Реферат по предмету "Экономика"


Инвестиции в Беларуси

Минский институт управления 2002 (группа 1005)
Введение
Задачи курсовой таковы:
1.   дать определение понятию инвестиции;
2.    выяснить,какова роль инвестиций в экономике и изучить проблемыформирования благоприятного инвестиционного климата на примере зарубежных стран;
3.    исследоватьситуацию с инвестициями в РБ и сделать выводы о перспективах развитияинвестиционного процесса .
Сложность рассматриваемых процессовинвестирования представляет собой одну из основный задач управления экономикой.При этом жизненно важными для инвесторов оказываются практически все аспектыхозяйственной деятельности будущего предприятия – начиная от внешней социальнойсреды и заканчивая вариантами его финансирования.
В данной работе большое вниманиеуделено иностранным инвестициям, поскольку именно они могут играть основную ивесьма благоприятную роль в экономической деятельности предприятий любойстраны. И целью данной работы является исследование инвестиционногорынка республики Беларусь, его сравнение  с опытом зарубежных стран.


1.Сущность, формы и виды инвестиций.
 Экономическая деятельность отдельных хозяйствующихсубъектов и страны в целом характеризуется объемами и формами осуществленияинвестиций. Существует достаточно много определений инвестициям, трактуемыхзаконами и авторами учебных пособий по проблемам инвестиций. Основнымдокументом, определяющим понятие инвестиций является инвестиционный кодексРеспублики Беларусь, принятый 22 июня 2001 г.
«Инвестиции» в переводе с латинскогоозначает «вложение».
Инвестиции· — это вложение капитала с целью последующего егоувеличения.
Типичная ошибка в том, что подинвестициями понимается любое вложение средств, которое может и не приводить ник росту капитала, ни к получению прибыли. Частая ошибка — идентификация«инвестиций» с термином «капитальное вложение». Инвестиции в этом случаерассматриваются как вложение средств в воспроизводство основных фондов, новместе с тем, инвестиции могут осуществляться и в оборотные активы, и вразличные финансовые инструменты, и в отдельные виды нематериальных активов,следовательно, «капитальные вложения» более узкое понятие. Во многихопределениях инвестиций отмечается, что они являются вложениями денежныхсредств, но инвестирование может осуществляться в формах движимого инедвижимого имущества.
Существует очень много видовинвестиций, мы определим лишь некоторые из них.
Как правило, разделяют инвестиции на портфельные — инвестиции в ценные бумаги, и инвестиции в реальные активы — инвестиции в физические активы.
Инвестиции в реальные активы можноклассифицировать с позиции, какую из стоящих перед фирмой задач необходиморешить с их помощью:
1.           Инвестиции вповышение эффективности. Они служат для снижения затрат предприятия за счет замены оборудования,обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с болеевыгодными условиями производства;
2.           Инвестиции врасширение производства служат для расширения возможностей выпуска товаров для ранеесформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;
3.           Инвестиции всоздание новых производств. Данная группа инвестиций обеспечивает создание новых предприятий,которые будут выпускать новые товары;
4.           Инвестицииради удовлетворения требований государственных органов управления. Они необходимы для случая, когдапредприятие должно удовлетворять требования властей в части экологическихстандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности.
Основной причиной для введения такойклассификации является различный уровень риска, с которым они сопряжены. Чемвыше доля сберегаемых средств, тем выше темп прироста экономики. Таким образом,наименее рисковыми являются  инвестиции для удовлетворения требованийгосударственных органов управления  и инвестиции в повышение эффективности.
Существует еще несколькоклассификаций инвестиций, с целью учета, анализа и планирования.[1]
Инвестиции могут быть как краткосрочными,так и долгосрочными, краткосрочные — если период инвестирования небольше 1 года, долгосрочные -если период окупаемости составляет больше 1 года.
Валовые инвестиции — это общий объем инвестированнныхсредств в определенном периоде, направленный на новое строительство,приобретение средств производства и на прирост товарно — материальных запасов.
Чистые инвестиции — объем валовых инвестиций,уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде.
По характеру  участия различаютпрямые и непрямые инвестиции. Прямые - осуществляются принепосредственном участии инвестора в выборе проектов инвестирования и вложениисредств.
Непрямые -  при опосредуемом участии инвесторадругими лицами.
По формам собственности:
·          Частные
·          Государственные
·          Иностранные
·          Совместные
По региональному признаку:
·          Инвестициивнутри страны
·          Инвестиции зарубежом
Определившись с понятием«инвестиций», мы должны дать характеристику субъектам инвестиционнойдеятельности. Ксубъектам относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи капитальныхвложений. Приведем различия между этими понятиями.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения натерритории РБ с использованием собственных или привлеченных средств.Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица, создаваемыена основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридическоголица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местногосамоуправления, иностранные инвесторы.
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические июридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.Инвесторы могут быть заказчиками. Если заказчик не является инвестором, то оннаделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениямина период и в пределах полномочий, установленных договором.
Подрядчики — это физические и юридические лица, которыевыполняют  работу по договору подряда и государственному контракту, заключенномус  подрядчиком.
Пользователи объектов капитальныхвложений — физические и юридические лица, втом числе, иностранные, государственные органы, органы местного самоуправления,иностранные государства, международные объединения и органы, для которых создаютсяуказанные объекты. Инвесторы могут быть также пользователями капитальныхвложений.
