Реферат по предмету "Экономика"


Задачи статистики и ее организации

Министерствокультуры РФ
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Институтэкономики и управления
Кафедра бухгалтерскогоучета
РЕФЕРАТ
по дисциплине«Статистика»
на тему: «Задачистатистики и её организации»
Санкт-Петербург
2010

Содержание
Введение
1. История статистики
2. Статистическая совокупность и её свойства
3. Организация государственной статистики в РФ
3.1 История государственной статистики РФ
3.2 Государственная статистика РФ
4. Статистическое наблюдение
5. Формы организации и виды статистического наблюдения
6. Ошибки статистического наблюдения
Заключение
Список литературы

Введение
Вданной работе постараемся наиболее полно осветить тему «задачи статистикии ее организация». Статистика являлась и является одной из важнейших наук,одной из полезнейших наук прошлого и настоящего.
«Статистика— вещь мудрая. Она не говорит о том, что будет, она просто констатирует факт»[7].При этом для «констатации» этого самого факта ей требуются различныеизмерители, различные показатели. Выполнив следующие задачи, мы узнаем основныесведения о науке статистике:
— узнать истоки науки статистики и основные школы, ее представляющие
— рассмотреть понятие «статистическая совокупность» и ее свойства
— найти и собрать информацию об организации государственной статистики вРоссийской Федерации
— выяснить значение понятия «статистическое наблюдение»
— рассмотреть формы организации и виды статистического наблюдения
— узнать об ошибках статистического наблюдения
Послерассмотрения вышеназванных задач, будут усвоены основы такие аспектыстатистики, как: задачи, организация науки статистики.
 

1.История статистики
Статистика– это наука о "…методахсбора, обработки, анализа и интерпретации данных, характеризующих массовыеявления и процессы, т.е. явления и процессы, затрагивающие не отдельныеобъекты, а целые совокупности. Отличительная особенность статистическогоподхода состоит в том, что данные, характеризующие статистическую совокупностьв целом, получаются в результате обобщения информации о составляющих ееобъектах, термин этот объединяет целый комплекс специализированных научныхдисциплин, в котором можно выделить следующие основные направления: методысбора данных; методы измерения; методы обработки и анализа данных"[6], но,прежде чем стать этой отдельной наукой, выработать особые понятия, ей присущие,способы записи, нужно было этой науке пройти долгую историю ее формирования.
Слово«статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). Всредние века оно означало политическое состояние государства[5]. В науку терминстатистика ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложивзаменить название курса «Государствоведение», преподававшегося вуниверситетах Германии, на «Статистику», положив тем самым началоразвитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это,статистический учет велся намного раньше[8]: так, известно, что еще за 5 тыс.лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнениевоенного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме,затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века[5].
Уистоков статистической науки стояли 2 школы: немецкаяописательная и английскаяшколаполитическихарифметиков.
Представителиописательной школы считали, что задачей статистики является описаниедостопримечательностей государства: территории, населения, климата,вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. – только в словесной форме, без цифри вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те илииные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителямиописательной школы были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А.Бюшинг (1724–1793) и др[5].
Представителишколы политических арифметиков (Уильям Петти, Джон Граунт, Эдмунд Галлей) своейглавной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различныхзакономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях[8].
Политическиеарифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик– меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистическойнауки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений ипроцессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработкевероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основноеназначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавалинеобходимость учета в статистическом исследовании требований закона большихчисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большомобъеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этогонаправления был В. Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово встатистической науке осталось именно за школой политических арифметиков[5]. Однакопредставители этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практикиучетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача быларешена позднее, в XIX веке бельгийским ученым Адольфом Кетле, который далопределение предмета статистики, раскрыл суть ее методов. Под влиянием идейКетле возникло третье направление статистической науки – математико-статистическое,которое получило свое развитие в работах таких ученых как: англичане ФрэнсисГальтон, Фрэнсис Эджворт, Карл Пирсон, Одни Дж. Юл, Вильям Госсет, РональдФишер, Морис Дж.Кендэл, итальянец Коррадо Джини, русские – Пафнутий ЛьвовичЧебышёв, Андрей Андреевич Марков, Александр Михайлович Ляпунов, АлександрИванович и Александр Александрович Чупров и пр.
Внастоящее время термин статистикаупотребляется в 4 значениях:
1.        наука,изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывнойсвязи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и среднихспециальных учебных заведений;
2.        совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессовобщественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетностипредприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках,справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являютсярезультатом статистической работы;
3.        отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору,обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различныхявлениях и процессах общественной жизни;
4.        некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенномуалгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии(критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез(предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельныхпоказателей исследуемых данных, особенностей их распределения[8].
 

