Реферат по предмету "Философия"


Основные черты философии ориентации

Основные черты философии ориентации Уже сам Кант применил в своей маленькой работе "Что значит ориентировать себя в мышлении?" с 1786-го года понятие ориентации к критике разума. Еще до этого Мозес Мендельсон ввел понятие ориентации, почти незаметно и не в терминологическом смысле, в дискуссию, чтобы смирить свой спор о спинозизме, спор между разумом и верой. Поскольку казалось, что обе стороны непримиримы в этом споре, "ориентация" должна была служить

инстанцией для решения между ними. Мозес Мендельсон признался, что спекулятивный разум легко можно ввести в софистику. Поэтому его "дело" состоит только в том, чтобы "исправить претензии здравого смысла и как можно больше их преобразовать в разумное познание. Пока здравый смысл и спекуляция находятся во взаимном согласии, я следую их руководству. Но если они раздваиваются, я стараюсь ориентироваться" - именно ориентироваться на основе "

здравого смысла", от которого спекулятивный разум "слишком далеко отдалился". Когда опираются на здравый смысл, тогда нечто странное вроде спинозизма не может возникать и поэтому и не может быть спор о нем. Кант не хотел ограничить дело здравым смыслом. Ведь так называемый здравый смысл является, как Кант писал еще за несколько лет до этого в своих "Пролегоменах", всегда последней "помощью в беде", на которую человек ссылается "

в качестве оракула", "когда он уже ничего умного для своей защиты не знает". Поэтому здравый смысл как средство ориентации в делах разума уже не годится. Но тем не менее остается, как сказал Кант, "максима необходимости ориентироваться в спекулятивном применении разума". "Ориентация" во времена Канта была иностранным словом, произошедшим из французского языка.

Его применяли в географии в смысле "правильно соотнести схему с частями света". Кант расширил это понятие до сферы философии, завершая двойное абстрагирование, сначала от географического к математическому потом от математического к логическому употреблению. В математическом применении он абстрагировался от "направлений мира", от стран света Восток-Запад, Север-Юг, в логическом он абстрагировался от пространственных направлений вообще, право-

лево, вперед-назад, верх-низ. В результате получилась ориентация только в мышлении. Вместе с этим Кант заметил, что уже пространственная ориентация отнюдь не в распоряжении мышления: мышление может от нее освободиться, но оно не в состоянии ее схватить: невозможно различить "направления в пространстве" логическими средствами. Для этого понадобится, как сказано в статье об ориентации, "субъективная основа различения" или "субъективный принцип".

Кант называет различение правого и левого "чувства", которое разум во всех объективных познаниях, во всех познаниях предметов в пространстве и времени должен предполагать. Он, вопреки всей своей автономии, не в состоянии ориентироваться в пространстве и времени, он "нуждается" в ориентации сверх себя на нечто превосходящее его". Таким образом у Канта понятие ориентации сопровождает и охватывает понятие разума.

Ориентация превышает разум; она является понимающей работой в до- и внеразумных пограничных условиях. Она невозможна без разума; но и разум без нее беспомощен. Сегодня понятие ориентации вытеснило в повседневности, политике и философии (по крайней мере в немецком языке) почти везде понятие разум. Понятийное поле ориентации - точка зрения, направление, перспектива, горизонт - все больше и больше подменяет собой понятийное поле разума.

Кажется, что понятие ориентации подхватывает ту потерю смысла, которую безусловный разум модерна потерял в процессе признания своей условности. Тем не менее понятие ориентации, хотя оно и не употребляется часто, однако, до сих пор почти отрефлексировано в философии. В этом состоит задача философии ориентации. Она предполагает, что в понятии ориентация имеется мощный философский потенциал, из которого могут быть в определенной мере выведены и поняты основные черты постмодернистской

ситуации. Разум должен постоянно заново ориентироваться не только в "направлении" в пространстве, но и во времени, в непрестанной перемене общественных условий жизни. Без такой ориентации он беспомощен и наоборот, как раз ориентация делает возможной дальнейшую жизнь там, где условия жизни внезапно меняются и принципы разума уже не работают. Уже Кант считал, что ориентация не зависит от принципов.

Она не является делом логически обоснованных предложений. Ориентации с одной стороны всегда целостны; можно ориентироваться или нет, с другой стороны, многообразны; можно в различных областях жизни и жизненных ситуациях следовать совершенно различным ориентациям. Следовательно можно от случая к случаю меняться среди ориентации. Поэтому ориентации являются ограниченными в пространстве и времени; они есть ориентации в ограниченных

областях жизни и на ограниченное время. Если возможно менять ориентации, если возможно переходить от одной к другой, то это значит, что ориентации должны быть в одном отношении связаны с чем-нибудь, а в другом - независимы друг от друга; они образуют друг с другом структуру открытой ризомы. Таким образом, если ориентация в одной области жизни терпит крах, другая ориентация в другой области жизни может помочь дальше жить. Ризома ориентации в целом способна удерживать локальные дезориентации.