Субъект инвестиционной деятельностиможет совмещать функции нескольких субъектов. Следует иметь ввиду, что это лишьусловное деление субъектов инвестиционной деятельности, отношения, возникающиемежду субъектами,  регулируются другими нормативно — правовыми актами, в томчисле Гражданским Кодексом, договорами, заключаемыми между субъектами. Субъектынаделяются правами, обязанностями в соответствии с действующим законодательством.Инвесторы самостоятельно определяют объемы и  направления капитальных вложений,осуществляют контроль целевого использования средств.
Для инвестора самое важное — стабильность законодательнойбазы1, соблюдение правовых норм ивозможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучшеили хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут постоянноменяться. Главное — стабильность.
За годы реформ создана практическизаново законодательная база рыночной экономики. Приняты Гражданский кодекс,Законы «Об акционерных обществах», Закон  «О защите прав и законных интересовинвесторов на рынке ценных бумаг» и другие законы. Тем не менее, в этой областиеще много проблем. Не завершена работа по внедрению Налогового кодекса, непринят Земельный кодекс.
До сих пор нет закона о регистрацииюридических лиц, хотя эта процедура является одной из самых привлекательных дляправонарушений и случаев коррупции. Наиболее остро ощущается отсутствие закона,регламентирующего процедуры возможной национализации и устанавливающегонадежные гарантии для собственников имущества, подлежащего национализации.
Законы, регламентирующиеинвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. В областизаконотворчества часто происходит заимствование норм, применяемых в другихправовых системах или в государствах с иным уровнем институционального икультурного развития.
Многие законы плохо увязаны друг сдругом, содержат взаимоисключающие нормы, более того, такие нормы можнообнаружить в рамках одного закона. Практика внесения поправок в действующеезаконодательство не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы,вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепциюправового регулирования.
Однако, самая главная проблема — плохое исполнение законов. «Строгость законов русских смягчаетсянеобязательностью их исполнения», — эти слова  М.Е.Салтыкова — Щедрина говорято нашей давней национальной традиции. В ряде случаев это связано с отсутствиемсанкций за неисполнение норм права или их неэффективностью, когда нарушениеправа экономически выгоднее, чем его исполнение.
К  группе законов об инвестицияхможно отнести Конституцию РБ, Гражданский кодекс, законы о собственности,недрах и концессиях о предприятиях и предпринимательской деятельности, обакционерных обществах и некоммерческих организациях, банках и банковскойдеятельности, законоположения о налогообложениии, внешнеэкономическойдеятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендныхотношениях и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств,нормативные акты и программы приватизации и др.
Что касается специальных нормативныхактов, то к ним относятся  законоположения и нормативные акты, в том числедокументы государственных ведомств, регулирующие собственно инвестиционныйпроцесс как в области капиталообразующих денежных средств, так и в областивложений, размещаемых в финансовых активах.
Государственныеведомства принимают также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционнойдеятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности,регулируются международными соглашениями и договорами общего характера, а такжесоглашениями с международными финансовыми институтами    (МеждународныйВалютный Фонд).

2.Инвестиционый опыт в зарубежных странах.
Дляэкономики нашей страны велика роль прямых зарубежных инвестиций.
Вотношении таких инвестиций можно отметить, что они способствуют повышениютехнического и организационного уровня отечественного производства в результатепередачи опыта предпринимателей развитых стран.1
Казалосьбы, позитивная роль импорта капитала в экономике принимающих стран должнавызывать самое благожелательное отношение к нему. Однако в действительностиэтого нет.
ВСША, к примеру, общественное мнение настроено далеко не пользу иностранцев,намеривающихся создать здесь свои предприятия или приобрести землю и другуюнедвижимость. Проведенный опрос показал, что 78% граждан выступают за закон,который ограничил бы зарубежные инвестиции в американские бизнес и недвижимость2.
Онеоднозначном отношении большинства правительств стран к импорту капиталасвидетельствует тот факт, что они, не только не создают особых льгот длязарубежных инвесторов, а наоборот, сдерживают их доступ на свою территорию.Изучение в конце 90-х гг. Международным валютным фондом внешнеинвестиционнойполитики 184 государств – его членов показало, что 144 из них ( 78,3% )используют ограничения импорта капитала протекционистского характера. Этообъясняется тем, что иностранные инвестиции оказывают как положительное, так иотрицательное воздействие на экономику и другие стороны жизни принимающихгосударств, в том числе Беларуси.
Становясьобъектом зарубежного инвестирования, страна не только получает определенныеденежные суммы, но и отдает их фирме обслуживания иностранных займов и переводачасти прибыли от прямых и портфельных вложений. В расчете на каждые 100 единицимпортного капитала денежные средства, отправляемые за границу, значительноменьше получаемых инвестиций. Отсюда возникает иллюзия, что денежныепоступления в форме иностранных инвестиций – это всегда средство увеличенияденежных доходов страны. В действительности, если она регулярно принимаетпрямые и портфельные вложения и получает займы в неизменном и тем более вуменьшающемся размере, даже когда инвестиции растут, через определенное времятакая система превращается из способа получения страной дополнительных доходовв мощный “ насос “, вытягивающийся из нее увеличивающийся поток денежных средств.Именно так действует эта система в России. Свидетельство тому – приведеннаяниже таблица1.
             Иностранные инвестиции, полученные в течениигода,
идоходы от них, направляемые за рубеж
                                                                                                (в млн. долл.)Год
Объем инвестиций,
Поступивших в страну Доходы, ушедшие за границу Чистые доходы от системы иностранных инвестиций (инвестиции минус доходы от них, ушедшие за границу) 1995 2983 7650 -4667 1996 6970 9768 -2698 1997 12295 13071 -756 1998 11773 16106 -14333 1999 9560 11336 -1766 2000 10300 11172 -872
/>
 Из таблицы и диаграммы можно заметить, что в экономикеРоссии в период с 1995 по 2000 год наблюдается рост доходных средств, ушедшиеза границу, и одновременно небольшое увеличение (из отрицательной стороны )чистые доходов страны от системы иностранных инвестиций. 90-х гг.В результате финансовая сфера России от системы зарубежных инвестиций гораздо больше теряет,чем получает, причем доходы от вложений, уходящие за рубеж, имели явнуютенденцию к увеличению.
В этой ситуации роль государства, помнению автора данной работы, заключается в разумном экономическом июридическом регулировании всех без исключения инвестиционных процессов, чтобыизбежать так называемого эфекта «насоса», когда из страны выкачиваютсябезосновательно большие суммы.
Примерамитакой деятельности государства может быть указ ,  президента Росии от 17 ноября1992 года1.Когда доля иностранных инвестиций в нефтяной промышленности не должна превышать15% акционерного капитала, а в газовой ( указом от 28 мая 1997 г. ) – 9 % илизакон тоже принятый в РФ в июне 1999 г.“ Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации “. В нем говорится: правовой режим деятельностииностранных инвесторов и использования полученной ими прибыли не может бытьменее благоприятным, чем предоставленный российским инвесторам, за изъятиями,устанавливаемыми федеральными законами. Подчеркивается, что изъятиястимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут бытьустановлены в интересах социально-экономического развития РФ.
Вместес тем закон разрешает государственным органам ограничивать деятельностьиностранных инвесторов в тех случаях, когда это необходимо для защитыконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и ее безопасности. Уже то, чтодопускается возможность отрицательного воздействия  капитала (раньше это почемуто почти не предусматривалось )  на все перечисленное, свидетельствует отрезвом подходе к оценке воздействия иностранных инвестиций экономику страны идругие сферы общества.
Первые примеры прямых инвестицийотносятся к XVIIв. и связаны сдеятельностью созданной а Англии Ост-Индской компании2. В концеXIX—начале XX в. в связи с развитием инфраструктуры Американскогоконтинента и Индии из Европейских стран туда направились потоки капитала,которые по сегодняшним меркам можно было бы считать прямыми инвестициями.Фактически, с развитием инвестирования капитализм перешел на свой новый этапразвития. Несмотря на то, что основная доля прямых инвестиций осуществлялась доВторой мировой войны между Европой и Америкой, существуют историческиесвидетельства того, что уже тогда потоки капитала направлялись с Севера на Юг.Так в 1914 г. 53% прямыханглийских инвестиций направлялись в страны Азии, Африки и Латинской Америки вдобывающие отрасли и 31%--  винфраструктуру.
Крупнейшими инвесторами в настоящеевремя являются: США, Япония, ФРГ,Великобритания, Франция, а так же некоторые богатые развивающиеся страны: Саудовская Аравия, ОАР, Кувейт иновые индустриальные страны: ЮжнаяКорея, Сингапур.
Относительно Объема мировых прямыхинвестиций, то можно сказать, что их прирост отмечен только в Африке (2001г.-11млрд.$1)
 В Аргентине инвестиции имеюттенденций к спаду. Латинская Америка также отметила сокращение инвестиций.Вообще, как сообщает ЮНКТАД[2],объем прямых инвестиций во всем мире сократился вдвое. Причиной инвестиционногоштиля является спад мировой экономической конъюнктуры и поглощение предприятийразвивающихся стран.
Приведенная ниже таблица2показывает соотношения между ввезенным и вывезенным капиталом (в млрд.$) в период с 1987 по 1993 годы встраны с различным уровнем развитости.
 
 
1987
1990
1993 Всего Ввоз 137.0 238.5 188 Ввоз 126.9 206 173 Развитые страны Вывоз 133.9 228 180 Ввоз 113.2 174 103
Развивающиеся            страны Вывоз 3.1 10 8 Ввоз 13.7 1 70
          Весьма хорошо синвестициями составляла ситуация в Польше в 2000 году. В этот год польскаяэкономика получила рекордное количество иностранных инвестиций –10 млрд.$.Именно это дало Польше быстрымитемпами развивать экономический рост. Это явилось следствием завершения тамприватизации. И при этом приоритетными отраслями являлись  автомобилестроение,электроника и информационные технологии.
Китай, к примеру,очень активно готовится к принятию иностранных инвестиций. С 1 января 2002 годаначался отсчет до открытия ряда китайских рынков. Планируется также снижениеввозных пошлин и ликвидация нетарифных препятствий. Вступление Китая в ВТО[3]изменит направление потоков капиталов. Это будет означать появлениесобственников-нерезидентов в сфере банковских услуг, туризме, музыкальной индустрии.
Для того что бы полностью разобраться в зарубежныхинвестиционных тенденциях, следует вспомнить наиболее важные события в историиразвития мировых экономических связей.
В историческом развитии мирохозяйственных связей наблюдаетсятри основных этапа3:
1-ый этап, это 15-18 вв.- активноефункционирование мировых товарных потоков.
2-ой этап, конец 19-начало 20 века–начало активизации ввоза и вывоза иностранного капитала в виде финансовойформы (займы, кредиты, субсидии) и производственной (вложения в виде оборотныыхфондов на чужой территории), что явилось одной из первых форм зарубежныхинвестиционных вложний.
3-ий этап-  20 век. Смена чисторынчных сделок (рыночных операций), оброзованием совместныхпроизводств(ТНК-транс национальных корпораций), оброзование транс национальногокапитала-на основе в том числе иностранных инвестиций. Атак же  роствмешательства государства в мирохозяйственные связи и увеличение его роли какактивного инвестора и получателя инвестиций.
 В результате в мировой экономикепроисходит формирование трех основных центров мирохозяйственных связей где естественно и бурноразвивается инвестиционная деятельность.
1.         США и Канада
2.         Западная Европа
3.         «Восточныедраконы»- Япония, Южная Корея и другие развитые восточные страны.
Еще сущесвуют давольно важные этапывзаимодействия государства и транс национальных корпораций:
1-ый этап  послевоенныйпериод 20 в., когда государство вырастает из простого посредника при импортетовара и кредитора и гаранта при экспорте  в активного распорядителя ираспределителя экспортируемых и импортируемых товаров.
Сразу после 2-ой Мировойвойны начинается активизация экспансии американского капитала в страны ЗападнойЕвропы на восстановление уничтоженного за годы войны производства этих стран.(Врезультате к США перекачевывает около 60% мирового валютного запаса ).
(Именно в этот периодпроисходит оброзование ведущих экономических организаций).
2-ой этап, это 60-70-ыегоды, когда происходит стремительный рост западно вропейских стран. А в 1957году образуется общий экономический рынок
3-ий этап, 70-90 гг.экономический рост тихоакеанской интеграции ( Япония, Тайланд, Тайвань),которая имеет один существенный недостаток — отсутствие хорошейзаконадательной базы для ведения эффективных отношений.
 Ипоследнее что необходимо освятить в историком аспекте развития  мировойэкономики для лучшего понимания инвестиционных процессов, это оброзованиеэкономической интеграции западной европы. Он состоял так же из пяти этапов.
1)     1951-71год. За 20 лет образован таможенный союз, единая сельско-хозяйственная политика, единыецены на импорт и  единые цены на импорт и общая унификация параметровэкономического роста.
2)     1972-78гг.Выход из мирового нефтяного кризиса( когда 1 барэль нефти стоил 250$).
3)     1979-85гг.Создание европейской валютной системы, Европейского фонда валютногосотрудничества (с условной расчетной экономической единицей -экю).
4)     1986-1992г. Создание единого внутреннего европейского рынка, ограничение финансовыхбарьеров на всех направлениях на единой законодательной базе.
5)     1993-2002г. Создание обще европейской системы центральных банков,  единой валюты – еврои создание в рамках этого экономического союза-Евро союза, единойэкономической законодательной базы.
 На основанииобщеизвестных фактов об экономическом росте мировых стран, можно сделать вполнелогичный вывод о том, что все экономические процессы  описанные автором выше,без сомнений оказали огромное положительное воздействие  на экономику этихстран. И как видно из исторического опыта не последнюю роль в этом хорошем делесыграли иностранные инвестиции.
3. Инвестиции в Республике Беларусь.3.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности.
Основу правовогорегулирования инвестиционной деятельности составляет Инвестиционный кодексРеспублики Беларусь, принятый 22 июня 2001 г. Он определяет общие правовыеусловия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь инаправлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защитуправ инвесторов на территории Республики Беларусь.
Под инвестиционной деятельностью, в соответствии с белорусскимзаконодательством, понимается действия юридического или физического лица либогосударства (административно-территориальной единицы государства) по вложениюинвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованиюдля получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата(статья 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). 1
Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельностирассматриваются как национальные, так и иностранные инвесторы.
Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
— иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лицеуполномоченных органов;
— международные организации;
— иностранные юридические лица;
— иностранные граждане;
— физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства),постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Согласно статье 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, инвестиционнаядеятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:
1) создание юридического лица;
2) приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
— доли в уставном фонде юридического лица;
— недвижимости;
— ценных бумаг;
— прав на объекты интеллектуальной собственности;
— концессий;
— оборудования;
— других основных средств.
Привлекаемые в Республику Беларусь иностранные кредиты, как правило, носятцелевой характер и направляются на структурную перестройку экономики,модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительскихтоваров. Наиболее перспективными отраслями для притока иностранного капиталаявляются: электроника, автомобилестроение, нефтехимия, строительство,лесопереработка, производство товаров народного потребления и продуктовпитания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования ит.д.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе приреализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получитьгосударственную поддержку, которая оказывается с целью стимулированияпривлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в видепредоставления:
— льгот по налоговым и таможенным платежам;
— гарантий Правительства Республики Беларусь;
— централизованных инвестиционных ресурсов.
Юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используютсяиностранные инвестиции, является коммерческой организацией с иностраннымиинвестициями.
Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются каккоммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации. Коммерческойсовместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическоелицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранногоинвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо РеспубликиБеларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100процентов.
Для организаций с иностранными инвестициями предоставляется ряд льгот.Например, освобождается от уплаты налога в течение трех лет с моментаобъявления ими прибыли, включая первый прибыльный год, прибыль коммерческихорганизаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставномфонде которых составляет более 30 процентов, полученная от реализации продукции(работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочнойдеятельности. А в случае, если коммерческие организации с иностраннымиинвестициями производят особо важную для республики продукцию, включенную вперечень такой продукции, утверждаемый Правительством Республики Беларусь, вотношении таких организаций действуют еще на срок до трех лет ставки налога наприбыль, уменьшенные на 50 процентов.
Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, атакже имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает этиправа.
Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимоот их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, атакже равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересовинвесторов.
Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленныхИнвестиционным Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и еепрекращению.
Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии сзаконодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие извладения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционнойдеятельности (статья 9 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).
Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной врезультате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлятьреинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии сзаконодательными актами Республики Беларусь.
Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционнойдеятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученнойим в результате такой деятельности.
Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и другихобязательных платежей, установленных законодательными актами РеспубликиБеларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли(дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результатеосуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной иличастичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционнойдеятельности (статья 10 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).
При создании и регистрации предприятий с иностранными инвестициями помимоИнвестиционного кодекса Республики Беларусь применяются также положениязаконов, устанавливающие порядок создания и регистрации предприятий безиностранных инвестиций. В целях упорядочения государственной регистрации иликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческихорганизаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей был принят ДекретПрезидента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Обупорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращениядеятельности) субъектов хозяйствования», которым утвержденосоответствующее Положение о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (в редакции ДекретаПрезидента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. № 22).
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любыевиды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусьи соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации.
Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается актамизаконодательства Республики Беларусь, коммерческая организация с иностраннымиинвестициями может заниматься только на основании специальных разрешений(лицензий) — статья 80 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, части 3, 4.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе иметь дочерние изависимые общества, а также создавать филиалы и представительства на территорииРеспублики Беларусь и за ее пределами с соблюдением условий, предусмотренныхактами законодательства Республики Беларусь и соответствующим законодательствоминостранных государств.
Дочерние общества коммерческих иностранных организаций пользуются теми же правамии регистрируются тем же органом, что и коммерческие иностранные организации.Зависимые общества коммерческих иностранных организаций пользуются теми жеправами и регистрируются тем же органом, что и коммерческие иностранныеорганизации, в случае, если размер иностранных инвестиций в уставном фондезависимых обществ составляет сумму не менее 20 000 долларов США в эквиваленте.Дочерние и зависимые общества коммерческих совместных организацийрегистрируются в порядке, предусмотренном для юридических лиц без иностранныхинвестиций, и не пользуются правами, предоставленными коммерческим организациямс иностранными инвестициями.
Филиалы и представительства коммерческих организаций с иностраннымиинвестициями действуют на основании положений о них, утверждаемых коммерческимиорганизациями с иностранными инвестициями. На территории Республики Беларусьфилиалы и представительства коммерческих организаций с иностраннымиинвестициями не являются юридическими лицами (статья 82 Инвестиционного кодексаРеспублики Беларусь).
Порядок открытия и деятельности представительств иностранных предприятий натерритории Республики Беларусь регулируется Положением о порядке открытия идеятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций,утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля1997 № 929 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12марта 2001 года № 325). Согласно этому Положению, иностранные организацииоткрывают свои представительства на территории Республики Беларусь с разрешенияМинистерства иностранных дел. За выдачу разрешения на открытиепредставительства в Республике Беларусь взимается сбор в размере 2000 долларовСША, на продление срока деятельности — 1000 долларов США.
Для получения разрешения на открытие представительства организация представляетв Министерство иностранных дел следующие документы:
заявление, в котором должно быть указано: цель (цели) открытияпредставительства; полное наименование организации; дата создания организации;место нахождения главного офиса; описание деятельности организации; сведения олицах, уполномоченных вести дела от имени организации в Республике Беларусь;
копии учредительных документов организации, легализованные в установленномпорядке;
копию документа, подтверждающего государственную регистрацию организации вуполномоченном органе страны заявителя (выписку из торгового реестра,сертификат о регистрации организации и т.д.), легализованную в установленномпорядке;
доверенность на руководителя представительства, легализованную в установленномпорядке;
рекомендательное письмо банка, услугами которого пользуется организация;
копию особого разрешения государственных учреждений страны местонахожденияорганизации, если этого требует законодательство страны-заявителя;
положение о представительстве, в котором указывается цель (цели) открытияпредставительства на территории Республики Беларусь, адрес, организационнаяструктура, компетенция руководителя представительства, порядок закрытияпредставительства;
легализованную в установленном порядке доверенность на лицо, уполномоченноеосуществлять действия, связанные с открытием представительства.
