Введение
Экономический интерес и изобретательность предприимчивых людей активносодействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности.Поэтому большинство развитых регионов нашей страны поощряет их деятельность иособенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малыхпредприятий.
В целевой программе «Государственная поддержка и развитие малогопредпринимательства» Красноярского края имеются пробелы. Далеко не всежелающие открыть свое дело сегодня могут рассчитывать на помощь власти.Первоочередная задача властей — поддерживать бизнес, который уже состоялся.
Переход к рыночным отношениям в экономике определяет необходимостьорганизационно-экономических новаций во всех областях хозяйственнойдеятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ,способствующих развитию конкурентной рыночной среды наполнению потребительскогорынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкогокруга собственников является развитие малых форм производства.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малоепредпринимательство в Красноярском крае на современном этапе его развития,выявить его особенности и обозначить проблему.
1. Характеристика организации частного предприятия«Маникюр-Салон»
1.1Организационно-правовая форма
Индивидуальный предприниматель Владимирова Анна Владиславовна начала своюдеятельность в 2007 году с момента получения свидетельства о внесении в Единыйгосударственный реестр индивидуальных предпринимателей — записи обиндивидуальном предпринимательстве в соответствии с законом «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Предприятиесоздано без ограничения срока, но может быть реорганизовано или ликвидировано всоответствии с действующим законодательством. Индивидуальный предпринимательВладимирова А.В. располагает свою организацию на площади 18 кв. м по адресу: г.Красноярск, ул. Водянникова, 2В
1.2 Основные направления деятельности
Предприятие создано для удовлетворения потребностей населения вкосметических услугах, роста материального благосостояния своих сотрудников,обеспечения занятости населения, увеличения поступлений в местный бюджет иполучения прибыли. Цель создания предприятия: оказание комплекса услуг поманикюру, педикюру, наращиванию ногтей, их дизайна и коррекции. Наименованиепредприятия, характеризующее его деятельность, «Маникюр-Салон»
1.3 Численность и профессиональный состав
Организационная структура ЧП «Маникюр-Салон» является довольно простой всвязи с её малыми размерами и относительно небольшим количеством сотрудников. Ворганизации работают 5 человек, а именно Директор, 2 мастера маникюра ипедикюра, 2 специалиста наращивания коррекции, наращивания и «Аква-дизайна».Большая часть сотрудников имеет среднее и средне специальное образование, атакже дипломы об окончании курсов по оказанию такого рода услуг.
1.4 Техническое оснащение
Перечень оборудования: компьютер «Samsung», сушка для ногтей «Smile С12»,сушка для ногтей «VRA», маникюрный электрический набор 2 шт.,ванночка-массажер, спец. прибор для дизайна ногтей «BOSH»
1.5 Финансовая деятельность
Согласно Налоговому кодексу РФ учет доходов и расходов предпринимателя, атакже сдача налоговой, статистической и другой отчетности осуществляется спомощью специализированной консалтинговой фирмы.
2. Малый бизнес и его развитие в крае на примере ЧП «Маникюр-Салон»
2.1 Понятия и критерии малого бизнеса
Малый бизнес в Красноярском крае постепенно, медленно и непросто, норазвивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики иявляется органической ее частью.
Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисногосостояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннемпотенциале малого предпринимательства.
Что же называют малым бизнесом?
Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают собъемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходяиз этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес.
Одним из обязательных критериев является ограничение средней численностиработников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующийкалендарный год:
- для средних предприятий — от 101 до 250 человек;
- для малых предприятий — до 100 человек.
Среди малых предприятий выделены микропредприятия, средняя численностьработников которых составляет до 15 человек.
В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательствапонимают также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностьюбез образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности,доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
2.2 Значение малого бизнеса на современном этапе
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономикеКрасноярского края является разгосударствление и приватизация имуществагосударственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких,малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либоединоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой импродукции.
В настоящее время в экономике Красноярского края одновременнофункционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляетсядеятельность, базирующаяся на личном и семейном труде
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологическихособенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные свысокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, длякоторых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые ихразмеры оказываются предпочтительнее.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных помасштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, инебольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогрессаявляется концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большимиматериальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами.Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые иопределяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился рост мелкого и среднегопредпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительныхкапиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников.Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, атакже в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производстваопределяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством;близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производствомалыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньевуправления и т.д. Малому производству способствует дифференциация ииндивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятныеусловия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаютсядополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка;расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет кнасыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшемуиспользованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферуприложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, нопрежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания еготворческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этотфакт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организацииобщественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересамРоссии. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны вцелом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получилагосударственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процессобщественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности,приумножает национальный доход и национальное богатство. Малоепредпринимательство является таким источником развития, от которого страна неможет отказаться ни сейчас, ни в будущем.