2.Статистическая совокупность и ее свойства
 
Статистическаясовокупность –множество социально-экономических объектов или явлений общественной жизни,объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга отдельнымипризнаками, т.е. однородных в одном отношении, но разнородных в другом. Таковы,например, совокупность домохозяйств, семей, предприятий, фирм и т.п.[8].
Посколькустатистика призвана выявлять закономерное, она, опираясь на данные о каждомотдельном проявлении изучаемой закономерности, обобщает их и таким образомполучает количественное выражение этой закономерности. Статистика не связана скаким-либо конкретным измерителем. Она использует как стоимостные (денежные),так и натуральные показатели[1].
Единицасовокупности –первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков иосновой ведущегося при обследовании счета[8].
Вкаждом случае единица совокупности будет особой: предприятие данной отрасли;рабочий данного предприятия, цеха, бригады; отработанный человеко-день (или человеко-час)— при изучении выработки отдельного рабочего. Уровень исследования определяеткруг выдвигаемых задач, и, наоборот, задачи исследования определяют уровень егоорганизации. В том, как указана единица совокупности, проявляетсянепосредственная связанность этих вопросов. При исследовании на любом уровне вкачестве единиц выступает то явление, в котором реализуется изучаемая закономерность,наблюдая за которым, можно проследить ее действие (в той мере, в какой этовозможно в единичном явлении).
Такойподход приводит к еще одному определению единицы:
единицасовокупности — этопредел дробления объекта исследования, при котором сохраняются все свойства изучаемогопроцесса.
Иногдабывает довольно трудно логически обосновать единицу совокупности по тойпричине, что отсутствуют «естественные» пределы дробления.
Например,при изучении влияния удобрений на урожайность определенной культуры в качестве единицымогут выступать отдельный массив посевов (поле или делянка), бригада,сельскохозяйственное предприятие, район и даже республика. Такая многозначностьрешений возникает, к примеру, если проводить исследование исключительно с точкизрения природных условий. Если же проводить изучение с точки зренияэкономических и организационных факторов, то предельным уровнем дробленияявляется сельскохозяйственное предприятие (ферма, товарищество и т.д.).
Итак,предметом статистического изучения выступают совокупности — множествооднокачественных, варьирующих явлений. В это определение входят три основныечерты(свойства) совокупности любых явлений:
1) этомножество явлений;
2)это множество явлений, объединенных общим качеством, представляющих собойпроявления одной и той же закономерности;
3)это множество варьирующих явлений, отличающихся по своим характеристикам.
Именнопоследнее свойство вызывает необходимость изучения всего множества явленийодного вида. Если бы единицы совокупности были полностью тождественны другдругу, то не было бы потребности обращаться к множеству единиц: достаточноизучить лишь одну единицу, чтобы знать все о всех явлениях этого вида.
Вариация — основа существования мира иисточник его развития. Если бы люди не делились на мужчин и женщин, человечествопрекратило бы существование; если бы не было различных мнений — истина была бынедостижимой, а жизнь без вариаций — невыносимо скучной![1]

3.Организация государственной статистики в РФ
 
3.1История государственной статистики РФ
Историявозникновения и развитие Российской государственной статистики определяется,прежде всего, развитием общества и государства, их социально-экономическими потребностями.
Изменениеэкономической политики в конце XVIII века, проявившееся в оживлении свободногопредпринимательства, сказалось на характере русской статистики, проявлении вней черт средства социального познания, более широком отражении состоянияэкономики и общественной жизни. Этот период возникновения статистическойдеятельности в России характеризуется также рядом важных и интересных научныхстатистических разработок.
ВысочайшимМанифестом от 8 сентября 1802 г. повелено: каждому Министру в конце годаподавать Его Императорскому Величеству через Правительственный Сенат письменныйотчет по управлению всех вверенных ему частей. 8 сентября (20 сентября поновому стилю) 1802 года началось организационно-структурное оформление статистическойдеятельности в России. С созданием в 1802 году Министерств, приступивших к сборуучетных данных по подведомственным им отраслям, и возникновением в 1811 г. первого официального статистического учреждения при Министерстве полиции под именемстатистического отделения наступает новый исторический этап развития российскойстатистики. Вплоть до начала 60-х годов этот этап характеризуетсяорганизационно-методологическим совершенствованием работы органовгосударственной статистики и появлением глубоких статистических исследований,способствовавших проведению реформы 1861 г.
Вместес новой организацией управления была изменена и система статистических работ.Восстанавливается отчетность губерний. 19 сентября 1802 года в циркуляреМинистра внутренних дел графа В.П. Кочубея губернаторам указана схема отчета,содержащая сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, осельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах и огородских доходах и публичных зданиях.
20марта 1811 г. был создан официальный центр правительственной статистики России- Статистическая часть Российской Империи (Статистическое отделение приМинистерстве полиции). Возглавил Статистическое отделение статистик-академикКарл Федорович Герман.
В1834 году в Совете Министерства внутренних дел учреждается особоеСтатистическое отделение. Согласно утвержденным 20.12.1834 г. Правилам оСтатистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел целью егоучреждения было составление подробных и по возможности точных описанийсостояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Сверхэтого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь плановгородов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городскихдоходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых поведомству Министерства внутренних дел новых зданий.
Основаниемстатистических работ, поручаемых Канцелярии Статистического отделения, служилисведения, получаемые из департаментов Министерства и от начальников губерний.Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работчиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнегосостояния описываемой им части, для сравнения его с настоящим. К тексту описаний,когда нужно, прилагались таблицы.
Этимиже Правилами, утвержденными 20.12.1834 года, во всех губернских городахучреждались статистические комитеты, под председательством гражданскихгубернаторов.
Губернскийстатистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразныйпорядок, вносил их в табели по полученным от Статистического советаМинистерства формам либо составлял по этим сведениям точные описания губернии вцелом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.
В1837 году была определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Кругвопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическаястатистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. И только в1842 году Министерство внутренних дел значительно расширило программустатистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областяхэкономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, промышленность,торговля и т.д.).
Вдореформенный период учрежденный при Министерстве внутренних дел по Высочайшемуповелению 22 декабря 1852 года Статистический комитет, 4 марта1858 годаполучает наименование Центрального статистического комитета.
Центральномустатистическому комитету предоставляется право требовать статистическиематериалы по предметам, входящим в круг его действий, не только отДепартаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений.Центральному Статистическому Комитету подчиняются по вопросам получениянеобходимых для него сведений и проверки статистических работ, все губернскиестатистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащиенаставления и руководства.
ПреобразованиеСтатистического комитета при Министерстве внутренних дел в Центральныйстатистический комитет свидетельствовало об официальном признании необходимостиобъединить все статистические работы, проводимые в стране. Существующий приМинистерстве внутренних дел по возложенным на него обязанностям и наделеннымправам в части обеспечения Правительства информацией, получения данных,привлечения к работе представителей других ведомств, Центральный статистическийкомитет утверждался как вневедомственный орган.
Развитиюгосударственной статистики способствовало привлечение к практическойдеятельности известных статистиков. Статистическое отделение Министерствавнутренних дел с 1835 года по 1852 год возглавлял известный статистик К.И.Арсеньев. В 1857 году в обстановке общественного подъема в России вСтатистический комитет пришла группа квалифицированных статистиков, среди них — А.Г. Тройницкий, впоследствии возглавивший Статистический Совет Центральногостатистического комитета Министерства внутренних дел- А.Б. Бушен, многосделавший для становления статистики населения в России, активно работавший в Центральномстатистическом комитете, Министерстве финансов- Н.А. Милютин и др.
Пореформенныйпериод (1861-1917) вошел в историю как период земской статистики. Огромныйстатистический материал, собранный и разработанный земскими статистиками, сталнадежной основой глубоких исследований экономики пореформенной России, в первуюочередь, русской деревни. Русской статистической науке этого периода былаприсуща глубокая теоретическая аргументация, ей принадлежала ведущая роль вразработке общей концепции математической статистики.
В50-е годы Министерством внутренних дел был выполнен ряд специальныхстатистических работ, подготовивших в какой-то степени проведение реформы 1861 г. По характеру эти работы можно подразделить на три группы: исследования, характеризующиекрепостное население России, разработка данных о ценах на земли; исследованиясостояния помещичьего землевладения, характера землепользования, крепостныхповинностей и задолженностей помещиков.
Проведениеряда крупных статистических исследований в 40-50-е годы послужило стимулом дляразвития статистической науки. Основной исторической заслугой русскихстатистиков этого периода было окончательное оформление и утверждениеполитико-экономического направления в русской статистической науке.Теоретические разработки статистиков этих лет послужили надежной основой дляконкретных статистических исследований.
ВозглавлялЦентральный статистический комитет с 1864 по 1875 г. П.П. Семенов- Тяньшанский — известный географ, экономист, статистик, член-экспертредакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 года. С 1875 по 1897 г. П.П. Семенов — Тяньшанский был председателем Статистического совета. В 1870 г. по его инициативе состоялся съезд статистиков правительственных органов — единственный вдореволюционной России. С именем Семенова- Тяньшанского связан расцветдеятельности русской административной статистики.
Важнейшейбыла перепись населения Российской Империи 1897 г. (до нее источником данных были ревизии), которой предшествовал длительный период подготовки.С 1862 по 1897 годы было проведено 98 местных переписей населения в городах (1869 г. под руководством П.П. Семенова-Тяньшанского; 1881 и 1890 г.г. — Ю.Э. Янсона; 1882 г. -А.И. Чупрова, И.И. Янжула, А.С. Посникова). Всеобщая перепись населения проводилась посостоянию на 9 февраля (28 января) 1897 г. под руководством П.П. Семенова — Тяньшанского. Учитывались три категории населения: наличное, оседлое(постоянное) и приписное. Программа переписи включала 14 признаков,использовались три формы переписных листов. Перепись прошла успешно, еерезультаты были опубликованы в двух томах «Общего свода по Империирезультатов разработки всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г.» и отдельных томах по губерниям, областям, четырем городам.
Начальныйэтап советской статистики (1917 — 1930 гг.) отличался исключительнойинтенсивностью: проводилось большое число специально организованныхстатистических переписей и обследований, плодотворно работали различные научныеколлективы, был построен первый баланс народного хозяйства, совершенствоваласьорганизационная структура государственной статистики. Плюрализм мнений,концепций, идей, критическое использование достижений зарубежной статистикихарактеризуют этот период.
Виюне 1918 г. был созван Первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудилпроект Положения о государственной статистике, представленный Павлом ИльичемПоповым, возглавлявшим в то время отдел переписи и статистики ВСНХ.
25июля 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров «О государственнойстатистике (Положение)» было оформлено создание в стране единогообщегосударственного органа — Центрального статистического управления.
Крупнымсобытием в жизни государственной статистики первых лет Советской власти сталопроведение в августе 1920 года сложнейшего комплекса Всероссийских переписей:демографическо-профессиональной переписи населения, сельскохозяйственнойпереписи и краткого учета промышленных предприятий.
Материалыпереписи 1920 года легли в основу разработки Государственного плана электрификацииРоссии (ГОЭЛРО).
Однойиз первых фундаментальных работ, выполненных молодой советской статистикой,была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическомотношении разработка первого баланса народного хозяйства за 1923/24 год,составленного по постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924года.
Последующееразвитие советской статистики тормозилось созданием в 30-е годыадминистративно-бюрократической системы, массовыми репрессиями, затронувшими втом числе и лучших экономистов и статистиков (Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова,В.Г. Громана, О.А. Квиткина и многих других).
Вгоды Великой Отечественной войны статистика решала огромные задачи пооперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещениюпроизводительных сил страны в восточные районы. После войны роль статистикивозросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода,получили распространение экономико-математические модели и методы.
В1987 году по постановлению правительства Центральное статистическое управлениеСССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный Комитет СССРпо статистике (Госкомстат СССР).
Внастоящее время российская государственная статистика не только решает текущиезадачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает надкомплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике. ПроведеноВсероссийское совещание статистиков в ноябре 1995 г… Разработана Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000годах».
Необходимостьреформирования российской статистики обусловлена, прежде всего, радикальнойтрансформацией социальной и общественно-экономической среды, изменениями вмеждународной и внутригосударственной сферах:
— Россия обрела государственность, что обусловило необходимость становлениянациональной статистической службы, соответствующей статусу независимогогосударства;
— вхождение России в мировое сообщество предполагает освоение методов учета,классификаций, показателей и других аспектов методологической базы, используемыхв мировой практике;
— принятие Конституции Российской Федерации, в которой сделаны акценты наусиление основ федерализма, расширение полномочий ее субъектов, предполагаетпоиск форм организации работы в целях гармонизации интересов статслужб разныхуровней, позволяющей сохранить единое информационное пространство. Сохранениецелостности статистической системы создает добротные предпосылкисовершенствования методологии и принципов обработки и анализа информации;
— интенсивное развитие негосударственного сектора, становление рыночнойинфраструктуры, ускорение социальной стратификации населения и другиекачественно новые явления, происходящие в реформируемой экономике,обуславливают применение новых методов организации статистического наблюдения,разработку принципиально отличных системообразующих признаков, составаэкономических показателей.
Организационнойосновой реформирования статистики в новых условиях стала рассчитанная на1993-1995 годы Государственная программа перехода Российской Федерации напринятую в международной практике систему учета и статистики в соответствие стребованиями развития рыночной экономики.
ГоскомстатРоссии стал центром не только организации, но и методологии проведениястатистических разработок, тесно связанных с переходом к рыночной экономике.Начался процесс реформирования российской статистики.
Всвязи с этим, на первый план выдвинулась задача — решить проблему охватастатистическим учетом быстро увеличивающегося числа хозяйственных объектов и,прежде всего, в рамках негосударственного сектора экономики. Традиционныйспособ сбора информации с помощью системы обязательной сплошной государственнойстатистической отчетности, которая господствовала в нашей стране в условияхдирективной экономики, оказался неадекватным новым условиям.
Эти идругие вопросы перестройки всей системы государственной статистикипредполагается решить в Федеральной целевой программе «Реформирование статистикив 1997-2000 годах».
Начало90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на еготерритории самостоятельных государств. С этих пор Госкомстат России сталпреемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практикестатистических работ на ее территории.
ГоскомстатРоссии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимруководство российской статистикой. В его состав входят 88 территориальныхорганов Госкомстата России: республик, краев, областей, автономных округов иавтономной области, ГМЦ, Научно-исследовательский и проектно-технологическийинститут статистической информационной системы, Научно-исследовательскийинститут проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (Межотраслевойинститут повышения квалификации руководящих работников и специалистов в областиучета и статистики, 22 колледжей и техникумов, 45 учебных центров).
Заэтот период была существенно изменена действующая система статистическихпоказателей, создана система национальных счетов, положено начало международнымсопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие смеждународной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда,внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику,заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и ихобособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодированиятехнико-экономической и социальной информации.
УказомПрезидента Российской Федерации В.В.Путина от 9 марта 2004 года № 314 «Осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти»Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован вФедеральную службу государственной статистики.
Всоответствии с вышеназванным Указом Президента Российской ФедерацииПравительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики» установила, чтоФедеральная служба государственной статистики является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальнойстатистической информации о социальном, экономическом, демографическом иэкологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в областигосударственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.Федеральная служба осуществляет свою деятельность и через свои территориальныеорганы. Определена численность центрального аппарата Федеральной службы государственнойстатистики с уменьшением на 50 единиц и сохранена численность территориальныхорганов.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 399 «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики»утверждено Положение о Федеральной службе государственной статистики и внесенынекоторые изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственнойстатистики».
Вчастности, руководство деятельностью Федеральной службы государственнойстатистики осуществляет Правительство Российской Федерации.
Признаетсяутратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации постатистике»
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 1024-р территориальные органы Госкомстата России переходят в подчинение Федеральной службегосударственной статистики. [9]
 
