1.Конкуренция: понятие, сущность, виды
1.1 Конкуренцияв рыночной системе
Важнейшим признаком рынка является егоконкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъектвыступает как конкурирующая сторона по отношению ко всем остальным субъектам.Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, вузком – обладание свойствами, создающими преимущества для участникаэкономического соревнования.
Конкуренция обусловлена, во-первых,безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, которымирасполагает общество; во-вторых, суверенным правом каждого субъекта рыночныхотношений на реализацию своего экономического потенциала, что неизбежноприводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счетущемления интересов других.
Во всем многообразии конкурентных отношенийможно выделить три уровня: 1) микроуровень, где объектами конкурентнойборьбы выступают виды продукции, производства, качество товаров и услуг, цены;субъектами отдельные фирмы; 2) мезоуровень – объектами конкурентной борьбыявляются сферы наиболее выгодного приложения капитала; субъектами – отрасли,корпоративные объединения предприятий и фирм конгломератного типа; 30макроуровень, воплощающий общее состояние хозяйственных систем, ихсбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможеннуюполитику и др.; субъекты – народнохозяйственные комплексы.
Конкуренция в рыночной экономике выполняет следующиефункции:
· Нацеливает на создание каких-либо новыхкомпонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство надсоперниками (новая продукция, включая субституты, новые формы технологии иорганизации производства, новые методы распределения и сбыта и т.д.);
· способствует модернизации производства;
· Стимулирует повышение качествапродукции, видоизменение ассортиментного набора товаров и услуг, оказаниедополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием.
Выделяют две основные группы методовконкуренции: ценовые и неценовые.
Ценовая конкуренция – это соперничество предпринимателей за извлечениедополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализацииопределенной продукции, снижение цен на эту продукцию без изменения ееассортимента и качества. Неценовая конкуренция – предполагаетсоздание различий в качестве товаров и услуг. Она включает: изменение свойствпродукции; придание продукции качественно новых свойств; создание новойпродукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой продукции дляудовлетворения потребностей, не существовавших ранее; обновление свойствтовара; придание товарам свойств, являющихся символом моды; совершенствованиеуслуг дополнительного характера, связанных с гарантийным обслуживанием,демонстрацией, установкой и др.
В практике рыночных отношений различаютдобросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция– это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношенийс партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаюттехнический шпионах, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольноеиспользование чужого товарного знака и т.п. (1 с. 102)
Следует различать два термина: конкурентнуюборьбу, под которой понимается степень соревновательности фирм, и конкурентностьрынка, которая характеризует рыночную структуру. Понятие рыночнойструктуры отражает важнейшие аспекты рынка – количество фирм в отрасли,количество покупателей товаров и услуг, тип производимого продукта. Возможностидля выхода в отрасли и выхода из нее, способность фирм воздействовать на спроси др.
Анализ аспектов рынка позволяет выделитьважнейший критерий конкурентности рынка – наличие или отсутствие у фирмырыночной власти.
Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять нацену товара. На основе этого критерия выделяют рынки совершенной инесовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это организационная структура рынков, характеризующихсябольшим количеством покупателей и продавцов, свободным вступлением и выходом,равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельныйпредприниматель не может влиять на цену. В современной экономике практическиневозможно найти свободный, или совершенно конкурентный, рынок. Рынки, несоответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынковнесовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция – форма организации тех рынков, где производители могутвлиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. По степени полноты рыночнойвласти выделяют монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.
Данная курсовая работа посвящена особенностямфункционирования рыночных структур несовершенной конкуренции: чистой монополии,олигополии и монополистической конкуренции, а также принципам антимонопольнойполитики государства, о чем и пойдет речь в следующих главах.
1.2 Общая характеристика рынковнесовершенной конкуренции
Совершенная конкуренция является скорееабстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формированиярыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынкивстречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждыйпотребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не толькополезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, ккачеству выпускаемых ею изделий. (1 с. 240)
Итак, совершенно конкурентный рынок рассматриваетсякак модель, позволяющая определить, насколько тот или иной реальный рыноксоответствует условиям совершенной конкуренции.
Существующие хозяйственные реалии расходятся сусловиями совершенной конкуренции по многим направлениям. Среди них следуетотметить:
· барьеры, ограничивающие вход на рынокновых капиталов;
· барьеры, препятствующие мобильностиэкономических ресурсов;
· неполнота рыночной информации;
· ориентация производства надифференцированную продукцию;
· взаимозависимость участниковконкуренции.
Ограниченность входановых фирм на рынок может быть вызванамногими причинами. Наиболее типичными являются две:
· сложность вхождения новых фирм нарынок, когда на нем уже действуют сильные конкуренты. Вход на рынок может бытьзатруднен за счет действия положительно эффекта масштаба, когда рост объемапроизводства сопровождаются экономией средних издержек, что позволяетпроизводителю снизить цену продукции. В этих условиях новые фирмы сталкиваютсяс необходимостью привлечения значительного объема капитала и квалифицированногоменеджмента, что очень трудно обеспечить на стартовых позициях;
· административные ограничения, которыевводит государство при регистрации новых фирм, а также предъявляядополнительные требования к осуществлению тех или иных видов деятельности. Кпримеру, государство, в мерах защиты потребителей от проникновения на рынокнекачественной продукции, может ужесточить требования к лицензированиюопределенных видов деятельности и получению сертификации продукции.