2.3 Современные формы предпринимательской деятельности в Красноярскомкрае
В России, в соответствии с Гражданским Кодексом, создаются следующиеорганизационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности:хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы,государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товариществаи товарищества на вере (коммандитного).
Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи)заключили между собой договор о создании предприятия для совместного веденияопределенной хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полноготоварищества служат вклады его участников. Полному товариществу не требуетсяустав. Оно создается и действует на основе учредительного договора, которыйподписывается всеми его участниками. В учредительном договоре указываютсянаименование товарищества, место его, нахождения, порядок управления егодеятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядокизменения доли каждого из его участников. Здесь содержатся также сведения обответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей повнесению вкладов и др.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между егоучастниками пропорционально их долям в складочном капитале. Для определенияразмера налогов каждый участник прибавляет свою долю прибыли к имеющемуся унего доходу и с этой суммы платит налоги.
Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своимимуществом по обязательствам товарищества.
Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) товариществе (илитовариществе на вере). Наряду с участниками, осуществляющими от именитоварищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствамтоварищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколькоучастников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных сдеятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществомпредпринимательской деятельности.
Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет устава. Оносоздается и действует на основе учредительного договора, который подписываетсявсеми полными товарищами.
Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятийхозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество сдополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимыеобщества.
На начальном этапе перехода экономики России к рыночным отношениямширокое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью(ТОО). Гражданским Кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества сограниченной ответственностью. Такое общество учреждается одним или несколькимилицами. Уставный капитал его разделен на доли определенных учредительнымидокументами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В отличие от общества с ограниченной ответственностью участники обществас дополнительной ответственностью солидарно несут ответственность по егообязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере кстоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. Прибанкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам обществараспределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
Широко распространенной формой предпринимательства в современных условияхявляются акционерные общества. Большинство их создано путем приватизациигосударственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал акционерногообщества разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества(акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных сдеятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участникиоткрытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции безсогласия других акционеров. Такое акционерное; общество может проводитьоткрытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом онообязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет,бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
В отличие от открытого в закрытом акционерном обществе акциираспределяются только среди его учредителей или иного заранее определенногокруга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемыеим акции.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное правоприобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерногообщества служит устав, утвержденный учредителями. В нем, помимо общих сведений,должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальнойстоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правахакционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядкепринятия ими решений и др.
Гражданским кодексом впервые определены дочерние и зависимые общества.Дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное)хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в егоуставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения,принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основногообщества (товарищества). В то же время основное общество (товарищество)отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним воисполнение его указаний.
Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяйственноеобщество. Зависимым признается такое хозяйственное общество, если другое,преобладающее или участвующее общество имеет более 20% голосующих акцийакционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченнойответственностью.
Несколько своеобразной организационно-правовой формой предпринимательскихпредприятий являются производственные кооперативы. Производственнымкооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан длясовместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной наих личном трудовом и ином участии.
В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносыего членов. Сферой деятельности такого кооператива может быть, помимопроизводства, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и инойпродукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание другихуслуг.
Учредительным документом производственного кооператива служит его устав,утверждаемый общим собранием его членов. Важной особенностью производственногокооператива является то, что он не вправе выпускать акции, а также то, чтокаждый член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.
В особом ряду среди организационно-правовых форм предпринимательских(коммерческих) предприятий стоят государственные и муниципальные унитарныепредприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, ненаделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено подолям между работниками предприятия или другими лицами.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные имуниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципальногоунитарного предприятия находится соответственно в государственной илимуниципальной собственности. Оно принадлежит такому предприятию на правехозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие,основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казеннымпредприятием.
2.4 История становления малого бизнеса и этапы его развития
В современном Красноярском краея на протяжении последних лет становлениемалого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политическихпреобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.
Предыстория развития современного малого предпринимательства связана с70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества.
Конституция СССР 1977; года 17-ой статьей подтвердила право граждан наосуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан ичленов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства ибытового обслуживания.
Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономическойдеятельности (Красноярский край), (тыс. руб)
Январь-март 2008 года В % к итогу Всего 48748987,1 100,0 Из него: Сельское хозяйство охота и лесное хозяйство 1326214,8 2,7 Рыболовство, рыбоводство 8180,2 - Добыча полезных ископаемых 172023,7 0,4 Обрабатывающие производства 3094158,9 6,3 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 304422,6 0,6 Строительство 2249298,3 4,6 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий 35619141,3 73,1 Гостиницы и рестораны 566273,0 401,0 Транспорт и связь 1221692,5 2,5 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3476192,6 7,1 Образование 3709,4 - Здравоохранение и предоставление соц. услуг 415929,0 0,9 Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг 291750,8 0,6
Для периода 1985—1987 гг. характерно зарождение и деятельность центровнаучно-технического творчества, временных творческих коллективов приобщественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленностьучастников предпринимательства и его экспериментальный характер, формированиеэмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базечастной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Принципиальное значение в эти годы для развития малогопредпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальнойтрудовой деятельности», в 1987 году Закон «О государственном предприятии»(распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление ЦК КПСС иСовета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранногокапитала (1987 год).
