Реферат по предмету "История"


Александр 2

Содержание ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА 3 ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ 5 ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14 Введение. Исторические пути России, судьба ее реформ – одна из постоянных, неиссякаемых тем

Руссой мысли. С новой остротой она заявляет о себе в пе-реживаемый исторический момент. Вопрос о Российских реформах волнует современную общественную мысль - от размышления интеллектуалов, профессионалов, политиков, до бытового сознания. Представляется поучительным и актуальным вернуться к истокам Российских реформ, попытаться проследить их исторические и теоретические предпосылки, перипетии их решения, их воздействие на историю страны, оценить их объективный смысл с позиции современного исторического

опыта. Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей

жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха. Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независи-мость судебной власти. Целью данной работы является исследование деятельности Александра II по реформированию системы государственного управления.

Земская реформа представляет особый интерес для изучения, т.к. она существенно изменила го-сударственный строй России, внесла в духовную, политическую и экономическую жизнь российского общества новые веяния, повлияла на эволюцию социальной структцры. Глава I. Личность Александра II Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 г. в

Московском Кремле. Наследником престола Александр Николаевич был объявлен высочайшим манифестом 12 де-кабря 1925 г. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. На-ставником цесаревича был Жуковский В.А воспитателем – Медер К.К среди учителей – генерал Ушаков П.П. (главный воспитатель), Сперанский М.М. (за-конодательство), Арсеньев К.И. (статистика, история),

Конкрин Е.Ф. (финансы), Брунов Ф.И. (внешняя политика). В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Сам ученик тоже выделял историю среди других предметов, любил ее. Хорошо знал Александр такие предметы, как русский язык, география, этнография, логика, философия, математика, естествознание, физика, минералогия, геология. Свободно говорил на французском, немецком, английском,

польском языках. В отдельную группу выделялись предметы, и занятия неправленые на раз-витие природных дарований: рисование, музыка, гимнастика, фехтование, пла-вание и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение, декламация. Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями госу-дарственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы.

В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Воспитательные усилия Николая были направлены также на внушение на-следнику идеи незыблемости самодержавия в России. Характерен один из таких уроков данный Александру в связи с известием, что французский король Карл Х отрекся от престола в страхе перед революцией.

Николай I сказал по этому поводу: Сын мой! Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один день шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но на ступенях трона Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также между учителями и наставниками и их воспитанниками.

Александр был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность. Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако отмечалось и от-сутствие усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам.

Александр не проявлял большого интереса и рвения к делам гражданским, но вынужден был постепенно втягиваться в них. В 1839 г. он назначается присутствующим в Государственный Совет, на следующий год - членом Государственного Совета. В 1842 г. по случаю двухмесячного отъезда Николая из столицы на Александра Николаевича впервые возлагается решение всех государственных дел по

Комитету министров, Государственному Совету, министерствам. В последующие годы это становится правилом. Наследнику поручаются все более важные дела, среди которых особое значение имел крестьянский вопрос. Глава 2. Предпосылки и проведение Земской реформы Александр II вступал на престол 36-ти лет от роду, зрелым человеком, достаточно опытным в делах.

1856 год современники характеризовали как время оттепели. Не случайно князь Дмитрий Оболонский, видный деятель либеральной бюрократии, служивший в Морском министерстве, писал в своем дневнике: Он (1856 г.), однако, отличается от предшествующих годов, как перед наступлением весны бывают дни, хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей оттепели. Свободно дышала Россия в этом году…

Была ослаблена цензура, и М.Е. Салтыков-Щедрин, возвращенный из ссылки, был поражен тем, с какой свободой заговорили все и везде – в Министерствах и на улицах, в кабаках и в салонах. После мертвенного оцепенения, в которое была погружена страна, наступило время, когда слово превратилось в реальную общественную силу. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформ. Были сняты запреты, введенные в университетах, разрешена свободная выдача загра-ничных паспортов (количество

выезжающих с 1856 по 1859 г. увеличилось в 4 раза), проведено сокращение армии и т.д. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключенным, – оставшимся в живых декабристам, петра-шевцам, участникам польского восстания 1831 г. В результате 9 тыс. человек освобождались от административно – полицейского надзора. Государь был воодушевлен самым искренним намерением, сделать все для устранения недостатков русской