Барьеры мобильностиэкономических ресурсов могут бытьсвязаны с любыми условиями, препятствующими свободному перемещениюэкономических ресурсов (труда, земли, капитала) и консервирующими ихсекторальную и отраслевую привязку.
В России рынок трудахарактеризуется весьма значительными препятствиями для циркуляции ресурсов:работник имеет серьезные ограничения смены места жительства из-за неразвитостирынка жилья и действия системы прописки.
Неполнота рыночнойинформации характеризует состояниерыночной среды в российских условиях. В результате рыночные агенты не могутпринять наилучшие хозяйственные решения, что затрудняет процесс самоорганизациирыночного хозяйства.
Достоверность, широта икачественный уровень рыночной информации во многом зависят от развитостирыночной инфраструктуры, от доступности и распространенности современныхсредств связи, позволяющих получать оперативную информацию, например о текущихкотировках ценных бумаг, ценах на товарных биржах и т.п.
В тоже время поведение капиталав условиях жесткой конкуренции приводит к сокрытию информации, связанной с коммерческойтайной, с возможной дезинформацией потенциальных конкурентов, с чем обычноборется государство. Подобные искажения информации оказывают существенное влияниена поведение рыночных субъектов, уводя их от хозяйственных решений, адекватныхрынку совершенной конкуренции. (5 с. 264)
Немаловажное значениеимеет действующая система отчетности, призванная обеспечить прозрачность идостоверность результатов хозяйственной деятельности предприятий. Существующаясистема бухгалтерского учета и отчетности предприятий в России не отвечаеттаким требованиям: в России реальное для многих предприятий реальное положениедел не имеет ничего общего с официальными данными бухгалтерского учета.
В подобной ситуациистановится проблематичным не только сбор налогов государством, но и оценкасостояния дел предприятия потенциальным инвесторами. В результате российскийрынок теряет столь нужные новые капиталы, в том числе прямые иностранныеинвестиции. Неполнота и искажение информации являются серьезными факторами,осложняющими формирование благоприятного инвестиционного климата в стране.
Выпускдифференцированной продукции являетсяпорождением нового состояния конкурентной среды, которая связана спереполнением рынков, их уплотнением.
В таких условиях весьмасложно продать товар, поэтому продавцы выбирают стратегию завоевания рынкачерез конкуренцию качества. Стремясь как-то выделить, дифференцировать своюпродукцию от продукции других производителей, фирмы используют торговыемарки, подбирают красочную упаковку товара, предоставляют дополнительныеуслуги, например, бесплатное гарантированное обслуживание своей продукции.
Российские товары менеедифференцированы по сравнению с продукцией западных фирм. Это объясняется тем,что рыночная экономика в России еще очень молодая, а ее предыстория связана стотальным дефицитом, который не способствовал обновлению ассортимента и повышениюкачества товаров.
Взаимозависимостьучастников конкуренции создает условиядля согласованности их действий. В таком случае фирмы получают возможностьвырабатывать совместные ценовые стратегии, позволяющие им не простостабилизировать цены, но и снизить риск уменьшения доли фирмы на рынке. Это,безусловно, противоречит интересам потребителей, которых в большей степениудовлетворяли иные стратегии, ведущие к снижению цен, а также к улучшениюпотребительских свойств выпускаемой продукции. Взаимозависимость участниковконкуренции связана с сокращением количества субъектов рынка, которое сталорезультатом укрупнения производства за счет всевозможных слияний, а также засчет конкуренции, вытесняющей слабых производителей.
Сокращение количестварыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов ик реальности различного рода соглашений между ними, такого рода соглашениямогут касаться совместной ценовой политики и раздела рынков. С цельюподдержания определенного уровня цен в течение оговоренного срока путем сговорамежду этими фирмами может быть обеспечен контроль над ценами. Подобные действияпротиворечат условиям свободной конкуренции и ущемляют интересы покупателей.
Рынки, на которых невыполняются условия совершенной конкуренции и производители могутвоздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершеннойконкуренции. Такие рынки не однородны и разделяются на три типа: рынокчистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции.
Подводя итогоценке модели рынка несовершенной конкуренции, следует со всей справедливостьюотметить, что монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайнимиформами рыночной структуры. Реальные же рыночные структуры находятся междуэтими двумя крайними случаями.
2. Монополии
2.1 Чистая монополия
Из всех рынковнесовершенной конкуренции наиболее яркой противоположностью совершеннойконкуренции является монополия, В условиях чистой монополии отрасль состоит изодной фирмы, т.е. понятие отрасль и фирма совпадают.
Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, неимеющего заменителей. Монополия возникает обычно там, где отсутствуютреальные альтернативы, нет близких товаров – заменителей, выпускаемый продуктуникален. В этих условиях монополист обладает уникальной властью с точки зренияреализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяяколичество товара.
