Реферат по предмету "История"


Развитие международных отношений Филиппин со странами Ближнего Востока

Реферат: Развитие международных отношений Филиппин со странами Ближнего Востока



Филиппины принадлежат к числу государств Юго-Восточной Азии (ЮВА), географически удаленных от ближневосточного региона и не имевших непосредственных контактов со странами Ближнего Востока ни в историческом прошлом, ни в колониальный период, когда внешнеполитические приоритеты определялись метрополиями (Испанией с конца XVIдо конца XIXвв., затем США - с 1901 по 1946 гг.). Тем не менее в постколониальное время развитие многосторонних отношений с государствами Ближнего Востока и такой авторитетной в исламском мире международной структурой, как ОИК, вышло на одно из первых мест во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Филиппин. Происходило это постепенно, по мере того, как страна освобождалась от традиционно односторонней проамериканской ориентации во взаимоотношениях с внешним миром, вынуждавшей бывшую колонию США поддерживать тесные военно-политические, дипломатические и экономические связи на Ближнем Востоке лишь с Израилем и западными американскими союзниками и партнерами в этом регионе. Кардинальные перемены в филиппинской внешней политике начались на рубеже 70-х годов XXв. при президентстве Ф. Маркоса (1965-1986). Впервые разработанная в то время внешнеполитическая доктрина (сохраняющая свою силу до сих пор) основана на субъектности в международных отношениях, первоочередности задачи обеспечения национальных интересов, самостоятельности, активности, многосторонности дипломатии, многополюсной системе внешнеполитических и внешнеэкономических связей Филиппин. Последнее прямо относилось к ближневосточной политике Манилы. Для иллюстрации используем свежие данные, приводимые в недавно вышедшей книге "Внешняя политика Филиппин на рубеже XXIв.", написанной российским дипломатом и специалистом в области международных отношений в ЮВА и Восточной Азии (ВА) Ю.А. Райковым. Вот несколько конкретных фактов: до 1972 г. Филиппины имели официальные дипломатические отношения только с Саудовской Аравией, Ливаном и Египтом. К 1981 г. были установлены дипотношения еще с 14 ближневосточными государствами. В 1974 г. Манила признала Организацию освобождения Палестины (ООП)"единственным представителем палестинского народа" и проголосовала за предоставление ей статуса наблюдателя в ООН. Более того, в ноябре 1988 г. Филиппины приветствовали алжирскую декларацию (о провозглашении Палестинским национальным советом создания Государства Палестина), и в ходе дебатов в ООН страна голосовала за принятие всех резолюций по палестинскому вопросу2
.


В упомянутой книге Ю.А. Райков также ссылается на высказывание министра иностранных дел Филиппин в конце 80-х годов XXв. Л. Шахани, заявившей: "С точки зрения национальных интересов государства Ближнего Востока занимают исключительно важное, если не ключевое место, особенно в усилиях Филиппин по развитию их экономики"3
.


Именно экономический фактор служит важнейшим стимулом для выработки Манилой сбалансированной модели "Филиппины - Ближний Восток", требующей немалого дипломатического и политического искусства: сохраняя традиционную прозападную ориентацию, расширять и укреплять отношения с ближневосточными государствами (и не только с консервативными режимами). Отсутствие на Филиппинах собственных нефтяных ресурсов ставит их в положение зависимости от поставок ближневосточной нефти, без чего невозможна реализация проектов помодернизации национальной экономики. С начала 70-х годов XXвека нефть - ведущая статья филиппинского импорта, причем 75% его объема шло из стран Ближнего Востока4
. Арабские страны - экспортеры нефти на Филиппины занимают особое привилегированное положение в филиппинской экономике. Филиппины ввозят нефть и нефтепродукты из многих арабских стран; в Кувейте, Саудовской Аравии, Омане это единственная статья экспорта на Филиппины. В 80-х гг. XXв. общий товарооборот между Филиппинами и арабскими государствами (за счет нефтеторговли) достигал почти 10 млрд. долл. Как отмечает Ю.А. Райков, стремясь хотя бы в какой-то мере сбалансировать торговый обмен с ближневосточными нефтедобывающими странами, Филиппины приняли ряд мер по увеличению своего собственного экспорта в этот регион. Здесь Филиппины нашли новые рынки для вывоза своей избыточной рабочей силы. Лидирует Саудовская Аравия, где в 1983 г. по контрактам работали 250 тыс. филиппинцев. Между тем стабильность в экономических связях между Филиппинами и странами Ближнего Востока, базирующаяся на устойчивости системы нефтяного импорта, во многом, если не целиком, зависит от политических факторов. Не случайно, начиная с президента-диктатора Ф. Маркоса, практически все поставторитарные главы демократических Филиппин стараются не только поддерживать регулярные отношения с ОИК, но и прилагают немалые усилия, пытаясь обеспечить Филиппинам членство или хотя бы статус наблюдателя в этой влиятельной международной организации. Но все эти попытки официальной Манилы, несмотря на несомненную заинтересованность и взаимовыгодность нефтеторговли для обеих сторон, встречают отказ. Представляется, что на позицию ОИК в данном вопросе более всего влияет политикопсихологический фактор.


Для государств Ближнего Востока Филиппины, вопреки их "дипломатическим играм" в ООН, остаются прежде всего ближайшим союзником США, Израиля, крупных стран Запада (в отличие, скажем, от мусульманских стран ЮВА Индонезии и Малайзии, где преобладает антизападничество) и, кроме того, страной, в которой христианское большинство проводит политику дискриминации и угнетения мусульманского меньшинства. Подтверждение данного предположения - предоставление в 70-х годах XXв. статуса наблюдателя в ОИК самой влиятельной и массовой сепаратистской организации филиппинских мусульман - Фронту национального освобождения моро (ФНОМ) 5
. В то же время ОИК, выступая за мирное решение "мусульманского вопроса" на Филиппинах, не отказывает филиппинским лидерам в поддержке и посредничестве в переговорном процессе между правительством и мусульманами-сепаратистами (см. ниже). Сложность и особая специфика отношений между Филиппинами и ОИК требуют разъяснения сущности "мусульманского вопроса" на Филиппинах.


Общие сведения: Филиппины имеют исторически сложившуюся биконфессиональную структуру населения. Жители северных и центральных районов Филиппинского архипелага (о-ва Лусон и группа Бисайских) - преимущественно христиане (до 80%), были обращены в католичество испанцами еще в XVIIв. Население южных районов страны (о-ва Минданао, Сулу, Басилан, Палаван), в свое время (конец XVIв.) устоявшее против испанской колониальной экспансии, - мусульмане (см. примеч.1 и 6). В антропологическом плане все коренное население Филиппин однородно (южные монголоиды). На сегодняшний день (по самым последним данным) на Филиппинах проживает свыше 84 млн. чел., причем, по разным оценкам, лишь 5-8% от общей численности составляют мусульмане6
. Мусульманское население "разбавлено" христианами в новейшее время главным образом за счет переселенчества из демографически перенапряженных территорий Лусона и Бисайев на малозаселенный мусульманский Юг7
. По конституции 1935 г., действовавшей на Филиппинах и после обретения ими независимости (1946), и ныне действующей конституции 1987 г.8 Филиппинская Республика - унитарное государство, мусульманский Юг является его неотъемлемой частью9
. Именно политика жесткого государственного унитаризма, проводимая центральными властями, немало способствовала возникновению сепаратистского движения среди филиппинских мусульман с традиционными экстремистскими методами борьбы10
.


Другими источниками конфликта являются: культурная отчужденность между двумя конфессиональными группами, отсутствие у филиппинских мусульман самоощущения принадлежности к единой национальной филиппинской общности и, бесспорно, факторы социально-политического и экономического характера. Это утвердившаяся исторически, так и не преодоленная практика политической и социальной дискриминации мусульманского меньшинства, социально-экономическая отсталость мусульманской периферии сравнительно с христианским центром, усложненная проблемой христиан-мигрантов в южные районы, расселяющихся на землях, которые мусульмане считают исконно своими. Факторы социально-экономического плана, а не религиозная нетерпимость в чистом виде, служили, как правило, причиной перманентных вспышек кровавых столкновений между мелкими группировками мусульман и местных христиан. С начала же 70-х годов мусульманское движение, приобретая более или менее организованный характер, превратилось в составляющую радикальной антиправительственной оппозиции, в долговременный дестабилизационный фактор. С этого же времени в кругах элитарной мусульманской молодежи, получавшей религиозное образование в зарубежных исламских центрах (Ливия, Саудовская Аравия), стали распространяться фундаменталистские и исламистские идеи. Носители этих идей ("реформаторы") выступали за "очищение" синкретического ислама и создание организованного вооруженного движения за выход мусульманских территорий из состава унитарного государства и создание независимой исламской республики (BangsaMoro). Основателем и лидером первой сепаратистской организации ФНОМ (1968) был HypМисуари, пользовавшийся большой популярностью и в филиппинской мусульманской общине, и известный за пределами Филиппин. В 70-х годах ФНОМ установил контакты с фундаменталистскими организациями Индонезии и Малайзии, оттуда, а также из стран Ближнего Востока шли оружие и деньги. Именно тогда ОИК признала ФНОМ единственным законным представителем мусульман южных Филиппин, предоставив ему статус наблюдателя11
.


В 1977 г. в результате раскола ФНОМ возникла еще более радикальная сепаратистская организация Исламский фронт освобождения моро (ИФОМ) во главе с Хашимом Саламатом. Центр деятельности этой организации расположен на о. Минданао, в него входят главным образом представители одной народности магинданао12
. В 80-х годах отдельные мусульманские лидеры (в частности, основатель ультрарадикальной группировки Абу Саяф Абдуразак Абубакар Джанджалани) сражались на стороне моджахедов против советских войск в Афганистане, где, возможно, установили контакты с людьми Усамы бен Ладена. И все же в 70-80-х годах идеология филиппинского мусульманского движения, в котором преобладало сепаратистское течение, была далека от ортодоксального политического ислама. В этом смысле характерны программы ФНОМ и ИФОМ, в которых отсутствуют четкие формулировки о подчинении нормам шариата будущего общественного устройства независимой Республики моро. Кроме того, в 70-90-е годы среди мусульман росло число сторонников разных вариантов мусульманской автономии в пределах филиппинского государства.


Еще при Ф. Маркосе начался переговорный процесс о перемирии и автономизации между правительством и HypМисуари (ФНОМ) при посреднической роли ОИК. Переговоры закончились неудачно из-за нехватки средств на программы социально-экономического развития Юга и непроработанности приемлемой версии создания мусульманской автономии13
. Серьезный прорыв в решении мусульманской проблемы сделал президент Фидель Рамос (1992-1998), которому удалось в 1996 г. заключить договор с ФНОМ о прекращении боевых действий, причем HypМисуари перешел на автономистские позиции, став первым лидером-мусульманином во главе созданной мусульманской автономии. Важно, что при этом центральное правительство приступило к реализации проекта по развитию мусульманского Юга. Подписанию договора предшествовал ряд поездок Ф. Рамоса (1995) в Иран, Турцию, ОАЭ, обращение к ОИК, которая поддержала посредничество Индонезии и Малайзии в организации этой чрезвычайно сложной акции. Позиция ОИК, Индонезии и Малайзии фактически оказалась решающей в положительном завершении переговоров14
. Сам Ф. Рамос трезво оценивал соглашение, которое давало лишь некоторую передышку в кровопролитном конфликте, учитывая жесткие сепаратистские позиции ИФОМ, действия полубандитской малочисленной, но крайне агрессивной Абу Саяф, разногласия по мусульманской проблеме в филиппинской политической элите. Расхождения между правительством и руководителями мусульманской автономии приобретали иногда взрывоопасный характер. В октябре 2000 г. ОИК направила на Филиппины специальную комиссию в составе представителей Индонезии, Ливии, Пакистана, Саудовской Аравии, Сенегала для проверки исполнения решений мирного договора. Доклад комиссии по результатам визита на Филиппины был зачитан в Катаре в ноябре 2000 г. на саммите государств-членов ОИК. В результате был подтвержден статус ФНОМ как единственного представителя филиппинских мусульман в качестве постоянного наблюдателя в ОИК.


События 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне и последовавшая военная кампания США в Афганистане, вызвавшая открытое или скрытое осуждение в мусульманских странах, расширили сферу влияния политического ислама, включая регион ЮВА. На Филиппинах происходит быстрая радикализация мусульманского движения. Она выражается в росте масштабов вооруженной борьбы во всех провинциях мусульманского Юга, возобновлении военной активности ИФОМ (склонявшегося к переговорам с правительством), возвращении в лагерь сепаратистов HypМисуари, во все более кровопролитных террористических акциях Абу Саяф (убийства, захват заложников, взрывы и т.п.), усилении цивилизационного фактора, преобладании элементов чисто межконфессионального конфликта, "конфронтации идентичностей". Откровенный проамериканизм администрации Г. МакапагалАрройо, вплоть до приглашения группы американских разведчиков и специалистов по контртеррористической борьбе для помощи национальной армии в качестве советников в боевых действиях против Абу Саяф и в целом вооруженного сепаратистского движения (в формате, не нарушающем конституционные нормы, запрещающие иностранным военным участвовать в боевых действиях) вызвал резкую вспышку антиамериканских настроений среди мусульманского населения. Отчасти подобные чувства затронули и христианское население, но поскольку речь шла о помощи в борьбе с мусульманскими сепаратистами, эта акция правительства была встречена вполне спокойно. Массовые обывательские чувства филиппинцев-христиан с их глубоко укоренившейся в сознании исламофобией весьма откровенно выразил "любимец народа", смещенный в 2000 г. по обвинению в крупномасштабной коррупции экс-президент Дж. Эстрада, позволив себе такое высказывание: "Для меня лучший мусульманин - мертвый мусульманин".


Правительство Г. Макапагал Арройо находится в трудном положении. Вполне возможно осложнение отношений Филиппин с региональными партнерами (прежде всего Малайзией и Индонезией) и, что особенно тревожит правительство, ухудшение позиций страны в ближневосточном регионе. В настоящее время Филиппины ориентируются на консервативную группу стран-членов ОИК (Саудовскую Аравию, Эмираты, остающиеся главными поставщиками нефти на филиппинский рынок).


Г. Макапагал Арройо старается вести очень осторожную и гибкую политику, ее публичные заявления содержат заверения во временном характере и ограниченных целях пребывания американских военных на Филиппинах исключительно в интересах устранения угрозы местного терроризма на мусульманском Юге. В то же время, активно участвуя в созданной американцами международной антитеррористической коалиции, она не может не поддерживать любые акции США, в частности, войну в Ираке. Как показывают дебаты на последней конференции министров иностранных дел стран-членов ОИК в Тегеране (конец мая 2003), позиции Манилы все более расходятся с позициями этой организации по ряду кардинальных вопросов. К примеру, осуждая международный терроризм, конференция оценила акцию США в Ираке как террористическую и, следовательно, сделала вывод о неприемлемости роли США как лидера в борьбе с международным терроризмом. Кроме того, обсуждался вопрос об определении понятия терроризма и осуждалась его идентификация с современными исламскими движениями. Подчеркивалась негативная роль глобализации и интернетизации в углублении разрыва между процветающим богатым Севером и бедностью и нищетой в странах третьего мира. Все эти выводы не совместимы с позициями Манилы, но Г. Арройо, заинтересованная в сохранении оптимального уровня в отношениях с ОИК, старается вести по возможности нейтральную политику. Что касается непосредственно Филиппин, то министерская конференция ОИК отвергла очередную просьбу Манилы о предоставлении статуса наблюдателя в этой организации. Напротив, вновь подтвердила статус постоянного наблюдателя ФНОМ, тем самым фактически продемонстрировав солидарность с филиппинским мусульманским движением.


В близкой перспективе, когда с октября 2003 г. место председателя ОИК займет малазийский лидер Махатхир, известный своим антиамериканизмом и вообще антизападничеством, можно предположить, что он будет проводить еще более сдержанную политику в отношении Филиппин, но и вряд ли поощрять дальнейшую политизацию ислама на филиппинском Юге, поскольку угроза роста радикальной исламистской оппозиции существует и в Малайзии.


манила ближний восток внешнеэкономический


Сноски


1
В средневековье контакты с Ближним Востоком поддерживали страны, расположенные на территории современных Индонезии и Малайзии. Примерно с XI-XIIдо XVIIIвв. происходила исламизация этого ареала, ислам приносили туда арабские, персидские, индийские торговцы-миссионеры. В XV-XVIвв. из индонезийско-малайских султанатов ислам проник и укрепился на южных островах Филиппинского архипелага. Эпизодически торговля прибрежных жителей островов с арабскими или персидскими купцами происходила при посредничестве индонезийцев и малайцев.


2
См.: Райков Ю.А. Внешняя политика Филиппин на рубеже XXIвека. - М., 2001, с.131.


3
Райков Ю.А. Там же, с.130. Цит. покниге: Shahani L, Essays on Philippine Foreign Policy. QuezonCity, 1989, c.63.


4
Там же, с.130.


5
Там же, с.132.


6
Моро - исп. мавр, оставшееся со времен испанского колониализма обобщенное название народностей филиппинского Юга, исповедующих ислам.


7
http://www geohive.com. /cd/rp. php.


8
The Philippine Constitution of 1987, Metro Manila 1992, c.10.


9
The Cambridge, History of Southeast Asia, v. II, L. 1999, c.92-93.


10
Стереотип жестокой кровопролитной конфронтации между двумя конфессиональными группами складывался в течение столетий, начиная с "войн моро" под лозунгом "война креста и полумесяца": пиратских нападений мусульман на христианизированные районы и ответных карательных экспедиций испанцев на мусульманские территории. Причем филиппинские мусульмане видели врагов "истинной веры" не только в иностранных колонизаторах, но и в обращенных в католичество жителях центральных и северных районов Архипелага. Столь же глубоки были корни исламофобии у филиппинцев-христиан, значительный вклад в разжигание которой вносила католическая церковь.


Список источников и литературы


1. Юго-Восточная Азия в 2000 г. - М., 2001, с.38-47; Юго-Восточная Азия в 2001 г. - М., 2002, с.179-191.


2. Левтонова Ю.О. Эволюция политической системы современных Филиппин. - М., 1985, с.187-189.


3. Ramos F. V. Break not the Peace. (The Story Of GRP-MNLF Peace Negotiations 1992-1996), Manila, 1996.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Демография как объект изучения, её место среди наук, структура, основные понятия и подходы
Реферат Night Essay Research Paper NightNight by Elie
Реферат Поняття та ознаки судової влади. Суд і правосуддя
Реферат История развития туризма
Реферат Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков
Реферат Поняття та ознаки суб'єкта злочину
Реферат Поняття, види та форми договорів
Реферат Конвертация пенсионных прав застрахованных лиц
Реферат Производственный рост обеспечивается ростом экономическим!
Реферат История развития федерализма в России
Реферат Порядок и тактические приемы очной ставки
Реферат Развитие финансовой системы местного управления Киевской Руси и Российского государства с IX век
Реферат Поняття, сутність і зміст права
Реферат Габриэль Гарсиа Маркес. Полковнику никто не пишет
Реферат Звіт про навчальну практику на посаді командира відділення