Представительства организаций открываются на срок до трех лет с возможностьюпоследующего продления деятельности на такой же срок при условии обращения вМинистерство иностранных дел не позднее одного месяца до истечения срокадействия разрешения на открытие представительства.
Государственная регистрация коммерческих организаций с иностраннымиинвестициями, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовыхорганизаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободныхэкономических зонах и страховых, перестраховочных организаций, осуществляетсяуполномоченным государственным органом (часть 1 статьи 83 Инвестиционногокодекса Республики Беларусь). Согласно Положению о государственнойрегистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования,утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года №11 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 года №22) таким органом является Министерство иностранных дел.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной смомента ее государственной регистрации.
Государственная регистрация коммерческой организации с иностраннымиинвестициями осуществляется в течение не более 15 дней со дня подачи ееучредителями (участниками) заявления с приложением документов, указанных в Инвестиционномкодексе Республики Беларусь.
О регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициямирегистрирующим органом в письменной форме сообщается: в течение пяти дней содня принятия решения о регистрации — учредителям (участникам) этой коммерческойорганизации, в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации — вМинистерство по налогам и сборам Республики Беларусь для включения даннойкоммерческой организации в Единый государственный регистр юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, а также в Министерствостатистики и анализа Республики Беларусь.
Регистрирующий орган выдает коммерческой организации с иностраннымиинвестициями свидетельство о регистрации и публикует данные о регистрации впечати.
В настоящее время, когдаБеларусь  начинает заявлять о себе во взаимоотношениях с другими государствами,необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности — гармонизацию национального законодательства применительно к требованияммеждународного права. Уже сейчас подписана Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизациянационального и международно — правового регулирования инвестиций направлена,прежде всего, на обеспечение полной и правовой защиты  иностранных инвестиций. Несмотряна то, что в Беларуси  законотворчество постоянно развивается, правовые рискиявно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры. В целом, правоваясистема носит излишне запутанный характер. Особые нарекания вызывает механизмисполнения законодательства. Обычным делом является невыполнение отдельныхрешений и законов. Все это сочетается де-факто с приоритетным использованиемгосударственными структурами всяческих инструкций, противоречащих законам.            Дополнительную озабоченность вызывает уиностранных инвесторов недостаточная защита интеллектуальной собственности.Этому способствуют неисполнение существующих законов, затяжки с формированиемВысшей патентной палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить,организуя тесное взаимодействие с местными пользователями их технологий,создавая, например, совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя издесь наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисковнеобходима деятельность государственных органов. В первую очередь необходимозавершение формирования иерархической системы. Основой для этого являетсяжесткое соблюдение законов, их приоритетности.  Кроме того нужно отказаться отпрактики издания актов с обратной силой, а также усилить контроль заисполнением законов и судебных решений. Только в таком случае инвестор сможетвыделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и определитьдиапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки п равовыхрисков.
3.2.Инвестиционный климат в настоящеевремя.
За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла около 3,45 млрд.долларов США иностранного капитала1. Значительная часть этого объемаприходится на кредиты иностранных государств и международных финансовыхорганизаций, полученные под гарантии правительства.
На предприятиях с иностранным капиталом в Республике Беларусь занято 1,4 % отобщего числа работающих. По оценке доля их производства в объеме ВВП составляетоколо 9 %, в объеме экспорта — 11,5 процентов. Сегодня число таких предприятий/> />
превысило 3 тысячи.
 Основныестраны, ввозящие капитал в Республику Беларусь:



В Республику Беларусь ввозится капитал из 67 стран мира, что видно из таблицы1.
Учитывая интересычастных инвесторов Республика Беларусь к настоящему дню заключила более 40двусторонних соглашений о содействии осуществлению и взаимной защитеинвестиций.
В целях привлечения долгосрочного стратегического капитала в республикеустановлена определенная система гарантий для предприятий с иностраннымиинвестициями. В первую очередь это беспошлинный ввоз иностранным инвесторомимущества в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностраннымиинвестициями, трехлетнее освобождение от налога на прибыль для такихпредприятий и другие. В республике созданы и работают 4 свободные экономическиезоны, в стадии подготовки находятся еще две.
В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшениеинвестиционного климата и установления ясности политики белорусскогогосударства в отношении инвесторов.
В 2001 году Правительством учрежден Консультативный совет по иностранныминвестициям, в состав которого вошли представители иностранных компаний имеждународных организаций. Основными задачами Совета являются формирование иреализация политики привлечения иностранных инвестиций, а также создание«зеленого коридора» для преодоления конкретных проблем иностранныхинвесторов.
Начиная с 2003 года намечается привлечение прямых инвестиций в основныепроизводственные фонды общим объемом до 0,9 — 1,0 млрд. долларов США.Предполагается завершить формирование нормативно-правовой базы в областиналогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций,обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия дляпредпринимательской деятельности
Предусматривается также развивать систему страхования некоммерческих рисков,улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов, а также развиватьорганизационно-правовые формы привлечения иностранного капитала(транснациональные компании, международные лизинговые компании, международныеконсорциумы, концессии).
Крупнейшей страной-инвестором в белорусскую экономику по уставному фондуявляется Германия, на чью долю на начало июля текущего года приходилось 80,7млн.USD, или 21% от общего уставного фонда всех СП и ИП страны. Об этом сообщилжурналистам пресс-секретарь Министерства иностранных дел Павел ЛАТУШКО.