Во время этапа 1987-1988 гг. сфера деятельности малого бизнесарасширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынкапотребительскими товарами. Этот период назвали этапом «кооперативногодвижения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределениикапиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Рост кооперативного движения получил мощный стимул к развитию с принятиемЗакона «О кооперации» (1988 г.У В этом документе нашел законодательноевоплощение новый подход к экономической политике, так как закон выражал и бралпод защиту сердцевину кооперативного строя — демократизм.
В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законепредусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий ихозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий:индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственногообщества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместныепредприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия моглиобъединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому,территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились насоюзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие самомогло устанавливать цены на свою продукцию.
Начало 90-х годов характеризуется дальнейшим ростом внимания широкойобщественности и экономистов к возможностям малого предпринимательства какважнейшего фактора формирования рыночных отношений. Появляется рядосновополагающих документов: Постановление СМ СССР №790 «О мерах по созданию иразвитию малых предприятий» от 08.08.1990 г., Постановление СМ РСФСР «О мерахпо поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18.07.1991 г. № 404.Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства.Происходит перерегистрация кооперативов, возникших во второй половине 80-хгодов, в малые предприятия; вводится ограничение видов деятельности для малыхпредприятий; упрощается их регистрация; расширяются возможности выхода навнешний рынок, что способствует появлению оффшорных предприятий;предусматривается ряд льгот по материально-техническому снабжению для малыхпредприятий.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ малоепредпринимательство прошло следующие этапы.
Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сутиэкономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение ролии места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономическойсреды новой хозяйственной системы. Выходят следующие документы: Указ ПрезидентаРФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485от
30.11.1992 г., Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередныхмерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспеченииэкономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г., Приказ федеральной службы занятостиРоссии «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости сбезработными гражданами,
желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» №37 от г., Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственнойподдержке малого предпринимательства РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ«О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г.,Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малогобизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малогопредпринимательства признается одним из важнейших направлений экономическойреформы.
Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целомдля малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековойприватизации (1992-1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурногокапитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, прицеленаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения вформировании среднего класса частных собственников. Либерализация ценфактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло быстать необходимым источником капитала для ведения собственного дела.
Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этотпротиворечивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад вдеятельности малых предприятий — многие научно-консультационные,торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не даложелаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне небыла достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса.
Второй этап: 1995-1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономическойполитики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашейстране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всейстране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке иразвитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточноширокие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всеймеждународной помощи в этой области.
Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс.14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3законодательно определил статус малого предприятия.
В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалосьследующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли,полученной российской экономикой.
Направленность деятельности государства в области малогопредпринимательства на этот период определяет «Федеральная программагосударственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.»(Утверждена постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. №1256).
Цель этой Программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивоеразвитие малого предпринимательства в производственной, инновационной и другихсферах экономики.
Третий этап: 1999-2001 гг.
Для этого этапа становится характерным обеспечение благоприятных условийдля развития малого предпринимательства на основе повышения качества иэффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно этопровозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержкималого предпринимательства на 2000-2001 гг. События августа 1998 года сталиэтапной вехой для развития малого отечественного бизнеса. Малые и средниепредприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главнымипострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили своюдеятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых длянашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3-5млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократиличисленность персонала, снизили оплату его труда.
В основе всей системы программных направлений закладывается комплексмероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающейразвитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен наразработку концепции формирования правового поля государственной поддержкималого предпринимательства.
Для этого разрабатываются следующие первоочередные законы:
Закон об обществах взаимного страхования создает правовые условия длястрахования рисков предпринимательской деятельности.
Закон о фондах поддержки малого предпринимательства своевременно ставитвопрос о расширении и закреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном,региональном и муниципальном уровнях. Он также нацелен на более эффективноеуправление системой региональных фондов на основе унификацииорганизационно-правовых форм.
Закон об инновационной деятельности направлен на создание устойчивогоправового поля и льготных условий для высоко рискованного малого бизнеса сиспользованием интеллектуальной собственности. Этот закон предусматриваетреализацию схем привлечения, аккумулирования и направления средств частныхинвесторов на развитие малого предпринимательства. И, наконец, он будетсодействовать продвижению ценных бумаг на фондовый рынок.
Четвертый этап (2002 г. — по настоящее время) — в целом ожидаемоеширокомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Причинойявляются возникновение экономических барьеров на пути входа на рынок, с однойстороны, и неудавшийся попытки уменьшить административные барьеры — с другой.Рост внутреннего спроса и ускорение темпов роста экономики коренным образомповлияли на ситуацию в инвестиционной сфере, однако инвестиционные расходыконцентрируются в сырьевом секторе, предприятия которого получили в 2000-2001гг. наибольшую выгоду от использования положительной внешнеторговойконъюнктуры.