3.2Государственная статистика РФ
Основнаяпродукция статистики — это обобщающие статистические показатели, такие, какчисленность населения в стране (или регионе), процент женщин, процент лиц свысшим образованием, валовой внутренний продукт, произведенный за год (иликвартал), и так далее.
Длятого чтобы получить такую обобщенную информацию, нужно организовать сбор данных(статистическое наблюдение), их обобщение и представление в компактной инаглядной форме. Статистические показатели агрегируют данные массовогонаблюдения по совокупности единиц. Они используются правительством страны,местными органами власти; лежат в основе межправительственных соглашений.Следовательно, должна существовать официальная государственная статистика— система организаций, отвечающих за сбор социальных и экономических данных иих обобщение по определенной территории, за их точность и достоверность.
Системагосударственной статистики в России сложилась во второй половине XIX в. Главныморганом государственной статистики в настоящее время является Федеральнаяслужба государственной статистики (Росстат), ранее -Государственный комитетРоссийской Федерации по статистике (Госкомстат России).
Вкаждом субъекте РФ имеется региональный комитет по статистике. В целом можносказать, что структура органов государственной статистики соответствуетадминистративному делению страны. Низовым звеном являются районные или городскиеотделы государственной статистики, которые имеются в административных районахкраев, областей, а также в административных районах крупных городов, таких, какМосква, Санкт-Петербург.
Статистическиеданные о численности и составе населения, о структуре экономики и результатахее работы за период, состоянии рынка труда, уровне цен и их изменениях, заработнойплате и совокупных доходах населения и т.д. публикуются в специальных изданиях— статистических сборниках. Сборники бывают двух видов: универсальные и специальные,освещающие детально состояние какой-либо сферы. Примером универсальногостатистического сборника могут служить краткий статистический ежегодник «Россияв цифрах в… году» или полный «Статистический ежегодник РоссийскойФедерации за… год», к этому типу изданий можно отнести и двухтомник «РегионыРоссии». Универсальные сборники издаются ежегодно Росстатом России.
Кспециализированным статистическим сборникам относятся: «Социальноеположение и уровень жизни населения России»(ежегодник), «Демографическийежегодник России», «Промышленность России», «Цены в России»,«Национальные счета России в… году» и др.
Местныестатистические органы издают региональные статистические сборники. Например,Петербургкомстат издает ежегодник «Санкт-Петербург в… году» и «Ленинградскаяобласть в… году». Комитет по статистике Москвы — статистический сборник«Москва в цифрах,… год» (краткий), «Москва в… году».В регионах издаются и специализированные статистические сборники.
СтруктураРосстата России и региональных комитетов по статистике соответствует основнымнаправлениям статистических работ. Росстат России включает управления:
•статистического планирования и организации статистического наблюдения;
•национальных счетов;
•статистики предприятий и структурных обследований;
•статистики труда;
•переписи населения и демографической статистики
•статистики зарубежных стран и международного сотрудничества;
•статистики уровня жизни и обследований населения;
•статистики услуг, транспорта и связи;
•статистики основных фондов и строительства;
•статистики внутренней и внешней торговли;
• статистикиокружающей среды и сельского хозяйства;
•статистики цен и финансов;
•сводной информации.
Подобныеподразделения (отделы) выделяются в региональных комитетах по статистике.
Росстатвходит в структуру федеральных органов исполнительной власти. Региональные комитетыстатистики входят в структуру местных органов власти. Оперативность и качествостатистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработкии хранения информации. Все областные, краевые и республиканские комитеты постатистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет РосстатРоссии. Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети,связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной ифедеральной информации. Основные функции всех статистических органов состоят в сборе,обработке, анализе и представлении данных в удобном для пользователя виде.Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органамуправления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком РоссийскойФедерации (Банком России) и его конторами на местах, Министерством финансов РФ(Минфином) и его местными органами, Министерством экономического развития, торговлии туризма, Министерством по труду и социальной защите населения РФ и т.д.[1]

4.Статистическое наблюдение
Статистическоенаблюдение — этомассовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальнойи экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков укаждой единицы совокупности. Статистическое наблюдение может проводитьсяорганамигосударственной статистики, НИИ, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Процесспроведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
-подготовканаблюдения;
-проведениемассового сбора данных;
-подготовкаданных к автоматизированной обработке;
некоторыеавторы выделяют еще четвертый этап:
— разработка предложений по совершенствованию проведения статистического наблюдения.
— Подготовка статистического наблюдения включаетработы, важнейшими из которыхявляются: определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащихрегистрации, определение единицы наблюдения и отчетной единицы, места и временинаблюдения, а также формы способа и вида статистического наблюдения
— Проведение массового сбора данных включаетработы, связанные непосредственно сзаполнением статистических формуляров.
— На этапе подготовки данных кавтоматизированной обработкеполученные данные подвергаются арифметическому и логическомуконтролю. Оба эти контроля основываются на знании экспертов взаимосвязей междупоказателями и качественными признаками.[3]
— Напоследнем этапе проведения статистического наблюдения анализируются причины,которые вызвали ошибки в заполнении статистических формуляров, иразрабатываются предложения по совершенствованию проведения статистическогонаблюдения. [4]
Цельнаблюдения — получение достоверной информациидля выявления закономерностей развития явлений и процессов.
Объектнаблюдения — статистическая совокупность, вкоторой протекают исследуемые социально — экономические явления и процессы.
Единицанаблюдения — составной элемент объекта,являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицу наблюденияследует отличать от отчетной единицы.
Отчетнаяединица– субъект от которого поступаютданные о единице наблюдения (например, при организации статистическогонаблюдения в капитальном строительстве информация может быть получена отпроектных или подрядных организаций или от предприятий – застройщиков).
Кдокументальному сопровождениюстатистического наблюдения относятся.
1.Программа статистического наблюдения, которая включает определение объекта наблюдения иединиц совокупности; перечень признаков, характеризующих единицы совокупности;перечень вопросов и последовательность их постановки.
2.Статистический формуляр,предназначенный для сбора статистических сведений и обеспечения ихединообразия, что важно при последующей обработке информации.
Обязательнымиэлементами статистического формуляра являются титульная и адресная части.
Титульнаячасть содержитнаименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение,информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр. Адресная часть включаетадрес отчетной единицы и ее подчиненность. Формуляр может иметь разныеназвания: карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д. 3.Инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполненияформы отчетности. [3] Невсякий сбор сведений может называться статистическим наблюдением. Остатистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда изучаютсястатистические закономерности, проявляющиеся в массовых процессах, в большомколичестве единиц совокупности. Поэтому наблюдение считается статистическим,если оно соответствует следующим условиям:
• являетсяпланомерным;
• являетсямассовым;
• являетсясистематическим.
Планомерностьстатистического наблюденияпредполагает, что оно готовится и проводится по заранееразработанному плану, являющего частью общего плана проведения статистическогоисследования; в такой план включаются вопросы методологии, организации, техникисбора информации, контроля ее качества, его достоверности и оформления итоговыхрезультатов. Массовый характер статистического наблюденияозначает, чтооно охватывает количество случаев проявления изучаемого явления, достаточноедля получения достоверных статистических данных, характеризующих совокупность вцелом. Систематичность наблюдения определяется тем, что оно должно проводитьсялибо непрерывно, либо систематически, либо регулярно, так как только такойподход позволяет изучать тенденции и закономерности социально-экономическихявлений и процессов. Примером статистического наблюдения являются опросыобщественного мнения, проводимые с целью изучения мнения граждан по вопросам,представляющим для них интерес.[4] Итак, в результате статистическогонаблюдения должна быть получена только объективная, сопоставимая и достаточнополная информация, позволяющая на последующих этапах исследования обеспечитьнаучно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемогоявления[2].

5.Формы организации и виды статистического наблюдения
Формы,виды и способы статистического наблюдения приведены в таблице 5.1.
Таблица5.1 Формы организации, виды, способы статистического наблюденияФормы организации статистического наблюдения Виды статистического наблюдения Способы статистического наблюдения по времени регистрации фактов
по охвату единиц
совокупности
1. Статистическая
отчетность.
2. Специально организованное наблюдение.
3. Регистровое наблюдение.
1. Текущее или непрерывное.
2. Прерывное:
а)периодическое;
б)единовременное
1. Сплошное
2. Несплошное:
а) выборочное;
б)основного массива;
в) монографическо е.
1. Непосредственное.
2. Документальное.
3. Опрос:
а)экспедиционный;
б) саморегистрации;
в)корреспондентский;
г) анкетный;
д) явочный.
Источник:Кошевой О.С. Основы статистики
 
Формыорганизации.
Встатистической практике используются три организационные формы наблюдения –отчетность, специальное статистическое обследование, регистровое наблюдение.
Статистическаяотчетность – этотакая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляютсведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца.
Особенностьотчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована июридически подтверждена подписью руководителя.
Специальноестатистическоеобследования – организуетсяи проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или дляпроверки ее данных (проведение переписей населения).
Регистровоенаблюдение — этоформа непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами,имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Основанона ведении статистического регистра.
Регистрпредставляет собойсистему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силувоздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждаяединица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из нихостаются неизменными в течении времени наблюдения и регистрируются один раз;другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляется помере изменения; третьи — представляют собой динамические ряды показателей с заранееизвестным периодом обновления. (Например: регистр населения, регистрпредприятий)[3]
Кнаиболее известным относятся два вида регистров: регистры населения и регистрыпредприятий.
Регистрынаселенияпредставляетсобой поименованный и регулярно обновляемый перечень жителей страны. Наблюдениепроводится по следующим признакам: пол, дата и место рождения (постоянныеданные), брачное состояние (переменный признак).Информация в регистр заноситсяна каждого родившегося или прибывшего из-за границы. В случае смерти илиотъезда на постоянное место жительства в другую страну данные из регистраубираются. Такие регистры ведутся в государствах с небольшой численностьюнаселения и по ограниченному числу признаков, так как это требует большихзатрат.
Регистрпредприятийведетсяпо всем видам экономической деятельности. По каждому предприятию в регистренаходятся следующие сведения: время регистрации предприятия; его название;адрес; организационно-правовая форма; организационная структура и структурауправления; виды экономической деятельности; численность занятых; и т.д.
Внастоящее время в Российской Федерации действует единый государственный регистрпредприятий и организаций (ЕГРПО), который содержит данные по всемпредприятиям, организациям, учреждениям, любой формы собственности и любоговида деятельности, в том числе и общественным организациям. В информационномфонде регистра содержатся следующие данные:
— сведения об отраслевой принадлежности и территориальной, вид экономическойдеятельности;
— видсобственности и организационная форма;
— справочные данные (адрес, фамилии руководителей, телефоны, факсы);
— экономические показатели (среднесписочная численность, средства, направленныена потребление, остаточная стоимость ОПФ, уставный фонд и т.д.)
Регистрведется в территориальном разрезе. Если предприятие закрывается, то службаведения регистра получает информацию об этом в течение 10 дней после решенияликвидации комиссией. [4]
Видыстатистического наблюдения.
Взависимости от задач статистического исследования и характера изучаемогоявления учет фактов можно производить:
— систематически, постоянно охватывая факты по мере их возникновения – это будеттекущее наблюдение (отчетность);
— регулярно, но не постоянно, а через определенные промежутки времени – это будетпериодическое наблюдение (переписи населения).
Способыстатистического наблюдения
При непосредственномучете фактов сведения получают путем личного учета единиц совокупности:пересчета, взвешивания, измерения и т.д.
Документальныйспособ сбора статистическойинформации базируется на систематических записях в первичных документах,подтверждающих тот или иной факт.
Вряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросунаселения, который может быть произведен экспедиционным, анкетным или корреспондентскимспособом.
Существуютразличные способы формирования выборочной совокупности. Это, во-первых,индивидуальный отбор, включающий такие разновидности, как собственно случайный,механический, стратифицированный, и, во-вторых, серийный, или гнездовой, отбор[5].
Повремени регистрации фактов различают непрерывное или текущее наблюдение (отчетность, постояннаярегистрация данных по мере их возникновения), периодическое (регистрация помере надобности) и единовременное. Текущее наблюдение используется, например, встатистике бюджетов населения; примерами периодического наблюдения служитперепись населения, единовременного – перепись жилого фонда.
Постепени охвата единиц совокупности различают сплошное и несплошное наблюдение.
Сплошнымнаблюдением называется такое, при котором регистрации подлежат все безисключения единицы изучаемой совокупности. Оно применяется, например, припереписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные исредние предприятия разных форм собственности, учреждения, организации и т.д.
Несплошнымнаблюдением называют такое, при котором обследованию подвергаются не всеединицы изучаемой совокупности, а только их часть, на основе которой можнополучить обобщающую характеристику всей совокупности. Несплошное наблюдениеимеет ряд преимуществ перед сплошным: сокращение времени и затрат, болеедетальная регистрация и т.д. Расширению практики несплошного наблюденияспособствует развитие многоукладной экономики, связанной с увеличением числаобъектов экономической деятельности.
Несплошноенаблюдение подразделяется на наблюдение основного массива, монографическое ивыборочное.
Согласноспособу наблюдения основного массива сбор данных осуществляется только по темединицам совокупности, которые дают основной вклад в характеристику изучаемогоявления. Часть совокупности, о которой заведомо известно, что она не играетбольшой роли в характеристике совокупности, исключается из наблюдения.Например, структуру грузооборота можно изучить, только исследовав крупнейшиетранспортные узлы.
Монографическоенаблюдение представляет собой подробное описание отдельных единиц совокупностидля их углубленного изучения, которое не может быть столь результативным примассовом наблюдении. Обычно, монографические наблюдения проводятся в целяхвыявления имеющихся или намечающихся тенденций развития для изучения ираспространения передового опыта отдельных хозяйств или выявления недостатков вработе отдельных предприятий. примерами монографических наблюдений являютсяобследования работы отдельных предприятий, перешедших в частную собственность.
Наибольшеепризнание и распространение в статистической практике получило выборочноенаблюдение.
Влюбом статистическом обследовании для получения первичных данных могут бытьиспользованы непосредственные наблюдения, документы, опрос.[2]

