Реферат по предмету "Педагогика"


Обучение учащихся умениям и навыкам

Реферат
 
Обучениеучащихся умениям и навыкам

Человек приобретает новыеформы поведения, овладевает новыми видами деятельности, необходимыми ему длярешения жизненно важных задач, только тогда, когда он научается изменятьспособы и структуры своих действий, образовывать новые связи между отдельнымипредметами и их свойствами, между различными ситуациями и вызвавшими ихпричинами. Обучение при этом выступает своеобразным способом накопленияпрактического опыта решения задач подобного рода. Такой опыт представляет собойсовокупность умений и навыков, формирование которых является одной из основныхзадач обучения. Каждый вид целостного действия требует для своего осуществленияспецифических умений и навыков.
Решение проблемы обученияумениям и навыкам связано со знанием психологической структуры человеческихдействий. Любое предметное действие человека складывается из предметныхдвижений, связанных в пространстве и времени. Несмотря на их многообразие онисостоят из трех простых элементов: «взять», «переместить», «опустить». К этомуприсоединяются вспомогательные движения корпуса (наклоны, повороты) и ног(поднятие, опускание, перемещение). Разные виды движений отличаются своейтраекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями телаони выполняются. По качеству движения могут быть точными, меткими, ловкими,координированными.
Кроме предметных движенийв деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку исохранение позы (стояние, сидение, лежание и др.), перемещение (ходьба, бег),коммуникацию. В коммуникации выделяют выразительные движения (мимику ипантомимику), смысловые жесты, речевые движения. В двигательных актах кроме руки ног участвуют также мышцы корпуса и лица, гортань, голосовые связки и др.
Овладеть любым действием– значит овладеть определенной системой движений. Движения в свою очередьзависят от цели действия, от свойств предмета, на который оно направлено, и отусловий действия. Разные объекты обусловливают разную структуру движений имышечной деятельности.
Отечественные физиологиП. К. Анохин, Н. А. Бернштейн и др. показали, что работа мышц управляется нетолько задачей движения, но и условиями, в которых оно осуществляется. Мышцы«подстраивают» свою активность к величине поднимаемой тяжести, сопротивлениюотталкиваемого предмета, чтобы обеспечить заданное направление и скоростьдвижения.
Выполнение движения непрерывноконтролируется и корректируется. Происходит сопоставление их текущихрезультатов с конечной целью действия. Этот контроль осуществляется с помощьюорганов чувств (зрения, слуха, мышечного чувства). Управление движениямиосуществляется по принципу обратной связи. Каналом связи служат органы чувств,а источником информации – определенные воспринимаемые признаки предметов идвижений, которые играют роль ориентиров действия. Эта форма обратной связибыла названа П. К. Анохиным обратной афферентацией.
Освоение любого действияне ограничивается овладением способами выполнения определенной системыдвижений. Оно необходимо включает в себя освоение способов сенсорного контроляи корректировки движений в соответствии с их текущими результатами и свойствамиобъектов действия. Основой этого процесса является усвоение чувственныхориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды, протекании в нейдвижений и их результатах. Ориентиры определяют движения не сами по себе, а всоответствии с целью действия. Структура движений, из которых состоит действие,управляется и регулируется целью. Цель действия определяет, какие свойства исостояния вещей становятся ориентирами его выполнения, контроля и коррекции.
Знание цели и стремлениек ней способствуют освоению действия. Действия человека непосредственноопределяются не только его биологическими, но и социальными потребностями. Всепродуктивные действия человека могут совершаться только на основе регулированияих сознанием. Человеческие действия – это всегда сознательные действия.
Действие человека в своейструктуре имеет три компонента: сенсорный (чувственный), моторный(двигательный) и центральный. В осуществлении действия эти компоненты выполняютследующие функции: исполнение, контроль, регулирование. Способы исполнения,контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек, называютсяприемами деятельности.