Примером монополии могутслужить отрасли естественной монополии – такие отрасли, где конкуренциявредна, ибо действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, чтоналичие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличениюэффективности отрасли, а к ее потере. Например, если в сфере производстваэлектроэнергии, газо- и водоснабжения одно крупное предприятие обслуживаетрегион, то это предприятие – естественная монополия. Все прочие отрасли, неотносящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательскоймонополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом наизобретение, ноу-хау и т.п. (4 с. 182)
С точки зрения причинвозникновения монополии в отрасли можно выделить несколько видов монополизма.
§ Первый вид монополизма – этомонополизм, выросший из конкуренции, базируясь на концентрации и централизациипроизводства и капитала. В этом случае монополистом становится самый сильный,самый эффективный производитель, сумевший выиграть конкурентную борьбу ивытеснить соперников с рынка. Но парадокс заключается в том, что самыйэффективный производитель в отрасли, выиграв, наконец, конкурентную борьбу истав монополистом, утрачивает стимулы конкурентной борьбы. Монополизированнаяотрасль развивается медленнее, чем при конкуренции, бывший эффективныйпроизводитель консервирует отсталые технологии. Поэтому предприятия –монополисты такого рода находятся под непрестанным контролем государства,поскольку оно преследует цели содействия экономическому росту страны.
§ Второй вид монополизма представляеттехнологические олигополии и монополии. Этот вид монополии обусловлен спецификойтехнологии. Примерами могут служить электроэнергетика, металлургия,железнодорожный транспорт, т.е. те отрасли, где сама технология требуетсуществования крупных предприятий, контролирующих большие объемы материальных,трудовых и финансовых ресурсов. Технологические монополии можно назватьестественными, поскольку существование большого количества мелких предприятий втаких отраслях не увеличивало бы. А уменьшало экономическую эффективностьотрасли.
§ Третий вид монополизма – монополизм,обусловленный диверсификацией продукции. Так, если фирма обладает своейторговой маркой, делает скидку для постоянных клиентов, то тем самым вконкурентную среду вносятся монополистические мотивы. В развитых странах этоттип монополизма получил самое широкое распространение.
§ Четвертый вид монополизма – монополизм,основанный на лидерстве в научно – технических разработках. Здесь монополияявляется не тормозом, а ускорителем научно-технического прогресса. Такоймонополизм носит временный характер и исчезает по мере освоенияфирмами-конкурентами новых технологий. Защитой монополии в этом случае являютсяпатенты на изобретения и лицензии на их использование.
§ Пятый вид монополизма – естественныегосударственные монополии и монопсонии. Сюда относятся монополия государства навыпуск денег, покупку военной техники или товаров стратегического назначения, т.е.товаров, выпуском или покупкой которых занимается только государство, и эторассматривается как выполнение государством своих функций (по обеспечениюобороноспособности страны, по организации денежного обращения и т.д.)
§ Шестой вид монополизма – монополизмадминистративно-командной экономики. При данном виде монополизма предприятияизначально являются государственными монополиями, никогда не испытывающимиконкурентной борьбы и не стремящимися доказать свое лидерство. При этом лишьнезначительную часть монополий можно назвать естественной, адекватнойпотребностям общества. В подавляющем виде монополизм этой группы представляетсобой сугубо негативное явление, для него характерен высокий уровеньцентрализации производства. Представляющие его предприятия не связаны с рынком,ибо их деятельность не распространяется напрямую на реализацию продукции натоварных рынках, поскольку эту функцию берет на себя государство. Такой видмонополизма тормозит научно-технический прогресс, не способствует улучшениюкачества продукции. (4 с. 182–184)
2.2 Рыночная цена вусловиях монополии
Любая монополия,независимо от причин своего возникновения, может определять не толькооптимальный объем производства, как это делает фирма в условиях совершеннойконкуренции, но и устанавливает рыночную цену выпускаемого товара.
В условиях совершеннойконкуренции доля фирмы на рынке ничтожна (менее 1%), и поэтому она не можетвлиять на рыночную цену, выступает на рынке в качестве ценополучателя.Монополист находится в совершенно иной ситуации: он является единственнымпродавцом на рынке, обладающим настолько большими объемами производства, чтосам в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условияхфирма-монополист становится ценоискателем, т.е. может не толькоопределять объемы производства, но и назначать цену, соответствующую получениюнаибольшей массы прибыли.
Как в условиях совершеннойконкуренции, оптимальный для фирмы объем производства достигается в точкеравенства предельного дохода и предельных издержек (MR = MC). Но если в условиях совершенной конкуренции цена равнапредельному доходу (P = MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доходстановится меньше цены единицы продукции (MR P). Поэтомуесли в совершенно конкурентном рынке равновесие фирмы достигается в точкеравенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (P = MR = MC), то вусловиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объемпроизводства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержекдостигается при более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией (P > MR = MC). Приэтом в условии монополии фирма всегда стремиться к получению экономической прибыли,не доступной для рынка совершенной конкуренции. Поэтому оптимальным длямонополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицыпродукции над издержками на производство этой единицы продукции (P > AC), что свидетельствует о возможности получения фирмойэкономической прибыли.
