на вооружение (пробный полет его российского конкурентапланируется не ранее 2010 г., а до начала серийных поставок пройдет еще 4–5лет). Эта программа общей стоимостью 400 млрд. долл. предусматриваетпроизводство более пяти тысяч истребителей, в том числе двух тысяч на экспорт.Страна, совершенно несопоставимая с Россией по уровню военных расходов,приложила (и продолжает прикладывать) огромные усилия для привлечения впрограмму F-35 партнеров. Ожидается, что их число увеличится.
По оценкеАВПК «Сухой», для того чтобы производство нового самолета стало рентабельным,объем поставок должен быть не менее 500–600 машин с отпускной стоимостью намировом рынке порядка 35–40 млн. долларов за каждую (для своих Вооруженных Силотпускная цена будет несколько ниже). Предусматривается финансирование из трехисточников. Первый – бюджетное финансирование, которое не обеспечиваетреализацию программы в полном объеме. Второй источник – это средствапредприятий, которые сегодня зарабатывают за счет экспортных программ и которыезаинтересованы в том, чтобы иметь долгосрочную стратегию своего развития.Третий источник финансирования возникнет, если программе будет приданмеждународный характер. Анализ экономических аспектов программы истребителяпятого поколения показывает, что ее стоимость соизмерима с оборонным бюджетомРоссии. Это не может не настораживать: кроме авиации есть и другие видыВооруженных сил, которые тоже должны перевооружаться на новую технику. Поэтомунеобходима жесткая увязка возможностей закупки нового истребителя с другими долгосрочнымипрограммами Минобороны РФУвязка бюджетов всех программ в единый бюджеттехнического переоснащения Минобороны РФ должна адекватно стыковаться спрогнозируемым экономическим развитием России, ростом валового национальногопродукта и реалистичными бюджетными планами и прогнозами на ближайшие 20 лет.
Оценкинекоторых факторов восстановления и реформирования авиапромышленности. Такимобразом, существует ряд противоречивых факторов и условий, формирующих исходнуюбазу принятия управленческих решений при воссоздании и реформировании АП. Однииз них диктуются внешним окружением АП, другие вызваны внутренним состояниемсамой АП: неэффективностью и слабыми адаптивными свойствами ее организационнойи технологической структуры, старением производственного аппарата, недостаткомили отсутствием собственных и кредитных источников инвестиционных ресурсов ит.д.
Приведенныевыше особенности состояния и тенденций функционирования АП позволяютсформулировать некоторые оценки, из которых необходимо исходить при прогнозированииперспектив отечественной АП и при ее реформировании как системообразующейотрасли с точки зрения решения проблемы повышения уровня технологизации иускорения роста всей российской экономики. Перечислим главные, на наш взгляд,из них, а также, по возможности, приведем их краткое качественное обоснование.
Новый обликАП будет формироваться под воздействием платежеспособного спроса на еепродукцию, как со стороны государства, так и со стороны внутреннего и внешнегорынков. Резкое снижение уровня жизни населения и тарифная политика наавиаперевозки привели к многократному сокращению пассажиропотока (средняя ценаавиабилета сопоставима со среднемесячной зарплатой). Стремительный ростпассажиропотока может быть обусловлен только столь же динамичным ростом доходовосновной массы населения и снижением внутренних издержек авиакомпаний, чтонедостижимо при сырьевой ориентации и сложившейся структуре экономики. Болеевероятен другой сценарий – за приближением внутренних цен на энергоресурсы кобщемировым последует рост издержек во всех отраслях, сокращение доходов ирабочих мест. По показателю ВВП на душу населения Россия отстает в несколькораз не только от ведущих, но и многих развивающихся стран.
Низкоекачество жизни и незначительная емкость российского внутреннего рынкаавиаперевозок (ими пользуются всего 3% населения) являются препятствием квозрождению конкурентоспособного авиастроения. Создалась ситуация, блокирующаяразвитие АП: расширение рынка авиаперевозок невозможно без резкого повышенияблагосостояния населения и снижения внутренних издержек авиаперевозок.Мелкосерийное же производство обречено на низкую эффективность. МощностиУльяновского предприятия «Авиастар» позволяют выпускать ежегодно до 60самолетов Ту-204. Высокая эффективность производства в современных условияхобеспечивается серией 300–500 авиалайнеров в год. В советский период такихсерий в России не было, сейчас же ей такое количество новых самолетов пока и нетребуется.
Следовательно,стратегия развития АП и воздушного транспорта должна соотноситься с общейстратегией социально-экономического развития страны. Только исходя из темповроста общественного благосостояния, необходимо строить прогноз и формироватьрынок авиаперевозок и структуру авиационного парка.
Припрогнозировании динамики объема авиаперевозок следует учитывать высокую степенькорреляции этого показателя с показателями динамики ВВП, реальных денежныхдоходов населения и среднегодового пассажирского тарифа на внутреннихавиалиниях. Последние показатели не дают оснований для особо оптимистическогопрогноза роста авиаперевозок в ближайшие 10 лет при всех сценариях развития, втом числе и при самом рациональном – структурной реформе экономики.
Перекос всоциальных и промышленных приоритетах в сторону последних, разрыв в цепи, связывающейнепосредственных потребителей услуг и объем их платежеспособного спроса спроизводителями авиатехники, может привести к ситуации неэффективностиинвестирования.
Аналогичныетребования и оценки следует поставить во главу подхода к развитию военнойавиации. Вопрос о том, сможет ли общество позволить себе осуществлятькрупномасштабные (хотя и отложенные по времени) закупки дорогостоящейавиатехники для ВВС, остается без ответа, поскольку нет сколько-нибудьдостоверных прогнозов развития экономики страны, формирования ее бюджета ивоенной его составляющей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Между тем,уже сейчас известны чрезвычайно высокие стоимостные параметры военных самолетовнового поколения при сомнительном повышении их эффективности по сравнениюавиатехникой предшествующего поколения. Если в настоящее время российскийвоенный бюджет не позволяет осуществлять даже единичные закупки освоенных впроизводстве самолетов, то не поддается объяснению оптимизм по поводу массовыхзакупок супердорогостоящей техники новых образцов даже в случае удвоениявоенного бюджета. Но удвоение ВВП за предстоящее десятилетие не предвидится идаже теоретически не прогнозируется. Следовательно, расчет делается на новыйвиток милитаризации экономики.
Дляминимизации издержек необходимо соотнести долгосрочную программу вооружений соборонительными потребностями страны и вооруженных сил, с системной интеграциейразличных видов оружия. Вполне возможно, что для этого уже сейчас необходимосоздавать фронт работ по альтернативным способам решения задач, возлагаемых нановые типы оружия, то есть, например, о военных самолетах шестого поколения,которые, как утверждают некоторые эксперты, будут беспилотными.
Кроме того,хотя российская АП пока чувствует себя достаточно уверенно в военном сегментемирового рынка авиатехники (а именно – боевых самолетов и некоторых видоввертолетов), но этот фактор ее развития носит конъюнктурный характер и вдолгосрочной перспективе не может быть единственной и фундаментальной основойее благополучия и технико-экономического прогресса: уже в ближайшем будущемначнется лицензионное производство поставляемых за рубеж образцов техники.Новая же военная техника может не найти рынка сбыта – российская программасоздания истребителя пятого поколения отстает от аналогичной программы США на 5–7лет, к тому же стоимость новой авиатехники может быть неприемлемой длязарубежных покупателей.
Очевиднаяколлизия недееспособности целостного существования АП без государственнойподдержки (в виде государственного заказа и частичного финансирования научныхисследований разработок в рамках федеральных и региональных целевыхнаучно-технических программ), с одной стороны, и отсутствия необходимыхфинансовых средств для саморазвития отрасли, с другой стороны, не может бытьразрешена без переориентации большой части предприятий на другие(неавиационные) сферы деятельности.
