Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогика Яна Амоса Коменского

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А.КОМЕНСКОГО
ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГОЛИТЕРАТУРА
ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
Ян родился 28 марта 1592года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась вКомну. От названия деревни и пошло название Коменский.
Мартин Коменский, егодядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна цариличеткие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся имгармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение.Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет местасомнениям, тайнам и страху.
Когда Яну исполнилосьдесять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почтиодновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первогоиспуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.
Осиротевшего Яна взяла ксебе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городеСтражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьевв Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.
В школе дела у Яна шлихорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, отэтого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновеннолюбознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не толькосмотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно,что притягивал к себе учеников.
Но вскоре началась война– борьба чешских и моравских протестантов против гнета католическогодворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых смаленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надоидти в Нивницу.
Вернувшись в роднойгородок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но всетотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что преждевсего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не можетсправиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием еготайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать избездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги.Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Янхочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.
Так в 1608 году Янстановиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братскихучебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всехисточников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью игреческим языком.
Возглавлял пшеровскуюшколу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметилвыдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Онпорекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.
Коменский приезжает вГерборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцатьлет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуетсяотличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.
В академии большоевлияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, которыйпривлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этогопреподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своегонарода. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное итакже систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя,обучая.
Отныне его задача –охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность инайти систему, с помощью которой познанное передать другим.
Он писал: “Бойтесь бытьученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других.Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передатьдругим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она даваласьпо тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.
После окончанияГерборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультетеГейдельберского университета.
В 1614 году Коменскийвернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовскойи становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем ипроповедником в Фульнеке.
Коменский вновьпереживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война,которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.
В 1624 году Ян Амособручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.
В 1641 году Коменскийотправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе.В 1650 году он возвращается домой.
В 1652году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (емуисполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.
В 1667 году значительноухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустякакое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывалалихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он ужеперестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом сним была его заботливая и любящая жена Яна.
В 1670 году холоднымноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Егослово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет,прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.

ИДЕИЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
Коменский сформулировалпредставления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержанииобразования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособленияобразования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применитьсвои идеи на практике, он натолкнулся на консерватизм коллег. В их глазах всеновшества ставили под угрозу реноме школы и подрывали ее авторитет средиучеников и городского общества, т.к. отвергали прежнюю методическую основушкольной системы. Та предусматривала беспрекословную дисциплину и подчинениеучителю, покорное зазубривание всего, что полагалось “принимать на веру”. АКоменский выступал против отрыва теории от практики, механической зубрежки,самоцельного обучения, не связанного с воспитанием. Разве не революционным былопредложение украшать стены школьных классов картинами, водить учеников в поле илес, “играть в ремесла” при изучении латыни, разрешить школярам задаватьвопросы и спорить...
По мнению Яна Амосаначинать обучение надо с первых самостоятельных шагов по земле маленькогочеловека, с детства. “Самый передовой пост человеческого рода – у колыбели.Потому что от начала зависит все, и доброе и злое: куда и как направитьчеловека, туда он и пойдет – за головой тело. И легче всего начинать с самогоначала, иначе дело пойдет тяжко”. Уже в предшкольный период можно заложитьосновы познания, на которых потом будет строиться школьное и нравственноевоспитание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки, от которыхзависит, чтоб ребенок хорошо учился, старательно использовал свой разум впознавании мира, создал достаточный запас представлений, в который слово ипонятие всегда будут связаны с конкретным образом конкретных предметов, чтобыребенок научился понимать простейшие зависимости.
Подобное воспитание иобучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, естьвозможность вводить ребенка в простейшее и в то же время в самое важное – впонимание мира. “Материнская школа” – название этого периода воспитаниявозникает само собой.ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А.КОМЕНСКОГО Оразвитии природных дарований
… Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности.Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами ирычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте– воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения,исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех.Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищи органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; всердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческойдеятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, — мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, другот друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество длясовещания и действования.Законы хорошо организованной школы
… Учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать (т.е.учить языкам без понимания вещей) – это значит не усовершенствоватьчеловеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение.Учить же понимать вещи, но не учить вместе с тем действовать, есть видфарисейства: говорить, но не делать. Наконец, понимать и делать вещи, неотдавая себе, однако, отчета в пользе знания и действия, — это полуневежество.Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых виспользовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должнавести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза ипредупреждалось злоупотребление. Это принесет значительную пользу во всей жизни...Законы для учителей
1. Учителями должныбыть люди честный, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самомделе они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привитьдругим. (Ничтопритворное не может быть продолжительным).
2. Чтобы быть всостоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя отскуки и отвращения они должны… остерегаться слишком низко ценить себя иотноситься к самим себе с презрением… Но наши полагают, что они поставлены навысоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которойничего не может быть под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводитьдо сходства с Богом или, как говорит Бог у пророка, насождать небо и основыватьземлю, т.е. полагать основание церкви и государства...
3. И так как этостоль великое дело приходится предпринимать рискованным образом с применениемсобственной мудрости и собственных сил, то прежде всего они смиренно предадутсамих себя, свои работы и преуспеяния своих учеников...
4. Итак, ближайшаязабота будет состоять в том, чтобы мощно увлекать учеников благим примером; ибонет ничего естественнее, как то, чтобы последующие ступали по следят предыдущихи чтобы ученики воспитывались по образцу учителя. Руководство только в видеслов и предписаний обладает силой сообщить делу только весьма слабое движение.Поэтому наши учителя должны остерегаться походить на тех придорожных Меркуриев,которые показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут.
5. Так как успехи вблагочестии и нравственности идут лучше, когда ум, оснащенный светом познания,умеет сделать лучшей выбор среди вещей, а познание вещей почерпается из наук,то пусть учителя помнят, что их питомцы и в этом должны быть осведомлены. Апотому учителя должны знать, хотеть и уметь сделать умы всех своих учениковмудрыми, языки – красноречивыми, руки – искусными для письма и других действий,и опять-таки при помощи постоянных примеров, наставлений и практики.
6. Итак, показывайим так, чтобы они что-нибудь видели, объясняй так, чтобы они понимали,заставляй их подражать, чтобы и они также могли выражать то, что ты можешь. икак только у них явится надежда, что они могут это сделать, заставляй ихповторять до тех пор, пока они не будут в состоянии делать это правильно ибыстро. Итак, пусть хорошие учителя полагают, что самые маловажные обязанности– диктовать что-либо, гораздо же более важные – наблюдать, внимательны лиученики, частным спрашиванием возбуждать силу ума, чтобы они понимали, и впроцессе исправления, когда ученики сбиваются искусно исправлять.
7. Чтобы быть всостоянии выполнить все это без скуки, необходимо относиться к ученикампо-отечески, с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто бы учителяявлялись родителями духовного развития учащихся. При этом они должны все делатьболее добродушно, нежели строго.
8. Хороший учительне пропускает ни одного удобного случая, чтобы научить чему-либо полезному.Итак, если нашим учителям придет на ум научить чему-либо хорошему, то ониникогда не упустят такого случая, будет ил то в школе в присутствии все, иливне ее частным образом, с каким-либо одним, нов этом последнем случае делопроисходит затем следующим образом: то, что ученик усвоил частным образом, ондолжен повторить в классе перед всеми с двоякой пользой, во-первых, чтобы всепривыкли внимательно воспринимать также и то, что говорится кому-нибудь внешколы, и уметь передавать смысл воспринятого; во-вторых, чтобы то, чтоговорится кому-либо одному по какому-либо поводу, служило на пользу всем; ибошкольный учитель должен быть одинаково учителем всех.
9. Из числанравственных добродетелей особенно настойчиво должен он рекомендовать ивнедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремлениек ним; ибо, достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни.
10. Каждый учительдолжен в особенности иметь перед глазами цель и задачи своего класса, чтобы,хорошо зная, чего он должен достигнуть, все направлять сообразно с этим...ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
“Письма к небу” (1614 — 1620).
“Лабиринт света” (1614 –1626).
“Рай сердца” (1614 –1621).
“Великая дидактика”.(1633– 1638).
“Открытая дверь к языкам”(1631).
“Материнская школа”(1632).
“Мир чувственных вещей вкартинках” (1658).
“Путь света” (1641).
“Латинская граматика”(1645 — 1648).
“Новое лингвистическоепособие” (1645 – 1648).
“Справочник для учителей”(1648 – 1650).
“Идеи пакатской школы”(1649 — 1652).
“Школа всеобщей мудрости”(1649 — 1652).
“Школа – игра” (1652 –1654).
коменский педагог

ЛИТЕРАТУРА
Кратохвил М.В. Жизнь Яна АмосаКоменского. – М., Просвещение, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.