жизни. Еще в первый год своего царствования на отчете министра внутренних дел он сделал надпись: Читал с большим ин-тересом и благодарю, в особенности за откровенное изложение всех недостат-ков, которые с Божию помощью и при общем усилии с каждым годом буду устранять Первым, главным из этих недостатков государь считал крепостное право, и он решил непременно его уничтожить. Освобождение крестьян создало благоприятные условия для развития хозяйственной инициативы, для самостоятельной

и ответственной деятельности в экономике. Еще в 1859 г. государь образовал особую комиссию, которой поручил выработать проект устройства земских учреждений. При этом в руководство комиссии государь предуказал: Необходимо предоставить хозяйственному управлению в уезде большее единство, большую самостоятельность и большее доверие Поручив разработку этого дела особому вниманию нового министра внутренних дел

Валуева, государь следил за тем, чтобы оно шло без прово-лочки. На одном докладов представленных Валуевым император написал: Требую, чтобы дело это непременно было окончено до 1 января 1864 г Прежние законы о губернских и уездных учреждениях знали только со-словное самоуправление. По закону 1775 г. под губернией разумелся округ с населением 300 – 400 тыс. жителей, а под уездом -

округ в 20-30 тыс. жителей. В каждом губернском городе существовали следующие учреждения: 1) губернское правление под председательством губернатора, это было место, управляющее всей губернией в силу законов именем императорско-го величества ; 2) казенная палата под председательством вице-губернатора, которая веда-ла все денежные и хозяйственные и казенные дела; 3) судебные палаты: гражданского суда и уголовного суда для надзора над низшими судами в губернии;

4) совестный суд, рассматривающий дела не по формальному указанию за-конов, а по естественной справедливости; 5) приказ общественного призрения - для управления народными школами, больницами, богадельнями, тюрьмами. В губернском правлении и палатах заседали правительственные чиновни-ки, а в совестном суде и приказе общественного призрения – выборные от со-словий заседатели под председательством чиновника. В каждом уездном городе существовал нижний земский суд, соответство-вавший губернскому правлению и

ведавший в уезде всю администрацию и полицию. Он состоял из председателя (исправника или капитана) и двух заседателей. Всех их избирали дворяне уезда. В городах же за порядком на-блюдали назначаемые от правительства городничие. Система местных учреждений до земской реформы 1864 была построена на принципе разделение властей и ведомств. Дворянам дано было право избирать администрацию уезда и, таким образом, владея землями в уезде, представлять там и правительство.

Можно сказать, что существовало земское самоуправление, действующее под контролем коронной администрации (губернского правления и палат). Дворяне каждой губернии составляли общество (корпорацию) и имели право собраний. Через каждое 3 года они собирались в губернском городе для выборов и суждений о своих делах. Они избирали из своей среды предводителей дворянства (губернского и уездных) и должностных лиц во все учреждения своей губернии. Подобно дворянам, городовые обыватели составляли градское общество владевшее

общим городским имуществом и обладающее правом собраний. На этих собраниях горожане избирали себе городского голову и должностных лиц, обсуждали свои дела и нужды и имели право обращаться по своим делам к губернатору. Хозяйством города управлял городской голова и шестигласная дума, в которую входило по одному представителю от шести разрядов городских обы-вателей. Эти разряды записывались поименно в шесть частей обывательской

книги Продолжало действовать, установленное еще Петром Великим, разде-ление купцов на гильдии, а ремесленников на цехи. Существующее сословное самоуправление не давало очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и не чем в жизни не объединяемые, ‘' городовые обыватели не имели возможности сложиться в одно общество градское и развивать свое самоуправление.

Земская реформа 1864 г. исполнила волю государя. Было высочайше ут-верждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях По этому положению лицам всех сословий, владеющим в пределах уездов известным земельным или иным имуществом, а также сельским крестьянским обществом предоставлялось право участие в делах хозяйственного управления через выборных – гласных, составлявших уездные и губернские земские соб-рания.

Органы местного самоуправления в губерниях и уездах – земства - стали всесословными выборными учреждениями. Выборы в земства производились на основе имущественного ценза, по ку-риям. Первая курия – землевладельческая – состояло из обладателей земли от 200-до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. руб. Вторая курия – городская – объединяло собственников городских промышленных и торговых заведений с оборотом не менее 6000 руб. в год и представителей владельцев собственности,

составлявшей до 1/20 частей ценза. Выборы по третьей курии – сельских крестьянских обществ – были многостепенными. Земства избирались на три года. Земские распорядительные органы – собрания гласных – выбирали исполнительные органы – земские управы в составе председателя и нескольких членов. Собрание гласных происходили раз в год. В их компетенцию входило распределение государственных налогов, утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование.