Разум, который таким способом ориентирует, который по ту сторону принципов, при всегда меняющихся жизненных условиях дает изменение ориентации в ограниченном пространстве и времени, это и есть постмодернистский разум. С помощью понятия ориентации можно объяснить то, что в сегодняшней России и во многих странах, находившихся ранее под ее влиянием, повсеместная ориентация в итоге делает невозможной дальнейшую жизны Конечно можно привести для этого множество причин, ментальных, исторических,

политических. Но самые элементарные наверно находятся в возможности самой ориентации обойтись без принципов и благодаря этому она открывает возможность менять ориентации сообразно изменению обстоятельств. Начало философии ориентации Исследовательский проект в рамках философии ориентации начинается с вопросов: Как происходит ориентация? Что дает ориентация, от чего она зависит? Каким ориентирам следуют ориентации человека, группы, народа, культуры, эпохи?

Как взаимосвязаны ориентации друг с другом, чтобы они могли в кризисных ситуациях друг друга заменить и быть заменяемы друг на друга? И наконец: Как надо мыслить мышление, чтобы постоянная перемена и обмен его собственных ориентиров стали мыслимыми? В этом и состоит собственно философский вопрос. Ориентация принимает вызов времени. Принимая время в себя. Ориентироваться значит разобраться в новой ситуации; тогда мы уже имеем не новую ситуацию, но такую,

в которой мы уже разобрались. Но на этом жизнь не прекращается; могут возникать другие трудности и, тем самым, новые потребности в ориентации. Ориентации имеют дело со временем двояким образом. Во-первых, они никогда не прекращаются, т.к. в жизни они всегда необходимы; человек никогда полностью не сориентирован, и каждая новая ориентация есть вновь другая ориентация. И во-вторых, ориентации не только изменяемы в том смысле, что они необходимы время от времени, но они

временны и в себе, поскольку они постоянно опережают самих себя. Поэтому ориентировочное знание необходимо мимолетно, поспешным образом получено, поверхностно и многозначно. Поэтому в классике с вневременностью ее понятий в установившейся традиции философии ориентировочное знание недооценивалось или, как правило, вообще, не учитывалось. Предполагалось, что о знании речь может идти только тогда, когда оно окончательное, хорошо обоснованное

и однозначное. Но если знание в новой непредсказуемой ситуации должно помогать действовать, то ориентация должна совершиться быстро. Быстрота обусловливает поспешность, поспешность влечет поверхностность, поверхностность - многозначность. Это является недостатком только тогда, когда критерием служит традиционное понятие знания. Но ценность ориентации состоит как раз в том, что она может отказаться от основательности и однозначности и длительной работы над ними и тем не менее дать достаточную уверенность для действия.

Вместе с однозначностью ориентировочное знание отказывается в значительной мере от логической необходимости. Вместо логической необходимости оно опирается на жизненную необходимость. Ориентировочное знание следует не за доказательствами а за потребностями. А потребности жизни всегда предшествуют доказательствам науки. С одной стороны, насущные потребности уже должны быть удовлетворены до того как заниматься наукой;

занятие наукой предполагает досуг. С другой стороны, потребности жизни ставят те вопросы, которые должны быть научно исследованы; наука предполагает цели, предписанные жизненными необходимостями - специфическими или общими. Без этого она не имела бы смысла. Вместе с логической необходимостью в ориентации, наконец-то, уходит на задний план и общезначимость. Ориентировочное знание может быть обобщено только в той мере, в какой ситуации действия могут быть сходны друг с другом, но полностью они сходиться не могут.

Всеобщее имеет для ориентации только условную ценность. До сих пор недооцененное или вовсе незамеченное, поспешное, поверхностное и многозначное ориентировочное знание предшествует окончательному, хорошо обоснованному и однозначному научному знанию. Ведь каждое приобретение научного знания начинается со своей стороны с первыми пробными попытками ориентации, и каждый новый методический шаг предполагает сначала некую неточную ориентацию, которая указывает ему

направление. Таким образом отброшенный и забытый тип ориентировочного знания мог бы стать основным типом знания, на котором до сих пор вырастал столь высоко ценимый тип научного знания. Безусловное тоже всегда мыслится только при определенных условиях, и вневременное всегда во времени, и как раз временные условия определяют, вообще ли мыслятся нечто безусловное и надвременное и если да, то что в качестве такого безусловного и надвременного мыслится.

Понятие ориентации позволяет мыслить то, что ничего не исключено из временности, в том числе и ориентиры самой ориентации, и что тем не менее возможно жить в такой радикальной временности. Напротив: только при условии радикальной временности ориентиров ориентации можно жить. Ведь только тогда становится возможным перестроиться в новых ситуациях жизни. В конце 20-го века как на Востоке, так и на Западе господствует впечатление, что все ориентиры ориентации,

не только политические и экономические, но и научные, и этические вовлечены в новое открытое движение. Точки опоры философии ориентации Поскольку вид ориентации всегда зависит от ситуации, в которой она становится необходимой, то никакая ориентация не равна другой. Следовательно философия ориентации со своей стороны не нацелена на всеобщее и окончательное знание об ориентации. Процессы ориентации, поскольку они необходимы только в новых ситуациях, всегда являются