6.Ошибки статистического наблюдения
Какбы тщательно ни был составлен инструментарий наблюдения, проведен инструктажисполнителей, материалы наблюдения всегда нуждаются в контроле. Это объясняетсямассовым характером статистических работ и сложностью их содержания.[2]
Ошибкаминаблюдения называются расхождения между данными наблюдения и фактическимизначениями признаков исследуемого явления. Ошибки наблюдения разнообразны по происхождению и своемусодержанию.
Взависимости от причин возникновения различают следующие виды ошибок:
• методическиеошибки;
• ошибкирегистрации;
• ошибкирепрезентативности (представительности).
Методическиеошибки возникают в результате использования несовершенных методик, неправильныхтеоретических концепций, лежащих в основе исследования.
Ошибкирегистрации возникают при получении данных об отдельных единицах совокупности вследствие неправильного установления фактов впроцессе наблюдения или неправильной их записи. Они подразделяются на:
-объективные(непреднамеренные) причинойпоявления которых является неправильное восприятие наблюдаемых фактов,неисправность измерительных приборов и неправильная регистрация. Такие ошибкиявляются результатом добросовестного заблуждения регистратора;
— субъективные(преднамеренные) ошибки, возникающие по причине сознательного искажения фактов.К ним относятся всевозможные преднамеренные ошибки и приписки, при которыхопрашиваемый преднамеренно сообщает неправильные сведения; регистраторпреднамеренно воздействует на респондента с целью получения нужного ответа;регистратор преднамеренно искажает в формулярах результаты наблюдения.
Ошибкирепрезентативности(представительности) характернытолько для несплошного наблюдения. Они возникают в результате того, что составотобранной для обследования части единиц совокупности (выборки) не полностьюотражает состав и свойства всей изучаемой совокупности, несмотря на то, чторегистрация сведенийпо каждой отобранной единице была проведена точно.
Поформе проявления (по влиянию на результат) ошибки делятся на:
• систематически;
• случайные.
Систематическиеошибки возникают по какой-то определеннойпричине и вызывают одностороннее искажение значений признака у наблюдаемыхединиц (увеличение илиуменьшение). Они очень опасны, так как величина показателя, рассчитанная вцелом по всей совокупности будет включать накопленную ошибку.
Случайныеошибки являются результатом действияразличных случайных факторов. Они не имеют какой-либо направленности. В больших совокупностях в результатедействия закона больших чисел эти ошибки взаимно погашаются и не оказываютсущественного влияния на точность наблюдения.
Обавида ошибок в любом исследовании выступают совместно и составляют совокупнуюошибку наблюдения Δ:
Δ=σ+ε;
гдеσ — систематическая ошибка наблюдения,
ε- случайная ошибка наблюдения.
Длявыявления и исправления ошибок, данные наблюдения необходимо тщательноконтролировать. [4]
Этапыпроверки достоверности информации
1. Преждевсего проверяется полнота охвата единиц наблюдением. С этой целью проводитсясверка данных по спискам предприятий и организаций; пересчитываются заполненныеанкеты. При проведении массовых социологических обследований часто, кромеосновного списка, составляется дополнительный список респондентов на тот случай,если респонденты из основного списка почему-либо не могли быть опрошены.Дополнительный список формируется так, чтобы при замене респондентов общаяструктура опрашиваемых сохранялась. Поэтому при проверке устанавливаетсясоответствие фактически опрошенных основному и дополнительному спискам.Проверка полноты охвата единиц не связана применением только сплошногонаблюдения. В ходе проверки выявляются недоучет или повторный счет иобеспечение проектируемых пропорций собранных данных. Одновременно на этой стадиипроверяется полнота заполнения каждого формуляра наблюдения — формы отчетности,анкеты и т.д. После такой общей проверки проводится детальная проверка каждогополностью заполненного формуляра. При использовании нескольких формуляровпроверка облегчается, если формуляры напечатаны на бланках разного цвета. Длятого чтобы хорошо организовать проверку, нужно представлять характер возможныхошибок. Все ошибки наблюдения можно назвать ошибками регистрации. Но они имеютразный характер и по-разному сказываются на результатах статистическогоисследования.
2. Послепроверки полноты данных проводится их контроль — счетный (арифметический) илогический. [2]
·   Арифметический(счетный) контроль. Этотвид контроля основан на использовании количественных связей между показателями,которые могут быть проверены арифметическими действиями. Такие связи обычноотражаются в заголовках граф или строк формуляров. Например, графа x = графа y- графа z и т.д. Арифметический контроль используется для проверки итоговыхданных, с его помощью устанавливается наличие ошибки.
·   Логическийконтроль основан наиспользовании логической взаимосвязи показателей, установлении логическогосоответствия между ними. Он не выявляет ошибки наблюдения, а лишь ставит подсомнение правильность полученных данных. Логический контроль заключается впроверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логическогоосмысления или сравнения полученных данных с другими источниками по данномувопросу.
Дляпроверки данных наблюдения обычно составляется схема контроля, в которуювключаются различные виды контроля. При обнаружении ошибок нельзясамостоятельно их исправлять. Для этого необходимо получить дополнительнуюинформацию путем повторного наблюдения. Данные наблюдения считаются принятыми,если они прошли контроль, и в них внесены все необходимые исправления.
Проверкойсобранных данных заканчивается начальная стадиястатистическогоисследования.
Послеэтого можно переходить ко второй стадии исследования — обработке данныхнаблюдения. Обработка заключается в классификации исистематизацииполученного статистического материала, осуществляемыхчерез сводку игруппировку.[4]

Заключение
Вданной работе были рассмотрены основные аспекты темы " задачи статистики иее организации". В результате, можно сделать краткие выводы по параграфам:
1. Историястатистики насчитывает много столетий, однако в науку термин ввел ГотфридАхенваль в 1746 году, тогда статистика понималась как «государствоведение».У истоков статистической науки стояло две школы: немецкая описательная (задачастатистики для них в описании достопримечательностей государства) и английскаяшкола политических арифметиков ( главная задача- выявление закономерностей наоснове большого числа наблюдений). Но суть статистики по-настоящему былараскрыта А.Кетле в третьем направлении – математико-статистическом. В настоящеевремя термин «статистика» приобрел довольно широкое значение.
2.Статистическая совокупность – это множество единиц (объектов, явлений),объединенных единой закономерностью и варьирующих в пределах общего качества[2].Специфическим свойством является массовость единиц, также свойства –вариабельность, однородность.
3. Главныморганом государственной статистики в настоящее время является Росстат. В каждомсубъекте РФ имеется свой региональный комитет по статистике. Статистическиеданные (численность, состав населения…) публикуются в статистических сборниках.Сборники бывают универсальные («статистический ежегодник РФ за… год»)и специализированные (напр. «Промышленность России»), региональныестатистические комитеты также могут выпускать свои собственные статистическиеиздания. Структура Росстата и региональных комитетов соответствует основнымнаправлениям статистических работ (различные управления: стат. планирования,нац счетов, статистики труда и т.д.). Росстат входит в структуру федеральныхорганов исполнительной власти.
4.Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования,представляющая собой научно-организованный сбор массовых данных об изучаемыхявлениях и процессах общественной жизни. Обязательно должно быть массовым исистематическим, то есть в результате будет получена полная, достоверная,объективная информация по конкретному вопросу.
5.Формы организации статистического наблюдения:
1)Отчетность
2)Специальное статистическое обследование
Видыстатистического наблюдения:
Повремени: текущее, периодическое, единовременное
Постепени охвата совокупности: сплошное, несплошное
6.Всегда существует риск ошибки. Статистические работы массовые и порой носятдостаточно сложны характер. В таких случаях проводится проверка учтенных единицнаблюдения, одновременно проверяется полнота заполненной формы (все ли графызаполнены). После общей проверки проводится детальная проверка, котораяспособна выявить ошибки в каждом конкретном случае. Ошибки могут появиться внескольких случаях: по вине объекта наблюдения, ошибки регистратора. Ошибкимогут носить случайный или систематический характер. Контроль ошибок – счетныйи логический.

Списоклитературы
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общаятеория статистики. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 656 с.
2. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие длявузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 463 с.
3. Кошевой О.С. Основы статистики:учебное пособие .- 2005. – 168 с.
4. Сизова Т.М. Статистика: учебноепособие,- ИТМО,- 2005. – 190 с.
5. Чернова Т.В. Экономическая статистика:Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. — 140 с.
6. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов,В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: КнижныйДом, 2003.—1312 с.7. www.expert.ru/printissues/d/2010/16/
8.chaliev.narod.ru/statistics/lection1-predmet-i-metod-statistiki.html
(курс лекций Чалиева А.А.)
9.www.pseudology.org/Reklama/MVD_StatisticHistory.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.