В конце 70-х годов в земства были открыты в 35 из 59 губерний. В 1865-1867 г.г. дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне –34,3%, купцы 10,2%, духовенство - 1%, представители других сословий – 2,7%. Для непосредственного же ведения разных отраслей земского хозяйства были созданы земские управы – уездные и губернские. Уездные земские собрания, под председательством уездного предводителя дворянств, собирались ежегодно

на короткий срок для руководства хозяйст-венными делами уезда. Земские распорядительные органы – собрания гласных – выбирали исполнительные органы – земские управы в составе председателя и нескольких членов. Управы были учреждениями постоянными: на основании закона и полномочий земского собрания они ведали всеми земскими делами своего уезда. Каждый год в губернском городе происходил съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии.

Собрание гласных происходили два раза в год. В их компетенцию входило распределение государственных налогов, утверждение местных нало-гов, местное хозяйство, медицина, образование. Деятельность земских учреждений была подчинена надзору губернаторов и министерству внутренних дел. В случаях недоразумений земству было пре-доставлено право обращаться с жалобами в сенат. Ведению земств подлежали дела по народному образованию, попечение о народном здравии, продовольственное

дело, страховое дело, ветеринарное де-ло, школы, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов, страхование и прочие земские дела требовали больших средств. Поэтому земствам было предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды, образовывать земские капиталы, приобретать имущество. Составляя статистические отчеты, пропагандируя передовые методы хо-зяйствования, контролируя условия

содержания заключенных в тюрьмах, организуя помощь населению в неурожайные годы и общественные работы, занимаясь дорожным строительством, земские деятели постепенно изменяли и условия жизни, и привычные взгляды, и нравы. Политические права земств были не слишком велики. Земства могли обращаться к правительству с ходатайствами, но не обладали законодательной инициативой. Межгубернские объединения земств не разрешались. Губернатор мог отменить распоряжения земских собраний

и управ. При своем полном развитии земская деятельность должна была достичь большой сложности и хватить собой все стороны местной жизни. В земских учреждениях наиболее видное место заняло дворянство, потому что дворянство было сословием наиболее образованным и подготовленным к самоуправлению. Земство водилось постепенно. Прежде всего, земские учреждения были открыты в Самарской губернии в феврале 1865 г. В том же году эти учре-ждения были ведены в 17 губерниях.

К концу царствования императора Александра II земство существовало уже в 33 губерниях Европейской России. Преобразования Александра II внесли много нового в духовную, политическую и экономическую жизнь российского общества, наложив отпечаток на те процессы, которые начались еще в предреформенный период. Этот период стал периодом радикальных преобразований российского общества. Реформы этой эпохи, в том числе Земская реформа, существенно изменили государственный строй империи,

стимулировали экономическое раз-витие страны, повлияли на эволюцию социальной структуры. Глава 3. Последствия реформ Александра II В первое пореформенное десятилетие еще не сложились духовные и соци-альные предпосылки, облегчавшие реализацию подобных прогрессивных стремлений. Достигнутое в 60-70 гг. ХIХ в. относительное общественное согласие не было прочным. По мере того, как прояснялся характер реформ, проявлялась и крайняя противоречивость политического

курса Александра II. Инициаторам реформ в правительстве казалось, что нововведения улучшили старую самодержавно-авторитарную систему власти, но жизнь требовала из-менить ее в принципе. Это власти не хотели делать. В правительстве развивался конфликт между сторонниками реформаторского курса и тем, кто стремился затормозить преобразования, полагая, что они лишь создают новые проблемы, совершенно не решая старых. Теряло свое единство и общественное движение.

Либералы настаивали на созыве Всероссийского земского органа. Но их пугал народнический террор, нарастание новых общественных противоречий. С начала 1878 г. резко активизировалась деятельность революционного подполья. На что правительство ответило репрессиями. Был создан аппарат полицейских урядников для борьбы с крестьянским движением, организована сыскная полиция для преследования революционеров.

Обыски, аресты стали привычным явлением. Образованное общество в лице земств, некоторых дворянских собраний все настойчивее стали ставить перед правительством вопросы о продолжении реформ, прежде всего в сфере управления страной. Либеральная пресса откры-то выражает надежду на то, что правительство будет искоренять крамолу не только полицейскими методами, но и опираясь на лояльные круги общества. При этом политика реформ должна была быть продолжена.

Цензурные ограничения, несколько ослабленные в 1860-х гг продолжали оказывать негативное влияние на российский реформаторский курс. Публикация статистических сведений, собранных земствами, знакомство русских читателей с переводными сочинениями самой разной тематики и на-правленности стали встречать препятствия со стороны полицейских властей. Бюрократия даже когда не мешала образованной публике обмениваться суждениями, не слишком прислушивалась к высказывавшимся мнениям, что часто придавало последним оттенок

оппозиционности. Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов в самом конце 70-х г.г. предложил императору пойти на уступки либеральным ожиданиям образо-ванного общества и созвать в столице специальные комиссии из представителей земств, городов, дворянских обществ, которые вместе с правительством занялись бы разработкой проектов новых реформ. 1 марта 1881г. Александр II подписал бумаги, предложенные

М.Т. Лорис-Меликовым, но в этот же день он был убит революционерами – террористами. Организаторами и участниками покушения на императора были А.И.Желябов, С.Л. Перовская, Н.И.Кибальчич, Т.М.Михайлов, и Н.И.Рысаков. Таким образом, Александр II и его сторонники многого не успели, не смогли или не захотели доделать. Но их усилиями страна все же была выведена из крайне опасного положения, грозившего социальным

взрывом. Реформы были необходимостью, что хорошо понимали люди, планировавшие и осуществлявшие их. Однако, не все реформаторы сумели вполне оценить новые возможности, открывавшиеся благодаря преобразованиям. Эти оставшиеся неиспользованными возможности предстояло осознать государственным и общественным деятелям следующих поколений, которые могли или продолжить начатое в эпоху Александра II строительство, или ограничиться текущим ремонтом, латанием наиболее зияющих прорех.

Иными словами, реформы поставили страну перед выбором: завершить постепенный переход от архаичных социальных и политических структур к гражданскому обществу и правовому государству или попытаться сохранить эти структуры в несколько подновленном виде. Заключение. Либеральные взгляды Александра II были весьма умеренными. Он был воспитан в традициях самодержавия и имперских приоритетов.

Но он осознавал необходимость глубоких реформ либерального характера и осуществил их на протяжении всего царствования. Не всегда уверенно и после-довательно, иногда даже делая явные уступки консерваторам, но все же реформы Александр II осуществил кардинальные. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа 1 января 1964 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях

Если бы мечты либералов ХIХ осуществились, то Россия сделала бы важный шаг к конституционной монархии – форме правления, которая по-зволяет учитывать в практической политике настроения, господствующие в обществе, в отдельных ее слоях. Однако ни Александр, ни реформаторы из числа высших чиновников не были настроены столь решительно, как либералы, не занятые государственной службой. Упадок дворянства и демократизация общества были первым последствием реформ 60-х гг.

ХIХ столетия. Следующим последствием реформ было умственное брожение радикально-политического характера. Преобразования государственного и общественного строя, предпринятые императором Александром II, не имело в виду изменить в России образ правления и ввести политическое представительство. За дарованием новых учреждений, судебных и земских, в которых действовали выборные представители общества, не последовало политической реформы, которая бы привлекла этих представителей общества к высшему управлению

государством. Список литературы 1. Головатенко А. История России: спорные проблемы. Пособие для по-ступающих на гуманитарные факультеты. –Изд.2. М.: Школа-Пресс, 1994. С –119-128. 2. Горинов М.М Горский А.А Дайнес В.О. и др.; под ред. Зуева М.Н. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы. –М.:

Высш. шк. – 1994. С – 157-159. 3. Государственные деятели России ХIХ-нач. ХХвв М 1995. 4. Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 т.Т.5 М.:Мысль,1990. С.236-242. 5. Корелин А.П.// Российские самодержцы 2е изд-е, Москва; Междуна-родные отношения 1994 г. С – 159-214. 6. Моряков В.И Федоров В.А Щетинов Ю.А. История России

Изд. М.: ун-та, 1996 г. С. 205-214. 7. Наше отечество: Опыт политической истории/ Кулешов С.В Волобуев О.В. и др М.:Тетра,1991,Ч.1 С92-93. 8. Платонов С.Ф Учебник русской истории. Систематический курс. В 2 ч.: М.: Прогресс, 1992. С. – 356-358. 9. Российские самодержцы, 1801-1917 гг

М.: Международные отноше-ния,1994. 10. Сироткин В.Г. Великие реформаторы России М 1991.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.