процессами переориентации. Выходит, что задача состоит в описании условий и форм процессов переориентации в характерных областях ориентации. Ближайшая область ориентации и первая точка опоры для анализа процессов переориентации есть пространственная ориентация. Здесь имеются уже обширные физиологические, неврологические и психологические исследования ориентации человека во времени, и особенно исследования ориентации перелетных птиц. При этом философия ориентации пытается установить параметры ориентации и вносить их в понятийное

поле ориентации. Это пространственно-временное понятийное поле предварительно можно охарактеризовать понятиями как точка зрения - перспектива - горизонт, время - перемещение - остановка, (пространственная) сторона (право-лево, верх-низ, спереди-сзади) - направление - местоположение. В ориентации мы никогда не стараемся схватывать предметы как таковые, а всегда только как точки опоры по пути к другим предметам. Ориентация сокращает путь предметов к знакам.

Притом бросается в глаза, что, как правило, работает двойная сигнатура. Так мы поступаем, когда с помощью схемы ходим по некоторой территории. В схеме используется один набор знаков, которым можно установить собственное место на территории и определить свой путь. Для этого надо трактовать сами характерные предметы территории - пик горы, электрический столб или нечто похожее - только как точки опоры, как знаки.

Тогда перемещение двух знаковых наборов друг против друга делает возможной ориентацию: Человек устанавливает на основе знаков территории свое место по знакам на схеме, выбирает свой путь на схеме и ищет, исходя из знаков на схеме, им соответствующие знаки территории. Когда он движется, то вместе с ним движется и схема, и поэтому он должен опять установить свое место на схеме (которое не всегда оказывается тем, которого он хотел достигнуть) и т.д.

Нельзя постоянно соотносить знаки на схеме и знаки на территории (ведь недостаточно только ориентировать, надо и идти), а лишь время от времени. Человек ориентируется наподобие того как он ходит: всегда его вес носит только одна нога, но одна нога всегда в перемене с другой. Обе сигнатуры перемещаются не постоянно, а с постоянными перерывами, но они перемешаются друг к другу и обретают этим такое постоянство, которое одновременно делает возможными изменения направления.

Посредством чередования различных сигнатур становится возможной гибкость и эластичность ориентации. Эластичное отношение имеет место в ориентации также между точкой зрения и горизонтом. С определенной точкой зрения открывается определенный горизонт. Когда человек движется по направлению к этому горизонту, он смещает свою точку зрения в этом горизонте, но вместе с тем он перемещает и свой горизонт. И тем не менее он перемещает их не одновременно: он

удерживает одно, когда он перемещает другое. Это происходит не только в пространственных, но и в психических и в социальных отношениях: везде где человек нечто двигает, перемещает, изменяет, он старается одновременно нечто другое удерживать (например, стараются, как правило, избегать того, чтобы одновременно менять профессию и брак). Именно этот способ ориентации - удерживать одно пока изменяют другое - может подхватить дезориентации в одной области, пока в других областях ориентации еще работают.

Поэтому ежедневные упражнения в искусстве ориентации заключается в том, чтобы опираться последовательно на различные ориентации и в различных областях жизни. Жизненная ориентация состоит прежде всего в умении жить дальше, а умение жить дальше состоит, в конечном счете, в умении ориентироваться среди своих различных ориентиров и в разных областях жизни. С этих позиций необходимо заново переосмыслить субъект ориентации.

Субъект не имеет альтернативного выбора: ориентироваться или не ориентироваться, он не является господином ориентации, но и он сам нечто другое чем ориентация. Но тогда он не есть точка и даже не точка зрения ориентации, а вся структура ориентации, точка зрения со своим горизонтом, в котором он движется перемещая и то и другое друг к другу. Таким образом, сам субъект становится временным. Следовательно предельными точками опоры философии

ориентации являются знаки и время. Таким образом эта философия участвует в многочисленных устремлениях 20-го века - понимать бытие, с одной стороны, из языка и знаков, с другой - из времени. Философия ориентации требует и того, и другого.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности на основе баланса предприятия ОАО "Новошип"
Реферат Проектирование ЦСК типа STX-1
Реферат Современная концепция и проблемы малого бизнеса
Реферат Экономические меры обеспечения рационального использования и охраны земель
Реферат Ам гу Константином Сергеевичем Лисецким, профессором кафедры общей психологии и психологии развития, действительным членом Международной Педагогической Академии
Реферат Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук 2
Реферат Задолженности стран третьего мира и бремени Мобилизация международных финансовых институтов
Реферат Ненадання допомоги судну та особам що зазнали лиха Порушення правил безпеки дорожнього руху аб
Реферат Из истории морских походов в VII-XII вв.
Реферат 22 апреля Всемирный день Земли праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. История этого праздника связана с именем американского жителя Джона Мортона
Реферат Монтаж электрических схем
Реферат Япония Каменного Века
Реферат Тема любви в творчестве АИ Куприна
Реферат Система местного самоуправления в России (XV-XVII вв.)
Реферат Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения