Реферат по предмету "Экономика"


Несколько слов о "Парадоксе" Гиффена

Несколькослов о «Парадоксе» Гиффена
С.Г.Светуньков
Кто-тоиз читателей готов заявить, что новые типы кривых спроса вообще противоречатсмыслу. На самом деле это не так. Полученные мною построения вовсе не являютсячем-то удивительным, парадоксальным и выходящим из ряда вон. Как раз именно онипозволяют свести известные в экономике явления, которые до сих порпредставлялись некоторым парадоксом, в единую и целостную систему, не оставляяв ней никаких исключений.
Самымлучшим доказательством этому утверждению будут служить явления, кажущиесяпарадоксальными с позиций классической теории, рассматривающей рыночноеравновесие на плоскости.
Самыйизвестный парадокс в экономической теории — «парадокс Гиффена».Английский экономист прошлого века Р.Гиффен обратил внимание на то, что вовремя голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофельсущественно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречитклассической постановке закона спроса — при росте цены на товар объемприобретаемого товара должен уменьшаться.
Этоявление и получило название «парадокса Гиффена». В экономическойтеории, которая рассматривает множество различных товаров, даже выделяют особонормальные товары и «товары Гиффена» (смотри, например, [11, с.99]).
ПарадоксГиффена экономистами объясняется следующим образом [2, с.43-44]: «Дело втом, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков.Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих икачественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительнонаиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос… подобная ситуацияпредставляет единственно возможное исключение из общего закона спроса».
Впрочем,в других отечественных научных источниках я встречал ту же самую историю,только не с картофелем, а с хлебом. И не с ирландскими бедняками, а санглийскими. Но это не меняет сути изученного явления.
Такимобразом «парадокс Гиффена» рассматривается как исключение из закона.Есть несколько очень логичных интерпретаций этого явления в более сложнойпостановке, в том числе и с помощью инструментария математическогомоделирования, когда рассматривается общая система взаимосвязей товаров, цен,объемов и доходов. При этом приходится делать ряд допущений о замкнутостисистемы, о характере доходов и т.п.
Ктому же известно, что открытое Гиффеном явление вовсе не является исключениемиз совокупности всех экономических наблюдений, именно поэтому теоретики иговорят о «товарах Гиффена», а не об одном товаре.
/>
Рисунок1. Классические кривые спроса и «парадокс Гиффена»
Еслирассматривать кривую спроса в классической постановке (рисунок1), то легкоубедиться в том, что действительно по закону спроса такое поведениепотребителей в принципе невозможно — с увеличением цен на товар объемы егоприобретения должны уменьшаться, но не увеличиваться. Увеличение объемов спросапри одновременном увеличении цен по сути классической теории означает переходот старой кривой спроса при доходе C1 к новой кривой спроса при новых, болеевысоких доходах C2, что показано стрелкой на рисунке 1.
Рассмотрюданный парадокс в полученной выше интерпретации. Для этого воспользуюсьграфиком рисунка 1.4.5 и изображу его на новом рисунке 2.
Таккак картофель составлял основной продукт питания, то вполне логичнопредположить, что товар находился на том участке поведения поверхности спроса,который характерен для дохода, превышающего Сtr, то есть объем потребленияминовал стадию «ажиотажного потребления».
Таккак картофель к тому же является одним из самых дешевых продуктов питания и егоцена невелика, вполне очевидно, что участок кривой спроса, соответствующийэтому состоянию рынка, находится в первой части графика рисунка 2.
/>
Рисунок2. Кривая спроса при доходе, превышающем Сtr и участок Гиффена
Еслипри этом в некоторый момент времени продавцы назначают цену товара, равную Р1,то объемы потребления будут равны Q1. Уменьшение цены на картофель, как это непарадоксально звучит, но вполне логично следует из рисунка 2, приведет кснижению объемов закупок, а ее повышение приведет к увеличению закупок. Вслучае, изученном Р.Гиффеном, произошло последнее — цены на картофель былиповышены до размеров Р2, а объемы продаж картофеля увеличились до Q2. Какследует из графика рисунка 2, дальнейшее увеличение цен в конечном итогепривело бы к падению объемов приобретения картофеля.
Такимобразом, следует признать, что «парадокс Гиффена» вовсе не являетсяпарадоксом, нарушающим экономические законы и служащим исключением из правил, аявляется вполне естественным элементом общей системы рыночного равновесия, еслирассматривать это равновесие в пространстве «цена-объем-доход».
Аналогичноеповедение некоторых товаров можно обнаружить и в современном мире вэкономической жизни любой страны, так как обязательно существует такой товар,потребление которого при данных доходах потребителей соответствует характерурисунка 2. При этом вовсе не обязательно, что таким товаром должен быть дешевыйпродукт типа картофеля. В экономически развитых странах такими товарами могутбыть и предметы роскоши. Действительно, выше было показано (рисунок 1.4.9),что кривая спроса, полученная для товара, не являющегося товаром повседневногоспроса, может иметь в отдельных случаях точно такую же форму, как только чторассмотренная кривая, и на ней также должен быть участок Гиффена.
Ещев начале XX века дискутировался вопрос о возможном существовании графиковспроса, имеющих положительный угол наклона касательной к графику [9]. Врезультате этой и других дискуссий было единодушно решено, что подобноеповедение кривых спроса считалось и считается своеобразным исключением изправила. А из всего сказанного в данном параграфе, следует как раз вывод о том,что выявленное впервые Гиффеном поведение потребителя не является«парадоксом» в рыночной экономике, а является вполне реальнойзакономерностью, дополняющей классическое поведение спроса, и поэтому его неследует называть «парадоксом». Эффект Веблена, который зачастуюприводят в книгах по экономической теории как некоторое взаимосвязанное спарадоксом Гиффена явление, подтверждает это утверждение.
Здесьуместно сделать еще одно важное замечание. В самом начале книги я предложилпо-другому изобразить графическую модель кривых спроса и предложения ирасположить оси координат в соответствии с их математическим смыслом. Если быэтого не было сделано, было бы очень сложно построить поверхность спроса, и ужсовсем проблематично было бы построение тех кривых спроса, которые получены вданном параграфе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.marketing.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.