Недостаточныйуровень госбюджетного финансирования АП выдвигает на первый план в качественаиболее актуальной задачи поиск альтернативных государству заказчиков иисточников финансирования разработки и производства авиатехники. Поддержание иразвитие потенциала АП может и должно осуществляться на основе диверсификацииканалов инвестиционного обеспечения отрасли, стабильного наращивания еекоммерческого сектора. В опережающем развитии нуждается системаэксплуатационного сопровождения авиатехники, недостатки которой существенновлияют на уровень ее конкурентоспособности на фоне достижений в этой областизарубежных авиастроительных корпораций.
АП не может выжить,производя все типы самолетов, существующих в разработках. В конце концов, даженайдя средства для инвестирования в новые разработки, соответствующие не толькосовременным, но и перспективным требованиям к авиационной технике, труднопредставить процесс их окупаемости при отсутствии возможностей уэксплуатирующих организаций в приобретении этой техники. Это касается игражданских, и военных потребителей продукции АП. Необходим отбор наиболеевостребованных и прибыльных проектов с последующим полномасштабным ресурснымобеспечением. Ускоренная реализация этих проектов увеличит финансовую иинвестиционную базу промышленности и авиационного транспорта, что позволитприступить и к другим перспективным проектам, в том числе и для внешнего рынка.
Требуется активизироватьпроцесс структурной (организационной, производственной и финансовой)консолидации, который не отвечает современным требованиям интеграции ни помасштабам (остается большое число конкурирующих между собой фирм), ни повремени (внешние конкуренты все дальше уходят вперед в научно-техническом итехнологическом развитии, наращивая свой отрыв).
Реструктуризацияотрасли, осуществляемая по двум моделям, – на основе административных методов«сверху» (когда держателем госпакетов акций и распорядителем финансовназначается некая управляющая компания) и на основе экономических стимулов«снизу» (когда предприятия консолидируются вокруг признанногопредприятия-лидера и добровольно, с учетом своих интересов создаютинтегрированную структуру) – свидетельствует о тупиковом характере и высокойконфликтности первого пути, зачастую не учитывающего экономических интересоввсех экономических агентов – участников интеграции. Конфликтующие с управляющейкомпанией предприятия успешно работать не могут. Из теории управления проектамиизвестно, что если хотя бы один из участников не заинтересован в реализациипроекта, то такой проект подлежит пересмотру.
Внутриотраслевыепотоки финансовых средств и капитала, слабо ориентированные на повышениеэффективности всей цепочки «наука – производство – эксплуатация» авиатехники,ведут к тому, что у предприятий, научной и опытно-экспериментальной базынарушается процесс воспроизводства и повышения эффективности мощностей,получения новых знаний, их материализации в технических и технологическихновшествах. Существуют и достигли критического уровня проблемы развитиянаучного и старения кадрового потенциала, и т.д. В результате создаютсямногочисленные системные и кумулятивные эффекты. Так, например, если сейчасотсутствие финансовых средств влечет за собой нарушение процессавоспроизводства новых научных знаний и технологий, то уже в ближайшем будущемэтот фактор будет оказывать все возрастающее влияние на понижение существующегоуровня конкурентоспособности авиапромышленности вследствие недостатковнаучно-технического и кадрового потенциала. При оценке имеющегося потенциалаавиационной отрасли и его возможностей необходимо учитывать, что экономическийрост должен быть поддержан не только наличием соответствующих институтов рынка,но и факторами самоорганизации и саморазвития предприятий. Быстроевосстановление авиационного потенциала России на качественно новой основе и вновом структурном оформлении, способном противостоять современным ТНК («Boeing»,«Airbus»), представляется в краткосрочной перспективе достаточно иллюзорным.