Каждая из этих функцийреализуется сознательно и бессознательно. Например, система движений гортани,необходимая для произношения слов, совершенно не сознается человеком. Нафизиологическом уровне происходят сложные мышечные сокращения и растяжения,которые необходимы для выполнения любого движения. Осознаются, как правило,конечные цели действий, а также общий их характер. Некоторые движения могут выполнятьсякак на уровне сознательного, так и бессознательного регулирования. Ходьба –типичный пример автоматизированной деятельности, большая часть движений вкоторой осуществляется бессознательно. При овладении действиями вначалетребуется их детальная сознательная регуляция, а затем они начинают выполнятьсяпри все меньшем участии сознания, т. е. автоматизируются. Частичнуюавтоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений называютнавыком.
В настоящее время нетоднозначного определения понятий «умения» и «навыки». Наиболее принятойявляется характеристика умения как возможности осуществлять какое-либодействие, операцию. Согласно этой точке зрения умения предшествуют навыку,который рассматривается как более высокий уровень овладения действиями, илиявляются начальным этапом его формирования. Однако в психолого-педагогическойлитературе встречается и прямо противоположная трактовка этих понятий.
Фактически любое действиечеловека частично автоматизировано, поскольку человек никогда не осознает доконца всех его элементов, например необходимых мышечных сокращений. Вместе стем никакое действие человека не может быть до конца автоматизированным, таккак, являясь частью деятельности, оно вызывается и направляется сознательнойцелью.
Когда в результатенаучения увеличивается бессознательный компонент движения, это и естьпоказатель сформированности навыка. Однако возрастающая автоматизация движенийможет сопровождаться одновременным расширением сознательной регуляции действий,которые обеспечивают эти движения.
О чистом навыке какмеханизме поведения можно говорить лишь у животных, у человека же любаядеятельность в конечном счете управляется сознанием. Автоматизация тех или иныхкомпонентов действия лишь смещает объект сознательной регуляции, выдвигает вкруг сознания общие цели, условия выполнения, контроль и оценку егорезультатов. Частичная автоматизация приводит к следующим изменениям вструктуре действия.
Во-первых, изменяютсяприемы исполнения движений. Благодаря этому ряд частных движений, которые доэтого совершались изолированно, сливаются в единый акт, в одно сложноедвижение, где нет «заминок» и перерывов между отдельными, составляющими его,простыми движениями, устраняются лишние и ненужные движения, ускоряется темпвыполнения движений. При освоении действия появляется возможность экономии всехего составляющих: количества движений (оно уменьшается), последовательностидвижений (она становится непрерывной), сочетания движений (они осуществляютсяодновременно), а также их скорости. Такая перестройка движений характерна длямоторных навыков.
Во-вторых, изменяютсяприемы сенсорного контроля выполнения действия. Зрительный контрольосуществляемых движений в значительной мере заменяется мускульным(кинестезическим), вырабатываются специальные сенсорные синтезы, которыепозволяют установить соотношение различных ориентиров, определяющих характердвижения (глазомер, чувство скорости – у шофера, чувство материала – уплотника, тонкое различение размеров – у токарей и шлифовщиков); развивается способностьбыстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатовдействия. По мере освоения действия появляется возможность для более тонкого инепосредственного качественного контроля его результатов и условий выполнения.Эта перестройка структуры сенсорного контроля касается сенсорных навыков.
В-третьих, изменяютсяприемы центрального регулирования действий. Внимание освобождается отвосприятия способов действия и переносится на обстановку и результаты действий.Интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно(«интуитивно»). Появляются антиципации, благодаря которым внутренняя подготовкак следующим движениям происходит уже во время предшествующих, что сокращаетвремя реакции. Такого рода изменения в структуре центральной регуляции называютинтеллектуальными навыками.
Представленные измененияструктуры действия в ходе его освоения отражены в табл. 3.
Навыки связывают сприемами выполнения действий, а не с их целями и условиями. Автоматизацияосвобождает сознание от контроля над самим осуществлением моторных, сенсорных иинтеллектуальных операций, из которых складывается действие. В этом смыслеисполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания остаются ивыдвигаются на передний план цели, ради которых выполняется действие, иусловия, в которых оно протекает, а также его результаты. С этой точки зренияисполнение действия становится более сознательным.