С 2002 года важнейшие изменения произошли в сфере налогообложения.Основным направлением реформирования стало упрощение налоговой системы,снижение налоговой нагрузки на производителей, улучшение инвестиционногоклимата в стране.
С июля 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон «Огосударственной регистрации юридических лиц», который существенно упрощаетпроцедуру выхода на рынок для юридических лиц, ликвидируя двухступенчатуюсистему регистрации малых предприятий.
В целях совершенствования налогообложения субъектов малогопредпринимательства принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ«О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодексаРоссийской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации оналогах и сборах, а также о принятии утративших силу отдельных положенийзаконодательных актов Российской Федерации».
Анализ стадий развития российского малого предпринимательства показал,что, несмотря на предпринимаемые меры, в стране до сих пор не созданы условия,действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий,но и их эффективному и устойчивому развитию, т.е. малое предпринимательство таки не стало основой роста и стабилизации отечественной экономики.
Решение данной проблемы невозможно без создания специальнойинфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
2.5 Основные проблемы малого бизнеса
Конечно же для Красноярского края и для страны в общем малый бизнес врядли сможет стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишьсвязующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленныхпредприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферыэкономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонти техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги;бытовое обслуживание населения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, атакже посредническая деятельность.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательнаянеразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующиебизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении,неся большие затраты, выплачивая высокие налоги. Отсутствие четкого механизмареализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения вполучении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсовпоставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело ксокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническуюдеятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующееположение. Кроме того, существует большое количество предприятий,зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаровнародного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее,занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование,отсутствие фондового рискового капитала — все это затрудняет продолжениеэффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не нарасширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий — низкий уровеньфинансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей спервоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов наприемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействиена развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказываютнеразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированногооборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес — глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только частьзарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянииприступить к реальному производству продукции.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной,налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения,системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовыхусловий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтоврыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционногои венчурного предпринимательства, информационной, консультационной иаудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественнойсистемы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку ипереподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социальноактивных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающиеподдержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестицийк развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средствагосударственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного, а принеобходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использованиягосударственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, астрахование и предоставление гарантий под кредит.
2.6 Способы организации малого бизнеса – смешанная форма предпринимательскойдеятельности
Основные два способа вхождения в собственное дело — создание предприятияс нуля, либо приобретение существующего предприятия. Третьим способом являетсяпокупка франшизы.
Что такое франчайзинг?
Это система (а также способ) организации бизнеса, при котором однакомпания (франчайзор) передает другой независимой компании или индивидуальномупредпринимателю (франчайзи) право вести бизнес, используя имя и образфранчайзера и реализуя аналогичный с франчайзером товар (услугу) идентичным способом.Франчайзи получает возможность выступать на рынке под маркой франчайзера,используя его репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии и механизмыподдержки. Франчайзи соответственно обязуется осуществлять свою деятельность позаранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливаетфранчайзор. Выполнение этих правил не является недостатком; наоборот,следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможностьсделать прибыль и понять выгодность своего вложения.
Чтобы получить такие права, франчайзи, как правило, осуществляетпервоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Этосвоего рода «аренда» в экономическом смысле, потому что франчайзи получает набрэнд франчайзера не право собственности, а право временного пользования напериод выплаты ежемесячных взносов (что не исключает использование брэнда самимфранчайзером). Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре иявляются предметом переговоров. Франчайзинг позволяет соответствующемупредпринимателю вести бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта изнаний в данной области.
Франчайзинг предлагает испытанные, проверенные в деле «рецепты бизнеса»,которые можно применять многократно на различных франчайзи. При этом франчайзерделится с франчайзи своим опытом — позитивным и негативным, — предоставляя емуструктуру производства и методы ведения бизнеса, услуги в процессефункционирования. Именно поэтому иметь франшизное предприятие предпочтительнее,чем независимое: у франчайзи есть возможность начать новый бизнес, в том числена базе своего, избежав большинства ошибок и, таким образом, сократить путь, покоторому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начатьновое дело, проще говоря, пойти по протоптанной дороге.
Любая компания, работающая на открытом рынке, в процессе своего развитияпереживает ряд этапов. Они общеизвестны: разработка и вывод на рынок новогопродукта, получение «рыночного признания» и экстенсивное увеличение рыночнойдоли на локальном рынке, интенсивное распространение продукта, резкий рострынка сбыта, выход продукта на национальный уровень.
Многие российские фирмы испытывают сложность при переходе на последний изобозначенных этапов.