Таким образом, развернутаяформула равновесия в условиях монополии выглядит так:
P > MR = MC AC
Она характеризует ситуациюпри которой фирма монополист выбирает такой объем производства и цену, при которыхвозможно получить наибольшую массу прибыли. (2 с. 184–185)
В условиях совершеннойконкуренции такое равновесие предпочтительно для любой фирмы, независимо оттого то ли это чистая монополия, олигополия или монополистическая конкуренция.Однако в условиях монополии долгосрочное получение экономической прибыли болеевероятно в силу отсутствия конкуренции на рынке. Если конкуренция на рынке всеже существует (как в случае олигополии и монополистической конкуренции), тоэкономическая прибыль в долгосрочном периоде сокращается, и возможно дажеисчезает.
2.3 Олигополия. Моделиценообразования в условиях олигополии
конкуренцияцена монополия олигополия
Рассмотрев чистуюмонополию как крайний случай структуры рынка несовершенной конкуренции,перейдем к другим ее видам с более слабым проявлением монополистической властинад ценой. Одним из них является олигополия.
Олигополией называют тип рынка, где несколько крупных фирмконтролируют основную его часть. Таким образом, в олигополистическойотрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше,чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, вотличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, ноего власть по сравнению с монополистом, ограниченна количеством производителей,поделивших рынок между собой.
Если рынок разделен междудвумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией.Дуополия – частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретическихмоделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия насчитывает от трехучастников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именноолигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающейпромышленности. Причем в условиях олигополии производится как однородные, так идифференцированные товары. Например, Например, в США поданным министерстваторговли страны, между четырьмя крупными производителями разделен весь рынокпервичного свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников истиральных машин; 64% производства первичного алюминия и продукциисамолетостроения. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находятся вруках трех производителей. В обувной промышленности концентрация значительнониже: три крупнейших производителя в Великобритании контролируют 17% рынка, вгермании 20%, а во Франции – всего 13% рынка обуви. Таким образом, в условияхолигополии либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либочасть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное пространство занимаетмножество мелких производителей (монополистических конкурентов). Концентрацияпроизводства в различных отраслях не одинакова. Чем меньше производителей делятрынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли. (7 с. 166–165)
Олигополия являетсяпреобладающей формой современного отраслевого рынка. Олигополистическимиотраслями промышленности являются, например, автомобильная промышленность,производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров.(6 с. 39)
Для одигополии характерны большиевходные барьеры вступления новых фирм на рынок, ограничения связаны сэффектом масштаба. К барьерам, ограничивающим доступ на олигополистическийрынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, атакже крупные финансовые расходы на рекламу. Существуют и поведенческиебарьеры. Олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могутагрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушитьцены и т.д.
Вступление в отрасль можетбыть существенно ограничено путем выдачи лицензий (например, чтобы заниматьсяоптовой торговлей медицинскими препаратами в Москве, фирма должна иметь в штатесертифицированного фармацевта с высшим образованием, площадь под склад 100 м2и т.д., что ограничивает вступление в эту сферу деятельности более мелкихфирм).
Патентование изобретенийтакже служит определенным барьером для конкурентов. Патент призван защититьинтеллектуальную собственность патентообладателя и не позволить конкурентамкопировать изобретение в течении длительного срока (например, в Америке этотсрок 17 лет).
Важной особенностьюрыночного поведения олигополий является взаимозависимость решений фирм пообъему производства и ценам. Ни одно подобное решение не может быть принято безучета ответственных действий конкурентов. Таким образом, действия фирмконкурентов становятся для олигополии дополнительным условием при определенииоптимальных объема производства и цен.
При олигополии, как и причистой монополии, возможная нечестная конкуренция, когда фирмы, входящиев олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами(например, силовым давлением).
Существует ряд моделей,описывающих поведение олигополий на рынке:
Модель «Ломаннойкривой спроса» описывает поведениефирмы, не проводящей стратегию тайного сговора с конкурентами. Поскольку волигополии фирмы взаимозависимы в отношении установления цены на продукцию, тодля нее важно знать, какая реакция конкурентов наиболее вероятна в случае измененияцен. Эта модель основана на различных вариантах поведения участников рынка.
При изменении цены однимиз конкурентов другие могут выбрать одно из двух возможных решений:
1) Выравнивать цены и подстраиваться поновую цену;
2) Не станут реагировать на изменение ценыодним из конкурентов.
Предположим, что однафирма на рынке олигополии повышает цены. В этом случае, если остальные фирмыповысят цены вслед за первой фирмой, то все фирмы отрасли потеряют некоторыйобъем продаж в пользу других отраслей. Поэтому, если одна фирма повышает цену,другие фирмы обычно не реагируют на такое изменение.
Допустим, что одна фирмана рынке олигополии снижает цены. Тогда, если конкуренты также не снизят цены,то фирма отберет часть покупателей у других фирм в отрасли. Поэтому, если однафирма снижает цену, то другие фирмы обычно снижают цены вслед за ней.
Таким образом, типичноеповедение олигополии – понижать цену вслед за понижением цены конкурента ине реагировать на увеличение цен последним.
Вторая модель рыночногоповедения олигополии описывает ситуацию, складывающуюся в результате тайногосоглашения по поводу контроля над ценами.
Олигополия стремясьуменьшить неопределенность, пытается зафиксировать цены на свою продукцию внадежде, что такая стратегия обеспечит максимизацию прибыли. Средствомдостижения этой цели становится тайное соглашение между конкурентами оценообразовании.
Тайный сговор возможен приусловии, что фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиямиспроса и издержек на свою продукцию. В подобном случае фиксированная ценаникому из участников соглашения не даст конкурентных преимуществ. В результатетайных согласований выбирается оптимальный для олигополии объем производства ицена. Такие параметры производства по сути адекватны ситуации, когда на рынкевыступает всего лишь единственный производитель. Это означает, что рыноколигополий перерастает в рынок чистого монополиста.
Третьей моделью поведенияолигополий является модель лидерства в ценах. Она описываетситуацию, когда какая либо фирма доминирует на рынке, и ее цена охватываетбольшую долю рынка. При такой ситуации именно ее цена становится рыночной.Поэтому обычно, когда крупнейшая из олигополии фирма изменяет цену, другиефирмы – олигополисты подстраиваются под нее. Но лидирующая фирма, всякий разизменяя цену, все же рискует, так как конкуренты могут реализовать и своюсамостоятельную ценовую стратегию. Это заставляет ценового лидера бытьосторожным, поэтому цена меняется крайне редко. (4 с. 189)
Ценовой лидер обычно нереагирует на небольшие конъюнктурные изменения издержек и спроса. Изменениецены будет предпринято лишь тогда, когда условия издержек и спроса изменяютсязначительно и во всей отрасли. Так, ценовой лидер будет повышать цену, еслипроизойдет достаточно значительное повышение налогов, повышение уровнязаработной платы в отрасли или удорожание какого-либо ресурса. Как правило,фирма – лидер заранее оповещает прессу о планируемом увеличении цены, так чтоостальные фирмы, входящие в олигополию, имеют время для подготовки к изменениюцены. Такое лояльное отношение к конкурентам объясняется невыгодностью ценовойвойны, которая приведет к потере стабильности, столь необходимой длядеятельности крупных компаний, какими и являются фирмы – олигополисты.
Таким образом,ценообразование на рынке олигополий, если оно строится по принципу лидерства вценах, предполагает, что одна фирма устанавливает цену, а другие принимают еекак объективную и ей подчиняются.
Четвертая модельценообразования строится по принципу «издержки плюс». Ее сутьзаключается в том, что фирма определяет уровень издержек на единицу продукции,а затем прибавляет к издержкам плановый уровень прибыли (обычно около 10–15%).Данный принцип обычно используется там, где продукция олигополиидифференцирована, т.е. по-своему уникальна (например, в автомобилестроении).Модель показывает, что фирма не подстраивает свои издержки под рыночную цену, анаоборот, в цену, которую она выставляет, закладывает имеющиеся издержки.Подобное поведение фирмы возможно при отсутствии ощутимого давленияконкуренции.
Существуют модели,основанные на теории игр. В их основе лежит учет того обстоятельства,что фирмы в условиях олигополии взаимосвязаны и ведут себя как игроки на поле,когда действия одного игрока зависят от реакции другого. Модели описываютситуации расчета объема производства и цены одного из участников конкуренции взависимости от рыночного поведения другого участника. (4 с. 192)
Модели, построенные наоснове теории игр, свидетельствуют о том, что испытывая жесткое давление со стороныконкурентов, участники олигополии действуют, как правило, не в целях получениявыгоды от изменения цены, а для минимизации потерь. Подобным стремлением кминимизации потерь можно объяснить, почему фирмы тратят значительные средствана рекламу своих товаров, не добиваясь при этом существенного увеличения долирынков.
У олигополистическойструктуры рынка есть свои плюсы и минусы. Находясь в условияхвзаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно,пересматривают их весьма редко и осторожно. Олигополистическая власть над ценойне так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносятобществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства посравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления волигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологическистатичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедренияпрогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьезно ограничиваютконкуренцию со стороны новых фирм. (7 с. 173)
2.4 Монополистическаяконкуренция
Существуют два крайних типа рынков: совершенная конкуренция ичистая монополия. Однако реальные рынки не укладываются в эти типы, они оченьразнообразны. Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка,наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмыконтролировать цену (рыночная власть) здесь незначительна./> /> /> /> /> /> /> /> />
Усилениерыночной власти
Отметим основные черты, характеризующие монополистическуюконкуренцию:
• на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
• эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукткаждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товарызаменители и переключить свой спрос на них;
• вступление новых фирм в отрасль не является сложным. (1 с. 253)
Монополистическая конкуренция представляет собой такойтип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную(дифференцированную) продукцию.
Она возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговормежду которыми невозможен. Наличие большого числа конкурентов в отрасли не даетвозможности использовать эффект масштаба, на котором основана олигополия, атакже взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это снижает барьеры вступленияв отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическуювласть над ценой. Но пусть и слабая, эта власть существует. (7 с. 174)В этих условиях отдельной фирме практически невозможно предсказать и учестьреакцию всех остальных фирм на изменение цены.
Монополистическая конкуренция широко представлена в отрасляхпроизводящих предметы потребления. Причиной выбора покупателя могут статьпривлекательная упаковка товара, более удобное время работы магазина, лучшееобслуживание и т.д.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров длявступление в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения. Легкоевхождение в отрасль не означает, что отсутствуют для этого все ограничения.Существуют патенты на продукцию, лицензии, торговые марки, однако в отличие отчистой монополии патенты не носят исключительного характера, посколькупатентуются взаимозаменяемые товары. (5 с. 271)
В отличие от совершенной конкуренции, при которой цена равнаминимально возможным средним издержкам, в условиях монополистическойконкуренции средние издержки больше минимально возможных, соответственно,больше минимальных средних издержек. Это связано прежде всего с дифференциациейпродукции. Ведь для того, чтобы наделить выпускаемую продукцию специфическими,отличающими ее от продукции других фирм качествами (будь то яркая обложка,стильный дизайн или дополнительные потребительские функции), должны бытьпроизведены дополнительные затраты. Следовательно, издержки примонополистической конкуренции на производство дифференцированных товаровпревышают издержки совершенной конкуренции на производство однородных товаров.
Увеличение издержек является платой за дифференциацию продукции.Ведь на интересный дизайн, красочную упаковку и рекламу товара требуютсядополнительные затраты. Потребитель вынужден оплачивать такие издержки,поскольку они включаются в цену. Но потеря дохода компенсируется у покупателядополнительной потребительской выгодой. Чем больше дифференциация экономическихблаг, тем в большей мере удовлетворяются разнообразные потребности покупателей.
На рынке монополистической конкуренции фирмы становятсямонополистами по дифференцированному продукту. Стараясь выделить собственнуюпродукцию среди множества аналогичных товаров, фирмы стремятся постоянноулучшать качество товаров, поддерживать имидж компании.
В условиях монополистической конкуренции большое значениеприобретают неценовые факторы конкуренции. На то имеются серьезныепричины. В долгосрочном периоде вследствие прихода на рынок новых конкурентовэкономическая прибыль снижается и исчезает. В этих условиях фирма скорее всегопопытается сохранить свои преимущества перед конкурентами благодаря усовершенствованиюкачества товара, предоставлению покупателям дополнительных услуг (например,гарантированного обслуживания товаров), рекламе. (3 с. 119)Постоянная погоня за улучшением качества товара способствует не толькоудовлетворению существующих потребностей, но и созданию новых потребностейпотребителей. Фирма начинает предугадывать возможные потребности, которыесмогут реализоваться при появлении нового товара.
В отличие от монополии и олигополии, монополистическая конкуренцияхарактеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отрасль имножественностью производителей. Эти условия определяют высокую степеньсоперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их власть надценой. Поэтому ценообразование в данной модели рынка больше конкурентное, чеммонополистическое. Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себеболее точную рыночную информацию: они подвижны и не завышены так, как вусловиях олигополии и монополии. Из этого следует, что монополистическаяконкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в излишкепотребителя меньшему «мертвому убытку» (чистым потерям) общества, чем другиетипы рынка несовершенной конкуренции. (7 с. 177)
3. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики
3.1 Антимонопольнаяполитика
Относиться к монополизмуоднозначно отрицательно нельзя, так как существуют технологические олигополии,естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того,временными монополистами становятся и фирмы – лидеры по внедрениюнаучно-технических разработок. В этих случаях деятельность монополийэкономически оправдана.
Однако, когда в экономикеусиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм становится болезньюэкономики, разрушающей рыночные механизмы. Он ведет к взвинчиванию цен,консервированию существующих технологий производства и, что особенно страшно,препятствует появлению новых капиталов в производстве.
Поэтому государство беретна себя функцию контроля за деятельностью монополий. Создается правовая базарегулирования деятельности монополий и специальный орган, уполномоченныйследить за выполнением антимонопольного законодательства. Во всех странах, гдеразвивается промышленность, существует объективная необходимость принятиязаконодательства, ограничивающего возможность применения нечестных методовконкурентной борьбы, проявления монопольной власти на рынках несовершеннойконкуренции.
В США антитрестовскоезаконодательство стало развиваться с 1890 года, когда был принят первыйантитрестовский документ – акт Шермана, который ограничивал властьформировавшихся трестов. В дальнейшем антитрестовское законодательстводополнялось, создавалась структура исполнительной власти – и в 1914 годуорганизована Федеральная торговая комиссия, позже – антитрестовский отделМинистерства Юстиции США.
В России основнымидокументами, регламентирующими деятельность монополий, являются: Закон «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(1991 г.), а также Закон «О естественных монополиях» (1995 г.).Следить за выполнением антимонопольного законодательства в России призваноМинистерство по антимонопольной политике и защите предпринимательства.
Целью антимонопольной политики государства является пресечениемонополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности,направленной не недопущение, ограничение или устранение конкуренции. (4 с. 196)
Антимонопольноерегулирование включает в себя два направления:
· Структурное направление, связанное с регулированием структуры отрасли с цельюпрепятствия возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующегосубъекта;
· Функциональное направление, нацеленное на содействие развитию конкуренции на товарныхрынках, запрещение действий хозяйствующих субъектов, направленных наограничение конкуренции, ущемление интересов конкурентов или потребителей.
В рамках структурногонаправления проводится контроль за деятельностью предприятий, занимающихдоминирующее положение на рынке. По Российскому законодательству доминирующимна рынке признается предприятие, если его доля на рынке превышает 65%. Такиепредприятия заносят в реестр монополистов. Предприятия, включенные в реестр,должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства; онине могут необоснованно уменьшать объем продаж на данном рынке.