Из этого следует, чтообучение приводит к тому, что навыки человека включаются в структуру егосознательной деятельности. Изменения, происходящие в структуре действийблагодаря автоматизации приемов их исполнения, не делают эти действиябессознательными, а, напротив, повышают сознательность действий в целом.
При образовании навыкавыполнение действия как системы операций становится все менее сознательным.Зато выполнение действия как способа деятельности становится все болеесознательным.
Описанные изменения вприемах действия и их регуляции происходят в результате пробных попыток иотбора. Человек, руководствуясь ориентирами, пробует выполнить определенноедействие, контролирует результат. Успешные движения, оправдавшие себя ориентирыи способы регуляции постепенно отбираются и закрепляются, неудачные и неоправдавшие себя – подавляются и отсеиваются. Без таких повторных практическихпопыток никакое формирование навыков невозможно.
Практические пробы носятхарактер сознательных попыток воспроизведения определенных движений. Контрольрезультатов, оценки и корректировки действий являются до той или иной степенисознательными. Подражание опирается на наблюдение (целенаправленное восприятие)образца осваиваемых действий. Но самое главное – это то, что выбор и регуляцияприемов начинают управляться осмысливанием их цели и представлением ихсодержания.
Таблица 3 Изменения структурыдействия в процессе его освоения (по Л. Б. Ительсону)Состав действия Компоненты действия Двигательное исполнение Сенсорный контроль Центральное регулирование Элементы действия Устранение ошибочных и лишних движений Развитие способности к выделению чувственных ориентиров Перемещение оценки на результаты и условия действия Сочетание элементов Совмещение одновременных движений Формирование сенсорных синтезов – «профессиональных чувств» Слияние интеллектуальных операций в синтетические акты – «интуиции» Последовательность элементов Объединение последовательных движений Замена зрительного контроля мускульным-кинестезическим Предвосхищение следующих элементов действия
Главным средством дляэтого служит речевая деятельность, а также воспроизведение «в уме» образадействий, которые требуется совершить. Эксперименты, проведенные в лабораторииЛ. Б. Ительсона, показали, что введение «мысленных действий» заметно сокращаетобщее число попыток, необходимых для формирования навыка.
Различают сенсорные, двигательные(моторные), сенсомоторные, интеллектуальные и другие навыки. В зависимости оттого, какой навык у учащихся формируется, изменяются и требования к организацииобучения. Однако наличие у учащихся интереса к решаемым задачам, показ иразъяснение их важности и полезности, создание установки на овладение навыком –это общие условия формирования любого вида навыка. Немаловажны и такие условия,как информация о достигнутых результатах, поощрение правильных действий иуспехов.
Различение цветов,запахов, вкусов, температур, расстояний, скорости требует развития сенсорныхнавыков, в основе которых лежит деятельность органов чувств человека. В тех жевидах деятельности, где преобладает мышечная работа, необходимы двигательные(моторные) навыки. Это может быть обучение танцам, плаванию, бегу, ходьбе и т.д.
В некоторых видахдеятельности одинаково значимыми оказываются работа и органов чувств (зрения,слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мышц. В таких случаях говорят о необходимостиразвития сенсорно-моторных навыков. С их помощью происходит овладение письмом,чтением, рисованием, черчением, печатанием, ездой, вышиванием и др.
Более сложные, чемсенсорные и моторные, навыки интеллектуальные, т.е. навыки осуществленияумственной деятельности, решения мыслительных задач разной степени трудности.Сюда можно отнести навык счета, говорения, выбора способов действий, стиляобщения, стратегий взаимодействия и др.
На процесс формированияумений и навыков большое влияние оказывает методика обучения. Навык возникаеткак сознательно автоматизируемое действие (умение), а функционирует какавтоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается восвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия. Выработканавыка идет через перенос сознания на цели и условия действия.
Типичный путьформирования навыка включает четыре этапа, которые представлены в табл. 4.