Далее, согласноприведенным данным, следуют Нидерланды (65,7 млн. — 17%), США (31,4 млн. — 8%), Австрия (28,8 млн. — 7,5%), Великобритания (23,8 млн. — 6%), Кипр (23,7млн. — 6%), Польша (17,9 млн. — 5%), Италия (11,9 млн. — 3%), Россия (9,24млн. — 2,5%) и Венгрия (9,21 млн. — 2,5%).
В свою очередь,крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных совместных и иностранныхпредприятий на ту же дату являлись Польша, Германия, США, Россия, Литва,Латвия, Кипр.
По предварительнымданным, за первое полугодие текущего 2002  года МИД Беларуси зарегистрировал257 коммерческих организаций с иностранными инвестициями, что на 16 предприятийбольше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
П.Латушко такжепроинформировал, что объявленный уставный фонд вновь созданных за полгодапредприятий составил 22,8 млн.USD (рост 53%), из которых на иностранныхинвесторов приходится почти 15 млн.USD.
Всего на 1 июля зарегистрировано 3659коммерческих организаций с иностранными инвестициями, объявленный уставный фондкоторых составляет 923,6 млн.USD с долей иностранного капитала 588 млн.USD.
В этом году в экономикуБеларуси привлечено 129 млн. USD иностранных  инвестиций1. Как пояснили в Минэкономики, ростобъемов иностранных инвестиций по отношению к аналогичному периоду прошлогогода произошел из-за уточнения методологии их учета, а также за счет реализациипредприятиями кредитов собственных учредителей либо привлекаемых под гарантиибанков без участия государства.По данным министерства, на начало июля объем кумулятивныхиностранных инвестиций, привлеченных в экономику Беларуси, составил 3.660 млн.USD, в том числе в этом году – 129 млн. USD. Объем иностранных инвестиций в текущем году включает инвестиционные кредиты, полученные под гарантии правительства Беларуси и коммерческих банков, прямые инвестиции в формеуставного капитала предприятий с иностранными инвестициями, а также вложенияРоссийской Федерации в газопровод Ямал – Европа.
В настоящее времяБеларусь готова принять инвестиции, но не готова ослабить контроль над наиболееприбыльными отраслями экономики. «О продаже контрольных пакетов речи идтине может. По крайней мере, на первоначальном этапе», — сказал Рейтерпрезидент концерна Белнефтехим Иван Бамбиза. В то же время правительствоБеларуси может отправиться в отставку из-за проблем, возникших в результатенепоследовательности правительственного экономического курса, считают эксперты.Отраслевым министерствам и концернам были доведены задания попривлечению иностранных инвестиций в объеме 104 млн. USD. Удалось привлечь116,3 млн. USD. В первом полугодии Беларусь получила правительственный кредитРоссии в объеме 30 млн. USD. Таким образом, на 1 июля под гарантииправительства поступило 55,83 млн. USD.Внешний долг Беларуси по состоянию на начало июня составлял 953 млн.USD, в том числе основной долг – 785 млн. USD, уплата процентов составила168 млн. USD. Просроченная задолженность снизилась до 112,2 тыс.USD.Концепция(что необходимо для привлеченияинвестиций в экономику и пути их рацинального использования)
Главное,что мешает выходу экономики из кризиса, — узость рынка сбыта продукции, несоответствующая производственным возможностям, и его слишком медленноерасширение, а также недостаточность прибыли для закупки дополнительных средствпроизводства и набора рабочей силы, технического перевооружения. Чтобы выйти изэтого тупика, необходим внешний для предприятий фактор, который, во-первых,способствовал бы расширению емкости рынка сбыта отечественных товаров,во-вторых, предоставил бы стартовый капитал для закупки дополнительных средствпроизводства и набора рабочей силы в условиях перехода от застоя и отсутствияденежных средств к нормальному развитию.
Встранах Западной Европы после Второй мировой войны, когда их экономикаоказалась в сложном положении, таким стартовым капиталом была помощь по “ плануМаршалла “. При недоступности банковского кредита для наших предприятий,неспособности государства выступить в качестве внешнего фактора, огромномоттоке свободных средств за рубеж особое значение приобретают иностранныеинвестиции. Магистральный путь увеличения совокупного спроса – рост исовершенствование производства. Оно не только источник предложения товаров иуслуг, но и рынок сбыта для поставщиков средств производства, а также продавцовпредметов потребления и услуг, покупаемых предпринимателями и наемнымиработниками данного предприятия.
Созданиес помощью иностранного капитал успешно работающих предприятий могло бырасширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самымспособствовать возрождению экономики. Путем покупок акций и предприятийиностранные инвесторы способны обеспечить производства с простаивающимимощностями стартовым капиталом. Зарубежные инвестиции могли бы стать важнымфактором экономического роста нашей страны, однако мешают этому ихнедостаточный объем и, как следствие, очень скромное место среди средств,используемых для возрождения производства. По данным статистики, доляиностранного капитала во всех инвестициях в основной капитал составляет 2,2%, асмешанного – 4%. Значительная часть последнего, — по существу, белорусская, нозарегистрированная за границей.