Министерство РФ поантимонопольной политике осуществляет контроль за слияниями и поглощениямипредприятий. Если объединяются несколько предприятий, совокупная доля которыхна рынке составляет более 35%, то министерство вправе запретить подобноеслияние. Для пресечения деятельности монополиста может быть примененопринудительное разукрупнение предприятий.
В рамках функциональногонаправления запрещаются действия фирм, направленные на ограничение конкуренции,например изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефицита илиповышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельнымипокупателями; установление монопольно высоких (низких) цен и т.д. (4 с. 197)
Значительное вниманиеуделяется с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условияхнестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаютсянезаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или инымпредлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создаетместными производителям монопольное положение, что, естественно, вызываетпротесты Министерства по антимонопольной политике. (2 с. 375)
Антимонопольная политика вРоссии осуществляется с учетом как мирового опыта антимонопольногорегулирования, так и особенностей развития экономики России.
3.2 Особенностиантимонопольного регулирования в России
В наследство от бывшего Советского Союза России досталасьвысокомонополизированная экономика. Предприятия, входившие во всеобъемлющуюсистему монополизма административно-командной экономики, в большинстве своембыли недостаточно эффективны, производственные фонды – изношены, полноценнойконкуренции не существовало. Страна находилась под гнетом всеобщего дефицита. (2 с. 361)
Основной сферой деятельности антимонопольных органов в Россиистало регулирование деятельности естественных монополий. Сформирован реестрестественных монополий, в который включены предприятия, занимающиеся:
• транспортировкой газа по магистральным трубопроводам;
• предоставлением услуг по передаче электрической и тепловойэнергии;
• предоставлением услуг транспортных терминалов, портов,аэропортов;
• оказанием услуг общедоступной электрической и почтовой связи.
Сложность регулирования цен естественных монополий в Россиизаключается в том, что цены внутреннего рынка сильно занижены по сравнению смировыми. Однако низкая платежеспособность потребителей продукции естественныхмонополий на внутреннем рынке не позволяет устанавливать цены на уровнемировых. Поэтому государство устанавливает «потолок цен», выше которогоестественным монополиям не разрешается поднимать цены, а также выделяет группыпотребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
Государственное регулирование цен естественных монополий сильноусложняется распространенной в России практикой неплатежей. В этих условияхсложно подсчитать реальные издержки монополиста, ведь часть продукции неоплачивается вообще.
С выходом из экономического кризиса доходы естественных монополийдолжны возрастать, по мере решения проблемы неплатежей, а также в силупоявления возможности получения дополнительных доходов за счет использованияположительного эффекта масштаба. (4 с. 198)
Российские предпринимательские монополии в условиях либерализациивнешнеэкономической деятельности фактически утратили свою власть над рынком.Российские предприятия оказались в весьма невыгодных условиях. С разваломСоветского Союза произошел разрыв хозяйственных связей, посколькупредприятия-смежники оказались разделены государственными границами. Переход крынку потребовал нового типа мышления менеджеров предприятий, но большинствопредприятий не было готово к кардинальной перестройке управления. Многиеотечественные предприятия-монополисты оказались неконкурентоспособными посравнению с иностранными компаниями, и в конечном счете – убыточными, так какгосударство резко сократило заказы, а потребительский спрос населенияпереключился на импортные товары. (5 с. 290)
Решить проблему обновления производства и переориентацииуправления на новые условия хозяйствования предполагаюсь с помощью приватизациигосударственной собственности, итогом приватизации стал переход монополизмаадминистративно-командной экономики в его рыночные формы. (4 с. 199)
Учитывая кризисное состояние экономики, российское законодательствоповысило допустимую долю продукции предприятия в отрасли, что являетсясвидетельством наличия монополизации рынка. Эта доля поднялась с 35 до 65% (посравнению с Западом – очень большая доля). Послабления антимонопольногозаконодательства в России связано с низкой конкурентоспособностью российскихтоваров по сравнению с товарами мирового рынка. В этих условиях жесткоеантимонопольное давление государства может подорвать отечественноепроизводство. Но в дальнейшем, по мере того, как российские предприятияадаптируются к условиям открытой рыночной экономики, меры государственногорегулирования предпринимательских монополий в России будут ужесточаться.
3.3 Естественные монополии и рынок
Под ключевым термином «естественные» скрывается природная(географическая, климатическая, геологическая) уникальность. Естественнаямонополия существует независимо от формы собственности. Норильская кладовая, вкоторой присутствует чуть ли не вся таблица Менделеева, теоретически можетпринадлежать кому угодно, но она останется естественной монополией. У нее неможет быть конкурентов, кроме месторождений, где добываются аналогичныеископаемые. Но поскольку мощности этих месторождений давно известны ипересчитать их можно на пальцах одной руки, то классического конкурентногорынка в этой сфере быть просто не может. То же самое относится и к рынкамдрагоценных камней и металлов, произведений живописи и скульптуры признанныхмастеров. Естественный монополизм вторгается и в сферу торговли туристическимии рекреационными услугами.