Процесс освоения действийможно описать количественно, если измерить, как изменяется в зависимости отчисла упражнений какой-нибудь из признаков действия (например, количествоошибок, количество правильно решенных задач, затраченное время, количествопродукции и т. д.).
В первые десятилетияXXв. кривые упражнений привлекали к себе большое внимание психологов. От нихожидали решения множества важных вопросов о закономерностях научения, еготипах, условиях и т. д. Было проведено много исследований, вычерчено несметноеколичество кривых упражнений и предложено бесчисленное количество ихистолкований. С попыток вывести формулы для этих кривых началось целоенаправление – математическое моделирование в психологии.
Однако через несколькодесятилетий всеобщий энтузиазм и большие ожидания, как это часто бывает,сменились разочарованием. Кривых формирования навыка обнаружилось столько, чтоих классификации начали приобретать почти случайный характер. Практически длякаждой задачи и у каждого ученика появлялась «своя кривая». Более того, у тогоже самого человека имели место в различных случаях самые разные «кривыенаучения».

Таблица 4
Основные этапы формированиянавыкаЭтап Его характер Его цель Особенности выполнения действия 1. Ознакомительный Осмысливание действия и его представления Ознакомление с приемами выполнения действия Отчетливое понимание цели, но смутное – способов его достижения, имеют место грубые ошибки при выполнении действия 2. Подготовительный (аналитический) Сознательное, но неумелое выполнение действия
Овладение
отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение. Много лишних движений, высокий уровень сосредоточенности на выполнении действия, слабый контроль 3. Стандартизирующий (синтетический) Автоматизация элементов действия Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат, улучшение контроля; переход к мускульному контролю 4. Варьирующий (ситуативный) Пластическая приспособляемость действия к ситуации Овладение произвольным регулированием характером действия Целесообразное выполнение действий, контроль на основе специальных сенсорных («чувства») и интеллектуальных синтезов («интуиция»)
Все предлагаемые«типичные кривые» и их «характерные закономерности» (вроде «плато», гиперболического,логарифмического или какого-нибудь иного ускорения и т. п.) с каждым новымисследованием становились неубедительными. У животных «закономерные»,«типичные» кривые упражнений получались, а у человека нет. Это могло означатьлишь одно: в процесс научения у человека вмешиваются какие-то факторы, которыхнет или они слабо выражены у животных и которые влияют сильнее, чемпредполагаемые «общие закономерности».
В теории и практикеобучения имеются различные концепции обучения умениям и навыкам. Они задаютпостроение упражнений, их повторение, дозирование, трудность и объемформируемых умений и навыков. Так, например, по-разному предлагаетсяорганизация повторения материала при формировании навыка. Если суть повторениявидят в запечатлении, то вводят задачи, заведомо посильные для учащихся, а кновому материалу переходят чрезвычайно осторожно и постепенно. Главным здесьстановится предупреждение ошибок, так как они затрудняют обучение навыкам.
Существует и прямопротивоположный подход, согласно которому обучение навыкам надо вести надоступных, но трудных заданиях. Суть повторения видится в апробировании разныхдействий, в развитии умения отыскивать и выделять правильные действия. Учащихсяпоэтому учат не бояться ошибок, осуществлять поисковые действия, анализироватьдопущенные ошибки и устранять их. При этом существенное значение имеет опора начувственные ориентиры. Учащимся предлагаются способы решения задач, основанныена двигательных актах. Они заучивают элементы правильного действия и постепеннообъединяют их в целостное действие.
Ряд исследований былпосвящен изучению роли усвоения ориентиров действия в обучении навыкам, влияниязнания целей действий на результаты поэлементной отработки движений, значенияустановок и наград, эффективности легких и трудных заданий, сопоставимостичастных и целостных, формальных и содержательных упражнений, результативностиобучения навыкам при условии предупреждения ошибок.
Были получены данные,подтверждающие, что каждый из этих факторов влияет на формирование навыков, нооценить их по степени эффективности и позитивным изменениям не удалось. Наначальном этапе обучения аналитический подход оказывался более результативным,формирование навыков происходило быстрее и легче. Они отличались большейчеткостью, правильностью и прочностью. Однако затем, при объединении отдельныхэлементов в целостные действия, возникали трудности, ход научения замедлялся, асформированные навыки оказывались шаблонными и негибкими.