Зарубежныеинвестиции нужны не только как помощь для выхода нашей страны из экономическогокризиса, но и как один из важнейших источников иностранной валюты. Наибольшуючасть ее приносит экспорт товаров и услуг. Хоть роль зарубежных инвесторов какпоставщиков инвалюты значительно скромнее ( доходы от товарного экспорта в 7-8раз превышают общий объем иностранных инвестиций в белорускую экономику ),импорт капитала – гораздо более выгодный для принимающей страны способполучения инвалюты, чем экспорт товаров и услуг. Дело в том, что при экспортетоваров и услуг страна, с одной стороны, принимает инвалюту, с другой – в обменна нее тут же отдает за границу определенные ценности на сумму, равнуюпокупательной способности полученной валюты. В случае импорта капиталапринимает инвалюту, но ничего взамен немедленно не отдает. Именно такаяособенность зарубежных инвестиций позволила ряду развивающихся стран сограниченными производственными и экспортными возможностями преобразоватьэкономику на основе закупок на мировом рынке значительных объемов современныхсредств производства за счет инвестированного зарубежного капитала ипревратиться в новые индустриальные государства.
     Как и во всяком явлении хозяйственной жизни, взарубежных инвестициях можно найти благотворное влияние на экономику, инаносящее ей вред. Их проток способствует решению одних проблем и в то же времясоздает или обостряет другие. К примеру, увеличение прибылипредприятий-нерезидентов и, как результат непродуманной экономической политики,отток этого капитала за рубеж.
 Вообще,для эффективного привлечения иностранного капитала необходимы преждевсего такиеусловия, как хорошая законодательная база, гарантии государства, рациональный ипоступательный экономический курс правительства.
 В нашей же республике многие из этих условий отсутствуют. К примеру, со стороныстран Западной Европы существует недоверие к политическому (и экономическому )курсу нашего правительства. Так же, как показывает практика, отсутствует хорошоотлаженная законодательная база. И как большой недостаток--переходное состояниенашей экономики.
         Выходом из сложившейся ситуации может служить активизация интеграционныхэкономических процессов с мировым сообществом, а так же последовательный ирациональный экономический курс. В частности:
-разумная и постепенная прватизация ;
-жесткая финансовая дисциплина ;
-создание благоприятной среды для инвесторов;
-осуществление принципа: “Государство должно заниматься тем,что не способен делать рынок”.

Заключение
            Для нашей страны, котораявстала на путь интеграции в мировое хозяйство и стремиться создать открытуюэкономическую систему, участие в процессах движения капитала и как импортера, икак экспортера является вопросом стратегически важным. Сегодня же участие Беларусив этих процессах с трудом можно назвать активным, а с точки зрения привлечениязарубежных капиталовложений ей предстоит конкурировать со странами, рынкикоторых оказываются сейчас более привлекательными для инвесторов.
Поэтомупривлечение иностранных инвестиций в белорускую экономику является одной изважнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическомуруководству РБ.
          Вданной работе автор выполнил поставленные перед ним задачи курсовой работы:
1.   далопределение понятию инвестиции, а также их видам и формам;
2.   выяснил,какова роль инвестиций в экономике и изучил проблемыформирования благоприятного инвестиционного климата на примере зарубежных стран;
4.    исследовалситуацию с инвестициями в РБ и сделал выводы о перспективах развития       инвестиционного процесса в Беларуси.   Список используемойлитературы  :
1.   Бродский М.Н.,Бродский Г.М. Право и экономика: инвестиционное консультирование. – СПб.: Б.И.,1999. – 488 с.
2.   Войтов А.Г.Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг», 1999. – 492с.
3.   Экономика:учебник. /Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 1998. – 792 с.
4.   Учебник поосновам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: «Владос», 1999. –640 с.
5.   Инвестиции. Экономикапредприятия: учебное пособие. / Под ред. Сергеева И. – М.: «Финансы истатистика», 2000 – 134 с.
6.   Тарханов А.В.,Леденев С.В. Финансовые источники формирования инвестиционного потенциалаэкономики России. // Финансы и кредит. –2001. — №10. С. 2-12
8.   ПалунинВ.Д.//Мировая экономика и международные экономические
            отношения-Москва 2002.-№7.С.27-33
 
9.   Прокопчик П.Н.//Белорускийэкономический журнал.-Минск 2002.-№3.С.32-35
10. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь-Минск2001.С.113


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность затрат и их классификация в бухгалтерском управленческом у
Реферат «авс метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции»
Реферат Космология как наука
Реферат Мусульманская община в Северной Европе
Реферат Географическая среда и глобальные проблемы человечества
Реферат Выносливость- характеристика и методика её развития, виды спорта.
Реферат I Международная молодежная конференция по интеллектуальным технологиям и системам (юни-интел-2010)
Реферат Пути экономии топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании
Реферат Восточная Азия
Реферат Анализ технико-экономических показателей ООО "Прикладные системы"
Реферат Работа компрессорного завода ОАО "Казанькомпрессормаш
Реферат Адаптация ребёнка к детскому саду
Реферат John Wayne Gacy Essay Research Paper The
Реферат Развитие международных отношений Филиппин со странами Ближнего Востока
Реферат Псковское слово в диахронном аспекте (вспоминая традиции И. В. Ягича)