АП приходитсявосстанавливаться в условиях, когда российские авиакомпании пополняются всебольшим количеством западных авиалайнеров (сказывается отсутствиеотечественных, сертифицированных по международным постоянно ужесточаемым нормамICAO). Превентивной мерой, сдерживающей эту тенденцию, является, на первыйвзгляд, установление таможенных барьеров. На самом же деле здесь нужна болеевзвешенная политика, поскольку таможенные барьеры не только защищаютавиастроителей, но и лишают российские авиакомпании хороших возможностейзарабатывать на международных авиалиниях. Большие, чем у соперников, затраты наимпортную технику ослабляют их конкурентоспособность, ведут к потерям вбизнесе. Выходом из создавшегося положения является не ограничение на ввозтехники, а на срок, на который она ввозится, поскольку авиакомпании также имеютправо на защиту и их уход с международных авиалиний способен еще болееосложнить положение АП.
Уровеньтарифов и рентабельности на загранлиниях существенно выше, чем на внутреннихлиниях, что делает зарубежную технику выгодной в эксплуатации. С другойстороны, это же обстоятельство является трудно устранимым препятствием дляиспользования зарубежной техники внутри страны и стимулом к увеличению объемаперевозок отечественной авиатехникой. Требование сохранения АП на первый взглядподразумевает безусловное строительство авиалайнеров. Но сейчас у этогосценария развития российской АП появилась достаточно убедительная альтернатива,суть которой в том, чтобы адаптировать авиастроение к новым условиямглобального рынка, отказавшись от завершающих его стадий, и занять достойноеместо на рынке авиационных компонентов. Производство комплектующих в рамках международнойкооперации не менее (а по некоторым оценкам и более) рентабельно, чемокончательная сборка самолетов, кроме того, возможно лицензионное производство(такое уже было в истории отечественной авиации в 20–30-е годы и во время войны– ЛИ-2).
Такойсценарий развития АП ранее был невозможен вследствие блокового противостояния,вряд ли он будет главенствовать и впредь. Но как дополнение к собственномуавиастроению по полному жизненному циклу самолетов у этого направления имеютсяочень большие потенциальные возможности.
При созданиигражданской авиатехники необходимо гармонизировать коммерческий итехнократический подходы. Разрабатываться должна заведомо востребованнаятехника, а не та, которая отвечает техническим возможностям. Чтобы изменитьситуацию, предприятиями должен управлять менеджмент, несущий ответственность запродажи. Ему должна принадлежать главная роль в определении стратегии бизнеса,в выявлении потенциальных рыночных ниш, конкурентных преимуществ и заказчиковновшества. И лишь после этого, имея заделы и технико-экономические параметрыновшества, к работе должны приступать конструкторы.
Структуруотрасли необходимо привести к потребностям бизнеса. В России больше ОКБ и,соответственно, типов летательных аппаратов, чем их осталось во всем мире: Ил,Ту, Як, Бе, Су, МиГ, ЭМЗ, Ан, Ми, Ка и др. Это не только соперничество фирм, нои неоправданные параллельные разработки, распыление ресурсов, проблемы сунификацией, обслуживанием и т.д. Фирмы конкурируют между собой, вместо того,чтобы консолидироваться для внешней конкуренции. Известно, например, что намировом рынке присутствуют всего две корпорации по производству магистральныхсамолетов – Boeing и Airbus.
Внутренняяконкуренция в российской АП не позволяет укреплять ее традиционно ничтожныепозиции на рынках развитых стран. Выход видится в создании международнойкооперации, облегчающей выход на рынки взаимодействующих стран.
Одним изсдерживающих факторов развития АП является ее зависимость от производителейэлектронных компонентов. Научно-технический уровень современной авиатехники вомногом определяется так называемой «элементной базой» авиационных электронныхсистем, от которых зависят технико-экономические, тактико-технические иэксплуатационные характеристики образцов авиатехники. Использование импортныхкомпонентов в некоторых образцах вооружений исключено в принципе.Следовательно, возникает задача адекватных капиталовложений в развитие научнойи производственной базы электроники, которая уже длительное время не находитсвоего решения.
Такимобразом, оценивая макро- и мезоэкономические условия функционированияотечественной АП, можно заключить, что сложившаяся в ней сложная ипротиворечивая ситуация представляет собой совокупный результат сочетанияособенностей и достижений ее прошлого развития, реалий периода десятилетияреформ российской экономики и проблем, обусловленных необходимостью адаптации кусловиям прежде всего глобализационных процессов в современной мировойэкономике.
Характерпроявления всей совокупности различных тенденций и факторов, имеющих отношениек перспективному (с точки зрения решения задач ускорения и изменения качествароста, технологизации всей экономики) потенциалу АП, не предоставляетвозможности принятия в ее отношении простых и безболезненных стратегическихрешений. Их экономический аспект заключается в том, чтобы с максимальнойвыгодой распорядиться наследством прежней экономической системы:научно-конструкторскими и технологическими школами, экспериментальными базами,производствами, кадрами, системами авиаперевозок и т.д.
Перспективыразвития российской АП, ее роль на мировом рынке авиатехники будут в дальнейшемопределяться ее способностью адекватно оценивать ситуацию и реагировать наменяющуюся геополитическую обстановку в мире, способностью критическогоосмысления своего прошлого пути развития, успешностью выхода из современногокризисного состояния, способностью и решительностью интеграции в мировоеэкономическое пространство, владения современными методами управления имеханизмами технологического развития.
Наиболеерациональный путь решения проблем собственного развития российскойавиапромышленности лежит через развитие внутреннего рынка авиатехники и услугвоздушного транспорта, а также через стабильное финансирование возрастающегогосударственного заказа. Тогда и благоприятная конъюнктура мирового рынка сыграетсвою положительную стимулирующую роль.
Заключение
В результатепроделанной работы я получила теоретические и практические знания в областигосударственной отраслевой политике, лучше поняла проблемы авиапромышленности,разобрала пути их решения.
Комплекс мер, предусмотренных в рамках стратегиигосударства, позволит обеспечить динамичное развитие российскойавиапромышленности на основе частно-государственного партнерства, современныхмеханизмов корпоративного управления, совершенствования правовой базы и новыхметодов государственной поддержки. Это позволит принципиально изменить стратегическуюконкурентную позицию авиапромышленности России на мировом авиарынке, чтофактически приведет к ее возвращению на этот рынок в качестве мирового центраавиастроения, продвигающего новую конкурентоспособную авиатехнику.
Список использованныхисточников
1. Авдашева С.Б. Анализструктур товарных рынков, 1998 г.;
2. Вурос А.В. Экономикаотраслевых рынков, 2000 г.;
3. Глазьев С.Ю. Теориядолгосрочного технико-экономического
4. развития,1993;
5. Тарамуха Ю.В. Экономикаотраслевых рынков, 2002 г.;
6. ОйкенВ. Основные принципы экономической политики, 1995;
7. ХэйД. Теория организации промышленности, 1997 г.;
8. Шанин С.А. Экономическаяоценка влияния НТП на потенциал электросбережения в отраслях народногохозяйств, 2003;
9. Шерер Ф.М. Структураотраслевых рынков, 1997 г.;
10. Бендиков М.А.,Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий //Менеджментв России и за рубежом №5, 2000;
11. Бендиков М.А.,«Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг вРоссии и за рубежом, №2, 2001;
12. Кузовкин А.,Потенциал энергоснабжения // Экономист №5, 2000;
13. Фоломьев А.«Высокотехнологичный комплекс в экономике России», Экономист, №5, 2004 г.
14. Яковец Ю.В. Рынок, изобретения и инновации./ «Вопросыизобретательства», №1, 1991 г.