При синтетическойметодике образование навыков происходит медленнее, в действиях обнаруживаютсямногочисленные ошибки. Но через некоторое время ход научения ускоряется, асформированные навыки характеризуются гибкостью и адаптивностью к изменяющимсяусловиям.
При формировании навыковрекомендуется использовать упражнения комплексного характера, включающиерешение осмысленных содержательных задач и упражнения аналитического характерана различных формальных объектах. Например, при использовании упражненийпервого типа обучение чтению может происходить на целых словах, затем наосмысленных текстах, письму – на буквах и затем текстах; труду – наизготовлении полезных вещей. При использовании же аналитических упражненийписьму начинают с отдельных элементов, с букв, бессмысленных слогов извукосочетаний, а лишь затем переходят к словам.
Приведенные особенностиформирования навыков по аналитической и синтетической методикам не всегдаоказываются именно такими. Некоторые исследователи обнаруживают прямопротивоположные данные. В этой связи трудно найти основание для точныхпедагогических прогнозов и указаний относительно выбора методов формированиянавыков. Тем более что на показатели сформированности навыков оказывают влияниеи другие факторы: индивидуальные особенности учащихся, профессиональные иличностные качества учителя, вид формируемых навыков, содержание осваиваемыхдействий, осознание потребности в этих навыках и др.
Многократно повторенныенавыки складываются в привычку, т.е. в стереотипные действия, выполняемыеавтоматически, без включения сознания и приложения волевых усилий. У каждогочеловека в его психическом арсенале имеется большое число привычных действий,установок, способов мышления, эмоциональных и поведенческих способовреагирования, которые совершаются как бы сами собой, органично сливаясь счеловеком и образуя стиль поведения, специфику включения в систему человеческихотношений.
В течение длительноговремени навык понимался как условно-рефлекторное автоматическое действие.Теперь понятно, что это верно лишь для животных и для детей первого года жизни.Попытку объяснить развитие навыков у детей 1–1,5 лет сделал известныйшвейцарский психолог Ж. Пиаже. Он называл этот период этапом «сенсорногоинтеллекта». Им были выделены следующие стадии регуляции поведения младенца:
– простая сенсомоторнаяадаптация (0–1 месяц), характеризуемая врожденными и простейшими условнымирефлексами;
– первичныепальцевые реакции типа простых оперантных рефлексов (1 -4 месяца) – это сосаниепальца, хватание;
– вторичные пальцевыереакции (4–8 месяцев), связанные с узнаванием предметов и закреплением новыхдействий (сочетание классических и оперантных рефлексов) – дети протягиваютруки к игрушкам, встряхивают, стучат предметами;
– координацияпервичных двигательных схем и перенос их в новые ситуации (8–12 месяцев),позволяющие осуществлять обход препятствий, поиск новых способов действий длядоставания нужных вещей, игрушек.
К концу первого годажизни у ребенка появляются и начинают развиваться формы внешней и внутреннейдеятельности, речь и сознание. Именно они заменяют чисто рефлекторные формыреагирования и становятся ведущими способами отражения мира и регуляцииповедения. Это изменяет всю психологическую структуру действий и способы ихосвоения.
В практике обучениянавыкам используются такие методические приемы, как демонстрация и детальныйинструктаж, специальные инструкционные карточки, тренажеры, механическиешаблоны и направители движений и т. п. Детальное предварительное ознакомлениеученика с помощью всех этих средств с формой требуемых движений, чувственнымиориентирами контроля действия и приемами его планирования резко ускоряютосвоение действий и формирование соответствующих навыков.