Между тем, существует несколько моделей решения этой проблемы. Одна изних — запуск собственного франчайзингового проекта. Построение франчайзинговойсети позволяет эффективно решить следующие задачи:
- привлечь финансовый капитал, не прибегая к заемным ресурсам;
- увеличить стоимость бизнеса;
- выйти на региональные рынки;
- ослабить позиции конкурентов;
- усилить свой брэнд;
- максимизировать эффективность канала сбыта;
получить дополнительный доход.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель)обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срокили без указания срока, право использовать в предпринимательской деятельностипользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.
В том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческоеобозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также надругие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак,знак обслуживания и т. д.
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплексаисключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя вопределённом объёме (в частности, с установлением минимального и (или)максимального объёма использования), с указанием или без указания территориииспользования применительно к определённой сфере предпринимательскойдеятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённыхпользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ,оказанию услуг).
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческиеорганизации и граждане,. зарегистрированные в качестве индивидуальныхпредпринимателей.
2.7 Государственная политика в области развития малого бизнеса
В рамках реализации единой государственной политики в области развития малогои среднего предпринимательства был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г.№ 209-ФЗ «О развитии малою и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации» (далее — федеральный закон). Этот закон регулирует отношения,возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственнойвласти Российской Федерации, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малогои среднего предпринимательства. Он определяет понятия субъектов малого исреднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого исреднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В 2008 году принят ряд важных федеральных законов, которые направлены наподдержку и развитие малого бизнеса. В частности, для снятия излишнихадминистративных барьеров и ограничения необоснованных проверок принят Указпрезидента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административныхограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» иФедеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля».
Основными целями государственной политики в области развития малого исреднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях
формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малогои среднего
предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего
предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательствав
продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов
интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки
иностранных государств;
- увеличение количества субъектов малого и среднегопредпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего
предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего
продукта;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего
предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого исреднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
- разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднегопредпринимательства между федеральными органами государственной власти,органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления; ответственность федеральных органов государственной влас,,,,органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектовмалого и среднего предпринимательства;
- участие представителей субъектов малого и среднегопредпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малогои среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственнойполитики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизепроектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовыхактов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местногосамоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднегопредпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями еепредоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднегопредпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательстваи муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
2.8 Виды государственной поддержки субъектов малогопредпринимательства
Нормативные акты:
- Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995
- Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007
- Постановление правительства РФ № 556 от 22.07.2008 «О предельных значениях выручки от реализации товаров [работ, услуг) для каждойкатегории субъектов малого и среднего предпринимательства»
- Правила проведения выборочных статистических наблюдений задеятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства
- Городская целевая программа «Поддержка и развитие малогопредпринимательства в городе Красноярске» на 2008 — 2009 годы
Впервые попытка обозначить размер предприятий и отнести их к какой-либокатегории была манифестирована Федеральным законом № 88-ФЗ «Я государственнойподдержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995. Субъектами малогопредпринимательства признавались коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия РФ, Объектов РФ, общественных и религиозных организаций,благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одномуили «скольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малогопредпринимательства, также не более 25%. Средняя численность работников заотчетный период должна была находиться в рамках следующих показателей: впромышленности, строительстве и транспортной сфере — 100 человек, в сельском хозяйствеи научно-технической сфере — 60 человек, в розничной 51,8% в Красноярском краесоставляют микропредприятия торговле и бытовом обслуживании населения — 30человек, в оптовой торговле и в других отраслях экономики — 50 человек.
Закон, принятый прошлым летом, предлагает провести границу между малым имикробизнесом. Соответственно, ключевые показатели изменились таким образом:средняя численность работников за предшествующий календарный год не должнапревышать 15 человек для микропредприятий, 100 человек — для малых предприятий.Вне зависимости от сферы деятельности. Постановлением правительства РФ № 556 от22.07.2008 определен еще один критерий — объем выручки от реализации товаров,услуг и т. д. (без учета НДС). Так, к микропредприятиям относятся компании сгодовым оборотом до 60 млн. руб., а к малым — до 400 млн. руб. Средний бизнесрасполагается в границах до 1 млрд. руб. Постановление вступит в силу со дняего официального опубликования.
В Красноярском крае по состоянию на 1 января 2008 года насчитывалось 50,1тыс. организаций, в том числе 7,6 тыс. — малых предприятий (15,2%) и 26 тыс. — микропредприятий (51,8%).
Наиболее многочисленной категорией субъектов малого и среднего бизнесаявляются индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие деятельность безобразования юридического лица. На 1000 жителей края приходится 24 ИП, вКрасноярске это соотношение — 28. По данным Красноярскстата, большинство лиц,занятых индивидуальным трудом в 2007 году, находились в возрасте высокойтрудовой активности — от 25 до 55 лет, но вместе с этим в крае естьиндивидуальные предпри¬ниматели и более солидного возраста — от 60 до 72 лет.Мужчин и женщин-предпринимателей примерно поровну — 52,8% и 47,2%соответственно.
Свыше 70% ИП имеют профессиональное образование (более 40% -высшее инеполное высшее, более 30% — среднее и начальное профессиональное), каждыйпятый — общее среднее образование.
Каждый второй предприниматель является работодателем. В среднем по краюна одного работодателя, по данным 2007 года, приходилось около 4 наемныхработников. В различных сферах деятельности эта цифра неодинакова. Например, вобщественном питании каждый пятый предприниматель работает самостоятельно илипривлекает к работе членов семьи, в розничной торговле — каждый третий.Численность работающих у 65% индивидуальных предпринимателей в общественномпитании составила от 1 до 6 человек (в розничной торговле — у 87%).
Среди индивидуальных предпринимателей наиболее распространенным видомдеятельности является розничная торговля — 53% субъектов заняты продажейнаселению потребительских товаров. В остальных сферах деятельности участиемалого бизнеса намного скромнее: 5,8% — обрабатывающие производства, 5,6% — предоставление персональных услуг, 1,8% — строительство и т. д.
Программой социально-экономического развития Красноярского края до 2010года определены приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства:
— выпуск продукций, товаров и услуг,
- переработка древесины и не древесных продуктов леса,
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
- оказание социально-бытовых услуг населению,
- строительство объектов жилищного назначения,
- инновационная деятельность,
- жилищно-коммунальное хозяйство и экология.
По различным оценкам, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет от 12до 17%, в то время как в европейских странах этот показатель в разы больше — от50 до 60%
В рамках этой же программы обозначены мероприятия, направленные наинтенсивный рост сектора малого предпринимательства. Основными механизмами ихреализации должны стать упорядочение деятельности контролирующих, надзорных иправоохранительных органов при осуществлении проверок, упрощение процедурылицензирования, налоговое стимулирование развития малого предпринимательства,развитие кредитования малого бизнеса, создание и развитие инфраструктурыподдержки малого предпринимательства, а также достойное информационноеобеспечение малого бизнеса.
Первым шагом к созданию комфортной информационной среды для малогопредпринимательства стало снижение информационной нагрузки на этот секторэкономики.
Согласно Постановлению правительства РФ от 16.02.2008 № 79 утверждены«Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностьюсубъектов малого и среднего предпринимательства». Новые правила предусматриваютизменение системы наблюдений: пересматривается периодичность представлениястатотчетности, уменьшается число показателей в формах, вводятсяспециализированные формы, характеризующие специфику производственнойдеятельности.
В результате введения этого документа 16% организаций края переведены сежемесячной на квартальную отчетность, 51% — с ежеквартальной на ежегоднуюотчетность (по выборке).
Результатом комплексных мер, по мнению экспертов, должно стать увеличениевклада малых предприятий в ВРП более чем в 2 раза к 2010 году. О том, как вдействительности изменится структура малого бизнеса, позволит судить масштабноеисследование, проведение которого правительство России планирует после 2010
В соответствии с федеральным законом поддержка малого и среднего бизнесаоказывается в следующих формах:
1. Финансовая поддержка (ст. 17) — может осуществляться всоответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектовРоссийской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий,бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий пообязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих
инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Имущественная поддержка (ст. 18) — осуществляется в виде передачиво владение и (или) в пользование государственного или муниципальногоимущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилыхпомещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря,инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготныхусловиях.
Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказаниемимущественной поддержки.
3. Информационная поддержка (ст. 19) — осуществляется в виде созданияфедеральных, региональных и муниципальных информационных систем иинформационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования вцелях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Консультационная поддержка (ст. 20) — осуществляется в виде:
- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектовмалого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услугисубъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельноститаких организаций;
- компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденныхсубъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационныхуслуг.
Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказанияподдержки по определенным направлениям деятельности:
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышенияквалификации
кадров (ст. 21);
- поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст.22);
- поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23);
- поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическуюдеятельность
(ст. 24);
- поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность
(ст. 25).
В соответствии с п. 3 ст. 16 федерального закона № 209-ФЗ определено, чтосубъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Закономформами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средствбюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Реклама
3.1 Методы и средства в рекламной работе в частном предприятии«Маникюр-Салон»
3.1.1 Общие принципы рекламы для малого бизнеса
В связи с тем, что в настоящее время на потребительском рынке практическиво всех сферах конкуренция очень велика, владельцы малого бизнеса стараютсявсеми возможными способами привлечь внимание покупателей к своему товару.Основным способом привлечения покупателей является реклама. Но многие видырекламы являются недоступными для малого бизнеса в силу своей высокой стоимости.Маленький рекламный бюджет подразумевает очень выверенный подход к рекламе,нужно максимально эффективно продекламировать свой товар или услугу, чтобыденьги «не ушли в песок».
У кого же потребители будут приобретать товары и услуги чаще?
Во-первых, у того, кто сделал свою торговую марку известной и хорошораскрученной. Люди настороженно относятся ко всему незнакомому. А известная торговаямарка всегда воспринимается нами на подсознательном уровне как гарантиякачества. Даже маленькая компания может сделать в своей нише или регионеизвестную торговую марку.
Во-вторых, потребители чаще покупают у того, у кого дешевле. Однойизвестности бывает мало. Не всем по карману приобретать дорогие вещи, поэтому иищут, где похожий товар стоит дешевле. А самые требовательные потребителинередко стараются найти более низкую цену на один и тот же товар, и даже еслиона будет отличаться буквально на копейки, то они все равно всегда будутстараться покупать там, где дешевле.
В-третьих, не маловажную роль в продажах играет местоположение. Чащепокупают у того, кто ближе и удобнее расположен. Поэтому нужно думать и орасположении своего бизнеса. Никакая реклама не сможет исправить дела, еслибизнес крайне неудачно размещен.
При планировании рекламной компании, прежде всего, нужно хорошо знатьсвоих потенциальных клиентов и именно на них рассчитывать рекламу. Зачастую,для малого бизнеса на первом этапе работы достаточно будет низкобюджетнойрекламы, например, объявления в газете, реклама в Интернет, листовки и т.п. Такаяреклама помогает привлекать клиентов с наименьшими затратами, но по мере ростабизнеса такого рода рекламы становится недостаточно. Тогда придется смириться сповышением цены каждого привлеченного клиента. Главное, чтобы вложения врекламу окупались, малый бизнес не может себе позволить тратить деньги впустую.
Предприниматель не должен быть рекламным менеджером, копирайтером илихудожником. Предпринимателю вполне достаточно знать основные принципы действиярекламы, ее инструменты и сферы применения.
Для чего это нужно? Почему нельзя просто все поручить рекламщикам? Тутесть несколько моментов. В первую очередь, знать предпринимателю о рекламе всевовсе не обязательно, поскольку у него достаточно своих обязанностей. А вотиметь представление о базовых понятиях нужно для того, чтобы самому в случаенеобходимости можно было разработать простой оригинал-макет небольшогообъявления и опубликовать его в газете без помощи рекламного агентства.
Кроме того, предпринимателю как разностороннему человеку могут быть интересныосновы рекламного бизнеса, и он сможет легко общаться с рекламными менеджерами,понимая суть дела.
Бизнесмен сможет детально нужными слонами описать то, что ему нужно. Асотрудники рекламного агентства будут вынуждены более качественно выполнять своюработу, если будут знать, что заказчик разбирается в теме.
3.1.2 Функции и виды рекламы
Существует несколько видов рекламы. В зависимости от ее функций выделяютрекламу имиджевую, стимулирующую, рекламу стабильности, смешанную.
Имиджевая реклама необходима для формирования определенного имиджа фирмы.Она, прежде всего, рекламирует такие качества фирмы, как состоятельность,респектабельность, надежность, высокий профессионализм. Имиджевая реклама — этоосновной вид банковской, финансовой и страховой рекламы. Здесь применяется малотекста. А первостепенная цель имиджевой рекламы состоит в том, чтобы употребителя сложилась ассоциация такого плана — «образ — название фирмы —положительные эмоции».
Стимулирующая реклама предназначена для раскрутки товара и стимулированияжелания потребителя приобрести это товар. Рекламируются все положительныекачества и преимущества данного товара перед другими. Для такой рекламы повозможности необходимо использовать иллюстрацию с изображением товара вупаковке или без нее; людей, которые непосредственно пользуются рекламируемымтоваром; контактную информацию.
Реклама стабильности необходима для того, чтобы напомнить участникамрынка (партнерам, поставщикам, покупателям) о том, что фирма существует, и непросто существует, а имеет определенные торговые предложения, а положение фирмына рынке стабильное и устойчивое. Если вы на протяжении долгого времениотказываетесь от рекламы, то у ваших партнеров или других участниках рынкаможет закрасться сомнение насчет вашей жизнеспособности.
Если у фирмы не хватает денег на рекламу, то она перестает бытьконкурентоспособной. Еще один факт: если фирма перестает рекламировать свойтовар, то он постепенно забывается, а его место занимает другой, может бытьменее качественный и более дорогой, но его будут покупать чаще, чем ваш. Всесамые известные бренды рекламируются на протяжении десятилетий. И вроде утоваров уже есть свои постоянные покупатели. Зачем же тогда тратить деньги нарекламу? А дело в том, что существует зависимость между снижением рекламы испадом спроса на товары.
Малому бизнесу бывает сложно выделять деньги на рекламу в течение всегогода. Поэтому можно делать это периодически, в самое «удобное» время: когдатовар больше всего нужен потребителям, когда появляются конкуренты, а также вдругих случаях, когда существует угроза, что потребители забудут ваш товар.
Смешанная реклама самая распространенная, является миксом всех трехвышеперечисленных функций.
Можно выделить два вида рекламы: корпоративную и товарную.
Корпоративная реклама необходима для раскрутки фирмы, т.е. как можнобольше целевых групп должно знать о том, что фирма существует, предлагает своиуслуги или товары, находится в определенном месте.
Товарная реклама необходима для донесения информации о конкретных товарахи услугах, а также для поддержания их популярности и известности среди целевойаудитории.
При открытии своего малого бизнеса рекламную компанию можно запустить ещеза некоторое время до открытия фирмы. Такая реклама не только заинтересуетпотенциальных потребителей, но и позволит людям свыкнуться, что на этом местебудет находиться, и какой товар будет продаваться. Такая «предварительная»реклама бывает преимущественно наружной: вывеска, щит или указатель, штендер(выносная реклама); а также в виде расклейки и рассылки листовок по близлежащимжилым домам или организациям и т.д.
Такая реклама будет очень даже уместна, если вы открываете объект,который принесет жителям города ощутимую пользу и удобство. Понятно, чтожелательно, чтобы других таких объектов со схожими функциями вблизи вашегобизнеса не было или они были бы неконкурентоспособны.
А вот товарная реклама применительно к малому бизнесу, скорее всего,потребуется для рекламирования новых продуктов. Например, вы производите илипродаете товар, который нужен многим людям, но все товары, которые есть нарынке, не такие эффективные как ваш.
В этом случае название фирмы уходит на задний план, а первоочередноезначение имеет сам продукт. Поэтому нужно продвигать этот продукт и егоназвание. Реклама товаров приводит к тому, что их название постоянно у человекана слуху. Кто-то пойдет, и намеренно будет искать ваш товар в продаже. Акто-то, даже не задумываясь, купит Клиенты есть всегда. Но для того чтобыпривлечь новых клиентов и напомнить о себе старым, необходимо затратитьсредства на рекламу.
3.2 Разработка рекламного продукта
Современное население всё чаще прибегает к услугам салонов. Потребностьнаселения в консультативных услугах по ходу за руками,, постоянное стремлениевыглядеть красивее и лучше даёт этому бизнесу точку опоры. В последнее времяманикюр-педикюр актуальны и популярны не только у женщин, но и мужчин.Современный ритм жизни зачастую не позволяет делать в домашних условиях.Женщины всё чаще прибегают к наращиванию всевозможных видов.
Спектр рекламы, предлагаемый для «Маникюр-Салона»
Примеры вариантов рекламной продукции в Приложении.
Заключение
Формирование рынка — процесс многоплановый. Требуется взаимодействиемногих составляющих, одной из которых является становление и развитие малыхпредприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскуюдеятельность небольших предприятий в традиционных областях.
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как одиниз важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малыепредприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики:развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами;создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор;лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в большихмасштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность,безработицу. Поэтому развитие малых предприятий — это наиболее дешевый путь крынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического ростав стране.
Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура,наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разностороннейгосударственной поддержке. Совершенствование нормативно-правовой базы,направленное на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий длядобросовестной конкуренции, необходимо для развития этого сектора экономики.
Малый бизнес в Красноярский край — уже реальность, от его развития, ототношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всемКрасноярском крае в целом.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая)(с изменениями и дополнениями);
2. Налоговыйкодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями);
3. Федеральныйзакон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого исредне! о предпринимательства в Российской Федерации»
Основная литература:
4. Государственнаяподдержка: шаг за шагом — руководство к действию: метод. пособие для субъектовмалого и среднего предпринимательства Красноярского края / сост.: Веселкова Ю.Ю.,Карелин О.И., Разнова НВ. и др. — 2008. — 165 с.
5. ЖиделееваВ.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия. Учебное пособие. М, ИНФРА-М, 2002.;
6. ЗайцевН.Л. Экономика промышленного предприятия. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.;
7. КейлерВ.А. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, Новосибирск. НГАЭиУ. Сибирскоесоглашение. 2001.;
8. Курспредпринимательства: учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара.1ЖЬ:
9. Рыбина М.Н.«Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современныхрадикальных рыночных реформ в России», Менеджмент в России и за рубежом, 2(2001);
10. Сайтпомощи малому бизнесу «Бизнес идеи». И.Сидельникова С.А. Путь к знаниям:информационный справочник для субъектов малого и среднего предпринимательствапо вопросам оказания консультационной, информационной, кадровой и имущественнойподдержки. — 2008. — 133 с.;
12. СидельниковаС.А. Путь к согласию: информационная брошюра, содержащая рекомендации по порядкудействия субъектов малого и среднего предпринимательства Красноярского края позащите своих законных прав в ходе проверок контролирующими органами. — 2008. — 98 с.;
13. Юркова Т.И.,Юрков С.В. Экономика предприятия: электронный учебник.