«Бороться» с такого рода монополизмом все равно, что сражаться светряными мельницами. Естественная монополия не может быть ликвидирована в силуобъективной уникальности производимого ею товара или услуги. Бороться на самомделе надо не с монополией, а с теми злоупотреблениями, которые могутпроистекать из монопольного положения продавца. Законодательно должна бытьобеспечена информационная прозрачность экономической деятельности монополиста. (10 с. 71)
Центральная же проблема – это защита прав покупателя монопольноготовара. Сюда в первую очередь относятся:
· обеспечениеравного доступа всех потенциальных покупателей на рынок монопольного товара;
· запретна любые формы сговора продавца с одним или группой покупателей;
· запретна выдачу эксклюзивной информации, способной поставить часть покупателей в привилегированноеположение;
· максимальнаядемократичность правил организации и проведения аукционных торгов;
· законодательноезакрепление системы гарантий и ответственности монополиста за качество предоставляемогопокупателю товара и т.п.
Для России проблема контроля и регулирования монопольных рынковчрезвычайно актуальна. Постсоветской системе досталась экономика сгипертрофированным сырьевым сектором. За годы реформ эта гипертрофия лишьусилилась.
Добывающая промышленность и энергетика, будучи довольно жесткопривязанными к природным ресурсам, изначально несут на себе печатьестественного монополизма. Неразвитость и зачастую безальтернативностьтранспортных артерий России также обуславливают монопольное положение отдельныхвидов транспорта в регионах и межрегиональных связях (особенно это относится кжелезнодорожному транспорту).
Из этого следует, что производственная структура российскойэкономики заставляет очень внимательно относиться к формированию самойконцепции построения рыночного хозяйства в стране. Речь должна идти о гибкомсочетании сегментов рынка, базирующихся на свободной, ничем не ограниченной,конкуренции, с зонами регулируемых рыночных отношений, где встраиваютсямеханизмы, блокирующие возможные негативные последствия естественногомонополизма. (9 с. 10–11)
К сожалению, все лоббируемые ныне проекты реструктуризацииестественных монополий не учитывают объективного характера естественногомонополизма. Философия этих проектов сводится:
1) к насильственному расчленению единой хозяйственной системы насамостоятельные блоки;
2) приватизации части этих блоков;
3) внедрению режима конкуренции внутри блоков и между ними.
Таким образом, ставится задача трансформировать модельфункционирования естественных монополий в модель классического рынка. Инымисловами, вся проблема сводится к чисто организационной, при полномигнорировании производственно-технологической специфики. (10 с. 71)
Такой подход не учитывает как минимум три фундаментальных фактора.
1. Любое расчленение технологической вертикали по разнымсобственникам является управленческим и экономическим абсурдом.
Конкуренция между промыслом, нефтеперерабатывающим заводом ибензоколонкой бессмысленна, а главное неосуществима. Даже если такая формаконкуренции будет объявлена юридически путем передачи различным собственникамзвеньев цепочки «производитель – потребитель», спустя некоторое время одно иззвеньев превратится в реальный центр управления всей технологической вертикальюи будет диктовать свои экономические условия остальным контрагентам.
2. Основным аргументом в пользу приватизации отдельных блоковестественных монополий служит тезис о необходимости аккумуляции инвестиционныхресурсов для сохранения и развития производственного потенциала этих отраслей.
Однако потребность в инвестициях столь велика (по расчетамспециалистов РАО ЕЭС порядка 25 млрд. долл. в течение пяти лет только вэлектростанции), что частных инвесторов, способных, а главное желающих, вложитьсейчас такие суммы в российскую энергетику просто нет в природе. Сторонникиреструктуризации, понимая это, делают ставку на рост тарифов.
Действительно, при искусственном расчленении монополий иприватизации ее отдельных блоков, антимонопольное законодательство перестанетраспространяться на энергетику и железнодорожный транспорт в части контроля надуровнем тарифов. Но включение в тариф инвестиционной составляющей является итеоретически, и практически экономическим нонсенсом. (10 с. 72)
3. Естественные монополии в России являются каркасомжизнеобеспечения всего общества, а не просто субъектом хозяйствования.Отсутствие социальных гарантий в обеспечении, например, электроэнергией,нарушает важнейшие права человека, начиная от права на получение информации икончая правом на жизнь. Что же касается стремления к полной коммерсализациитранспорта, то в условиях России мы можем получить полный распадэкономического, а затем и социально-политического пространства.
Проблемы развития энергетики и транспорта можно решить с учетомобъективного характера трех вышеперечисленных факторов.
Во-первых, нужно отказаться от политики «стерилизации» избыточных денегна банковских счетах, которой сейчас занимается Банк России.
Избыточные деньги следует привлечь в реальный сектор экономикичерез целевые инвестиционные займы (энергетический, железнодорожный,авиационный и т.п.). Такие займы могли бы стать источником финансированияфедеральных инвестиционных программ. Они означали бы стратегический переходгосударства от политики «коротких» к «длинным» деньгам. Ведь облигациигосзаймов можно конвертировать в акции новых предприятий, построенных насобранные средства. Это была бы качественно новая приватизация на инновационнойоснове: не дележ старой, а создание новой собственности.
Во-вторых, надо освободить энергетику и транспорт от налогов, если ихдоходы идут целевым образом на производственные инвестиции (а не на покупкутелевизионных каналов и беспроцентные кредиты для чиновников).
В-третьих, необходимо создать реально функционирующий механизмдолгосрочного кредитования.