Более высокие результатыпоявляются тогда, когда выполнение действия управляется на каждом этапезаложенным в инструкции алгоритмом. Важное значение для освоения приемоввнутренней регуляции и контроля (сенсорных и интеллектуальных действий) имеетперевод соответствующей информации в собственную речь учащихся. Например,«проговаривание» задания, способов и планов его исполнения; устный «самоинструктаж»в ходе выполнения действия; анализ ошибок, их причин и способов исправления;самоотчет о выполняемых действиях, выбираемых ориентирах и решениях; устное иписьменное словесное обоснование избранных способов действия и т. д. Для этихцелей могут использоваться и языковые средства: схемы, структуры действия,карты ориентиров, формулы и схемы необходимых рассуждений, графики траекторийдвижений и последовательности операций, наглядные таблицы и т.д.
Обучающие экспериментыпоказывают, что применение указанных методов облегчает процесс формированиянавыков. Значительно уменьшаются, а иногда и исчезают ошибки, резко сокращаетсявремя обучения и т.д.
Формирование отдельногонавыка никогда не является самостоятельным изолированным процессом. На него влияетвесь предшествующий опыт человека и цель деятельности, которую обслуживаетданный навык.
Каждый навык существует всистеме навыков, которыми владеет человек. Одни из них помогают образованию ифункционированию, другие – мешают, третьи – видоизменяют и т. д. Это явлениеполучило название взаимодействия навыков.
Действие определяется егоцелью, объектом и условиями (ситуацией). Осуществляется же оно как системаопределенных приемов двигательного исполнения, сенсорного контроля ицентрального регулирования. Успешность действия зависит от того, насколько этиприемы соответствуют цели, объектам и условиям действия.
Общий закон формированиянавыка заключается в том, что, столкнувшись с новой задачей, человек сначалапытается использовать такие приемы деятельности, которыми он уже владеет. Приэтом он руководствуется задачей, перенося на нее приемы, уже применявшиеся вего опыте для решения аналогичных задач.
Формирование новогонавыка определяется у человека двумя главными моментами: репертуаром навыков,которым он уже владеет, и тем, как он воспринимает и осмысливает новую задачу,с чем ее сравнивает, что выделяет в ней как существенное.
Успешность переносаприемов деятельности зависит от того, насколько верно оценивается сходствозадач с точки зрения способов их решения. Здесь возможны два крайних случая.Первый, когда цели (или объекты, или условия) двух действий воспринимаютсячеловеком как сходные. Между тем в действительности они различны по приемамисполнения, контроля или центрального регулирования. Отправными являютсянеэффективные приемы действия. Обнаружение их ошибочности, преодоление и заменаверными новыми приемами требуют времени и многократных попыток. Формированиенавыка затрудняется и замедляется. В этом случае говорят об отрицательномпереносе или интерференции навыков.
Второй возможный крайнийслучай, когда цели, объекты или условия двух задач внешне различны, в то времякак действия, необходимые для их правильного решения, сходны по приемамисполнения, контроля или центральной регуляции. Если отправной точкой служатверные действия, то формирование навыка значительно облегчается. Это естьположительный перенос или индукция навыков.
Наблюдения и экспериментыпоказывают, что не только прошлые навыки влияют на новые, осваиваемые.Оказывается, что новые навыки могут оказывать влияние на старые, уже имеющиесяу человека приемы действия, подавлять их, подкреплять или перестраивать. Такиеобратные воздействия «настоящего на прошлое» называют ретроактивным торможениемили ретроактивным подкреплением.
Из всего сказанноговытекает, что навыки человека носят системный характер. Различные элементы истороны в них перекрещиваются, объединяются, расходятся, оказывают взаимноевлияние, подкрепляют, тормозят, включают, поглощают или выталкивают друг друга.Эта их особенность находит отражение в понятии «иерархия навыков».
О сформированности уменияили навыка принято судить по качеству выполняемого действия. Если осуществлениедействия происходит при интенсивном внимании, то говорят о динамическомконтроле, а если при минимальной интенсивности внимания, то о тоническом.Динамический контроль связан с функцией осмысления действия, тонический – сфункцией слежения за программой действия (Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина). Присформированном навыке постоянный и тщательный динамический контроль излишен.Чем более автоматизированными становятся действия, тем большие возможностипоявляются для переключения с контроля за процессом на контроль за результатом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.